27 июля 2019

Интернешнл скаут США авто – international harvester scout

Один из пионеров эпохи джипов Scout полюбился фантасту Стивену Кингу, став проводником в неизвестность для его бедовых героев.

«Надвигался туман, и птеродактили уже ломились в супермаркет. Горстке янки не удалось прикинуться кошачьими консервами, и оставалось ехать в неизвестность. И были так нужны крепкие колеса…» Или другой сюжет: герою предстоит сторожить старый пяти звездный клоповник, набитый хищными привидениями. Отель затерян в горах Колорадо и зимой отрезан от мира. Какие колеса выбрать на всякий пожарный? Для настоящего похода архитектор американских кошмаров блестящий фантаст Стивен Кинг в своих книгах выбирал героям «Скаут» (International Harvester Scout), старый американский пращур современных SUV. (Вообще есть мнение, что С. Кинг использовал в своих многочисленных произведения авто именно этой марки дабы не платить копирайты кому-то из «великой тройки», но все же приятнее думать что Кинг относился к сему авто с любовью)
Иногда кажется, что кроме «большой тройки» и прибившейся к ней «Американ моторс», серийные американские авто никто больше и не строил. На самом деле в узких нишах на обочине мейнстрима это иногда удавалось. В Штатах 70-х независимыми фирмами делались спортивные «Аванти», такси «Чеккер» и, конечно, «Скауты».

Scout родились в 1961 г. и продержались в серии двадцать лет. Совсем не мало. Это был первобытный вариант SUV – обычная коробка цельнометаллического трех дверного кузова без наворотов. Хороший товарищ фермеру, ранчеро и городским громилам всех мастей, «Скаут» сравнительно быстро проник в самые дальние уголки Штатов.Первый вариант 1961 года имел 4-цилиндровый 152-сильный двигатель собственной разработки International Harvester. Потом появились V6 и V8, а мощность в отдельных случаях доходила до 240 л. с. (какие-то кастом моторы). Кроме бензиновых двигателей к «Скауту» приросли и дизели. (бензиновые Continental, дизельные Cummins). Фирма ставила и двигатели Nissan, но уже под занавес. А разношерстная клиентская база и богатая география страны вызвали к жизни кузов а-ля джип со схемными дверцами и брезентовым верхом, кузов пикап и т. д. Машина предлагалась и в обычном, и в полноприводном варианте. Так же Скаут славился богатством комплектаций. Своеобразный конструктор «лего». Множество вариантов салона, кузова, привода и т.д.
Scout II, появившийся в 1972 г., чем-то напоминал удлиненную и подернутую «Ниву», особенно решеткой радиатора – обычный дизайн начала 60-х, накрепко засевший в классе минивэнов и универсалов.

Если вглядеться в «Скаут» внимательно, становится ясно: он всегда просматривался среди всех этих маньяков, рейнджеров, экологов, насильников, бейсболистов, хороших полицейских, девочек из группы поддержки и прочих персонажей, населяющих голливудское кино.
Симптоматично, что «Скауты» были разработаны и выпускались одним из старейших производителей автотехники в США. International Harvester (или IH) родилась в 1902 г. в Чикаго. (Вообще-то, можно сказать что корнями фирма уходит еще на 70 лет раньше 1902 г! История компании началась в 1831 году, когда Сайрус Холл МакКормик (McCormick, Cyrus Hall 1809-1884) изобрел свой серп, грубое орудие сельского производства. В то время компания занималась автоматизацией ручной сельской работы, и основатели International попытались автоматизировать работу серпа, стоит отдать должное, им это вполне удалось. С этого неприглядного инвентаря и взяла свое начало «International Harvester», основанная значительно позже — в 1902 году вследствие слияния компаний «McCormick Harvesting Machine Company» и «Deering Harvester Company», приведшее к формированию «International Harvester Corporation» (IHC) в Чикаго, штат Иллинойс.) Фирма была среди тех, кто сформировал современный образ тракторов, комбайнов, грузовиков, став одним из лидеров в производстве легких грузовичков, позже переродившихся в то, что сегодня называется пикап. В период расцвета «Скаутов» International Harvester входила в тридцатку самых мощных корпораций Америки, имея в 70-х гг. 100 тысяч занятых. Тогда этот спрут делал все, что двигалось: фуры, спецтехнику, комбайны, грузовики всех габаритов. Если подумать, то и пикапы, и мордатые грузовики, и желтые школьные автобусы от International Harvester придали «машинному лицу» Америки незабываемые черты. Кроме США предприятия IH расползлись по Канаде, Австралии и др. Сами «Скауты» делались на заводе в Форт-Уэйне, штат Индиана. Занятно, что ещё до революции фирма всерьез окопалась и в России. Как шутят лесозаготовители, «был бы «Харвестер», а лес найдем». Когда в 1917 г. возник вопрос о финансировании благотворительно-дипломатической миссии американского Красного Креста в России, International Harvester выложил $200 тыс. – солидную сумму по тем временам. Сторонники теории заговора подозревают и «интернационалистов» чуть ли не в поддержке русской революции. Так или иначе, Чикаго не прогадало. Кроме множества техники, поставленной уже в 20-х, International Harvester организовал Кремлю Сталинградский тракторный завод, выжав с русского рынка сельхозтехники Форда. Вряд ли в Чикаго не догадывались, что между тракторами в Сталинграде исправно будут строить и танки. Кроме того, грузовики International шли в СССР и в войну по лендлизу и вряд ли спрятались от любопытных и сметливых советских инженеров. Есть подозрение, что весомая часть отечественной спецтехники имеет именно чикагские корни.
История появления «Скаута» любопытна. Ещё в 50-х в модельном ряду IH появились Travalall

аналоги Chevrolet Suburban, просторного четырехдверного потомка больших универсалов с деревянным кузовом station vagon. В 60-х под той же маркой IH мелькали и пятидверные полицейские универсалы вменяемых габаритов. Параллельно у IH процветала и линия пикапов

и это не считая маленьких грузовичков, на которых IH собаку съела. Есть подозрение, что «колхозники» от IH всегда тихо старались прокрасться в светское автообщество, только их туда не приглашали. Но вот в 50-х настал их час. На рынке замаячила ниша полноценной машины с закрытым кузовом и внедорожными качествами.
Характерно, что почти одновременно эта идея посетила также английские и русские умы: в те годы появились сначала гибрид «Победы» и газика М-72, потом Range Rover и Cherokee. В США на CJ-5 в 50-х надевали большой кузов и получали Jeep Station Wagon. Новинка от IH быстро прижилась, а со Scout II американцы получили и вовсе оригинальный симпатичный внедорожник.

На рубеже 70–80-х в автопроме США посыпалось все и у всех, но, как обычно, выжили мастодонты, хотя и с горем пополам. В семь лет независимое автопроизводство в США приказало долго жить: Avanti, Checker, American motors. «Скаут» был секвестирован хозяевами в 1980 г. (последние модификации носили имя Traveler и Terra) – IH билась в судорогах и избавлялась от непрофильных активов. В 1986 г. IH переименовалась в Navistar International и под этим именем жива до сих пор. Сегодня это 14 тысяч служащих, 9 миллиардов дохода и полный набор фур, агротехники и школьных автобусов. Громкий всплеск внедорожников, сподвигший на свои экзерцисы даже Audi с Volvo, обошел фирму стороной, хотя её «Скаут» был в ряду первых предвестников волны. Но в фантастике и кино свою нишу Scout все же отхватил.
В заключении хотелось бы сказать: «Как жаль!», или можно словами А. Розенбаума «почему смерть щадит ненужных»(с). В наше время автомобили и внедорожники в частности потеряли свой вид, свои характерные черты, как положительны, так и отрицательные. Всемирный автопром безудержно катится подгребая и подталкивая себя по пути в пучину стандартности, унификации и однообразия. Даже тюнинг, как мне кажется, умирает… Да и автомобили с каждым годом все сложнее и сложнее, и обычному гаражному «левше» уже не так просто «поколхозить» над своим четырхколесным другом… Да и прибавим адские заградительные пошлины на ввоз б/у автомобилей из-за бугра. Я бы с удовольствием катался на стареньком Скауте II, который я даже находил в Финляндии, за $4600, но примерно прикинув его стоимость после прохождения процедуры растаможивания… Мои глаза округлились до безобразия и мозговая деятельность ушла в safe mode, дабы не повредить центральную нервную систему…

Данные взяты с сайтов:
international-harve-news.hiblogger.net

а также по памяти из перечитанного ранее

Читателям нашего драйва и нашего сайта уже привычно видеть такую машину как БТР-40. Уверены, что, благодаря усилиям членов ВТО, многие узнали большое количество новой и интересной информации как об устройстве, так и истории этой машины.
Но у уже успевшего стать легендарным в рамках нашего общества бронетранспортера, есть и свой заграничный прародитель — американский разведывательный бронетранспортёр M3 Scout Car. Внешне эти машины очень похожи. Более того «американец» тоже служил долгое время в Красной Армии.
Давайте рассмотрим эту машину поближе.

В конце 1930-х годов в США был разработан легкий бронетранспортер, получивший название M3 Scout Car. Помимо своего прямого назначения, он мог использоваться для решения очень широкого круга задач: как дозорная или командно-штабная машина, легкий артиллерийский тягач или оружейная платформа для реактивных систем и минометов. Всего в США была создана примерно 21 тысяча бронетранспортеров данного типа, которые пользовались популярностью не только в американской армии, но и у армий стран, которые получали данные бронетранспортеры в рамках программы ленд-лиза.

С началом Второй мировой войны данный бронетранспортер попал в список вооружений, которые США поставляли своим союзникам в рамках программы ленд-лиза. Так данные бронетранспортеры оказались и в СССР. Вступив в войну, РККА имела достаточно большое число бронеавтомобилей разных классов, но достаточно быстро растеряла их в сражениях лета 1941 года, и иностранный бронетранспортер пришелся как нельзя кстати. В Красной Армии американские бронетранспортеры M3 Scout Car поступали в первую очередь на вооружение разведывательных батальонов. К середине войны эти мобильные подразделения были хорошо вооружены не только бронетранспортерами и мотоциклами, но и легкими танками, успешно действуя вплоть до самого завершения военных действий в Европе. Всего в Советский Союз было поставлено более 3000 «Скаутов», которые заслуженно пользовались любовью и уважением советских солдат.

В период между двумя мировыми войнами во всех государствах, которые располагали собственными бронетанковыми силами, ведение разведки в интересах этих сил было возложено на легкие бронеавтомобили. Однако решение разведывательных задач было совсем не простым делом. Так, экипаж бронеавтомобиля состоял обычно из 2-3 человек, у каждого из которых были свои собственные функциональные обязанности внутри боевой машины, поэтому осуществлять разведывательную деятельность в отрыве от броневика было почти нереально. Последнее обстоятельство могло свести весь успех разведывательной деятельности к нулю.
К пониманию того факта, что боевая машина должна являться лишь средством доставки и последующей эвакуации разведывательной группы и при этом в случае надобности иметь возможность прикрыть ее отход огнем, первыми пришли в американской армии. Американский военный департамент предъявлял к подобной разведывательной машине очень жесткие, особенно по меркам начала 1930-х годов, требования. Помимо всего прочего, американские военные хотели, чтобы бронеавтомобиль был полноприводным. В документации бронеавтомобиль получил официальное обозначение Scout Car (автомобиль-разведчик), а в обиходе и тогда, и в будущем, его часто называли просто «скаут», опуская официальный буквенно-цифровой индекс, который был принят в армии США.

На объявленный американскими военными конкурс решила откликнуться компания White Motor Company, расположенная в Кливленде. С самого начала ХХ века эта компания братьев Уайт специализировалась на выпуске грузовиков, а в 1932-1933 годах из-за существенного падения продаж, которое было вызвано последствиями Великой депрессией, компания активно искала новых партнеров и заказчиков. В те годы платежеспособность американского военного ведомства не могла вызывать у руководства компании White Motor никаких вопросов. Как раз в это же время она поглотила фирму Indiana, а в их активе оказалось подходящее шасси легкого полноприводного 1,5-тонного грузовика White-Indiana 4х4, на котором был построен первый прототип разведывательного бронеавтомобиля, получивший обозначение T7.

По результатам проведенных испытаний американские военные заказали фирме небольшую партию новых бронеавтомобилей, получивших итоговое обозначение Scout Car М1. Уже в 1934 году 76 бронетранспортеров М1 поступило на вооружение 1-го и 13-го бронекавалерийских батальонов американской армии, которые дислоцировались в Форт-Нокс (штат Кентукки). Бронемашины данной модификации отличались наличием 6-цилиндрового карбюраторного двигателя Hercules L с рабочим объемом 4,6 литра и мощностью 75 л.с. При этом бронетранспортер был вооружен сразу 4 пулеметами: двумя крупнокалиберными 12,7-мм пулеметами Browning М2, находящимися в передней части корпуса, и двумя 7,62-мм пулеметами Browning М1919А4, расположенными по бортам корпуса.
Вдогонку за компанией White Motor Company, стремясь также получить заказ от военных, за разработку бронемашин с похожими характеристиками принялись и фирмы-конкуренты. Сначала, в 1935 году, на свет появился броневик, получивший военное обозначение М2. Данная модель, предложенная другой автомобилестроительной компанией Corbitt & Со из Северной Каролины, отличалась наличием 8-цилиндрового двигателем Lycoming New Corbitt Eight, развивавшего мощность 95 л.с., и двух 7,62-мм пулеметов М1919А4, которые были расположены по бортам корпуса. За этой моделью достаточно быстро последовала модификация М2А1, которая обладала уже принципиальным новшеством — рельс-шиной, которая охватывала открытую часть броневого кузова автомобиля по периметру. На этом рельсе при помощи специальных подвижных захватов могли быть установлены и могли свободно перемещаться пулеметы, что существенно повышало оперативность стрельбы по сравнению с установкой вращающихся пулеметов на неподвижных турелях.

White Motor Company между тем без дела не сидела. В компании учли свой собственный опыт в данной области и изучили наработки прямых конкурентов, разработав новую модель, получившую обозначением M3. Оснащался бронетранспортер новым шестицилиндровым карбюраторным двигателем Hercules JXD, развивающим мощность 110 л.с. Лобовой бронелист корпуса, расположенный перед радиатором, был установлен под наклоном, что обеспечивали лучшую защиту, увеличивая толщину приведенной брони и провоцируя больше рикошетов. В 1938 году новый бронетранспортер был принят на вооружение американской армии. При этом версия M3 также разошлась очень скромной партией — всего 64 машины.
В итоге уже в 1941 году в массовое производство был отправлен окончательный вариант от компании White Motor под названием М3А1. От своего непосредственного предшественника М3, модернизированный вариант бронетранспортера М3А1 отличался новым бронекорпусом с удлиненной задней частью и шириной. Изменениям подверглась и конфигурация бортовых дверей, а также конструкция лобового листа корпуса, дверцу в задней стенке при этом решили ликвидировать. На переднем бампере бронетранспортера впервые появился буферный вращающийся барабан, ставший характерной чертой бронемашин американского производства периода Второй мировой войны. Толщина брони лобового листа корпуса бронетранспортера М3А1 составляла 12 мм, а всех остальных листов — 6,35 мм. По устройству агрегатов шасси М3А1 представлял собой типичный полноприводный (4х4) легкий грузовой автомобиль 1940-х годов с раздаточной коробкой, которая была установлена отдельно от коробки переключения передач и была связана с ней промежуточным валом.
По периметру открытого кузова бронетранспортера была размещена рельс-шина, которую позаимствовали от бронеавтомобиля Corbitt М2А1. По этой системе при помощи подвижных станков М22, свободно перемещались пулеметы, входившие в состав штатного вооружения бронетранспортера — их можно было без особых усилий направить вперед, назад, вправо, влево, а также просто перекатив по рельсу. Штатным вооружением версии М3А1 были крупнокалиберный 12,7-миллиметровый пулемет М2 и 7,62-миллиметровый пулемет М1919А4. Возимый боекомплект состоял из 8 тысяч патронов калибра 7,62 мм и 600-750 патронов калибра 12,7-мм. Коробки, снаряженные пулеметными лентами, размещались в двух ящиках, располагавшихся по бортам кузова. Вместо пулемета М1919А4 на бронетранспортере мог быть установлен 7,62-миллиметровый пулемет Browning М1917А1 с водяной системой охлаждением. Стоит отметить, что в Красной Армии на станок М22 в некоторых случаях устанавливали легендарный пулемет «Максим».
При этом в армии США предпринимались попытки перевода бронетранспортера с бензиновых двигателей на дизельные. Так на свет появилась модификация под названием М3А2, на которой испытывали дизельные двигатели Buda-Lanova и Hercules мощностью 81 и 103 л.с. соответственно. Однако в общей сложности подобных бронемашин было построено не более 100 штук. Основным на период всей Второй мировой войны так и остался карбюраторный бронетранспортер «Скаут». Первоначально данные бронетранспортеры поступали на вооружение разведывательных батальонов и бронекавалерийских эскадронов танковых, а позднее и пехотных дивизий американской армии. Помимо этого, бронетранспортеры использовались в качестве тягачей для 37-мм противотанковых орудий, штабных и медицинских бронемашин. К примеру, в санитарном броневике можно было перевозить 2-х лежачих и 3-х сидячих раненых.
Стоит отметить, что «Скауты» стали одним из самых массовых и популярных бронетранспортеров в Красной Армии. Советские военные использовали их точно так же, как и в войсках союзников, в основном в роли разведывательных или командно-штабных машин. Так разведывательная рота танковой или механизированной бригады по штату обладала 3-4 бронетранспортерами М3А1, разведывательный батальон корпуса имел уже 6-8 бронетранспортеров, а мотоциклетный полк армии — 13-16 «Скаутов». Пожалуй, единственным их недостатком, который выделяли советские солдаты в своих отчетах по боевому применению машин, можно было назвать ненадежное буксирное устройство, особенно при буксировке 76,2-мм дивизионных пушек ЗИС-3 и падение динамических характеристик в случае буксирования подобной артиллерийской системы.
Хорошая маневренность, обзорность и мощное вооружение позволяли эффективно использовать бронетранспортеры М3А1 во время уличных боев. Так, 25 апреля 1945 года первыми, кто ворвался на восточную окраину чешского города Брно, оказались бойцы разведроты старшего лейтенанта И. Матушкина из состава 4-й гвардейской механизированной бригады 2-го гвардейского механизированного корпуса. Преодолевая различные заграждения, сильный автоматный и пулеметный огонь немцев, они решительно и смело продвигались вперед. Бронетранспортер M3 Scout Car сержанта Б. Баязиева вырвался вперед, опередив остальных. Водитель этой машины вовремя заметил, что немецкие артиллеристы торопливо разворачивают орудие, для того чтобы уничтожить прорвавшийся бронетранспортер, но сделать это враги не успели. Баязиев вовремя увеличил скорость движения, а пулеметчик — рядовой С. Иванов меткой очередью, выпущенной из крупнокалиберного 12,7-мм пулемета, расстрелял весь расчет немецкого орудия. Вслед за разведчиками в Брно вошли бойцы мотострелковых подразделений из состава 4-й гвардейской механизированной бригады.

После завершения Второй мировой войны бронетранспортеры М3А1 Scout Car не исчезли с исторической сцены. Они достаточно широко применялись Францией в Индокитайской и Алжирской войнах, а также израильскими военными в Арабо-израильской войне 1948-1949 годов. По причине устаревания бронетранспортер был снят с вооружения большинства стран мира еще до 1950 года, но в армиях государств третьего мира бронетранспортеры «Скаут» продолжали использоваться вплоть до 1990-х годов.
Тактико-технические характеристики M3 Scout Car:

Габаритные размеры: длина — 5626 мм, ширина — 2032 мм, высота — 1994 мм, клиренс — 400 мм.
Боевая масса — 5,62 т.
Колесная формула — 4х4.
Бронирование — лоб корпуса (верх) — 13 мм, лоб корпуса низ, борта и корма корпуса — 6 мм.
Силовая установка — 6-цилиндровый карбюраторный двигатель Hercules JXD мощностью 110 л.с.
Максимальная скорость — 81 км/ч (по шоссе).
Запас хода — 400 км.
Вооружение: 1х12,7-мм пулемет M2HB и 1-2х7,62-мм пулемета M1919A4, боекомплект 750 и 8000 патронов соответственно.
Экипаж — 8 человек.
Источник

В следующий раз мы расскажем о старшем брате советского БТР-152 — американском полугусеничном бронетранспортере М3 .