95 или 92 бензин что лучше: отличие 92 от 95
К примеру, АвтоВАЗ и Renault еще пять лет назад санкционировали 92-й бензин для так называемых «народных» моделей. Однако в последние годы обе компании взяли курс на отказ от АИ-92. Так, АвтоВАЗ рекомендует заправлять рестайлинговую Lada Granta топливом АИ-95 (до обновления допускался АИ-92).
Точно также дорестайлинговому Renault Duster предписывалось топливо не ниже АИ-92, обновленным же французскому SUV подавай как минимум АИ-95, о чем, кстати, говорится в инструкции по эксплуатации и черным по белому написано на табличках под лючком топливного бака. А вот в мануале современных Hyundai Creta и Kia Rio, равно как ряда моделей «китайцев» (Haval, Lifan, Dongfeng, Geely, FAW), говорится о допуске к АИ-92.
Стоит ли следовать рекомендациям автопроизводителей по бензинуФото: Кирилл Каллиников/РИА Новости
Не подлежит сомнению — автомобили желательно заправлять тем топливом, которое указано в документации на машину. Это связано прежде всего с тем, что каждая компания калибрует двигатели под определенный сорт бензина. При несоблюдении регламента вы неизбежно столкнетесь с вредоносными детонациями силового агрегата.
Бензин с низким октановым числом будет воспламеняться раньше, чем предусмотрено конструкцией. А значит в цилиндрах будет происходить по сути неконтролируемый взрыв, разрушающий механику. Причем, если на городских скоростях определить такие детонации достаточно просто (под нагрузкой будет раздаваться характерный звон из-под капота), на высокой скорости детонирование вы можете и не заметить, поскольку шумы маскируются рокотом силового агрегата.
Также не стоит забывать, что при проблемах с двигателем эксперты с большой степенью вероятности проведут анализ топлива в бензобаке и камерах сгорания. Если окажется, что горючее не соответствует регламенту, это станет основанием для прекращения действия гарантии автопроизводителя. Читай — вам придется проводить ремонт силового агрегата за свой счет.
Легальный выбор между АИ-92 и АИ -95Фото: Евгений Одиноков/ РИА Новости
Впрочем, не редки случаи, когда на лючке топливного бака вы можете увидеть надписи «не ниже АИ-92» или 92, 95. Какое топливо выбрать в такой ситуации? Здесь следует учесть, что горючее с более высоким октановым числом, как правило, рекомендуется, а с более низким — допускается.
При этом нужно понимать, что на низкооктановом бензине машина поедет хуже — отдача двигателя уменьшится, а расход топлива, напротив, возрастет. В результате в большинстве случаев экономии, на которую вы рассчитываете, вы не добьетесь. То что вы недоплатили при заправке (литр топлива АИ-92 сегодня примерно на 4 рубля ниже, чем литр бензина АИ-95), будет так и ли иначе потрачено ввиду возросшего потребления низкооктанового топлива.
Почему 95-й бензин лучше 92-гоФото: Сергей Бобылев/ТАСС
Если производитель допускает заправку сразу двумя сортами бензина (АИ-92 и АИ-95), то, делая выбор между АИ-95 и АИ-92 в пользу первого, вы создаете благоприятные условия для работы силового агрегата. Во-первых, так вы минимизируете детонацию.
Хотя в современных впрысковых силовых агрегатах имеется датчик детонации, по сигналу которого электронные мозги делают зажигание более поздним (так снижается детонация), и нагрузка на двигатель минимизируется, мотор все же обречен на работу с увеличенной нагрузкой. В то же время при работе на рекомендованном топливе двигатель будет работать по определению мягче, тише и, что не менее важно, выходить на расчетные параметры по динамике ускорения, экономичности и экологичности (токсичности).
Что будет, если лить 92-й бензин, когда это не разрешеноФото: Виталий Белоусов/ РИА Новости
В этом случае последствия будут напрямую зависеть от манеры езды. Негативное воздействие будет минимальным, если вы будете поддерживать средние обороты (силового агрегата не выше 2,5 тыс. об./мин.) и дозировать нажатие на педаль газа (читай — избегать резких ускорений и езды в рваном ритме).
В противном случае при больших нагрузках будет постоянно отрабатывать датчик детонации, а это чревато неустойчивой работой мотора — машина начнет дергаться и потеряет в динамике. Топливо при таком сценарии воспламеняется позже, догорая уже в выпускном тракте. Это может привести к перегреву мотора, преждевременному выходу из строя свечей зажигания, прогоранию поршней и выходу из строя катализатора. Готовьтесь также к заметному увеличению расхода бензина.
В какие двигатели точно не нужно лить 92-й бензинФото: Юрий Зубко/ РГ
Под запрет попадают прежде всего турбомоторы и двигатели с высокой степенью сжатия. Что касается турбированных агрегатов, турбина здесь заметно увеличивает массу сгораемой топливной смеси внутри цилиндра. Соответственно, чтобы избежать детонации, необходимо заливать только высокооктановое топливо — бензин АИ-95, АИ-95+ и АИ-98 будет предпочтительным вариантом.
С таким горючим машина с турбомотором гарантированно поедет быстрее, а расход снизится. В случае же с моторами с высокой степенью сжатия (это, к примеру, моторы Skyactive Mazda) индекс сжатия как правило, переваливает за 10,5. После этого рубежа резко повышаются требования, предъявляемые к антидетонационным свойствам топлива. Иными словами, необходимо использовать только 95-й бензин и выше. Соответственно — и наоборот: старые моторы со степенью сжатия ниже 10 вполне переварят и 92-й бензин.
Можно ли смешивать 92-й и 95-й бензин?Фото: Валерий Матыцин/ТАСС
Еще десять лет назад ответ на этот вопрос был бы однозначным — смешивать АИ-92 и АИ-95 допускалось в любых пропорциях. Дело в том, что при производстве топлива АИ-92 и АИ-95 применялась общая основа, а конечные продукты получали с помощью однотипных химических добавок. Однако в последние годы нефтеперерабатывающие заводы усложнили производство и внедрили фирменные ноу-хау.
В результате из-за различий в используемых присадках такое смешение может ухудшить конечный состав смеси. Как вариант — некоторые добавки попросту перестанут работать. Кроме того, сорта бензина с разным октановым числом различаются по плотности. Поэтому при смешивании АИ-92 постепенно переместится на дно бака, а 95 расположится верхним слоем. А значит, залив в бак 92-й и 95-й бензин в пропорции 50:50, топливо с октановым числом 93,5 вы не получите. Как и эффект «выравнивания», на который рассчитывал водитель.
Что означают числа 92, 95 и 98?
Перед тем как перейти к «номерам» марок бензина, в двух словах разберемся с тем, зачем вообще существуют разные его сорта, и определим пару ключевых понятий.
Базовый принцип работы мотора прост: в цилиндр подается бензин и воздух, поршень движется вверх, примерно в момент его достижения верхней точки свеча зажигания поджигает топливную смесь, и сгорающее топливо толкает поршень вниз. В этом процессе важно, чтобы топливо начинало гореть вовремя – тогда, когда его поджигает свеча зажигания. Если же топливо вспыхивает самопроизвольно раньше времени, когда поршень еще идет вверх, это вредит мотору, разрушая его. Поэтому одна из характеристик любого бензина – это детонационная стойкость, то есть его свойство противостоять самопроизвольному воспламенению. И эта детонационная стойкость зависит от октанового числа бензина, которое указано в его маркировке: например, АИ-95 имеет октановое число 95.
Чем больше число – тем лучше бензин?
Нет, разное октановое число не значит, что 95 бензин лучше 92: они просто разные и созданы для разных моторов. Одни имеют более низкую степень сжатия, и риск возникновения детонации в них ниже. Поэтому для них подходит более низкооктановый сорт – АИ-92. В других моторах степень сжатия выше, или топливная смесь может быть больше обогащена кислородом благодаря турбине, которая попутно повышает итоговую компрессию в цилиндре, и в результате риск возникновения детонации тоже растет, поэтому таким двигателям требуется более высокооктановое топливо, чтобы ее избежать.
Так что думать, что «95 бензин лучше 92» так же логично, как считать, что «абсент лучше водки, потому что в нем 70 градусов против 40». Качество бензина его октановым числом не определяется: содержание серы, марганца, смол и других примесей устанавливается не маркой бензина, а техническим регламентом. Так что не стоит полагать, что «95 бензин чище и качественнее 92»: качество обоих соответствует современным требованиям к топливу и соответствует актуальным нормам Евро.
Более высокооктановый бензин полезнее для машины
Еще одно заблуждение, связанное с бензином – мнение о том, что чем выше октановое число, тем полезнее бензин для машины. В нем есть толика правды, но в целом привычка некоторых владельцев старых машин «побаловать их после зарплаты», залив АИ-98, лишена смысла.
Конечно на деле процессы, происходящие в двигателе, сложнее, чем просто «топливо впрыскивается, сгорает и выбрасывается», но если не углубляться в нюансы, можно выделить ключевой факт: в условиях обедненной смеси высокооктановый бензин горит несколько дольше, догорает позже заданного момента и тем самым вызывает повышение температуры в цилиндре и перегрев прилегающих деталей – в частности, клапанов. Проще говоря, если вы заливаете в машину с простеньким атмосферным мотором с низкой степенью сжатия 98 бензин и ездите в спокойном ритме, вы делаете мотору только хуже – его применение оправдано исключительно при желании «погонять», когда на высоких оборотах топливовоздушная смесь имеет оптимальный состав, и высокооктановый бензин действительно приносит пользу, выделяя больше энергии при сгорании.
А вот для моторов с высокой степенью сжатия или оснащенных турбиной логика «чем выше октановое число – тем лучше» вполне оправдана: и степень сжатия, и количество подаваемого в цилиндры воздуха в них достаточны для оптимального сгорания высокооктанового бензина, и повышение детонационной стойкости идет только на пользу. При этом понижение октанового числа наоборот, негативно отражается на работе мотора и его ресурсе: повышается вероятность детонации, которая постепенно разрушает двигатель.
Кратко выводы можно сформулировать так: машин с атмосферными моторами с низкой степенью сжатия применение 98 бензина оправдано только при очень активной езде, а в остальных случаях может даже навредить, а двигателям с высокой степенью сжатия или турбиной вреден бензин с октановым числом ниже того, что рекомендовано производителем. То есть к примеру, вазовской «семерке», чей мотор имеет степень сжатия 8,5, высокооктановый бензин особой пользы не принесет, а вот лить в 1,2 TSI с турбиной и степенью сжатия 10,5 простецкий АИ-92 точно не стоит, в то время как АИ-98 ему вовсе не повредит.
На крышке бензобака написано AKI 91, поэтому я лью АИ-92
Еще одна сложность для неопытных автовладельцев – разные методики определения октанового числа и, соответственно, различающиеся обозначения подходящего для автомобиля бензина. Проблема здесь, как правило, сводится к различию между европейской и американской системами.
Если говорить кратко, то системы маркировки топлива по октановому числу различаются: в Европе оно маркируется по исследовательскому методу, а в США, Канаде, Бразилии и некоторых других странах – по «антидетонационному индексу». Собственно, наша аббревиатура АИ как раз обозначает «автомобильный» бензин по «исследовательскому» методу. А вот AKI означает «anti-knock index», то есть тот самый «антидетонационный индекс», который является средним арифметическим между двумя результатами разных методов определения октанового числа (исследовательского и моторного), и его значение получается ниже, чем у чистого исследовательского метода. То есть, AKI 91 – это вовсе не то же самое, что АИ-92.
Примерное соответствие нашего АИ и зарубежного AKI такое: AKI 87 – это АИ-92, AKI 91 – это АИ-95, а AKI 93 – это уже АИ-98. Так что, покупая подержанную машину, обратите внимание на то, что написано на крышке бензобака и в инструкции по эксплуатации, чтобы не ошибиться в выборе топлива.
«Фирменное» топливо лучше «обычного»?
Ну и, пожалуй, последний вопрос связан с тем, стоит ли переплачивать за «фирменный» бензин на крупных заправках. Здесь стоит понимать, чем обусловлено повышение цены: это тоже не абстрактное «повышение качества», а прежде всего добавление моющих присадок. Присадки эти влияют не на качество работы бензина в двигателе, а на его условную «чистоту для мотора», предотвращая образование отложений в топливной системе. Но учитывая, что бензин и сам по себе довольно чист и является отличным растворителем, эти условные отложения не забьют топливную систему за месяц или год. Так что использование фирменных бензинов с моющими присадками имеет смысл, но совершенно не обязательно и не дает сиюминутного эффекта, обладая профилактическим действием.
Раздел 1. Что такое октановое число и зачем нужен 98 бензин?
«Октановое число – это характеристика бензинов, характеризующая их детонационную стойкость, то есть способность противостоять самовоспламенению под действием волны давления, образующейся в камере сгорания при горении топлива. Его определяют, сопоставляя интенсивность детонации исследуемого топлива с эталонным, имеющим фиксированное октановое число. Для этого используют специальную одноцилиндровую установку с переменной степенью сжатия (УИТ-65 или УИТ-85).»
Если на ютубе вы увидели, как бравые ребята каким то чудо-прибором замеряют октанвое число прямо на заправке за 5 секунд, рекомендую закрыть такое видео и не лохматить бабушку. Самое простое исследование на соответствие бензина ГОСТу стоит от 10 000 руб.
Зависимость фактического октанового числа от оборотов двигателя.
Существует 2 метода определения октанового числа: исследовательский и моторный. Октановое число, полученное по исседовательскому методу, обозначают ОЧИ, а полученное по моторному — ОЧМ. Замеры обоих ОЧ производятся на одной и той же одноцилидровой установке. Только для определения ОЧИ обороты коленчатого вала – 600 об/мин, для ОЧМ – 900 об/мин. Кроме того, при определении ОЧМ используется подогрев смеси перед двигателем.
Условно считают, что ОЧИ характеризует свойства топлива при городском цикле эксплуатации автомобиля, а ОЧМ – при шоссейном цикле.
Т.е. фактическое октановое число падает с ростом оборотов. На холостых оборотах, при полной нагрузке число равно измеренному по исследовательскому методу. С ростом оборотов фактическое октановое число снижается до значения измеренного по моторному методу, т.е. на 5-10 пунктов.
В России марки бензина принято обозначать в соответствии с исследовательским методом, а в США, например, октанвое число указывают как среднее арифметическое между ОЧИ и ОЧМ. Т.е., к сожалению, бензин с американской маркировкой AKI 93 соответсвует АИ 98 — АИ100, AKI 91 = АИ 95, AKI 89 = АИ 92.
Так почему же нельзя заправить высокофорсированный двигатель рассчитанный на 98-й бензин 92?
Последствия детонации.
При нормальной работе двигателя рабочая смесь поступает в цилиндр, поджигается искрой и фронт пламени распространяется со скоростью 10—20 м/сек. При начале рабочего такта температура и давление, за счет воспламенения части топлива, начинают возрастать, если топливо обладает низкой антидетонационной стойкостью (низким октановым числом), то остальная смесь начинает гореть взрывообразно — со скоростью 1500—2500 м/сек. (в 100 раз больше чем при нормальном горении)
Детонация проявляется в металлических «стуках», дымном выхлопе, вибрации и перегреве двигателя и ведёт к пригоранию колец, прогоранию поршней и клапанов, разрушению подшипников, потере мощности двигателя. Чаще всего страдают цилиндры расположенные в глубине моторного отсека (4, 3 и 6, 4 и 8 и тд.), так как в них температура выше, чем в передних.
Датчик детонации срабатывает уже по факту произошедшей детонации — значит несколько взрывов УЖЕ произошло. По аварийной программе, угол опережения зажигания несколько сдвигается — насколько сильно — зависит от программы. В обычном случае, бензин будет догорать уже в выпускном коллекторе, даже в катализаторе (а он за это спасибо не скажет, не сомневайтесь). Если же детонация все равно происходит, то может включиться и аварийная программа управления двигателем с ограничением оборотов и динамики топливоподачи. Двигатель никуда «не подстраивается», он теряет в мощности и экономичности, или же ограничивает допустимую мощность, снижает чувствительность нажатия на педаль газа…
При прочих равных, чем выше стойкость к детонации, тем, как правило, медленнее скорость горения и выше КПД этого процесса, теоретически, лучше эффективность. Так же антидетонационный присадки сокращают скорость горения и энергию от сгорания.
Так как скорость сгорания высокооктановых бензинов ниже — есть вероятность, что топливо будет догарать в выпускном коллекторе и разрушать выпускную систему и датчики.
Скорость горения моторного топлива в первую очередь зависит от коэффициента избытка воздуха (степень обогащения смеси). Богатая смесь имеющая большое количество топливных паров имеет скорость горения выше в несколько раз больше вплоть до 10 раз!). При этом скорость горения одинаковой по составу смеси различных марок бензина различается не так сильно.
Что это означает на практике? Если взять обычный мотор, то длительность временного промежутка от зажигания и ВМТ (верхней мертвой точки) до НМТ (нижней мертвой точки) и открытия выпускных клапанов при холостых оборотах (500-1000 об/мин) и максимальных оборотах (5000-9000 об/мин.) отличается на порядок (в 10 раз). При этом топливо должно успевает сгорать как на холостых оборотах так и в «красной зоне». А если взять мотоциклетные моторы, то там обороты доходят до 15 000 об/мин. и времени для сгорания топлива еще меньше, при этом используется все тот же бензин из обычной колонки. Длительность горения характеризуется именно степенью обогащения смеси. Чем выше обороты, тем выше степень обогащения и тем выше скорость горения смеси. Если залить в старый мотор 98-й бензин то в большинстве случаев он прекрасно сгорит до открытия клапанов и не причинит вреда выпускной системе.
Но если создать в цилиндрах обедненную смесь с низкой скоростью горения на высоких оборотах, например: отпустить педаль газа в «красной зоне» и при этом не переключиться на повышенную передачу, либо докрутить мотор до «отсечки», когда блок управления сам сократит подачу топлива и тем самым обеднит смесь, то ваша смесь будет весело догорать в выпускном коллекторе или даже на улице. Спортивные автомобили имеют запас прочности и такие кратковременны повышения температуры не повреждают элементы выпуска — все мы видели на ютубе, как Lamborgini Aventador или McLaren P1 задорно плются огнем, когда мотор докручивается до отсечки.
Но на гражданских автомобилях постоянная неправильная экплуатация действительно может повредить выпускную систему, клапана, турбины, каталитические нейтрализаторы даже на топливе с «рекомендованным» ОЧ.
Но это всего лишь рассуждения, обратимся к главной настольной книге любого автолюбителя. Да, я про инструкцию по эксплуатации автомобиля. Там всегда указано только минимальное допустимое ОЧ (АИ 92-95). Никаких предостережений против АИ 116 с огромным содержанием оксигинаторов, эфиров и прочей таблицы Менделеева в ней нет.
Чем же отличаются марки бензина и почему 98-й бензин подходит для всех двигателей?
Только у нас вы можете купить бензин высшего качества от ведущих производителей! Самые низкие цены! Дешевле вы не найдете больше нигде!
В наш век высоких технологий без топлива не прожить и дня. В настоящее время в России — более сорока млн автомобилей, и каждый из них нуждается в «питании». Ни для кого не секрет, что для разного вида машин нужно определенное топливо. Как правило, выделяют несколько основных видов топлива: бензин, дизельное топливо (или солярка) и газ.
В автомобилях с двигателями принудительного зажигания (от искры) используется бензин. Это самый распространенный вид топлива и продукт более тщательной перегонки нефти. Согласно октановому числу бензин бывает нескольких сортов. Опытные люди знают, что не стоит путать низкое качество и низкий сорт топлива. Это вовсе не значит, что такие сорта менее качественные, и являются менее экологически чистыми. Просто у них другой уровень работы. Но каждый автомобилист выбирает только лучший бензин. Качество нашего — высокое, но цена у него низкая.
Приходите к нам и убедитесь в качестве нашего топлива лично! Мы осуществляем доставку по всей России дешево и от проверенных производителей! Теперь Вы знаете, где купить дешевый бензин высокого качества!
Каким бензином из предлагаемых на АЗС заправить машину? Задав этот вопрос официальному представителю любой автомобильной марки, владелец, скорее всего, услышит в ответ: заливайте в бак то, что рекомендовано руководством по эксплуатации, — и будет вам счастье.
Между тем еще полтора десятка лет назад на такой же вопрос многие белорусские дилеры отвечали иначе, предлагая владельцам машин с двигателями, рассчитанными на использование бензина с октановым числом не ниже 95, заливать бензин АИ-92.
Сегодня такой шаг, предпринятый владельцем нового автомобиля самостоятельно, может стоить гарантии, однако в те времена дилеры не относили подобные заправки к эксплуатационным нарушениям, влекущим потерю гарантийных обязательств.
Вряд ли есть смысл вдаваться в подробности, с чем это было связано. Важен факт — советами дилеров и независимых специалистов заправлять машины нерегламентированным бензином АИ-92 владельцы пользовались и с последствиями нарушения одного из основополагающих требований заводских инструкций по эксплуатации не сталкивались.
С чем владельцы сталкивались — с выгодой от использования АИ-92 вместо АИ-95. Есть она и сегодня, однако главное заключается все-таки не в ней, а в том, что октановая потребность на самом деле является основополагающей для надежности силового агрегата. Отсюда вопрос — может ли экономия на цене топлива повредить двигатель?
По умолчанию считается, что производители, устанавливая требования к ОЧ бензина, который обязан применяться, исходят из необходимости, что горючая смесь во всех режимах работы мотора должна нормально воспламеняться от искры зажигания и сгорать в цилиндрах без детонации.
Октановое число, которое владельцы видят в маркировке товарных сортов бензина, и есть та самая характеристика, которая указывает на способность топлива сопротивляться возникновению детонации и нормально сгорать. Иными словами, если двигателю придется работать на бензине с ОЧ ниже оговоренного в инструкции по эксплуатации, детонационное сгорание, напоминающее взрыв, при котором недопустимо резко повышается давление и температура в цилиндрах, становится возможным.
Последствия детонации — прогорание прокладки головки цилиндров и клапанов с седлами, оплавление кромок днища поршня, разрушение поршневых колец и межкольцевых перемычек на поршне — слишком значимы, чтобы ими пренебречь.
Однако насколько серьезной является разница по ОЧ в три единицы, отличающая бензин АИ-92 от АИ-95? Прежде всего стоит отметить, что цифры, которые видят пользователи в маркировках рассматриваемых бензинов, являются результатом определения октанового числа с помощью исследовательского метода. Существует еще один метод — моторный, а по нему разница между АИ-92 и АИ-95 составляет не три, а лишь две единицы.
Далее необходимо обратить внимание на то, что риск возникновения детонации зависит от опережения зажигания. Вовсе не случайно в былые времена механическое устройство, позволявшее при признаках детонации остановить автомобиль и вручную изменить угол опережения зажигания, так и называлось — октан-корректор, хотя октановое число заправленного бензина оно, естественно, регулировать не могло.
Используются «октан-корректоры» и поныне, но в электронном виде. Взрывная волна, сопровождающая детонационное сгорание, вызывает вибрации, которые фиксируются датчиком детонации, размещенным на блоке цилиндров мотора. Сигнал от датчика детонации поступает в блок управления двигателем, который изменяет угол опережения зажигания таким образом, чтобы детонацию незамедлительно прекратить. Вопрос состоит лишь в том, хватит ли диапазона изменения угла опережения зажигания с помощью электроники, чтобы избежать детонации во всех режимах, в которых двигателю придется работать?
Практика показывает, что при использовании «девяносто второго» в автомобилях, где заводской инструкцией это не предусмотрено, электронике удается брать верх над детонацией в большинстве случаев рядовой эксплуатации. Исключение — экстремальные нагрузочные и температурные режимы.
Такие условия работы силового агрегата обыкновенными назвать трудно. Требуется нетипичный в наших широтах зной и работа мотора на грани перегрева. Или автомобиль должен съехать с асфальта на проселок, по которому придется тащиться на низкой скорости… Вот тогда у водителя старой закалки, услышавшего, как детонация испытывает на прочность детали двигателя, появится шанс с видом знатока заявить окружающим: «Пальчики стучат».
Самыми же безопасными являются поездки в условиях низких температур окружающей среды и режимы, в которых мотор работает во время движения по трассе. Примечательно, что одним из подтверждений тому — отличие в разнице ОЧ между АИ-92 от АИ-95, получаемое в зависимости от того, каким методом оно определяется. По условиям проведения испытаний исследовательский метод ближе к реалиям городского движения, моторный — к трассовой езде. Выходит, что АИ-92 по стойкости к детонации в трассовых режимах ближе к АИ-95, чем при городской езде.
В большинстве стран СНГ официально утверждены оба метода. В России исследовательский подчиняется ГОСТ 8226-82 и ГОСТ Р 32339-2013, моторный — ГОСТ 511-82 и ГОСТ Р 32340-2013. В Японии применяется только исследовательский метод. В Америке вместо октанового числа для оценки детонационной стойкости бензинов принят октановый индекс, представляющий собой среднее арифметическое ОЧ, которые получены моторным и исследовательским методами.
Коррекция угла опережения зажигания, осуществляемая блоком управления двигателем во избежание детонации, не может не сказаться на мощности и расходе топлива. Поскольку на 92-м бензине детонация начинается раньше, ЭБУ по сигналу датчика детонации уменьшает угол опережения зажигания. Позднее зажигание ведет к тому, что большая толика смеси, чем предусмотрено для являющегося штатным бензина АИ-95, будет без пользы сгорать в ходе такта расширения. Это потери, которые отражаются на уменьшении мощности и увеличении расхода топлива.
Производители наверняка знают величину потерь, но результаты заводских испытаний засекречены от общественности. Однако благодаря пытливым журналистам из автомобильных изданий, проводивших тесты, при которых один и тот же автомобиль последовательно заправляли бензином марок АИ-92 и АИ-95, после чего сравнивали динамические и экономические характеристики, об этом можно получить представление.
Если довериться результатам тестов, то при использовании бензина с уменьшенным на 3 единицы октановым числом мощность снижается не более чем на 5%, настолько же в среднем возрастает расход топлива. Максимальная скорость при этом уменьшится в худшем случае на 3-4%, а время на разгон с места до 100 км/ч увеличится на 5-6%. Каждый ли сидящий за рулем человек способен ощутить такие изменения — вопрос.
При прочих равных условиях вероятность возникновения детонации зависит от степени сжатия. Чем выше степень сжатия, тем больше рабочих режимов, в которых возможно возникновение детонации. К группе риска специалисты относят форсированные бензиновые моторы со степенью сжатия свыше 10-11 единиц. Как правило, такие двигатели ставятся на автомобили, предполагающие активное вождение, а для него в свою очередь характерны пиковые нагрузки. Активным водителям подобных моделей, как, впрочем, и другим охочим выигрывать старты со светофора, следует трижды подумать, стоит ли играть с огнем ради экономии от использования «девяносто второго».
Да и велика ли эта экономия? При ценах, существовавших на момент подготовки статьи, разница в стоимости одного литра АИ-92 и АИ-95 составляла 11 копеек. Это лишь 7,1% цены «девяносто пятого», поэтому ждать существенной выгоды не приходится.
Возьмем для примера автомобиль, который потребляет в среднем 8 л/100 км. Если пренебречь процентами, на которые теоретически должно увеличиться потребление топлива, то, проехав 100 км на «девяносто втором», можно рассчитывать на экономию 0,88 рубля. Если за год машина проезжает 15 тыс. км, в кошельке ее хозяина останется 132 рубля.
Получается в районе 60 у.е. в течение года, или около 5 у.е. в месяц. Этого хватит, чтобы пару раз заглянуть на мойку, причем простейшую — облить пеной и смыть. Так стоит ли игра свеч? Ответ на этот вопрос зависит от двух обстоятельств. Во-первых, расход бензина и ежегодный пробег в конкретно взятой машине могут заметно отличаться в большую сторону от взятых выше для расчета, что увеличит экономический эффект. Во-вторых, значение имеют финансовые ресурсы, которыми располагает владелец, — позволяют ли они не обращать внимания на возможность сэкономить?
Хорошо, если производитель оказался щедр на количество разрешенных для использования сортов бензина. В остальных случаях владельцу придется заправлять автомобиль топливом с ОЧ ниже рекомендованного на свой страх и риск, что требует держать в памяти, чем детонация угрожает двигателю, а при движении избегать ситуаций, которые благоприятны для ее возникновения.
Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора
ABW.BY
Более 77.000 предложений о продаже новых и подержанных авто в нашей базе объявлений.