15 ноября 2018

Нива шевроле с какого года выпускается, gm niva

Общая информация об автомобиле

Chevrolet Niva (Шевроле Нива) – пятидверный компактный внедорожник (класс SUV) с постоянным полным приводом. Выпускается с 2002 года по настоящее время на совместном предприятии GM-АвтоВАЗ в г. Тольятти.

История создания

В 1977 году Волжский автомобильный завод начал серийное производство полноприводного внедорожника ВАЗ-2121 «Нива». Простота конструкции и хорошие эксплуатационные качества привели к тому, что модель продолжает выпускаться и по настоящее время, правда, под именем 4х4. Тем не менее, в 1998 году компания АвтоВАЗ представила на Московском автосалоне концепт автомобиля, который должен был прийти на смену привычной Ниве. Концепт получил индекс ВАЗ-2123 и имел не слишком много отличий от предшественника – основным из них стал пятидверный кузов. Выпуск новой модели начался в 2001 году, но финансовые проблемы АвтоВАЗа не позволили внедрить ее в массовое производство. Автомобили выпускались мелкими партиями. В результате было принято решение продать бренд «Нива». Покупателем стал американский концерн General Motors. Американские специалисты внесли в конструкцию новой Нивы около 1700 изменений, в результате которых модель ВАЗ-2123 стала полностью самостоятельной конструкцией.

В сентябре 2002 года на только что запущенном совместном конвейере GM и АвтоВАЗ был произведен первый автомобиль Niva под брендом Chevrolet. После того, как в 2006 году права на марку «Нива» окончательно перешли GM, было принято решение переименовать старую модификацию ВАЗ-2121 в «Lada 4×4». В 2009 году произошло обновление Chevrolet Niva: автомобиль получил новый дизайн, другую отделку салона, лучшую шумоизоляцию и прочие технические усовершенствования. В 2012 году появилась информация о сроках выпуска третьего поколения Chevrolet Niva. Официальный сайт компании GM-АвтоВАЗ анонсировал появление модели в 2015 году. Пока неизвестно, будет ли она создана на существующей платформе или конструкторы используют что-нибудь другое. Скорее всего модель получит новую линейку моторов, в том числе бензиновый от GM и дизельный от FIAT.

Технологические особенности и характеристики

Отличий Chevrolet Niva от обычной Нивы очень много. Дизайн автомобиля выполнен в совершенно другом стиле, приближенном к модельному ряду Chevrolet. Задняя дверь стала отрываться вбок, а не вверх. Также на этой двери стало крепиться запасное колесо, которое у ВАЗ-2121 находилось в подкапотном пространстве. Подвеска, силовой агрегат и трансмиссия существенных изменений не претерпели. После рестайлинга 2009 года Chevrolet Niva стала оснащаться морозостойкими бамперами, которые стали выдерживать удар на 5 км/ч при -40 градусах. Также добавился такой аксессуар, как отделение для очков в потолке. Гамма цветов Chevrolet Niva с 2013 года расширилась до 11 вариантов.

Помимо базовых версий внедорожника, Шевроле Нива также имеет ограниченные или концептуальные разработки. Выпускавшийся в 2006-2008 годах ограниченным тиражом Chevrolet Niva FAM-1 оснащалась 1,8-литровым двигателем Opel Z18XE, АБС и коробкой передач от Suzuki Vitara. Существует тюнинговая модификация Chevrolet Niva Trophy, со шнорхелем, местом для крепления лебедки и самоблокирующимися дифференциалами повышенного трения в редукторах. К 100-летию марки Chevrolet был приурочен выпуск 300 автомобилей ограниченной серии под названием Chevrolet Niva Limited Edition, схожей по оснащению с Шевроле Нива Трофи, но дополнительно имеющей 16-дюймовые черные литые диски и внедорожные шины Continental. Существуют проекты Chevrolet Niva с кузовом пикап и фургон.

Интересные факты

В ходе производства Chevrolet Niva 100% двигателей проходят испытания на моторных стендах, а раздаточные коробки и КПП испытываются в шумовых кабинах. Три процента изготовленных Шевроле Нива проходят 40-километровые испытания по специальной программе тестирования GM.

Для проведения рестайлинга в 2009 году был проведен конкурс среди 6 дизайнерских ателье. Победу одержала известная итальянская компания «Bertone», на счету которой также разработка дизайна Lamborghini Diablo и Alfa Romeo Pandion.

На Chevrolet Niva Limited Edition ездит генеральный директор компании GM-АвтоВАЗ Джеффри Гловер. Он предпочел ее корпоративному Шевроле Тахо.

Шевроле Нива стала причиной «киноляпа» в культовом сериале «Бригада». В одной из серий, описывающих события 1995 года, в картинку попала Chevrolet Niva, выпуск которой начался только в 2002 году.

Плюсы и минусы в сравнении с одноклассниками

Основное преимущество по сравнению с одноклассниками – легкость конструкции, благодаря которой увеличивается проходимость автомобиля. Chevrolet Niva удачно сочетает в себе классические достоинства старой Нивы и комфорт городского внедорожника. Chevrolet Niva имеет постоянный полный привод – в отличие от основного «соперника» − Renault Duster.

Главные недостатки Chevrolet Niva – слабый 80-сильный мотор, который обеспечивает очень скромную динамику, отсутствие АБС и высокий уровень шума в салоне. Также не на высоте безопасность. В результате испытаний, проведенных журналом «Авторевю» в 2003 году, Шевроле Нива получила только 1,6 балла из 16.

Цифры и награды

Chevrolet Niva – самый продаваемый внедорожник в России в 2004-2008 годах, согласно статистики Ассоциации Европейского бизнеса.

Рестайлинговая Chevrolet Niva получила в 2009 году профессиональную премию автожурналистов «Внедорожник года» в двух номинациях – «SUV» и «Премьера года».

В 2012 году Chevrolet Niva получила награду «За высокое эксплуатационное качества» на киевском автошоу SIA-2012.

С 2002 по 2012 годы было произведено около 430 000 автомобилей Chevrolet Niva.

В 2005 году Шевроле Нива вошла в пятерку самых угоняемых автомобилей.

В Тольятти официально заявили о намерениях интегрировать культовую марку Niva обратно в модельный ряд. Такая возможность появилась у АвтоВАЗа после того, как завод полностью выкупил предприятие GM-Avtovaz, владевшее до недавнего времени правами на знаменитый суббренд.

По данным Motor1 Россия, внедорожник, ранее известный как Chevrolet Niva, сменит «материнский» бренд на Lada, но, очевидно, заменой логотипа изменения на заводе и ограничатся. В Тольятти пока не проявляют особого стремления заниматься рестайлингом модели, хотя и рассчитывают заметно нарастить производство: продажи внедорожной линейки Lada должны увеличиться примерно вдвое по сравнению с нынешними показателями. По словам представителей завода, прежде, чем задумываться об обновлении, следует обучить дилеров работать с уже имеющимся продуктом. На это, по предварительным планам, уйдет весь наступивший год.

При этом Lada Niva и 4×4 будут существовать в модельной линейке АвтоВАЗа параллельно, а исключить внутреннюю конкуренцию тольяттинцы планируют за счет манипуляций с ценами. Это не означает, что Lada 4×4, недавно пережившая очередной рестайлинг, подешевеет – скорее, подорожает Niva. Производить и продавать культовые внедорожники завод собирается, пока на них есть спрос – даже в том случае, если все же будет доведен до логического завершения проект «Нивы» нового поколения. Если это действительно свершится, в линейке Lada будет три внедорожника.

А намерения АвтоВАЗа, похоже, весьма серьезны. По нашим данным, дебют совершенно новой «Нивы» вопреки более ранним планам намечен на 2023 год, причем проект, разрабатывавшийся в начале прошлого десятилетия и так и не перевоплотившийся в новую модель (на первом фото), похоронен. Преемника в Тольятти собираются создавать «с нуля» – возможно, на базе «тележки» Renault Duster. Уж очень упорные слухи ходят об этом в последнее время.

Поделились в Тольятти и некоторыми цифрами касательно итогов 2019 года. По данным завода, российский авторынок просел на 2%, но даже на фоне снижения продаж бренд Lada установил рекорд реализации за восемь последних лет. В прошлом году россияне приобрели 362 356 автомобилей Lada, что на 1% больше, чем в 2018-м, а самой популярной моделью стала Lada Granta. Кроме нее, в топ-10 российских продаж вошли Lada Vesta (на втором месте) и Lada Largus (на седьмой позиции).

Уходящий General Motors

Американский автомобильный концерн General Motors окончательно ушел из России. 9 декабря стало известно, что он подписал соглашение с АвтоВАЗ, по которому продал российской компании 50% акций совместного предприятия GM-AVTOVAZ. Как сообщила пресс-служба российского автопроизводителя, стороны не раскрывают условий проведенной сделки.

Согласно подписанному соглашению, российское предприятие продолжит производство и продажу автомобиля Niva под маркой Chevrolet. В дальнейшем машина получит имя LADA. Кроме того, переименование ждет и предприятие GM-AVTOVAZ.

АвтоВАЗ расстанется с General Motors

Никаких изменений для сотрудников обеих компаний не планируется. Все действующие контракты с поставщиками и дилерскими центрами Niva останутся в силе на протяжении всего переходного периода.

Президент и генеральный директор АО «АвтоВАЗ» Ив Каракатзанис поблагодарил партнеров из General Motors за долгое и плодотворное сотрудничество. Он отметил, что в рамках заключенного соглашения АвтоВАЗ получит второй классический внедорожник в своей линейке.

«Предложение NIVA органично дополнит легендарный 4×4 и поддержит дальнейшее развитие АвтоВАЗ», — подчеркнул он и отметил, что новое соглашение станет отправной точкой для развития и повышения удовлетворенности покупателей автомобилем NIVA.

GM-AVTOVAZ стало одним из первых предприятий в российском автопроме с участием иностранного капитала. Стороны подписали совместный контракт еще в 2001 году, а в 2002-м на базе тольяттинского автозавода началась сборка первых автомобилей. Изначально партнеров было трое: 16,78% акций принадлежали Европейскому банку реконструкции и развития, но в 2012 году партнеры выкупили акции и разделили их поровну.

В 2015 году General Motors покинул Россию. Компания закрыла свой завод в Санкт-Петербурге, а продажи автомобилей Opel и Chevrolet прекратились, за исключением топовых моделей. GM-AVTOVAZ оставался последним активом американского концерна, который среди первых иностранных автопроизводителей пришел в Россию и первым же ее покинул.

Комфортный внедорожник

Главным автомобилем, который до сих пор выходит с конвейера GM-AVTOVAZ, является внедорожник Chevrolet Niva. За последние несколько лет машину модернизировали, но второе поколение этих автомобилей на свет так и не вышло, хотя его представляли на Московском автомобильном салоне еще в 2014 году. Однако проверенная основная модель внедорожника до сих пор пользуется спросом.

По данным агентства «Автостат», в октябре этого года продажи Chevrolet Niva на российском рынке составили 1920 автомобилей. Это позволило автомобилю вернуться в ТОП-25 самых продаваемых моделей в России после пяти месяцев отсутствия. Всего с января по октябрь в России продали 17 436 внедорожников Chevrolet Niva (падение на 25% по сравнению с прошлым годом).

В рейтинге внедорожников с полным приводом и стоимостью менее одного миллиона рублей первое место детищу GM-AVTOVAZ не досталось. Chevrolet Niva уступила своей сводной сестре LADA 4×4. Средняя цена за этот автомобиль составила 565 тысяч рублей. А вот второе место заслуженно получила Chevrolet Niva, чья цена составила 757 тысяч рублей.

Автоэксперт и партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто в беседе с «360» заявил, что внедорожники GM-AVTOVAZ пользовались устойчивым спросом в регионах. По проходимости они хуже, чем привычная всем LADA 4X4, а по уровню комфорта намного лучше.

По словам эксперта, считать конкурентами эти два автомобиля не стоит, несмотря на их одинаковые платформы и агрегаты.

«Они стоят разных денег. Chevrolet Niva подороже будет и комфортабельней. В том числе наличие пяти дверей, в отличие от трех у LADA 4X4. И внешне он смотрится посовременнее», — отметил Игорь Моржаретто.

Он подчеркнул, что производство Chevrolet Niva точно не прекратится, так как продажи этого автомобиля приносят устойчивый доход. А спрос на него вряд ли упадет в ближайшее время.

«Сколько лет его выпускают, столько лет деньги за произведенную модель капают. <…> Несмотря на то, что модель одна и та же, но она осовременилась со временем, появились различные модификации. Но по сути она та же самая и просто работает и приносит чистую прибыль», — подытожил он.

Лада 4х4 (в прошлом — Нива) с апреля 1977 года собирается в корпусе №62 Волжского автозавода — это отдельное здание, не связанное напрямую с другими конвейерами. Официально площадка именуется сборочно-кузовным производством — СКП Лада 4х4. Кроме собственно конвейера, в этом же корпусе располагаются почти все другие участки производственного процесса: сварочный, окрасочный, механосборочный. За почти сорок прошедших лет оборудование нивовского корпуса сильно устарело и износилось, поэтому АвтоВАЗ уже несколько раз его модернизировал. Но то были паллиативные меры, вроде перевода грунтования на катафорез. Теперь же руководство решилось на радикальный шаг: полностью перенести сборку Лады 4х4 из отдельного СКП на третью нитку главного конвейера.

Раньше эта нитка была перестроена в соответствии с требованиями производственной системы AIMS (Alliance Integrated Manufacturing System) альянса Renault-Nissan и предназначалась для сборки Весты. Но после решения Бу Андерссона о переносе производства Весты в Ижевск третья нитка фактически «оголилась»: сегодня там собирают только пятидверную Ладу 4х4 (ВАЗ-2131), переехавшую на главный конвейер из ликвидированного ОПП, а также Приору, для которой 2017 год должен стать последним. Сейчас эта линия загружена менее чем на 15%: при мощности в 220 тысяч автомобилей в год там собирают около 30 тысяч.

Решение о закрытии СКП Лада 4х4 зрело давно. Сейчас к нему вернулись благодаря инициативе Патриса Андре, советника президента АвтоВАЗа Николя Мора. В январе этого года Андре был одним из менеджеров по переносу производства ВАЗ-2131 из ОПП и хорошо знает тему. Кстати, первоначально сборку пятидверного внедорожника хотели организовать в том же 62-м корпусе, но оказалось, что старый конвейер нужно почти полностью переделать под более длинную машину, и тогда пятидверка прописалась на главном конвейере.

Перенос туда же производства и «классической» Лады 4х4, увы, не решит проблему малой загрузки третьей нитки. Если первоначальный план на этот год составлял 40 тысяч «коротких» внедорожников силами отдельного СКП, то на 2017 год служба маркетинга пока что заказала заводу лишь 25 тысяч машин. Зато качество старушки Нивы (как минимум покраска) обещает улучшиться.

Приказ под номером 863 «Об открытии проекта и организации переноса окраски и сборки семейства автомобилей Lada 21214 и модификаций из СКП Лада 4х4 в СКП» был подписан 23 ноября. К началу декабря службы завода должны подготовить ТЭО, подсчитать бюджет мероприятия, составить план работ. Сам перенос начнется 26 декабря, в первый день «зимних каникул», и продлится месяц. При этом сварка трехдверных кузовов все равно останется в 62-м корпусе. А сборку подрамников, раздаточных коробок и передних мостов перенесут в главный корпус.

Пресс-служба завода на запрос Авторевю ответила, что «весь персонал цехов окраски и сборки трехдверной версии 4х4, включая инженерные кадры, будет переведен в штат сборочной линии №3. Сотрудникам предложат и другие возможности продолжения карьеры». Сколько всего людей предполагается перевести на новое место — не уточняется. Также нет официальной информации о том, чем теперь загрузят площади корпуса 62. По нашим данным, старый конвейер демонтируют, а на его месте организуют участок изготовления штамповой оснастки.

Занятно, что с появлением первой информации о смене «прописки» Лады 4х4 по Тольятти поползли слухи о начале масштабного перераспределения российских производственных мощностей альянса Renault-Nissan. Дескать, Весту вернут из Ижевска обратно, как раз в освобождающийся корпус 62. Хотя монтировать новый конвейер в старом нивовском цехе бессмысленно, ведь рядом есть недозагруженная третья нитка главного конвейера, уже полностью готовая для сборки Весты! Но дыма без огня…

Перенос сборки Весты в Тольятти действительно обсуждается, несмотря на категоричное нет, сказанное по поводу этой инициативы Николя Мором. Новый председатель совета директоров Сергей Скворцов в настоящий момент изучает все варианты оптимизации производства в рамках альянса Renault-Nissan, в том числе перепрофилирование завода ИжАвто под мелкосерийные проекты и полную консервацию московского завода Renault (бывший Автофрамос) с концентрацией всей сборки в Тольятти. По нашей информации, такая оптимизация может начаться в 2018 году — в том случае, если в 2017 году не появится признаков оздоровления российского авторынка.