14 октября 2022

Почему хонда ушла с российского рынка?

Накануне в Интернете появились сообщения о том, что Honda планирует вернуть на российский рынок модели Civic и Accord. Мы обратились за комментарием в российское представительство компании, и оно, увы, опровергло эту информацию. Сотрудники Хонды сообщили Авторевю, что «в текущих условиях в ближайшем будущем планов перезапуска указанных моделей нет».

Сейчас в российской гамме компании только две модели: это кроссоверы CR-V (от 1 млн 770 тысяч рублей) и Pilot (от 3 млн рублей). Легковушки Honda Civic и Accord ушли с рынка еще в 2015 году. С тех пор как компания минимизировала присутствие в России и обязала оставшихся дилеров (сейчас их 25 на всю страну) работать по новой схеме, самостоятельно выкупая машины у производителя без участия российского офиса, продажи упали многократно. Если в прежние годы покупателей находили 20—25 тысяч автомобилей Honda ежегодно, а в самом успешном 2008 году спрос достиг 89 тысяч машин, то результат 2016-го — всего 1623 поставленных на учет новых автомобиля. Прогноз на этот год хондовцы не дают, но обещают, что продадут больше, чем в предыдущем.

  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»

Honda прекратит поставки в Россию без предзаказа А. Гордеев / Ведомости

В четверг Honda Motor Rus, российское представительство японской компании, разослало дилерам письмо, в котором сообщало о прекращении поставок в Россию автомобилей, мотоциклов и силовой техники, сообщили «Ведомостям» два крупных российских дилера. Российское представительство сосредоточится на поставках запчастей и сервисе, говорится в письме. Дилеры восприняли это как уход компании с российского рынка.

Honda не уходит из России, с дилерами обсуждается переход на схему предварительного заказа автомобилей, чтобы с учетом экономической волатильности дать возможность дилеру самому определить, сколько машин необходимо, говорит старший руководитель продаж Honda Motor Rus Михаил Плотников. Это подразумевает предоплату, расчеты будут вестись через Японию, а не российское представительство, Honda Motor Rus продолжит осуществлять поддержку, связанную с завозом, растаможкой, работой автосервисов, поддержкой бренда, рассказал он. По его словам, переход планируется в следующем году, предположительно, со II квартала, сейчас ведутся переговоры с дилерами.

«Если у компании не будет в России дистрибутора, обеспечивающего поставки автомобилей и занимающегося продвижением бренда, можно говорить об ее уходе с рынка, – сказал «Ведомостям» топ-менеджер крупной автоторговой компании, – в этом случае заявление о переходе на новую схему поставок, при которой дилеры смогут закупать машины напрямую в Японии, – не более чем вежливый японский способ сказать «до свидания». Точно так же никто не мешает сейчас дилерам поставлять из Европы в Россию автомобили ранее ушедших из страны брендов – Opel и Seat, но без дистрибутора это невыгодно, так как нет конкурентоспособного ценообразования, рекламной и логистической поддержки».

Завоевывая экспортные рынки, Honda Motor делала ставку на Северную Америку, следом – на Китай. Западная Европа и Россия оставались на периферии интереса японской компании. У Honda семь заводов в США, выпускающих автомобили, двигатели и комплектующие (совокупная мощность автозаводов – 1,270 млн машин в год) и по одному заводу в Канаде и Мексике. В Западной Европе у Honda один автозавод – в Великобритании, выпускающий модели CR-V, Civic, Jazz (мощность – 250 000 в год), плюс завод в Турции мощностью 50 000 машин, где собираются Civic.

Все автомобили, продающиеся в России, Honda Motor импортирует, например, Honda CR-V – из Великобритании и США, Acura MDX – из США. Дешевеющий рубль делает цены на эти автомобили все менее привлекательными. В результате, по данным АЕВ, за январь – июль продажи Honda сократились на 78% до 2742 единиц. Рынок в целом за тот же период упал на 35,3% до 1,411 млн.

У Honda Motor Rus 32 дилера в России, говорится на сайте компании, из них шесть – в Москве. Дилер Honda «Флайт Авто», возможно, продолжит сотрудничать по новой схеме, говорит директор по рекламе и маркетингу Галина Нахатович: Honda продолжит в России осуществлять поддержку клиентов, возможно, мы будем дилером с функцией импортера. Изменения в схеме продаж – к лучшему: мы сможем сами определять набор наиболее ликвидных моделей, говорит начальник отдела продаж «Аояма моторс» Сергей Жуков.

Honda никогда не рассматривала Россию как ключевой рынок, она продавала здесь немного машин по высокой цене, так как не считала нужным предлагать интересные цены, как это делают другие бренды, поэтому вполне логично, что на падающем рынке компании стало невыгодно поставлять сюда автомобили, рассуждает вице-президент РОАД, член совета директоров «Блок Роско» Олег Мосеев. Скорее всего, в такой ситуации Honda превратится в нишевый бренд, которым будут заниматься несколько дилерских центров на страну, массово работать с маркой будет невыгодно, продолжает он.

Несмотря все предсказания о падении объема продаж автомобилей, крупные концерны фиксируют продажи на российском рынке и руководствуются только прибылью. Такое мнение в разговоре с РЖД-Партнером о возвращении немецкого автопроизводителя Opel высказал руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев.
Он отметил, что в российском климате ничего не изменилось. «Они (автопроизводители. – Прим. авт.) видят, что здесь на сегодняшний момент превалируют продажи Lada, и понимают, что Opel конкурентоспособен на этом рынке. Соответственно, они понимают, сколько денег они потеряли из-за санкций за все эти годы», – высказался руководитель ФАР.
По его прогнозам, следующим производителем, который вернется на российский рынок, наверно, будет Honda. «Потому что, несмотря на заявления правительства и наши разногласия, все-таки Honda рассматривает российский рынок как привлекательный и говорит о возможном возвращении в 2019 году», – сообщил он.
С. Канаев отметил, что надежность Honda ни у кого не вызывает сомнения и привлекательность таких автомобилей существует.
«Что касается Opel, он может предложить марки автомобилей практически в любом сегменте до бизнес-класса. И компания видит, что их автомобили и их цены, которые они могут здесь предложить, абсолютно конкурентоспособны и тому, что предлагает Volkswagen, и тому, что предлагают корейские концерны», – подытожил он.
Напомним, что во вторник, 26 февраля, стало известно, что немецкий автопроизводитель Opel решил вернуться на российский рынок. Об этом говорится в пресс-релизе концерна PSA Group, куда входит немецкий бренд.

Наталья Гусаченко

Вчера вечером автомобильный рунет разорвался крутейшим инфоповодом – Honda сворачивает бизнес в России, прекращая поставки автомобилей, мотоциклов и силовой техники. Решение, конечно, неприятное, но, как казалось, вполне обоснованное, учитывая «феноменальную» популярность «хондовских» машин в 2015-м. Падение продаж за семь месяцев составило почти 80%! Самое время брать ноги в руки и бежать прочь.

Но реальность все-таки выглядит немного иначе. Honda, по крайней мере пока, не покидает российский рынок, но кардинально меняет схему поставки машин. Теперь дилеры должны будут сами размещать заказы на интересующие их модели, причем с полной предоплатой. Не нужно быть провидцем, чтобы понять – подобная схема работы едва ли добавит автомобилям «Хонда» популярности как среди покупателей, так и среди продавцов. Так что может статься, объявленный уход компании из России не отменяется, а просто переносится на другой срок.

Самое обидное, что все эти бизнес-дрязги, скорее всего, означают конец планам по выводу на наш рынок шикарного Civic Type-R и мегакрутого NSX. Теперь одна надежда – на серых дилеров…