Как почистить форсунки

Признаки забитого инжектора

Чтобы понять, когда нужно производить чистку топливных форсунок, необходимо разобраться в том, какие же отличительные признаки и индикаторы забитого инжектора.

Как правило, специалисты рекомендуют производить чистку как минимум раз в 30 тысяч километров. Но стоит понимать, что состояние каждого автомобиля индивидуально, а также каждый владелец машины по-разному относится к обслуживанию силового агрегата. Поэтому не всегда стоит придерживаться определенного регламента, так как чистка форсунок инжектора может понадобиться гораздо раньше. Среди основных признаков, говорящих о необходимости почистить форсунки, можно выделить следующие:

  • затруднения при запуске силового агрегата
  • плавающие обороты холостого хода
  • заметное уменьшение мощности и тяги
  • рывки при разгоне
  • увеличение расхода топлива

Подобные признаки сигнализируют о забитых инжекторах. Но симптомы не могут наверняка сообщать о неисправности форсунок. Иногда это свидетельствует о проблемах в других узлах, агрегатах. Для вынесения «вердикта» рекомендуется отправиться на диагностику авто или провести визуальный осмотр элемента, вызывающего подозрение. Как правило, перечисленные признаки возникают не сразу, а через некоторое время. Особенно, если пробег автомобиля близок к 100 тысячам км или перевалил за эту отметку.

Как очистить инжектор

Существуют различные способы приведения форсунок в надлежащий вид. Каждый автовладелец индивидуально для себя выбирает тот или иной метод. Факторами при выборе метода могут выступать:

  • наличие свободного времени;
  • технические возможности.

Также при выборе стоит учитывать степень работоспособности устройства. Можно выделить 3 основные степени загрязнения инжектора:

  1. Незначительные. Они практически не отражаются на работе двигателя. Единственным признаком может служить небольшое увеличение расхода топлива.
  2. Загрязнения средней степени. В таком случае признаки наиболее выражены. Двигатель «затроит». Будет заметна потеря мощности и тяги автомобиля, а потребление топлива серьезно увеличится.
  3. Загрязнения, при которых эффективность функционирования форсунок будет потеряна на 40-50%. В таком случае двигатель будет буквально выпрыгивать из подкапотного пространства. Один из цилиндров может перестать работать на холостом ходу. В таком случае затягивать с чисткой форсунок просто невозможно.

Для того чтобы чистить форсунки своими руками, необходимо приобрести специальное средство для промывки инжектора, которое будет удалять все загрязнения.

Как самостоятельно прочистить инжектор

Рассмотрим существующие способы, с помощью которых можно самостоятельно почистить инжекторы автомобиля.

С использованием специальных средств

Этот способ является наиболее распространенным среди автолюбителей. Для выполнения процедуры необходимо подготовить:

  • промывочную жидкость в аэрозольных баллонах;
  • небольшой шланг, размером 10-15 сантиметров;
  • несколько хомутов;
  • зарядное устройство с напряжением в 12 Вольт: (такого напряжения достаточно для открытия клапана форсунки);
  • тумблер или кнопка с двумя контактами;
  • клеммы для соединения контактов;
  • ёмкость для слива жидкости.

Подготовив все перечисленные подручные средства, можно приступать к процедуре чистки:

  • Отключите минусовую клемму аккумулятора. Чтобы извлечь форсунки, демонтируйте блок дроссельной заслонки и коллектор. Затем отсоедините фишки инжекторов и все иные шланги. После этого будет видна топливная рампа.
  • Она закреплена на трёх болтах, которые нужно открутить. Далее поднимите рампу и вытащите форсунки.
  • Соберите электрическую схему, которая будет служить подобием двигателя для открытия клапанов инжекторов.
  • Возьмите отрезок шланга и с одной стороны при помощи хомута прикрепите к баллону с промывочной жидкостью, а с другой стороны — к верхней части форсунки. Низ инжектора помещается в заранее приготовленную ёмкость, которая будет наполняться промывочной жидкостью.
  • Оголите провод от зарядного устройства с помощью ножа. Красный (плюсовой) провод соедините с кнопкой, а синий (минусовой) прикрепите к контакту форсунки.

  • Для проверки работоспособности собранной схемы, необходимо запитать наше зарядное устройство от розетки. Если все сделано правильно, раздастся характерный щелчок. Это означает, что клапан форсунки открылся.
  • Приступаем к процедуре промывки. Надавливанием на аэрозоль с жидкостью, создаём давление в шланге, не открывая клапан форсунки. Стоит отметить, что хомуты, при помощи которых закреплён шланг, должны быть затянуты очень крепко.
  • Теперь включаем схему. Форсунка открывается и в бутылку распыляется промывочная жидкость. Данная процедура повторяется определенное количество раз, затем можно приступать к следующей форсунке.
  • После окончания промывки рекомендуется заменить уплотнительные кольца форсунок. В завершение процедуры возвратите их в топливную рампу и осуществите сборку в обратном порядке.

На стенде

Метод заключается в промывке форсунок при помощи специального оборудования, что возможно лишь в сервисных центрах. Главным преимуществом такой промывки является то, что форсунки очищаются не по отдельности, а всем тандемом. Это позволяет сравнивать равномерность распыления и добиваться большей результативности.

Очистка без демонтажа

Для такого способа понадобится цилиндр, посредством которого можно промыть каждую форсунку, не снимая. Его роль может играть обычная пластиковая ёмкость. В её нижней части просверливается небольшое отверстие, к которому будет подсоединяться ниппель компрессора или воздушного насоса. В верхнюю часть ёмкости, где располагается крышка, вставляется шланг. В цилиндр помещается промывочная жидкость. Предварительно отсоединив топливный насос, шланг цилиндра подключается к топливной рампе. Затем заведите двигатель, и включите компрессор. После того, как цилиндр опустеет, производите обратную сборку.

Метод имеет ряд недостатков:

  • при прочистке форсунок без снятия, невозможно оценить их внешнее состояние;
  • способ требует участия второго лица, которое будет производить пуск двигателя и поддерживать обороты, чтобы автомобиль не заглох при работе без топливного насоса.

Использование ультразвука

Четвертый метод наиболее эффективный, но и самый сложный в плане применения. Форсунки промываются с помощью ультразвуковых волн. Самостоятельная чистка осуществляется в ультразвуковой ванне, сборку которой можно осуществить вручную.

Химия.

Рынок автомобильной химии для промывки форсунок достаточно обширен. Отвечая на вопрос, чем лучше промыть форсунки, стоит рассмотреть наиболее известные средства, позволяющие чистить форсунки своими руками:

  • Liqui Moly – универсальное средство и удачный вариант для промывки в гаражных условиях. Не имеет агрессивного состава и чистит весьма деликатно, однако нагар удаляет не полностью. Стоит недорого.
  • Wynn’s – средство с очень агрессивным составом. Прекрасно удаляет загрязнения и отложения любой степени. Подходит для авто, дата производства которых не раннее 2002 года.
  • Carbon Clean – данное средство производит аккуратную, но при этом эффективную чистку. Жидкость можно назвать чем-то средним между конкурентами Liqui Moly и Wynn’s.
  • Лавр – средство, по составу схожее с промывочным средством Wynn’s, но более дорогое, поэтому применяется куда реже.

Профилактика инжектора

Чтобы поддерживать инжектора в рабочем состоянии, необходимо контролировать поведение своего автомобиля. Помимо этого важно производить своевременное и качественное обслуживание. Хорошее топливо позволит форсункам проработать длительный срок и сократить их чистку до 1 раза в 30000 км.

Также производители в качестве профилактического средства предлагают специальные присадки. Данный способ является самым лёгким. В чем суть процесса? В топливный бак заливается добавка в виде жидкости. Такие средства способны очищать не только форсунки, но и топливную систему в целом. Однако у такого метода есть негативные стороны. Очищенные такой присадкой отложения и нагар попадают в горючее и начинают своё следование по топливной системе. Это может привести к механическому загрязнению инжектора. Данный способ промывки эффективен только в том случае, если есть уверенность в чистоте бензобака. В противном случае возможно дальнейшее загрязнение топливной системы. Необходимо помнить, что качество российского бензина зачастую оставляет желать лучшего, поэтому степень загрязнения форсунок рекомендуется контролировать чаще, чем по регламенту.

Renault Symbol ◊бежевый символ㋛♫☠ ›
Бортжурнал ›
Чистка и промывка топливных форсунок. От слов к делу

Думаю, никто не будет спорить, если я скажу, что залог эффективной работы двигателя зависит от исправного состояния каждого из компонентов

Неисправность, если таковая присутствует, можно рассматривать двояко. Во-первых, это случаи, когда деталь просто сломалась и требует замены на новую. Второй вариант предполагает, что деталь не имеет никаких конструктивных дефектов и требует только обслуживания.

Разумеется, второй вариант предпочтительней хотя бы в силу того, что менее затратный. Поэтому, прежде чем бежать за новыми деталями стоит выяснить действительно ли они требуют замены.

Топливные форсунки, о которых сегодня и пойдет речь, чаще требуют простого обслуживания. В большинстве случаев, достаточно очистить и промыть их, чтобы вернуть в состояние новых.
Как работает форсунка? После того как ECU посылает электрический импульс на коннектор форсунки, активизируется обмотка электромагнита (катушка) и создает электромагнитное поле. Электромагнит под воздействием электромагнитного поля смещается таким образом, что игла форсунки приподнимается над седлом и открывает сопло форсунки. В этот момент топливо начинает впрыскиваться во впускной коллектор. После окончания электрического импульса игла форсунки под воздействием нажимной пружины возвращается на место, тем самым прерывая поступление топлива. Как правило, время импульса составляет 2-3 мс.

Итак, если у вас рывки и провалы при резком нажатии на педаль газа, ощущение снижения мощности, неустойчивая работа на низких оборотах, нестабильный холостой ход и повышенный расход топлива, то одной из причин вышеуказанных симптомов может быть закоксование форсунок — закупоривание каналов форсунки твердыми смолистыми отложениями, через которые протекает топливо.
Промывка форсунок не панацея от всех бед. Вышеперечисленные симптомы могут вызывать и другие неисправности. Однако, промывка форсунок это самое простое и недорогое, что можно сделать, исключив тем самым один из возможных источников бед.

Грязная форсунка ведет к тому, что распыл топлива через нее нарушается и принимает неправильную геометрию. Нарушение распыла форсунки ведет к неправильному смесеобразованию – из-за неравномерного распыла топливо не в достаточной степени смешивается с воздухом в выпускном коллекторе. Чем лучше распыл топлива, тем меньше размер капель топлива. Чем меньше размер капель топлива, тем больше поверхность контакта между топливом и воздухом, соответственно более эфективное смесеобразование.

Распыл должен быть равномерным. Если форсунка струит вместо распыления это явный признак того, что форсунка была закоксована. Основной враг и источник «форсуночных бед» – смолы, которые содержатся в топливе. Особенно в некачественном. Промывкой форсунок попытаемся устранить все вышеперечисленные симптомы и восстановить стабильную работу топливной системы.

Процедура чистки форсунок предполагает удаление (вымывание) накопившихся загрязнений в каналах, через которые проходит топливо. Существует несколько способов:
чистка форсунок ультразвуком (в сервисном центре);
промывка форсунок специальными присадками к топливу;
промывка форсунок специальными жидкостями на стенде (в сервисном центре);
промывка форсунок специальными жидкостями вручную.

Из всех вышеперечисленных вариантов самый подходящий четвертый — «промывка форсунок специальными жидкостями вручную». Способ также эффективен как вариант с промывочным стендом и, в тоже время, позволяет выполнять работы в полевых условиях при помощи подручных средств.

Для справки отметим, что чистка форсунок ультразвуком выполнима только при наличии специального оборудования и является более агрессивным способом по сравнению с промывкой жидкостями. В самых запущенных случаях, когда даже не спасает промывка форсунок жидкостями, данный способ проявляет свою эффективность. Однако, есть мнение, что ультразвук имеет свойство разрушать внутренние компоненты топливной форсунки. Поэтому, прибегать к данному способу стоит в случае, если жидкость не справилась со своей задачей.
Способ чистки топливной системы присадками (присадка в топливный бак) без демонтажа форсунок не приносит никакой практической пользы и может выполняться только в профилактических целях. Хотя и в профилактических целях его нужно использовать весьма осторожно. Лямбда-зонды не любят лишней химии в выхлопе.
Откинем лирику и приступим к делу. Для чистки форсунок нам понадобится:
промывочная жидкость,
силиконовая трубка с внутренним диаметром около 5мм,
два провода равной длины,
кнопка,
источник электричества (аккумулятор),
изолента,
инструмент.

По эффективности все промывочные жидкости примерно одинаковые. Поэтому выбирайте на свой вкус и кошелек. Подходят жидкости с надписями «Очиститель карбюраторов», «Очиститель дроссельных заслонок», «Очиститель инжекторов». Из приобретенного опыта скажу, что лучше брать два маленьких баллончика (250-300 мл) вместо одного большого (500 мл), т.к. по мере опустошения давление в большом баллончике значительно снижается. Два маленьких баллончика хватает на промывку форсунок и дроссельной заслонки


Прежде чем приступить к работе необходимо снять форсунки с автомобиля. Сами форсунки не имеют жесткого крепления к двигателю, они лишь прижимаются топливной рейкой к впускному коллектору.

1-фиксатор форсунки; 2 — рампа; 3 — форсунка; 4 — уплотнительное кольцо форсунки; 5 — штуцер для присоединения топливопровода высокого давления.
Топливная рейка крепится к впускному коллектору гайками. Откручиваем их и извлекаем топливную рейку в сборе с форсунками из посадочных отверстий в впускном коллекторе. Затем извлекаем каждую форсунку с посадочного гнезда топливной рейки.

Перед демонтажом топливной рейки необходимо освободить ее от навесных деталей (откручивайте с нее все что мешает демонтажу). Не забываем отсоединить топливную магистраль и «фишки» с коннекторов форсунок.

Как правило, к топливной рейке, кроме всего прочего, крепится регулятор топливного давления. Нужно, либо его открутить от топливной рейки, либо от самого регулятора отсоединить вакуумный шланг и «обратку».

Места, где возможен пролив топлива желательно покрыть ветошью — например, в месте отсоединения топливной магистрали от топливной рейки. Вообще данные работы желательно выполнять после нескольких часов простоя автомобиля – тогда давление в топливной системе будет низким и вероятность пролива топлива сводится к минимуму.

Промывка топливных форсунок

Перед непосредственной промывкой форсунок нам необходимо выполнить несколько подготовительных работ. Во-первых, организация герметичного соединения между баллончиком с жидкостью и форсункой. Соединение должно быть герметичным, так как жидкость должна доходить до форсунки под давлением. В качестве соединения используем силиконовую трубку.

С одной стороны плотно соединяем шланг к соплу баллончика. Для обеспечения герметичности необходимо нарастить диаметр сопла балончика до уровня внутреннего диаметра шланга. Для этих целей прекрасно подойдет обычная изолента. Если у баллончика нет штатного сопла можно наращивать диаметр на трубочке, которая идет в комплекте с любым очистителем.

Другим концом силиконовую трубку насаживаем на форсунку, на ту часть, которой форсунка вставляется в топливную рейку. Эластичность силиконового шланга сделать это позволяет без особого труда.
Осталось организовать подвод электрического питания к форсункам. Для этого нам и нужны два провода — для плюса и минуса. Но, так как требуется подавать электричество импульсно проводку придется доработать.

В разрыв одного из проводов простой скруткой подсоединяем кнопку, при нажатии которой цепь будет замыкаться, благодаря чему на форсунку будет поступать электричество и форсунка откроется. При отпускании кнопки цепь разомкнется и на форсунку подача электричества прекратится. Второй провод оставляем цельным.

Какой из проводов, с кнопкой или без нее, будет служить плюсом а какой минусом решать вам, разницы никакой. Осталось соединить источник питания с форсункой. В качестве источника используем аккумулятор.

Злоупотреблять аккумуляторным электричеством не стоит, т.к. аккумулятор выдает 12в, а форсунке требуется не более 9. Поэтому, при очень длительной подаче электричества на форсунку может оплавится ее внутренняя проводка.

С одной стороны подсоединяем провода к аккумулятору, с другой к «штырькам» коннектора форсунки. На корпусе коннектора форсунки есть отметки о полярности штырьков. В соответствии с отметками на форсунке соединяем плюс аккумулятора с плюсом форсунки, а минус с минусом.

Перед промывкой очистите форсунки снаружи и снимите с них все резиновые уплотнители и сеточку-фильтр, если он съемный. Постарайтесь не подвергать резинки воздействию промывочной жидкости – велика вероятность, что резинки деформируются или набухнут.

Теперь осталось удобно расположить все компоненты самодельной очистительной установки и приступать к непосредственной чистке форсунок. Полагаю, фото без лишних слов объяснит последовательность действий.

Данная процедура ничто иное, как имитация работы форсунки на двигателе с той лишь разницей, что в место топлива на форсунку под давлением подается промывочная жидкость.

После нажатия на пуливизатор баллончика промывочная жидкость под давлением подается к форсунке и не проходит через нее до тех пор пока мы не откроем форсунку. Подаем ток на форсунку, нажимая на кнопку, чтобы она открылась. Форсунка откроется и жидкость за счет давления начнет распылятся с обратной стороны форсунки.

Обратите внимание на распыл форсунки. Он должен быть равномерным. Если из форсунки льется струя прогоняем промывочную жидкость до тех пор пока струйка не превратится в равномерный распыл. Если распыл изначально был правильной геометрии, это говорит о том, что форсунки были чистыми. На удивление мои форсунки оказались чистыми, хотя их изначальный внешний вид позволял усомнится в этом.

Промываем так каждую форсунку в течение 2-3 минут с небольшими перерывами. После того как все форсунки подверглись чистке повторяем процедуру для каждой форсунки еще раз. За время пока остальные форсунки чистятся остаточная жидкость в первой очищенной форсунке разъедает несмытые отложения и при следующем промывании все остатки вымываются.

Пожалуй, это все, что можно сказать по данной теме. После промывки форсунок собираем все в обратном порядке. Если резиновые уплотнители форсунки в хорошем состоянии ставим их обратно, предварительно смазав моторным маслом. В противном случае, запаситесь комплектом новых резиновых уплотнителей, желательно заранее. Деформированные резинки могут стать причиной течи топлива или подсоса воздуха во впускной коллектор.

Закончив сборку разобранного, не запуская двигатель, включаем зажигание с целью активации на пару секунд топливного насоса и подъема давления в системе питания. Повторяем включение выключение зажигания несколько раз для нагнетания большего давления. Затем проверяем топливную линию и форсунки на предмет утечки топлива. Если течи не обнаружили можете смело запускать двигатель. Обычно работы по промывке топливных форсунок совмещают с чисткой дроссельной заслонки.

На что обратить внимание при выборе жидкости для промывки, чистки форсунок?

Важно помнить: жидкость для чистки форсунок не является панацеей от засорения инжектора. Но в некоторых ситуациях моющего средства достаточно. Чтобы избежать негативных влияний на двигатель, необходимо внимательно изучить основные свойства жидкостей для чистки инжектора. На рынке представлено всего 2 вида продукции данного типа:

  • прямого действия;
  • промывка, заливаемая в бак.

Многие автовладельцы в первую очередь ориентируются на отзывы уже использующих ранее соответствующей марки промывочной жидкости для инжекторов, форсунок. Подобная практика заведомо неверна. Так как далеко не любой состав подойдет для конкретного транспортного средства. Перед использованием нужно проконсультироваться со специалистом-инжекторщиком. Оптимальное решение — воспользоваться составом, рекомендованным самим автопроизводителем.

Важные особенности выбора жидкостей для очистки инжектора:

  1. некоторые составы агрессивны к полимерным материалам, что может привести к преждевременному выходу из строя деталей из резины — важно заранее ознакомиться с составом;
  2. показатель вязкости самой жидкости для очистки форсунок инжектора и применяемого дизеля, бензина обязательно должен соответствовать, находиться в допустимых пределах — по этой причине некоторые производители не рекомендуют использовать составы в системах GDI;
  3. нужно заранее ознакомиться с особенностями воздействия жидкости на отложения;
  4. отдельные виды моющих средств делают свечи непригодными для использования;
  5. возможно повышение токсичности выхлопных газов.

Жидкость для чистки форсунок дизеля нередко отслаивает отложения, не уничтожают их. Что нередко приводит к выходу из строя различных датчиков, катализатора. Стоит избегать использования подобных жидкостей для чистки инжектора. Это может привести к дорогостоящему ремонту. Происходит подобное при наличии обильных отложений на форсунках инжектора. Применение жидкостей должно происходить по инструкции.

Особенно актуальна очистка дизеля. Качество солярки почти на всей территории страны невелико. По статистике именно дизельные двигателя требуют очистки специальными моющими составами.

Жидкость для чистки форсунок Liqui Moly

Концерн по производству различных заправочных жидкостей Liqui Moly для автомобилей создает серьезную конкуренцию. Жидкость для промывки дизельных форсунок делится на три основные категории по количество очищающих веществ в составе:

  • Light;
  • Effectiv;
  • High Performance.

Если загрязнения форсунок несущественны — оптимально использование жидкости для промывки под маркировкой Light. Применяется в случае заправки бензином, дизелем низкого качества. Попадает в инжектор через бак. Подходит для дизеля. Отложения не удаляет, но позволит не допустить их появления. Если же автомобиль утратил значительную часть своей мощности — стоит использовать моющую жидкость для промывки инжекторов с пометкой Effectiv.

High Performance применяется для очистки серьезных загрязнений. Приобретать его стоит только лишь при отсутствии результата после заливки в бак более легких очистных жидкостей. Особый состав у Direkt Injection Reiniger. Жидкость для чистки инжектора такого типа заливается в бак автомобилей, оснащенных форсунками прямого впрыска. Позволяет сберечь дорогостоящие компоненты от повреждений. Используется для очистки дизеля.

Профессиональные промывки

В отдельных случаях форсунки дизеля, инжекторного двигателя сильно загрязнены и обычные средства не помогают. Альтернативой станут профессиональные составы:

  • Wynns;
  • «Лавр».

Промывка должна осуществляться на стенде или с применением специального оборудования. В противном случае крупные смолистые отложения засорят топливную систему автомобиля. Возможно обслуживание дизельных и бензиновых систем.

«Винс» — одно из самых сильных профессиональных средств чистки топливной системы. Удаляет застарелые минеральные загрязнения на клапанах, форсунках инжектора. Возможно восстановление топливной системы даже после сильного загрязнения. Ряд специалистов заверяет о возможности замены ультразвуковой чистки моющим средством Wynns.

Важно быть максимально осторожным при использовании жидкости для чистки инжектора. Так как Wynns включает в себя много агрессивных химических элементов. При несоблюдении рекомендаций велика вероятность вывести из строя пьезоэлектрические элементы системы впрыска. Это приведет к полной неработоспособности инжектора. Ещё одна особенность «Винс» — необходимость менять свечи после применения жидкости.

Моющее средство для инжекторов «Лавр»

«Лавр» — отечественная альтернатива американскому составу для промывки инжекторов Wynns. Выбор, какой жидкостью чистить, лучше доверить специалистам. Многие специалисты подтверждают заявление производителя: «Лавр» гораздо лучше справляется с удалением отложений тяжелых металлов, железа с поверхностей деталей. Использование жидкостей допускается не на всех автомобилях.

В состав моющего средства для промывки «Лавр» входит множество агрессивных веществ. Потому необходимо соблюдать правила использования. После промывки потребуется заменить свечи. С вероятностью 90% они выйдут из строя в процессе использования состава для мойки.

Выбор жидкости для промывки собственного автомобиля остается за владельцем. Но оптимальное решение — обращение к специалистам за предварительной консультацией. Позволит подобрать оптимально подходящую для промывки жидкость, избежать поломки топливной системы автомобиля.

Современные системы впрыска топлива основаны на использовании инжекторов. Под современным инжектором стоит понимать топливные форсунки, которые имеют электромагнитный клапан. Слабым местом инжекторной системы является то, что форсунки в процессе эксплуатации постепенно загрязняются. Инжектор забивается грязью даже при условии того, что двигатель работает на топливе хорошего качества. Использование низкосортного бензина закономерно ускоряет этот негативный процесс.

Рекомендуем также прочитать статью о тюнинге топливной системы инжекторного двигателя. В этой статье представлен принцип работы системы впрыска и рассмотрены её основные элементы.

С течением времени химические элементы и различные соединения (сера, бензол, олефины), которые содержатся в горючем, превращаются в смолистые отложения и отвердевший лак. Это происходит по причине высокого давления в системе впрыска (от 2.5 до 6-и атм.) и работе форсунок в условиях высоких температурных режимов (80-100° С). Такие образования достаточно сложно смываются.

Результатом загрязнения становится заметное ухудшение работы двигателя-падает мощность, снижается приемистость, наблюдается неустойчивость оборотов в режиме холостого хода, увеличивается расход топлива. При интенсивном разгоне возникают провалы, а также возрастает токсичность отработавших газов, что влечет значительное сокращение срока службы катализатора и лямбда-зонда. ЭБУ становится сложнее корректировать топливовоздушную смесь применительно к разным режимам работы двигателя. Забитые отложениями форсунки не способны обеспечивать необходимую производительность, меняется форма факела, направление распыла, а также возможно полное прекращение подачи топлива через форсунку.

Практика показывает, что высококачественный европейский бензин исключает необходимость частой очистки инжектора. Если мотор эксплуатируется на таком топливе, тогда чистка может понадобиться один раз в 120-150 тысяч километров. Если говорить о странах СНГ, то инжекторную систему зачастую нужно очищать уже через 30-40 тысяч километров пробега.

Наиболее заметным засорение топливных форсунок становится с приходом холодного времени года. В это время снижается испаряемость топлива, начинают проявляться проблемы с пуском холодного двигателя, а также заметны провалы в его работе на различных режимах и т.п.

Способы промывки инжектора

Существует несколько способов, которые позволяют промыть инжектор. Выбор каждого способа обусловлен степенью загрязненности системы топливоподачи, износом самой силовой установки и другими факторами.

Заливаем промывку в бензобак

Наиболее простым и одновременно щадящим способом очистки является заливка в топливный бак автомобиля специальной промывки. Такой очиститель топливной системы обычно реализуется во флаконах объемом около 300мл. Данного количества хватает на 60-70 литров топлива. Принцип действия добавки заключается в том, что в процессе езды она постепенно растворяет отложения в системе впрыска и частично предотвращает их последующее образование. Добавлять очиститель в топливо необходимо регулярно (каждые 4-5 тысяч км. пробега). Если Вы не уверены, что используете топливо надлежащего качества, тогда указанный интервал рекомендовано сократить.

Стоит отметить, что данный способ подходит только для тех автомобилей, которые являются новыми или имеют небольшой срок эксплуатации на территории СНГ. В этом случае промывка в бак является «профилактической» мерой, позволяющей поддерживать инжектор и топливную систему автомобиля в чистоте.

Для тех машин, у которых система топливоподачи и впрыска уже имеет серьезные загрязнения, такой способ очистки не подходит. Более того, промывка в топливном баке может даже усугубить уже имеющиеся проблемы. Отмытая очистителем грязь и отложения попадают в форсунки и забивают их еще больше. После этого будет необходим демонтаж и чистка топливных форсунок другими способами. Вторым нюансом становится высокая вероятность того, что смытая в бензобаке грязь засорит топливный насос. Загрязнение электрического бензинового насоса приводит к его повышенному износу и снижению эффективности работы устройства.

Чистка инжектора без снятия форсунок

Инжектор можно почистить так, чтобы не снимать форсунки и топливную рампу с двигателя. Для очистки используется специальная промывочная установка и очищающие жидкости. Наиболее широко применяют составы Wynn’s и Liqui Moly.

Процесс очистки осуществляется путем подключения промывочной установки через переходные штуцеры напрямую к инжектору автомобиля. Это позволяет исключить из цепочки бензобак, бензонасос, топливный фильтр и топливные магистрали. При таком подходе вымывается грязь исключительно в топливной рампе и форсунках. Двигатель автомобиля запускают и дают поработать на смеси бензина и промывочной жидкости около 30-40 минут в режиме холостого хода. Смесь подается из промывочной установки под давлением от 3-х до 6-и атмосфер. Давление регулируется согласно техническим требованиям применительно к конкретной модели автомобиля.

Процесс очистки и результаты

Состав для чистки, смешанный с бензином, активно размягчает и смывает накопившиеся в инжекторе загрязнения. Затем установка продавливает грязь через форсунки в цилиндры мотора, где смытые отложения окончательно сгорают. Такой способ промывки активно применяют в случае загрязнений средней тяжести, а также при определенных конструктивных сложностях (для снятия форсунок необходимо демонтировать впускной коллектор или другое навесное оборудование).

Определить качество процедуры очистки инжектора можно по следующим признакам:

  • устойчивая работа ДВС в режиме оборотов холостого хода;
  • отсутствие провалов в других режимах работы;
  • увеличение отдачи от мотора;
  • позитивные изменения касательно разгонной динамики и реакции на дроссель;
  • уменьшение содержания вредных веществ в выхлопе и т.д.;

Для большинства случаев такого способа очистки инжектора вполне достаточно для восстановления нормальной работы инжекторной системы. Чистка инжектора подобным образом должна проводиться один раз в 30-50 тысяч км. После промывки без снятия форсунок в топливной рампе и самих инжекторах остается некоторое количество очищающей жидкости. Небольшие остатки промывки попадают и в моторное масло. По этой причине рекомендовано сначала проехать на автомобиле 20-30 км. в режиме высоких оборотов для удаления остатков из инжектора.

Еще раз обратите внимание, что после чистки на машине часть жидкости для промывки окажется в масляной системе двигателя. Инжектор необходимо чистить перед плановой заменой моторного масла и фильтров, а не после. Также рекомендуется после промывки сменить и свечи зажигания.

В некоторых случаях может дополнительно потребоваться замена уплотнительных колец форсунок при появлении утечек горючего чрез них. Такой эффект наблюдается по причине того, что промывочная жидкость в большей или меньшей степени является агрессивной по отношению к резиновым уплотнителям. Если сравнивать распространенные промывки Liqui Moly и Wynn’s, то по некоторым отзывам первый вариант мягче воздействует на резину.

Внимание! Чистить данным способом сильно изношенные двигатели не рекомендуется. Вместе с интенсивной очисткой инжекторной системы от различных отложений в таких моторах параллельно происходит удаление нагара и отложений на поршневых кольцах и стенках цилиндров двигателя. Это может в ряде случаев привести к существенной потере компрессии и двигатель после такой промывки не запустится.

Отдельно рекомендуется не прочищать на установке для чистки инжектора без снятия инжекторные системы типа КЕ-Jetronik, где имеет место механический топливный впрыск. Такие системы получили дозаторы с малыми рабочими зазорами, что делает их крайне чувствительными к грязи и отложениям. В процессе промывки дозаторы быстро забиваются, что приводит к необходимости снятия форсунок и последующего более сложного ремонта. В механических системах впрыска форсунки являются неразборными, а их очистку проводят методом продувки воздухом под давлением. Если механическая форсунка сильно загрязнена, тогда потребуется полная замена данного элемента.

Чистка со снятием форсунок

Сильные загрязнения системы впрыска удаляются таким способом, который подразумевает снятие форсунок и их отдельную прочистку. Данный способ позволяет добиться наилучших результатов. Главным преимуществом очистки инжекторных форсунок жидкостью является восстановление работоспособности таких инжекторов, которые конструктивно имеют сложную конфигурацию своих внутренних каналов.

Инжектор демонтируют и производят индивидуальную очистку каждой форсунки на специальном стенде. Данный подход позволяет сравнить производительность, форму факела, направление и качество распыла до начала чистки и после неё. Дополнительно можно сравнить и проанализировать работу всей группы форсунок в совокупности.

Принцип работы очистного стенда заключается в том, что его системой управления осуществляется имитация работы форсунок на двигателе. Вместо бензина через них пропускается жидкость для промывки инжекторов. Оператор стенда управляет частотой электрических колебаний клапана форсунки. Главной задачей становится возникновение в канале топливоподачи кавитации. Под кавитацией следует понимать образование пузырьков воздуха в жидкости.

Гидродинамическая кавитация обеспечивает движение иглы форсунки в потоке очищающей жидкости с большой скоростью. За различными выпуклыми частями образуется вакуум. Под давлением окружающей жидкости вакуум моментально делится на большое количество микроскопических пузырей, которые «хлопают». Получается эффект микровзрывов, а энергия от них оказывает воздействие на лаковые и грязевые отложения, которые образовались внутри топливного канала инжектора и на самой игле.

Результатом такой операции становится эффективное разрушение и удаление отложений и грязи в каналах форсунки, а также промывка сетчатого фильтра инжектора. Возникшую кавитацию оператор определяет визуально. Струя светлой жидкости, выходящая из форсунки, становится коричневой. Цвет жидкости на выходе меняется из-за отслаивающихся шлаков.

Стенд позволяет дополнительно выявить изменения параметров работы электрических и механических элементов форсунок. Благодаря этому можно заблаговременно принять решение о необходимости очистки инжекторов, целесообразности дальнейшего их использования без промывки или полной замене.

Показатель производительность форсунок определяется как перед, так и после их очистки. В тех случаях, когда очищенные форсунки демонстрируют разные показатели производительности с разбегом более чем 5%, тогда их необходимо заменить. Неисправные инжекторы меняют как по одной штуке, так и группой.

Промывка позволяет выявить то, что электромагнитный клапан изношен и не закрывается полностью. Это означает, что такая форсунка течет в тот момент, когда на неё не подается электрический импульс. Данная неисправность приводит к перерасходу топлива, увеличивается нагар на клапанах, поршнях и т.д. Инжекторы с подобной проблемой лучше сразу заменить.

Чистка инжектора ультразвуком

Одним из распространенных способов очистки форсунок является использование установки, которая очищает предварительно снятые инжекторы в специальной ультразвуковой ванне. Данный способ обеспечивает высокие результаты, хотя некоторые эксперты считают лучшим способ очистки форсунок методом гидродинамической кавитации.

Ультразвуковая ванна является открытой емкостью, которую наполняют очищающей жидкостью. С наружной части в дно такой ванны вмонтировано устройство, которое представляет собой излучатель ультразвуковых колебаний. Сопло форсунки для очистки опускается в ванну. Во время прохождения через очищающую жидкость ультразвуковая волна запускает кавитационный процесс. Во время кавитации образуются пузыри, которые лопаются и образуют ударные волны. Эти волны оказывают разрушительное воздействие на грязь и отложения, которые скапливаются на поверхности сопла форсунки и в каналах.

Подведем итоги

Вполне очевидно, что инжектор лучше подвергать диагностике и промывать заранее, не дожидаясь появления заметных изменений в работе двигателя. Это позволит гарантировать отсутствие целого ряда нежелательных последствий, которые возникают после продолжительной эксплуатации автомобиля с загрязненными и/или неисправными форсунками.

Даже регулярная заправка лучшим топливом на элитных АЗС не исключает проблем с инжектором. Очистка каждой отдельной форсунки на стенде обеспечивает в итоге самый лучший эффект. Любой из указанных выше способов чистки на практике оказывается лучше самостоятельных попыток промывки инжекторов в гараже путем их отмачивания в керосине, солярке, растворителях, ацетоне или других жидкостях.

Неоспоримым преимуществом кавитационного стенда или ультразвуковой ванны является возможность не только качественно удалить загрязнения и вернуть форсункам работоспособность, но и провести необходимую диагностику инжекторов перед началом работ по их очистке. В ряде случаев это позволяет своевременно выявить неисправности форсунок и сохранить деньги за промывку.

Напоследок хотелось бы добавить, что цена очистки инжектора является вполне доступной для потребителя, а закономерное снижение расхода топлива после такой процедуры позволяет быстро вернуть потраченную сумму. Владельцу остается только наслаждаться возросшей отзывчивостью силового агрегата на нажатие педали газа и ровной работой двигателя во всех режимах!