Грузовой газ

В 50-х и 60-х годах прошлого века в СССР все заводы, производившие грузовики, проводили изыскания на тему повышения грузоподъемности своих машин, используя узлы и агрегаты уже производившейся техники, с целью унификации и удешевления производства. Не оставался в стороне и Горьковский автозавод.

ГАЗ 53, выпуск которого шел с 1961 года, был новой и современной машиной грузоподъемностью 4 тонны, был хорошим среднетоннажным грузовиком, но заводским конструкторам хотелось большей грузоподъемности при небольших затратах.

Повышать грузоподъемность базового ГАЗ-53 можно было только одним способом – удлинять грузовую платформу, удлинять соответственно раму, добавляя еще один мост, и увеличивать мощность двигателя. Таким путём и пошли.

В результате изысканий появился на свет опытный грузовик ГАЗ-33. Это была трёхосная машина с двумя ведущими задними мостами, созданная на агрегатах ГАЗ-53. От существовавшего грузовика взяли кабину. Капот, правда, был несколько видоизменен, привычной «Газоновской» облицовки радиатора не было, дизайн передних крыльев тоже был скорее похож на зиловский, а один из трёх построенных опытных образцов так и вовсе ЗИЛ-130 напоминал своим видом.

Грузоподъемность машины существенно выросла и составляла уже 7 тонн. А вот мощность двигателя выросла не особо. КарбюраторныйЗМЗ-53 объемом 4.2 литра и мощностью 115 л.с. уступил место карбюраторному ЗМЗ-41 мощностью 140 л.с. Оба двигателя были V-образными восьмицилиндовыми. ЗМЗ-41 был дефорсированной версией двигателя ЗМЗ-13, устанавливавшегося на советских представительских «членовозах» Чайках, и был предназначен для военной техники, устанавливался на БРДМ.

Первый опытный образец машины был построен в 1965 году. С 1965 по 1966 год появилось три грузовика ГАЗ-33, проходивших испытания в рамках проекта «газона повышенной грузоподъемости». Не совсем понятно, какая была коробка передач на машине. Согласно имеющихся данных, на машине стояла 5 ступенчатая коробка передач, хотя у ГАЗ-53 коробка четырёхступенчатая. Максимальная скорость груженной машины на шоссе была всего 75 км/час, что в худшую сторону отличалось от ГАЗ-53, у которого заявленная максималка была 90 км/час, хотя в реальности, конечно, меньше. Передняя подвеска ничем не отличалась от ГАЗ-53, такая же балка на рессорах, с телескопическими амортизаторами, задняя подвеска была рессорно-балансирной на реактивных штангах. Рулевое управление перекочевало от ГАЗ-53 без изменений, гидроусилителя машина так и не увидела, тормозная система с гидроприводом, правда снабженная гидроваккумным усилителем, тоже на таком грузовике смотрелась странно. Расход топлива – около 35 литров на 100 км при скорости 50 км/час.

В связи с проектировавшимися в то время большегрузными грузовиками ЗИЛ-133 и ЗИЛ – 170, о котором я писал ранее, проект «удлиненного ГАЗ-53» был свёрнут. И это пожалуй тот случай, когда не стоит жалеть о том что этот «растянутый» Газон не пошел в серийное производство.

Фото для иллюстраций взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.

Если у вас есть что рассказать о стареньком автомобиле — пишите.

ЗИЛ-130

Обзор

Производитель

ЗИЛ

Производство

1964–1994

Сборка

Россия: Москва

Кузов и шасси

Класс

Грузовая машина

Связанный

ЗИЛ-131

Трансмиссия

Двигатель

6.0л ЗИЛ-130 В8

Передача инфекции

5-ступенчатая механика

Размеры

Колесная база

3800 мм (149,6 дюйма)

Длина

6675 мм (262,8 дюйма)

Ширина

2500 мм (98,4 дюйма)

Рост

2400 мм (94,5 дюйма)

Снаряженная масса

4300 кг (9480 фунтов)

Хронология

Предшественник

ЗИЛ-164

Преемник

Амур-53135

ЗиЛ-130, ранняя модификация (до 1978 г.)Два ЗиЛ-130, оба МЧС Украины . У второго заменена кабина от Зил-131. Зил-130, как пожарная машинаВид спереди на самосвал ЗиЛ-130Вид профиля самосвала ЗиЛ-130Самосвал ЗиЛ-130, вид сзади

ЗиЛ-130 представляет собой советский / русский грузовик производства ЗиЛ в Москве , Россия. Первый прототип был построен в 1956 году. Производство началось в 1962 году, а серийное производство началось в 1964 году. Это был один из самых массовых грузовых автомобилей в СССР и России. Всего до 1994 года ЗИЛ построил 3 380 000 грузовиков. В 1995 году производство было прекращено. переехал на ныне несуществующий Уральский моторный завод ( УамЗ , его грузовики назывались УамЗ-43140).

Модификации

За время производства ЗИЛ-130 было произведено две модернизации — в 1966 и 1977 годах. После второй была изменена решетка радиатора.

внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы по теме ЗиЛ-130 .

ГАЗ-3307, ГАЗ-3309

Автомобиль ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309, производство которых началось в 1990 году, являются представителями четвертого поколения грузовых автомобилей Горьковского автозавода. ГАЗ-3307 с бензиновым двигателем а ГАЗ-3309 с дизельным. При разработке конструкции автомобиля предусматривалась широкая унификация по узлам и агрегатам автомобилей действующего производства, что облегчало техническое обслуживание и ремонт автомобилей в эксплуатации.

ГАЗ-3307 — Бортовой карбюраторный грузовик. Выпускался серийно с конца 1989 года. ГАЗ-3309 — турбодизельный грузовик, выпускался серийно с середины 1995 года. ГАЗ-3307 пришёл на смену семейству третьего поколения ГАЗ-52/53, которое полностью вытеснил с конвейера к началу 1993 года. Грузовые автомобили ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309 грузоподъёмностью 4,5 т предназначены для эксплуатации по всем видам дорог с твердым покрытием и характеризуются высокими технико-эксплуатационными показателями.

Автомобиль ГАЗ-3307 в 1990 году пришел на смену популярному «газону» ГАЗ-53-12. Как и предшественник, имеет капотную компоновку и двухместную кабину. От предшественника он отличался в основном новой кабиной и оперением. Двигатель, как и шасси в целом, по сути оставался прежним. Эту модель считали переходной, позже вместо нее планировали выпускать более экономичные дизельные грузовики. В 1992 году с конвейера сошла небольшая партия автомобилей с японским дизелем Hino мощностью 136 л. с., но развития этот проект не получил. На Горьковском автозаводе предпочли закупить современное оборудование и наладить выпуск дизелей собственной конструкции. В 1995 году было развернуто производство грузовика ГАЗ-3309 полностью унифицированного по ходовой части и кабине с ГАЗ-3307 (внешне отличается только шноркелем с правой стороны кабины). На нем устанавливался 4-цилиндровый турбодизель воздушного охлаждения ГАЗ-5441.10 рабочим объемом 4,75 л и мощностью 122 л. с.

Грузовой автомобиль ГАЗ-3307 предназначен для эксплуатации по всем видам дорог с твердым покрытием и характеризуется высокими технико-эксплуатационными показателями. Автомобиль имеет цельнометаллическую двухместную кабину капотного типа, с панорамным стеклом, оборудованную эффективной системой вентиляции и отопления впервые применённой на экспериментальном грузовике ГАЗ-4301 в 1984 году Кабина имеет рациональное размещение органов управления, современную по конструкции панель приборов, мягкую обивку дверей и внутренних панелей, регулируемые сиденья, оснащенные ремнями безопасности. По заказу автомобиль может быть оборудован предпусковым подогревателем. Платформа — с деревометаллическим основанием и тремя откидными бортами, предусмотрена возможность установки надставных бортов и тента.

К середине 1996 года она полностью вытеснила с конвейера карбюраторную модель. В 1998 году прекращен и выпуск ГАЗ-3309 с 4-цилиндровым дизелем воздушного охлаждения. Дело в том, что спрос на «газоны», столь любимые ранее в сельском хозяйстве, резко упал с развалом колхозов. И выпуск дизелей стал нерентабельным. Продолжали выпускать лишь бензиновые автомобили – и то в ограниченном количестве. ГАЗ-3309 был «реанимирован» в 1999 году, но уже с бывшим тракторным дизелем Минского моторного завода – ММЗ Д-245.7 мощностью 122 л. с. Кроме того, на некоторые машины устанавливали 6-цилиндровый дизель ГАЗ-562.10 (лицензионный австрийский Steyr M16) рабочим объемом 3,2 л и мощностью 150 л. с. В связи с введением в России норм Евро 2 грузовики ГАЗ-3307 с устаревшим карбюраторным двигателем ЗМЗ-511.10 утратили перспективы. А на ГАЗ-3309 стали устанавливать минский дизель, соответствующий Евро 2, – ММЗ Д-245.7Е2 мощностью 117 л. с. C 2006 года на ГАЗ-3307, ГАЗ-3309 и ГАЗ-3308 устанавливают бензиновые и дизельные двигатели, сертифицированные под экологические нормы Евро-2, а с 2008 года — Евро-3. Крупносерийный выпуск моделей 3307 и 3308 с бензиновыми двигателями ЗМЗ фактически был прекращен в 2009 году, но сохраняется их ограниченное производство под сертифицированные для госструктур спецверсии (например, в 2010 году произведено 406 ед. ГАЗ-3307). С 2010 года среднетоннажные грузовики ГАЗ (4х2) оснащают преимущественно дизелем ММЗ Д-245.7 Е-3 (модель 3309), а полноприводные (4х4) модели 33081 «Садко» и 33086 «Земляк» — дизелем ММЗ Д-245.7 Е-2.

С 1999 года в рамках 4-го семейства грузовиков ГАЗ серийно производится полноприводный двухосный (4х4) автомобиль ГАЗ-3308 «Садко» в армейской (грузоподъемность 2 т) и гражданской (2,3 т) версиях.

Конструкция ГАЗ-3307, ГАЗ-3309

В отличие от ГАЗ-53 у ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309 сиденье водителя подрессорено и имеет возможность регулировки как в горизонтальной плоскости, так и угла наклона спинки. Щиток приборов достаточно информативен. Он выполнен из пластика, в котором отформованы отверстия под приборы. Передняя панель, как и у ГАЗ-53, полностью металлическая, только выполнена в ином стиле. Новые кабина и оперение по моде тех лет подчеркнуто угловатые. Места в салоне стало ощутимо больше. Фальшпанели дверей сделаны с дополнительными боковыми карманами, предназначенными для хранения различных мелочей. Кстати, благодаря термошумоизоляции в кабине достаточно тихо.

Несмотря на установку карбюратора К-135 с инерционным воздушно-масляным фильтром, бензиновый мотор ЗМЗ-511.10 достаточно «прожорлив». Дизель ММЗ Д-245.7 более экономичен. Для эксплуатации автомобиля в холодных климатических зонах моторы могли оснащаться предпусковым автономным подогревателем. У машины с дизелем есть одна интересная особенность – труба-воздухозаборник, которая проходит вдоль капота, а затем – у левой оконной стойки. На бензиновый автомобиль устанавливалась 4-ступенчатая КПП, а на дизельный – 5-ступенчатая. Кстати, по характерному вою 4-ступенчатой трансмиссии легко определить, какой автомобиль приближается: ГАЗ-3307 или ГАЗ-3309.

В конструкцию рулевого управления в отличие от предшественников, впервые, входит гидроусилитель руля (ГУР). Сам же рулевой механизм поначалу не подвергся особым изменениям – глобоидальный червяк с трехгребневым роликом. Позже, с началом выпуска ГАЗ-3309, появился новый рулевой механизм типа винт – шариковая гайка, который снижает усилие на рулевом колесе. Тормоза в автомобиле – с гидравлическим приводом и гидровакуумным усилителем. Исполнительные тормозные механизмы – барабанного типа, с раздельным контуром по осям. Механический стояночный тормоз расположен на трансмиссии. Электрооборудование было несколько изменено. Вместо генератора постоянного тока, как на ГАЗ-53, был применен новый, переменного тока, с интегрированным электронным регулятором напряжения. Это новшество не всегда себя оправдывало. При плохом контакте в клеммах аккумулятора, а также при опробовании электропроводки «на искру» электроника безоговорочно капитулировала и восстановлению не подлежала. Зная об этой особенности машины, водители возили с собой несколько регуляторов напряжения. Аналогичным образом обстояло дело и с блоком электронного зажигания, в котором часто выходил из строя транзистор. Подвеска в автомобиле несколько изменилась.

Модификации ГАЗ-3307

  • ГАЗ-33070 — шасси и бортовой грузовик с карбюраторным двигателем ЗМЗ-511/-513/-5233
  • ГАЗ-33072 — шасси с карбюраторным двигателем ЗМЗ-511/-513/-5233 под самосвальные кузова производства САЗ
  • ГАЗ-33073 — грузовое такси (кузов с тентом, откидными лавками по бортам, дверцей в заднем борту и откидной лестницей)
  • ГАЗ-33074 — удлинённое шасси с карбюраторным двигателем ЗМЗ-513/-5234 под монтаж автобуса КАвЗ-3976 (снят с производства в конце 2007 года)
  • ГАЗ-33075 — шасси и бортовой грузовик с битопливным двигателем ЗМЗ-513 для работы на сжиженном нефтяном газе (СНГ) и бензине А-80
  • ГАЗ- 33076 — шасси и бортовой грузовик с битопливным двигателем ЗМЗ-513 для работы на сжатом природном газе (СПГ) и бензине А-80
  • ГАЗ-33090 — шасси и бортовой грузовик с турбодизелем ММЗ Д-245.7Е2
  • ГАЗ-33091 — удлинённое на 1,4 м шасси и бортовой грузовик с турбодизелем ММЗ Д-245.7Е2
  • ГАЗ- 33092 — шасси с дубль-кабиной на 7 человек и турбодизелем ММЗ Д-245.7Е2 под пожарные машины и спецнадстройки
  • ГАЗ-33094 — удлинённое шасси с турбодизелем ММЗ Д-245.7Е2 под монтаж автобуса КАвЗ-397650
  • САЗ-3507-01 — самосвал с трехсторонней разгрузкой на шасси ГАЗ-33072, объем кузова 5 м3 (10 м3 с надставными бортами), грузоподъёмность 4,13 т (4,33 т)
  • САЗ-35071 — самосвал с трёхсторонней разгрузкой на шасси ГАЗ-3309, объем кузова 5 м3 (10 м3 с надставными бортами), грузоподъёмность 3,93 т (4,13 т)
  • САЗ-35072 — самосвал с односторонней разгрузкой на шасси ГАЗ-33072, объем кузова 4,5 м3 , грузоподъёмность 4,25 т
  • САЗ-35072-10 — самосвал с трехсторонней разгрузкой на шасси ГАЗ-3309, объем кузова 4,5 м3 , грузоподъёмность 4,1 т
  • «Добрыня» — удлиненная версия ГАЗ-3309 (длина 7900 мм, колесная база 4570 мм, грузоподъёмность 4 т) с кабиной со спальным отсеком, пластиковым оперением и спойлерами, тюнинг фирмы «Чайка-Сервис»
  • В 2000 годах шасси ГАЗ-3307 и 3309 стали активно использоваться различными компаниями (начиная с ЗАМС ГАЗа) для создания версий с удлинённой рамой под монтаж фургонов, автоэвакуаторов и прочей спецтехники. Грузоподъёмность таких удлинённых шасси при этом не возрастает, а увеличение монтажных размеров рамы полностью используется под увеличение полезной длины и объёма кузовов, что выгодно при транспортировке, например, длинномерных и объёмных грузов. Кроме того, получили некоторое распространение удлинённые кабины со спальным местом для междугородных перевозок.

Габаритные размеры автомобиля ГАЗ-3307, ГАЗ-3309

Технические характеристики ГАЗ-3307

Характеристики ГАЗ-3307
Грузоподъемность, кг 4500
Снаряженная масса автомобиля, кг 3200
Полная масса автомобиля, кг 7850
Коробка передач Механическая пятиступенчатая синхронизированная
Подвеска: передняя Зависимая, рессорная, с гидравлическими амортизаторами
задняя Зависимая, рессорная
Рулевое управление: Тип Винт — шариковая гайка
Тормозная система: Рабочая Двухконтурная, с гидравлическим приводом
Передние Барабанные
Задние Барабанные
Колеса Диски, размерность 152Б-508
Шины, размерность 8,25R20
Размеры ГАЗ-3307
Длина, мм 6330
Ширина, мм 2330
Высота по кабине, мм 2350
Колесная база, мм 3770
Дорожный просвет под балкой передней оси / задним мостом, мм 347 / 265
Колея передних/задних колес, мм 1700 / 1560
Габаритные размеры грузовой платформы ГАЗ-3307
Длина, мм 3490
Ширина, мм 2170
Высота, мм 510
Эксплуатационные показатели ГАЗ-3307
Максимальная скорость, км/ч 90
Время разгона до 80 км/ч, с 64
Расход топлива, л/100 км (по ГОСТ 20306-90) ГАЗ-3307
при 60 км/ч 19.6
при 80 км/ч 26.4
Максимальный подъем, преодолеваемый автомобилем, %, не менее 25
Емкость топливного бака, л 105

Характеристики грузовика ГАЗ-3309-352

Габариты и размеры

длина, мм

ширина, мм

высота, мм

колесная база, мм

колея, мм

колеса, (шины)

6,0Б-20 (8,25R-20)

дорожный просвет, мм

Двигатель

модель

ММЗ Д-245.7

описание

Рядный, 4-х цилиндровый, 4-х тактный дизельный двигатель с жидкостным лаждением, с турбонаддувом и охладителем наддувочного воздуха, с непосредственным впрыском топлива.

система зажигания

рабочий объем, л

4,75

степень сжатия

15,1 (17±1)

мощность, л.с. (кВт) / об/мин

117,2 (86,2) / 2400

макс. крутящий момент, кГс*м (Н*м) / об/мин

42,1 (413) / 1500

топливо

дизельное топливо

Технические характеристики

грузовместимость

снаряженная масса, кг

полная масса, кг

коробка передач

механическая пятиступенчатая синхронизированная

передняя подвеска

Зависимая рессорная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия

задняя подвеска

Зависимая, рессорная

тормозная система

двухконтурная, с гидравлическим приводом

передние тормоза

Барабанные

задние тормоза

Барабанные

рулевое управление

«винт — шариковая гайка» с гидравлическим усилителем

Объем топливного бака, л

Эксплуатационные показатели

максимальная скорость, км/ч

время разгона до 80 км/ч, с

расход топлива при 60 км/ч, л/100 км

расход топлива при 80 км/ч, л/100 км

расход топлива в городском цикле, л/100 км