17 апреля 2022

Регулятор фаз газораспределения: т10172 своими руками

Содержание

Регулировка фаз ГРМ 1.4л, 1.6л BLF

Регулировка фаз ГРМ

Необходимые специальные приспособления, контрольные и измерительные приборы, а также вспомогательные средства

  • Индикатор часового типа -VAS 6079-
  • Съёмник -T10094 A-
  • Переходник для индикатора часового типа -T10170-
  • Фиксатор распредвалов -T10171-
  • Упор -T10172-
  • Фиксатор -T40011-
  • Свечной ключ -3122 B-
  • Упор -3415-
  • Динамометрический ключ (5 … 50 Н·м) -V.A.G 1331-

Порядок выполнения работ

  • Снятие корпуса привода ГРМ (Eos, Golf, Golf Plus, Passat).
  • Снятие корпуса привода ГРМ (Touran).

Снятие клапана рециркуляции ОГ -N18-

  • Для вращения коленвала установить втулку, шкив коленвала -2- и болт крепления шкива -3- и затянуть болт крепления (использовать упор 3415).
  • Выкрутить свечу зажигания из цилиндра 1. Использовать съемник -T10094 A- и свечной ключ 3122 B.
  • Ввернуть переходник для индикатора часового типа -T10170- в резьбовое отверстие для свечи до упора.
  • Вставить индикатор часового типа -VAS 6079- с удлинителем -T10170/1- в переходник до упора и зафиксировать зажимной гайкой -стрелка-.
  • Вращая коленвал в направлении вращения двигателя установить поршень первого цилиндра в ВМТ. Отметить положение малой стрелки индикатора.
  • Затем повернуть коленвал против рабочего направления вращения на 45°.
  • Отжать башмак натяжителя -1- по направлению стрелки и застопорить его плунжер с помощью фиксатора -T40011-.

Двигатели BAG, BLP, BLF

  • Отметить фломастером направление вращения цепи привода ГРМ -3-.

Указание. Центральный болт регулятора фаз газораспределения -2- имеет левую резьбу.

  • Выкрутить винты -2- и -4- и снять регулятор фаз газораспределения -1- с цепью привода ГРМ -3-. Использовать для этого упор -T10172-.
  • Установить регулятор фаз газораспределения -1- на место.
  • Заменить болты -2- и -4- и затянуть болт -2- моментом 40 Нм и болт -4- моментом 50 Нм (использовать упор -T10172-)

Двигатели BKG, BLN

  • Отметить фломастером направление вращения цепи привода ГРМ -3-.
  • Выкрутить винты -2- и -4- и снять звездочку -1- с цепью привода ГРМ -3-. Использовать для этого упор -T10172-.
  • Установить звездочку -1- на место.
  • Заменить болты -2- и -4- и затянуть новые болты моментом 50 Н·м (использовать упор -T10172-).
  • Повернуть распредвалы впускных и выпускных клапанов в такое положение, чтобы можно было надлежащим образом установить фиксатор распредвалов -T10171- (чтобы штифты фиксатора вошли в предназначенные для них отверстия).

Штифты -стрелки 1- должны зафиксироваться в отверстиях -стрелки 2-. Надпись „TOP“-стрелка 3- должна быть видна сверху.

Указание. При вращении запрещается смещать распредвалы в осевом направлении.

  • Для закрепления фиксатора распредвалов -T10171- ввернуть винт M6 -стрелка- от руки, т.е. не затягивая его.
  • Ослабить болты звездочек распредвалов. При этом обязательно использовать упор -T10172-.

Указание. Использовать в качестве упора фиксатор распредвалов -T10171- запрещается.

  • Снять звездочку распредвала.
  • Надеть цепь привода ГРМ на звёздочки распредвалов с учетом направления вращения, и установить снятую звездочку на место.
  • Вкрутить болты крепления звездочек распредвалов настолько, чтобы звёздочки ещё можно было повернуть на распредвалах.
  • Натянуть цепь привода ГРМ, вынув фиксатор -T40011-.
  • Повернуть коленвал вперёд до положения ВМТ цилиндра 1. Допустимое отклонение от ВМТ цилиндра 1: ± 0,01 мм.

Указание. Если коленвал был повернут за ВМТ более чем на 0,01 мм (по индикатору), то его необходимо повернуть назад против направления вращения двигателя примерно на 45°. Затем вращая коленчатый вал в направлении вращения двигателя, установить поршень первого цилиндра в ВМТ.

Двигатели BAG, BLP, BLF

  • Удерживая с помощью упора -T10172- звёздочки распредвалов -1- и -5- в этом положении, затянуть винты -2- (левая резьба) моментом 40 Нм и -4- моментом 50 Нм.

Двигатели BKG, BLN

  • Удерживая с помощью упора -T10172- звёздочки распредвалов -1- и -5- в этом положении, затянуть винты -2- и -4- моментом 50 Нм.

Указание. При затягивании винтов распредвалов коленвал не должен страгиваться с места, цепь привода ГРМ -3- должна с обеих сторон оставаться натянутой.

  • Снять фиксатор распредвалов -T10171-.
  • Повернуть коленвал на 2 оборота вперёд до положения ВМТ цилиндра 1. Допустимое отклонение от ВМТ цилиндра 1: ± 0,01 мм.
  • Вставить фиксатор распредвалов -T10171- в отверстия распределительных валов до упора.

Если установить фиксатор распредвалов -T10171- не удается:

  • Повторить регулировку.

Если фиксатор распредвалов -T10171- устанавливается до упора:

  • Снять фиксатор распредвалов-T10171-, удерживая звёздочки распредвалов с помощью упора-T10172-, и довернуть винты -2- (левая резьба) и -4- простым ключом на 90°.

Указание. Центральный болт регулятора фаз газораспределения -2- имеет левую резьбу.

Двигатели BAG, BLP, BLF

Двигатели BKG, BLN

Указание. При затягивании винтов звездочки распредвалов не должны проворачиваться относительно вала.

  • Повернуть коленвал еще на 2 оборота вперёд до положения ВМТ цилиндра 1. Допустимое отклонение от ВМТ цилиндра 1: ±0,01 мм.
  • Вставить фиксатор распредвалов -T10171- в отверстия распределительных валов до упора.

Если установить фиксатор распредвалов -T10171- не удается:

  • Повторить регулировку.

Дальнейшая сборка осуществляется в последовательности, обратной разборке. При этом следует соблюдать следующие правила:

  • Установка корпуса привода ГРМ (Eos, Golf, Golf Plus, Passat)
  • Установка корпуса привода ГРМ (Touran)
  • Установить поликлиновой ремень
  • Заменить уплотнительные кольца крышек распредвалов и перед установкой смазать уплотнения маслом.
  • Установить клапан рециркуляции ОГ -N18-

Audi A4 B5 AWM 1.8T, Quattro, AT ›
Logbook ›
ГРМ: Регулятор фаз VAG 058 109 088 E: Диагностика I

(ПОЖАЛУЙСТА, ЧИТАЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНЕЙ! В ОБЩЕЙ СЛОЖНОСТИ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ У МЕНЯ 4 ЗАПИСИ В БОРТЖУРНАЛЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С КОММЕНТАРИЯМИ, В КОТОРЫХ ВЫ ТАКЖЕ МОЖЕТЕ НАЙТИ ОТВЕТЫ НА ИНТЕРЕСУЮЩИЕ ВАС ВОПРОСЫ! ФАЗОРЕГУЛЯТОР НЕ МЕНЯЛ! ЗАКАЗАННЫЙ НЕ ПРОДАЁТСЯ НИ В СБОРЕ, НИ ПО ВИНТИКАМ! СПАСИБО ЗА ПОНИМАНИЕ!)

Что мне известно:

Гидронатяжитель цепи (ГНЦ) — устройство, предназначенное для автоматического натяжения цепи между распределительными валами. Если раньше, по мере того, как цепь растягивалась, необходимо было её периодически регулировать (натягивать) вручную, то теперь этим занимается ГНЦ. Принцип такой — в ГНЦ под давлением подаётся масло, которое раздвигает плунжера с башмаками, а они в свою очередь давят на цепь, натягивая её. Как только цепь начинает давить на плунжера, в ГНЦ срабатывает клапан, который запирает накаченный в него объём масла, тем самым поддерживая постоянное натяжение.

Исходя из этого можно выделить несколько неприятностей, которые повлияют на работу устройства:
1. Сильный износ/поломка башмаков на плунжерах.
2. Обратный клапан не держит давление.
3. Забит масляный канал.
4. Низкое давление масла в системе.

Регулятор фаз (фазорегулятор) — устройство, которое оптимизирует наполнения цилиндров в зависимости от частоты вращения коленчатого вала за счёт смещения момента закрытия клапанов.
— Чем выше частота вращения коленчатого вала, тем позже должны закрываться впускные клапана, что обеспечивает большее поступление топливной смеси.
— Чем ниже частота вращения коленчатого вала, тем раньше должны закрываться выпускные клапана, что предотвращает потерю топливной смеси.

Что в итоге должен давать:
— увеличение выходной мощности мотора
— получение лучших показателей крутящего момента в более широком диапазоне оборотов
— снижение выбросов СО
— экономию расхода топлива
— снижение шумности работы двигателя

Как я понял, автомобили, подобные моему, могут оснащаться как простым гидронатяжителем цепи (VAG 058 109 217 B), так и с фазорегулятором (VAG 058 109 088 K). Во втором случае устройство имеет электромагнитный клапан, которым управляет ЭБУ двигателя.

Регулятор фаз газораспределения (AWM)

Гидронатяжитель цепи (VAG 058 109 217 B)

Регулятор фаз газораспределения (VAG 058 109 088 K)

Мой двигатель оснащён фазорегулятором. А борюсь я вот с какой ошибкой:
17939 — P1531 — Регулятор фаз газораспределения: обрыв цепи

Что я сделал первым делом — естественно форумы. На каждом форуме практически в один голос утверждают, что гидронатяжитель цепи, а в частности фазорегулятор, ходит не более 150 тыс. км. Пробег на моём авто составляет чуть больше 200 тыс. км. Так что думаю, чего гадать, закажу себе сразу новый. В любом случае, даже если мой пока рабочий, не за горами тот день, когда его придётся менять. Да и вообще начитался я всяких ужасных ужасов и решил, что проверить деталь — это как минимум.

Оригинал у EMEX стоил 33 000 рублей! Самый дешёвый от JP Group стоил 7 500 рублей!

Оригинал я точно не потяну, а если брать JP Group, то почему бы тогда не попробовать купить сразу из Китая. Иду на сайт aliexpress и нахожу продавца с неплохой репутацией, который предлагает эту деталь сразу с цепью, прокладками, скидкой в 20% и бесплатной доставкой в РФ за 5 230 рублей: Timing Chain Tensioner Kit For A3 A4 A6 TT VW Jetta Golf Passat Beetle 1.8T 058 109 088 L K D E H 058 109 229 B 058 198 217

Timing Chain Tensioner Kit For A3 A4 A6 TT VW Jetta Golf Passat Beetle 1.8T 058 109 088 L K D E H 058 109 229 B 058 198 217

Связываюсь с продавцом, говорю, что мне нужен VAG 058 109 088 K, именно такой номер был указан в ETKA, на что продавец отвечает, что у них есть только VAG 058 109 088 L. Осмотрев установленную на авто деталь, я увидал ещё и третий вариант — VAG 058 109 088 E. Пришлось изучать, что за буквы такие, в чём отличия и есть ли совместимость. В итоге полученная из разных источников информация складывается вот в такую картину:

Изначально были D, затем их заменили на E для USA и L для EU, потом и те, и другие заменили на K. Также в некоторых источниках уточняют, что K в окончании якобы говорит о восстановлении детали заводом-изготовителем. Не могу ничего сказать по этому поводу. На зарубежных форумах тоже никто не знает наверняка, но склоняются к варианту, что был изменён сплав металла, из которого изготавливают деталь.

Какие я сделал выводы — мне предлагают восстановленную китайцами деталь от европейского брата. Восстановленный, хоть и китайцами, оригинал — в принципе, неплохой вариант. На крайний случай — донор. В итоге заказал.

Деталь пришла буквально за полторы недели. Никаких проблем.

Посылка из Китая

Как и предполагалось — восстановленный без лицензии оригинал.

Спиленные кольца Audi

Купил прокладки для клапанной крышки (FEBI 23548 за 660 рублей), купил высокотемпературный силиконовый герметик и пошёл разбирать. Описывать особо не буду, вот добрый человек уже всё объяснил. Единственное, что — я начал сразу с крышки, чтобы оценить состояние фазорегулятора. Поснимал трубки, отключил катушки, снял катушки, снял защитный кожух с ремня ГРМ (всего две защёлки, и его можно вынуть, если не мешает обратная магистраль охлаждения турбины), ну а далее открутил гайки на крышке и просто потянул крышку наверх. Снялось всё легко и просто.

Фазорегулятор механически оказался в полном порядке. Помазал герметиком места, как показано в ELSA, поставил новые прокладки и собрал всё обратно. Делать там нечего.

Решил отделаться лёгкой кровью и поменять электромагнитный клапан, а вдруг. Сопротивление между контактами на старом — 14 Ω, на новом — 12 Ω. В самой ELSA написано, что «Заданное значение: 10 … 18 Ω». То есть оба в норме. Всё равно снял старый и поставил новый.

Электромагнитный клапан (чёрный — старый)

Поменял, проехался до магазина, ошибка снова вылезла. Жаль.

На следующий день полез искать этот «обрыв цепи» и вроде бы нашёл.

Продолжение…

Снятие и установка цепного привода распредвалов 4-цил. бензиновый двигатель 1,4 л Turbo

Необходимые специальные приспособления, контрольные и измерительные приборы, а также вспомогательные средства

  • Индикатор часового типа -VAS 6079-
  • Съемник -T10094 A-
  • Адаптер для индикатора часового типа -T10170-
  • Фиксатор распредвалов -T10171 A-
  • Контропора -T10172-
  • Стопорный штифт -T40011-

  • Свечной ключ -3122 B-
  • Фиксирующий болт -T10340-

Инструкция

  • Вместо фиксатора распредвалов -T10171 A- можно также использовать прежний фиксатор распредвалов -T10171-, если просверлить в нем дополнительное отверстие, как описано ниже.
  • Положить шаблон 1 на фиксатор распредвалов -T10171-, как показано на рисунке.
  • Провести закернивание по метке 2.
  • Просверлить в закерненном месте сверлом ? 7 мм и зачистить отверстие.
  • Промаркировать инструмент как „T10171 A“.

Снятие


Действовать следующим образом:
Снять поликлиновой ремень .
Отсоединить шланг охлаждающей жидкости 1 к кожуху двигателя.
Извлечь маслоизмерительный щуп 2 из направляющей трубки.
Вывернуть болты стрелки и снять кожух двигателя.
Вывернуть болты 2 и снять поддерживающую скобу 1.
Отсоединить штекерный разъем 3датчика давления наддува -G31- .
Разблокировать защелки стрелки и снять воздуховодную трубку сначала с блока управления дроссельной заслонки -J338-, затем с турбонагнетателя.
Высвободить шланги к трубке ОЖ.
Отсоединить вакуумные магистрали 2 и 3.

  • Поз. 1, 4 и стрелку не учитывать.

Установить съемник -T10094 A- на все катушки зажигания стрелка, извлечь катушки зажигания и одновременно отсоединить электроразъемы катушек зажигания цилиндров 1… 4.
Выкрутить свечу зажигания цилиндра 1 свечным ключом -3122 B- .
Отсоединить разъемы 1, 2, 4, снять проводной коллектор 3 с картера распредвалов и отвести в левую сторону.
Отсоединить разъем стрелкадатчика давления масла -F1- .
Отвернуть болт 1 кабеля массы.

  • Стрелки не учитывать.

Вывернуть болты 1 и 2 и отвернуть в левую сторону левые трубки ОЖ.

  • Стрелки не учитывать.

Выкрутить болты стрелки и снять запорную крышку 1 и 2 .
Вкрутить до упора адаптер для индикатора часового типа -T10170- в резьбовое отверстие для свечи зажигания.
Вставить индикатор часового типа -VAS 6079- с удлинителем -T10170/1- до упора и закрепить зажимной гайкой стрелка.
Установить коленвал в направлении вращения двигателя в „ВМТ“.„ВМТ“ = максимальное измеренное значение индикатором часового типа.Отверстия стрелки в распредвалах должны располагаться так, как показано на рисунке. При необходимости повернуть коленчатый вал еще на оборот (360°).
Вставить фиксатор распредвалов -T10171 A- до упора в отверстия распредвалов.Стопорные штифты стрелки 1 должны войти в отверстия стрелки 2.Подпись „TOP“стрелка 3 должна быть видна сверху.
Для крепления фиксатора распредвалов -T10171 A- с усилием вкрутить болт М6 стрелка, не затягивать.

Осторожно!

  • Опасность повреждения распредвалов.
    • Нельзя использовать фиксатор распредвалов -T10171 A- в качестве контропоры.

Отвернуть болты 1 и 3, снять держатель 2 правой трубки охлаждающей жидкости.
Выкрутить резьбовую заглушку стрелка отверстия для „ВМТ“ на блоке цилиндров.
Вкрутить фиксирующий болт -T10340- до упора в блок цилиндров и затянуть моментом 30 Нм.

  • Фиксирующим болтом -T10340- коленвал блокируется только в направлении вращения двигателя.

  • Опасность повреждения двигателя.
    • Во избежание сползания звездочки цепи на коленвале из ведущего шкива, не проворачивать коленвал при ослабленном шкиве поликлинового ремня.

Ослабить болт шкива поликлинового ремня, при этом удерживать контропорой -3415- с пальцем -3415/1- .
Выкрутить болт и снять шкив поликлинового ремня.
Снять крышку цепи привода .
Для предохранения звездочки насадить на коленвал втулку 2 и вкрутить вручную болт 1 шкива поликлинового ремня коленвала.
Прижать натяжную планку 2 в направлении стрелки и зафиксировать поршень натяжителя цепи 1стопорным штифтом -T40011- .

  • Риск неисправности вследствие обратного хода уже используемой приводной цепи распределительных валов.
    • Для повторной сборки пометить стрелкой направление хода цепи привода, использовать для этого краску. Не наносить на цепной привод насечки кернером или аналогичными инструментами.
  • Опасность повреждения распредвалов.
    • Нельзя использовать фиксатор распредвалов -T10171 A- в качестве контропоры.
  • Опасность повреждения резьбы.
    • Болт фазовращателя имеет левую резьбу.

Выкрутить болт 2 фазовращателя 1 и болт 4 звездочки распредвалов 5, для этого удерживать контропорой -T10172- звездочку распредвалов.
Снять звездочку распредвалов вместе с цепью привода распредвалов 3.

  • Фазовращатель может оставаться на распредвале.

Установка

Моменты затяжки .

  • Заменить болты крепления звердочки распредвала и фазовращателя.
  • Заменить прокладки и уплотнительные кольца крышки распредвалов.

Проверить положение „ВМТ“ распредвала и коленвала:Фиксатор распредвалов -T10171 A- должен находиться на картере распредвалов.

  • Риск повреждения клапанного механизма.
    • При прокручивании распредвалы нельзя смещать по оси.

Фиксирующий болт -T10340- должен быть до упора вкручен в блок цилиндров и затянут моментом 30 Нм.Коленвал в направлении вращения двигателя должен прилегать к фиксирующему болту -T10340- .

  • Опасность повреждения резьбы.
    • Болт фазовращателя имеет левую резьбу.

Вкрутить без затяжки болт 2 фазовращателя 1.Фазовращатель должен еще проворачиваться на распредвалу, но не перекашиваться.
Установить звездочку распредвалов по нанесенным при снятии меткам.
Разместить цепь привода распредвалов 1 вместе со звездочкой 2 для выпускного распредвала на звездочке распредвала для коленвала и фазовращателя.
Не до конца ввернуть болт 3 звездочки распредвала.Звездочка должна проворачиваться на распредвалу, но не перекашиваться.
Закрепить звездочку распредвалов, для этого извлечь стопорный штифт -T40011- из натяжителя цепи 1.
Проверить еще раз положение „ВМТ“ распредвала и коленвала .

  • Опасность повреждения резьбы.
    • Болт фазовращателя имеет левую резьбу.

Затянуть болт 2 фазовращателя 1 моментом 40 Нм и болт 4 звездочки распредвалов 5 моментом 50 Нм, при этом удерживать контропорой -T10172- звездочку распредвалов.

  • Болты фазовращателя и звездочки распредвалов затягивать только после проверки фаз газораспределения на конечный момент затяжки.
  • При затягивании болтов не допускается проворачивание коленвала, а цепь привода распредвалов 3 должна оставаться натянутой на обеих сторонах.

Снять фиксатор распредвалов -T10171 A- .
Вывернуть фиксирующий болт -T10340- .
Провернуть коленвал в направлении вращения двигателя на 2 оборота и установить в „ВМТ“.„ВМТ“ = максимальное измеренное значение индикатором часового типа.

  • Если коленвал перекручен более чем на 0,01 мм за „ВМТ“, следует провернуть коленвал против направления вращения двигателя примерно на 45°. Затем установить коленвал в направлении вращения двигателя в „ВМТ“.
  • Допустимое отклонение от ВМТ: ± 0,01 мм.
  • Стрелку не учитывать.

Вкрутить фиксирующий болт -T10340- до упора в блок цилиндров и затянуть моментом 30 Нм.
Коленвал в направлении вращения двигателя прилегает к фиксирующему болту.
Вставить фиксатор распредвалов -T10171 A- до упора в отверстия распредвалов.Стопорные штифты стрелки 1 должны войти в отверстия стрелки 2.Подпись „TOP“стрелка 3 должна быть видна сверху.
Если не удается вставить фиксатор распредвалов -T10171 A- в отверстия до упора, повторить регулировку.
Если фиксатор распредвалов -T10171 A- вставляется, вновь извлечь его.
Вывернуть фиксирующий болт -T10340- .

  • Опасность повреждения резьбы.
    • Болт фазовращателя имеет левую резьбу.

Довернуть болт 2 фазовращателя 1 и болт 4 звездочки распредвалов 5 на заданный угол конечного момента затяжки, при этом удерживать контропорой -T10172- звездочку распредвалов.

  • Поз. 3 не учитывать.

Провернуть коленвал в направлении вращения двигателя еще на 2 оборота и установить в „ВМТ“.

Проверить регулировку, при необходимости, повторить ее.

  • Опасность повреждения двигателя.
    • Во избежание сползания звездочки цепи на коленвале из ведущего шкива, не проворачивать коленвал при ослабленном болте шкива поликлинового ремня.

Вывинтить болт 1 шкива поликлинового ремня.

  • Втулка 2 остается на коленвале.

Дальнейшая сборка осуществляется в обратной последовательности, при этом соблюдать следующее:
Установить крышку цепи привода .
Смазать перед монтажом уплотнительные кольца запорной крышки распредвалов.
Установить шкив поликлинового ремня для коленвала .
Затянуть резьбовую заглушку для отверстия „ВМТ“Илл..
Установить левые трубки ОЖ .
Установить свечу зажигания .
Установить трубку воздуховода .
Надеть кожух двигателя Илл..
Установить поликлиновой ремень .

Mercedes-Benz C-class 2.0 kompressor ›
Бортжурнал ›
Метки грм M111 Как правильно?

Замена цепей привода ГРМ и установка фаз газораспределения

Процедуры установки фаз газораспределения

Замена газораспределительной цепи может быть произведена без снятия двигателя. При помощи перечисленных ниже инструментов новая цепь может быть подсоединена к старой, накинута на звездочки и склёпана.

Гайка вязкостной муфты имеет левостороннюю резьбу.

Болты крепления регулятора впускного распределительного вала и звездочки выпускного вала подлежат замене в обязательном порядке.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Приведите поршень первого цилиндра в положение 20° после ВМТ.
2. Удостоверьтесь, что кулачки привода клапанов первого цилиндра обоих распределительных валов развёрнуты рабочими выступами вверх.
3. Установите на распределительные валы блокирующие приспособления.

В случае необходимости немного подправьте положение коленчатого вала в пределах допустимых диапазонов (20 ÷ 30° после ВМТ при блокировке впускного вала и 25 ÷ 35° после ВМТ при блокировке выпускного вала) с целью облегчения установки блокираторов. Помните, что проворачивание звездочки распределительного вала на один зуб приводит к смещению коленчатого вала приблизительно на 20°.

4. На двигателях с регулировкой впускного распределительного вала проследите, чтобы в ходе замены цепи язычки регулятора оставались в положении «замедления».

Нарушение правильности сборки может привести внутренним повреждениям двигателя в результате удара клапанов о днища поршней!

5. Прежде чем приступать к выполнению ремонтных процедур, ослабьте на один оборот гайку натяжителя и снимите сборку последнего с двигателя.
6. Отдайте подпружиненную гайку натяжителя, извлеките палец и пружину, затем отожмите плунжер в корпусе натяжителя в указанном стрелкой направлении. Проверьте состояние компонентов натяжителя, замените дефектные элементы.
7. Установите натяжитель на двигатель и затяните его крепеж с требуемым усилием (80Нм). Посадите в корпус плунжер, пружину и палец. Наверните гайку и затяните её с усилием 40Нм.
8. Смажьте центральный болт шкива коленчатого вала и его шайбу. Вверните болт и затяните его с требуемым усилием.

Проверка фазовой установки распределительных валов

Проверка
1. Снимите крышку головки цилиндров, обратитесь к соответствующему разделу.
2. Поверните коленчатый вал до положения поршня первого цилиндра 25 ± 2° после ВМТ, одновременно кулачки первого цилиндра распределительного вала впускных клапанов должны быть обращены под углом вверх.
3. Проверьте фазировку распределительного вала впускных клапанов. Для этого проверьте, вставляется ли палец через отверстие в передней крышке распределительного вала в отверстие во фланце распределительного вала. Если палец не вставляется, имеются отклонения в угле поворота коленчатого вала, при необходимости отрегулируйте положение распределительного вала.

Двигатель с регулировкой распределительного вала: Упоры, расположенные по окружности звездочки распределительного вала впускных клапанов, должны находиться в положении «поздно» (упор в пазах фланца в направлении вращения распределительного вала) (стрелка вверху).

При ошибочной установке цепи, если, например, цепь смещена на один зуб, угол поворота коленчатого вала изменяется примерно на 20°.

4. Удалите установочный палец.
5. Поверните коленчатый вал до положения поршня первого цилиндра 28 ± 2° после ВМТ, одновременно кулачки первого цилиндра распределительного вала выпускных клапанов должны быть обращены под углом вверх.
6. Проверьте фазировку распределительного вала выпускных клапанов. Для этого проверьте, вставляется ли палец через отверстие в передней крышке распределительного вала в отверстие во фланце распределительного вала. Если палец не вставляется, имеются отклонения в угле поворота коленчатого вала, при необходимости отрегулируйте положение распределительного вала.

При ошибочной установке цепи, если, например, цепь смещена на один зуб, угол поворота коленчатого вала изменяется примерно на 20°.

7. Удалите установочный палец.

Коррекция фазировки
1. Крышка головки цилиндров должна быть снята.
2. Поверните коленчатый вал в направлении вращения двигателя и установите поршень первого цилиндра в положение 20° после ВМТ.
3. Снимите переднюю крышку.
4. Снимите натяжитель цепи, обратитесь к соответствующему разделу.
5. Снимите верхнюю направляющую.
6. Снимите звездочку распределительного вала выпускных клапанов, удерживая звездочку от проворачивания за шестигранник. Снимите звездочку.
7. Поверните распределительный вал выпускных клапанов в положение основной настройки. Кулачки распределительного вала выпускных клапанов первого цилиндра должны быть обращены под углом вверх. Вставьте установочный палец через отверстие в крышке переднего подшипника в отверстие фланца распределительного вала.
8. Снимите цепь со звездочки распределительного вала впускных клапанов.
9. Поверните распределительный вал впускных клапанов в положение основной настройки. Кулачки распределительного вала впускных клапанов первого цилиндра должны быть обращены под углом вверх. Вставьте установочный палец через отверстие в крышке переднего подшипника в отверстие фланца распределительного вала.
Двигатель с регулировкой распределительного вала: Упоры, расположенные по окружности звездочки распределительного вала впускных клапанов, должны находиться в положении «поздно» (упор в пазах фланца в направлении вращения распределительного вала) (стрелка вверху).
10. Установите цепь на звездочку распределительного вала впускных клапанов и на направляющую.
11. Вставьте звездочку распределительного вала выпускных клапанов в цепь и закрепите на вале новым болтом с буртиком моментом 20Нм. Затем доверните болт обычным ключом на угол 90°.
13. Установите на место натяжитель цепи, обратитесь к Разделу Снятие и установка натяжителя цепи.
14. Дважды проверните двигатель в направлении вращения и ещё раз проверьте основную настройку распределительных валов. При необходимости повторите регулировку.
15. Установите на место переднюю крышку, обратитесь к соответствующему разделу.
16. Установите крышку головки цилиндров, обратитесь к соответствующему разделу.

Так сколько же градусов должно быть? Я ставил 20, одевал цепи на валы, проворачивал колено. Стопора залазят только на 25 градусах. Что не так?

Что такое фазорегулятор и принцип его работы

Фазорегулятор, фазовращатель или «фазер» — это устройство в современных двигателях позволяющее изменять коэффициент наполнения цилиндров за счет изменения перекрытия клапанов. Благодаря регулируемым фазам газораспределения можно влиять как на количество свежего заряда, так и на долю остаточных отработавших газов. В зависимости от частоты вращения коленчатого вала и от степени открытия дроссельной заслонки поведение поступающего в цилиндр заряда и выход из него отработавших газов сильно меняются. При установке постоянных фаз газораспределения газообмен возможно оптимизировать лишь для определенного диапазона частот вращения. Регулируемые фазы газораспределения позволяют вносить корректировки с учетом изменения частоты вращения коленчатого вала и различного наполнения цилиндров рабочей смесью. Все это в результате дает следующие преимущества: • Увеличение выходной мощности двигателя; • Получение благоприятной характеристики изменения крутящего момента в широком диапазоне оборотов коленчатого вала; • Снижение содержания вредных веществ в отработавших газах; • Уменьшение расхода топлива; • Снижение шумности работы двигателя. В обычном двигателе коленчатый и распределительный валы связаны друг с другом механически (посредством зубчатого ремня, шестерен или цепи). В двигателях с регулированием фаз газораспределения с помощью поворота распределительного вала можно добиться его «рассогласования» с положением коленчатого вала, благодаря чему изменится перекрытие клапанов. Поворот распределительного вала осуществляется посредством электрического или электрогидравлического привода. Простые устройства могут устанавливать вал только в одном из двух положений. Более сложные устройства позволяют в пределах определенного диапазона плавно поворачивать распределительный вал относительно коленчатого. В современных быстроходных двигателях открытие впускного клапана происходит в среднем за 10-35° до прихода поршня в в.м.т., а закрытие — через 40-85° после н.м.т. Выпускной клапан закрывается через 10-30° после прохода в.м.т. Однако указанные средние пределы открытия и закрытия клапанов по конструктивным соображениям могут быть изменены как в большую, так и в меньшую сторону. Для получения максимальной мощности необходимо обеспечить максимально возможные значения углов опережения открытия и запаздывания закрытия впускных клапанов. На высоких оборотах двигателя наполнение цилиндра происходит благодаря инерции газового потока при еще открытом впускном клапане во время подъема поршня. Наоборот, на низких оборотах двигателя большое значение запаздывания закрытия впускного клапана вызывает частичное вытеснение из цилиндра заполнившей его свежей рабочей смеси, что приводит к значительному уменьшению крутящего момента двигателя. Рассмотрим устройство и принцип действия фазорегулятора на примере двигателя ВАЗ 21179. Двигатель ВАЗ 21179 оборудован одним фазорегулятором, установленным в зубчатом шкиве впускного распределительного вала. Шкив состоит из двух частей: крыльчатки с лопатками, закрепленной на распределительном валу и цилиндра с камерами, закрепленного на зубчатом шкиве распределительного вала. При определенных условиях электронный блок управления (ЭБУ) выдает управляющую команду на электромагнитный клапан. Открытый клапан обеспечивает подачу масла под давлением по центральному каналу распределительного вала. Масло поступает через центральное отверстие крыльчатки и отверстие для подъема плунжера. Под воздействием давления масла плунжер смещается вверх и освобождает крыльчатку, в результате чего под действием давления масла лопатки крыльчатки и, соответственно, фазорегулятор поворачиваются в направлении максимального запаздывания закрытия впускных клапанов. При снятии управляющего напряжения на электромагнитном клапане лопатки крыльчатки возвращаются в исходное положение под действием вращения двигателя, после чего плунжер блокирует всю систему в положении минимального запаздывания впускных клапанов. Электромагнитные управляющие клапаны обеспечивают подачу масла под давлением к фазорегуляторам распределительного вала. При прекращении подачи управляющего напряжения на электромагнитные клапаны от ЭБУ фазорегуляторы возвращают распределительные валы в положение минимального запаздывания впускных клапанов, обеспечивая тем самым получение максимального крутящего момента на малых оборотах. На автомобилях с двигателем ваз-21179 фазорегулятор распределительного вала действует при соблюдении следующих условий: ✔ Частота вращения коленчатого вала двигателя выше 1500 об/мин. ✔ Давление во впускном трубопроводе выше 500 мбар. ✔ Температура охлаждающей жидкости выше 30°C. Управление фазами перекрытия клапанов осуществляется ЭБУ на основе сигналов датчиков положения коленчатого и распределительного валов, температуры охлаждающей жидкости и скорости автомобиля. При этом диапазон регулирования угла поворота распределительного вала в режиме холостого хода составляет 0-5, а в режиме резкого увеличения оборотов 0-30. При этом отношение включенного состояния клапана фазорегулятора составляет 0-2% и 0-60% соответственно. Зная принцип действия и диапазон регулирования, можно диагностировать клапаны фазорегулятора по нескольким параметрам. Для этого необходимо иметь сканер, осциллограф и измеритель разрежения. Отметим, что ЭБУ двигателем не всегда выдает ошибку при неисправности или подклинивании клапана фазорегулятора. При заклинивании управляющего электромагнитного клапана в открытом положении или фазорегулятора в положении максимального опережения открытия впускных клапанов, двигатель неустойчиво работает на холостом ходу, давление во впускном трубопроводе чрезмерно высокое (выше 360 мбар). На осциллограмме представлены зависимости угла поворота распределительного вала от рабочего цикла клапана фазорегулятора отчетливо видно, как от подклинивающего плунжера клапана дестабилизируется угол поворота распределительного вала. Отсюда неустойчивая работа двигателя на холостом ходу и в режиме переменных нагрузок (2000-2500 мин-1). В некоторых случаях при полностью заклинившем клапане двигатель вообще не работает на холостом ходу. Практика показывает, что заклинивание клапана чаще всего вызвано наличием загрязнений в системе смазки двигателя. Это весьма характерно для российских условий, поскольку дороги у нас традиционно грязнее европейских. Для безотказной эксплуатации двигателей, оснащенных системами фазорегуляции, можно рекомендовать сокращение пробега до замены масла.

>ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НА САЙТЕ

Лада 2101 1.5 turbo( turbocopa) ›
Бортжурнал ›
РЕГУЛИРОВКА ФАЗ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ НА ВАЗ 8 и 16V

РАЗРЕЗНАЯ ШЕСТЕРНЯ

Один из вопросов: “Как лучше работает двигатель при сдвинутых фазах назад или вперед?” не корректен. Так как только правильно выставленные фазы обеспечивают эффективные характеристики работы мотора. Разрезные шестерни распредвалов, которые первоначально использовались в спорте, дают возможность регулировать фазы, не ослабляя ремень ГРМ. При этом возможно выставить калибровки на десятые доли градусов.

Крутящий момент и мощность ДВС зависит от технической части, таких как объём двигателя, длинна выпуска и выпуска, проходные сечения каналов. Фазы газораспределения это периоды закрытых и открытых клапанов, которые выражены в градусах поворота коленчатого вала, относительно нижней и верхней мертвой точки. ФГР отображается как круговые диаграммы.

Рассмотрим для примера двигатель ваз 21083, у которого установлен стандартный распредвал 2108, с зазорами 0,2±0,05мм впуск и 0,35±0,05мм выпуск.


Из рисунка видно, что и открытие и закрытие клапанов происходит раньше, чем поршень приходит в верхнюю мертвую точку (на 33 градусах), а вот закрывается несколько позже (на угол 80градусов), чем поршень переместиться к нижней мертвой точке. Перед впускным клапаном (в впускном канале), скорость потока воздушно-топливной смеси переменная. Когда клапан закрыт она равняется нулю, а когда открыт до 100 метров в секунду. Как только такт впуска завершается, клапан впуска начинает закрываться после того как поршень прошёл НМТ ( когда поршень двигается вверх), при этом сжимая горючую смесь. Таким образом когда обороты ДВС становятся высокими то появляется эффект газодинамического наддува. Другими словами инерционный подпор потока новой смеси помогает уплотнению «заряда», улучшая наполнение цилиндров новой рабочей смесью. Отсюда следует, что угол на который запаздывает закрытие впускного клапана (угол газодинамического наддува Г=80°) это один из главных характеристик распределительного вала.
Еще один из главных параметров это угол перекрытия клапанов (на нашем примере это П=33Гр+17Гр=50Гр). Пока поршень не достигнет верхней мертвой точки, впускной клапан начнёт уже открываться, а впускной еще не закрыт, наступает такой момент когда оба клапана и впускной и выпускной открыты, и тогда разрежение, создаваемое в выпускном коллекторе как бы «подхватывает» новую смесь в цилиндр. Этот эффект пропорционален оборотам двигателя, чем они выше тем лучше наполнение цилиндров.
Устанавливать разрезную шестерню стоит по 2м причинам:
1. На заводе, в процессе сборки большого количества двигателей, происходит небольшое отклонение в производстве моторов. Из за этих отклонений в деталях, значение ФГР одинаковых двигателей могут отличаться на 10 градусов, это составляет погрешность в рамках одного зубца на распределительной шестерни. Чтобы это компенсировать, нужно установить разрезную шестерню, с помощью которой можно изменить положение зубчатого венца относительно ступицы, которая имеет величину шага 0. У стандартной же регулировка вперед и назад на 1 зуб, а это шаг в 17 градусов по коленвалу, это и ведёт к потере мощности и крутящего момента.
2. При установке не стандартных распредвалов, которые имеют более высокий подъём кулачка и изменённый профиль, мощность поднимется, но если установить разрезную шестерню и правильно настроить ФГР, можно получить дополнительные 3-4% мощности.

На графике показаны 2 варианта настройки ФГР. Под цифрой 1 настройка на максимальную мощность, под цифрой 2 настройка на максимальный крутящий момент. Ре — мощность, Ме — крутящий момент, n — обороты двигателя.
Для примера можно рассмотреть оптимальные настройки фаз газораспределения для обеспечения промежуточного варианта. Нужно совместить максимальное перекрытие клапана с верхней мертвой точкой. Поворачиваем распредвал на нужные 8 градусов. Таким образом угол газодинамического наддува будет равен 88 градусам. (80+8), это реализует возможность лучше наполнять цилиндры на повышенных оборотах. Стоит уточнить, при более ранних открытиях впускных клапанов на средних и маленьких оборотах ухудшается наполнение цилиндров. Так как выпускные газы попадают в ресивер и обедняют новую воздушную смесь. Следовательно, когда мы уменьшили угол опережения открытия впускного клапана, мы улучшили горение смеси в режимах частичных нагрузок.

Фактическая проверка показывает, при правильной настройке ФГР мощность и момент поднимается до 3% от исходной мощности, при стандартном распредвале. Если настройку произвести до максимального увеличения мощности, можно увеличить мощность до 5%.
Стоит уточнить, если мотор восьми клапанный, то настроить можно только либо впускные клапаны, либо выпускные. На 16 клапанных двигателях возможно настроить и впускные и выпускные клапаны отдельно, тем самым можно увеличить мощность до 7%.
Настройка фаз газораспределения на 8 клапаном моторе ваз 2108-2110

1. разрезная шестерня 8V В начале нужно сделать отметки на разрезной шестерни. Берем разрезную шестерню и выставляем центральную часть относительно наружней части, также же как это сделано на стандартной шестерни.

2. Затем устанавливаем разрезную шестерню и одеваем ремень ГРМ. Следим за тем, чтобы метки на шкиве распредвала совпадали с меткой на задней крышке ремня. И дополнительно смотрим, чтобы метка на маховике была напротив среднего деления. (смотрим в люке картера сцепления)
3. Следующим шагом регулируем фазы. Для этого смотрим перекрытие на клапанах впуска и выпуска на 4 цилиндре. Необходимо настроить так, чтобы клапана были открыты на нужную величину, это величина задаётся установленным распредвалом. Например для равно-подъёмного распредвала впускной и выпускной клапан должен быть открыт на одинаковое значение. Для регулировки открытия клапанов, с начало ослабляем болты разрезной шестерни, затем крутим распредвал по отношению к внешней части шестерни. Таким образом регулируем до нужного положения.
4. Если необходимо дополнительно настроить фазы, и получить или еще большего увеличения крутящего момента, или л.с., то необходимо корректировать ФГР опираясь на контрольные заезды.
Регулировка фаз на классическом моторе проводится аналогичным образом!
Если необходимо увеличить крутящий момент на более низких оборотах, то необходимо поворачивать распредвал по ходу его движения. Таким образом, увеличим начальный угол при котором будет происходить открытие впускного клапана, а следовательно и закрытие выпускного клапана.
Если необходимо увеличить мощность на высоких оборотах, то необходимо вращать распредвал в обратном направление. Тем самым увеличиться газодинамический наддув, который будет дозаряжать цилиндры новой смесью.
5. Опыт показывает: нет необходимости сдвигать ФГР больше чем на 1/3 зуба на шестерне, в оба направления. Это равняется 3-4 градусам по распредвалу.
6. Если вы регулируете фазы на карбюраторном моторе, необходимо после любой регулировке распредвала, регулировать угол опережения зажигания.
Настройка и регулировка фаз газораспределения на Ваз 16V

1. Сначала меняем штатные распредвалы на новые спортивные вместе с разрезными шестернями. разрезные шестерни 16V
2. Затем путём сравнения стандартных шестеренок и разрезных, наносим метки на новые шестерни (в тех же местах, где и на стандартных). По этим меткам выставляем перекрытие клапанов (пусть и немного неточное). Поршни первого и четвертого цилиндра поднимаем в верхнюю мертвую точку, в момент, когда цилиндр буквально через полградуса начнет свое движение вниз, и затем ставим ремень ГРМ.
3. Устанавливаем планку для индикаторов часового типа. Всего должно быть три индикатора. Один для того, чтобы определить перемещение впускного клапана, второй — для выпускного, и третий — для определения ВМТ. Конструкция планки такова: по центру крепится индикатор, который через отверстие свечи будет показывать положение поршня. Индикаторы открытия впускного и выпускного клапана крепятся на планке под углом. Один под углом 25 градусов, другой под углом 335 градусов относительно индикатора ВМТ. Так как длины ножек индикаторов не хватит, то необходимо изготовить удлинители с резьбой для фиксации в индикаторах. Индикатор ВМТ отображает положение поршня (удлинитель должна упираться в поршень). Индикаторы клапанов отображают положение клапана (удлинитель должен упираться в толкатель).
4. Ищем положения, в которых впускные и выпускные клапана находятся в закрытом состоянии (то есть нулевые). Эти действия проделываем с четвертым цилиндром, также находим положение его верхней мертвой точки. Далее выставляем нужные перекрытия, производя регулировки с помощью разрезных шестерней.
5. Следующим шагом полностью производим затяжку болтов разрезных шестерёнок. Делаем полный оборот коленчатого вала, смотрим на настройки и если они не сбились — переходим к следующему шагу.
6. Производим сборку мотора и запускаем его.
7. Если после регулировки под значения производителя распредвалов мы видим, что режим работы ДВС не оптимальный, то дополнительные настройки придётся делать путём практических контрольно- измерительных заездов.
8. Помните о том, что рекомендуемые перекрытия производителя в наибольшей степени являются оптимальными и мало зависят от принципа впуска (атмо/турбо/etc). В случае, если распредвалы выставлены по рекомендуемым перекрытиям, мотор полностью исправен, но работа мотора неудовлетворительна – вероятнее всего конфигурация мотора неверна на стадии проектирования, и распределительные валы рекомендуется заменить (не подходят для данного мотора). Настоятельно не рекомендуем использовать распределительные валы, перекрытия которых не известны даже самому производителю, т.к. это с максимальной долей вероятности не приведет к успешному результату.