Иж автомобиль

В. Мамедов

Вообще-то Иж – это река, на которой стоит Ижевск, и уж потом – марка. Надо сказать, весьма распространенная. В последние годы социализма в магазине «Зенит» в Москве можно было увидеть носившие ее ружья, оптические прицелы, автомобильные радиоприемники, мотоциклы. А еще все знали автомобили «Москвич», тоже выпускавшиеся с маркой «ИЖ». Об автомобильном производстве оборонного гиганта, его прошлом и настоящем наш рассказ.

Первая самостоятельная разработка ижевских конструкторов – «ИЖ-Комби» датируется 1966 г.

К середине 60-х годов прошлого века у населения Советского Союза скопилась значительная сумма денег, на которую ему нечего было купить. В условиях планового хозяйства замедление оборота денежной массы вызвало отрицательные последствия для экономики всей страны. Тогда-то руководство государства и вспомнило о желанном личном автомобиле, который, будучи доступен, вернул бы в оборот многолетние народные накопления, а заодно дал сильнейший толчок развитию многих отраслей, необходимых для изготовления автомобилей.

В решениях XXIII съезда КПСС особо отметили необходимость быстрейшего удовлетворения потребности населения в малолитражных легковых автомобилях, и вскоре была принята программа развития автомобилестроения, предусматривающая строительство новых и модернизацию старых автозаводов.

Мнения о том, откуда возьмутся «народные автомобили», у тогдашних правителей страны оказались разными. Некоторые из них считали, что проблему решит покупка лицензии и организация производства зарубежной модели (что и было реализовано с помощью FIAT в Тольятти), а Д.Ф. Устинов (Член Политбюро и Министр оборонной промышленности) настаивал на том, чтобы, «не связываясь с капиталистами», выпускать в нужных количествах отечественную малолитражку на вновь созданной производственной площадке одного из подведомственных ему заводов. Жизнь сложилась так, что и новый завод в Тольятти, и автомобильное производство в Ижевске получили путевку в жизнь.

Полноприводный легковой автомобиль с несущим кузовом ИЖ-14, 1972 г.

Единственным малолитражным автомобилем, выпускавшимся в СССР в то время, был «Москвич». Он в значительных количествах (до 55% от объема выпуска, составлявшего 80–100 тыс. в отдельные годы) экспортировался для увеличения валютных поступлений в бюджет, выполняя едва ли не главную задачу всего производства. Именно его и собирался выпускать Дмитрий Федорович на Ижевском машиностроительном заводе, том самом, на котором он прошел путь от мастера до генерального директора.

В середине 1965 г. в Министерстве оборонной промышленности возник план – выпуск «Москвичей» должен был развернуться в недостроенном и до того момента «замороженном» корпусе, который в перспективе предполагалось окружить заново построенными производствами, что должно было обеспечить выпуск 220 тыс. автомобилей в год.

Поразительно, но прямо в том же, 1965 г. ижевские оборонщики пытались создать для своего завода и собственную модель автомобиля. Коллектив специалистов, хорошо знающих возможности оборудования первой очереди завода, разработал и даже построил оригинальный двухдверный автомобиль, именовавшийся между собой «ЗИМА» («Завод ижевских малолитражных автомобилей»). В марте 1966 г. увидела свет «ЗИМА-II» с четырехдверным кузовом. Оба варианта имели рамную конструкцию и упрощенный кузов, все панели которого изготовили методом прокатки и гибки. К сожалению, в заводском музее современного «Ижмаша» оба первенца отсутствуют…

Экспортный вариант пикапа ИЖ-27151-01 с кузовом увеличенного объема

Первый ижевский «Москвич»-408 покинул конвейер 12 декабря 1966 г. В цехах первой очереди завода до декабря 1969 г. ежегодно собирали до 30 тыс. «Москвичей» моделей «408» и «412». Штамповки кузова поступали с АЗЛК, коробки передач – из Москвы и Омска, двигатели УМЗ-412 – из Уфы. С 1970 г. завод начал сам штамповать детали кузова. В 1971-м заработал вновь построенный «большой автозавод», а в старом корпусе расположилось экспериментальное производство.

Ежегодно с 1973 по 1991 г. «Ижмаш» выпускал в среднем по 170 тыс. малолитражек. Пик производства, равный 188,7 тыс., пришелся на 1988 г. Первый оригинальный многоцелевой пятиместный автомобиль в качестве одного из вариантов развития «Москвича» для «Ижмаша» разработала группа дизайнеров ВНИИТЭ под руководством Ю.А. Долматовского. В 1967 г. демонстрационный макет машины покинул Москву и ныне занимает почетное место в музее завода. ИЖ-ВНИИТЭ, оснащенный двигателем УМЗ-412, имел трехдверный кузов-хэтчбек со сдвижными боковыми дверьми и задние фонари, расположенные на задних стойках.

Заводские конструкторы тоже не сидели, сложа руки. Их творческой энергии в те годы можно только позавидовать. За 1970–1975 гг. они разработали свыше десятка экспериментальных моделей, в том числе два внедорожника, переднеприводный хэтчбек, различные варианты машин «классической» компоновки, однако ни одна из них не пошла в производство из-за отсутствия финансирования.

Серийный фургон ИЖ-2715-01

О высоком профессиональном уровне конструкторов завода можно судить по родившимся в те годы оригинальным агрегатам, также оставшимся только в истории предприятия. В 1971–1972 гг. на серийном «Москвиче» успешно прошла испытания гидропневматическая подвеска с упругими элементами, в которых масло от сжатого воздуха отделяла резиновая диафрагма (именно этот принцип используется Citroen); для внедорожника, фургона и седана была разработана уникальная двухступенчатая раздаточная коробка, управляемая одним рычагом, благодаря которой автомобиль мог быть и полно-, и передне- и заднеприводным. Наконец, успешно прошла испытания собственная гидромеханическая коробка передач для автомобиля классической компоновки, отличающаяся от конкурентов тем, что обеспечивала большую экономию топлива.

Первой моделью, отличающейся от стандартных «Москвичей», стала «ИЖ-Комби» ИЖ-2125, впервые показанная на дизайнерской выставке в Москве в 1966 г., но запущенная в производство лишь в 1973-м. За ней последовали оригинальные пикап ИЖ-27151 и фургон ИЖ-2715, которые сыграли огромную роль в укреплении имиджа завода. Ведь «каблучки», до сих пор честно служащие своим владельцам на дорогах СНГ, первыми пробили себе путь на иностранные рынки. Пикап (и с короткой, и с удлиненной платформой) и фургон успешно поставлялись в европейские (Финляндия, Венгрия) и латиноамериканские (Куба, Никарагуа, Ямайка, Панама) страны.

Опытный образец автомобиля ИЖ-2715 «скорая помощь»

Когда в середине 70-х началась работа над новой базовой моделью, грузовым и грузопассажирским модификациям на ее базе уделялось особое внимание. Удивительно, но все многочисленные версии в виде макетных и опытных образцов на заводе бережно хранят – как ценные страницы истории, полезные для начинающих инженеров. Однако прошедшая государственные испытания еще в 1981 г. «Орбита» ИЖ-2126 была запущена в производство лишь через десятилетие, когда вся экономика страны находилась в глубоком кризисе. Закупленное современное оборудование для сварки кузовов даже не распаковывалось. Машину делали по обходной технологии, качество было неважным. Между тем смена общественно-политического строя в России привела завод в тяжелейшее положение.

В 1997 г. предприятие, рассчитанное на выпуск четверти миллиона автомобилей, изготовило лишь 8(!) тыс. машин. Заговорили о том, что не родившаяся толком «Орбита» так и умрет из-за отсутствия должного финансирования для ввода в строй основных производственных цепочек и слабого интереса к ней со стороны потребителей. Однако «Ижмашу» повезло.

В 1999 г. бразды правления автозаводом перешли в руки Группы компаний «СОК», поставившей целью возрождение завода. Сразу же была налажена автоматическая линия сварки кузовов фирмы KUKA, закупленная еще в перестроечные годы. Новое руководство предприятия по-новому организовало всю систему работы предприятия, начиная от производства и заканчивая сбытом продукции. Результат налицо: к 2003 г. объем выпуска продукции увеличился более чем в 8 раз, с 2002 г. предприятие занимает 2-е место в России по производству легковых автомобилей, причем темпы роста продолжают увеличиваться.

В январе 2002 г. в рамках договора о сотрудничестве с «АвтоВАЗом» Ижевскому заводу был передан полный технологический цикл производства одного из самых массовых автомобилей – ВАЗ-2106, а с 1 августа 2003 г. завод стал единственным в стране производителем популярного универсала ВАЗ-2104, выпуск которого в этом году планируется увеличить до 50 тыс.

Испытания ИЖ-2126 на пассивную безопасность, 1984 г.

Динамика роста производства на заводе оставляет сильное впечатление. Если в 2002 г. ОАО «ИЖ-Авто» собрал 78 258 машин, то в 2003 г. уже 94 213, т.е. рост составил 20%. Следует учесть, что доля моделей с эмблемой «ИЖ» в общем объеме составляет более 50% (51 638), а остальное приходится на модели ВАЗ-2106 и -2104. В 2003 г. в опытном порядке собрали три автомобиля ВАЗ-2107. Выпуск «вазовских» моделей вывел завод из убыточности и позволил начать концентрацию средств для разработки автомобилей будущего. Ни в коей мере не прекращается работа по модернизации ИЖ-2126.

Огромную роль в процессе совершенствования конструкции ИЖ-2126, получившего имя «Ода», сыграл переход с ВАЗа на ИЖ-Авто нынешнего главного конструктора завода Александра Карловича Миллера, в свое время, работавшего над проектом ВАЗ-21081 в качестве ведущего конструктора. Причем под словами «совершенствование конструкции» нужно понимать не только улучшение дизайна, эргономических качеств, экономичности и т.п., но и тривиальное повышение качества узлов и агрегатов автомобиля, требующих «экстренного» конструкторского вмешательства. Что и говорить, на поверку, «Орбита» оказалась весьма «сырым» и недовведенным автомобилем, да еще выпускавшимся по «обходным технологиям», так что дел у нового Главного хватает.

На заводе успешно реализуется концепция поэтапной модернизации машины. На первом этапе изменился внешний вид приборной панели, появилась новая комбинация приборов ВАЗ-2110, улучшился внешний вид автомобиля, его интерьер, появились новые варианты комплектации. В настоящее время завод выполняет второй этап, включающий установку новой комбинации приборов с улучшенным дизайном и просветными шкалами, применение комбинированной обивки сидений с центральной вставкой, уже ведется сборка машин с двухцветным интерьером. На правой передней двери автомобилей устанавливается замок, до этого снаружи можно было открыть только водительскую дверь. Зеркала стали антибликовыми.

Фургон ИЖ-2717

Скоро на конвейере появятся машины с новыми бамперами, значительно улучшающими их внешний вид. Они будут поставляться тольяттинской фирмой «АПАЛ». На этом завершится второй этап малой модернизации, который должен перетечь в третий. Он предусматривает производство новой формованной обивки крыши, рамок дверей, литых обивок стоек, новых сидений с улучшенной посадкой водителя и пассажиров. Задняя часть автомобиля будет осовременена установкой оригинальных светотехнических элементов, унифицированных с выпускаемыми только посадочной поверхностью.

Запланирована серьезная модернизация тормозной системы с заменой вакуумного усилителя, которая наконец-то устранит известный многим владельцам ИЖ-2126 хронический недостаток тормозов – их «ватность».

Совместно со специалистами «АвтоВАЗа» на заводе проведена серьезная работа по совершенствованию коробки передач, направленная на повышение ее надежности, четкости переключения передач и снижение шума при работе. Что касается кузова, то и здесь, по-видимому, произойдут перемены к лучшему. На заводе ведется работа по увеличению жесткости несущей конструкции, повышению уровня пассивной безопасности автомобиля. В таком, модернизированном виде базовая модель «2126» и ее модификации, оснащенные только «вазовскими» карбюраторными или впрысковыми моторами (от продукции УЗАМ из-за низкого качества пришлось временно или навсегда отказаться) просуществует на конвейере до 2008 г.

Заменит ее новый базовый автомобиль, тоже классической компоновки, с полностью измененной внешностью и интерьером, и даже с независимой подвеской задних колес, работа над которым идет полным ходом.

Пикап ИЖ-27171

Идет борьба за качество. Если в 2003 г. выявленный брак составлял 0,15%, то по сравнению с 2002-м, когда брак составлял 0,23%, снижение составило 34,8%. Только решение «проблемы заднего моста», досаждавшего владельцам постоянным шумом и малым сроком службы, потребовало проведения 150(!) конструкторских и технологических мероприятий. В течение только одного года снижения рекламаций по заднему мосту составило ни много, ни мало – 47,1% от прежнего уровня. Причем, по таким дефектам, как течь сальника полуоси или шум при работе дифференциала удалось снизить брак на 60%. В таком же порядке Управлениями главного конструктора и главного технолога «перелопачивается» вся конструкция автомобиля и методы его изготовления.

Очень перспективным направлением деятельности на заводе считают выпуск полноприводных модификаций легковых, грузовых и грузопассажирских автомобилей. Пока производство подобных машин сдерживает недостаток мощностей по изготовлению оригинальной раздаточной коробки с блокируемым дифференциалом, агрегатируемой с коробкой передач. И все-таки, на 2004 г. запланирован выпуск 1 800 шт. со всеми ведущими колесами, в 2005 г. их должно быть собрано уже 15 тыс., а в дальнейшем, если рынок положительно отреагирует на эти модели, производство должно вырасти до 30 тыс. машин с колесной формулой 4х4 ежегодно.

Полноприводный вариант ИЖ-2126 для милиции, разработанный тюнинговой фирмой «НИКА»

И, конечно, нельзя не сказать о том, что «ИЖ-Авто» приступил в 2004 г. к сборке корейских автомобилей KIA Spectra, закупив соответствующую лицензию. Пока речь идет об «отверточной» сборке из комплектов, получаемых из Кореи. Однако, в недалеком будущем заработают новый кузовной цех и цех окраски, где кузова будут сваривать, окрашивать и собирать так же, как это уже практикуется, например, на заводе Ford в Ленинградской обл. В перспективе в Ижевске должны собирать до 40 тыс. KIA ежегодно. Оптимисты считают, что при таком объеме производства будет целесообразно развернуть и собственное моторное производство для комплектования моделей Spectra.

Завершить статью, учитывая специфику нашего журнала, мы решили знакомством с сегодняшним модельным рядом грузовых и грузопассажирских автомобилей семейства «Орбита».

Самым популярным у потребителей в настоящее время является ИЖ-2717 с кузовом-фургоном. Задняя дверь фургона в верхнем открытом положении фиксируется двумя пневмоупорами. Открываются и закрываются двери при помощи двух замков и ручки с приводом. Завод предлагает несколько специальных модульных кузовов, включая изотермический фургон и киоск для розничной торговли. По сравнению с ИЖ-2126, ИЖ-2717 имеет увеличенный до 169 мм клиренс, не рычажно-пружинную, а рессорную подвеску заднего моста, специальные шины повышенной грузоподъемности. Масса полезного груза равна 650 кг. С карбюраторным двигателем ВАЗ-2106 мощностью 73,7 л.с. автомобиль развивает максимальную скорость 120 км/ч и расходует при скорости 90 км/ч 6,9 л бензина на 100 км.

Один из вариантов модернизированного ИЖ-2126, 2003 г.

Пикап ИЖ-27171 имеет металлическую бортовую платформу со всеми откидными бортами. Грузоподъемность модели повышена до 740 кг. В течение часа без специальных приспособлений платформу можно закрыть тентом, закрепленным на дугах.

Новинка 2004 г. – пятиместный грузопассажирский автомобиль ИЖ-21261 «Фабула», сочетающий в себе комфортабельность седана и грузовместимость фургона. Благодаря повышенной задней части крыши удалось достичь значительного объема багажного отсека (1 354 л при сложенном заднем сиденье). Максимальная скорость машины на асфальте – 160 км/ч. По подвескам модель унифицирована с легковым ИЖ-2126. Оригинальная конструкция пятой двери, нижней своей частью стыкующейся с задним бампером, обеспечивает удобство погрузки и выгрузки. В верхнем положении дверь удерживают два пневмоупора. По заказу модель собирают с полноприводной трансмиссией.

Специалистами опытно-промышленного производства ОАО «ИЖ-Авто» разработан и выпускается в ограниченных количествах полноприводный двухместный пикап ИЖ-27171, получивший пока неофициальное название «Охотник». Рессорная подвеска заднего моста дала возможность увеличить грузоподъемность автомобиля до 700 кг, а установка колес с шинами размером 195/65 R15 позволила поднять клиренс до 190 мм. База модели – 2 710 мм, снаряженная масса – 1 150 кг. На пикап устанавливают либо 1,7-литровый бензиновый карбюраторный двигатель ВАЗ-21213 мощностью 78,8 л.с., либо дизельный ВАЗ-343 (1,8 л, 63,5 л.с., 110 Нм). Расход топлива при постоянной скорости на асфальте в первом случае составляет 9,5 л/100 км, во втором – 8,1 л/100 км. Максимальная скорость ограничена 120 км/ч. Предлагается также вариант с пятиместной четырехдверной кабиной, объем которой увеличен на 85%.

Пикап ИЖ-27171 (4х4) с пятиместной кабиной

В долгосрочной программе развития «ИЖ-Авто» предусматривается увеличение проектной мощности предприятия до 300 тыс. автомобилей в год при резком повышении уровня качества, улучшении потребительских свойств и сохранении прежнего ценового ряда моделей. Постоянно увеличивается количество деталей кузова, подвергнутых оцинковке, в 2004 г. введена в строй современная импортная линия окраски кузовов, позволяющая выпускать до 180 тыс. автомобилей, окрашенных современными красками типа «металлик». Все это отражается на повышении интереса к продукции «ИЖ-Авто» как в России, так и за ее пределами.

В стадии разработки находятся проекты по организации сборки пикапов в Сирии, Египте, Ираке, Китае. И это серьезное доказательство состоятельности ОАО «ИЖ-Авто» как конкурентоспособного производителя, продукция которого отвечает высоким международным стандартам.

16 декабря с конвейера сойдет 5-миллионный ижевский автомобиль. Увидеть, как «рождается» юбилейное авто, можно будет на единственном в Удмуртии автозаводе – LADA Ижевский автомобильный завод. День открытых дверей на предприятии пройдет с 10:00 и до 16:00. Посетителям проведут экскурсию по действующему производству. Покажут музейные экспонаты, действующий модельный ряд автомобилей и уникальные опытные образцы, так и не вышедшие в серийное производство. В преддверии праздника мы решили собрать самые интересные факты о LADA Ижевский автомобильный завод, которые вы наверняка не знали.

Роботы, новая техника и собственное производство

Завод Группы «АВТОВАЗ» – LADA Ижевск одно из немногих предприятий в России, у которого есть полный цикл производства машин: штамповка, литье пластика, сварка, окраска и сборка.

Машины здесь собирают около 4 тысяч опытных сотрудников и 60 современных роботов.

В цехе окраски роботы фирмы Durr окрашивают кузова в 20 различных цветов.

Производство сварки рассчитано на выпуск кузовов двух платформ в четырех модификациях.

Здесь есть своя контрольно-измерительная лаборатория, где с помощью 3D измерительных машин оценивается качество сварки и геометрии кузова.

Модернизация и новые автомобили

В 2011 году на Ижевском автозаводе началась крупнейшая модернизация производственного комплекса. В ее основе – стопроцентная смена модельного ряда, выпускаемого на предприятии: в 2012 году начался выпуск седанов LADA Granta, в мае 2014 года стартовало производство лифтбэка LADA Granta, в августе 2014 года сошли с конвейера первые автомобили на платформе Альянса, в сентябре 2015 года выпущены первые серийные LADA Vesta. В 2017 году семейство Vesta пополнилось двумя моделями LADA Vesta «SW» и LADA Vesta «SW Cross». Выпуск новых современных автомобилей потребовал коренной перестройки и переукомплектования всех производственных линий.

Автомобили для инвалидов

Ижевский автозавод один из немногих в России, кто выпускает машины для людей с ограниченными возможностями здоровья. Так, существуют автомобили Lada Granta с ручным управлением.

Экспорт машин зарубеж

LADA Ижевский автомобильный завод продает свои машины не только во многих странах России, но и активно экспортирует их за рубеж. Кстати, самым рекордным годом по количеству произведенных автомобилей стал 1988-й. Тогда с конвейера завода их сошло почти 190 тысяч. Ижевские автомобили разъезжали по дорогам Ямайки и Панамы, Финляндии и Венгрии, Китая и Никарагуа. А в 2017 году начались поставки на европейский рынок новой модели – LADA Vesta. В следующем году большую партию наших машин снова получит Куба.

Реклама

LADA Ижевск — Ижевский автомобильный завод:

современное производство и модернизация

Сегодня LADA Ижевский автомобильный завод является одной из основных производственных площадок по выпуску легковых автомобилей в России. Наравне лишь с несколькими российскими предприятиями располагает технологией полного цикла производства: штамповка, литье и окраска пластика, сварка, окраска и сборка. Общее количество оборудования — более 2500 единиц, производственная мощность завода — 30 автомобилей в час с возможностью развития до 45 автомобилей в час.

В 2011 году на LADA Ижевский автомобильный завод началась крупнейшая модернизация производственного комплекса. В ее основе — стопроцентная смена модельного ряда, выпускаемого на предприятии: в мае 2014 года стартовало производство лифтбека LADA Granta, в августе 2014 года сошли с конвейера первые автомобили на платформе Альянса, в сентябре 2015 года — выпущены первые серийные LADA Vesta. В 2017 году семейство Vesta пополнилось двумя моделями LADA Vesta SW и LADA Vesta SW Cross.

Выпуск новых современных автомобилей потребовал коренной перестройки и переукомплектования всех производственных линий.

Прессовое производство

Производственные мощности прессового производства рассчитаны на 300 000 автокомплектов в год. В состав оборудования входят 37 штамповочных линий. Для седана LADA Vesta штампуется 61 деталь, для автомобилей LADA Vesta SW и LADA Vesta SW Cross — 64 детали.

Существенному обновлению подверглись две линии крупной штамповки: Kliring и Erfurt. Сейчас на этих линиях производятся крупные кузовные детали для автомобилей LADA: панели крыши и крыла, боковины и пр.

Кроме того, цех штамповки обладает уникальным оборудованием — прессом-трансфером Komatsu усилием 3200 тонн. Он также подвергся модернизации — в него встроена новая программа, изменена система управления.

Частичной модернизации подверглась вырубная линия Komatsu. На линии происходит вырубка заготовки деталей с большим шагом подачи: задних крыльев и боковин для автомобилей LADA. Еще одно новшество для цеха — штабелеукладчик Fuji: он позволяет увеличить производительность и облегчает работу операторов, и моечная машина Fuji.

Жемчужина цеха штамповки — новая прессовая линия особо крупной штамповки компании Hyundai, где изготавливаются крупные панели (боковины, двери, крыло и прочее). Здесь расположены четыре новых пресса общим усилием 5400 тонн и производительностью 240 ударов в час. Линия полностью роботизирована. Мощности нового оборудования используются для производства штамповочных деталей для автомобилей LADA Vesta, LADA Vesta SW и LADA Vesta SW Cross.

Литье пластика

Для обеспечения производства автомобилей LADA бамперами, панелями приборов, обивками дверей и другими пластиковыми комплектующими с нуля создан цех литья пластика, оснащенный 6 термопластавтоматами: Mannesmann Demag с усилием запирания 2200 тонн и Engel с усилием запирания 3200 тонн, а также Engel мощностью запирания 1300 тон.

Термопластавтоматы оборудованы автоматической системой подготовки и подачи материалов японской компании Matsui, снабжены роботами для извлечения деталей, подрядчик — французская компания Sepro. Роботы позволяют сократить время производственного цикла, они исключают возможность деформации деталей при съеме. Для загрузки оснастки используется система загрузки пресс-форм компании Staubli, которая существенно сокращает время на переналадку.

На территории цеха созданы участок обслуживания пресс-форм, механический участок, участок дробления, а также участок подготовки и подачи сырья. Кроме того, цех оснащен вибросварочными машинами и лазерной установкой для нанесения линии разрыва.

Производство сварки кузовов

Общая площадь сварочного комплекса составляет более 26 000 кв. метров. Сварочный комплекс может производить одновременно четыре различных кузова. Сварка осуществляется при помощи 22 самых современных роботов Fanuc (Япония) и KUKA (Германия) в автоматической линии.

Линия сварки кузовов автомобилей LADA Vesta включает более 300 единиц оборудования.

Гибкий комплекс сварки построен по стандарту Альянса — AIMS. Он предполагает, что можно сваривать до двух платформ и 8 модификаций автомобилей на одной линии.

Установлено самое современное и технологичное оборудование, которое производится в мире на настоящий момент. Для перестановки кузова с линии на роботизированную тележку в цехе сварки установлен робот-гигант, грузоподъемностью 2000 кг (для сравнения, обычный сварочный робот имеет грузоподъемность около 150 кг). На заводах Альянса во всем мире используются только два таких робота, а третий «работает» на LADA Ижевский автомобильный завод. Еще один роботизированный участок — зафланцовка дверей, багажника и капота.

Сваренные кузова перемещаются по цеху с помощью автоматических AGV-тележек: они везут кузов на линию рихтовки, а потом в цех окраски. Тележки передвигаются по магнитным полоскам, наклеенным на пол. Эта технология проста и очень удобна, потому что кузов можно пустить по нужному маршруту, и при необходимости быстро его изменить. Также это позволяет перекомпоновывать производственные линии. Кроме того, автоматическими тележками оснащена и линия укомплектовки кузова.

Также в составе цеха создана контрольно-измерительная лаборатория, оснащенная двумя 3D-измерительными машинами.

На сварочном производстве установлена система контроля параметров работы цеха — SCUBE. Данная система позволяет отслеживать работу систем оборудования, систем оповещения, фиксировать простои и поломки оборудования.

Окраска

Цех оснащен 12 окрасочными роботами фирмы DURR (Германия). Площадь цеха превышает 56 000 кв. метров. Новый комплекс позволяет производить окрашивание кузовов одновременно в 20 цветов, причем только кузова семейства Vesta окрашиваются в 10 цветов.

В ходе подготовки к производству новых автомобилей LADA в цехе окраски кузовов построена новая площадка, чтобы принимать кузов со сварки, введены в строй новый конвейер и новая опускная секция в самом начале технологического процесса — появилось дополнение к традиционной технологии, которое было вписано в общую схему производства окраски.

В составе окрасочного производства появилась линия воскования мощностью 15 кузовов/час.

В рамках подготовки к производству новых моделей с нуля построена и запущена в эксплуатацию линия катафореза шасси, а также новый, полностью роботизированный цех окраски пластиковых деталей мощностью 38 носителей/час.

Сборка

Глубокая модернизация затронула и сборочный цех — это было необходимо для осуществления технологического процесса производства автомобилей LADA Vesta, LADA Vesta SW, LADA Vesta SW Cross.

Создан участок сборки дверей. Двери собираются отдельно от кузова, что снижает трудоемкость и дефекты, повышает производительность. Именно по такому принципу, на отдельном участке, организована сборка дверей на многих мировых автозаводах.

Запущен кольцевой конвейер, позволяющий одновременно устанавливать на кузов автомобиля заднюю балку и силовой агрегат (двигатель в сборе с коробкой передач). Кольцевой конвейер — небольшой конвейер, в составе которого двигаются девять отдельных тележек. Движение тележек синхронизировано с движением кузова.

Процесс снятия и установки дверей автоматизирован, здесь установлено 8 манипуляторов. Еще 4 манипулятора работают на участке установки передних и задних стоек и 2 манипулятора используются для установки панелей приборов. Манипуляторы изготовлены итальянской компанией Dalmec, которая специализируется на создании манипуляторов для разных отраслей промышленности.

На линии Трим смонтирован синхроконвейер подачи комплектующих, что в разы увеличило эргономику линии и повысило производительность всего сборочного производства.

Появились роботы и на участке вклейки стекол. Оборудование аккуратно наносит на стекла клей, что приводит к точности нанесения и улучшает качество вклейки стекол.

На сборочном производстве введена в эксплуатацию система Pick to light (система сигнальных огней в организации подачи комплектующих на линию). Также смонтирована система контроля момента затяжки и система VEP (проверка электронных систем автомобиля в динамике).

Линия испытаний

Процесс инструментального контроля и испытаний автомобиля представляет собой последовательное прохождение контрольных постов с документальным подтверждением результатов.

Участок испытаний состоит из 5 основных постов расположенных последовательно: регулировка геометрии колес и света фар, стенд динамических испытаний автомобиля, установка проверки бокового скольжения колес, тестер электронных систем управления, камера проверки на герметичность.

Через тестовую линию проходят 100% автомобилей. Результат каждого вида испытаний фиксируется в карте контроля сборки автомобиля и хранится минимум в течение 5 лет.

К этим 5 элементам проверки качества собранного автомобиля в настоящее время прибавился еще один — AVES. Это не совсем обычная система качества, здесь специалист-контроллер становится обывателем и именно с точки зрения покупателя оценивает автомобиль. Стоит отметить, что через площадку AVES проходит также 100% автомобилей, сошедших с конвейера Ижевского автозавода.

Также все автомобили проходят через испытательный трек, построенный в соответствии с требованиями Альянса. Трек имитирует различные дорожные условия с целью контроля качества и комфорта ижевских автомобилей. Всего на треке 6 видов покрытия: ровный асфальт, искусственные неровности («неровный асфальт»), «бельгийская мостовая», асимметричный участок, шумосоздающий участок, «лежачий полицейский».

Трек является дополнительным участком проверки качества собранного автомобиля. Это важно, потому что на треке проверяются не только и не столько ходовые свойства автомобиля, а то, насколько качественно он собран.

«Кайдзен»

С конца 2012 года на сборочном конвейере проводится активная работа по повышению эффективности производства. В основе этого принципы японской производственной философии «кайдзен» — постоянное улучшение, получение максимального эффекта при минимальных затратах. Для производственного процесса это означает, в первую очередь, снижение показателей трудоемкости, увеличение эффективности использования рабочего времени, как следствие, повышение производительности труда и снижение себестоимости.

Первой ласточкой в этом процессе стала организация работы на участке сборки дверей. Было принято решение пойти по пути разделения сборочного процесса и процесса подсборки комплектующих для сборочного конвейера. Таким образом, на участке появился новый «подучасток» — зона китинга.

«Китинг» — от английского слова kiting, что означает «комплектование». В зоне китинга происходит комплектация специальных тележек-спутников, которые включаются в состав сборочного конвейера и снабжают рабочего всеми необходимыми комплектующими. Главное достоинство организации зоны китинга: оператор занимается непосредственно сборкой дверей на своем рабочем месте, не отходя от сборочной палетты, забирая всю необходимую комплектацию из тележки-спутника.

Благодаря зоне китинга сборочный конвейер освободился от загромождавшей его тары, стеллажей и оборудования, а также была серьезно улучшена эргономика рабочих мест операторов. Рабочие избавлены от необходимости заниматься подсборкой деталей, плюс исключены лишние перемещения по участку. Синхронизирована подача материалов, что обеспечивает защиту от ошибок оператора при сборке дверей, а также сокращено время выполнения операций.

Идея получила развитие — в настоящее время китинг-зонами оснащены все производственные подразделения.

Культура производства

Одним из важных критериев оценки любого современного предприятия — культура производства. На принципиально новый уровень была выведена клининговая служба автозавода. В производственных помещениях обеспечивается почти стерильная чистота.

Учебный центр

В конце 2013 года начал свою работу Учебный центр LADA Ижевский автомобильный завод. Региональный тренинговый центр был создан, в первую очередь, для выполнения требований по уровню подготовки персонала при производстве автомобилей Альянса.

Поставленная коллективом высокая планка производительности труда, качества продукции и культуры производства делает обучение персонала важным приоритетом.

Учебный центр соответствует стандартам производственного обучения Альянса Renault-Nissan. Здесь осуществляется подготовка персонала по всем основным направлениям деятельности предприятия: штамповка, сварка, окраска, сборка, логистика, обеспечение качества, а в дальнейшем планируется создание зоны для обучения обслуживанию высокотехнологичного оборудования.

Площадь Центра 1500 квадратных метров, в нем пять учебных классов, оснащенных современными специальными тренажерами, и он расположен непосредственно рядом с производством автомобилей.

Учебный центр позволяет обучать до 130 человек в смену (одновременно могут проходить подготовку до 60 человек в классах теоретической подготовки и до 70 человек в зонах практической отработки базовых навыков), каждый день — до 260 человек в двухсменном режиме. Это позволит справиться автозаводу с любыми производственными задачами. Например, такими, как внедрение, набор и обучение новых сотрудников.

Работники автозавода проходят обучение на новейшем учебном и производственном оборудовании по профессиональным методикам Альянса. Среднее время обучения вновь принятого персонала составляет 16 часов (кроме логистики и окраски). Обучение логистов и маляров в зависимости от навыка может занимать до 32 часов.

Обучение в тренинговом центре ведут 10 мастер-тренеров, прошедших подготовку в Global Training Center NMUK (Великобритания) и стажировку в тренинг-центре NMGR (завода NISSAN в Санкт-Петербурге).