20 декабря 2021

[Решено] Как улучшить свет фар на ВАЗ 2109?


Замена фар ВАЗ 2109

Задача: восстановить заводские фары ВАЗ 2109.


Подробно:
Недолго используя фары Prosport, я проникся качеством их света и решил вернуть обратно заводские. Конечно, приведя последние в порядок.
Причин тому было несколько. Если сравнивать эти фары, то отрицательные стороны прошпрота для себя я нашел такие:

1. Ближний свет. Поначалу всё было довольно неплохо, свет устраивал. Но после того, как проехал на обыкновенных восьмых фарах, почувствовал разницу. Причем, не в пользу тюнинга.
2. Дальний свет. Вернее, его отсутствие. Установленные модули дальнего светили скорее по бокам, чем вдаль.
3. Поворотники. Они вроде бы и есть, но нифига не светятся. Эти несколько полудохлых диодов с трудом можно разглядеть лишь в тёмное время суток. Да и то, если свет отключить.
4. Регулировки. Как и дальнего света, их тоже нет. В принципе, не критично. Если учитывать, что регулировать по сути нечего. Хотя какие-то там винты присутствуют, толку от них, как Вы сами понимаете, не очень много.
5. Стекла. Вернее, пластик. Царапается он охотно. За полгода езды конечно не пожелтел, но полировки требует. Надо было защитную пленку клеить, так бы он выглядел куда живее.

Список можно продолжать и дальше. Я конечно никаких секретов не открыл, да и жаловаться на оптику Prosport это дело такое.

Теория
Планировал поначалу полный запил оптики с линзами и шлифовкой стекол, но в итоге отказался. Пока решил просто привести заводские фары в порядок. В этом пункте распишу в общих чертах доработку переднего освещения. Может кому и пригодится.

Так вот, есть ли от подобного тюнинга какой-то смысл?
Для начала немного теории. Все фары можно разделить на три типа: рефлекторные, модульные и линзованные.

Рефлекторные фары имеют рефлектор, то есть отражатель. Это вогнутая зеркальная поверхность, которая формирует световой пучок нужной формы. В современных фарах рефлектор имеет ступенчатую структуру, которая похожа на граненый стакан. В более ранних фарах рефлектор гладкий, как у той же девятки. Если в фаре один рефлектор, то он отвечает за ближний и дальний свет. Если отражателя два, то такая фара называется двухсекционной. В ней один рефлектор отвечает за ближний, а другой за дальний.
В свою очередь, рефлекторные фары делятся на хрустальные и рифленые.
Хрустальные — это фары с сегментным отражателем и прозрачным стеклом либо пластиком. Предпочтительнее фары из стекла, а не пластика, поскольку стекло не мутнеет, не царапается, не желтеет и не ухудшает освещенность дороги. Однако, у пластика есть преимущество — он не такой хрупкий как стекло.

Другой вид рефлекторных фар – это рифленые. Они, как правило, стеклянные. У таких фар есть отражатель и рифленое стекло, то есть рассеиватель, который формирует световой поток. Это всем знакомые фары на ВАЗах.

Второй вид фар — модульные. Или модульная оптика. Вообще, модули – это самостоятельные герметичные оптические элементы. Они, как и фары, могут быть рефлекторными и линзованными. В модульные фары устанавливают отдельные модули дальнего и ближнего света. Туда же входят поворотники и габариты. Вместо стекла устанавливается маска из стеклопластика. На девятку полный набор купил/поставил стоит в пределах 11-15 тыс. руб.

Ну и последний вид фар — линзованные. Они же, прожекторная оптика. Состоит из собирающей линзы. Зачастую в таких фарах используется моно-линза (подробнее чуть ниже) для ближнего, а для дальнего света в фаре установлена вторая секция, рефлекторная. Но нередки и фары, использующие либо одну би-линзу, либо по две моно-линзы (для ближнего и дальнего соответственно).

Перед рефлекторной оптикой у линзованных фар есть масса преимуществ. Например, у линзы в фаре выше КПД, то есть почти весь свет попадает на проезжую часть, к тому же у линзованной фары эффективнее светораспределение – перед автомобилем нет яркого светового пятна, то есть равномерное освещение. При этом, у такой фары четкая светотеневая граница, шире освещенная часть дороги и видны обочины встречного и попутного направлений.

Отсюда я сделал вывод, что линзованная фара светит лучше, чем заводская рефлекторная рифленая. Собственно, чтобы модернизировать стандартную фару, необходимы сами линзы и прозрачные стекла.

Что касается линз. Они делятся на два основных типа: моно-линзы и би-линзы. Их различие заключается в том, что в би-линзе шторка может двигаться, то есть возможно переключение с ближнего на дальний свет и наоборот. В моно-линзе шторка не двигается, поэтому в ней можно использовать либо только ближний, либо только дальний свет, в зависимости от самой линзы. Иными словами, нельзя в моно-линзу засунуть двухнитьевую лампу Н4 и иметь ближний с дальним.
Так же линзы делятся по типу используемых ламп: галогенки и ксенонки. Как известно, температура от галогенных ламп куда больше ксеноновых. Поэтому галогенные линзы отличаются от ксеноновых конструктивно, к примеру наличием теплофильтров.

Ну нельзя в би-ксеноновую линзу вставить галогенку Н7 и спокойно ездить. Есть масса случаев, когда плавятся стекла, патроны, выходят из строя линзы и так далее. И всё из-за обыкновенного перегрева.

Итак, вывод — чтобы вставить одну линзу в фару и иметь ближний с дальним, необходимы би-линзы. Ну а в зависимости от используемых ламп, это будут линзы либо би-галоген, либо би-ксенон. Последние популярны у тазоводов, т.к. они стоят куда дешевле би-галогенных, достать их на порядок проще, есть большой выбор, да и свет от ксенона во много раз превосходит галогенный. Проблема у них только одна — гайцы 🙂 Преимущество би-галогена очевидно — никаких проблем с инспекторами. Минусы — высокая цена модулей (к примеру, от Хеллы один би-галогенный модуль стоит около 6 тыс. руб.) и риск поплавить пластиковое стекло.

Теперь что касается прозрачных стекол. Тут я нашел целых три пути решения — полировка стандартного стекла, изделия из поликарбоната и пластиковая защита на стандартные фары.
В первом варианте всё понятно — убирают рифление со внутренней части стекла. Шлифуют его либо всё целиком, либо только центральную часть, непосредственно перед линзой. В обоих случаях цена начинается от 1200 руб. за комплект.

Во втором варианте стекла изготавливают из поликарбоната. Занимаются этим несколько фирм, одна из них есть в Питере. Комплект таких стекол на восьмерку встает в 2200 руб. Так же, если не ошибаюсь, стекла для прошпротовских фар делают из такого же материала, но комплект стоит уже меньше — около 1600 руб.

Ну и третий вариант — простая защита заводских фар, а-ля привет из колхозных 90-ых. Напыление стирается той же галошой, делая пластик прозрачным. Комплект стоит около 300 руб.

Лично я придерживаюсь первого варианта, то есть полировка заводских стекол. Считаю такой способ наиболее приемлемым. Что называется, ставь в штатное место и не ломай голову. Что касается поликарбонатных форм, то тут мнения расходятся по поводу качества таких изделий. Кто-то говорит, что со временем они желтеют, другие — царапаются очень быстро. А у кого-то подобные фары стоят уже больше года и ничего с ними не случилось. По своему опыту использования фар Prosport, в таком случае рекомендую клеить защитную пленку на стекло. Третий же случай, это из разряда дешево и сердито 🙂 Срок службы фар с такими пластмассками, пожалуй, самый маленький.

Какие можно сделать окончательные выводы? Для установки линз и возможности иметь ближний-дальний, понадобятся би-линзы. Под ксенон, в зависимости от поколения (1G, 3G, 5G), такие стоят в пределах 2-5 тыс. руб. за пару. Под галогенки би-линзы встанут в пределах 12 тыс. руб. за пару.
Можно конечно установить и моно-линзы на ближний свет, а для дальнего поставить дополнительные модули. Такой комплект на обе фары выходит около 12 тыс. руб. (линзы 4-6 тыс. руб.; модули дальнего 2-5 тыс. руб.) и это еще без учета стоимости прозрачного стекла. Потому готовая модульная оптика на тазы и стоит в пределах 11-15 тыс. руб.

Восстановление фар 2108
Мечтать конечно не вредно, но рано или поздно я сделаю себе такие крутяцкие фары! А пока приступим к оживлению стандартных фар. Начинаем с разборки. Самое сложное — снятие стекла. Мне повезло, поскольку фары 1994 года и герметик уже порядочно износился.
Сначала я прорезал ножом герметик по кромке стекла, затем аккуратно прошел отверткой вдоль края фары. После немного поиграл пластиком корпуса самой фары и стекло отошло. Повторители просто раскручиваем, герметика там нет. У меня они оказались разными, видимо предыдущий хозяин где-то долбанул один и мило утаил этот факт.

Состояние их было неплохим, но засрались они конкретно. Забираю их домой и тщательно отмываю. В процессе мойки со внутренних стенок фар стало слезать напыление. Зачищаем все ободрыши до чистого пластика. Стекла же банально отмываем от грязи и старого герметика:

С цветом определился сразу — никаких синяков черным матом. Сток, только сток! Взял баллончик для литых дисков. Плюс достал из запасов грунтовку для пластика.
Далее всё как обычно — заклеиваем всё, кроме области окраски. Бумага и скотч в помощь. Без выпендрежа не обошлось — замутил незаклеенной кромку корпуса, к которому прислоняется уголок стекла, там самым цвет внутренних стенок и кромка пластика под стеклом будет один и тот же.
Далее обезжириваем место покраски (я использовал спирт внутрь), наносим грунт (я нанёс 1 слой, дал высохнуть минут 15-20), а после краску (положил три слоя с перерывами в 20 минут).

После вскрытия бумаги был приятно удивлен — первозданный вид фар был почти возвращен. Далее взял прозрачный герметик и прошел фару со стеклом по периметру. Прижал их вместе. После нанес черного герметика поверх зазора между стеклом и корпусом фары, залепив щели. В конце немного нажал на стекло и перемотал скотчем всю блок-фару и оставил сохнуть.
Поворотники пошли оба под замену, уж слишком они отличались друг от друга, а от новых тем более.

По денежным расходам итог такой: герметик черный и прозрачный — 80 руб., краска серебристая — 220 руб. Грунт по пластику и обезжирка были в запасе, но если и их брать, то это около 300 руб. Так же я взял новые осваровские белые повторители — 470 руб. и две белые диодные лампочки — 30 руб. В сумме получаем 1100 руб.. Из них я потратил всего 800 руб. Цена комплекта новых заводских фар на 2108 колеблется в пределах 1500 руб. — 3500 руб. Думаю, пока брать новые нет смысла, ведь отражатели в моих фарах еще живые.

Установка и сравнение фар
Как преобразилась мордашка девятки:

Теперь продемонстрирую то, ради чего и планировался данный пост — качество света на отрегулированных фарах обоих типов. Начнем с Prosport. Напомню, что данная фара «BMW 5 Style» состоит из моно-линзы (ближний свет), модуля дальнего света, диодных повторителей и колец для габаритов.

Как Вы можете судить по снимкам ниже, при включении дальнего света освещение по сути не меняется. Конечно, по темной загородной дороге мне не так часто приходится ездить, но отсутствие дальнего света немного напрягает в пути — ночью сильно не разгонишься. В общем, я пришел к решению, что надо возвращать стоковую оптику, хоть и приходится отказываться от ангельских глазок.

Теперь очередь за стандартными фарами. Помимо основных режимов работы, добавил фотки с подключенными туманками:

А теперь сравним пучки света для ближнего и дальнего:

Возможно, ближний от прошпорта кажется лучше, чем на стоке. Всё дело в хрустальном модуле дальнего света — от него свет падает строгим пучком, а не рассеивается во все стороны, как на заводской рифленой фаре. Хотя последняя светит намного дальше, чем Prosport (ближний!). Что касается дальнего света — комментарии излишни.

Итак, какие выводы можно сделать? Сток фары рулят — что внешне, что качеством света. Может быть в будущем, когда отражатель придет в негодность, придется залазить в эти фары еще раз. Но пока они не перестают радовать своей работой.
С прошпортами что-нибудь придумаем. А может и залезем так же внутрь, как поступили с заводскими.

Результат: фары ВАЗ 2109 заменены.

Как уверяют специалисты, да и те автовладельцы, которые уже улучшили оптику своего авто, улучшить свет фар на собственном автомобиле довольно просто. Более того, такое мероприятие можно осуществить без помощи работников СТО в своем собственном гараже или боксе, если производить корректировку автомобильной оптики пошагово, учитывая при этом рекомендации специалистов.

Подготовительный этап

Перед началом корректировки нужно пройти подготовительный этап, который подразумевает под собой обнаружение дефектов. Последние могут ухудшить работу оптических приборов и очищение самих фар:

  1. Изначально нужно тщательно очистить фары от различных загрязнений. Для этого рекомендуется использовать специальные моющие средства, предназначенные для очистки оптики.
  2. После очистки фар моющими средствами нужно обязательно приборы промыть под проточной водой и дать им полностью просохнуть.
  3. Далее нужно проверить, имеются ли на отражателях и фарах дефекты. Если на стекле будут обнаружены малейшие трещины или сколы, то стекло обязательно придется заменить.

Читайте также: Как снять передний бампер на ВАЗ-2114

По мнению специалистов, фары будут лучше освещать дорогу, если установить в них ксеноновые или галогеновые лампы. Этого же мнения придерживаются и автолюбители, убедившись на собственном опыте, что без ксенона противотуманный элемент освещает дорогу намного хуже.

Купить галогенные или ксеноновые лампы для автомобильных фар довольно просто, посетив для этого рынок или магазин.

Читайте также: Как слить бензин ВАЗ-2114

Поэтапная регулировка оптических приборов

Самостоятельно улучшается свет фар при помощи винтов. Для этого используются винты, отвечающие за горизонтальную и вертикальную плоскости. Производя вращательные движения при помощи винтов, можно довольно просто менять положение оптического прибора. На станциях технического обслуживания для этого мероприятия мастера пользуются оптическими приборами, а при самостоятельной регулировке автовладельцам поможет специальный экран. Процесс улучшения света фар рекомендуется делать в следующей последовательности:

  1. Корректировка должна осуществляться с включенными ближними фарами, а автомобиль нужно поставить вблизи самой ровной стены. Расстояние от оптического прибора до стены – не менее 5 м. Правильная регулировка будет сделана в том случае, если на водительское сиденье будет положен груз, вес которого примерно совпадет с весом водителя, и топливный бак будет заполнен хотя бы наполовину.
  2. Далее нужно соорудить экран. Для этого нужно мелом начертить на ровной стене вертикальную черту, используя для этого линейку, чтобы ее ось точно соответствовала центру машины. Кроме основной линии, нужно начертить две дополнительные, которые должны совпадать с центральной частью фар. В последнюю очередь чертится горизонтальная линия точно по уровню оптики и дополнительная черта, ниже примерно на 6 см, для обозначения центра светового пятна.
  3. Регулировку нужно выполнять поочередно, прикрывая одну из фар непрозрачным материалом, к примеру, толстым картоном.
  4. Процесс регулировки считается завершенным, если верхняя черта совпадет с центром оси, а пересечение вертикальных линий с центром световых пятен будут соответствовать пересечениям горизонтальных и наклонных участков световых лучей. Убедиться в правильной регулировке света фар поможет специальная схема корректировки оптических автомобильных приборов, с которой можно ознакомиться и на интернет-ресурсе.

Читайте также: Как открыть ВАЗ-2114 без ключа

Если автовладелец самостоятельно и правильно выполнит все вышеперечисленные действия и учтет рекомендации специалистов, то сможет без особых проблем создать идеальный свет фар на ВАЗ-2114, который, несомненно, порадует его и других участников дорожного движения.