08 ноября 2018

Количество зарегистрированных автомобилей по регионам: сколько в России автолюбителей?

Период кризиса обусловил существенные изменения в автопарке России. К 2014 г. регистрации легковых авто, приобретенных в салоне, упали на 44,2%. По данным аналитического агентства «Автостат», эти показатели соответствовали ситуации 2005 г. Однако уже в 2015 г. стала заметна тенденция к стабилизации регистрационных данных, о чем свидетельствует статистика: парк легкового автотранспорта по итогам года увеличился на 6,3%, что в количественном эквиваленте составило примерно 1 280 000 единиц техники. Стоит отметить, что стоимость нового автомобиля выросла по сравнению с 2014 годом на 56-57 тысяч и составила 1 млн. 56,7 тыс. руб.

Сколько авто было поставлено на учет в 2016 году?

Автомобилизация государства, хоть и замедленными темпами из-за санкций и кризисных явлений, в начале 2016 г. продолжилась. На каждую тысячу россиян приходилось 283 зарегистрированные машины, что на 11 больше, чем год назад. Лидерами по обеспеченности автомобилями стали Приморье и Камчатский край, что было обусловлено ввозом через Дальний Восток японских иномарок с пробегом. Наблюдался спад реэкспорта, когда жители соседних государств покупали авто в России (курс рубля делал такие покупки выгодными для тех, кто откладывал на машину в долларах), однако регистрировали на территории своих стран. По данным Госавтоинспекции на конец февраля 2016 г. рост количества зарегистрированных авто составлял 1,5% по сравнению с тем же периодом 2015 г. Показатели официального ресурса ГИБДД свидетельствуют, что за 10 лет автопарк России вырос примерно на 65%. Статистика по типам зарегистрированных ТС представлена в таблице 1.

Таблица 1 — Количество зарегистрированных авто в России на июль 2016 г., млн. шт.

Тип транспортного средства Доля, % Количество машин Легковые авто 83,6 41,08 Легкая коммерческая техника 8,04 3,95 Грузовики 7,51 3,69 Автобусы 0,79 0,39 Всего 100 49,11

По данным аналитического агентства «Автостат»

Глава пресс-отдела аналитического агентства «Автостат» А. Тимерханов отмечал, что обеспеченность автотранспортом в РФ гораздо ниже, чем в европейских государствах, США. Однако, по словам эксперта, показатели растут с каждым годом, несмотря на отрицательную рыночную динамику кризисного периода. Средний возраст легковой автомашины — 12,5 лет, однако более трети парка машин уже перешагнули 15-летний рубеж. Около 58% легковых авто иностранного производства, а 20% парка состоит из внедорожников, кроссоверов. Данные о регистрации легковых и грузовых авто по некоторым регионам России представлены в таблице 2.

Таблица 2 — Количество легковых и грузовых машин, зарегистрированных в регионах на 01.07.2016 г.

Регион Легковые авто, млн. Грузовые авто, тыс. Москва 3,799 177 Московская область 2,536 144,8 Краснодарский край 1,677 135 Ростовская область 1,236 111,2 Республика Татарстан 1,188 105,4

По данным аналитического агентства «Автостат»

По итогам 2016 г. в РФ прошли регистрацию 395,4 тыс. автобусов. На 1 января 2017 г. в столице было зарегистрировано более 19 тыс. автобусов, на второй позиции — Краснодарский край с показателем 15,8 тыс., на третьей ступени — Подмосковье, где прошли регистрацию 14,5 тыс. шт. Около 10 тыс. было зарегистрировано в Санкт-Петербурге, Республике Татарстан, Новосибирской, Иркутской областях. Более 70% автобусов принадлежит юрлицам, 27% от общего числа — машины иностранного производства. Автобусный парк в России на 45% состоит из техники старше 45 лет.

Сколько ТС было зарегистрировано в 2017 году?

Показатели 2017 г. демонстрировали рост автопарка России и повышение покупательской способности граждан. По подсчетам Ассоциации европейского бизнеса за первое полугодие 2017 г. было продано около 849 тыс. легковых авто и коммерческой техники, что на 8,5% превышало показатели того же периода 2016 г. На 1000 человек в столице приходилось 400 авто, о чем свидетельствуют статистические данные ГИБДД. Это самые высокие показатели автомобилизации по регионам РФ. По итогам 2017 г. количество зарегистрированных транспортных средств выросло почти на полтора процента по сравнению с 2016 г. Данные по типам автотранспорта представлены в таблице 3.

Таблица 3 — Количество зарегистрированных ТС в России на январь 2018 г., млн. шт.

Тип транспортного средства Доля, % Количество машин Легковые авто 79 44,1 Мотоциклы 3,6 2 Грузовики 10,7 6 Автобусы 0,56 1 Всего 100 56

По данным аналитического агентства «Автостат»

Лидером по обеспеченности ТС оказалась столица и Московская область, где на январь 2017 г. было зарегистрировано более 6 млн. единиц техники. Такие показатели превышают данные 2016 г. на 300 000 шт. Статистика по регистрации легковых, грузовых авто и автобусов в некоторых регионах России представлена в таблице 4.

Таблица 4 — Количество легковых, грузовых машин и автобусов, зарегистрированных в регионах на 01.07.2017 г. По данным аналитического агентства «Автостат»

Среди легковых авто около 59% иномарок, а средний возраст автомобиля превышает 12,5 лет. При этом 1/3 часть всех легковых машин старше 15 лет. Еще старше грузовики, средний возраст которых почти достиг 20 лет, а 2/3 машин старше 15 лет. Юрлицам принадлежит 53% грузового автопарка России. Средний возраст российских автобусов — 15,5 лет, при этом почти половина — старше 15 лет. 72% всего автобусного парка зарегистрирована на юридических лиц. Автобусы-иномарки не превышают и трети от общего количества единиц техники, при этом экологическим требованиям уровня Евро-4 соответствует всего 15%.

Последнее десятилетие, по данным ГИБДД, отмечается ростом частного автопарка на 65%. Традиционный прирост по регистрации составляет полтора процента, что характерно для послекризисных лет. Лидерами по обеспеченности ТС выступают столица и Московская область, что обуславливает усиление пробок и аварий на дорогах. При этом на фоне мировых столиц Москва выглядит весьма скромно, поскольку не входит в десятку городов с наиболее перегруженной системой дорог. Лидеры по количеству регистраций — легковые автомашины, значительно уступают им грузовики и мотоциклы, а в числе аутсайдеров находятся автобусы.

Советуем почитать: Можно ли не ставить автомобиль на учет 0/5 (0 голосов)

По мнению налогового ведомства, машина имеется у каждого третьего из совершеннолетних граждан.

Такие данные появились после обобщения информации об уплате транспортного налога по предыдущим годам. На данный момент известно, что в РФ насчитывается около 38 миллионов собственников транспортных средств. То есть, каждый третий может причислить себя к автовладельцам.

Большинство из владельцев (около 80 процентов) имеют в своем распоряжении автомобили с мощностью мотора до 150 лошадиных сил. Впрочем, в основном люди стараются не выходить за порог двигателя в 100 «лошадей».

Специалисты налоговой инспекции объясняют стремление к маломощным автомобилям финансовой экономией. Ведь хозяева новых машин с крупными двигателями платят транспортный налог в разы больше.

Напомним, что собственник машины должен ежегодно платить по ней транспортный налог на основании извещения от органа ФНС. По 2017 году нужно рассчитаться до 1 декабря года текущего.

  • Дождь нам только в радость. Тест-драйв SUV-шин Viatti Bosco H/T V-238

Смотреть все фото новости >>

Российский парк легковых автомобилей, который по европейским меркам и так находится в преклонном возрасте, все время стареет. Виной тому – почти двукратное падение продаж новых автомобилей, причем примерно половина из проданных в 2009 году автомобилей сразу получали год возраста, так как компании распродавали стоки 2008 года выпуска. Между тем более половины машин, которые колесят по российским дорогам, старше десяти лет и формально подлежат утилизации. Начавшаяся в России утилизационная программа призвана создать полноценную систему утилизации автохлама, чтобы при условии восстановления и дальнейшего роста автомобильных продаж российский автопарк помолодел до показателей развитых стран.
Средний возраст легковых автомобилей в нашей стране на начало 2010 года составил 12,9 года согласно данным агентства «Автостат”. Годом ранее этот показатель был на уровне 12 лет, причем по итогам 2008 года благодаря буму рынка новых иномарок российский автопарк несколько помолодел – с 12,7 года. В целом по сравнению с большинством развитых стран мира автомобильный парк в России достаточно стар. Для сравнения, средний возраст легковых автомобилей в Европе составляет примерно 8,5 лет, а в США – 9,2 года. Как отмечают эксперты, более половины (51,4%) автомобилей, эксплуатирующихся сейчас на территории России, имеют возраст старше десяти лет, тогда как в Европе таких машин менее трети (32,4%). На долю свежих автомобилей (до пяти лет) в нашей стране приходится чуть более четверти парка (28%), а в Европе этот сегмент занимает почти 35%. При этом почти четверть российского автопарка (23,3%) – вообще старше двадцати лет от роду. Правда, в это число входят и «мертвые души” – совсем старые машины, которые, скорее всего, уже практически не эксплуатируются, но по-прежнему стоят на учете в ГИБДД России.

По данным агентства «Автостат”
Кстати, наиболее возрастной парк сосредоточен на Дальнем Востоке (17,7 года), в Сибири (15,2 года) и в Калининградской области, где средний возраст машин составляет 19 лет. По словам экспертов, это объясняется тотальным доминированием на местных авторынках подержанных иномарок. А самые молодые парки – в Татарстане (9,1 года), Пермском крае (9,3 года) и Москве (9,8 года), где прирост парка происходит в основном за счет новых машин. Несмотря на падение российского авторынка, в количественном выражении парк легковых автомобилей в 2009 году увеличился. Правда, его прирост по сравнению с предыдущими годами серьезно замедлился – до 3,3%. По состоянию на начало 2010 года в России числилось немногим более 33 млн легковых автомобилей – это пятый показатель в Европе после Германии, Италии, Франции и Великобритании. Стоит отметить, что прирост российского автопарка в прошлом году обеспечили исключительно иномарки, которые увеличили свою долю свыше чем на 2%, до 36,4%. Их парк вырос более чем на 1 млн единиц, до 12 млн машин, причем наибольший прирост – на 27% – показали иномарки российского производства. В то же время количество автомобилей отечественных марок практически не изменилось и составляет 21 миллион штук. Так, крупнейший среди марок парк автомобилей Lada в прошлом году продолжил сокращаться – его доля снизилась с 42,5% до 40,8%. А сильнее всего (на 9,3% в 2009 году) уменьшается парк автомобилей «Москвич”, который является наиболее старым в России.
Между тем в концепции «Автопром-2020” прогнозируется, что через десять лет российский парк легковых автомобилей может достигнуть отметки в 52 млн единиц. Иными словами, количество машин в нашей стране вырастет более чем в 1,5 раза. Изменится и возрастная структура парка, который должен заметно помолодеть. Согласно концепции развития автопрома России, в 2020 году автомобили возрастом до шести лет будут составлять половину российского автопарка. На машины до 12 лет придутся 30%, остальные автомобили будут старше этого возраста.

По данным агентства «Автостат”
Залогом столь бурного роста и омоложения автопарка должна стать низкая автомобилизация в нашей стране. Так, согласно данным агентства «Автостат”, по состоянию на начало 2010 года средний показатель обеспеченности автомобилями в России составил 233 машины на 1000 жителей. Иными словами, на автомобиле ездит почти каждый четвертый россиянин. А ведь еще в 1997 году этот показатель равнялся 118 автомобилям и с тех пор неуклонно увеличивался. Между тем по автомобилизации населения Россия серьезно отстает от стран Западной Европы, где на 1000 жителей приходится 508 автомобилей. По сравнению с Японией наша страна проигрывает еще больше – в Стране восходящего солнца показатель автомобилизации составляет 540 машин на 1000 жителей. А лучше всех обеспечены автомобилями американцы – в США на 1000 человек приходится 776 машин с учетом вездесущих американских пикапов.
Правда, россиянам не достичь таких показателей и через десять лет. Согласно концепции «Автопром-2020”, к обозначенному году автомобилизация в нашей стране составит 363 машины на 1000 жителей. То есть владеть автомобилем будет каждый третий житель России. Любопытно, что один из самых низких показателей по обеспеченности автомобилями в Китае – всего 26 машин. Неслучайно эта страна с миллиардным населением в условиях экономической стабильности и роста благосостояния населения стала мировым лидером по продажам автомобилей.

Александр Чупров

Прошел месяц с выхода статьи по итогам рынка коммерческого транспорта за 2019 год. За это время эксперты подкинули массу интересных выкладок, которые требуют дополнительного осмысления, в частности по рынку грузовиков. Делимся с вами нашими соображениями.

Напомним, аналитическое агентство «Автостат» и Russian Automotive Market Research (RAMR) сошлись во мнении, что рынок грузовиков в 2019 году упал на 1,7–2%. Вполне ожидаемый результат, если учесть ситуацию в экономике на протяжении всего прошедшего года.

Была, правда, надежда выйти в ноль на волне повышения тарифов утилизационного сбора, но не вышло. Хотя все сегменты рынка и показали уверенный рост: кто ж захочет переплачивать…

Но вот что интересно. На самом деле спрос был еще больше, просто дилеры не смогли переварить тот вал, который на них обрушился. Как следствие, часть техники просто перешла на январь 2020 года. В итоге некогда провальный январь стар рекордным. Грузовики в плюсе 19,1%, LCV — 7,1%, автобусы — аж 51,4%!

Такое впечатление, что на ближайшие полгода это последние плюсы в статистических данных компаний.

Многие автопроизводители и дилеры пока не определились с новыми ценами на технику. Накинуть для получения приемлемой прибыли — значит потерять клиента, а продавать себе в убыток вряд ли кто захочет. Хотя заходит речь и о диверсификация мировой цены, но это могут позволить себе немногие.

По итогам 2019 года емкость рынка новых грузовых автомобилей составила 497,8 млрд рублей (+6,2%). Средневзвешенная цена на новые грузовые автомобили увеличилась на 8,2% по сравнению с 2018 годом и составила 6 218 666 рублей

В повышение цены было заложено многое: инфляционные ожидания, повышение всевозможных тарифов, затраты на сертификацию техники на российском рынке. Не остались в стороне от этого процесса и продавцы подержанных машин. В 2019 году с продажи грузовой техники с пробегом на российском рынке было получено 558,1 млрд рублей — на 8,6% больше, чем в 2018-м. Средневзвешенная цена на подержанные грузовые автомобили выросла на 6,9% к показателям прошлого года — до 2 093 453 рублей. Действовали практически те же факторы, за исключением сертификации. Зато предложение авторизованного сбыта подержанной техники, причем с гарантией, не могло не отразиться на конечной цене.

В прошлом году лучший финансовый результат принадлежал КАМАЗу. Дилеры этой марки продали новых грузовиков на 151,0 млрд рублей. Далее следует Scania, продажи автомобилей которой в денежном выражении составили 58,4 млрд рублей. Также в первую тройку вошла Volvo Trucks с результатом 57,6 млрд рублей.

Среди региональных рынков лидером по финансовому результату стала Московская область, где по итогам 2019 года было продано новой грузовой техники на 48,5 млрд рублей. Емкость рынков Москвы и Республики Татарстан, которые также вошли в тройку лидеров, составила 42,0 млрд и 32,0 млрд рублей соответственно.

Ситуация с продажей «бэушной» коммерческой техники практически та же самая. Лидер — КАМАЗ. На покупку подержанных грузовых автомобилей этой марки было потрачено 156,0 млрд рублей — на 20,0% больше, чем годом ранее. Также в тройку лидеров по емкости рынка вошли Scania (52,2 млрд рублей) и Volvo Trucks (46,1 млрд рублей).

Среди российских регионов лидером по емкости рынка грузовиков с пробегом стала также Московская область. В регионе по итогам 2019 года было продано подержанных грузовых автомобилей на 43,2 млрд рублей. В тройку лидеров также вошли Москва и Краснодарский край, где на покупку грузовой техники с пробегом было потрачено 32,3 млрд и 27,9 млрд рублей соответственно.

Представленные выкладки в комментариях, в общем-то, не нуждаются. Там, где выделены государственные деньги, — там и продажи. Чего стоит только строительство развязок, объездов, диаметров, радиусов и прочей дорожной инфраструктуры в Московском регионе.

Согласно данным Russian Automotive Market Research, на 1 июля 2019 года парк грузовых автомобилей у нас в стране составил 3 млн 496,0 тыс. единиц.

Сейчас данный сегмент можно условно разделить на четыре основных составляющих: отечественная техника, западноевропейская, японо-южнокорейская и китайская. У каждой свои принципы ценообразования, качество сборки и надежность.

Про отечественных автопроизводителей, надо думать, распространяться нет надобности: с ними и так все понятно.

Западноевропейские бренды отличает высокая цена, вместе с тем они по большей части гарантируют высокую надежность, экономичность и низкие эксплуатационные издержки. Обычно приоритет такой технике отдается, когда экономика на подъеме.

Далее идут японские и южнокорейские автопроизводители, так называемая группа JK-4, по версии RAMR: Hino, Isuzu, Mitsubishi Fuso и Hyundai. Их доля в парке грузовой техники составляет 5%, в количественном выражении это 175,7 тыс. грузовых автомобилей. Практически половину парка грузовых автомобилей Hino, Hyundai, Isuzu и Mitsubishi Fuso занимают фургоны, 26,7% приходится на бортовую или тентованную технику.

В российском парке грузовых автомобилей JK-4 техники старше 20 лет 35,5%, в то время как во всем парке грузовой техники доля таких автомобилей — 51,4%. Доля автомобилей до 5 лет в парке брендов Hino, Hyundai, Isuzu и Mitsubishi Fuso составляет 18,3%, а во всем парке грузовиков — 10,1%.

Особняком располагаются автопроизводители грузовых машин из Поднебесной. Их отличает низкая цена при нестабильном качестве. Причем последнее обстоятельство можно было бы игнорировать, учитывая качество отечественной техники. Другой вопрос — посредственный маркетинг китайских компаний на российском рынке. Желание продавать, не вкладывая в организацию фирменного сервиса, сводит на нет преимущества низкой цены. Не потому ли из некогда заявленных двух десятков брендов реально на нашем рынке работает лишь пять-семь.

В свое время в строительном сегменте такое положение вещей приводило к приобретению китайских самосвалов на один проект. После чего техника списывалась или попросту закапывалась в котловане за ненадобностью. Как выяснилось, на данный момент ситуация не слишком отличается.

Кстати, согласно данным Russian Automotive Market Research по сохранности остаточной стоимости наиболее востребованных моделей китайских самосвалов. Через 3 года эксплуатации с результатом 73,6% лидирует Shaanxi SX3258. Через 7 лет владения наибольшая остаточная стоимость отмечается у модели Howo ZZ3327 — 30,6%. Остаточная стоимость других моделей из первой шестерки варьируется от 25 до 28%.

Вот только интересно, кто же эксплуатирует китайские самосвалы после 3–5 лет, когда строительный цикл крупного объекта как раз столько и составляет?

Пока же ожидаем очередную порцию аналитики от наших коллег, дающих нам повод для размышлений о российском рынке коммерческого транспорта.