[Решено] Как проверить катушку зажигания на рено логан?

Renault Logan › Logbook › Катушка зажигания — копаем глубже Недавно дождливым утром, после того как машина нормально завелась, двигатель начал троить (второй

Renault Logan ›
Logbook ›
Катушка зажигания — копаем глубже

Недавно дождливым утром, после того как машина нормально завелась, двигатель начал троить (второй раз за полгода). Секунд через 20 всё пришло в норму, но пришло осознание что проблема не в спавшем проводе, а в катушке зажигания.

Чтение форумов, натолкнуло на проверку катушки на предмет трещин и они были найдены.

Трещины на катушке

Катушка фирмы Valeo, тоже подвержена проблеме

Поездка в сервис ничего не дала (машина ещё полгода на гарантии). Инженера по гаратии трещины на катушке совсем даже не смутили и он невозмутимым видом предложил записаться на диагностику. Причём не забыл вежливо сообщить, что если проблема себя не проявит, мне придётся отдать 800 рублей.

С учётом того, что за полгода проблема вылазила всего два раза, а недорогую новую катушку можно купить в районе тысячи рублей, пришлось этому инженеру сказать спасибо…

Копейка рубль бережёт, поэтому решил сначала попробывать решить проблему сам, благо трещины пока ещё не такие большие. Чтение форумов сводилось к мысли о том, что трещины появляются из за неудачного расположения катушки близко к горячему двигателю. Народ советует её поднять повыше и заодно на всякий случай подложить какой нибудь теплоизолирующий материал.

Немного отвлечённо поразмыслив, решил что дело не столько в близком расположении катушки, сколько в том что она крепится на выступах клапанной крышки через которые тепло очень хорошо начинает нагревать катушку в районе крепления. На мой взгляд, трещины рядом, лучшее тому свидетельство. Почему я пришёл к такому выводу:

1. Берём к примеру лобовое стекло, оно часто трескается от перепада температур, другим материалам это не чуждо.
2. Теплопроводность воздуха мала, это всё даки один из лучших теплоизоляторов, потому если речь идёт о нагреве катушки, она прогревается от него более менее равномерно.
3. Теплопроводность алюминия и железа велика, на ряду с большой массой (и тепловой ёмкостью катушки) получаем что тепло передаётся через ножки и вот этот перекос как раз и может приводить к деформациям.
4. Когда снимал катушку, она была еле тёплая, а вот болты крепления были конкретно горячие.

Отсюда сделал для себя два вывода:

1. Катушку надо поднимать, но желательно в качестве подкладки использовать не железо (гайки шайбы и прочее), а что нибудь не проводящее тепло, например пластик.
2. Чтобы тепло не проходило на корпус через шляпку болта, под неё для профилактики можно подложить специальные стопорные шайбы. Судя по схеме, корпус катушки должен сидеть на массе, поэтому совсем уж её изолировать наверное не стоит.

В результате сначала очистил катушку от грязи и замазал трещины силиконовым герметиком. На всякий случай вырезал из первого попавшегося под руку материала (вроде похож на изолон) прокладки. Нашёл небольшие пластиковые шайбы и собрал конструкцию как показано ниже. Длины штатных болтов хватило.

Замазал трещины строительным силиконовым герметиком

Нашёл вот такие шайбочки (от серверной стойки)

Вырезал прокладки из изололона (3 штуки, т.к. материал тонкий)

Закрепляем, шайбочки немного приклеял

Длины штатных болтов хватило

На сколько хватит старой катушки покажет время, пока проблема себя больше не проявляла.

P.S. Удивляет что инженеры РЕНО до сих пор не устранили этот неприятный косяк.

Описание конструкции системы управления двигателем Рено Логан

Схема электронной системы управления двигателем Рено Логан:
1 — аккумуляторная батарея;
2 — выключатель зажигания;
3 — главное реле;
4 — коммутационный блок;
5 — реле включения кондиционера;
6 — реле малой скорости вентилятора системы охлаждения;
7 — блок управления вентиляцией, отоплением и кондиционированием;
8 — вентилятор;
9 — комбинация приборов;
10 — реле большой скорости вентилятора системы охлаждения;
11 — датчик давления хладагента;
12 — датчик давления усилителя рулевого управления;
13 — диагностический разъем (колодка диагностики);
14 — электронный блок управления двигателем;
15 — реле питания топливного насоса и катушки зажигания;
16 — топливный модуль;
17 — адсорбер системы улавливания паров бензина;
18 — датчик скорости автомобиля;
19 — датчик детонации;
20 — датчик абсолютного давления воздуха;
21 — регулятор холостого хода;
22 — датчик температуры воздуха на впуске;
23 — датчик положения дроссельной заслонки;
24 — форсунка;
25 — датчик положения коленчатого вала;
26 — катушка зажигания;
27 — датчик температуры охлаждающей жидкости;
28 — свеча зажигания;
29 — датчик концентрации кислорода;
30 — компрессор кондиционера

Элементы электронной системы управления двигателем (ЭСУД):
1 — катушка зажигания;
2* — разъем диагностики;
3 — форсунка;
4* — датчик детонации;
5 — регулятор холостого хода;
6 — датчик положения дроссельной заслонки;
7 — датчик температуры воздуха на впуске;
8 — датчик абсолютного давления воздуха;
9* — датчик скорости автомобиля;
10 — электронный блок управления двигателем;
11 — блок предохранителей и реле в моторном отсеке;
12 — датчик температуры охлаждающей жидкости;
13* — датчик положения коленчатого вала;
14 — датчик концентрации кислорода;
15 — свеча зажигания
* Элемент на фото не виден.

Двигатель оснащен системой распределенного впрыска топлива (на каждый цилиндр отдельная форсунка) с электронным управлением и системой снижения токсичности отработавших газов.
Система управления двигателем состоит из электронного блока управления (ЭБУ) двигателем, датчиков параметров работы двигателя и автомобиля, а также исполнительных устройств. ЭБУ представляет собой мини-компьютер специального назначения, в его состав входят оперативное запоминающее устройство — ОЗУ и программируемое постоянное запоминающее устройство — ППЗУ.

Электронный блок управления двигателем (ЭБУ) обрабатывает информацию от датчиков системы управления, получает сигналы от выключателя кондиционера и датчика давления гидроусилителя руля, а также управляет исполнительными устройствами, такими как топливный насос, форсунки, катушка зажигания, регулятор холостого хода, электромагнитный клапан продувки адсорбера, вентилятор системы охлаждения, электромагнитная муфта компрессора кондиционера. При включении зажигания ЭБУ выдает управляющий сигнал на главное реле, а при выключении зажигания — задерживает выключение главного реле на время, необходимое для подготовки к следующему включению (для завершения вычислений, установки регулятора холостого хода, управления электровентилятором системы охлаждения).
ЭБУ также выполняет диагностические функции системы управления двигателем (бортовая система диагностики). ЭБУ определяет наличие неисправностей элементов системы управления и сохраняет в своей памяти коды неисправностей. При обнаружении неисправности, во избежание негативных последствий (прогорание поршней из-за детонации, повреждение каталитического нейтрализатора в случае возникновения пропусков воспламенения топливовоздушной смеси, превышение предельных значений по токсичности отработавших газов и пр.), ЭБУ включает сигнализатор неисправности в комбинации приборов (на части автомобилей) и переводит систему на аварийные режимы работы. Суть их состоит в том, что при выходе из строя какого-либо датчика или его цепи ЭБУ для управления двигателем применяет замещающие данные, хранящиеся в ППЗУ.
При этом могут ухудшиться некоторые параметры работы двигателя (мощность, приемистость, экономичность), но движение с такими неисправностями возможно и автомобиль может самостоятельно доехать до СТО. Исключением является датчик положения коленчатого вала, при его неисправности двигатель работать не может. Коды неисправностей остаются в памяти ЭБУ и могут быть считаны с помощью диагностического стенда, подключаемого к диагностическому разъему. ЭБУ закреплен на задней стенке площадки аккумуляторной батареи и закрыт металлическим кожухом.

Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) установлен на картере сцепления, над маховиком. Датчик выдает ЭБУ информацию о частоте вращения и угловом положении коленчатого вала. Датчик — индуктивного типа, реагирует на прохождение вблизи своего сердечника зубьев, выполненных на маховике. Зубья расположены на диске с интервалом 6 °. Для синхронизации с ВМТ поршней 1–4 цилиндра один зуб из 60 срезан, образует впадину, и один зуб двойной. При прохождении двойного зуба и впадины мимо датчика в нем генерируется так называемый «опорный» импульс синхронизации. При вращении маховика изменяется магнитный поток в магнитопроводе датчика — в его обмотке наводятся импульсы напряжения переменного тока. По количеству и частоте этих импульсов ЭБУ рассчитывает фазу и длительность импульсов управления форсунками и катушкой зажигания.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) установлен в левом торце головки блока цилиндров, в районе 1-го цилиндра.
Датчик выдает информацию о температуре охлаждающей жидкости ЭБУ и указателю температуры охлаждающей жидкости в комбинации приборов.
Датчик представляет собой терморезистор с отрицательным температурным коэффициентом, т. е. его сопротивление уменьшается при повышении температуры. ЭБУ подает на датчик стабилизированное напряжение +5 В и по падению напряжения на датчике рассчитывает температуру охлаждающей жидкости, значения которой используются в большинстве функций управления двигателем.
При возникновении неисправности датчика или его цепей ЭБУ включает вентилятор системы охлаждения на постоянный режим работы и рассчитывает значение температуры по обходному алгоритму.

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) установлен на оси дроссельной заслонки и представляет собой датчик потенциометрического типа.
На один конец его обмотки подается от ЭБУ стабилизированное напряжение +5 В, а другой соединен с «массой» ЭБУ. С третьего вывода потенциометра (ползунка) снимается сигнал для ЭБУ. Периодически измеряя выходное напряжение сигнала ДПДЗ, ЭБУ определяет текущее положение дроссельной заслонки для расчета угла опережения зажигания и длительности импульсов впрыска топлива, а также для управления регулятором холостого хода.
При выходе из строя датчика или его цепей ЭБУ рассчитывает предполагаемое значение положения дроссельной заслонки по частоте вращения коленчатого вала, абсолютному давлению и температуре воздуха на впуске.

Датчик детонации (ДД) ввернут в резьбовое отверстие задней стенки блока цилиндров, в районе 3-го цилиндра.
Пьезокерамический чувствительный элемент датчика генерирует сигнал напряжения переменного тока, амплитуда и частота которого соответствуют параметрам вибраций двигателя. При возникновении детонации амплитуда вибраций определенной частоты возрастает. При этом для гашения детонации ЭБУ корректирует угол опережения зажигания.

Датчик концентрации кислорода (ДКК) установлен в выпускном коллекторе. Датчик предназначен для контроля содержания кислорода в отработавших газах.
ЭБУ рассчитывает длительность импульса впрыска топлива по таким параметрам, как абсолютное давление и температура воздуха на впуске, частота вращения коленчатого вала, температура охлаждающей жидкости, положение дроссельной заслонки. По сигналу от ДКК о наличии кислорода в отработавших газах ЭБУ корректирует подачу топлива форсунками так, чтобы состав отработавших газов был оптимальным для эффективной работы каталитического нейтрализатора.
Кислород, содержащийся в отработавших газах, создает на выходе датчика разность потенциалов, изменяющуюся приблизительно от 100 до 850 мВ. Низкий уровень сигнала соответствует бедной смеси (наличие кислорода), а высокий уровень — богатой (кислород отсутствует). Когда ДКК находится в холодном состоянии, выходной сигнал датчика отсутствует, т. к. его внутреннее сопротивление в этом состоянии очень высокое — несколько МОм (система управления двигателем работает по разомкнутому контуру). Для нормальной работы датчик концентрации кислорода должен иметь температуру не ниже 300 °С, поэтому для быстрого прогрева после пуска двигателя в него встроен нагревательный элемент, которым управляет ЭБУ. По мере прогрева сопротивление датчика падает и он начинает генерировать выходной сигнал. Пока датчик не прогреется, ЭБУ управляет системой впрыска, не учитывая показания датчика. Как только датчик прогреется, ЭБУ отключает нагрев датчика и начинает учитывать сигнал датчика концентрации кислорода для управления топливоподачей в режиме замкнутого контура.
Датчик концентрации кислорода может быть «отравлен» в результате применения этилированного бензина или использования при сборке двигателя герметиков, содержащих в большом количестве силикон (соединения кремния) с высокой летучестью. Испарения силикона могут попасть через систему вентиляции картера в камеру сгорания. Присутствие соединений свинца или кремния в отработавших газах может привести к выходу датчика из строя. В случае выхода из строя датчика или его цепей ЭБУ заносит в свою память соответствующий код неисправности и управляет топливоподачей по разомкнутому контуру.

Датчик скорости автомобиля (ДСА) установлен сверху на картере коробки передач. Датчик приводится от шестерни, установленной на коробке дифференциала.
Принцип действия датчика скорости основан на эффекте Холла. Датчик выдает на ЭБУ прямоугольные импульсы напряжения с частотой, пропорциональной скорости вращения ведущих колес. Количество импульсов датчика пропорционально пути, пройденному автомобилем. ЭБУ определяет скорость автомобиля по частоте импульсов. При выходе из строя датчика или его цепей ЭБУ заносит в свою память код неисправности.

Датчик абсолютного давления воздуха (ДАД) установлен во впускном трубопроводе слева (по ходу автомобиля).
Датчик содержит чувствительный пьезоэлемент и нагрузочный переменный резистор. На резистор датчика ЭБУ подает стабилизированное напряжение +5 В. Пьезоэлемент датчика реагирует на изменение давления (разрежения) во впускном трубопроводе и изменяет эталонное напряжение, подаваемое на нагрузочный резистор. Это изменение напряжения ЭБУ учитывает при расчете количества воздуха, поступившего в двигатель.
При выходе из строя датчика или его цепей ЭБУ заносит в свою память код неисправности.

Датчик температуры воздуха (ДТВ) установлен во впускном трубопроводе слева (по ходу автомобиля).
Датчик представляет собой терморезистор с отрицательным температурным коэффициентом, т. е. его сопротивление уменьшается при повышении температуры. Датчик изменяет свое сопротивление в зависимости от температуры воздуха во впускном трубопроводе. Информацию, поступающую от датчика, ЭБУ учитывает при расчете состава топливовоздушной смеси и для регулировки угла опережения зажигания.
При выходе из строя датчика или его цепей ЭБУ заносит в свою память код неисправности.

Система зажигания входит в состав системы управления двигателем и состоит из катушки зажигания, высоковольтных проводов и свечей зажигания. При эксплуатации система не требует обслуживания и регулирования, за исключением замены свечей.
Четырехвыводная катушка зажигания представляет собой блок из двух катушек. Управление током в первичных обмотках катушек осуществляется ЭБУ в зависимости от режима работы двигателя. К выводам вторичных (высоковольтных) обмоток катушек подключены свечные провода: к одной обмотке — 1-го и 4-го цилиндров, к другой — 2-го и 3-го. Таким образом, искра одновременно проскакивает в двух цилиндрах (1–4 или 2–3) — в одном в конце такта сжатия (рабочая искра), в другом — в конце такта выпуска (холостая). Катушка зажигания — неразборная, при выходе из строя ее заменяют.
Свечи зажигания с помехоподавительным резистором сопротивлением 4–10 кОм. Зазор между электродами свечи — 0,9–1,0 мм, размер шестигранника под ключ — 16 мм. В связи с постоянным направлением тока во вторичных обмотках катушки ток искрообразования у каждой пары свечей, работающих одновременно, всегда протекает с центрального электрода на боковой — для одной свечи, и с бокового электрода на центральный — для другой.
Реле и предохранители системы впрыска топлива расположены в монтажном блоке, установленном в моторном отсеке (см.»Электрооборудование»).

Диагностический разъем установлен в вещевом ящике панели приборов. Разъем закрыт пластмассовой крышкой.

Работа системы управления двигателя Рено Логан

При включении зажигания ЭБУ активирует систему управления: включает топливный насос для создания необходимого давления в топливной рампе и обрабатывает сигналы датчиков температуры охлаждающей жидкости и положения дроссельной заслонки для расчета состава топливовоздушной смеси при пуске двигателя. Если в течение этого времени проворачивание коленчатого вала стартером не началось, ЭБУ через 2 с выключает топливный насос и вновь включает его после начала проворачивания.
При работе двигателя ЭБУ обрабатывает информацию датчиков (положения коленчатого вала, положения дроссельной заслонки, температуры охлаждающей жидкости, абсолютного давления воздуха, температуры воздуха на впуске, скорости автомобиля, концентрации кислорода в отработавших газах, давления гидроусилителя руля). ЭБУ в зависимости от режима работы двигателя управляет работой форсунок, катушки зажигания, регулятора холостого хода, клапана продувки адсорбера, вентилятора системы охлаждения двигателя. При включении кондиционера ЭБУ увеличивает частоту вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу и подает сигнал на включение муфты компрессора кондиционера. Угол опережения зажигания ЭБУ рассчитывает в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя, нагрузки на двигатель и температуры охлаждающей жидкости.
Состав смеси регулируется длительностью управляющего импульса, подаваемого на форсунки, — чем длиннее импульс, тем больше подача топлива, и наоборот.
При отсутствии сигнала с датчика положения коленчатого вала (вал не вращается или неисправен датчик и его цепи) ЭБУ отключает подачу топлива в цилиндры. Подача топлива отключается и при выключении зажигания, что предотвращает самовоспламенение смеси в цилиндрах двигателя.
Во время торможения двигателем (при включенной передаче и сцеплении), когда дроссельная заслонка полностью закрыта, а частота вращения коленчатого вала двигателя велика, впрыск топлива не производится для снижения токсичности отработавших газов.
При падении напряжения в бортовой сети автомобиля ЭБУ увеличивает время накопления энергии в катушке зажигания (для надежного поджигания горючей смеси) и длительность импульса впрыска (для компенсации увеличения времени открытия форсунки). При возрастании напряжения в бортовой сети время накопления энергии в катушке зажигания и длительность подаваемого на форсунки импульса уменьшаются.
ЭБУ управляет включением электровентилятора системы охлаждения (через реле) в зависимости от температуры двигателя, частоты вращения коленчатого вала и работы кондиционера (если он установлен). Электровентилятор системы охлаждения включается, если температура охлаждающей жидкости превысит допустимое значение.

При обслуживании и ремонте системы управления двигателем Рено Логан всегда выключайте зажигание (в некоторых случаях необходимо отсоединить клемму провода от «минусового» вывода аккумуляторной батареи). При проведении сварочных работ на автомобиле отсоединяйте жгуты проводов системы управления двигателем от ЭБУ. Перед сушкой автомобиля в сушильной камере (после окраски) снимите ЭБУ. На работающем двигателе не отсоединяйте и не поправляйте колодки жгута проводов системы управления двигателем, а также клеммы проводов на выводах аккумуляторной батареи. Не пускайте двигатель, если клеммы проводов на выводах аккумуляторной батареи и наконечники «массовых» проводов на двигателе не закреплены или загрязнены. ЭБУ содержит электронные компоненты, которые могут быть повреждены статическим электричеством, поэтому не прикасайтесь руками к его выводам.


При появлении таких неисправностей в работе двигателя автомобиля Рено Логан 1 как: двигатель «троит», двигатель «двоит» (работают только две свечи), дергается в движении, «провал» при нажатии на педаль «газа», пропал холостой ход, затрудненный запуск, большой расход топлива имеет смысл провести проверку модуля зажигания (катушки зажигания).

Необходимые инструменты

— Ключ TORX 30

— Омметр, мультиметр, тестер или иной прибор для измерения сопротивления

— Комплект заведомо исправных свечей зажигания

Подготовительные работы

— Снимаем модуль зажигания с двигателя автомобиля

Отсоединяем от модуля наконечники высоковольтных проводов и разъем жгута проводов. Ключом TORX 30 отворачиваем три винта крепления модуля зажигания к клапанной крышке двигателя и снимаем его. Подробнее: «Особенности снятия и установки модуля зажигания автомобилей Рено Логан 1».

— Очищаем от загрязнения

Протираем сухой и чистой ветошью.

Порядок проверки модуля (катушки) зажигания автомобиля Рено Логан 1

Проверяем первичные обмотки катушек зажигания на «обрыв»

Подключаем измерительный прибор в режиме омметра к выводам «С» и «А» соединительной колодки модуля зажигания (одна первичная обмотка). Обозначения выводов имеются на штекере колодки. Потом к выводам «С» и «В» (вторая первичная обмотка). При исправных обмотках прибор покажет некоторое сопротивление. При «обрыве» сопротивление будет стремиться к нулю.

Проверяем вторичные обмотки катушек зажигания на «обрыв»

Измерительным прибором в режиме омметра измеряем сопротивление между выводами «1» и «4» модуля зажигания (см. фото выше). Аналогично замеряем сопротивление между выводами «2» и «3» модуля зажигания. И в первом и во втором случае сопротивление должно быть одинаковым и находиться в пределах 7 кОм. Если оно различно или сопротивление стремится к бесконечности («обрыв»), то модуль зажигания подлежит замене.

Проверяем наличие трещин и отслоений на корпусе модуля зажигания

Даже в случае исправности первичной и вторичной обмоток, модуль может работать с перебоями из-за утечки тока через трещины в корпусе (особенно в сырую погоду). Трещины следует зачистить и залить эпоксидной смолой.

Проверяем обмотки катушек зажигания на «пробой» (короткое замыкание)

  • Сбрасываем давление в системе питания: поднимаем подушку заднего сиденья, снимаем соединительную колодку жгута проводов с топливного модуля, пускаем двигатель и даем ему поработать пока не заглохнет, после чего прокручиваем его стартером 2-3 секунды. Колодку обратно не подсоединяем.
  • Снимаем наконечники высоковольтных проводов со свечей зажигания и присоединяем к ним запасной комплект заведомо исправных свечей зажигания.
  • Связываем свечи проволокой за резьбовую часть и закрепляем на «массу» (например, за двигатель).
  • Устанавливаем модуль зажигания на двигатель и присоединяем к нему колодку жгута проводов.
  • Помощник прокручивает двигатель стартером, на свечах должно наблюдаться попарное (1-4, 3-2) возникновение искры, что свидетельствует об исправности модуля зажигания и отсутствия «пробоя» в его обмотках.

После проверки модуля зажигания устанавливаем на него высоковольтные провода согласно имеющейся на проушинах его крепления нумерации и отсчета цилиндров от коробки передач.

Примечания и дополнения

— Неисправности: двигатель «троит», двигатель «двоит» (работают только две свечи), дергается в движении, «провал» при нажатии на педаль «газа» и пр. могут возникнуть не только по вине вышедшего из строя модуля зажигания. Аналогичные симптомы появляются при отказе других элементов системы зажигания автомобиля Рено Логан 1: «пробиты» высоковольтные провода, неисправны свечи зажигания, при возникновении неисправности в топливной системе (форсунки, бензонасос), системе управления двигателем (ЭСУД). Поэтому, если установлено, что модуль зажигания исправен, следует проверить остальные элементы системы зажигания, элементы топливной системы и регулятор холостого хода с датчиком положения дроссельной заслонки.

Еще статьи по системе зажигания автомобиля Рено Логан 1

— Модуль зажигания системы зажигания автомобиля Рено Логан 1

— Система зажигания автомобиля Рено Логан 1

Сравнительный тест-ремонт

— Проверка модуля (катушки) зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 с инжекторным двигателем

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: