27 августа 2023

Паз 3203 технические характеристики, газ 3203

Содержание

ПАЗ-3203 Городской автобус

Большинство жителей в каждом городе в основном пользуются общественным транспортом. Поток пассажиров растет с каждым днем, в связи с этим увеличивается и количество транспорта. Поэтому популярностью все больше пользуются автобусы малого класса. ПАЗ-3203 относятся к автобусам данного класса. Значимая доля по производству автобусов малого класса принадлежит Павловскому автобусному заводу, который не имеет конкурентов в своем ценовом диапазоне. Маневренность автобусов ПАЗ-3203 позволяют наладить систематическую перевозку небольших групп пассажиров, даже на загруженных трассах.

Автобусы Павловского завода широко известны в России и за ее пределами. Модель ПАЗ-3203 также принадлежит производству Павловского автобусного завода. Они достаточно надежны, просты в эксплуатации. Автобусы ПАЗ-3203 уверенно чувствуют себя на дорогах и в сложных дорожных ситуациях, в различных климатических условиях. Производители ПАЗ с выпуском каждой модели стремятся к улучшенному техническому оснащению, поэтому постоянно изменяются и совершенствуются, Павловский автобусный завод имеет сертификат соответствия в отношении разработки, производства, гарантийного и сервисного обслуживания автобусов. Все это способствует повышению качества выпускаемой продукции и делает модели автобусов конкурентоспособными.

За участие в престижных конкурсах и выставках «Павловский автобусный завод» и автобусы, производимые этим предприятием, награждены различными званиями и премиями, в их числе и ПАЗ-3203:

  • орденом Трудового Красного Знамени;
  • премией «Знак почета»;
  • призом на международном конкурсе автобусов в Ницце.
  • лучший городской автобус — ПАЗ-3203;
  • лучший отечественный автобус 2001 г;
  • самый перспективный автобус на конкурсе «Автосалон 99»;
  • получил специальный приз журнала » За рулем».

Модернизация базовой модели и расширение модельного ряда ведется в соответствии с требованиями и предпочтениями клиентов. ПАЗ-3203 является усовершенствованной моделью автобуса ПАЗ-3205.Он короче, его длина составляет 6960 мм, что делает его более привлекательным для городов с большим потоком движения. В моделях ПАЗ-3203 производителям удалось избавиться от кожуха двигателя в салоне автобуса, что увеличило его пассажировместимость на 2 посадочных места. Для удобства посадки и высадки пассажиров в автобусах ПАЗ-3203 было уменьшено количество ступенек.

ПАЗ-3203 — городской автобус малого класса, удобен для служебного использования и для корпоративных поездок, может также использоваться и на пригородных маршрутах. Автобусы отвечают общепринятым экологическим нормам EURO-3, за счет этого его можно эксплуатировать во всех регионах России. Данная модель актуальна как для крупных городов, так и для районных центров. Эти автобусы способны перевозить большее число пассажиров по сравнению с аналогами, чем завоевали свою популярность. Эти модели в отличие от других, ранее выпускаемых моделей, имеют усовершенствованный дизайн, улучшенную планировку пассажирского салона, повышенный уровень комфорта и безопасности. Опытные водители, осуществляющие пассажирские перевозки, предпочитают использовать данную модель автобуса в качестве маршрутного такси.

Преимущества для пассажиров автобусов ПАЗ-3203

Автобус ПАЗ-3203 компактный снаружи и вместительный внутри. Комфортный салон имеет общую вместимость 37 человек, из них 23 посадочных места, оборудованных удобными сиденьями со спинками. Обивка сидений из искусственной кожи. Сиденья в салоне ПАЗ-3203 достаточно удобные, спаренные, установлены на небольших подиумах. Спинки кресел снабжены пластиковыми подложками, которые обеспечивают удобный захват для пассажира, встающего с сиденья. Для стоящих пассажиров предусмотрены специальные удобные поручни. Большое количество окон в салоне автобусов ПАЗ-3203 позволит пассажирам насладиться красотой окружающей природы.

В салоне ПАЗ-3203 предусмотрены системы вентиляции и отопления. Вентиляция в автобусах данной модели естественная — через форточки и люки, которые плотно закрываются и не пропускают воду во время дождя. Система отопления в автобусах ПАЗ-3203 функционирует с помощью подогревателя Webasto DBW 300 — 4 нагревателя в салоне и 1 в кабине водителя.

Автобусы ПАЗ-3203 имеют одну автоматическую цельную дверь, расположенную в середине правого борта автобуса. Ширина двери 680 мм. Пневматический привод дверей в моделях ПАЗ-3203 обеспечивает их плавное и бесшумное открывание. Сзади кузова имеется дополнительная аварийная дверь с ручным управлением. Над основной дверью расположены две кнопки, одна из них для подачи сигнала о выходе пассажира, другая для открывания аварийной двери. Есть еще одна специальная дверь для водителя, она расположена с левой стороны кабины.

Преимущества для водителей автобусов ПАЗ-3203

Тип кузова модели ПАЗ-3203 несущий вагонной компоновки, оцинкованный, содержит модернизированные пластиковые и алюминиевые детали. Вагонная компоновка кузова автобуса ПАЗ-3203 позволяет максимально эффективно использовать полезную площадь салона, что отражается на вместимости салонов. Все швы в кузове ПАЗ-3203 хорошо проварены, обработаны грунтовкой и окрашены. Окрашен кузов данной модели по новейшей несмываемой технологии, предотвращающей появление коррозии, за счет этого увеличивается срок эксплуатации кузова до 8-10 лет. Также в этих моделях использованы более качественные и износостойкие материалы:

  • створки дверей из оцинкованной стали;
  • пластиковые панели боковин;
  • защитные профили стекол пассажирских дверей;
  • дополнительная изоляция электропроводки.

Кабина водителя ПАЗ-3203 не отгорожена от салона перегородкой. Производители убрали кожух двигателя «тумбу» в передней части салона, в связи с этим места в салоне стало значительно больше. Водительское сиденье регулируется в горизонтальной плоскости и по углу наклона спинки. В моделях ПАЗ-3203 установлено венгерское рулевое управление Csepel CSA- 300.32. с гидроусилителем, что поможет водителю быстро среагировать на ситуацию на дороге, даже при максимальной скорости движения автобуса. Переключатель поворотов и света фар в ПАЗ-3203 расположен на рулевой колонке. Наружные зеркала заднего вида имеет электрообогрев.

Автобусы ПАЗ-3203 могут работать как на газе, так и на бензине. В данных автобусах двигатель карбюраторный ЗМЗ -5234.10, предназначенный для работы на сжиженном газе Пропан — Бутан. Расположен спереди, продольно. Любой из двигателей, который может быть установлен на автобус, имеет свои преимущества и соответствует нормам экологической безопасности Euro-3.Различный вид силового агрегата позволит использовать транспортное средство в соответствии с вашими возможностями. Топливный бак вмещает либо 105л. бензина, либо 115 сжиженного газа. Запас мощности ПАЗ-3203 оптимален при любых параметрах, что позволяет быстро набирать и развивать максимальную скорость. Автобус оснащен четырехступенчатой коробкой передач ГАЗ -3307. На ПАЗ-3203 установлены ведущие мосты Raba-360.80 и рулевые механизмы CSA — 300.92.

Безопасность ПАЗ-3203 обеспечивает грамотно выполненная тормозная система. Модель ПАЗ-3203 имеет 3 тормозных системы — рабочую, стояночную и запасную:

  • Рабочая тормозная система в ПАЗ-3203 — пневматическая, двухконтурная, с разделением на контуры по осям с барабанными тормозными механизмами. Данная система в моделях ПАЗ-3203 оснащена АВС.
  • Запасная тормозная система ПАЗ-3203 работает при помощи привода от пружинных энергоаккумуляторов к тормозным механизмам задних колес.
  • Стояночная тормозная система ПАЗ-3203 представляет собой привод барабанного типа.

Дополнительно в ПАЗ-3203 можно установить кондиционер, который позволит пассажирам чувствовать себя комфортно в летнее время года. Можно оборудовать салон — аудио и видеосистемами. По желанию можно укомплектовать автобус дизельным двигателем. Купить ПАЗ-3203 — значит приобрести возможность выбора необходимого дополнительного оснащения автобуса, чтобы обеспечить необходимый комфорт пассажирам.

Продажа ПАЗ-3203 будет осуществлена на выгодных для вас условиях с учетом всех требований, предъявляемых к пассажирскому транспорту. ПАЗ-3203 гарантирует экологичность и экономичность пассажирских перевозок, как в условиях города, так и на пригородных маршрутах.

Григоренко Анна
Отдел копирайтинга ООО «МосФинанс»

Третья жизнь ПАЗа Андрей Филиппов, фото автора и Максима Шелепенкова

Производитель:

ООО «ПАЗ» (г. Павлово-на-Оке)

Модель:

ПАЗ-320402, ПАЗ-320412 и ПАЗ-320302

Начало продаж:

2012 г.

Сейчас из ворот Павловского автобусного завода выезжают автобусы двух семейств. Первое, как вы уже поняли, – это нестареющий 3205 и его бесчисленные модификации. Судя по тому, что мы видели на заводе и по разговорам с конструкторами ПАЗа, этот долгожитель не только не собирается на покой, но и получит вторую молодость. Впрочем, об этом в другой раз. Сегодня хочется поговорить об автобусах ПАЗ-3204, тем более что семейство наконец-то обрело индивидуальное имя…

Небольшой рестайлинг выпускаемого нынче ПАЗ-3204, возможно, кому-то покажется блажью. Ну подтянули немного «мордашку», да, изменили форму задних фонарей – стоило ли из-за этого огород городить? Для ответа на этот вопрос нужно подняться в салон – главные изменения скрываются именно здесь.

Перед вами совершенно новое оформление кабины. Панель приборов и общий интерьер изменились настолько, что, если абстрагироваться от внешней оболочки, узнать прежний ПАЗ будет сложновато. На панели приборов под единой пластиковой оболочкой сгруппированы тахометр, спидометр, манометры двух воздушных контуров, датчики бензобака и температуры ОЖ. Центральная консоль теперь развернута к водителю, и на ней вертикально сгруппированы кнопки управления. Тут же и монитор, который в будущем возьмёт на себя роль телевизора, бортового компьютера и GPS-навигатора. Покатый капот облегчает проход на место водителя из салона, в перегородке между кабиной и салоном упрятан коммутационный блок.

Не пустует и потолок – в его выступ в передней части салона вмонтирован монитор с бегущей строкой информации. Там же, на левом скосе, разместился пульт управления информатором.

В салоне пригородно-городской версии изменений заметно меньше. Немного иные поручни, другие печки и… собственно, всё. Ах да – отдельного упоминания заслуживает система освещения. Описать сложно, но работает и выглядит замечательно.

На тестируемом ПАЗ-320402 установлен двигатель ЯМЗ. Похоже, проект ярославских мотористов запуска в серию двигателя, достигающего Euro 4 без мочевины, все же удался, что не может не радовать.

Направление

Междугородная версия ПАЗ-320412, несущая на своих бортах имя «Вектор», по нововведениям идентична описанному ПАЗ-320402. Однако, как и подобает флагману линейки, отличия всё же имеются.

Основное – это, конечно, салон. Комфортабельные кресла с откидной спинкой оснащены двухточечными ремнями безопасности. Все они стоят просто на полу, без каких-либо подиумов, тем самым облегчая процесс перемещения по салону. Отсутствие индивидуальных блоков освещения компенсируется довольно ярким общим светом, размещённым в багажных полках, а днём дополнительный свет проникает сквозь прозрачные аварийные люки в крыше автобуса. Вместо персональных воздуховодов в центре салона установлен кондиционер. Грамотное размещение позволяет распределять воздух по салону, не допуская ледяные струи к головам пассажиров. Пульт управления климатической установкой прекрасно уместился над головой водителя. Само собой автобус, рассчитанный на междугородные перевозки, оснащён видеосистемой в потолочном выступе над ветровым стеклом и багажным отсеком. Последний сделан именно таким, чтобы в случае необходимости забросить в него пару габаритных сумок, но при этом он не отнимает пространство у салона.

Ну и конечно же двигатель Cummins. Пока это самая востребованная марка моторов в среде российских (и не только) производителей автобусов. Думаю, выбор данной силовой установки для междугородной машины был сделан неслучайно. На дальних маршрутах профессионалы всегда ценили надёжность выше сиюминутной выгоды.

Бензогаз

Рассказ об этом автобусе завис на долгих два года. Тогда автобус с коротким свесом именовался ПАЗ-320408 (по VIN коду ПАЗ-31032H), и его судьба была под большим вопросом – даже павловчане не могли сказать толком, встанет ли эта версия на поток или останется в единственном экземпляре. Жизнь всё расставила по своим местам.

Знакомьтесь – ПАЗ-320302. Выпущено уже несколько десятков подобных машин. Основная причина появления укороченной версии кроется, как ни странно, под капотом автобуса. Ведь именно там находится архаичный маломощный бензиновый двигатель ЗМЗ. Казалось бы, зачем, но… спрос рождает предложение. Как это ни парадоксально, но некоторые транспортники заказывают именно такие машины. В основном это те, кто прежде работал с бензиновыми ПАЗ-3205. Интересно отметить, что по желанию заказчика уже с завода автобусы сходят с кузовом, подготовленным под установку газового оборудования работающего как на сжиженном газе (пропан-бутан), так и на сжатом (метан). А в целом ПАЗ-3203 с бензиновым двигателем завод позиционирует как автобус для регионов с низким дос­татком и низкой стоимостью проезда.

На фоне рестайлинговых машин и салон, и внутреннее убранство кабины выглядят устаревшими. Но стоит ненадолго заглянуть в ПАЗ-3205, и вы опять чувствуете себя в современном, красивом автобусе. Все познаётся в сравнении, и пока оно явно в пользу семейства ПАЗ-3204, пусть даже и в дорестайлинговом виде.

Новый руль

С точки зрения водителя ПАЗ-320402 изменился не сильно. Да и с чего бы, если в декабре 2009 г. мы уже тестировали аналогичную машину с двигателем ЯМЗ. По ходовым ощущениям впечатления такие же, что и два года назад. Все нормально: вибрации и шум в разумных пределах, управляемость тоже, да и маневренность ни капельки не изменилась.

А вот психологическая составляющая другая. В кабине стало комфортнее. Считывать показания приборов с новой панели теперь проще. К тому же и работать с кнопками удобнее. Сейчас они не растекаются по горизонтали, а повернуты к водителю. Еще бы звук, сопровождающий включение поворотников, сделать менее выраженным, было бы совсем здорово. Положительно оцениваю и перенос рукоятки ручного тормоза за рычаг переключения КП – теперь снятие с «ручника» и включение передачи осуществляется как бы одним движением. Очень удобно. Приятнее стал и сам набалдашник рычага КП, он удобно ложится в ладонь, а не втыкается в нее.

Жаль только, что изменение обводов капота и передней панели получилось двояким. С одной стороны, интерьер стал современнее, а с другой – с поверхности исчезли все выемки и углубления. Куда теперь положить мелочь, установить кассовый аппарат и просто положить шапку? Этот вопрос пока остался без ответа. Впрочем, положительного в новом дизайне гораздо больше, чем спорных моментов.

А вот ощущения от дорестайлингового короткобазного ПАЗ-320302 уже менее приятные. Из-за меньшей длины автобус стал более вёртким и склонным к изменениям траектории. Но, согласитесь, если водитель «с головой», он просто не будет создавать пограничных ситуаций.

Произошли изменения и в начинке бензиновой машинки. Наконец-то ушла в прошлое несинхронизированная 4-ступенчатая КП, общение с которой было как «привет из 70-х», причём не самый приятный. С июня 2011 года на ПАЗ-320302-08 устанавливают синхронизированную 5-ступенчатую КП ГАЗ-3307-1700010-20. Теперь содержание гораздо больше соответствует приятной обложке.

Впрочем, даже сейчас нельзя сказать, что работа над обновленным семейством уже закончена – ничуть не бывало. При имитации проведения планового и внепланового ТО был отмечен факт труднодоступности запасного колеса на ПАЗ-320402: оно закреплено по центру оси в заднем свесе, и, чтобы спустить его, водителю придется лезть под автобус. А ведь избежать этой неприятной процедуры довольно просто – стоит лишь проделать отверстие под вороток в заднем бампере, а еще лучше просто сместить колесо к левому борту, на место нынешнего отсека с автономным отопителем. Тем более что места для переноса последнего предостаточно. Это позволит, во-первых, улучшить развесовку груженого автобуса, компенсация веса толпящихся на подножке у дверей пассажиров лишней точно не будет, а во-вторых, упростит задачу замены спущенного колеса. Ведь перенесли же на ПАЗ-320412 «Вектор» «запаску» из заднего свеса к правому борту перед задним мостом – и удобно, и безопасно.

Неоправданно сложной является замена лампочек в передних фарах – без гаечных ключей там, похоже, не обойтись. Да и над креплением генератора на двигателе ЯМЗ стоит задуматься – его нынешнее размещение просто неприемлемо. Однако стоит отметить, что с доступом к навесному оборудованию Cummins вопросов нет. Так что работа ведется, и это главное.

Семейный подряд

Можно с чистой совестью констатировать, что линейка ПАЗ-3204 теперь полностью соответствует термину «семейство». В гамме есть автобусы для городских, пригородных и междугородных маршрутов. Как видим, даже «MAXIмаршрутка» есть в виде ПАЗ-3203.

Машины различаются не только длиной и колесной базой. Даже планировка салона у них возможна иная. Три типа двигателей, четыре вида топлива и возможность выбора КП. Даже количество листов в рессорах у них разное. Больше всего досталось 320402 – их у него на заднем мосту аж 13 штук. Междугородно-туристский 320412 из-за наличия пневмобаллонов получил 11 листов, хотя разрешённая полная масса у него на 1,5 т выше. А «малышу» 320302 их досталось только 9. Мелочь, конечно, но именно из таких мелочей и складывается серьёзный подход к проектированию техники.

Таким образом, сейчас семейство перекрывает обширный сегмент рынка, предлагая покупателям довольно современную и недорогую продукцию. К тому же благодаря огромной доле унификации руководство АТП может позволить себе содержать парк из разных по назначению, но одинаковых по сути автобусов, тем самым не только снижая расходы на закупку запасных частей, но и позволяя не распылять силы слесарей на изучение особенностей матчасти и «врождённых болячек» различной техники.

Напоследок хотелось бы отметить, что сейчас решается вопрос: присвоить имя «Вектор» всему семейству или только туристской версии ПАЗ-320412. Так что вполне возможно, что каждая модель в «пазовской» линейке вскоре сможет похвастаться собственным звучным именем.

Автомобиль на тест предоставлен компанией «Русские Автобусы – Группа ГАЗ»

Технические характеристики автобусов ПАЗ-320402-40, ПАЗ-320412 и ПАЗ-320302 Модель ПАЗ-320402-40 ПАЗ-320412 ПАЗ-320302 Полная масса, кг 10 000 11 500 9000 Снаряженная масса, кг 5485 6280 5450 Пассажировместимость общая/ сидящих, чел. 43/ 25 30/ 30 39/ 21 Вместимость багажного отсека, м3 – 1,5 – Допустимая нагрузка на 1-/ 2-ю оси, кг 3500/ 6500 4100/ 7400 3500/ 5500 Двигатель:

  • рабочий объём, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н.м

ЯМЗ-5342
турбодизель, I-4, Euro 4
4430
150 при 2300 мин-1
583 при 1300–1600 мин-1 Cummins ISF3,8s3168, турбодизель, I-4, Euro 4
3760
168 при 2600 мин-1
592 при 1300–1700 мин-1 ЗМЗ-5234.10,
газ–бензин
4670
130 при 3200 мин-1
314 при 2250 мин-1 Коробка передач:

  • количество ступеней вперед/ назад

ZF-S5-42 механическая
5/ 1 ГАЗ-3307 механическая
5/ 1 Подвеска Зависимая рессорная Пневморессорная Зависимая рессорная Тормозная система Пневматическая, двухконтурная с АBS Барабанные тормоза с пневмоприводом и АBS Колесная формула 4х2 4х2 Минимальный радиус поворота, м 8,9 11 8,1 Вместимость топливного бака, л

  • при работе на метане
  • при работе на пропан-бутане

140

– 105
420
190