17 июля 2021

Водник машина разведки, газ 3937

Содержание

Высокомобильный армейский многоцелевой полноприводный автомобиль ГАЗ-39371 «Водник» с колесной формулой 4х4 предназначен для транспортировки людей и грузов, буксирования прицепных устройств по всем видам дорог, в том числе по труднопроходимой местности. В основу многоцелевого автомобиля «Водник» была положена модульная схема построения, которая позволяет оперативно непосредственно в полевых условиях менять боевые и хозяйственные модули. Шасси автомобиля может быть использовано для монтажа стрелкового и легкого артиллерийского вооружения вплоть до установки 120-мм миномета.

Автомобиль был разработан в ОКБ ОАО «ГАЗ». При этом с 1997 года его производство осуществлялась на Арзамасском машиностроительном заводе. На этом предприятии, входящем в группу «ГАЗ», собирали и собирают знаменитый БТР-80 и различные его разновидности. Дальним прародителем «Водника» считался плавающий автомобиль, обладавший индексом НАМИ-0281. Проектирование данной машины было начато еще в СССР в 1985 году, но все же НАМИ обладал совершенно другой компоновкой.
По распространенному мнению, которое является ошибочным, автомобиль ГАЗ-39371 «Водник» (исходя из названия) считается плавающим. Однако это не так, машина не имеет средств для передвижения по воде — у нее нет гребного винта, перемалываемых траков или водомета. «Водник» в состоянии преодолевать водные преграды вброд, но только тогда, когда их максимальная глубина не превышает 1,2 метра. ГАЗ-39371 «Водник» рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от -45°С до +50°С. При относительной влажности воздуха 100% может использоваться при температуре до +25°С. Возможно использование машины при скорости ветра до 30 м/с и в горной местности на высоте до 4500 метров с возможностью преодоления перевалов высотой до 4650 метров. Боевой расчет «Водника» состоит из 11 человек: командира отделения (машины), механика-водителя и десанта в количестве 9 человек.

Автомобиль ГАЗ-39371 имеет следующую компоновку: отделение управления (три места), моторно-трансмиссионное отделение и боевое отделение. Машина была построена по модульной схеме. Сварной корпус автомобиля состоял из двух модулей — переднего и заднего, которые были съемными. По словам представителей «ГАЗа», было предусмотрено создание 26 различных сменных модулей (в том числе бронированный и хозяйственный, который можно было использовать в качестве полевого жилья), которые можно было легко менять, исходя из поставленных задач. Благодаря быстроразъемному соединению опорного фланца корпуса и заднего модуля была возможна его быстрая замена даже в обычных полевых условиях.
Передний модуль состоял из моторно-трансмиссионного отделения и отделения управления, которые были разделены между собой герметичной перегородкой. Модуль управления был трехместным, с размещением сидений командира и водителя в ряд по-автомобильному, а сиденья радиста прямо за водителем. Для посадки и высадки командир и водитель пользовались дверьми, а радист люком. Сиденье водителя имело регулировку в продольном направлении и по высоте, сиденья радиста и командира — лишь по высоте.

Основной функционал был представлен в заднем модуле, в котором находился основной полезный объем автомобиля. Его можно было использовать для транспортировки грузов и людей, а также установки различного специального оборудования, мобильных установок и систем вооружений. Как уже отмечалось выше, благодаря наличию быстросъемного соединения задний модуль можно было легко заменить. В модуле присутствовали сиденья для перевозки 8 человек, при этом конструкция позволяла установить сидения либо лицом к лицу, либо спиной к спине. В модуле имелось 6 дверей для посадки и высадки десанта (по две двери сзади, слева и справа). Все двери открывались вверх и удерживались в открытом положении при помощи газовых амортизаторов.

Для защиты экипажа машины изначально было проработано несколько вариантов бронирования. Корпус «Водника», в зависимости от решаемых задач, мог изготавливаться из броневой стали, которая гарантировала защиту экипажа автомобиля от пуль калибра 7,62 мм и осколков. При этом передний и задний модули могли выполняться как бронированными, так и небронированными. Помимо этого, для повышения уровня защиты существовала возможность монтажа на автомобиль дополнительной навесной бронезащиты. Впервые на бронемашине ГАЗ-39371 были применены неприкрытые многослойные бронированные стекла, которые не имели каких-либо дополнительных бронеограждений или бронещитков.
Вооружение боевого модуля может изменяться, исходя из назначения конкретной машины. В базовой комплектации «Водник» оснащен башенной пулеметной установкой от БТР-80 с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ. Башенная пулеметная установка оснащена дневным прицелом, а также 6 пусковыми установками для запуска дымовых гранат. В состав имеющегося на «Воднике» оборудования входило танковое переговорное устройство Р-174, кондиционер, отопитель, средства пожаротушения. Также была предусмотрена установка на борту автомобиля радиостанции Р-163-50У, навигационной аппаратуры и специального оборудования.
В середине 2007 года данные высокомобильные армейские автомобили начали поступать на вооружение российской армии (части РВСН и комендантские части) и в состав специальных подразделений МВД России. Всего было выпущено примерно 250 таких бронемашин, при этом на консервацию длительного хранения Минобороны России было заложено 50 автомобилей ГАЗ-39371 «Водник». Еще 48 автомобилей «Водник» получила армия Уругвая. Все машины были поставлены без вооружения. Уругвайские военные использовали «Водники» для перевозки личного состава и в качестве транспортных средств.

ГАЗ-39371 «Водник» изначально создавался как армейский автомобиль многоцелевого назначения, но в войсках данная машина популярности не снискала. В период с апреля по июнь 2001 года 12 автомобилей опытно-промышленной партии проходили войсковые испытания фактически в боевых условиях в Чечне. Машины использовались в составе 42-й гвардейской мотострелковой дивизии и были сведены в отдельную роту сопровождения транспорта центроподвоза.
Первое, что удивило военных в этой бронемашине — это деление на отсеки. Между отсеком десанта и управления, в котором находится командир, расположен двигатель и герметичная перегородка. Такое решение ограничивает возможности использования машины в боевых условиях. Пересесть с места командира на место стрелка или наоборот, не покидая при этом защищенного броней кузова, просто невозможно.
Помимо этого, на машину была установлена аппаратура внутренней связи Р-174, которая обеспечивает приемлемую связь при общем уровне шума до 133 дБ. Однако шум двигателя «Водника» и его ходовой части делают связь практически невозможной. Объяснялось это тем, что автомобили не оснащались глушителями, а выхлоп от двигателя был направлен вниз под корпус. В результате такого конструктивного решения громкий звук от выхлопа сначала отражался от покрытия дороги, а затем возвращался на плоское днище автомобиля, что лишь усиливало воздействие. Помимо этого, при подключении переднего моста появлялось четко слышимое в салоне жужжание.

С точки зрения противоминной защиты ходовая часть автомобиля была выполнена хорошо: использована независимая торсионная подвеска на поперечных рычагах, а сами колеса в значительной степени были «вынесены» за проекцию днища и корпуса бронемашины в целом. Такое решение значительно повышало поперечную остойчивость автомобиля. Однако наличие плоского днища существенно снижало живучесть автомобиля и десанта, так как оно целиком принимало на себя воздействие ударной волны при взрыве фугаса или мины. Фактически в этом плане ничего не изменилось с конца 1950-х годов, оставшись на уровне БРДМ-1. Этот же минус характерен и для форм корпуса «Водника». Тот же БТР-80 отличается более рациональными углами наклона брони и сложной ее схемой, чем-то напоминающей граненый бриллиант. Корпус «Водника» больше напоминает «кирпич», который мало способствует возникновению рикошетов при ведении огня по автомобилю с флангов.
Как отмечал на сайте «Отвага» Геннадий Жилин, который лично был свидетелем эксплуатации автомобилей в Чечне и общался с эксплуатировавшими ее военнослужащими, компоновка автомобиля, с точки зрения его защиты от мин и СВУ, имеет нерациональное решение. Места командира и водителя расположены над передним мостом, вся полезная нагрузка (личный состав, возможный комплекс вооружения или груз) — над задним мостом. В случае подрыва мины или фугаса под любым колесом спереди или сзади наибольшие поражения от взрывной волны получат именно люди, которые находятся внутри «Водника». Наименьшие повреждения при этом получит моторно-трансмиссионное отделение, так как большая его часть находится как раз между мостами. При этом возникает резонный вопрос, зачем будет нужен исправный двигатель, если в случае подрыва из строя будет выведен командир и водитель машины и оторвано одно из колес (практический опыт), а любое дальнейшее самостоятельное движение машины станет невозможным?
Да, выбранная компоновка технически является наиболее оптимальной. При существующих габаритных размерах машины она позволяет обеспечить наибольший объем внутреннего пространства, а также наиболее благоприятные условия для управления машиной. Однако для обеспечения наибольшей степени защищенности экипажа от подрыва мин следует обращать внимание на машины с так называемой «капотной» компоновкой. Это было доказано опытом эксплуатации различной военной техники в локальных конфликтах от Афганистана до Чечни.

Геннадий Жилин отметил, что броня «Водника» вообще не соответствовала предъявляемым боевой практикой требованиям, не обеспечивая достаточной защиты для экипажа. В 2001 году один из бронеавтомобилей при движении в составе колонны испытал на себе воздействие подрыва фугаса, который был изготовлен из артиллерийского снаряда. В то время большинство фугасов боевики устанавливали не на дороге и не в полотно дороги, а рядом с ней — для максимального поражения личного состава, который, как правило, передвигался на броне. В результате подрыва передний модуль «Водника» получил несколько пробоин, экипаж понес потери. Самым неожиданным в этой истории стало то, что при взрыве не был пробит ни один стеклопакет. По этому поводу Жилину пришлось услышать от военных буквально следующее: «Если хорошенько долбанет по этому автомобилю, то, наверно, одни стекла целыми и останутся».
То, что бронестекла подтвердили свою прочность в ходе практического использования, подтверждает и случай, когда 7,62-мм пуля, выпущенная снайпером с расстояния около 800 метров, не смогла пробить бронестекло водителя. В целом защита смотровых приборов от повреждения их от огня стрелкового оружия противника была решена достаточно оригинальным способом — путем монтажа у командира и водителя многослойных бронестекол большой площади без прикрытия, которые на практике доказали свою эффективность.
Сегодня ГАЗ-ГАЗ-39371 «Водник» — довольно редкий автомобиль, а значит, и нечастый гость фотосессий. Найти хорошие фотографии с этим автомобилем довольно сложно. Лучшие фотографии машины сделал и разместил в своем блоге Виталий Кузьмин, сфотографировавший автомобиль со всех ракурсов во время небольшой выставки техники в парке «Патриот», которая состоялась после завершения финального этапа «Танкового биатлона 2015» в августе текущего года.

Тактико-технические характеристики ГАЗ-39371 «Водник»:
Габаритные размеры: длина — 5830 мм, ширина — 2630 мм, высота — 2600 мм.
Полная масса — 7500 кг.
Полная масса буксируемого прицепа — 2500 кг.
Силовая установка — дизель ЯМЗ-534.10 мощностью 160 л.с.
Максимальная скорость по шоссе — 112 км/ч.
Контрольный расход топлива при полной массе, л/100 км — 18,5.
Запас хода по контрольному расходу топлива — 1000 км.
Наименьший радиус поворота — 10 м.
Глубина преодолеваемого брода — 1,2 м.
Максимальный преодолеваемый подъем — 30 градусов.
Пассажировместимость — 11 человек (включая водителя).
Вооружение стандартное — пулемет 14,5-мм КПВТ, пулемет 7,62-мм ПКТ, 6 ПУ для запуска дымовых гранат.
Источники информации:

БРОНЕАВТОМОБИЛЬ ГАЗ-3937 «ВОДНИК»
THE ARMOURED VEHICLE GAZ-3937 «VODNIK»

31.01.2017
В сирийский порт Тартус доставлено большое количество российских автомобилей «Водник», обеспечивающих защиту экипажа от стрелкового оружия. Как пишет иранское агентство Fars, техника вскоре будет передана подразделениям армии Сирии.
Снимки с данными автомобилями, на фоне которых стоит человек в военной форме, начали появляться в социальных сетях 28 января.
В начале января 2017-го на снимке, сделанном в Сирии, был замечен бронированный модульный автомобиль «Тайфун-К». Техника находится позади мирных жителей, которым российские военные полицейские раздают продукты и еду.
ГАЗ-3937 («Водник») предназначен для транспортировки людей и грузов в труднопроходимых районах. Рассчитан на 10-11 пассажиров. В качестве вооружения на автомобиль можно установить пулемет. Используется российскими военными и спецподразделениями МВД.
Лента.ру

ВОЙНА В СИРИИ
17.01.2018
Выпускавшиеся в Арзамасе бронеавтомобили ГАЗ-39371 «Водник» продолжают нести службу в вооруженных силах Сирии. По некоторым данным, эта техника имеется на вооружении одной из самых засекреченных структур САР – специальных сил разведки военно-воздушных сил.
Впервые о появлении «Водников» в этой «горячей точке» стало известно год назад. С тех пор эти машины довольно редко появлялись в объективах фотокамер. Что в принципе закономерно: специфика службы подразделения, где эксплуатируются данные бронеавтомобили, не подразумевает широкой огласки.
Судя по фото, машины находятся в прекрасном состоянии и готовы и дальше вносить свой вклад в борьбу с международным терроризмом.
Война в Сирии – не первое боевое применение «Водников». Ранее они испытывались на Северном Кавказе и были задействованы во время принуждения к миру Грузии в 2008 году.
При весе до семи с половиной тонн ГАЗ-39371 способен перевозить 11 человек личного состава. Турбодизель мощностью в 175 л. с. разгоняет бронемашину до 120 км/ч по шоссе. Запас хода – 1000 км.
«Водник» имеет поворотную башенную пулеметную установку. Вооружение: 14,5-мм КПВТ и 7,62-мм ПКТ.
Кроме Сирии данные бронемашины экспортировались также в Латинскую Америку. В количестве 48 штук они имеются на вооружении армии Уругвая.
Российская газета

ВОЙНА В СИРИИ

БРОНЕАВТОМОБИЛЬ ГАЗ-3937 «ВОДНИК»
ГАЗ-3937 «Водник» разработан в ОКБ ОАО «ГАЗ» изначально как армейский автомобиль многоцелевого назначения. Изготавливается на Арзамасском машиностроительном заводе с 1997 года, бронекорпуса выпускал Завод корпусов. Далеким прародителем ГАЗ-3937 «Водник» считается плавающий автомобиль под индексом НАМИ-0281, проектирование которого было начато еще в 1985-м году.
Впервые многоцелевой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-3937 (гражданский вариант) был представлен широкой публике на выставке «Средства спасения-94».
ГАЗ 39371 «Водник» предназначены для транспортировки личного состава армейских подразделений, а также создания на их базе специальных армейских автомобилей, как боевых, так и машин обслуживания. Способны быстро перемещаться по дорогам и по непроходимой местности на расстояния до 1000 км без дополнительной заправки горючим, нести вооружение от легкого стрелкового до 120-мм миномета, транспортировать экипаж в 10 человек (мотострелковое отделение). Для защиты экипажа проработано несколько вариантов бронирования автомобиля. В основу конструкции положена модульная схема построения автомобиля.
Сварной корпус имеет два съемных модуля – передний и задний. Объем, ограниченный передним модулем, включает силовое отделение и отделение управления, разделенные герметичной перегородкой. Задний модуль представляет собой полезный объем, который может быть использован для транспортировки людей и грузов, монтажа вооружения, специального оборудования и мобильных установок. Основное преимущество автомобиля заключается в том, что благодаря быстроразъемному соединению заднего модуля и опорного фланца корпуса возможна быстрая замена различных модулей на одном автомобиле даже в полевых условиях. Такая конструкция значительно увеличивает срок жизни боевой машины. На машинах семейства широко использованы отработанные узлы и агрегаты БТР-80. Ходовая часть имеет высокую надежность, обеспечивает уникальную проходимость по пересеченной местности и достаточную плавность хода. Автомобиль имеет водоизмещающий корпус, что позволяет ему преодолевать водные преграды не только вброд, но и на плаву за счет колесного движителя. Он рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от -45 до +50 0С; при относительной влажности воздуха до 98%, в условиях высокогорной местности с высотой над уровнем моря до 4500 м и с возможностью преодоления перевалов высотой до 4650 м.
Машины семейства «Водник» сочетают качества вездехода и скоростного маневренного автомобиля. Это позволяет в сжатые сроки транспортировать вооруженные формирования на большие расстояния и дает возможность с ходу включиться в боевые действия. Благодаря большой удельной мощности автомобиль может развивать максимальную скорость по шоссе от 112 до 130 км/ч в зависимости от установленного двигателя. Независимая подвеска, большой радиус колес и большой дорожный просвет обеспечивают ему способность двигаться с высокими скоростями в условиях полного бездорожья. Эти качества делают автомобиль незаменимым для подразделений быстрого реагирования, проведения разведывательно-дозорных и диверсионных операций.

Автомобиль прошел государственные приемочные испытания на базе 21 института и в разных климатических условиях. Рекомендован для поставок в вооруженные силы. ГАЗ-3937 «Водник» прошел испытания в реальных боевых условиях. Несколько машин были отправлены в Чеченскую республику для выполнения боевых задач.
В середине 2007 бронетранспортеры уже поступали на вооружение России и в состав специальных подразделений МВД РФ. Всего на 2006-2007 было произведено около 250 бронетранспортеров, на консервацию длительного хранения МО РФ заложено 50 бронетранспортеров.

В 2006 году Уругвай получил 48 бронемашин ГАЗ-39371 «Водник» в качестве частичной оплаты долга со времен СССР, сообщает источник 3 августа. Транспортные средства были распределены между бронекавалерийскими и пехотными подразделениями. Были планы закупить системы ПВО, но они не были реализованы.
Совместно с одесским АОЗТ «Полакс» АрМЗ начал выпуск штучных гражданских вариантов «ГАЗ-39371 «Водник» по индивидуальным заказам.
В российской армии испытывают бронированные тактические машины скорой помощи для эвакуации раненых с поля боя. Спецавтомобиль создан на базе колесного бронированного вездехода ГАЗ-39371 «Водник». Его сильные стороны — высокая проходимость и подвижность. Броня выдерживает попадание пуль и снарядов малого калибра, а значит, помощь придет даже под плотным огнем противника. Медицинский отсек оснащен набором диагностического и реанимационного оборудования, что позволяет стабилизировать состояние раненных до прибытия в госпиталь. По словам экспертов, бронированные реанимобили кардинально поменяют концепцию эвакуации с поля боя.

Выпускавшиеся в Арзамасе бронеавтомобили ГАЗ-39371 «Водник» продолжают нести службу в вооруженных силах Сирии. По некоторым данным, эта техника имеется на вооружении одной из самых засекреченных структур САР – специальных сил разведки военно-воздушных сил.
Впервые о появлении «Водников» в этой «горячей точке» стало известно год назад. С тех пор эти машины довольно редко появлялись в объективах фотокамер. Что в принципе закономерно: специфика службы подразделения, где эксплуатируются данные бронеавтомобили, не подразумевает широкой огласки.
Судя по фото, машины находятся в прекрасном состоянии и готовы и дальше вносить свой вклад в борьбу с международным терроризмом.
Война в Сирии – не первое боевое применение «Водников». Ранее они испытывались на Северном Кавказе и были задействованы во время принуждения к миру Грузии в 2008 году.

МОДИФИКАЦИИ
• ГАЗ-39371-К16 «Водник» – Число мест 4, полная масса 6500кг, масса буксируемого прицепа 2500кг, двигатель дизельный с турбонаддувом, максимальная мощность двигателя 185л.с., максимальная скорость 120км/ч, разгон с места до 100 км/ч – 18с., контрольный расход топлива менее 30 л/100км, запас хода при скорости 60км/ч 700км.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ВООРУЖЕНИЕ

Основное вооружение: 14,5 мм КПВТ
Дополнительное вооружение: 1х7,62 ПКТ

Долгое время этот уникальный автомобиль, созданный горьковским автозаводом по заказу военных, был засекречен. А когда гриф «совершенно секретно» разрешили снять, выяснилось, что «Водник» уже никому не нужен…

5 колесо

Долгое время этот уникальный автомобиль, созданный горьковским автозаводом по заказу военных, был засекречен. А когда гриф «совершенно секретно» разрешили снять, выяснилось, что «Водник» уже никому не нужен…

Непонятно, кому в голову пришла мысль назвать этот вездеход «Водником». Название абсолютно не стыковалось с обликом автомобиля. За загадочным именем скрывалась рабочая аббревиатура многоцелевого армейского транспортного средства ГАЗ-3937. Как бы то ни было, «Водник» представлял собой трехкомпонентную – шасси, кабина, кузов — модульную конструкцию. При таком подходе на машину можно было оперативно установить любое навесное оборудование. Грузовая платформа, пассажирский отсек, гидравлический манипулятор? Нет проблем! Извольте хоть минометную установку. Причем кузов у «Водника» был одновременно и несущим… и водоизмещающим. Иными словами этот автомобиль умел плавать. В «стандарте», за счет вращения колес, со скоростью 4 км/ч, а для более темпераментного перемещения по водной глади «Водник» мог быть оснащен водометом. Для этого и для других целей в конструкции была предусмотрена коробка отбора мощности.

Кузов ГАЗ-3937, сродни черепашьему панцирю шириной 2,6 метра и высотой 2 метра, опирался на мощные колеса от БТРа. Компоновка машины весьма необычна. Силовой агрегат – 175-сильный, 6,0-литровый турбодизель – находился справа от водителя, вместе с коробкой передач, раздаткой и коробкой отбора мощности. Водитель и пассажир располагались «по-самолетному», друг за другом. При этом пассажир находился в привилегированном положении – он мог полностью вытянуть ноги. Процесс посадки водителя сродни проникновению в знаменитый ГАЗ-66, с той лишь разницей, что «пилоту» монстра приходилось открывать не одну дверь, а два люка. Это в гражданской версии.

В армейском, бронированном варианте пассажирский вход был определен через водителя. В заднем отсеке, рассчитанном на восемь человек, было по паре люков с каждой стороны и два сзади. В жилой зоне, оборудованной четырьмя светильниками и мощным отопителем, люди располагались либо лицом к лицу, либо спиной к спине, по четыре в ряд.

Днище вездехода было сделано ровным и плоским. На дорогах с твердым покрытием, тяжелый 6,5 тонный автомобиль демонстрировал завидную резвость, разгоняясь до максимальных 120 км/ч немногим более 20 секунд. При этом запас хода составлял 1000 км. В движении сказывалось отсутствие глушителя. Но если рев двигателя можно было «понять умом», то ужасающий вой раздатки очень сильно давил на психику. Особенно в диапазоне 80-100 км/ч. Кошмарным скрежетом, так же, сопровождалась работа дифференциала повышенного трения, призванного на скользком покрытии вращать колеса синхронно. Со своим недюжинным силовым потенциалом, внушительным клиренсом 400 мм, независимой торсионной подвеской и отменной развесовкой, «Водник» был абсолютно «всеяден» на бездорожье. Главное было задать и корректировать направление. А машина упрямо продиралась к цели, несмотря на грязь, песок, воду… Разумеется, находящихся внутри основательно трясло. Но это так сказать издержки жанра. Как и органы управления вездеходом, к которым нужно было прикладывать недюжинную силу.

Впоследствии у «Водника» появилась модификация ГАЗ-39371 с трехместной кабиной, выполненной по привычной компоновке. Однако, хотя «Водник» и представлял собой транспортное средство с широкими возможностями и низкой ценой (его стоимость была немногим больше стоимости все того же ГАЗ-66 ), он оказался невостребованным ни военными, ни нефтяниками, ни геологами… А позже и вовсе сошел со сцены, уступив место более современному и прогрессивному ГАЗ – 2330 «Тигр».

ГАЗ-3937 «Водник» — российский бронеавтомобиль многоцелевого назначения. Автомобиль предназначен для транспортировки людей и грузов в труднопроходимых районах, при необходимости — с обеспечением защиты экипажа от огнестрельного оружия, а также для огневой поддержки пехотных подразделений. Боевой расчет машины состоит из 10–11 человек: командира отделения (машины), механика-водителя и десанта в количестве восьми (ГАЗ-3937) или девяти (ГАЗ-39371) человек.

История

Далеким прародителем ГАЗ-3937 «Водник» считается плавающий автомобиль под индексом НАМИ-0281, проектирование которого было начато еще в 1985-м году. Но данный автомобиль имел совершенно другую компоновку. Отсек силового агрегата располагался в задней части кузова, а грузопассажирский отсек размещался посередине. Данное решение позволяло сохранять дифферент на плаву практически независимо от перевозимого груза. Современный ГАЗ-3937 не сохранил практически ничего от своего предшественника. Сам НАМИ-0281 имеет некоторое внешнее сходство с БРДМ-1.

Конструкция

В настоящее время известны две машины этого семейства, ГАЗ-3937 и ГАЗ-39371, имеющие одинаковую компоновку: отделение управления (с двумя местами на ГАЗ-3937 и тремя — на ГАЗ-39371), боевое и моторно-трансмиссионное отделения. Конструкция ГАЗ-3937 «Водник» выполнена по модульной схеме. Сварной корпус имеет два съемных модуля — передний и задний. В переднем размещены моторно-трансмиссионное отделение и отделение управления, разделенные герметичной перегородкой. Задний модуль ГАЗ-39371 может быть использован для перевозки личного состава (бронированный или небронированный варианты), монтажа различного вооружения или специального оборудования.

Бронирование, вооружение и оборудование

По заявлениям представителей «ГАЗа», предусмотрено создание 26 сменных модулей, устанавливаемых в зависимости от характера решаемых задач. Главным преимуществом такой схемы является то, что благодаря быстроразъемному соединению заднего модуля и опорного фланца корпуса возможна быстрая смена различных модулей даже в полевых условиях. Для боевых целей имеются модули с 14,5-мм пулеметом КПВТ, с 30-мм автоматической пушкой, а также с различными ракетными зенитными и противотанковыми комплексами. Модульная конструкция, кроме того что позволяет унифицировать шасси для машин разного назначения, еще и положительно влияет на выживаемость боевых установок. В случае поражения машины с боевым модулем установка вооружения может быть оперативно переставлена на одну из машин обеспечения, построенных на шасси «Водника».

Для защиты экипажа проработано несколько вариантов бронирования. Корпус ГАЗ-3937 «Водник», в зависимости от назначения машины, изготавливается из броневой стали, обеспечивающей защиту экипажа от пуль калибра 7,62 мм и осколков. Передний и задний модули могут выполняется как бронированными, так и небронированными, в зависимости от задач, выполняемых конкретной машиной. Кроме того, для увеличения уровня защиты возможна установка на машину дополнительной бронезащиты. Вооружение боевого модуля зависит от назначения машины. В настоящее время проходят испытания машины с боевыми модулями, вооруженными двумя 7,62-мм пулеметами ПКМС, а также башенной пулеметной установкой от БТР-80 с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ. В состав устанавливаемого на машинах оборудования входят танковое переговорное устройство Р-174, отопитель, кондиционер, средства пожаротушения. Предусмотрена также установка радиостанции Р-163–50 У, навигационной аппаратуры и специального оборудования: централизованной системы пожаротушения, радиостанции, навигационной аппаратуры и другого оборудования.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Машина может оснащаться следующими дизельными двигателями: ГАЗ-562 (175 л.с.), ЯМЗ-460 (160 л. с.), HINO J07C (165 л. с.). Коробка передач пятиступенчатая с пятью передачами вперед и одной назад. ГАЗ-3937 «Водник» имеет два ведущих моста (4×4), управляемые колеса — передние. Подвеска — независимая торсионная на поперечных рычагах с гидравлическими телескопическими амортизаторами. Для повышения живучести ходовой части и улучшения проходимости имеется централизованная система регулирования давления воздуха в шинах. При полной массе 6,6-7,5 т машина способна развивать скорость до 112 км/ч по шоссе, преодолевать подъем крутизной до 30° и вертикальную стенку высотой до 0,4 м. Без предварительной подготовки она может преодолеть брод глубиной до 1,2 м. Запас хода по топливу при скорости 60 км/ч может составлять до 1000 км.

Бронетехника Российской Федерации Основные боевые танки: Т-72БА • Т-72Б2 • Т-72Б3 • Т-80БВМ • Т-90 • Т-90М • Т-14 Боевые машины огневой поддержки: Объект 199 • БМПТ-72 • Терминатор-3 Боевые машины пехоты, десанта и морпехов: БМП-3 • БМД-4 • БМД-4М • Атом • БММП • Курганец-25 • Бумеранг • Т-15 Боевые машины ПТРК: 9П157 «Хризантема-С» • 9П161 «Корнет-С» • 9П162 «Корнет-Т» • 9П163-3 «Корнет-Д» Боевые разведывательные машины: БРМ-3К • БКМ ВДВ «Выдра» Боевые машины огнемётчиков: БМО-Т • БМО-2 Бронетранспортёры: МТ-ЛБ • МТ-ЛБу • БТР-80 • БТР-82 • БТР-90 • БТР-Т • БТР-МД • ДТ-3ПБ • ДТ-10ПМ • ДТ-30ПМ • Крымск Бронированные автомобили: Урал-4320ВВ • Урал-4320-09-31 • Урал-Э4320Д-31 • Урал-Э5323Д • ГАЗ-39344 • Воин • Медведь • Урал-6320 • Тайфун • (Тайфун-Д • Тайфун-У • Урал-63099 • Тайфун-К • КАМАЗ-63969) • ГАЗ-3937 • КамАЗ-43269 • ГАЗ Тигр • Волк • Скорпион ЛТА • Булат • Горец-К • Федерал-М • Скорпион ЛША-Б • Патруль-А Самоходная артиллерийская установка: Гермес • 2С25 • 2С28 • 2С19 • 2С33 • 2С35 • 2С35-1 • 2С31 • 2С34 • 2С34-1 • 2С40 • 2С41 • 2С42 • МЗ-304 БМРА и ТЗМ: БМ-1 • БМ-2 • Торнадо-Г • Ураган-1М • Торнадо-С • ТЗМ-Т • ТЗМ-2 ЗСУ и ЗРПК: 2С38 • 2К22 Тунгуска • Панцирь-С1 • ТКБ-841 ЗРК и ЗРС: Сосна • 9К330 Тор • 9С470 • 9С18 • 9А310 • 9А39 • 9С36 • 9С457 • 9С15 • 9С19 • 9С32 • 9А82 • 9А83 • 9А84 • 9А85 Инженерные и специальные машины: ГМЗ-3 • УСМ-А1 • БМР-3 • БМР-3М • 15М107 • ИМР-3М • АЗМ • АДЗМ • МИМ-А • МТУ-90 • РХМ-4 • РХМ-5 • РХМ-6 • РХМ-7 • ГТММ • БММ-80 • БММ «Сухожилие» • БММ-Д • БММ-К • БРЭМ-1М • БРЭМ-80У • БРЭМ-Л • БРЭМ-К • РМ-Г • БРЭМ Т-16 • БТЗ-3 • ЛКМ-1 • ЛКМ-3 • П-256Г • РПМ-2 • СПМ • ПТС-4 • МТ-СМ Машины разведки и управления: Р-149БМР • ППРУ-1 • ПУ-12М6 • 9С737 • 9С737М • Палантин-П • 1В126 • 1В127 • 1В152 • 1В198 • 1РЛ232 • 1Л219 • СПР-2 Самоходные лазерные комплексы: СЛК Пересвет