Газ 21 22 23

История этого легендарного автомобиля началась еще с 1953 года, когда талантливый (и в то время главный) конструктор завода по производству автомобилей имени Молотова, Андрей Александрович Липгарт, принялся за чертеж очередной «бомбы» для СССР-ких автолюбителей. Являясь создателем Победы М-20 и проходя долговременную стажировку в Америке на заводе Ford, он понимал, что даже его «Победа» (которая являлась одним из лучших автомобилей того времени на территории СССР) требует значительной модернизации.

Полномасштабные гипсовые макеты М-21 «Родина»(«Волга») и М-21 «Звезда»

И вот, уже к 1953 году, Липгарт взял в руки ватман, и начал проработку совершенно новой модели, под названием «М-21». Много источников говорят, что ГАЗ 21 является некой копией Форда. Но так ли это? Липгарт, который брал активное участие в разработке и модернизации этих автомобилей, лишь перенимал тот бесценный опыт, который ему дали американские инженеры, и воплотил их в свой уникальный агрегат, который уже столько лет живет под именем «Волга».

Рождение новой «Звезды»

В конце 1953 года конструктором новой модели был назначен Александр Михайлович Невзоров, а дизайн доверили Льву Еремееву. С самого начала и до конца разработки автомобиля ГАЗ 21, активно брались во внимание многие образцы новейших американских автомобилей (Plymouth Savoy, Ford Mainline и Chevrolet Styline Deluxe) и некоторые их детали действительно чувствуются, как в дизайне, так и в самой конструкции «Волги». Прошло всего 2 года c момента начала проектирования, и к государственному испытанию были готовы уже 3 образца. Обновленный ГАЗ имел мощность 70 лошадиных сил, также каждый образец был оборудован верхнеклапанным двигателем. Но этот тип двигателя имел полусферическую камеру сгорания и являлся лишь экспериментальным, поэтому потерпел много провалов и, в конце концов, для серьезного производства не был утвержден. Один вариант Волги имел механическую коробку передач, а два остальных – автоматическую (которая в то время стала настоящей сенсацией для граждан советского союза). Эти автоматические коробки передач были трехступенчатые , а главная передача имела конусную форму (лишь несколько лет спустя она стала выпускаться гипоидной).

Также, первый ГАЗ-21 имел независимую переднюю подвеску с гидравлическими амортизаторами; заднюю независимую подвеску на рессорах; большой радиатор с 10-ю отверстиями; задние фонари, состоящие из габаритных огней, рассеивателей, тормозных и поворотных фар; а также – фонарь заднего вида. Салон оснастили радиоприемником, работающим в трех диапазонах, а на капоте появился фирменный логотип – фигурка оленя. Испытательным путем был маршрут «Москва-Крым» (туда и обратно). Как показали результаты, что механическая, что автоматическая коробки передач справляются с трудностями на дороге (горы, песок, неровности. камни и т.д.) одинаково. И как результат, в 1957 году, в продажу поступили уже первые «Волги». Но в связи с плохой экономической ситуацией СССР, а также — отсутствием качественных автомобильных масел и высококвалифицированных сервисных центров, ГАЗ 21 с автоматической коробкой передач был ограничен лишь 700 экземплярами, акцент делался именно на механическую КП. Общее количество всех выпущенных экземпляров за последующие 2 года составила более 30 тыс., цена которых была 17500 рублей.

«Танк на колесах» мирового масштаба

В 1958 году «Волга» обрела буквально «вторую жизнь». Модернизация модели значительно коснулась ее внешнего вида: изменились указатели поворотов, бампер обрел другую, более утонченную, форму, а радиатор теперь имел 16 вертикальных отверстий, вместо «Звезды” (за что вскоре «Волгу» станут называть «акулья пасть»). Салон автомобиля стал более комфортным, в некоторых модификациях появилась отделка из кож.зама, а также – шерстяные чехлы на сиденья и задний диван. Этот год считается знаменательным для «Волги» еще и тем, что она была представлена на международной автомобильной выставке и удостоилась награды «Гран-При». После этого на советском заводе начали выпускать сразу 4 модификации: обычный седан, «лимитку», такси и экспортный вариант. Спрос был огромный и в Европе, и за ее пределами. Как только не называли этот автомобиль: и «танк на колесах», и «рабочая лошадь», и «танк во фраке». В любом случае, это означало лишь одно – это один из самых ярких представителей автомобильной индустрии ХХ столетия, который мгновенно покорил сердца миллионов.

Не странно, что ближе к 1962 году, наша «Волга» обрела статус «лучший автомобиль 60-х».

А посодействовало этому не только ее большая популярность, но и очередные внешние изменения. Избавившись от острых форм, внешний вид «Волги» стал более элегантным и современным, появилась новая решётка радиатора, прозванная «китовый ус», состоявшая из 37-ми вертикальных стоек, а задний фонарь, освещающий номерной знак, имел форму летящей чайки.

Кстати, в этом же году, по спецзаданию, был разработан ГАЗ-23.

Это была полностью секретная модификация автомобиля с 160-сильный мотором V 8 «Чайка», гидроусилителем руля и автоматической КП. Почти за 7 лет выпустили лишь 603 экземпляра, и то, не для общественного использования, а только для спецслужб.

В 1965 году «Волга» стала звездой телеэкранов. Именно фильм Рязанова «Берегись автомобиля», главную роль которого исполнял Иннокентий Смоктуновский, сделал ГАЗ-21 настоящей легендой. В этом же году, инженеры завода имени Молотова прибегнули к очередной (и как оказалось — последней) модернизации «Волги». Передние колеса автомобиля оснастили роликовыми подшипниками, , установили усовершенствованные стеклоочистители и более эффективный внутренний отопитель, а также – заметно усилили лонжероны. Известно, что был даже разработан целый проект по полному рестайлингу ГАЗ-21 четвертого поколения, которому, к сожалению, не судилось воплотиться в жизнь. Ведь уже летом 1970 года был прекращен выпуск всех модификаций, а 5 июля «Волга ГАЗ-21УС» (номерной кузов – 334312) последней сошла с конвейера и до сих пор занимает почетное место в музее всемирно известного завода имени Молотова. Но, не смотря ни на что, «Волги» даже в наше время имеют большую ценность и пользуются спросом. Их любят и современные водители, и ценители неумирающей классики.

Основные модификации базового седана

ГАЗ-М-21 — седан модели 1957 года с АКПП;

Селектор переключения передач АКПП.

ГАЗ-М-21А — 1957—1958, такси модели 1957;

ГАЗ-М-21АЮ — 1958—1959, тропический вариант такси модели 1957 года;

ГАЗ-М-21А — 1959—1962, такси модели 1959 года;

ГАЗ-М-21АЮ — 1959—1962, тропический вариант такси модели 1959 года;

ГАЗ-М-21Б — 1957, такси модели 1957 года нижнеклапанным двигателем;

ГАЗ-М-21В — 1957—1958, базовый седан модели 1957 года;

ГАЗ-М-21ВЮ — 1957—1958, тропический вариант модели 1957 года;

ГАЗ-М-21Г — 1956—1957, базовый седан модели 1957 года с нижнеклапанным двигателем;

ГАЗ-М-21ГЮ — 1956—1957, тропический вариант модели 1957 года с нижнеклапанным двигателем;

ГАЗ-М-21Д — 1957—1958, экспортный вариант модели 1957 года;

ГАЗ-М-21ДЮ — 1957—1958, тропический экспортный вариант модели 1957 года;

ГАЗ-М-21Е — экспортный вариант модели 1957 года с АКПП;

ГАЗ-М-21ЕЮ — тропический экспортный вариант модели 1957 года с АКПП;

ГАЗ-М-21И — 1958—1962, базовый седан модели 1958 года;

ГАЗ-М-21К — 1959—1962, экспортный вариант модели 1958 года;

ГАЗ-М-21КБ — 1960—1962, машинокомплект для Бельгии модели 1958 года;

ГАЗ-М-21КЮ — 1959—1962, тропический экспортный вариант модели 1958 года;

ГАЗ-М-21Л — 1962—1964, базовые седан модели 1962 года;

ГАЗ-М-21М — 1962—1964, экспортный вариант модели 1962 года;

ГАЗ-М-21МЮ — 1962—1964, тропический экспортный вариант модели 1962 года;

ГАЗ-21Н — 1964 — экспортный вариант модели 1962 года с правым рулём;

ГАЗ-21НЮ — 1964 — тропический экспортный вариант модели 1962 года с правым рулём;

ГАЗ-21П — экспортный вариант модели 1965 года с правым рулём;

ГАЗ-21ПЕ — экспортный вариант модели 1965 года с правым рулём и АКПП;

ГАЗ-21Р — 1965—1970, базовый седан модели 1965 года;

Газ 21Р -милиция.

ГАЗ-21С — 1965—1970, экспортный вариант модели 1965 года;

ГАЗ-21Т — 1962—1964, такси модели 1962 года;

ГАЗ-21ТС — 1965—1970, такси модели 1965 года;

ГАЗ-21У — около 1959—1964, модификация с улучшенным оформлением моделей 1959 и 1962 годов;

ГАЗ-21УС — 1965—1970, модификация с улучшенным оформлением модели 1965 года;

ГАЗ-21Ф — опытная с форкамерным двигателем;

ГАЗ-21Э — 1965—1970, седан модели 1965 года с экранированным электрооборудованием.

ГАЗ-22А-1958, Эксперементальный фургон

ГАЗ-22-1962-64, Универсал. Базовая модель 75 л.с.

ГАЗ-22Б -1962-64 Карета скорой помощи 75 л.с.

ГАЗ-22БК-1962-64 Форсированный до 85 л.с. вариант 22Б

ГАЗ-22БКЮ-1962-64 Тропический вариант 22БК

ГАЗ-22БМ-1962-64 Экспортный вариант 22Б (БК)

ГАЗ-22БМЮ Тропический вариант 22БМ

ГАЗ-22В -1965-70 Базовая модель

ГАЗ-22Г -1962-65 Экспортный вариант 22. 75 л.с.

ГАЗ-22Д -1965-70 Карета скорой помощи

ГАЗ-22Е-1965-70 Экспортный вариант 22В 75 л.с.

ГАЗ-22ЕЮ -Тропический вариант 22Е

ГАЗ-22К -1962-64 Форсированный до 85 л.с. вариант экспортного 22КЭ

ГАЗ-22В -23 -1962-70 Спецавтомобиль с двигателем V8 и автоматической КП

  • фото И.Падерин «ГАЗ 1932-1982 Русские машины»

ГАЗ-23 — базовая модель;

ГАЗ-23А — с механической коробкой передач (опытная);

ГАЗ-23А1 — со спецоборудованием;

ГАЗ-23Б — с улучшенной отделкой;

Модель Окантовка дверей/окон Мощность двигателя Объем двигателя КПП Тип Примечания
Первая серия (1956-1958 гг)
ГАЗ-М-21 Нет/нет 65 л.с 2.42 л 3-ступ. АКПП Базовая
  • Задний мост с неразрезным картером
  • Коническая КП
  • Логотип со «звездой»
  • Водостоки на крыше кузова
ГАЗ-21В Нет/нет 70 л.с. 2.42 л 3-ступ. мех Базовая
ГАЗ-21Е Да/да 80 л.с. 2.42 л 3-ступ. АКПП Экспорт
Вторая серия (1958-1962 гг)
ГАЗ-21И Нет/нет 70 л.с 2.42 л 3-ступ. мех Базовая
  • Увеличены колесные арки
  • Радиатор с 16-ю отверстиями
  • Катафоты в стёклах задних фонарей
  • Омыватель лобового стекла
  • Установка усилителей кузова
  • Укорочены водостоки
  • Хромированные вставки
ГАЗ-21У Да/да 80 л.с. 2.42 л 3-ступ. АКПП Улучш.
Третья серия (1962-1970 гг)
ГАЗ-21Л Нет/нет 75 л.с 2.42 л 3-ступ. мех Базовая
  • Радиатор имеет 37 вертикальных стоек
  • Бампер сглаженной формы
  • Телескопические амортизаторы
  • Внутренняя отделка из кожзама
  • Длинные водостоки
ГАЗ-21Р Нет/нет 85 л.с. 2.42 л 3-ступ. мех Базовая
ГАЗ-21УС Да/да 85 л.с. 2.42 л 3-ступ. мех Улучш

В октябре 2006 года исполняется 50 лет с начала производства легендарной «Волги» первого поколения – ГАЗ-21, сообщает пресс-служба предприятия.
15 октября 1956 года на конвейере Горьковского автомобильного завода были собраны первые легковые автомобили ГАЗ-21 «Волга». Этот автомобиль пришел на смену широко известной «Победе». Первая «Волга» по своему внешнему облику была необычна для того времени: смелые линии, целый ряд оригинальных декоративных элементов, облицовка радиатора с 16 вертикальными отверстиями (так называемая «акулья пасть»), хромированный олень на капоте и идущий от него к лобовому стеклу молдинг.
Очень прочный и долговечный несущий кузов, мягкая подвеска, комфортабельный просторный салон с хорошим отопителем представляли собой удачный пример конструирования. В отличие от предшественников пятиместный седан обладал лучшей обзорностью благодаря большей площади остекления и установке гнутых лобового и заднего стекол.
На автомобиле ГАЗ-21 «Волга» были установлены: трехступенчатая коробка передач с синхронизаторами на второй и третьей передачах, имевшая привод на рулевой колонке; карданная передача с промежуточной опорой; подвеска с телескопическими амортизаторами вместо рычажных, бензобак емкостью 60 литров. Верхнеклапанный четырехцилиндровый двигатель объемом 2,445 л, мощностью 75-80 л.с. позволял автомобилю двигаться с максимальной скоростью 130 км/ч. Расход топлива составлял 13-14 литров на 100 км, а пробег до капитального ремонта – 200 000 км.
В 1958 году на международной выставке в Брюсселе ГАЗ-21 «Волга» была удостоена Гран-при. «Волга» экспортировалась в 75 стран мира. В Бельгии ее окрестили «танком на колесах», в Финляндии и Норвегии – «танком во фраке». В Англии о ГАЗ-21 отзывались как о «рабочей лошадке».
За время производства «Волга» ГАЗ-21 неоднократно модернизировалась, изменялся ее внешний облик. Всего было разработано 53 модификации, отличавшихся по конструкции, по внешнему виду и даже по габаритным размерам. Последняя 21-я «Волга» сошла с конвейера 15 июля 1970 года. За 14 лет было выпущено 638 875 автомобилей. За ГАЗ-21 последовали «Волги» ГАЗ-24, ГАЗ-3102, ГАЗ-24-10, ГАЗ-31029, ГАЗ-3110, ГАЗ-31105.

Отзывы владельцев ГАЗ 21

ГАЗ 21, 1964 г

Мне досталась «Волга» ГАЗ 21 третьей серии, 1964 года, в ОТС и «жигулевской» печкой. Я не буду рассказывать, что на ней ломалось, а что нет, машине 50 лет и она на очень хорошем ходу. Любые запчасти можно легко найти. Советов по ремонту — полный интернет. Я хочу просто сказать Вам, что ГАЗ 21 — это: ходовые качества, несравнимые ни с каким другим автомобилем. При должном уходе за подвеской, это просто «пожиратель» всех неровностей на дороге. При ее не малом весе она словно плывет по трассе (можно сравнить только, как на хорошем катере плывешь). Конечно, родного двигателя ГАЗ 21 не хватает для езды в наше время, но если в голове есть осознание того, что ты управляешь ретромобилем, то скорости 80 км в час за городом и 60 по городу вполне достаточно для того, чтобы поймать на себе как можно больше взглядов людей. Салон у ГАЗ 21 большой просторный, уютный, который можно превратить в один большой диван (вместо двух). Отделка моего авто сейчас из «кожзама», сиденья тканевые. Я не могу сказать, сколько она ест бензина по одной простой причине — никогда не замерял этот пункт. Скажу больше, если Вы, желая приобрести себе подобный авто, начнете с того, сколько она ест, то лучше вообще откажитесь от этой затеи. «Волга» ГАЗ 21 — это автомобиль, прежде всего для души, для какого- то внутреннего поднятия самого себя.
Достоинства: этот автомобиль уже сам по себе достоинство.
Недостатки: у него нет недостатков, относитесь с уважением к старикам.

Владимир, Томск

ГАЗ 21, 1961 г

Общее впечатление от ГАЗ 21: крепкая машина («девятки» и т.д. за 10-15 лет в труху превращаются, а этой 45 лет и все еще довольно неплохо). «Волга» добротно и прочно сделана, хотя про сталь 3 миллиметра это ложь, не больше 1,2 мм, лонжероны 2 мм. Довольно задумчивая динамика, но двигатель очень тяговитый — поэтому разгон вполне достойный, да и по городу ехать — одно удовольствие, на четвертой можно спокойно снижать скорость до 30 км/ч. «Максималка» около 145, но я не считаю, что это главная характеристика для такой машины, да и вообще для машины. Безопасность — кузов жесткий, но нет ремней безопасности, поэтому при мелких авариях все хорошо, но если столкнуться «по серьезному» — будет почти не смятая «Волга» и мертвый водитель и пассажиры. Травмоопасная рулевая колонка, металлическая панель приборов этому тоже способствуют. По сравнению с иномарками на ГАЗ 21 вообще опасно ездить. Но здесь, главное, иметь голову на плечах и «царя в голове», без этого и на «Вольво» насмерть разбиться легче легкого. Комфорт — салон у ГАЗ 21 просторный (просторнее, чем в современной «Волге»), 6 человек влезает (правда с моим рычагом КПП в полу переключать передачи становится почти невозможно) и, если отвлечься от понятия «не современный», что для меня не критично, вполне уютный и удобный. Единственный минус — при повороте на большой скорости не за что держаться, у дивана нет боковой поддержки — пассажиры летают по дивану, водитель держится за руль. Но пока стоишь или движешься по прямой — все замечательно и удобно. Машина эта не для гонок, гонять не надо. Ходовые качества — на трассе особо разогнаться не удается, а вот в городе все очень даже неплохо. В принципе, на этой машине при определенном навыке и незначительных переделках (зеркала заднего вида на двери, усилитель тормозов, нормальный карбюратор) можно ездить как на современных «Волгах» с карбюраторным двигателем. Внешний вид — без комментариев, и чем больше родных деталей, тем лучше смотрится.
Достоинства: стиль. Надежность. Плавность хода. Легкость в управлении при определенном навыке. Огромный салон, посадка как в дорогом джипе. Проходимость. Тяговитый двигатель, от 30 до 130 на прямой передаче — легко. Прочность кузова. Дождь не задувает в салон даже при опущенных стеклах.
Недостатки: плохая по современным меркам динамика. Требует постоянного квалифицированного ухода. Оригинальные запчасти не всегда легко найти, и они никогда не дешевы. Устаревшая конструкция, физический износ. Не везде берутся делать — ни за какие деньги, много надо делать самому.

Олег, Тула

ГАЗ 21, 1958 г

Один в один автомобиль президента — «Волга» ГАЗ 21 первого выпуска со звездой на решетке радиатора (позже такие уже не выпускали). Автомобиль достался мне в пользование от дедушки жены, и, хотя почти всегда в семье была ему более современная замена, всегда оставался номером «1». Правда, сейчас уже второй год ГАЗ 21 стоит в гараже, но я знаю, что максимум, что ему требуется для парадного выезда — зарядить аккумулятор и залить воду в радиатор. Еще пару лет назад гонял на нем из Пскова на Украину (на море, к родным и друзьям) и обратно. Причем «подвиг» этот повторял лет пять подряд и ставлю кавычки только потому, что подвигом это считали окружающие: более беспроблемной машины в моей практике автомобилиста-профессионала (соответствующее образование плюс опыт) не было. По надежности ГАЗ 21, на мой взгляд, просто не знает равных. У меня в машине, правда, высоко поднятые и усиленные рессоры — раньше делали такие, с дополнительными пластинами, и независимо от нагрузки машина даже не садится, проходимость очень высокая по любой местности. Металл у ГАЗ 21 крепкий — на переднем крыле жена любит кататься, выезжая из гаража, а она у меня не маленькая. По комфортности диваны «Волги» на мой взгляд, тоже не уступают всему, что придумано после, разве что подголовника не хватает, когда на дальнее расстояние пилишь. Основной минус — скорость. По хорошей дороге — 100, а выше 120 — бензина много кушает, но едет, только где вы видели у нас хорошие дороги? Коробка передач 3-ступенчатая, на рулевой колонке. Может, и не привычно, зато все — в родном варианте.
Достоинства: надежность. Простота управления. Комфортность. Эксклюзив. Проверенный временем.
Недостатки: тяжелая. Большая.

Дмитрий, Псков

ГАЗ 21, 1969 г

Вот это машина, скажу я Вам. Ни одна современная «табуретка» типа БМВ или Мерседеса не способна подарить столько эмоций. Два месяца после покупки я из нее не вылезал. Каждодневные поездки на работу, по городу приносили только радость. Надо отдать должное предыдущему хозяину, который относился к ГАЗ 21 с душой. До сих пор не сломалось ничего. Машина заводится и ездит на отлично, работает все. Что и говорить, машина располагает к путешествиям. Я, наконец, стал почти каждые выходные выезжать на природу с ночевками. Передний диван целиковый, раскладывается в двуспальную, почти ровную кровать. Ездили с товарищем 140 км к друзьям, ездили на озера, в деревню. 6 или 8 человек в машине – совершенно не важно, машина плывет. Попали под дождь в поле и месили грязь полночи наравне с УАЗиками. Машина не подвела. Конечно, на трассе ГАЗ 21 — далеко не гоночный болид, комфортная скорость около 80-90 км/ч, но больше и не надо. Зато есть высокая посадка, тяговитый мотор на низах, просторный салон, пусть нет ГУРа, усилителя тормозов и многих современных примочек. Машина располагает к неспешной езде, к какому-то внутреннему умиротворению. На ней не нужно торопиться из пункта «А» в пункт «Б». На ней получаешь удовольствие именно от самого процесса вождения.
Достоинства: получаешь удовольствие от езды.
Недостатки: нет.

Андрей, Арзамас

ГАЗ 21, 1971 г

Впечатления о машине: ГАЗ 21 Волга отлично держит дорогу, все неровности пути хорошо проглатывает, едет как утюг. После современных автомобилей, сидишь очень высоко, но посадка водителя думаю, соответствует общей высоте автомобиля. Руль просто громадный, такое ощущение, что на океанском лайнере. Руль у ГАЗ 21 точен и легок, рулить приятно, спидометр хорошо с читаемым циферблатом, тормоза без усилителя — привыкал, но реагируют довольно быстро, к сцеплению тоже привыкал, но оно одновременно и очень плавное. Пассажирское помещение просторное и светлое сиденья мягкие и эластичные, сидишь, и просто хочется сказать диван. Багажник просторный и его пространство хорошо продумано, хотя, на мой взгляд, значительную площадь его занимает большая запаска, навешанная с боку. Понравилась ночная подсветка, когда включены габариты, то она тоже горит. ГАЗ 21 Волга очень легко трогается с места, переключения коробки легкие, но первую включал особенно нежно т.к. нет синхронизатора. Сам двигатель ГАЗ 21 мне показался очень эластичным и работает без детонаций. Машина требует к себе очень много внимания, как написано в инструкции через каждые 1000 км нужно смазывать довольно много деталей. Действительно, что русские воплотили в ней самое лучшее в автомобильной промышленности на то время. И что меня удивило в ней — очень тихо при езде. Двигателя практически не слышно, прислушивался даже не заглох ли, никак не ожидал что такой тихий.
Достоинства: отличный автомобиль своего времени.
Недостатки: возраст.

Рустам, Новый Уренгой