14 января 2019

Какие авто собирают в Казахстане: казахский автопром

В январе 2015 г. вклад усть-каменогорского конвейера в объемы легкового автопрома составил 92,8%. Завод обеспечил 23,3% выпуска продукции казахстанского машиностроения, а на продажи холдинга «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» пришлось 50% рынка РК.

В то же время начало года сопровождалось появлением новых рыночных рисков, которые представляют серьезную угрозу устойчивому развитию казахстанской автоиндустрии.

Рыночная ситуация

Итоги деятельности официальных дилеров в январе 2015 года существенно уступили аналогичным показателям прешествующих двух лет. Суммарный месячный сбыт участников рынка не превысил 7590 легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 29% ниже результатов первого месяца 2014 года. По сравнению с уровнем декабря 2014 года объемы продаж сократились на 62%. Негативную динамику сбыта в январе 2015 г. продемонстрировали 19 брендов.

Отрицательный ре-корд отчетного месяца стал следствием трех ключевых факторов.

Так, продолжился отток казахстанских покупа-телей на рынок Российской Федерации. Причем рост импорта автомобилей из соседней страны в январе был обусловлен не только девальвацией курса рубля к тенге и дисбалансом цен. Новый импульс поставкам автомобилей из России обеспечила отмена уплаты НДС в рамках режима взаимной торговли.

Согласно статистике органов дорожной полиции, в январе число автомобилей, поступивших в страну по «серым» каналам, превысило объемы официального рынка. 60% зарегистрированных авто составил «секонд-хэнд».

Третьим фактором, определяющим состояние рынка, остается снижение кредитной активности казахстанских банков. Значительное повышение процентных ставок и нехватка тенговой ликвидности повлекли снижение числа сделок с привлечением автокредитов.

Игорь Потапов, генеральный директор ТОО «БИПЭК АВТО Казахстан»:

В январе продажи официальных дилеров сократились почти на треть. Но это только надводная часть айсберга. Из 24,5 тысяч поставленных на учет автомобилей только 7,5 тысяч пришлось на официальные продажи. Две трети авторынка оказались в «тени». В феврале эта пропорция дополнительно увеличилась в пользу «серого» импорта.

Причина – отмена НДС для авто, ввозимых из стран-партнеров по ЕАЭС. Накануне 2015 года мы понимали, что доля «серого» сегмента возрастет. Но мы не ожидали, что процесс примет такие масштабы и такую скорость.

Если мы хотим удержать отрасль от стремительной деградации, придется действовать оперативно. Сообща, усилиями государства и цивилизованных участников рынка. Цена вопроса известна: перспективы развития автопрома, прозрачная налоговая база, а главное – рабочие места. Только в коллективе «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» сегодня трудится более 5 тысяч человек.

LadaGranta. Модель №1 по объемам продаж в Казахстане (910 ед. по итогам января 2015 г.). Вторую и третью позицию в списке моделей, представленных на рынке РК, заняли LadaPriora (677 ед.) и LadaLargus (602 ед.).

В феврале текущего года Правительством РК был анонсирован запуск целевой программы госфинансирования кредитов для покупателей автомобилей казахстанского производства, которая позволит обеспечить выдачу займов по эффективной ставке до 7,5% годовых. Также предполагается введение аналогичных инструментов финансового лизинга, ориентированных на корпоративных клиентов казахстанских производителей. Предполагаемая ставка обслуживания составит 4%.

Эти меры, ранее предусмотренные Госпрограммой форсированного индустриально-инновационного развития, позволят снабдить казахстанские финансовые институты ресурсами, необходимыми для возобновления их работы в секторе автокредитования, и обеспечат доступность приобретения автомобилей отечественного производства.

Продажи и обслуживание

По итогам первого месяца 2015 года половина клиентов казахстанских автосалонов остановила выбор на предложениях группы «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО». В филиалах холдинга реализовано 3796 автомобилей (-41% к аналогичному периоду 2014 г.) на сумму 5,5 млрд тенге ($29,5 млн). Рыночная доля компании в сегменте легковых и легких коммерческих авто составила 50%.

35% автомобилей, приобретенных на территории Казахстана в январе, пришлось на продукцию АВТОВАЗа. Дилерские центры наиболее популярной в республике марки Lada покинула 2641 единица техники. Дополнительную конкурентоспособность бренду обеспечивает низкий курс рубля и ценовая стратегия российского автогиганта. Рекордная доля локальных комплектующих позволяет Lada сохранять привлекательную стоимость покуки и владения. Более того, тенговые цены на продукцию АВТОВАЗа в течение минувших 5 месяцев значительно сократились за счет девальвации российской валюты.

Моделью №1 по объемам продаж среди четырех сотен продуктов, представленных на рынке РК, стала LadaGranta (910 ед. по итогам января 2015 г.). Сбыт автомобилей этого семейства вырос по отношению к итогам января 2014 г. на 15%. Тройку лидеров дополнили другие предложения АВТОВАЗа: LadaPriora (677 ед.) и LadaLargus (602 ед.). При этом популярность универсала Largus на фоне результата годичной давности увеличилась в 2,8 раза.

Четвертую строчку в рейтинге продаж первого месяца года заняла линейка моделей KIA (668 ед.), эксклюзивно представленная на рынке страны холдингом «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО». Бренд Chevrolet(228 ед.)по итогам января обеспечил себе седьмую позицию в списке бестселлеров. В TOP-10 марок-фаворитов отечественного рынка легковых авто входит и Skoda (113 ед.).

В B-классе, наиболее массовом сегменте казахстанского рынка, холдинг «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» по итогам месяца занял рекордные 78% суммарного сбыта.

Производство автомобилей

Объемы выпуска автомобилей на мощностях АО «АЗИЯ АВТО» сократились пропорционально динамике рыночной активности. По итогам первого месяца 2015 года в Усть-Каменогорске произведено 2002 автомобиля (-30,6% к аналогичному значению 2014 г.) на сумму 8,9 млрд тенге.

Таким образом на крупнейшее предприятие казахстанского автопрома пришлось 92,8% легковых автомобилей, отгруженных отечественными производителями. Завод усилил свою позицию и в структуре выпуска машиностроительной отрасли в целом. В отчетный месяц на базе АО «АЗИЯ АВТО» произведено 23,3% продукции предприятий машиностроения РК (в стоимостном выражении). Как результат предприятием упрочен статус производителя №1 в списке крупнейших участников машиностроительного сектора.

46,8% продукции, выпущенной по итогам января, пришлось на модельный ряд KIA, 38,7% — на линейку Chevrolet, 14,5% объемов обеспечили продукты марки Skoda.

Наиболее продаваемой моделью локальной сборки в отчетном месяце стал кроссовер KIASportage.

Ерик Сагымбаев, президент АО «АЗИЯ АВТО»:

На «АЗИЯ АВТО» сегодня выпускается 9 из 10 казахстанских автомобилей. В абсолютных цифрах – 2 тысячи единиц по итогам января. Год назад этот показатель был выше на 30%. К сожалению, объемы производства сокращаются теми же темпами, что сжимается рынок. Одна из причин – ухудшение условий автокредитования.

В феврале правительством анонсирована программа льготных автокредитов. По предварительным расчетам покупатели отечественных авто смогут сэкономить серьезные суммы – процентные платежи сократятся для них в среднем в 5 раз.

Около 3 тысяч казахстанцев получат доступ к программе. Но, наряду с проблемой автокредитования и снижения платежеспособного спроса, сегодня более ощутим другой фактор – резкое усиление импортного потока. На каждый регистрируемый казахстанский автомобиль приходится 38 импортных! Я говорю о первично ввозимой технике, без учета внутреннего рынка. Скажем, в соседней России соотношение один к четырем. Но даже в этих, здоровых для внутреннего производителя условиях 4 крупных российских автопроизводства уже остановлены.

Пока что у нас есть возможность маневра, и мы многое можем сделать с тем, чтобы не допустить аналогичного развития событий.

Недавно Глава Государства дал поручение дополнить программу «Нурлы Жол» мерами по защите внутреннего рынка. Не сомневаюсь, что коллеги в профильных ведомствах смогут найти оптимальные решения, которые позволят устранить дисбаланс между импортом и отечественным производством.

KIASportage. Наиболее продаваемый автомобиль казахстанской сборки по итогам января 2015 г.

Социально-экономическая роль холдинга

Совокупный оборот холдинга «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» по итогам января 2015 года превысил 8,8 млрд тенге ($47,7 млн). Налоговые и иные платежи в бюджет республики составили 1,54 млрд тенге.

Вложения группы в развитие производственных мощностей, торговой и сервисной инфраструктуры по итогам месяца достигли 113,5 млн тенге ($615 тыс.). Коллективхолдинга сегодня насчитывает 5,7 тысяч сотрудников в 26 городах Казахстана.

Группа компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» — крупнейший холдинг на автомобильном рынке Казахстана, образованный в 1992 г. В состав группы входят казахстанский автосборочный завод АО «АЗИЯ АВТО», дистрибьюторские и дилерские компании, осуществляющие продажи и обслуживание автомобилей марок Lada, Skoda, Chevrolet, KIA, UAZ и Renault.

Казахстанский автосборочный завод АО «АЗИЯ АВТО» — крупнейший производитель легковых автомобилей в Казахстане. Основан в 2002 г. Среди партнеров завода ведущие мировые концерны: ОАО «АВТОВАЗ», «Volkswagen AG», «General Motors» и «KIA Motors».

АО «АЗИЯ АВТО Казахстан» — совместное предприятие ТОО «БИПЭК АВТО КАЗАХСТАН» иОАО «АВТОВАЗ», на базе которого осуществляется реализация проекта строительства автомобильного производства полного цикла в г.Усть-Каменогорске.

ООО «АЗИЯ АВТО Усть-Каменогорск» – совместное предприятие ГК «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» и ОАО «АВТОВАЗ», ответственное за дистрибуцию и обслуживание автомобилей Lada на территории Сибирского и Уральского федеральных округов РФ (гг.Барнаул, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Челябинск, Шадринск).

Представители Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» приняли участие в работе IV Форума машиностроителей Казахстана, состоявшегося 16 сентября 2016 года в г.Астана.

В рамках секции «Автомобилестроение» председатель правления Союза Олег Алфёров выступил с докладом на тему «Казахстанский автопром в условиях новой экономической реальности и трансформации отраслевых технологий». Как сообщил докладчик, вклад предприятий автопрома в структуру ВВП республики по итогам января-августа 2016 г. достиг 42 млрд. тенге. «На протяжении последних трех месяцев мы видим устойчивые свидетельства восстановления отраслевых показателей. В августе выпуск легковых автомобилей к аналогичному периоду 2015 года вырос в 4 раза. Производство грузовой техники – на 54%, отметил глава Союза.

Согласно оценкам г-на Алфёрова, специфическими особенностями казахстанского автомобильного рынка сегодня являются низкий уровень автомобилизации, высокая изношенность парка и внушительная емкость импортозамещения отечественного авторынка (свыше $4 млрд в год). Среди существенных факторов развития отрасли спикер также выделил статусную мотивацию приобретения автомобиля в собственность, отсутствие инфраструктуры и субсидий на приобретение электромобилей. Как заявил докладчик, важнейшими конкурентными преимуществами отечественных автопроизводителей сегодня стали их успешный инвестиционный имидж за рубежом и доверие технологических партнеров из числа лидеров глобального автопрома.

По мнению главы Союза ключевыми факторами успешности проектов казавтопрома в долгосрочном горизонте станут:

1. Стратегическое сотрудничество с глобальными автоконцернами, имеющими успешный опыт внедрения инновационных технологий (подтвержденный высоким потребительским спросом на их продукты) и способными проактивно реагировать на технологическую трансформацию отрасли.

2. Высокие показатели сбыта на платформу (60-120 тыс./год) – критически необходимое условие для рентабельной локализации производства автокомпонентов (в масштабах рынка РК названные объемы достижимы только при ставке на модели массового спроса).

3. Доступ на рынок стран ЕАЭС и смежных регионов, одобренный глобальным технологическим партнером.

ОЮЛ «Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» — отраслевой союз, объединяющий крупнейших участников автомобильной индустрии Казахстана. Учрежден в 2015 году. На долю предприятий-участников Союза приходится свыше 60% выпуска продукции казахстанского автопрома, 45% казахстанского рынка новых автомобилей и более 40% занятых в автомобильной отрасли республики.

Союз аккредитован в экспертных советах по вопросам предпринимательства при пяти министерствах Республики Казахстан: Министерстве по инвестициям и развитию (МИР), Министерстве внутренних дел (МВД), Министерстве национальной экономики (МНЭ), Министерстве финансов (МФ) и Министерстве информации и коммуникаций (МИК). Союз является членом Национальной Палаты Предпринимателей РК «Атамекен» и ОЮЛ «Союз Машиностроителей Казахстана», а также партнером НП «Объединение автопроизводителей России» (ОАР).

Союз «КазАвтоПром» полноправно представляет автомобильную промышленость Казахстана в Международной Организации Автопроизводителей – OICA (основана в 1919 году, штаб-квартира – г.Париж). OICA объединяет национальные союзы 39 крупнейших стран-автопроизводителей, является единственным отраслевым объединением, аккредитованным в ООН, и принимает непосредственное участие в разработке стандартов безопасности автотранспортных средств Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК ООН).

ТОО «СарыаркаАвтоПром» является совместным предприятием ТОО «Аллюр Авто» и АО «СПК «Тобол». Предприятие ведет свою работу с 2012 года и в настоящее время, согласно заключенным меморандумам о сотрудничестве, реализует 2 проекта по крупноузловой серийной сборке автомобилей «УАЗ» и «IVECO» методом SKD.

Метод SKD — это сокращение от «Semi Knock Down», что означает «полуразобранный». Другими словами, продукция в виде SKD поставляется для крупноузловой сборки и представляет собой полностью собранные крупные компоненты автомобиля (полностью собранный двигатель, собранная кабина, шасси в сборе и т.д.), а на заводе производится окончательная сборка автомобиля. В настоящее время автомобили «Iveco» собираются по технологии CKD 3A – это стандарт корпорации «Iveco», по которому на завод приходят полностью разобранная рама и шасси.

Конструкторско-технологическим бюро компании были разработаны специализированные автомобили для нужд государственных органов на базе цельнометаллических фургонов IVECO. В 2012 году реанимобиль, переоборудованный совместно с компанией «КазМедПрибор» и автомобиль для перевозки заключенных были представлены Министерству здравоохранения и Министерству внутренних дел соответственно. Данные ведомства были приятно удивлены возможностям отечественного машиностроения, и отметили качество, цену и комфорт произведенных на ТОО «СарыаркаАвтоПром» автомобилей.

В ноябре 2012 года предприятие успешно прошло процедуру подтверждения соответствия СМК требованиям СТ РК ИСО 9001-2009 применительно к производству, обслуживанию и переоборудованию автотранспортных средств, деталей, узлов и комплектующих.

Более того, предприятием был заключен меморандум о внедрении мелкоузловой сборки автомобилей SsangYong Nomad методом CKD, включая сварку и покраску кузовов. Это будет первый полноценный казахстанский автомобиль, произведенный специально для Казахстана. Планируется, что поставка данной модели будет осуществляться на 8 рынков стран ближнего и дальнего зарубежья. Казахстанское содержание автомобиля будет составлять более 30%. Уникальность мелкоузловой сборки SsangYong Nomad заключается в том, что за всю историю независимого Казахстана подобные проекты не реализовывались.

Для реализации данного проекта 15 августа 2012 года подписан договор финансового лизинга с Компанией БРК-Лизинг на сумму 61,9 млн. долларов США для приобретения необходимого технологического оборудования по сварке, покраске и сборке автомобилей SsangYong Nomad общей стоимостью $72 910 000 долларов США.

12 февраля 2013 г. в г. Астана был подписан меморандум с правительством Республики Казахстан о старте проекта «Организация производства автомобилей марки Toyota». ТОО «СарыаркаАвтоПром» станет производственной площадкой для внедорожника Toyota Fortuner, который зарекомендовал себя как надежный, практичный и доступный автомобиль.

Необходимо отметить, что данный внедорожник также как и SsangYong Nomad будет производиться методом CKD. Планируемый годовой объем производства составит около 3000 автомобилей. Все это, безусловно, станет ориентиром для всего отечественного автопрома.

Более того данный проект даст мультипликативный эффект, обеспечив создание около 300 новых рабочих мест как на производстве, так и в смежных отраслях. Процесс подбора и обучения специалистов уже начат, и к началу реализации проекта мы получим казахстанских специалистов, владеющих техническим английским языком, знающих теорию, а также уже имеющих опыт практической работы.

Производственная площадка ТОО «СарыаркаАвтоПром» на 100% состоит из современного высокотехнологичного оборудования. Все цеха реконструированы по последним инженерным и экологическим требованиям, что в полной мере доказывает инновационную составляющую предприятия.

Кадровый потенциал ТОО «СарыаркаАвтоПром» — одна из ведущих составляющих динамично развивающегося предприятия. Компанией ведется постоянная работа по обучению персонала как на территории РК, так и на зарубежных автомобилестроительных заводах. В настоящее время на предприятии осуществляют работу более 100 человек. К концу 2013 года планируется расширение штата до 600 человек.

Пока автопром России и Европы пережидает пандемию, в Казахстане прошел торжественный запуск нового производства. На предприятии СарыаркаАвтоПром в Костанае начали сборку автомобилей Chevrolet, причем машинокомплекты сюда поставляют… из Узбекистана!

Долгое время сборкой автомобилей Chevrolet в Казахстане занимался завод «Азия Авто» в Усть-Каменогорске. Из корейских машинокомплектов здесь делали модели Aveo, Tracker и Captiva, однако в 2018 году сотрудничество было прекращено. Тем временем на предприятии СарыаркаАвтоПром понемногу выпускали узбекские автомобили Ravon. Однако теперь концерн General Motors дал узбекской стороне добро на использование марки Chevrolet, и в Костанае не только провели торжественный ребрендинг, но и сменили гамму производимых автомобилей.

Для реализации нового направления казахстанская компания Аллюр и узбекская Узавтосаноат создали совместное предприятие. На заводе в Костанае уже начали сборку седанов Chevrolet Cobalt и Malibu, но вдобавок освоили и коммерческую технику — это микроавтобусы Damas и грузовички Labo, рожденные еще в начале девяностых под почившим брендом Daewoo. Чуть позже гамму пополнят кроссоверы Tracker и внедорожники TrailBlazer (в Узбекистане их выпускают с декабря).

На новом производстве будет создано около тысячи рабочих мест. Планы грандиозные: уже за первый год СП намерено выпустить 26 тысяч автомобилей Chevrolet, из которых половина отправится на экспорт «в страны ближнего зарубежья». Надо полагать, основной расчет сделан на Россию, с которой Казахстан находится в едином таможенном пространстве (в отличие от Узбекистана). А впоследствии объем выпуска должен достичь 100 тысяч машин в год!