16 марта 2020

Автомобиль газ 69, фото, машина 69

Советский Союз никогда не славился высоким качеством дорог, да и проложены он были далеко не везде. Поэтому очень актуальными для отечественных реалий были внедорожники, над одним из которых в 1946 году начал работать сотрудник ГАЗа Григорий Вассерман. Служащие завода прозвали свое детище «тружеником», но официально оно носило имя ГАЗ-69.

Первый опытный образец «шестьдесят девятого» появился уже в 1947 году, а спустя год было собрано еще три таких автомобиля. Такое быстрое развитие проекта было обусловлено тем, что внедорожник собирался из запчастей и узлов, которые уже применялись на серийных автомобилях. Двигатель объемом 2,1 литра, например, был позаимствован у «Победы» и после небольшого усовершенстования стал выдавать 52–55 л. с. Важным новшеством стало устройство предпускового подогрева, без которого завести ГАЗ-69 зимой было бы практически невозможно. Для комфортной эксплуатации в минусовые температуры, кстати, был установлен обдув лобового стекла теплым воздухом, чтобы оно не замерзало, и отопитель салона. Трансмиссия была также позаимствована у «Победы», но имела другие передаточные числа, что положительно отразилось на проходимости новинки.

Внедорожник ГАЗ-69, 1953–1972

В сентябре 1951 года прошли первые государственные испытания автомобиля, а также появился на свет первый образец ГАЗ-69А. Обычный ГАЗ-69 имел две двери, два сиденья спереди и три скамьи в задней части кузова, на которых могли уместиться шесть человек, и предназначался прежде всего для нужд армии, в то время как ГАЗ-69А был рассчитан на пять человек и позиционировал себя как автомобиль для народного хозяйства. Кроме того, на простом «шестьдесят девятом» имелось два топливных бака объемами 47 и 28 литров, а на его пятиместном собрате с приставкой «А» — один 60-литровый. Главным преимуществом восьмиместной версии была вместимость — лавки в заднем отсеке можно было сложить, борт откинуть, и тогда в кузов с легкостью помещались крупногабаритные грузы или носилки для раненных. В армии ГАЗ-69 чаще всего использовался как командирская машина или тягач для перевозки боеприпасов и небольших артиллерийских орудий массой до 850 кг. Реже на внедорожник устанавливали радиостанции и химическое оборудование.

Главным козырем модели ГАЗ-69 в обоих вариантах кузова была потрясающая проходимость. Солидный просвет в 210 мм, полный привод и малые свесы позволяли внедорожнику играючи штурмовать 30-градусные подъемы и преодолевать водные преграды глубиной до 70 см. Подвеска, кстати, и спереди и сзади была рессорной, и из-за нее ГАЗ-69 подскакивал на каждой кочке, за что и был прозван «козликом».

Внедорожник ГАЗ-69А, 1953–1972

Практически одновременно в 1953 году стартовало серийное производство ГАЗ-69 на Горьковском и Ульяновском автомобильных заводах. Одни из первых «шестьдесят девятых» даже успели поучаствовать 7 ноября того же года в параде на Красной Площади. Поначалу УАЗ собирал внедорожник из уже готовых деталей, и только спустя три года, когда на ГАЗе «труженика» сняли с производства, освоил полностью самостоятельную постройку. На мировой авторынок ГАЗ-69 попал в 1956 году. Поставки велись в полсотни стран, а особой популярностью из-за небольшой цены и максимальной неприхотливости «козлик» пользовался в странах Африки, Азии и Латинской Америки.

Производился ГАЗ-69 до 1973 года, и за двадцать лет на обоих заводах в обеих вариациях было суммарно собрано почти 635 тысяч экземпляров.

Александр Пушко: «ГАЗ-69, 65-го года. На год младше меня. Появилась… купил у парня, вот, езжу на ней. Примерно уже 15 лет у меня.

Нужен был полный привод – вот и купил, делится историей покупки раритета житель Умбы Александр Пушко. Он всю жизнь работает водителем, ездил и ремонтировал разные машины. Младшего брата – УАЗика, даже не стал рассматривать. Гниют они сильно, да и ломаются часто, в отличие от этого раритета.

Александр Пушко: «Прост в ремонте. Как говорится, не требует ничего. Не надо, как с УАЗиком, с ним ковыряться. А возможности у него даже лучше, чем у УАЗика».

Единственный глобальный ремонт за 15 лет – этот тот, что был сделан сразу после покупки.

Александр Пушко: «Он без двигателя был. Двигатель перебрал, раздатку сделал. И рулевое. И всё, в принципе. В ремонте вообще без проблем. Снимается всё, боковины снял, крылья снял, хоть куда подлезешь. Нет проблем, чтобы где-то там не подлезть, что-то не достать. Хотя, я говорю, с ним чего ковыряться? С ним не надо ковыряться, он не ломается. Вечная машина, можно так сказать».

Двигатель у ГАЗа не родной. Новый мотор прибавил мощности суровой машине. Хотя, по современным меркам, лошадей в нём всё равно мало.

Александр Пушко: «Так-то родной вот этот, 69-й, у него 54. А это вот с жука. Ну, кто знает, в технике разбирается – Ниса такая была польская машина, раньше с поляками дружили. Внутренности русские, а вот навесное – польское. Вот это он 75, ему за глаза, потому что он лёгкий».

Весит внедорожник меньше тонны. Отсутствие множества деталей, которые есть в современных авто, а так же привычных элементов кузова делают машину лёгкой, хотя сам по себе кузов прочный.

Александр Пушко: «Самое интересное, что не гниёт. Сколько лет уже. Он и по соли же, и на Терском везде лазил. Ему до лампочки».

Машина абсолютно неприхотливая. ГАЗ-69 создавался для армейских нужд и использования в сельском хозяйстве. И никто в те годы не думал, что машину можно угнать. Замков на этой модели не предусмотрено. На всякий случай, Александр снял с дверей автомобиля ручки.

Александр Пушко: «Так а что ручки? Пацаны балуются, дети. Машина интересная, он же не закрывается. Вот почему и сняты. Чтоб не ползали лишний раз».

Но, в основном, посторонние предпочитают машиной просто любоваться. ГАЗ частенько стоит на въезде в посёлок и получает свою порцию внимания.

Александр Пушко: «Некоторые гаишники честь отдают. А так… видят же, что раритет. Приезжие, многие же ездят в посёлок, там особенно, когда у кафешки, так многие и фоткаются с ним».

Зимой раритет востребован и у местных жителей. Александр чистит с помощью машины свою территорию, помогает друзьям.

Александр Пушко: «Вот нож вешается. Вот сюда крюк одевается, сюда ставится нож. Лебёдкой поднимается. Чистим снег, чтоб лопатой не таскать его. У него хорошо получается и быстро».

Конечно, езда на дальние расстояния на такой машине – удовольствие сомнительное. Крейсерская скорость по трассе – 60-70 кмч. Можно и быстрее ехать, но тогда двигатель не доживёт до пункта Б.

Александр Пушко: «Нормально он управляется. Ну, конечно, не Мерседес, само собой, не это. Но… терпимо. Нормально, не убийственно. Комфорта тут, конечно, мало. Зато надёжности много. Чем-то надо жертвовать, можно так сказать. Он и вброд по лобовые стёкла ходит. Через речки переезжали, через ручьи, ныряет глубоко».

Комплименты в адрес своего верного коня Александр Пушко отсыпает щедро. Такая машина, несмотря на недостатки, заслуживает большой похвалы.

А еще «козликами» — такое прозвище закрепилось за автомобилями этого семейства еще начиная с модели ГАЗ-64 образца 1941-1943 гг. — за прыгучесть при движении по ухабистым дорогам и кочкам (вина жесткой подвески и короткой колесной базы), но в то же время и за способность, как ни в чем ни бывало, «скакать» по бездорожью там, где, казалось бы, совершенно невозможно проехать. Выпускались две основных модификации вездехода: двухдверный ГАЗ-69 и четырехдверный ГАЗ-69А. Последний отличался от ГАЗ-69 не только количеством дверей, но и более комфортным пятиместным кузовом. Комплектовался ГАЗ-69А единственным 55-сильным мотором.
Внутри ГАЗ-69А установлены два сиденья спереди и одно сплошное трехместное сзади. Сиденья машины имели более качественную отделку, чем у ГАЗ-69. Все четыре двери узкие, но шире чем водительская на ГАЗ-69. В армии автомобиль еще неофициально назывался «командирским», а в сельском хозяйстве — «председательским». Так же, как и на базовой модели, со стороны водителя была установлена фара-искатель, а для ночной маскировки использовался фонарь под днищем, который выполнял роль габаритного огня для едущего сзади автомобиля. Конечно, ни о каком комфорте в современном понимании не было и речи. В машине имелись электрический вентилятор салона и отопитель, однако воздух подавался только на ветровое стекло. Его движение к ногам возможно было только при движении автомобиля, через открывающийся за капотом воздухозаборник. Крыша у вездехода была брезентовая, лобовое стекло складное, можно было снять и стекла дверей. Замки дверей и багажника на автомобиле отсутствовали.
Вместе с ГАЗ-69 комплектовался ГАЗ-69А единственным двигателем типа ЗМЗ-66. Четырехцилиндровый мотор рабочим объемом 2,12 литра развивал максимальную мощность 55 лошадиных сил при 3600 об/мин. Максимальный крутящий момент достигал значения 127 Нм (при 2000 об/мин). Двигатель оснащался карбюратором К-22Д, обладал степенью сжатия 6.5 и потреблял бензин марки А-66 или А-70. Максимальная скорость машины была 90 км/ч, крейсерская — 45-50 км/ч. Расход топлива составлял 17-19 литров на 100 км. В отличие от ГАЗ-69 у ГАЗ-69А имелся только один топливный бак объемом 60 литров. Он обеспечивал запас хода до 350 км.
ГАЗ-69А имеет зависимые подвески на рессорах спереди и сзади. Оба моста ведущие, при этом привод к передним колесам отключаемый. Раздаточная коробка имеет две передачи с передаточными числами 1,15 и 2,78. Механическая коробка передач у вездехода была аналогичной КПП ГАЗ-М-20 «Победа», трехступенчатая, с синхронизаторами на II и III передачах, но, в отличие от «Победы», рукоятка переключения передач здесь находилась не на рулевой колонке, а на полу. Размеры машины были следующие: длина 3850 мм, ширина 1750 мм, высота 1850 мм. Колесная база короткая — расстояние между осями всего 2300 мм, это и было причиной характерного «козления». Высота дорожного просвета у машины измерялась 210 мм. При снаряженной массе 1525 кг автомобиль имел грузоподъемность в 650 кг.
Учитывая, что ГАЗ-69 и ГАЗ-69А изначально создавались для военных нужд, то вопросы безопасности, равно и комфорта, при разработке машины стояли далеко не на первом месте. Что было необходимо, так это чтобы автомобиль получился максимально живучим и ремонтопригодным. Простота его конструкции позволяла выполнять быстрый ремонт даже в полевых условиях, а многие запчасти и узлы были унифицированы с другими автомобилями ГАЗ. Все это позволило многим «газикам» прожить десятилетия и сохраниться до наших дней. Особенно интересны машины в первозданном виде, представляющие коллекционную ценность. На замену ГАЗ-69 и ГАЗ-69А в 1972 году пришла новая модель — УАЗ-469.

ГАЗ-69 / 69А Фото Видео Характеристики Двигатель Вес

Разработка ГАЗ-69 шла полным ходом в тот момент, когда ГАЗ начал выпуск первых опытных партий «Побед». Эти автомобили были «сырыми», построенными по обходной технологии (не на конвейере), что навлекло на завод грозу. Был смещен директор, готовилось наказание главному конструктору. Понадобилось личное вмешательство министра автомобильной промышленности, взявшего его под свою защиту, чтобы история ГАЗ-69, одной из самых удачных советских моделей, не закончилась бесславно.

ГАЗ-69 — видео езды по бездорожью

Любопытный факт: разработку внедорожников в СССР, включая самые известные — ГАЗ-67Б и УАЗ-469, — всегда заказывали военные. ГАЗ-69, исторически находящийся между этими двумя моделями, был создан по запросам народного хозяйства и имел рабочее название «Труженик».
Внедорожник ГАЗ-69 не является продуктом глубокой модернизации ГАЗ-67Б, а создан с чистого листа. Кузов, рама, мосты и раздаточная коробка спроектированы заново, а двигатель, коробка передач и многие другие агрегаты перешли на него с легковых ГАЗ-20 «Победа», ГАЗ-М12 и грузового ГАЗ-51. Большой опыт конструкторов позволил ограничиться всего 12 прототипами, создав конструкцию, практически не имеющую детских болезней и до сегодняшнего дня удивляющую инженеров всего мира продуманностью, простотой и даже некоторым остроумием.

Например, раздаточная коробка ГАЗ-69 не имеет прямой передачи. Это конструктивное решение избавило шестерни и валы трансмиссии от «паразитной» нагрузки. На испытаниях обнаружилось, что автомобиль с полной нагрузкой берет подъем 30°, а блокировка дифференциалов практически не улучшает и без того отличную проходимость. Поэтому от нее отказались, что упростило конструкцию и сделало ее более живучей. Утилитарная машина изобиловала удобными мелочами: кронштейны для лопаты, топора и носилок, отопитель салона, полость на задней двери для хранения верхних боковин дверей. Передние и задние двери были взаимозаменяемы (это решение унаследовал УАЗ-469). Ветровое стекло откидывалось вверх.

ГАЗ-69 выпускался в двух модификациях. Базовая грузопассажирская версия имела две боковые двери, два сиденья и две продольные лавки на три места каждая. Этот вариант был предназначен для перевозки полтонны груза или восьми человек. Командирский/сельскохозяйственный ГАЗ-69 А имел сзади 3-местный диван, позади которого располагался небольшой грузовой отсек, и четыре двери.

Из-за разной компоновки машины оснащались разными бензобаками: у ГАЗ-69 было два бака, а у ГАЗ-69А — один большего объема. Практически сразу машина параллельно производилась в Горьком и Ульяновске. Завод УльЗиС именно с началом производства ГАЗ-69 переименовали в УАЗ, а машину — в УАЗ-69.

Вскоре ГАЗ-69 начали экспортировать, и в последующие 15 лет автомобиль был сравним по популярности с английским Land Rover и американским послевоенным Willys KJ5. В 1957 г. машину начали делать в Румынии, где она стала родоначальником известной марки Aro, а в 1962 г. — в Северной Корее.

Как все хорошие джипы, многие ГАЗ-69 служат уже более полувека. С развалом СССР и сокращением армии их количество на дорогах даже увеличилось, поскольку появились в продаже армейские машины, годами стоявшие в консервации. Как вариант, ГАЗ-69 активно используется спортсменами в трофи-рейдах как легкая, недорогая и практически «неубиваемая» машина с внедорожными качествами, недосягаемыми для большинства современных джипов.

Технические характеристики ГАЗ-69

— Колёсная формула: 4×4
— Кузов: 2- или 4-дверный фаэтон, стальной на раме

Двигатель ГАЗ-69

Максимальная скорость ГАЗ-69

— 90 км/ч.

Коробка передач: 3-скоростная механическая с 2-ступенчатой раздаточной коробкой

Расход топлива ГАЗ-69

— 14 л. на 100 км (при смешанном цикле)

Габаритные размеры ГАЗ-69

Вес ГАЗ-69

— Снаряженная масса: 1 525 кг
— Полная масса: 2 175 кг

Грузоподъёмность ГАЗ-69

— 8 человек или 2 человека и 500 кг груза

Объём бака ГАЗ-69

— 48+27 л (ГАЗ-69А — 60 л)