Иж полный привод

Мало кто знает, что кроме тольяттинской Нивы, отечественное производство выпускало полноприводный легковой автомобиль на Ижевском заводе.

Несмотря на то, что внедорожник имел оригинальный вид и стоил недорого, спроса на него не было. Наверное, все помнили слухи восьмидесятых о плохом качестве автомобилей ИЖ.

Кто увидел полноприводный ИЖ 2126 в первый раз, ему казалось, что владелец увеличил клиренс «Оды», за счёт проставок. Определить ошибку можно было только вблизи, или заглянув в салон. Рядом с ручкой переключения передач располагалась ещё одна, маленькая. Блокировка раздаточной коробки.

Автомобиль оснащался двигателем от вазовской шестерки, мостом «Оды», передним редуктором от «Нивы», причём ШРУСы подходили от «девятки». Скорее всего разработчики делали унифицированный автомобиль, запчасти на которой можно было найти везде.

Конечно там где проедет Нива, ижак спасует, но заснеженные дороги для него не проблема. При этом комфортабельный салон, даже лучше чем у 2109, а управляется легче вазовского вездехода.

  • Специалисты объяснили, почему аренда автомобиля стала выгоднее покупки

Смотреть все фото новости >>

То, чего не может быть

Полноприводный «Иж» на пути от социализма к капитализму

Отечественные дороги от социализма к капитализму, как мы помним, были совсем не гладкими, а порой и вовсе являлись настоящим бездорожьем. Преодолеть его пытались все наши автозаводы, создавая самые разные, порой причудливые, конструкции. Одна из них – полноприводный «Иж-2126».

Внаше время два десятилетия — это почти век! У кого в первой половине 1990-х были мобильные телефоны? Мы, радуясь невиданному техническому прогрессу, смотрели фильмы на видеокассетах, не представляли себе, что такое iPad, а тольяттинская «девятка» была мечтой для многих, даже для тех, кто сегодня вспоминает ее с презрением. Но в то же время охаянные теперь так называемые лихие девяностые были эпохой творческих порывов и надежд, пусть чаще всего и наивных. Причем, признаемся, надежды эти питали не только тех, кто все-таки пытался что-то делать, но и тех, для кого предпринимались эти попытки.

Ижевский автозавод не исключение. Хотя и в советские времена он был, пожалуй, самым несчастным из всех автомобильных заводов. Ведь предприятие подчинялось не Минавтопрому, а ведомству, для которого танки и прочая стреляющая техника были куда важней легковых автомобилей. Даже запуск в производство модификаций «Москвича-412», фургона и хетчбэка, ижевцы пробили с большим трудом. А уж принципиально новые модели 1960-х — 1970-х, в том числе полноприводный «Иж-14», так и остались в единичных опытных образцах.

Первая по-настоящему новая серийная модель завода, «Иж-2126», шла к конвейеру долго и мучительно. Ее создавали как дешевый автомобиль классической компоновки (тогда казалось, что именно она лучше всего подходит для наших дорог и бездорожья), максимально унифицированный с серийным «412-м». В результате, правда, от «Москвича» остался, по сути, лишь двигатель. Первый прототип был готов в 1982 году, но мелкосерийное производство «Иж-2126 Орбита» начали только в 1990-м.

Страна, в которой это произошло, была уже совсем другой. Поначалу дешевый автомобиль вызвал заметный интерес у не самых обеспеченных покупателей. Но ситуация очень быстро изменилась: небогатые стремительно превращались в бедных, а те, кому удавалось разбогатеть, смотрели в сторону более престижных отечественных, а то и импортных машин. В середине 1990‑х завод, понаделав некомплектных автомобилей, практически встал. Но именно в те годы в Ижевске с удивительным упорством начали создание модели, которая, по крайней мере теоретически, могла бы оживить предприятие. Ну или хотя бы помочь этому.

«Ода» четырем ведущим
В те годы автомобиль еще звали «Орбита». «Одой» он стал в самом конце 1990-х, когда новые хозяева всерьез взялись за возрождение завода. А пока ижевская тюнинговая компания «НормаАвто» начала работы по полноприводной версии «Иж-2126». Подобных фирм в те годы по всей стране расплодилось немало. Они в той или иной степени успешно предлагали улучшенные варианты стремительно стареющих морально отечественных моделей.

Идею привязки к кузову «Иж-2126» заднего, переднего или полного привода закладывали еще на стадии проектирования машины. На заводе были апологеты машин со всеми ведущими колесами, в том числе тогдашний заместитель главного конструктора А. С. Кондрашкин, некогда создававший, кстати, трансмиссию для «Иж-14». Интерес к полноприводным автомобилям в стране всегда был велик и постоянно подогревался и климатом, и нашими так называемыми дорогами. А купить простой обыватель мог лишь тесную и прожорливую «Ниву» или еще более прожорливый, при этом ломкий и некомфортный, «уазик». Зато в потоке иномарок, хлынувших в страну, все больше появлялось машин со всеми ведущими. Это тоже вдохновляло инженеров начала 1990-х.

Итак, примерно в 1990-м к мотору УЗАМ или ВАЗ и стандартной омской коробке передач пристыковали оригинальную «раздатку» без понижающей передачи. Учитывая опыт эксплуатации «Нивы» с ее вечными и практически неизлечимыми вибрациями, между коробками поставили жесткий тоннель. Сзади стоял стандартный жесткий мост, спереди к подрамнику прикрепили редуктор «Нивы» с нивовскими же укороченными приводами. Вся эта нехитрая, в общем, конструкция вполне успешно поехала, что и вдохновило ижевских инженеров на ее совершенствование.

В поисках достойного двигателя, способного прилично ускорять полноприводный автомобиль, помимо ВАЗ-2106 пробовали 1,7-литровый 76-сильный карбюраторный агрегат «Нивы», а также 1,8-литровый двигатель ВАЗ-2130 мощностью 80 л.с. (его ставили на мелкосерийные удлиненные ВАЗ-2131). Пробовали даже мотор ВАЗ-21084 от семейства «Самара». Этот 84-сильный 1,6-литровый агрегат малыми партиями выпускало опытное производство ВАЗ. На «Иже» его поставили продольно.

Передаточные числа коробки для полноприводной машины надо было менять. Главные пары переднего и заднего редукторов сделали одинаковыми — 3,9, до этого сзади была пара 4,22. В передних приводах применили шарниры от ВАЗ-2108.

Работали одновременно в двух направлениях, предполагая как дорожную (эдакий российский Subaru), так и более серьезную, чем первые прототипы, внедорожную версию. Испытывали диф- ференциалы повышенного трения и даже виско-муфту, спроектировали и построили раздаточную коробку с понижающей передачей 1:2,135.

Как и многие другие создатели тюнинговых версий отечественных автомобилей, ижевские конструкторы столкнулись с очевидной в общем-то проблемой. Отечественные агрегаты массово страдали ненадежностью, которая, вполне естественно, возрастала с усложнением конструкции. И все же казалось, что до полноценного отечественного легкового Quattro осталась всего пара шагов. Как их было не сделать?

От простого к сложному и обратно
В 1998-м «Норма-Авто» построила автомобиль со 130-сильным двигателем Hyundai. Пробовали как штатную коробку передач, так и агрегат Toyota RAV4. Автомобилю, развивавшему 180 км/ч, нужны были соответствующие тормоза. Поставили дисковые от ВАЗ-2108 на все колеса. Автомобиль на 14-дюймовых шинах, с оригинальной задней независимой многорычажной подвеской имел дорожный просвет 145 мм, т. е. был не вседорожником, а скорее кроссовером. В прессе стали писать о российском Subaru. Вот только цена приблизилась к «иномарочной», с совсем не иномарочным кузовом и комфортом.

Правда, параллельно дорабатывали куда более земные варианты с вазовским силовым агрегатом от «Нивы» и задними барабанными тормозами, а также еще более простую модификацию с серийным задним мостом. Интерес к машине увеличивался. В России иметь недорогой полноприводный автомобиль хотят многие. Тут-то завод и взялся за продвижение «Иж-2126» с колесной формулой 4х4.

Эта модификация призвана было стать если не спасением, то уж точно сильной подмогой заводу. Тем более что помимо хетчбэков он готов был выпускать пикапы, а чуть позже и универсалы (впервые появившиеся, кстати, еще в советские времена). Всем было ясно, что недорогой серийный автомобиль с импортными силовыми агрегатами — утопия, поэтому завод анонсировал машины на отечественных узлах, зато сразу три модификации.

Базовым, самым простым и дешевым, был «Иж-2126-060» с «раздаткой» без понижающей передачи и карбюраторными моторами УМПО (УЗАМ)-331 или ВАЗ-21213. Версию «2126062» оснащали двигателем ВАЗ-2016 и понижающей передачей. Наконец, заявили и модификацию «Иж-2126-063» на 14-дюймовых колесах с задней независимой подвеской и впрысковым мотором ВАЗ объемом 1,8 л мощностью 84 л.с. Эта версия, как и полноприводные пикапы с двигателями ВАЗ-21213 и дизельным 63-сильным ВАЗ-343, производство которого пытался наладить завод «Барнаултрансмаш», входящий в ту же группу, что и «Ижмаш», в продаже, правда, так и не появилась, в отличие от двух первых. В начале 2000-х, после возрождения производства новыми хозяевами завода, их вполне можно было купить.

По сравнению с «Нивой» ВАЗ-21214 «Иж» немного выигрывал в управляемости и примерно столько же проигрывал в проходимости. У машин появились первые покупатели. Увы, подъем ижевского предприятия длился очень недолго.

«Ода» спета
Пока мы мучительно решали, стоит ли широко внедрять впрыск или еще поездим с карбюраторами, а тюнинговые фирмы пытались облагородить не самые совершенные конструкции 20-лет- ней давности, не только мировой автопром, но и наша жизнь стремительно ушли вперед.

Уже в середине 2000-х спрос на ломкие, некомфортные, да и просто безнадежно устаревшие «Ижи» резко упал. И удержать его не могли ни универсал, ни эксперименты с полным приводом, ни самый причудливый тюнинг. Автомобили семейства «2126/2717» не выдерживали конкуренции даже с продукцией ВАЗа. Ну а в классе дешевых полноприводных автомобилей появилась куда более современная «Шевроле- Нива». В общем, автомобили «Иж», как и московские, а чуть позже и горьковские собратья по советской конструкторской школе, стали историей…

Пройдет еще немного лет, и полноприводными «Ижами», вероятно, заинтересуются коллекционеры. Ведь эти машины — документы эпохи, воспоминание о смутном, сложном и тяжелом времени разрухи и светлых надежд, воровства и грандиозных, пусть и наивных, планов и проектов…

Технические характеристики
Масса снаряженная/полная, кг 1080/1480
Длина/ширина/высота, мм 4068 / 1660 / 1450
Колесная база, мм 2470
Колея спереди/сзади, мм 1420/1420
Дорожный просвет, мм 160
Размерность шин 175/70 R13
ДВИГАТЕЛЬ
Тип и количество цилиндров Бензиновый, P4
Рабочий объем, см3 1596
Мощность, л.с./кВт при об/мин 75/55 при 5400
Крутящий момент, Нм при об/мин 116 при 3200
Коробка передач Механическая 5-ступенчатая, раздаточная 2-ступенчатая
Тип полного привода Постоянный
Максимальная скорость, км/ч 140
Расход топлива, л/100 км 8,5/10,5

Дети перестройки

В 1990-х полноприводные автомобили на базе отечественных легковых моделей пытались делать многие фирмы. С 1998-го тольяттинская компания «ЛадаКонсул» мелкосерийно выпускала семейство «Тарзан» с кузовами ВАЗ-2108/2109 «Самара». Автомобиль имел оригинальную раму, узлы «Нивы». Предлагали моторы 1,7 л, 76 л.с., и 1,8 л, 80 л.с. Позднее ВАЗ мелкосерийно строил полноприводные версии универсалов ВАЗ-2111. Долгие работы завода «Москвич» (АЗЛК) по полному приводу, начатые еще в 1980-х, привели лишь к постройке отдельных экземпляров удлиненных седанов «Калита» и «Князь Владимир», а также мелкосерийных пикапов на базе серийных «Москвич-2335» и «233521» с двойной кабиной. Тюнинговые полноприводные «Волги», как правило, базировались на узлах УАЗ. Некоторые фирмы предлагали в том числе и импортные силовые агрегаты.

текст: Сергей КАНУННИКОВ
фото: из архива автора

ИЖ 2126 4×4 Ода – полноприводная модификация классического ИЖ 2126. Модель появилась как результат тюнинга обычной «Оды». В далеком 1995 году ЗАО «Норма-Авто» производит первую версию ИЖ 2126—060 4х4 на основе агрегатов 213-й Нивы с независимой задней подвеской. Двигатель устанавливался на подрамник собственного производства, сваренный из труб (это вообще, оригинальная конструкция «Нормы-Авто», которая потом перекочевала на заводские Оды 4х4). Передние рычаги устанавливались от Нивы с переходной деталью под шаровые опоры ВАЗ 2108. Поворотный кулак — ВАЗ 2108.

Над этой моделью происходит основная работа по изменению конструкции. Сначала передние рычаги стали делать унифицированными с моноприводной моделью, оставив поворотные кулаки от ВАЗ 2108. Амортизаторные стойки стали изготавливать из моноприводных, путем приваривания рулевой сошки. Увеличение клиренса достигалось путем установки проставки между поворотным кулаком и стойкой. Задний мост, слегка доработанной конструкции — наварены проставки под пружины, амортизаторы и тягу Панара для увеличения высоты кузова. Установлен «грузовой» дифференциал с передаточным отношением главной пары 4.22. На российском рынке полноприводная «Ода» является достаточно редкой.

Краткие технические характеристики

ИЖ 2126 4×4 технические характеристики:

Тип кузова Цельнометаллический «хэтчбек» несущего типа, оцинкованный
Габаритные размеры 4053х1660х1450 мм
Дорожный просвет 155 мм
Размер багажника 958 л
Снаряженная масса 1090 кг
Максимальная масса 1490 кг
База 2470 мм
Тип двигателя Бензиновый, четырехтактный, карбюраторный
Объем топливного бака 45 л
Коробка передач Механическая, пятиступенчатая
Система зажигания Бесконтактная
Раздаточная коробка Механическая, одноступенчатая, с межосевым шестеренчатым дифференциалом и механизмом принудительной блокировки; передаточное число раздаточной коробки — 1,0
Передняя подвеска Независимая, типа «Макферсон», пружинная с гидравлическими телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости
Задняя подвеска Зависимая, рычажного типа, пружинная с гидравлическими телескопическими амортизаторами
Максимальная скорость 130 км/ч
Время разгона до 100 км/ч 20 с