Кавз 49471

Коротко про основные модели и историю капотных автобусов на шасси ГАЗ.

Мы ассоциируем капотные автобусы в первую очередь с автобусами Курганского завода (КАВЗ), но на самом деле производством автобусов на шасси грузовиков ГАЗ занималось множество предприятий, а начиналось всё непосредственно с Горьковского автомобильного завода, а точнее на тот момент с «Автобусного цеха» нижегородского автомобильного завода им. Молотова.

Горьковский автобусный завод, г.Нижний Новгород
Ожидаемо первыми пассажирскими автобусами ГАЗ стали «коробочки», изготовленные на базе легендарной «полуторки» ГАЗ-АА, выпускаемых с 1933 года на автобусном филиале ГАЗа. Модель получила индекс ГАЗ-03-30 и была рассчитана на 17 пассажиров. Кузов изготавливался из древесины, и обшивался снаружи стальными листами. Данный автомобиль стал самым массовым отечественным автобусом довоенного периода, и, хотя изначально предназначался для служебных перевозок, работал и на городских маршрутах. В 1950 году автобус сняли с производства. В общем тираже было выпущено приблизительно 15 000 ГАЗ-03-30, а так же примерно 12 000 санитарных автобусов ГАЗ-55-55. Кроме того выпускались в военные годы штабные автомобили, полевые кухни, походные кузницы.

В 1946 году предприятие по сбору автобусов перевели в статус самостоятельного завода, который получил название «Горьковский автобусный завод» («ГЗА», чтобы не было путаницы). Предприятие создает новую модель на шасси ГАЗ-53 – ГЗА-651. Но финансовые трудности поставили крест на заводе, специализирующегося на производстве автобусов, и постановлением Совета министров СССР в 1951 году перепрофилировали ГЗА на выпуск средств связи. Документация и оборудование были переданы на Павловский завод им. Жданова.

Аремкуз, г.Москва
В 1947 году на Московском заводе «Аремкуз» была выпущена модель автобуса АКЗ-1. В основу модели легло шасси ЗИС-8, и после кузов адаптировали под шасси ГАЗ-ММ. Конструктивно автобус был так же деревометаллическим. Было выпущено таких автомобилей единицы.

В 1954 году «Аремкуз» выпустил совершенно новый автобус уже на шасси ГАЗ-51. Данный автомобиль конструктивно повторял автобус ГЗА-651, но отличался более простым остеклением и отсутствием указателям направления рейса. На базе этого автомобиля выпускали и грузовые версии, и различные варианты спецтехники. Проект так же был передан для освоения сборки другим предприятиям СССР. К сожалению, в 2005 году предприятие было закрыто, и сейчас территория завода является заброшенной зоной в центре Москвы.

Павловский автобус, г.Павлово Нижегородской области
Здесь в 1952 году после реконструкции Завода по производству автотракторного инструмента и его переименовании в Павловский автобусный завод имени Жданова была налажена сборка автобусов ГЗА-651. На базе этого автобуса наладили производство штабной машины (ПАЗ-654), инкассаторский (ПАЗ-655) и хлебный фургон (ПАЗ-657). В 1957 году запустили в производство пассажирский автобус ПАЗ-651А, отличавшийся от ГЗА-651 цельнометаллическим кузовом. В этом же году весь комплект технической документации отправили на строящийся в тот момент Курганский автобусный завод (КАВЗ).

В 1959 году завод начал вести разработку нового капотного автобуса уже на шасси ГАЗ-52 с прежним кузовом ПАЗ-651А. Автобус получил индекс ПАЗ-671, и аналогично документация на него была передана на Курганский завод. С 1961 года Павловский автобус прекратил производство капотных автобусов и перешел только на автомобили вагонной компоновки.

Курганский автобусный завод, г.Курган
После передачи технической документации и подготовки производственных цехов в 1958 году было налажено производство капотных автобусов в г.Курган. Изначально автобусы ПАЗ-651А и его модификации собирали из комплектующих, поступавших с Павловского завода, но со временем перешли на детали собственного производства. В 1960 году конструктора предприятия даже попытались создать модель собственной разработки — КАВЗ-985, но отсутствие опыта и сложность конструкции модели не позволили автобусу попасть в производство. С 1962 года, с момента выхода предприятия на проектную мощность, и прекращения поставки комплектующих с Павловского завода, автобусы из Кургана получили собственную марку.

В 1971 году завода начинает выпускать новую модель с совершенно новым кузовом — КАВЗ-685, разработанного на шасси грузовика ГАЗ-53Ф. Специально для этой модели Горьковский автомобильный завод наладил производство автобусного шасси ГАЗ-53А-1040 с двухконтурной тормозной системой и задней подвеской с четырьмя амортизаторами. Соответственно вскоре было налажено и производство различных фургонов и спецтехники на базе КАВЗ-685.

В 1991 году запустили производство модель КАВЗ-3976, сменившую шасси на ГАЗ-33074-1010. В данном исполнении автобус продержался на предприятии вплоть до 31 декабря 2007 года, когда модель окончательно завершила свою историю. За период существования модель КАВЗ-3976 получила множество модификаций и различные оснащения. Это и удлиненная версия, и автолавка, северная версия, грузопассажирская, и прочие модели, в том числе с различными двигателями, а так же полноприводная версия КАВЗ- 39766 на шасси ГАЗ-3308 «Садко».

Так же капотные автобусы на шасси грузовых автомобилей производили:

1-й Симферопольский АРЗ им. Куйбышева / Симферополь
Тартуский авторемонтный завод №3) / Эстония, Тарту
Каунасский ремонтный завод автобусных кузовов / Литва, Каунас
Рижский завод автобусных кузовов / Латвия, Рига
БАРЗ (Борисовский авторемонтный завод) / Беларусь, Борисов
Луганский авторемонтный завод) / Украина, Ворошиловград (Луганск)
Семеновский ремонтно-механический завод / Нижегородская обл., Семенов
И другие предприятия

Подробнее про них вы можете прочитать в статьях Николая Маркова и Дениса Дементьева.

Как считаете, есть ли в современное время потребность в таких автобусах?

Дебютная модель в точности повторяла уже зарекомендовавшие себя в Советском Союзе капотные автобусы Горьковского (ГЗА) и Павловского (ПАЗ) заводов с тем же циферным кодом — 651. Их производство в связи с растущей потребностью в 1950-е распространили на целый ряд предприятий автопрома — от эстонского Тарту до Краснодарского края. А спустя некоторое время в Кургане перешли на выпуск эксклюзивных моделей — и они оказались востребованными не только в СССР, но и далеко за его пределами. «РГ», вспоминая о славном прошлом КАвЗа, собрала несколько любопытных фактов о легендарных моделях «носатого» советского автобуса.

1. С точки зрения дизайна первая модель КАвЗ-651 стала своеобразным шагом назад, после которого два хрестоматийных шага вперед в Кургане не решались делать почти три с половиной десятилетия. Уже после войны на советских дорогах появились привычные сегодня автобусы «вагонной компоновки» с длинным округлым салоном и двумя раздвижными дверями (в частности, их делали на столичном заводе ЗиС). Однако 651-е ГЗА, ПАЗ и КАвЗ были сделаны на манер довоенных автобусов, собранных на базе грузовиков — с длинным капотом от ГАЗ-51. Это сказывалось и на вместительности. Сидя в салоне могли ехать только 19 пассажиров, при этом стоять было не слишком комфортно из-за низкого потолка, обшитого изнутри деревянными листами.

2. Появление в 1971 году КАвЗ-685 «прорывом» в автомобилестроении не стало. Но эти автобусы делали на базе более новых грузовиков ГАЗ-53, что позволило добавить два пассажирских места, приподнять потолок салона и дать чуть больше простора водителю, сиденье которого отгородили от остальных. В то время и на Павловском, и на Ликинском автобусных заводах уже перешли на бескапотные модели ПАЗов и ЛиАЗов, в целом, отвечавшие международным стандартам. В Кургане же первые автобусы современного типа выпустили только в 1992 году.

3. Интересно, что при видимой консервативности базовых моделей некоторые послевоенные павловские и курганские автобусы стали по-настоящему уникальными. Например, КАвЗ-651 «Рица», который, правда, собирали не на Урале, а в Сочи, представлял собой симпатичный прогулочный автобус с открывающимся брезентовым тентом. А ПАЗ-651Г — в нем было всего 15 посадочных мест в виде откидных сидений — использовали, в основном, в качестве ритуального транспорта. Стоит отметить и две модификации 651-го ПАЗа, не предназначенные для транспортировки пассажиров. Это ПАЗ-657, в котором было четыре отсека для перевозки хлебобулочных изделий, и удивительный ПАЗ-661, где вместо продовольственных лотков разместили специальные трубы для развешивания верхней одежды.

4. В 1960 году в Кургане предприняли попытку создать эксклюзивную модель — КАвЗ-985 с безрамным сварным кузовом. Новый автобус внешне не имел ничего общего с популярной 651-й моделью, позаимствовав у нее лишь агрегатную базу. Однако поставить новинку на поток на заводе не смогли. Это требовало серьезной модернизации предприятия, которая могла помешать главной задаче — массовому выпуску простых и недорогих машин. Кроме того, инженерам не удалось избежать ошибок при проектировке 985-й модели, в частности, с размещением световых приборов. И вместо того, чтобы заняться доработкой нового автобуса, в Кургане решили сосредоточиться на проверенном.

5. Внешняя схожесть курганских автобусов с грузовыми автомобилями ГАЗ, на базе которых их и создавали, вполне объяснима. Как минимум дважды творческий порыв заводских дизайнеров прерывали рекомендации из высоких чиновничьих кабинетов: дескать, «чем проще — тем лучше». Так, кабины первых автобусов КАвЗ-651 отличались от базовых ГАЗовских более округлой решеткой радиатора и прямоугольными «поворотниками», размещенными под ветровым стеклом. Но уже скоро «модернизация» модели упростила ее… до узнаваемости. В случае с «апгрейдом» передней части 658-й модели, дело дальше создания опытных образцов не пошло. В итоге на КАвЗе так и не появилась оригинальная «сетчатая» решетка радиатора, на которую навесили сразу четыре фары. Не исключено, что эти изыски запретили из-за внешнего сходства с импортными капотными автобусами, которые до сих пор пылят на дорогах экзотических стран.

6. «Носатые» КАвЗ-685, выглядевшие более старомодно, чем бескапотные машины, тоже пришлись ко двору в странах третьего мира. В свое время их активно поставляли в страны Африки и Латинской Америки, причем в экспортном исполнении и двух модификациях — для умеренного и тропического климатов. Интересно, что в Кургане создали и другие спецификации этой модели: «северную» (автобус был оснащен дополнительными отопителями и был способен работать в условиях морозов до минус 60 градусов) и «горную» (для перемещения на высоте до 4000 метров, где могли понадобиться специальные упоры-башмаки, тормоз-замедлитель и фара-прожектор).

7. Последний серийный «носатый» КАвЗ, созданный в 1989 году на базе новой модели ГАЗ-3307 и легко узнаваемый по рубленным формам капота, получил индекс 3976 — как спецмашина, а не автобус. Оказывается, он не соответствовал целому ряду санитарных и эргономических норм, принятых для пассажирского транспорта. В Кургане, впрочем, к большему и не стремились, создав, по сути, машину для служебных перевозок. Тем более что в сельской местности КАвЗы все равно продолжали использовать на межрайонных маршрутах.

8. Любопытно, что при создании 3976-й модели одним из главных признаков модернизации стало изменение схемы открывания передней двери. КАвЗы предыдущих поколений запомнились особым рычажным механизмом, с помощью которого водитель, слегка наклоняясь, приводил в действие дверь. К слову, их было три — еще, собственно, для самого водителя и в задней части. Последняя позволяла использовать салон для перевозки крупногабаритных грузов, в случае необходимости превращая автобус, например, в катафалк. В 3976-й модели пресловутый рычаг убрали, и теперь пассажиры при выходе открывали дверь сами. При этом водитель мог автоматически заблокировать замок — в целях безопасности.

9. Производственную линию, настроенную на выпуск капотных автобусов, на Курганском заводе решили демонтировать только в 2008 году. К тому моменту на предприятии разнообразили производственную «линейку» машинами на удлиненной колесной базе, которые были способны перевозить 28 человек. Правда, со временем вместительность салона сократили… ради удобства пассажиров. Не слишком уютные скамейки заменили на более комфортабельные места, а их удалось расставить лишь 22. Кроме того, в конце 1990-х курганские машиностроители пробовали посадить свои фирменные «коробочки» на базу более мощного грузовика «ЗИЛ», создав КАвЗы с индексами 4229. Впрочем, ни эти новинки, ни, по сути, уже бескапотные автобусы на шасси легких грузовиков «Бычок» и «Валдай», рынок не завоевали.

10. Зато широко востребованными стали первые российские «школьные» автобусы, которые в Кургане разработали в 2001 году. В этом случае капотная компоновка салона была явным преимуществом — такие машины считаются более безопасными. Ярко-желтые КАвЗы на длинном шасси оборудовали ремнями безопасности и системой громкой связи, а в салоне нашлось место для портфелей и сумок с одеждой или обувью. «Школьные» автобусы прижились даже в соседних странах. Популярность им придавали не столько технические характеристики, сколько внешнее сходство со знаменитыми американскими капотными «коллегами».

Курганский автобусный завод ООО (КАВЗ): сайт, адрес, телефон, продукция, дилеры, история, продажа, производство
Адресная карта

Логотип Курганский автобусный завод ООО (КАВЗ)
Информация о компании Курганский автобусный завод ООО (КАВЗ)
Виды деятельности: Производство автобусов.
Контактная информация
Страна: Россия
Почтовый адрес: 640008, Россия, Курган, ул. Автозаводская. 5
ФИО руководителя компании Шалаев Олег Викторович
Официальный сайт Курганский автобусный завод ООО (КАВЗ) : http://kavz.gaz.ru/
Электронная почта предприятия: e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Полное наименование: Курганский автобусный завод Общество с Ограниченной Ответственностью
Краткое наименование: КАВЗ
Тел. 44-42-10, 44-90-42, 44- 92-28
Код АМТС 3522

Продукция и услуги предприятия Курганский автобусный завод ООО (КАВЗ)

Производство и продажа автобусов на шасси ГАЗ, ритуальных автомобилей, вахт.

Дилеры Курганский автобусный завод ООО (КАВЗ)

Информация о торговых представителях (дилеры, дистрибьютеры и др.) данным заводом не предоставлена. По вопросам приобретения продукции обращаться в департамент продаж предприятия.

История Курганский автобусный завод ООО (КАВЗ)

С полной историей предприятия можно ознакомиться на официальном сайте компании. Год основания — 1958 год, указан в летописи завода. Компания входит в состав дивизиона «Русские Автобусы» Группа ГАЗ.
Курганский автобусный завод ООО (КАВЗ) на карте — адрес и схема проезда
640008, Россия, Курган, ул. Автозаводская. 5
Краткая анкета компании
Производство и продажа различных модификаций автобусов для перевозки пассажиров, спецтехники для ритуальных услуг, спецавтобусов для перевозки вахтовых и ремонтных бригад, включая снаряжение.
Компания Курганский автобусный завод ООО (КАВЗ) расположена по адресу: 640008, Россия, Курган, ул. Автозаводская. 5
По ниже указанным телефонам можно связаться с представителями компании Тел. 44-42-10, 44-90-42, 44- 92-28. Для оперативной связи можно воспользоваться электронной почтой e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. На официальном сайте предприятия Курганский автобусный завод ООО (КАВЗ) http://kavz.gaz.ru/ размещена подробная информация о компании.
Почтовый адрес, телефон, факс, адрес официального сайта компании, электронный адрес и другие данные о предприятииКурганский автобусный завод ООО (КАВЗ) являются справочными, полнота и достоверность, которых может быть подтверждена только официальным руководством предприятия.
Если Вы считаете, что информация о компании, размещенная на этой странице устарела — напишите нам об этом на e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Тел. 44-42-10, 44-90-42, 44- 92-28
Код АМТС 3522