Года выпуска ВАЗ 2108

История создания

ВАЗ 2108 — советский легковой автомобиль, разработанный на заводе ВАЗ. Серийно выпускался с 1984 по 1999 год. ВАЗ 2108 — первая модель нового переднеприводного семейства завода ВАЗ. Стоит отметить, что данная модель стала эпохальной для советского автопрома, Именно после выпуска «восьмерки» началось массовое производство переднеприводных советских автомобилей.
Тенденция на переднеприводные автомобили начала появляться во всем мире в середине 1970-х. На ВАЗ-е было принято решение о разработке принципиально новой модели, не основанной на узлах и агрегатах FIAT 124. Итальянские коллеги отказались сотрудничать по новой переднеприводной машине и вазовцам пришлось искать новых партнеров. В их лице выступила компания «Порше». Первый опытный образец ВАЗ 2108 увидел свет 31 декабря 1978 года. Модель выглядела крайне прогрессивной. В ней было многое: независимая подвеска всех колес, поперечное расположение двигателя, бесконтактная система зажигания и, самое главное, передний привод. В последующие годы шла активная разработка новой модели.
Было заключено несколько лицензионных соглашений с зарубежными фирмами по шасси. В 1981 появились опытные автомобили, носящие индекс 2108. Машина получила кузов типа трехдверный хэтчбэк, переднюю подвеску типа «Мак-Ферсон», поглощающие энергию удара пластмассовые бампера и алюминиевые двери и капот. Активные работы над моделью позволили уже в 1984 собрать первую опытно-промышленную серию автомобилей. ВАЗ 2108 был комфортнее и экономичнее своих заднеприводных собратьев. Для внутреннего рынка модель получила наименование «Спутник», а на экспорт шла под именем «Самара». Позднее имя «Самара» вытеснит имя «Спутник» и на внутреннем рынке.
Модель имела достойную стандартную комплектацию. Передние сидения имели регулировку в трех плоскостях, а заднее сидение могло раскладываться для погрузки габаритного груза. С начала 1990-х на модели семейства «Самара» ставили разные приборные панели. «Люксовый» вариант доставался инжекторным версиям автомобилей, в то время как карбюраторные модели комплектовались так называемой «низкой» панелью приборов. Позднее останется единственный, «люксовый» вариант.
В 1990 году был проведен рестайлинг модели. Изначально спереди модель имела пластиковый «клюв», от которого решили избавиться, увеличив длину передних крыльев. Рестайлинговые версии получили в шоферской среде название «длинное крыло». Автомобили ВАЗ 2108 поставлялись на экспорт. Существовали модификации со специальными двигателями и даже с правым расположением органов управления. Некоторые зарубежные фирмы делали на основе «восьмерки» кабриолеты и фургоны. С 1999 года началась плавная замена моделей «Самара» первого поколения на рестайлинговые модели семейства «Самара 2». Некоторые модификации ВАЗ 2108 продержались на конвейере до 2002 года.

Дизайн

Внешний дизайн модели в середине 1980-х произвел фурор. Автомобиль выглядел очень современно и даже немного спортивно, что подчеркивалось трехдверным типом кузова. Позднее на рынок вышли две другие модели семейства «Самара», получившие не меньшую популярность. ВАЗ 2108 из-за своей формы получил прозвище «зубило», а после рестайлинга копилка народных названий модели пополнилась обозначением «длинное крыло». После рестайлинга автомобиль избавился от пластиковой окантовки на передней части за счет удлиненных передних крыльев. Модель ВАЗ 2108 была одной из самых желанных в СССР в конце 1980-х — начале 1990-х годов.

Двигатель

На базовую модификацию ВАЗ 2108 устанавливали экономичный мотор, объемом 1,3 литра и мощностью 65 л.с. Позднее появились модификации с более мощным карбюраторным двигателем объемом 1,5 литра и мощностью 70 л.с. Экспортные модели комплектовались двигателем объемом 1,1 литра, имевшим мощность 53 л.с. Небольшими партиями под заказ выпускали модификацию с роторными двигателями.

Модификации

ВАЗ-21081 — экспортная модификация с двигателем объемом 1,1 литра
ВАЗ-21083 — модификация с впрысковым двигателем, объемом 1,5 литра
ВАЗ-21083-01, ВАЗ-21083-02 — модификации с карбюраторными двигателями
ВАЗ-21083-21, ВАЗ-21083-22 — модификации с впрысковыми двигателями
ВАЗ-21084 — модификация с двигателем объемом 1,5 литра мощностью 82 л.с.
ВАЗ-2108 М — опытная модификация с измененной отделкой — прообраз ВАЗ-2113
ВАЗ-2108-91 — модификация с роторным двигателем ВАЗ-415

С 1984 по 2003 год с конвейера сошли 885 тысяч «восьмерок». А в наших руках оказалась машина, выпущенная в 1990 году и любовно отреставрированная сотрудником Авторевю Евгением Карпуниным. Мотор 1.3 (63 л.с.), «короткое крыло», «низкая панель»… В восьмидесятые ВАЗ-2108 стоил 8300 рублей, но купить его по госцене можно было, только постояв два—три года в очереди. Сейчас подобный автомобиль в приличном состоянии реально найти за 100 тысяч рублей, а цены на ухоженные экземпляры начинаются от 150 тысяч.

Если кто-то вам скажет, что ранние «восьмерка» и «девятка» — хлам, знайте: он ничего не понимает в автомобилях. Для нашей страны это такой же повод для гордости, как первый спутник. Хотя в народе имя Спутник, которое хэтчбекам дал тогдашний главный конструктор АвтоВАЗа Георгий Мирзоев, не прижилось — машины прозвали Зубилами. Можно, конечно, все списать на сладостную ностальгию, но «десятка», появившаяся в середине девяностых, и за автомобиль-то не считается, а на ухоженной «восьмерке» не стыдно ездить и сейчас. По уровню взаимодействия с водителем, по искренности обратной связи это лучшее, что придумали в СССР.

Вы пробовали этот плотный, с моментальным откликом привод акселератора? Настроенный карбюратор реагирует мгновенно, переходные режимы логичны — и ты по-настоящему кайфуешь от управления скоростью, даже несмотря на скромный моторчик 1.3. Когда в Тольятти перешли на распределенный впрыск, в педаль газа будто вкололи лидокаин: усилие обмякло, чувствительность пропала, словно наступаешь на полуспущенный мяч.

Азарт в откликах на руль не растерялся за тридцать лет. Реакции естественные, интересные и живые, с приятным доворотом под сброс газа. Когда я пересаживаюсь из новой Калины-2 в старую «восьмерку», не могу отделаться от мысли, что все тридцать лет эту платформу модернизировали со знаком «минус». Зубило для водителя — это яркая поляна с ароматом разнотравья, а Калина — затхлый подвал с прошлогодними огурцами.

Ездил бы я сейчас на «девятке»? С удовольствием! Особенно в расчете на участие в зимних ледовых спринтах. Эти машины вывели массовый автомобильный спорт на новый уровень и принесли в страну понятие тюнинг. Для таких целей подойдет любая «восьмерка»/»девятка». А чтобы получить радость от оригинала, обязательно нужна машина, выпущенная до середины девяностых, когда на заводе еще не началась чехарда с поставщиками и качеством. И это уже проблема. Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас я уже подписан

ВАЗ-2108 — легковой автомобиль малого класса с приводом на передние колеса и поперечным расположением двигателя. Выпускается Волжским автомобильным заводом.

Автомобиль ВАЗ-2108 впервые появился в 1984 году. Эта модель с трехдверным кузовом хэтчбек стала воистину эпохальным событием не только для Волжского автозавода, но и для отечественных автолюбителей. Предложено было именовать ее на внутреннем рынке -«Спутником», но название не прижилось и в конце концов утвердилось экспортное — «Самара». Модель ВАЗ-2108 Спутник/Lada Samara положила начало массовому выпуску в стране переднеприводных легковых автомобилей. Автомобиль получился, конечно, более надежный в управлении, безопасный и экономичный по сравнению с классическими «Жигулями». Коррозионная стойкость кузова также стала объективно лучше.

В новинку было все: переднеприводная компоновка, кузов хэтчбек, поперечное расположение двигателя, бесконтактная система зажигания, передняя подвеска типа McPherson, реечное рулевое управление, тросовый привод сцепления, пластмассовые энергопоглощающие бамперы.

Автомобили первых выпусков страдали, как принято, «детскими болезнями», которые завод изживал прямо по ходу производства, на потребителях. Особенно досаждали тогда недолговечные и жутко дефицитные компоненты системы электронного зажигания (особенно ранняя модель коммутатора 36.3734). Впрочем, и карбюраторы типа -«Солекс» особо расслабиться не давали (и не дают до сих пор), не говоря уже о текущих стойках, износе чехлов и самих ШРУСов, «гремящих» передней панели и обивке салона и ненадежной конструкции замков дверей. Частично с некоторыми неисправностями на более поздних выпусках смогли справиться, например, с самоотворачиванием гаек передних ступиц и обрывом троса сцепления, но большинство проблем благополучно продолжают отравлять жизнь владельцам «Самар».

Впрочем, скрипы и треск, которые издают обивка и панели, могут говорить и о неправильной эксплуатации (с перегрузкой, от которой повело кузов) или о неплотном прилегании панелей обивки к правленому после аварии кузову. Несмотря на широкие двери, выход и вход на заднее трехместное сиденье затруднены. Это обстоятельство, как правило, толкуется в пользу некоего имиджа молодежной спортивности, хотя во всем мире это, скорее, признак «автомобиля для домохозяек» (дешевле и безопаснее при перевозке маленьких детей — не вывалятся). Салон комплектуют гобеленовыми анатомическими сиденьями с достаточным запасом по регулировкам в трех направлениях, обивка дверей дефектами не страдает, как и прочая периферия в салоне (хотя и начинают «аккомпанировать» уже после небольшого пробега). Среди досадных мелочей встречаются такие, как отсутствие подголовников для задних сидений и пепельницы, неудобство доступа к ремням безопасности передних сидений (слишком далеко сдвинута назад стойка кузова), высокое расположение кромки багажника. Запасное колесо расположено в нише багажника. Вместимость багажника увеличивается при сложенной спинке заднего сиденья (к сожалению, она не складывается по частям и не принимает до конца горизонтальное положение, что не позволяет перевозить действительно громоздкие предметы).

Машина оснащается рядными 4-цилиндровыми бензиновыми двигателями. Первоначально базовым двигателем на ВАЗ-2108 был взят 1,3-литровый 65-сильный (ВАЗ-2108) с четырехступенчатой коробкой передач. Его отличает, при правильном и своевременном техническом обслуживании, достаточная надежность. Он способен без проблем пройти 150 тыс. км (при условии не гоночного темперамента владельца). Единственное, с чем придется мириться, так это с частой заменой масляного фильтра и необходимостью обслуживания зажигания и регулировки клапанов только на СТО. Модификация ВАЗ-21083, выпускаемая с 1987 года, оснащается карбюраторным двигателем рабочим объемом 1,5л. ВАЗ-21083i — инжекторным двигателем рабочим объемом 1.5л. Несколько позже, для экспорта в некоторые страны, начали производство модификации ВАЗ-21081 с рядным 4-цилиндровыми бензиновым 1,1-литровым 53-сильным не слишком темпераментным двигателем. В 1996 году выпуск этой модификации завершили.

В 1990 году был проведен рестайлинг передней части, в результате которого «восьмерка» приобрела иную форму крыльев и избавилась от пресловутого «клюва». На рынке версии с отдельным «клювом» в передке и «коротким крылом» (до 1991 года выпуска) уступают место моделям ВАЗ-21083 с «длинным крылом». Достаточно много предложений о продаже ВАЗ-21081 и ВАЗ-21083 с велюровым салоном и более удобной панелью «люкс» с тахометром и маршрутным компьютером (стандарт для седанов ВАЗ-21099 и версий с инжекторными двигателями), которые также устанавливают на автомобили, побывавшие в аварии (чтобы подороже спихнуть). Следует настороженно относиться к предложениям молодых автовладельцев о продаже нестандартных машин 6-7-летней давности, начиненных различными аксессуарами и «музыкой». Тем не менее за последние годы возникло множество небольших тюнинговых фирм, вовсю превращающих «восьмерку» в «почти купе». Особенно популярна замена серийных стоек на импортные газонаполненные, доработка двигателей и т.д. В свое время неудачный дизайн «клюва» вызвал к жизни целую прослойку мелких фирм и фирмочек, которые пытались выпускать различные накладные детали оформления, менявшие неудачную внешность «восьмерки».

Существует еще ряд моделей, которые по своим характеристикам не отличаются от базовых моделей, но из за разницы в расположении узлов и агрегатов получили собственные индексы. Экспортные варианты, выпускаемые для Великобритании — ВАЗ-21086, ВАЗ-21087, ВАЗ-21088. Это аналоги соответственно моделей ВАЗ-2108, ВАЗ-21081, ВАЗ-21083, но с правосторонним расположением рулевой колонки. Соответственно изменено расположение педалей управления и вакуумного усилителя тормозов. Изменен алгоритм движения дворников ветрового стекла. Они двигаются слева направо, что обусловлено ‘зеркальным’ механизмом привода дворников.

По объявлениям изредка встречаются кабриолеты западного производства с инжекторными двигателями (Natasna, Bohemia Cabrio). Иногда предлагают модели с правым рулем из Великобритании (такие машины носят заводские индексы: 21086 с двигателем 1,3 л; 21087 — 1,1 л; 21088- 1,5 л). Попадается также двухместный фургон ВАЗ-2108Ф (ВАЗ-1706) Челнок (название говорит само за себя) с высокой пластиковой крышей (общая высота 1900 мм) и грузовым отсеком объемом в 2,2 куб.м. Его грузоподъемность 450 кг, а погрузочная высота за счет оригинальной конструкции задней двери понижена до 550 мм.

Сейчас можно выбрать варианты с различными панелями приборов («высокая» или «низкая»), с системой впрыска топлива и различным доплнительным оборудованием. Последняя новинка — устанавливаемая на заводе на часть выпуска системы защиты автомобиля от угона. Этот, в целом удачный автомобиль, даже после более 15 лет выпуска остается популярным у покупателей, в основном благодаря низкой цене, хорошим ездовым свойствам и доступности ремонта.

В 1998 году на базе моделей 21083 и 21213 был разработан внедорожник ВАЗ-210834 Лада Тарзан, в 2000 году ВАЗ-210832 Спутник / Cамара.

В прессу просочилась информация, что ВАЗ собирается вернуться к производству «восьмой» модели, снятой с конвейера прошлой осенью. Как мы выяснили, такой поворот событий вероятен, но окончательного решения пока нет.

По сообщению тольяттинской газеты «Хронограф», АвтоВАЗ планирует возобновить выпуск автомобиля ВАЗ-21083. По данным издания, новые «восьмерки» должны сойти с конвейера уже в феврале. Напомним, что завод прекратил выпуск трехдверного хэтчбека еще осенью прошлого года.

Поэтому перспектива возвращения на конвейер «восьмерок» выглядит более чем странно. Тем более что по программе обновления модельного ряда завода в этом году за «восьмеркой» должно уйти все семейство «Самар» – ВАЗ-2109 и ВАЗ-21099.

Но определенная группа покупателей, которая предпочитает именно трехдверные хэтчбеки, в данный момент осталась без адекватной замены ушедшей модели. Начало производства модели Лада-2113, в этом случае, будет отложено примерно на полгода.

Освободившееся место на конвейере предназначается «Самаре-2» – моделям ВАЗ-2114 и ВАЗ-2115. Ранее «рестайлинговые» «девятки» и «девяносто девятые» выпускались в меньших объемах, из-за недостаточной мощности пластмассового производства.

Пресс-служба ВАЗа пока хранит молчание. По данным московского представительства завода, решения о том, вернется ли на конвейер «восьмерка», еще нет: ни положительного, ни отрицательного. Однако, по сведениям тольяттинского издания, на конвейере ВАЗа подготовка к очередному запуску восьмой модели идет полным ходом. «В плане текущего года заложен выпуск как минимум 10 тыс. автомобилей. Выпускать восстановленную модель будут на второй очереди конвейера. Причем в феврале должно быть собрано уже 500 штук», – пишет издание.

Но ВАЗу возвращаться к производству снятой с конвейера модели невыгодно

Во-первых, необходимо проводить подготовку и настройку самого конвейера, что требует определенных финансовых вложений. Во-вторых, детали кузова и салона ВАЗ-2108 существенно отличаются от деталей «девятого» семейства, которое ВАЗ еще выпускает, но жить ему на конвейере осталось недолго. Поэтому для пуска производства «восьмерки» нужно было бы возобновлять штамповку крыльев, дверей и салонных панелей, что, безусловно, потребовало бы от завода финансовых затрат.

Вторая причина, по которой ВАЗу невыгодно возвращать «восьмерку» на конвейер, тоже связана с финансовым фактором. По словам менеджера салона «Инком-Лада» Cергея Спасского, эта машина уже устарела и спроса на нее уже нет. «После снятия машины с конвейера мы достаточно быстро распродали все имевшиеся у нас запасы «восьмерок». Однако сейчас, собирая статистику от региональных дилеров, мы отмечаем, что покупатели уже переключились на более новые модели ВАЗа – на «Самару-2» и «десятки». На «восьмерки» уже давно нет спроса и заказов»,– отметил Спасский.

Между тем, некоторые дилеры Волжского автозавода уже успели заявить, что они приветствуют подобное решение руководства АвтоВАЗа. По их словам, спрос на «восьмерку» был не очень большим, зато стабильным.

По непроверенной информации, идею о производстве ВАЗ-2108 вынашивал серпуховской автозавод СеАЗ, занимающийся выпуском «Оки». Была даже составлена программа производства, проводилось специальное маркетинговое исследование. Но, по данным источника, там производство организовать не удастся по ряду технических и финансовых причин.

Напомним, что ВАЗ-2108 стал первым отечественным переднеприводным легковым автомобилем. Его выпуск начался в декабре 1984 года, то есть, если бы «восьмерка» продержалась на конвейере еще год, она бы отпраздновала свое 20-летие.