Оглавление
Содержание
В 50-х и 60-х годах прошлого века в СССР все заводы, производившие грузовики, проводили изыскания на тему повышения грузоподъемности своих машин, используя узлы и агрегаты уже производившейся техники, с целью унификации и удешевления производства. Не оставался в стороне и Горьковский автозавод.
ГАЗ 53, выпуск которого шел с 1961 года, был новой и современной машиной грузоподъемностью 4 тонны, был хорошим среднетоннажным грузовиком, но заводским конструкторам хотелось большей грузоподъемности при небольших затратах.
Повышать грузоподъемность базового ГАЗ-53 можно было только одним способом – удлинять грузовую платформу, удлинять соответственно раму, добавляя еще один мост, и увеличивать мощность двигателя. Таким путём и пошли.
В результате изысканий появился на свет опытный грузовик ГАЗ-33. Это была трёхосная машина с двумя ведущими задними мостами, созданная на агрегатах ГАЗ-53. От существовавшего грузовика взяли кабину. Капот, правда, был несколько видоизменен, привычной «Газоновской» облицовки радиатора не было, дизайн передних крыльев тоже был скорее похож на зиловский, а один из трёх построенных опытных образцов так и вовсе ЗИЛ-130 напоминал своим видом.
Грузоподъемность машины существенно выросла и составляла уже 7 тонн. А вот мощность двигателя выросла не особо. КарбюраторныйЗМЗ-53 объемом 4.2 литра и мощностью 115 л.с. уступил место карбюраторному ЗМЗ-41 мощностью 140 л.с. Оба двигателя были V-образными восьмицилиндовыми. ЗМЗ-41 был дефорсированной версией двигателя ЗМЗ-13, устанавливавшегося на советских представительских «членовозах» Чайках, и был предназначен для военной техники, устанавливался на БРДМ.
Первый опытный образец машины был построен в 1965 году. С 1965 по 1966 год появилось три грузовика ГАЗ-33, проходивших испытания в рамках проекта «газона повышенной грузоподъемости». Не совсем понятно, какая была коробка передач на машине. Согласно имеющихся данных, на машине стояла 5 ступенчатая коробка передач, хотя у ГАЗ-53 коробка четырёхступенчатая. Максимальная скорость груженной машины на шоссе была всего 75 км/час, что в худшую сторону отличалось от ГАЗ-53, у которого заявленная максималка была 90 км/час, хотя в реальности, конечно, меньше. Передняя подвеска ничем не отличалась от ГАЗ-53, такая же балка на рессорах, с телескопическими амортизаторами, задняя подвеска была рессорно-балансирной на реактивных штангах. Рулевое управление перекочевало от ГАЗ-53 без изменений, гидроусилителя машина так и не увидела, тормозная система с гидроприводом, правда снабженная гидроваккумным усилителем, тоже на таком грузовике смотрелась странно. Расход топлива – около 35 литров на 100 км при скорости 50 км/час.
В связи с проектировавшимися в то время большегрузными грузовиками ЗИЛ-133 и ЗИЛ – 170, о котором я писал ранее, проект «удлиненного ГАЗ-53» был свёрнут. И это пожалуй тот случай, когда не стоит жалеть о том что этот «растянутый» Газон не пошел в серийное производство.
Фото для иллюстраций взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Если у вас есть что рассказать о стареньком автомобиле — пишите.
ЗИЛ-130 Обзор ПроизводительЗИЛ
Производство1964–1994
СборкаРоссия: Москва
Кузов и шасси КлассГрузовая машина
СвязанныйЗИЛ-131
Трансмиссия Двигатель6.0л ЗИЛ-130 В8
Передача инфекции5-ступенчатая механика
Размеры Колесная база3800 мм (149,6 дюйма)
Длина6675 мм (262,8 дюйма)
Ширина2500 мм (98,4 дюйма)
Рост2400 мм (94,5 дюйма)
Снаряженная масса4300 кг (9480 фунтов)
Хронология ПредшественникЗИЛ-164
ПреемникАмур-53135
ЗиЛ-130, ранняя модификация (до 1978 г.)Два ЗиЛ-130, оба МЧС Украины . У второго заменена кабина от Зил-131. Зил-130, как пожарная машинаВид спереди на самосвал ЗиЛ-130Вид профиля самосвала ЗиЛ-130Самосвал ЗиЛ-130, вид сзади
ЗиЛ-130 представляет собой советский / русский грузовик производства ЗиЛ в Москве , Россия. Первый прототип был построен в 1956 году. Производство началось в 1962 году, а серийное производство началось в 1964 году. Это был один из самых массовых грузовых автомобилей в СССР и России. Всего до 1994 года ЗИЛ построил 3 380 000 грузовиков. В 1995 году производство было прекращено. переехал на ныне несуществующий Уральский моторный завод ( УамЗ , его грузовики назывались УамЗ-43140).
Модификации
За время производства ЗИЛ-130 было произведено две модернизации — в 1966 и 1977 годах. После второй была изменена решетка радиатора.
внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы по теме ЗиЛ-130 .
ГАЗ-3307, ГАЗ-3309
Автомобиль ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309, производство которых началось в 1990 году, являются представителями четвертого поколения грузовых автомобилей Горьковского автозавода. ГАЗ-3307 с бензиновым двигателем а ГАЗ-3309 с дизельным. При разработке конструкции автомобиля предусматривалась широкая унификация по узлам и агрегатам автомобилей действующего производства, что облегчало техническое обслуживание и ремонт автомобилей в эксплуатации.
ГАЗ-3307 — Бортовой карбюраторный грузовик. Выпускался серийно с конца 1989 года. ГАЗ-3309 — турбодизельный грузовик, выпускался серийно с середины 1995 года. ГАЗ-3307 пришёл на смену семейству третьего поколения ГАЗ-52/53, которое полностью вытеснил с конвейера к началу 1993 года. Грузовые автомобили ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309 грузоподъёмностью 4,5 т предназначены для эксплуатации по всем видам дорог с твердым покрытием и характеризуются высокими технико-эксплуатационными показателями.
Автомобиль ГАЗ-3307 в 1990 году пришел на смену популярному «газону» ГАЗ-53-12. Как и предшественник, имеет капотную компоновку и двухместную кабину. От предшественника он отличался в основном новой кабиной и оперением. Двигатель, как и шасси в целом, по сути оставался прежним. Эту модель считали переходной, позже вместо нее планировали выпускать более экономичные дизельные грузовики. В 1992 году с конвейера сошла небольшая партия автомобилей с японским дизелем Hino мощностью 136 л. с., но развития этот проект не получил. На Горьковском автозаводе предпочли закупить современное оборудование и наладить выпуск дизелей собственной конструкции. В 1995 году было развернуто производство грузовика ГАЗ-3309 полностью унифицированного по ходовой части и кабине с ГАЗ-3307 (внешне отличается только шноркелем с правой стороны кабины). На нем устанавливался 4-цилиндровый турбодизель воздушного охлаждения ГАЗ-5441.10 рабочим объемом 4,75 л и мощностью 122 л. с.
Грузовой автомобиль ГАЗ-3307 предназначен для эксплуатации по всем видам дорог с твердым покрытием и характеризуется высокими технико-эксплуатационными показателями. Автомобиль имеет цельнометаллическую двухместную кабину капотного типа, с панорамным стеклом, оборудованную эффективной системой вентиляции и отопления впервые применённой на экспериментальном грузовике ГАЗ-4301 в 1984 году Кабина имеет рациональное размещение органов управления, современную по конструкции панель приборов, мягкую обивку дверей и внутренних панелей, регулируемые сиденья, оснащенные ремнями безопасности. По заказу автомобиль может быть оборудован предпусковым подогревателем. Платформа — с деревометаллическим основанием и тремя откидными бортами, предусмотрена возможность установки надставных бортов и тента.
К середине 1996 года она полностью вытеснила с конвейера карбюраторную модель. В 1998 году прекращен и выпуск ГАЗ-3309 с 4-цилиндровым дизелем воздушного охлаждения. Дело в том, что спрос на «газоны», столь любимые ранее в сельском хозяйстве, резко упал с развалом колхозов. И выпуск дизелей стал нерентабельным. Продолжали выпускать лишь бензиновые автомобили – и то в ограниченном количестве. ГАЗ-3309 был «реанимирован» в 1999 году, но уже с бывшим тракторным дизелем Минского моторного завода – ММЗ Д-245.7 мощностью 122 л. с. Кроме того, на некоторые машины устанавливали 6-цилиндровый дизель ГАЗ-562.10 (лицензионный австрийский Steyr M16) рабочим объемом 3,2 л и мощностью 150 л. с. В связи с введением в России норм Евро 2 грузовики ГАЗ-3307 с устаревшим карбюраторным двигателем ЗМЗ-511.10 утратили перспективы. А на ГАЗ-3309 стали устанавливать минский дизель, соответствующий Евро 2, – ММЗ Д-245.7Е2 мощностью 117 л. с. C 2006 года на ГАЗ-3307, ГАЗ-3309 и ГАЗ-3308 устанавливают бензиновые и дизельные двигатели, сертифицированные под экологические нормы Евро-2, а с 2008 года — Евро-3. Крупносерийный выпуск моделей 3307 и 3308 с бензиновыми двигателями ЗМЗ фактически был прекращен в 2009 году, но сохраняется их ограниченное производство под сертифицированные для госструктур спецверсии (например, в 2010 году произведено 406 ед. ГАЗ-3307). С 2010 года среднетоннажные грузовики ГАЗ (4х2) оснащают преимущественно дизелем ММЗ Д-245.7 Е-3 (модель 3309), а полноприводные (4х4) модели 33081 «Садко» и 33086 «Земляк» — дизелем ММЗ Д-245.7 Е-2.
С 1999 года в рамках 4-го семейства грузовиков ГАЗ серийно производится полноприводный двухосный (4х4) автомобиль ГАЗ-3308 «Садко» в армейской (грузоподъемность 2 т) и гражданской (2,3 т) версиях.
Конструкция ГАЗ-3307, ГАЗ-3309
В отличие от ГАЗ-53 у ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309 сиденье водителя подрессорено и имеет возможность регулировки как в горизонтальной плоскости, так и угла наклона спинки. Щиток приборов достаточно информативен. Он выполнен из пластика, в котором отформованы отверстия под приборы. Передняя панель, как и у ГАЗ-53, полностью металлическая, только выполнена в ином стиле. Новые кабина и оперение по моде тех лет подчеркнуто угловатые. Места в салоне стало ощутимо больше. Фальшпанели дверей сделаны с дополнительными боковыми карманами, предназначенными для хранения различных мелочей. Кстати, благодаря термошумоизоляции в кабине достаточно тихо.
Несмотря на установку карбюратора К-135 с инерционным воздушно-масляным фильтром, бензиновый мотор ЗМЗ-511.10 достаточно «прожорлив». Дизель ММЗ Д-245.7 более экономичен. Для эксплуатации автомобиля в холодных климатических зонах моторы могли оснащаться предпусковым автономным подогревателем. У машины с дизелем есть одна интересная особенность – труба-воздухозаборник, которая проходит вдоль капота, а затем – у левой оконной стойки. На бензиновый автомобиль устанавливалась 4-ступенчатая КПП, а на дизельный – 5-ступенчатая. Кстати, по характерному вою 4-ступенчатой трансмиссии легко определить, какой автомобиль приближается: ГАЗ-3307 или ГАЗ-3309.
В конструкцию рулевого управления в отличие от предшественников, впервые, входит гидроусилитель руля (ГУР). Сам же рулевой механизм поначалу не подвергся особым изменениям – глобоидальный червяк с трехгребневым роликом. Позже, с началом выпуска ГАЗ-3309, появился новый рулевой механизм типа винт – шариковая гайка, который снижает усилие на рулевом колесе. Тормоза в автомобиле – с гидравлическим приводом и гидровакуумным усилителем. Исполнительные тормозные механизмы – барабанного типа, с раздельным контуром по осям. Механический стояночный тормоз расположен на трансмиссии. Электрооборудование было несколько изменено. Вместо генератора постоянного тока, как на ГАЗ-53, был применен новый, переменного тока, с интегрированным электронным регулятором напряжения. Это новшество не всегда себя оправдывало. При плохом контакте в клеммах аккумулятора, а также при опробовании электропроводки «на искру» электроника безоговорочно капитулировала и восстановлению не подлежала. Зная об этой особенности машины, водители возили с собой несколько регуляторов напряжения. Аналогичным образом обстояло дело и с блоком электронного зажигания, в котором часто выходил из строя транзистор. Подвеска в автомобиле несколько изменилась.
Модификации ГАЗ-3307
- ГАЗ-33070 — шасси и бортовой грузовик с карбюраторным двигателем ЗМЗ-511/-513/-5233
- ГАЗ-33072 — шасси с карбюраторным двигателем ЗМЗ-511/-513/-5233 под самосвальные кузова производства САЗ
- ГАЗ-33073 — грузовое такси (кузов с тентом, откидными лавками по бортам, дверцей в заднем борту и откидной лестницей)
- ГАЗ-33074 — удлинённое шасси с карбюраторным двигателем ЗМЗ-513/-5234 под монтаж автобуса КАвЗ-3976 (снят с производства в конце 2007 года)
- ГАЗ-33075 — шасси и бортовой грузовик с битопливным двигателем ЗМЗ-513 для работы на сжиженном нефтяном газе (СНГ) и бензине А-80
- ГАЗ- 33076 — шасси и бортовой грузовик с битопливным двигателем ЗМЗ-513 для работы на сжатом природном газе (СПГ) и бензине А-80
- ГАЗ-33090 — шасси и бортовой грузовик с турбодизелем ММЗ Д-245.7Е2
- ГАЗ-33091 — удлинённое на 1,4 м шасси и бортовой грузовик с турбодизелем ММЗ Д-245.7Е2
- ГАЗ- 33092 — шасси с дубль-кабиной на 7 человек и турбодизелем ММЗ Д-245.7Е2 под пожарные машины и спецнадстройки
- ГАЗ-33094 — удлинённое шасси с турбодизелем ММЗ Д-245.7Е2 под монтаж автобуса КАвЗ-397650
- САЗ-3507-01 — самосвал с трехсторонней разгрузкой на шасси ГАЗ-33072, объем кузова 5 м3 (10 м3 с надставными бортами), грузоподъёмность 4,13 т (4,33 т)
- САЗ-35071 — самосвал с трёхсторонней разгрузкой на шасси ГАЗ-3309, объем кузова 5 м3 (10 м3 с надставными бортами), грузоподъёмность 3,93 т (4,13 т)
- САЗ-35072 — самосвал с односторонней разгрузкой на шасси ГАЗ-33072, объем кузова 4,5 м3 , грузоподъёмность 4,25 т
- САЗ-35072-10 — самосвал с трехсторонней разгрузкой на шасси ГАЗ-3309, объем кузова 4,5 м3 , грузоподъёмность 4,1 т
- «Добрыня» — удлиненная версия ГАЗ-3309 (длина 7900 мм, колесная база 4570 мм, грузоподъёмность 4 т) с кабиной со спальным отсеком, пластиковым оперением и спойлерами, тюнинг фирмы «Чайка-Сервис»
- В 2000 годах шасси ГАЗ-3307 и 3309 стали активно использоваться различными компаниями (начиная с ЗАМС ГАЗа) для создания версий с удлинённой рамой под монтаж фургонов, автоэвакуаторов и прочей спецтехники. Грузоподъёмность таких удлинённых шасси при этом не возрастает, а увеличение монтажных размеров рамы полностью используется под увеличение полезной длины и объёма кузовов, что выгодно при транспортировке, например, длинномерных и объёмных грузов. Кроме того, получили некоторое распространение удлинённые кабины со спальным местом для междугородных перевозок.
Габаритные размеры автомобиля ГАЗ-3307, ГАЗ-3309
Технические характеристики ГАЗ-3307
Характеристики ГАЗ-3307 Грузоподъемность, кг 4500 Снаряженная масса автомобиля, кг 3200 Полная масса автомобиля, кг 7850 Коробка передач Механическая пятиступенчатая синхронизированная Подвеска: передняя Зависимая, рессорная, с гидравлическими амортизаторами задняя Зависимая, рессорная Рулевое управление: Тип Винт — шариковая гайка Тормозная система: Рабочая Двухконтурная, с гидравлическим приводом Передние Барабанные Задние Барабанные Колеса Диски, размерность 152Б-508 Шины, размерность 8,25R20 Размеры ГАЗ-3307 Длина, мм 6330 Ширина, мм 2330 Высота по кабине, мм 2350 Колесная база, мм 3770 Дорожный просвет под балкой передней оси / задним мостом, мм 347 / 265 Колея передних/задних колес, мм 1700 / 1560 Габаритные размеры грузовой платформы ГАЗ-3307 Длина, мм 3490 Ширина, мм 2170 Высота, мм 510 Эксплуатационные показатели ГАЗ-3307 Максимальная скорость, км/ч 90 Время разгона до 80 км/ч, с 64 Расход топлива, л/100 км (по ГОСТ 20306-90) ГАЗ-3307 при 60 км/ч 19.6 при 80 км/ч 26.4 Максимальный подъем, преодолеваемый автомобилем, %, не менее 25 Емкость топливного бака, л 105
Характеристики грузовика ГАЗ-3309-352
Габариты и размеры
длина, мм
ширина, мм
высота, мм
колесная база, мм
колея, мм
колеса, (шины)
6,0Б-20 (8,25R-20)
дорожный просвет, мм
Двигатель
модель
ММЗ Д-245.7
описание
Рядный, 4-х цилиндровый, 4-х тактный дизельный двигатель с жидкостным лаждением, с турбонаддувом и охладителем наддувочного воздуха, с непосредственным впрыском топлива.
система зажигания
рабочий объем, л
4,75
степень сжатия
15,1 (17±1)
мощность, л.с. (кВт) / об/мин
117,2 (86,2) / 2400
макс. крутящий момент, кГс*м (Н*м) / об/мин
42,1 (413) / 1500
топливо
дизельное топливо
Технические характеристики
грузовместимость
снаряженная масса, кг
полная масса, кг
коробка передач
механическая пятиступенчатая синхронизированная
передняя подвеска
Зависимая рессорная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия
задняя подвеска
Зависимая, рессорная
тормозная система
двухконтурная, с гидравлическим приводом
передние тормоза
Барабанные
задние тормоза
Барабанные
рулевое управление
«винт — шариковая гайка» с гидравлическим усилителем
Объем топливного бака, л
Эксплуатационные показатели
максимальная скорость, км/ч
время разгона до 80 км/ч, с
расход топлива при 60 км/ч, л/100 км
расход топлива при 80 км/ч, л/100 км
расход топлива в городском цикле, л/100 км