История мини

История образования названия Cooper началась в конце 40-х годов, когда Джон Купер зарегистрировал фирму Cooper Car Company, где начал производство компактных гоночных автомобилей. Одна из его разработок — Cooper 500 — открыла путь в гонки многим спортсменам.

В начале 60-х годов, сын Джона Купера — Майк Купер, а по совместительству и владелец тюнинг-ателье имени отца, решил создать спортивный автомобиль на базе компактного Mini. В результате в сентябре 1961 года дебютировала модель Cooper, которой только ещё предстояло стать легендарной. Задуманный как недорогое и экономичное средство передвижения, Mini вдруг превратился в чистопородного гонщика. Mini Cooper стал настоящим «спортивным автомобилем для обычных людей». Реакция потребителей напоминала эйфорию. Потенциальные покупатели хотели ещё больше мощности. Следствием этого стало увеличение рабочего объема двигателя с 848 до 1071 см³, мощность возросла до 70 л.с., скорость – 160 км/ч. Заботясь о безопасности пассажиров Джон Купер снабдил машину дисковыми тормозами. В 1962 году в список оснащения включили автоматическую коробку передач, которая имела четыре передачи для движения передним ходом. Для сравнения, многие роскошные автомобили в то время, как правило, имели только три такие передачи.

Mini Cooper первого поколения выпускался ровно 10 лет, с 1961 по 1971 год, а затем был исключен из производственной программы и заменен 59-сильной моделью с двигателем объемом 1,3 литра с обозначением Mini 1275 GT. Однако спрос на Cooper по-прежнему оставался во всем мире таким большим, что Джону Куперу пришлось создать комплект модернизации, который пользовался огромной популярностью. Ощутив богатые возможности этого сегмента рынка, компания Rover Group (временно отвечавшая за марку MINI) в 1990 году возобновляет производство Mini Cooper.

В 1994 году компания Rover перешла под контроль BMW Group. Немцы уже давно вынашивали планы начать производство маленьких, но престижных, «люксовых» машинок, поэтому марка Mini пришлась им как нельзя кстати. Успех Mini второго поколения базировался на органичном сочетании привлекательного ретроспективного дизайна и передового инжиниринга, которым славится компания BMW. Хотя автомобиль вполне обоснованно критиковали за эргономические недостатки и не совсем соответствующий цене уровень комфорта.

В октябре 2000 года «классические» Mini конструкции Иссигониса были сняты с производства. Ведь на Парижском автосалоне того же года состоялась мировая премьера абсолютно нового автомобиля с тем же названием, выпуск которого начался на том же заводе в Оксфорде. А в продаже Cooper третьего поколения появились весной 2001 года.

Современный римейк культовой модели 60-70-х годов удался на славу. Разработчикам удалось главное: сохранить индивидуальность Mini и одновременно сделать ее отвечающей современным требованиям по вместимости и безопасности. Дизайнеры BMW провели очень удачный лифтинг, ничуть не нарушивший полюбившийся и легко узнаваемый облик автомобиля. Cooper III — это полноценный четырехместный 2-дверный автомобиль с передним приводом и поперечно расположенным бензиновым двигателем, олицетворяющий черты современного городского стиля жизни, в полной мере отвечающий ожиданиям покупателя нового тысячелетия и, естественно, следующий тенденциям автомобильной моды.

Автомобиль был разработан группой инженеров и дизайнеров под руководством Фрэнка Стефенсона на полностью оригинальной переднеприводной платформе. Особенностью его конструкции являются очень жесткий несущий кузов (около 24 000 Н/град), передняя подвеска типа McPherson на А-образных рычагах и задняя многорычажная подвеска с механизмом пассивного подруливания, что вкупе с разнесенными по углам кузова колесами обеспечивает превосходную управляемость и устойчивость автомобиля на высоких скоростях движения.

Cooper третьего поколения стал длиннее на 70 мм и вопреки современной тенденции слегка сбросил вес, хотя ниже 1200 кг опуститься не удалось. Капот приподнялся на 20 мм и теперь между ним и двигателем образовался 80-миллиметровый зазор — это продиктовано европейскими требованиями безопасности в отношении пешеходов. Огромные головные фары и задние фонари получили декоративные хромированные ободки. В ходе трансформации Cooper лишился одной из своих «изюминок» — остекления, охватывающего задние стойки кузова.

В салоне центральное положение по-прежнему занимает увеличившийся в диаметре спидометр, содержащий панель управления аудиосистемой и клавиатуру бортового компьютера. По интерьеру рассредоточены круги меньшего размера — тахометр, вентиляционные дефлекторы, динамики, дверные ручки. Даже ключ, вставляемый в личину под кнопкой запуска двигателя, круглый. Багажник невелик — всего 165 литров (760 л — при сложенных задних сиденьях).

Под капотом двигатель объемом 1,6 литра мощностью 115 л.с. двигатель, позволяющий автомобилю с механической КП достигать 200 км/ч и разгоняться с места до «сотни» за 9,1 секунды.

Безопасность Cooper III на самом высоком уровне. Сверхпрочный кузов, подушки безопасности, надежная тормозная система, средства защиты от боковых ударов и целый комплексом других средств и решений по безопасности позволили получить чрезвычайно высокие оценки на краш-тестах.

В 2004 году экстерьер Cooper модернизировали. От базовой модели Mini One автомобиль стал отличаться формой хромированной решетки радиатора, передним бампером со встроенными штатными противотуманными фарами, двухцветной окраской, где панель крыши и корпуса наружных зеркал белые, черные или в цвет кузова и хромированным наконечником выхлопной трубы. Кстати, по заказу покупателя вдоль кузова могут быть проведены две характерные белые полосы — фирменный знак Cooper.

С 2004 года на базе хэтчбэка выпускается переднеприводный четырехместный Cooper кабриолет, который дебютировал на Женевском автосалоне. Мягкий верх данного автомобиля можно легко сложить с помощью электропривода, путем нажатия соответствующей кнопки всего за 15 секунд. Заднее стекло с обогревом, стекла опускаются и поднимаются автоматически при складывании/подъеме тента. Безопасность кабриолета Mini обеспечивает дополнительная силовая защита кузова, встроенные в раму ветрового стекла стальные трубы и задние дуги безопасности. Так как модификация Cabrio на 100 кг тяжелее хэчбека, её динамические качества чуть хуже, а расход топлива чуть выше. Несмотря на это, а также на более высокую стоимость стильные кабриолеты пользуются колоссальным успехом во многих странах, в том числе и в России.

С 2005 года эта модель доступна в исполнениях Seven, Park Lane и Checkmate. По заказу вместо 16-дюймовых колес на Cooper устанавливают 17-дюймовые. Обновленный интерьер Cooper включает спортивный 3-спицевый руль, спидометр прямо на рулевой колонке, новые сиденья и ряд прочих интересных опций вроде четырех вариантов центрального блока приборов.

В 2007 году появился обновленный Mini Cooper. Значительные перемены произошли под капотом. Mini получил новенький 1.6-литровый мотор мощностью 120 л.с., созданный в кооперации с Peugeot-Citroёn. Кстати, двигатель оснащён системой Valvetronic, оптимизирующей мощность и крутящий момент. Автомобиль предлагается в комплектации с 6-ступенчатой механической трансмиссией и 6-скоростным «автоматом». Расположенные на руле переключатели — дополнительное оснащение.

На обновленном Cooper рулевое управление полностью электрическое, оно пришло на смену электрогидравлическому. Поворот ключа остался в прошлом – теперь мотор заводится и выключается легким нажатием на кнопку start/stop. Более 60 опций и огромное количество аксессуаров позволяют придать своему Cooper еще больше индивидуальности. От спортивных сидений и хромированной отделки до навигационной системы с управлением от джойстика – предлагается практически все и на любой вкус.

Марка Mini давно стала культовой. Машиной не пренебрегали члены королевской семьи, на Mini ездили Beatles, Шарль Азнавур, Бельмондо, Энцо Феррарии и многие другие… Cooper – это стиль Вашего передвижения.

Mini Cooper

Бренд Мини Купер чего только не пережил. И взлёты и падения, и смену владельца и изменение варианта написания названия бренда. Неизменным осталось только одно — чрезвычайное обаяние .

В 1959 году в Английском городке Лонгбрижд только и разговоров было, что о новом автомобиле. Такой миниатюрный, а умещает в себя четырёх пассажиров. Революционная конструкция позволила автомобильному инженеру Алеку Иссигонису совместить приличное внутреннее пространство с малогабаритными внешними размерами.

Результат превзошёл ожидания — Morris Mini-Minor (на других рынках он продавался под именем Austin Seven) произвёл фурор на автомобильном рынке.

Предполагал ли Леонард Лорд, глава корпорации BMC (British Motor Corporation), поручивший в 1957 году Иссигонису создание нового типа миниатюрного авто, подобный успех? Возможно. Но до того он руководствовался не догадками, а чёткой целью — построить компактную машину, обладающую тремя главными свойствами — BMC, четырьмя полноценными пассажирскими местами и меньшими габаритами, чем у выпускаемых в то время моделей BMC.

Конструктор Алек Иссигонис

На выполнение задачи конструктору Алеку Иссигонису понадобилось всего семь месяцев. Уже в июле 1958 года он пригласил Леонарда Лорда на испытательный трек опробовать две опытные модели. «Мы объехали территорию предприятия, и я гнал, как сумасшедший, вспоминал потом Иссигонис — Лорд, конечно, пришёл в ужас, но остался очень доволен тем, как машина держится на дороге. Мы остановились возле офиса. Он вышел из машины и сказал «Делай её».

Леонард, предвкушавший успех, дал конструктору ровно год, чтобы тот наладил серийное производство этой модели. Чтобы уложиться в сроки, да ещё и не выйти за рамки бюджета, Алеку и его команде пришлось работать по принципу — «чем проще, тем быстрее и дешевле». Так, в подвеске было решено использовать не пружины, а «резинки», в кузове вместо скрытых внутренних швов — внешние. Кстати, последнее, в итоге, переросло в отличительную черту классических Mini.

История малыша Mini началась в 50-х годах. И как это часто бывает — не по прихоти производителя, а из-за острой необходимости. Поводом послужило стечение обстоятельств, а именно — Суэцкий кризис, произошедший в 1956-1957 годах и повлекший за собой кризис топливный. Великобритании, да и всей Европе срочно требовались экономичные автомобили. Начало было положено Алеком Иссигонисом с зарисовки эскиза на обычной ресторанной салфетке. Вряд ли греко-британский конструктор в этот момент предполагал, что нарисовал будущую автомобильную легенду.

Прототип Austin Mini (ADO15) ‘1958

В 1956 году этому талантливому инженеру было поручено возглавить рабочую группу из 8 человек (2 конструктора, 2 студента инженерных специальностей и 4 чертёжника), которую создал руководитель корпорации Леонард Лорд. И задача была не самой легкой: в автомобильчике, размер которого должен составлять 3×1,2×1,2 м, должно было уместиться 4 взрослых человека, минимальный багаж, так еще и моторчик с трансмиссией. И поскольку места под капотом оставалось совсем немного, Алек Иссигонис решил эту проблему весьма оригинально для того времени: двигатель расположил поперечно, привод был сделан на передние колеса, а компактная подвеска – полностью независимая на конических резиновых втулках, разработанная инженером Алексом Моултоном (передняя и задняя подвески были взаимосвязаны).

Архитектура салона Morris Mini-Minor

В качестве двигателя был выбран 848-кубовый агрегат, разгоняющий Mini до 116 км / ч, хотя изначально предполагалось поставить рядный 4-цилиндровый мотор объемом 950 кубиков. Но его посчитали слишком мощным, ведь при этом максимальная скорость достигала бы 140 км/ч, что считалось небезопасным.


Morris Mini-Minor (ADO15) ‘1959–1969

Morris Mini Van (ADO15) ‘1960–1969

Прообраз нового кроссовера — Austin Mini Countryman (ADO15) ‘1960–1969

Эти опасения оказались, мягко говоря, напрасными. Помимо отличной топливной экономичности и милой игрушечной внешности, Mini оказался на удивление быстрым и маневренным. И, как выяснилось позже — весьма выносливым и надежным. Это принесло ему неплохую славу. В 1961 году Джон Купер, конструктор команды Формулы-1, восхищаясь надёжностью и управляемостью этой малолитражки, решил сделать из нее, как сейчас принято называть, «горячий хетчбек». Он снабдил Mini более мощным мотором, дисковыми тормозами и характерным двухцветным окрасом. Хотя Алек Иссигонис поначалу отказывался от предложений Купера о создании отдельной модели, он все же начал с ним сотрудничать — и не прогадал.

Morris Mini Cooper S Rally (ADO15) ‘1964–1968

Эта модель принесла марке особенную популярность, когда в 1964 году Mini Cooper S под управлением Падди Хопкирка и Генри Лиддона победил на одной из самых сложных трасс в Монте-Карло. С этих пор автомобиль, на равных конкурировавший с более крупными конкурентами, навсегда вошёл в историю автогонок и неоднократно занимал призовые места.

К 1964 г. Mini получил усовершенствованную гидравлическую подвеску «Hydrolastic», которая обеспечивала больший комфорт при езде. Вскоре и другие автомобильные марки стали устанавливать подобные системы.

Austin Mini E (ADO20) ‘1982–1988

В 1967 году вышло второе поколение Mini — Mark II, основным изменением в котором был более мощный 998-кубовый мотор и незначительные изменения в дизайне. В этом же году в Великобритании было продано максимальное количество Mini- 134 346 единиц, а в 1965 году был выпущен миллионный Mini. Не изменилась общая концепция и в третей генерации британской малолитражки. Вышедший в 1969 году Mark III, также не подвергся серьезной модернизации и продержался на конвейерах разных стран до 2000 года. Наиболее очевидными изменениями были другие двери со скрытыми петлями, опускающиеся боковые стекла, а на смену комфортной Hydrolastic в угоду экономии снова вернулись к более дешевой резиновой подвеске.

Rover Mini Cooper S Final Edition (ADO20) ‘2000

За время своего существования марка Mini многократно меняла хозяев, а вместе с тем – и свое название: Austin MINI, Morris MINI, Rover MINI… На сегодняшний день владельцем марки является компания BMW, которая вывела некогда бюджетный Mini в премиум-сегмент. Помимо этого был заметно расширен ассортимент: теперь модельный ряд Mini включает себя 45 моделей, включая родстеры, кабриолеты, универсалы и кроссоверы.

New Mini One (R50) ‘2001–2006

Mini Cooper (R56) «2010–2013

Mini Cooper S ‘2010-2013

Mini Cooper S Cabrio (R57) ‘2010–2013

Mini Cooper Clubman (R55) ‘2010–2013

Mini Cooper S Roadster (R59) ‘2012–2013

Mini Cooper S Coupe (R58) ‘2011-2013

Mini Cooper S Paceman (R61) ‘2013

Mini Cooper S Countryman (R60) ‘2010–2013

Мини Купер (MINI Cooper ) – легенда автомобилестроения, история которого берет начало еще с далеких 60-х годов прошлого столетия. Этот симпатичный маленький автомобиль своим ярким дизайном вызывает умиление у автоледи, а среди молодых людей авто имеет имидж спортивной машины. Однако, у этого обаятельного малыша не все так хорошо с надежностью, как того хотелось бы. О том, насколько дорого обходится содержание и обслуживание второго поколения Мини Купер с пробегом, и на что обратить внимание перед покупкой, я расскажу Вам в этой статье.

Немного истории:

В 2001 году, после огромного перерыва, компания переоборудовала завод в Оксфорде, на котором начали собирать New Mini. В 2002 году обновленный автомобиль появился в продаже в СНГ. Второе поколение модели относится к классу subcompact car и супер мини, выпускается в двух типах кузова – трехдверный хэтчбек и двухдверный кабриолет. Первые производятся с 2006 года, вторые – с 2009. Несмотря на то, что внешне второе поколение очень похоже на первое, у этих машин нет ни одной взаимозаменяемой детали. Габариты Мини остались прежними, если не считать длину – она увеличилась на 60 мм. Из наиболее заметных изменений можно выделить три: пространство для ног задних пассажиров стало значительно больше, аккумулятор перекочевал со специальной ниши в полу багажника в более привычное место, под капот, вместо замка зажигания начали устанавливать кнопку «Старт\Стоп». В 2010 году был произведен второй легкий рестайлинг, в результате которого были изменены: передний бампер, дизайн колесных дисков и дизайн мультимедийной системы.

В СНГ Мини Купер официально были доступны с тремя бензиновыми двигателями: 1.4 (89 л.с.), 1.6 (120 л.с.) и турбированный 1.6 (178 л.с.). На вторичном рынке можно встретить машины и с дизельными моторами 1.4 и 1.6, завезенные к нам из-за границы в подержанном состоянии. Покупать машины с дизельными силовыми агрегатами достаточно рискованно, так как 99% таких автомобилей имеют не родной пробег. Самое большое распространение получил бензиновый атмосферный двигатель 1.6 (120 л.с.).

Владельцы Мини Купер с таким мотором рекомендуют менять масло не реже, чем раз в 10000 км. Если этого не делать, ближе к 70000 км двигатель начнет подъедать масло, причем расход может быть достаточно серьезным, до 1.0 литра на 1000 км. К сожалению, моторы не являются долгожителями, и даже при правильной эксплуатации редко доживают до 200000 км, средний строк службы двигателя 150-170 тыс. км. Устройство моторов таково, что на малых оборотах клапаны приоткрываются совсем немного, буквально на миллиметр, а этого не достаточно для нормальной работы маслосъемных колпачков. В этом и кроется причина повышенного масляного аппетита и других проблем с силовым агрегатом.

Привод ГРМ цепной. В принципе, данный узел достаточно надежен, но если в моторе уровень масла будет ниже среднего, цепь может растянуться уже после 60000 км, поэтому проверять масло нужно раз в 1000 км пробега. Если после запуска двигателя Вы слышите звонкие громыхающие звуки из-под капота, это прямой сигнал о необходимости срочной замены цепи. Каждые 25000 км требуется замена термостата (100 у.е.), помпа прослужит 40-50 тыс. км, замена обойдется в 200 у.е. Со временем, из-под масляного фильтра может начать подтекать масло, в результате, в салоне появляется запах гари. На автомобилях, которые эксплуатируются в мегаполисах, первый серьезный ремонт силового агрегата потребуется к пробегу 70 – 80 тыс. км, ремонт обойдется в 1500-2000 у.е., стоимость нового мотора – 4000-6000 тыс. у.е.

MINI One комплектовался мотором 1.4, такие машины немного реже встречаются на вторичном рынке. Конструктивно, этот силовой агрегат очень схож с моторами 1.6, отличие только в конструкции поршней; все проблемы, которые присущи мотору 1.6, также свойственны и этому двигателю. У самого мощного силового агрегата турбина живет долго, благодаря дополнительной помпе и охлаждению антифризом. Основная проблема турбированных моторов в том, что при небольших пробегах они начинают терять мощность: впрыск бензина идет не через клапана, из-за этого, со временем, на клапанах образовывается нагар, и они не закрываются до конца. ТНВД живет порядка 50000 км, замена обойдется в 250-300 у.е. Как и на атмосферном моторе, из-за конструктивных особенностей двигателя, на низких оборотах возникает дефицит масла, что в свою очередь приводит к быстрому износу частей и механизмов двигателя.

Для Мини Купер доступны две коробки передач: шестиступенчатая механика и АКПП с таким же количеством передач. К надежности трансмиссий нет особых нареканий, а их ресурс значительно превышает строк службы силовых агрегатов. Сцепление в механической коробке передач выхаживает 100-120 тыс. км, замена обойдется в 400-500 у.е., (в официальном сервисе). По регламенту, обе коробки считаются не обслуживаемыми, однако, опытные владельцы рекомендуют производить замену рабочей жидкости трансмиссий не реже, чем раз в 60000 километров.

Перед покупкой подержанного Мини Купер проверьте работоспособность люка: если предыдущий владелец его не обслуживал, он может открыться и не закрыться, или наоборот. Если люк за время эксплуатации автомобиля никогда не смазывался, то лучше этого уже и не делать, потому что с 90% вероятностью, если Вы смажете люк, то шестерни начнут проскакивать в смазке и придется менять весь механизм. Лобовое стекло установлено практически под прямым углом, поэтому сколы и трещины присутствуют на большинстве машин; если стекло с датчиком дождя и подогревом, замена обойдется в 300-350 у.е. Проблемы с электрикой случаются крайне редко.

Мини Купер вряд ли заинтересует практичных и семейных автомобилистов, так как в салоне очень мало места, а в его багажник можно положить только сумку среднего размера. Но если Вы молодой водитель или девушка, имеете хороший доход и хотите выделяться в потоке, то Мини Купер именно тот автомобиль, на который следует обратить свое внимание. Учитывая возможные проблемы, стоимость ремонта и ресурс силовых агрегатов, я бы рекомендовал покупать это автомобиль новым и только у официального дилера.

Достоинства:

  • Динамика разгона.
  • Надежная трансмиссия.
  • Оригинальный дизайн.
  • Хорошее качество сборки.

Недостатки:

  • Небольшой ресурс работы силовых агрегатов.
  • Жесткая подвеска.
  • Мало места для ног пассажиров сзади.
  • Люк требует особого внимания.

Если Вы являетесь владельцем данной модели автомобиля, пожалуйста, опишите проблемы, с которыми Вам пришлось столкнуться за время эксплуатации авто. Возможно, именно Ваш отзыв поможет читателям нашего сайта при выборе машины.

С уважением, редакция АвтоАвеню

Легендарная английская машина Mini своим появлением в значительной степени обязана египетскому президенту Гамалю Абделю Насеру (Gamil Abdel Naser), который в 1956 году национализировал Суэцкий канал. В результате последовавшей войны на Ближнем Востоке поставки нефти в Англию резко сократились — до такой степени, что на бензин пришлось вводить карточки. Это вызвало всплеск интереса к микролитражным автомобилям, чем решил воспользоваться Леонард Лорд (Leonard Lord), в то время возглавлявший концерн British Motor Corporation. BMC — созданное в 1952 году объединение, в состав которого входили такие известные марки, как Austin, Morris, Wolseley, Riley и MG.

Недовольный засильем кое-как построенных «bubble cars» («машин-пузырей») на британских дорогах, в основном, немецкой сборки, Лорд решил, что нужен достойный внимания отечественный автомобиль. Он поручил разработку новой машины Алеку Иссигонису (Alec Issigonis), англичанину греческого происхождения, который уже давно зарекомендовал себя как автоконструктор и даже гонщик. Ему дали задание сконструировать четырёхместный автомобиль, размеры которого не превышали бы 3×1,2×1,2 м, причём длина пассажирского отделения должна была составлять 1,8 м. Снабдить эту малютку нужно было уже существующим 4-цилиндровым двигателем от модели Austin A35.

Чтобы выполнить эти требования, Иссигонис пошёл на революционный шаг. Новая модель имела передний привод, а мотор разместился поперёк кузова — эта схема впоследствии станет общепринятой на переднеприводных автомобилях. Трансмиссию создатели запихнули в картер, а радиатор поставили не перед двигателем, а сбоку от него. В таком положении радиатор обдувался потоком воздуха, уже прошедшим мимо мотора и успевшим нагреться, но зато длина машины оставалась в установленных пределах. В миниатюрный автомобиль спокойно влезало 4 человека и даже оставалось место для багажа. Крошечные 10-дюймовые колёса позволили избавиться от больших колёсных арок. Наконец, ради экономии места обычные рессоры были заменены коническими резиновыми блоками. Конструкция машины позволяла ездить с открытым багажником, тем самым увеличивая объём перевозимого груза. Особенностями конструкции также были внешние сварные швы и открытые дверные петли, позволившие снизить стоимость производства. Первый прототип был готов уже к октябрю 1957 года.

Впрочем, продажи начались только в августе 1959 года, и новая микролитражка ещё не называлась Mini. Она продавалась либо под названием Austin 7 (традиционное название для самого маленького Austin ещё с 20-х годов), либо как Morris Mini Minor. Название Mini появилось только в 1961-м. Нельзя сказать, что модель мгновенно стала хитом продаж, но со временем она завоевала популярность, став для англичан тем же, чем для остального мира был «Жук». Говорят даже, что именно этой машиной вдохновлялась модельер Мэри Куант (Mary Quant), придумавшая мини-юбку.

Mini выпускался во всевозможных разновидностях. Были универсалы с деревянной отделкой, которые назывались Morris Mini Traveller и Austin Mini Countryman. Были фургоны и пикапы на четверть тонны. Был даже «джип» Mini Moke, разработанный для армии, но со своими крохотными колёсами и без полного привода оказавшийся непригодным для военного дела, зато получивший достаточную популярность в качестве пляжного автомобиля. В соответствии с практикой badge engineering своими Mini обзавелись более престижные марки Riley и Wolseley — эти машины продавались как Riley Elf и Wolseley Hornet и обладали выступающими багажниками и оформлением передка в стиле этих марок. Появились и лицензионные Mini: с 1965 года их выпускала итальянская фирма Innocenti, находившаяся под контролем BMC, а ещё Mini собирались даже в таких далёких странах, как Чили и Уругвай.

Конструкция тоже не стояла на месте: в 1964 году резиновая подвеска была заменена новой гидравлической Hydrolastic, которая придавала машине более мягкий ход, но существенно повышала её вес, цену и сложность. В 1971-м она была заменена подвеской прежнего типа. Вместо 34-сильного мотора в 848 см3, позволявшего развивать скорость в 116 км/ч, с 1967 года на Mini устанавливали мотор в 948 см3 — с ним крохотная машина достигала беспрецедентной скорости в 145 км/ч. Но что самое главное, удачная развесовка по осям (51% веса — на передние, 49% — на задние) позволяла малютке с успехом участвовать в ралли.

Джон Купер (John Cooper), владелец Cooper Car Company, совместно с Иссигонисом создал Mini Cooper: эта машина с 1961 года выпускалась под брэндами Austin и Morris. 997-кубовый мотор развивал мощность в 55 л.с. Машина получила два карбюратора, коробку с изменённым передаточным числом и дисковые тормоза на передние колёса. В 1964 году появился Mini Cooper S, уже с 1071-кубовым мотором. Эта модель отличилась в 1964-м, 1965-м и 1967-м, одерживая победы в ралли Монте-Карло.

Mini первого поколения, разошедшийся в количестве 1 миллиона 190 тысяч штук, прекратил своё существование в 1967 году. Его сменил Mini Mk II, выпускавшийся в 1967—1969 годах и отличавшийся решёткой радиатора и рядом косметических изменений. В 1969 году появился Mini Clubman с совершенно новым радиатором, но параллельно ему продолжался выпуск и модели с традиционным «округлым» дизайном.

Mini третьего поколения (с 1970 года) внешне характеризовался в первую очередь скрытыми дверными петлями вместо прежних открытых. Только с этого времени Mini становится брендом, очередным в составе неимоверно разросшегося BMC, который после слияний и поглощений стал в 1966 году называться British Motor Holdings (BMH). А ещё через два года, в 1968-м, был переименован в British Leyland Motor Company. На этот момент компания включала в себя многие прославленные британские марки, в том числе Jaguar, Daimler, Rover, Standard и Triumph, по сути, подмяв под себя весь английский автопром. Всё это не пошло ей на пользу: чем сильнее она разрасталась, тем становилась более неразворотливой, и её не спасла даже национализация.

Прекратив выпуск многих марок и снова изменив имя — сперва на Austin-Rover Group, а затем на Rover Group, — концерн, в конце концов, был продан в 1988 году компании British Aerospace. Аэрокосмические технологии тоже не смогли вернуть прибыльность, и в 1994 году Rover Group оказалась во владении BMW: баварскую компанию в то время одолевали амбиции сколотить собственную автомобильную империю.

Впрочем, все эти потрясения мало сказывались на Mini: несмотря на архаичный дизайн и конструкцию, он по-прежнему пользовался любовью англичан, даже появление в 1980-м Mini Metro, который впоследствии выпускался под маркой Rover, не изменило ситуацию. Собственно, неубывающая популярность этой машины и стала для BMW одной из основных причин поглощения Rover Group. И даже когда последняя, не оправдав ожиданий BMW, в 2000 году перешла к новому владельцу — консорциуму Phoenix, — марка Mini осталась во владении «Баварских автомобильных заводов».

Но ничто не вечно под луной, и после 40 лет выпуска Mini сняли с конвейера. Ему на замену в 2001 году пришёл автомобиль совершенно новой конструкции, но сохранивший в своей внешности узнаваемые черты старого Mini. Эта машина получила официальное название MINI — все заглавные буквы тут не случайны. Они не только указывают на то, что мы имеем дело с новой машиной, но и на то, что она стоит классом выше прежней модели. В сущности, это уже не суперкомпактный автомобиль «для самых бедных», порождённый топливным кризисом, а детище благополучных времён — стильный и престижный хэтч с отличной управляемостью, дизайн которого эксплуатирует нынешнюю моду на ретро-мотивы.

Раз мы уже упоминали фольксвагеновского «Жука», можно сказать, что новый MINI относится к старому Mini так же, как New Beetle — к классическому «Жуку». О том же говорят и несколько увеличенные габариты MINI: машина стала на 55 см длиннее, на 30 см шире и на 400 кг тяжелее. Размер колёс составляет уже солидные 15—17 дюймов. Под ретро-внешностью скрываются антиблокировочная и противобуксовочная системы, система динамической стабилизации и подушки безопасности. В модельный ряд входят базовая Mini One, спортивная версия Mini Cooper и «заряженная» Mini Cooper S с механическим наддувом, ставшая преемником легендарного Cooper S 60-х годов. Вдобавок компания John Cooper Works предлагает MINI в различных тюнинговых исполнениях. С 2004 года выпускается кабриолет MINI. В ноябре 2006-го появился сильно обновлённый MINI, неофициально называющийся Mk II и оснащённый новым 1,6-литровым мотором — совместной разработкой BMW и PSA Peugeot-Citroen. Эта модель поступает в продажу в апреле 2007 года, а кабриолет будет выпускаться с 2008-го.

Опередивший время

Эта модель во многих отношениях уникальна. Почти за полвека серийного производства ее конструкция принципиально не менялась – только совершенствовалась. Больше того, это тот редкий случай, когда серийный автомобиль почти не отличался от прототипа. Поэтому, говоря о подержанном «Mini”, надо рассказывать обо всех поколениях – без знания истории этой машины не понять ее особенностей.

На вторичном рынке классических «Mini” меньше, чем, например, столь же знаменитых фольксвагеновских «Жуков», но и у английской машинки немало почитателей. Причем среди них есть и коллекционеры, и обычные автолюбители, которые видят в «Mini” не столько образец автомобильной классики, сколько стильное средство передвижения.

ИСТОРИЯ «Mini” началась в марте 1957 года, когда конструктор корпорации BMC («British Motor Corporation”) Алек Иссигонис получил задание разработать компактный недорогой автомобиль с габаритами 3х1,2х1,2 м. Причем из 3-метровой длины 1,8 м следовало выделить на салон. По преданию, инженер, узнав требования к будущей модели, начертил на полу прямоугольник 3х1,2 м. Затем поставил в него четыре стула и начал думать, как в оставшемся пространстве разместить агрегаты..

Первый прототип за характерный цвет прозвали «Оранжевой коробочкой”. На него установили 4-цилиндровый бензиновый мотор водяного охлаждения BMC серии «А” объемом 0,948 л, расположив его поперек автомобиля. В единый блок с двигателем объединили 4-ступенчатую механическую коробку передач, сделав общий масляный картер, а ведущими стали передние колеса. Такая компоновка обеспечила достаточно просторный для четырех человек салон при минимальной длине машины. Это был настоящий прорыв. Остальные автозаводы начали массовый выпуск подобных моделей лишь с 70-х годов.

Прототип отличали и другие нестандартные решения. Например, радиатор системы охлаждения был расположен вдоль переднего левого крыла, что позволило сократить размеры моторного отсека, но порой приводило к перегреву двигателя.

Также интересна подвеска – независимая у всех колес, причем пружины на будущем «Mini” заменили резиновыми полусферами. Стоили они недорого, а главное – обеспечивали приемлемую плавность хода. Но был у этой схемы и недостаток: резина быстро старела и трескалась, теряя первоначальные свойства. Кроме того, ради максимальной вместимости Иссигонис поставил колеса по углам маленького кузова. Поэтому управляемость машинки получилась очень задорной, словно у гоночного карта. Причем комфорт и устойчивость из-за этого не пострадали.

Колесные диски на экспериментальный автомобиль «прилепили” необычно маленькие, диаметром всего десять дюймов. Специально для них фирма «Dunlop” изготовила шины такой размерности.

Стекла не опускались – лишь открывались небольшие сдвижные форточки. Зато в дверях осталось место для объемных кармашков. По легенде, Иссигонис хотел, чтобы в них помещалась бутылочка его любимого джина.

Крышка багажника крепилась на нижних петлях. Откинув ее, владелец мог перевозить длинные предметы. Кстати, на «Mini” первых выпусков задний номерной знак тоже крепился на шарнирах, чтобы при открытой крышке багажника он был виден.

Серийные модели

ПЕРВОЕ поколение «Mini”, названное «MkI”, журналистам представили в апреле 1959 года. В августе несколько тысяч автомобилей уже ждали своих покупателей. Цена стартовала с отметки 497 фунтов стерлингов (примерно $845) – совсем немного для того времени.

Серийные экземпляры лишь слегка отличались от прототипа. Подвески стали крепить к кузову через подрамники. Карбюратор д ля лучшего обогрева перенесли за двигатель. Перед коробкой передач появился понижающий редуктор, снизивший нагрузки на синхронизаторы (на испытаниях они часто ломались). Рабочий объем двигателя уменьшили до 0,848 л. Тем не менее его 34 «лошадки” разгоняли легкую машинку до 116 км/ч.

Кстати, микролитражки не сразу получили имя «Mini”. Поначалу BMC продавала их под брендами «Austin Seven” и «Morris Mini Minor”.

В 1961 году автомобиль привлек внимание знаменитого конструктора формульных и раллийных машин Джона Купера. Он справедливо рассудил, что превосходное шасси «Mini” заслуживает лучшего двигателя, и увеличил рабочий объем до 0,997 л. Теперь отдача мотора равнялась 55 л.с. Кроме того, инженер установил второй карбюратор, «укоротил” передаточные числа коробки передач и поставил на передние колеса дисковые тормоза (еще одно нетривиальное решение для маленьких машин того времени). Спортивный «Mini” нарекли по фамилии создателя – «Cooper”. Внешне «заряженную” версию отличал двухцветный окрас, впоследствии ставший ее «визитной карточкой”.

Спустя два года Купер представил еще более мощную модель – «Cooper S”. Объем двигателя он довел до 1,071 л, получив отдачу в 70 л.с., и применил более мощные тормоза с усилителем. Этой модификации суждено было стать легендой автоспорта. Трижды – в 1964, 1965 и 1967 годах – машина занимала высшую ступень подиума на сложнейшем «Ралли Монте-Карло”. Существовали варианты для кольцевых гонок с моторами 0,97 л (до 1965 года было выпущено всего 963 шт.) и 1,275 л (производили до 1971 года).

В 1964 на «Mini” стали устанавливать гидропневматическую подвеску «Hydrolastic”. Устройством она напоминала упрощенную ситроеновскую схему, где вместо специальной жидкости применялась обычная вода. Плавность хода возросла, но вес и цена подскочили соответствующе. Кроме того, по мнению знатоков, автомобиль утратил острые повадки гоночного карта. Поэтому немногим позже оригинальная «резиновая” подвеска вернулась. Теперь уже навсегда.

Октябрь 1965 года ознаменовался новым предложением. В качестве опции покупатель мог выбрать 4-ступенчатый «автомат”.

«Mini MkI” сняли с производства в октябре 1967 года. За 8 лет он разошелся по миру тиражом 1.190.000 экземпляров.

Ему на смену пришло второе поколение – «MkII”. Алек Иссигонис планировал запустить совершенно новую модель, но руководство компании распорядилось иначе. В результате «Mini MkII” отличали от предшественника лишь решетка радиатора, увеличенное заднее окно и прочие незначительные косметические изменения. Пожалуй, единственное, чем запомнилась вторая генерация машинки – участием в нашумевшем гангстерском фильме «Ограбление по-итальянски” (в 2003 году вышел римейк киноленты с новым «Mini” в главной роли). Тем не менее второе – самое редкое и ценимое знатоками поколение «Mini”.

При осмотре «Mini” основное внимание уделите состоянию кузова – он подвержен коррозии.

На пике славы

СЕРЬЕЗНОЙ доработке «Mini” подвергли в ноябре 1969 года. Появился модернизированный кузов, главным отличием которого стали большие двери с внутренними петлями (раньше они были снаружи) и увеличенные боковые окна. Кроме того, теперь стекла стали опускаться. Спидометр с центра передней панели перенесли за руль. После модернизации машина получила индекс «MkIII”. Публике автомобиль представили под единым брендом «Mini” вместо отдельных «Austin” и «Morris”.

Также компания начала выпуск «люксового” варианта модернизированного «Mini” – модели «Clubman”. Ее отличала «квадратная” удлиненная передняя часть кузова, призванная улучшить пассивную безопасность. Разработали и спортивную модификацию «Клабмена” с двигателем 1,275 л – «1275GT”. Впервые в истории «Mini” этот автомобиль оснащали тахометром. По скоростным показателям «1275GT” уступал «Cooper S” с таким же мотором, зато был дешевле. Между прочим, «Cooper S” сняли с производства через два года (в 1971), после чего лицензию на его выпуск купили фирмы «Innocenti” (Италия) и «Authi” (Испания). Даже в Австралии вариант «S” обрел вторую жизнь. Там старый кузов соединили с передней частью «Клабмена” и назвали получившийся гибрид «Cooper SS”.

В 1970-е годы английские «малыши” – самые продаваемые машины в Европе. Они пополнили гаражи британской королевской семьи, участников группы «Beatles”, Шарля Азнавура, Жан-Поля Бельмондо. Даже Энцо Феррари приобрел три «Мини”.

С 1974 года для модели «1275GT” в качестве опции стали предлагать 12- дюймовые колеса..

«Mini MkIV” вышел на рынок в 1976 году. Он был наделен доработанным педальным узлом и модернизированными подрамниками подвески. Годом позже появились интегрированные в единый блок с остальными указателями фонари заднего хода.

1980 год стал последним в истории моделей «Clubman” и «1275GT”. На смену им пришел принципиально иной «Austin Metro”. Всего за 11 лет изготовили 473.189 «Clubman” и 110.673 «1275GT”. Тогда же концерн был переименован в «Austin Morris Group”. А в конструкции всех «Mini” маленькие 10-дюймовые колеса сменились 12-дюймовыми.

Следующая генерация – «MkV” увидела свет в 1984 году. Ее оснастили дисковыми тормозами передней оси и пластиковыми расширителями колесных арок.

В 1988 году хозяин торговой марки «Mini” – «Austin Morris Group” снова сменил вывеску. Теперь концерн назвали «Rover Group”. И под именем «Rover Mini” малолитражка продолжила жизнь. Жаль, что без своего создателя. Сэр Алек Иссигонис умер..

Версия «MkVI” пошла в серию в 1990 году. На ней стоял 1,275-литровый двигатель, некогда бывший атрибутом только «заряженных” версий. Спустя год его оснастили моновпрыском топлива. В это же время отделение «Rover Special Products” возродило легендарный «Mini Cooper”, планируя выпускать его всего лишь год. Но он так полюбился покупателям, что его оставили в производстве параллельно с основной моделью. Поэтому все последующие модернизации «Mini” в полной мере затронули и «Cooper”. Одна беда, от стандартного автомобиля его отличали только незначительные косметические штрихи. Поэтому специально для поклонников азартной езды фирма Джона Купера выпускала тюнинг-комплекты для увеличения мощности двигателя до 90 л.с.

Последняя в истории классического «Mini” генерация «MkVII” (начало производства – 1996 год) получила двухточечный впрыск топлива. Радиатор для лучшего охлаждения установили перед двигателем.

80-е и 90-е годы ознаменовались появлением множества «специальных” и «ограниченных” серий. Именно в этот период «Mini” из недорогого массового автомобиля превратился в икону. Обладать маленькой машинкой стало модно и престижно.

В 1994 году бедствующая компания «Rover Group” перешла под контроль BMW. Немцы еще раз модернизировали «Mini”, установив подушку безопасности водителя и защитные брусья в двери. Без этих изменений автомобильчик уже не соответствовал европейским нормам безопасности. В таком виде классический «Mini” продержался на конвейере до октября 2000 года, когда выпуском четырех специальных серий его карьера торжественно завершилась. А в конце года умер Джон Купер.. Начиналась история нового «Mini” – того, который под крылом BMW выпускается по сей день. Но это уже совсем иная машина.

Классический «Mini” стал самым популярным английским автомобилем – за 41 год серийного производства было выпущено более 5.000.000 штук.

Критерии выбора

В РОССИИ цены на классические «Mini” колеблются в пределах 10.000-15.000 евро. Столько просят за прилично сохранившийся экземпляр. На самом деле эти машины бесценны для своих хозяев. Поэтому формирование цен на подержанные «Mini” не поддается законам логики. Бывает, за них просят до 40.000 евро – и покупатель находится.

Итак, вы решили приобрести классический «Mini”. На что обратить внимание? Прежде всего, советует руководитель «исторической” секции московского «Mini-клуба” Сергей Чумин, – на состояние кузова. Он очень расположен к коррозии. Частенько ржавеет рамка лобового стекла под уплотнителем. За резиной образуются сквозные дыры, и вода попадает в салон – прямо на крепления передней панели. Другое слабое место – водосточный желобок по периметру крыши. Иногда его декоративный молдинг так плотно посажен на отбортовку, что закрывает сливные отверстия. Обязательно проверьте багажник. В дождь влага каким-то неведомым образом проникает внутрь, скапливаясь в нише запасного колеса и создавая идеальные условия для коррозии металла. По соседству с «запаской” закреплен аккумулятор, которому чрезмерная влажность тоже противопоказана. Нередко ржавчина одолевает сварные швы передних стоек между крылом и дверью и крепления подрамников к кузову.

Затем надо проверить подвеску. Особенно состояние упругих элементов-полусфер, а также сайлент-блоков и втулок подрамников. Изношенные «резинки”, а их за три десятка, способны кардинально поменять характер машины далеко не в лучшую сторону.

Трансмиссия проблем обычно не доставляет. Как механические, так и автоматические коробки передач очень надежны. Правда, в английской прессе слабым местом «механики” называют синхронизаторы, но к «российским” экземплярам таких претензий не предъявляли. Тем не менее во время пробной поездки не помешает оценить четкость включения всех передач.

Двигатели тоже отличаются долговечностью. Но у них есть существенный недостаток – в силу конструктивных особенностей сальники и прокладки пропускают масло, поэтому за ними нужен глаз да глаз. Игнорировать утечку не стоит: масляный картер мотора и МКПП един, недостаток смазки может погубить оба узла.

При выборе «Mini” большое значение имеет страна прежней «прописки”. По причине слабой коррозионной стойкости специалисты не рекомендуют покупать машины из «прибрежных” государств вроде Голландии, да и самой Англии. Идеальный климат для «малышей” – сухой и теплый. Например, недавно в Москву привезли чудесно сохранившийся «Mini”, много лет «обитавший” на юге России. Но к нам в основном привозят машины из Германии, реже – из Франции. У них приемлемое состояние кузова, но под внешним лоском частенько скрыты следы мелких аварий. «Французов» легко узнать по забавным «кенгурятникам”. Так владельцы защищают свои машины при парковке «бампер в бампер”. Ведь «Mini” может запросто лишиться фар – они расположены на высоте бамперов обычных автомобилей.

Имейте в виду: порой на рынок попадают не слишком удачные экземпляры. Например, после неумелого тюнинга или халтурной реставрации. Кроме того, все кузовные панели «Mini” приварены к остову, как на «Жигулях”, что сильно затрудняет и удорожает ремонт. Некоторые хитрые мастера маскируют ржавчину на швах шпатлевкой. А вместо оригинальных фар вставляют внешне похожие от вазовской «копейки”. Впоследствии такие машины могут преподнести немало сюрпризов. Поэтому имеет смысл пригласить для осмотра «Mini”, знающего этот автомобиль человека.

В целом, повторим, надежность «Mini” на высоте. Благодаря простой конструкции он вряд ли подведет нового владельца. При условии, конечно, тщательного ухода и своевременного обслуживания. К примеру, надо периодически «шприцевать” подвеску в шести точках. Исчерпывающая информация о ремонте, причем даже с картинками, есть на британских интернет-сайтах. Особых навыков для обслуживания не требуется – конструкция машины проще некуда. Электроники нет, за исключением системы впрыска топлива на «Mini” последних поколений. Но для некоторых операций вроде переборки подвески необходим специнструмент. Его придется заказывать в Англии. Если все-таки решите отдать свою машину в руки мастеров – ищите сервисы марки «Rover” или частных мастеров через сайт «Mini-клуба”.

В любом случае когда-нибудь понадобятся запчасти. Самый недорогой вариант – заказывать их в Великобритании. Там до сих пор множество фирм производит практически все комплектующие для классических «Mini”, вплоть до кузовных панелей. Через Интернет оформляете заявку, а потом либо сами забираете посылку, либо просите кого-нибудь переслать вам.

Можно заказывать детали и на российский адрес, но таможенная пошлина увеличит цену запчасти раза в 2-3.

Есть резон навестить официальных дилеров «Rover”. Частенько они берутся привезти необходимые комплектующие, но сами широким ассортиментом похвастать «Mini Cooper” 90-х годов от стандартной модели отличался лишь более богатой комплектацией.

С 1969 по 1980 год с конвейера сходил «Clubman” – «Mini” с измененной передней частью. На фото – образец с кузовом «универсал».

Классический «Mini” стал самым популярным английским автомобилем –

за 41 год серийного производства было выпущено более 5.000.000 штук.не могут: иногда даже обычную шаровую опору не найти. Ожидать посылку придется месяцами, да и цена кусается – заказ непосредственно из Англии чаще всего обходится дешевле.

Наконец, можно поискать запчасти в Москве через фирменные магазины производителей деталей или через наши интернет-порталы. Цены доступные – примерно на 25% дешевле, чем в Великобритании, но выбор чрезвычайно скуден.

Иногда какую-то мелочевку вроде заглушек можно подобрать от других, более распространенных машин. Но даже поиск гайки или иного крепежа часто превращается в проблему, поскольку резьба дюймовая, а не метрическая.

Подходит ли «Mini” для каждодневной эксплуатации? С одной стороны – да. Маленькая машинка чувствует себя в суете мегаполиса как рыба в воде. С другой – после двух-трех московских зим кузов становится похож на решето: коррозия делает свое дело. Еще проблема – «Mini” частенько не замечают в городском потоке, ведь по размерам он меньше даже «Оки”. Маневрировать трудно: усилителя руля нет, да и радиус поворота великоват – почти как у «семейного” седана. В долгих пробках мотор перегревается, причем даже на машинах последних выпусков, где радиатор стоит перед двигателем. Тем не менее несколько малолитражек круглогодично колесят по нашим дорогам. Поддерживать старый «Mini” в хорошем состоянии трудно, зато помимо чувства приобщения к автомобильной истории он, пожалуй, как ни один другой автомобиль, дарит своему владельцу радость. А это стоит дорого.

Краткая техническая характеристика «Mini”
Изготовитель BMC, «British Leyland”, «Austin Rover”, «Rover Group”, «Innocenti”, «Authi”
Период производства 1959 г. – октябрь 2000 г.
Объем выпуска 5.387.862 шт.
Модификации Седан, универсал, фургон, пикап и кабриолет
Двигатель бензиновый, карбюраторный (с 1991 года – впрыск) серии «А”
Рабочий объем 0,85-1,275 л
Мощность 34-76 л.с.
Разгон 0-96 км/ч 27,1-11,2 с
Максимальная скорость 116-154 км/ч
Коробка передач 4-ступенчатая механическая или автоматическая, привод передний
Колесная база 2,04 м
Габариты 3,05х1,4х1,35 м
Снаряженная масса 617-686 кг

Автор Юрий УРЮКОВ Издание Клаксон №21 2006 год