27 мая 2022

ЛиАЗ 677 в арзамасе: автобус скотина

В рамках технического переоснащения автопарка муниципального транспорта в Арзамасе старые ЛиАЗы заменят новыми ПАЗами. Об этом корреспонденту ИА «В городе N» сообщили в министерстве транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области.

Недавно в сети появилась информация, что старинные и, уже ставшие культовыми» автобусы ЛиАЗ-677 вскоре совсем исчезнут с дорог Арзамаса. В настоящий момент на балансе МУП «Арзамасский пассажирский автомобильный транспорт» находятся 22 автобуса этой марки. Из них лишь десять регулярно выходят в рейсы, а остальные находятся в технически неисправном состоянии и требуют списания.

Работа по обновлению автопарка началась еще этим летом — 17 августа вышли на маршруты десять новых ПАЗ 320540–12. А недавно еще пять автобусов МАЗ 103С65 были куплены у ГУП «Мосгостранс» — ранее все они работали в Москве.

Однако, как сообщили в нижегородском Минтрансе, на этом они не намерены останавливаться. Планируется вывести из эксплуатации все старые ЛиАЗы, но только по мере поступления на баланс муниципального предприятия новых единиц подвижного состава. А точные сроки здесь назвать сложно.

Кстати, в минувшую среду, 26 сентября, стали известны результаты опроса жителей 150 городов России по поводу удовлетворенности работой общественного транспорта. Так, Арзамас Нижегородской области занял последнее место — 150 из 150. Респонденты оценивали работу автобусов в своем городе по 10-блльной шкале — Арзамас получил лишь пять баллов.

Впрочем, и в Нижнем Новгороде жители не особо удовлетворены текущей ситуацией с общественным транспортом — ее оценили в 5,3 балла, 119 строчка в рейтинге.

Лидером рейтинга стала Анапа — 8,3 балла. Следом за ней идет Тюмень с 8,2 баллами, а третье место досталось Новомосковску Тульской области — 8,1 балла.

Напомним, в марте Москва подарила Арзамасу 26 новых автобусов.

А прошлой зимой местные жители сняли забавное видео про общественный транспорт в Арзамасе, где девушка рожает прямо на остановке, пока ждет автобус.

У меня есть одна странная новогодняя традиция. В то время, когда некоторые только выходят из бани, я в январе наступившего года традиционно катаюсь на старых 677-х ЛиАЗах. Ловлю их я в первую очередь для того, чтобы убедиться, что с этим миром всё в порядке. Так продолжается уже добрых 12 лет, и год от года поставленная задача усложняется: искомых машин в работе всё меньше, а те, что выжили, находятся от меня всё дальше. Но тем интереснее!

Zoom

Лесной. Фото вне времени: это 1980-й или 2020-й?

В 2020-м году я променял уже поприевшийся Арзамас на новую локацию: ходовой ЛиАЗ-677 обнаружил себя на маршруте в Рязанской области. В посёлке Лесном Шиловского района, что примерно в 250 километрах от Москвы, местный предприниматель использует «Луноход» как резервную машину. Старый ЛиАЗ берегут на случай, если ломается «боевой» ЛиАЗ-5256, обыкновенно подвозящий людей из посёлка к ближайшей железнодорожной платформе.

Zoom

Стоимость проезда — 35 рублей с носа. Фото Веры Усенко

Обычно этот 677-й стоит без дела в тёплом заводском гараже. Именно там мы его застали, когда перегоняли «гармошку» Ikarus-280 из Тольятти. Старый ЛиАЗ может простаивать там месяцами, и выезжает лишь эпизодически — прокормить 677-й с его аппетитом выходит делом довольно накладным, поэтому без серьёзного повода машину не тревожат. Но на этих новогодних праздниках «молодой» 5256 подвёл по технической части, магазины запчастей не работали, а рейсы выполнять надо. Потому в бой и пошёл автобус-ветеран.

Zoom

2018, заводское АТП. На тот момент ЛиАЗ уже несколько месяцев стоял без дела

Наша миссия в Лесном была дополнена заданием со звёздочкой. Дело в том, что моя боевая подруга из Рязани, как оказалось, в принципе никогда не каталась на классическом ЛиАЗе! Хотя к моменту исхода 677-х из местной Автоколонны 1310 ей самой уже вполне исполнилось десять лет — так что, возможно, она просто позабыла о своих детских поездках на местных «луноходах».

Zoom

У платформы Новая Пустынь. Ещё одно фото вне времени: это 1990-й, или 2000-й?

Лесной находится в сорока километрах от райцентра Шилово, и примерно в семидесяти — от Рязани. Этот посёлок, меньше чем на 8 тысяч населения, построен вокруг оборонного предприятия в 50-е. В Лесном делали взрывчатые вещества и синтетические волокна для нужд оборонки. Помимо поселкового автобуса на станцию, из Лесного ходит маршрутка на Рязань, но для местного населения основной связью со внешним миром служит именно автобус с электричкой.

Zoom

Русская дорога — среди лесов и полей

Поселковый автобус, несмотря на абсолютно легальный статус, даже ходит без маршрутных досок: местные и так знают, куда и когда он едет. На самом деле всё просто: его график синхронизирован со всеми проходящими через близлежащую платформу электричками.

Zoom

Зимушка — зима

При этом бóльшая часть маршрута пролегает по знатно разбитой дороге с жалкими намёками на асфальт. Здесь типовой для русской провинции ПАЗик вытряс бы из пассажира последние кости, но ЛиАЗу с его пневморессорной подвеской кочки нипочём. При этом пейзажи вокруг — замечательные: среди зимнего леса и безмолвных, заснеженных полей, ярко-красный старый ЛиАЗ выглядит по-настоящему празднично, будто грузовик из новогодней рекламы Соса-Колы!

Zoom

Чтобы сделать фото с горящими фарами, водителю пришлось запустить машину. Говорит, АКБ слабоваты, чтобы стоять со светом в статике

Долголетие этого ЛиАЗа (1991 г/в) вовсе не случайно. Его реальная эксплуатация началась лишь 15 лет назад, когда он стал первым автобусом, купленным местным предпринимателем для поселковых перевозок. В первой жизни ЛиАЗ понемногу работал в интернате для взрослых неподалёку. Эта машина изготовлена по спецзаказу, и была оснащена подъёмником для инвалидных колясок на задней площадке. Когда новый хозяин демонтировал лифт для колясок, в салон вернули недостававшие сиденья: именно поэтому планировка салона несколько отличается от стандартной для пригородной модификации «677МБ».

Zoom

У пригородника 677МБ на месте одиночных сидений должны стоять двухместные диванчики ZoomНа задней площадке, которая у этой версии идёт вровень с полом остального салона, тоже должны стоять сиденья — но здесь их нет ZoomВ целом, салон сохранился во вполне приличном состоянии. Сиденья требуют небольшого ремонта, зато вся остальная отделка идеальна! ZoomВ кабине всё на месте. Особенно меня радует в этих машинах нежно-зелёная подсветка приборов, и подсвечиваемое изнутри окошко селектора ГМП ZoomVIP-диван между передней дверью и перегородкой кабины водителя ZoomОт любопытных глаз VIP-пассажиров водитель отгородился занавесочкой ZoomКак и полагается чистокровному ликинскому 677-му, поручни у нашего героя обтянуты полимерным ребристым покрытием ZoomЗагрузка пассажирами зависит от дня недели и времени суток, но воздух ЛиАЗ не возит, и делает круг за кругом ZoomКонечная остановка в Лесном — у АЗС на Первомайской улице, недалеко от заводского АТП

С годами зверский аппетит ЛиАЗа стал накладывать свои ограничения на его эксплуатацию: автобус стали использовать время от времени, а маршрут от посёлка к платформе стали обслуживать на подержанном ЛиАЗе-5256. При этом о ветеране не забывали: несколько лет назад машина, и так пребывавшая в довольно приятном состоянии, пережила аккуратный ремонт кузова и перекраску.

За смену ЛиАЗ поглощает 60 литров 92-го, и работает едва ли «в ноль» — машину выпускают из гаража скорее чтобы не нарушать сообщение посёлка со станцией, пока стоит сломанным основной автобус. Естественно, «луноход» работает на бензине — никакого ГБО, потому что здесь машину будет попросту негде заправлять. На месте и оригинальная автоматическая коробка передач — та самая львовская ГМП, делающая автобус прожорливым и неторопливым. Пробег ЛиАЗа на сегодня составляет примерно 450 тысяч километров: для автобуса с заявленным сроком службы до 700 тысяч это — жалкие крохи.

ZoomТряпочка под левой фарой служит простой цели: чтобы водителю не дуло ледяным уличным воздухом в ноги. Под правую фару её же внедряют, чтобы машина быстрее прогревалась и медленнее остывала. ZoomНа автобусе можно заметить следы довольно аккуратных кузовных: железо на бортах здесь уже не заводское, но молдинги и прочие мелочи при ремонте сберегли. ZoomПлафон освещения заднего номера, а также такой же плафон над дверьми ЛиАЗу достался от »горбатого» Запорожца ЗАЗ-965

Для любителей видеоформата склеил небольшой ролик о том, как зверь едет (плюс внезапный бонус внутри)

Помимо нашего героя, на территории заводского автоцеха в Лесном уже много лет лежат два списанных автобуса того же предпринимателя — ЛАЗ-699Р и ЛАЗ-695Н. Они же служат донорами разных мелочей, когда капризничает действующий старик-ЛиАЗ.
А ещё под замком в гараже завода стоят два арестованных ЛиАЗа, служивших его развозками. Один из них — близнец «рояля» из Люберец, но с чёрными номерами СССР, а второй носит «белые» советские номера образца 79-го года. Но эти машины никому не показывают — ключи от искомого бокса находятся где-то там, ну там.

ZoomСписанные собратья. Раньше они служили развозками местных предприятий

На следующий день после нашего визита в Лесной, по наводке из Инстаграма туда прибыл другой «паломник» из Москвы. Но он, настроенный на удачную охоту, потерпел обидное фиаско: в воскресенье на поселковом маршруте уже трудился починенный ЛиАЗ-5256. Красный «ветеран» же снова встал на прикол в отапливаемом боксе, чтобы ждать своего часа на запасном пути.

ZoomОдин из последних кругов до постановки обратно, в резерв

Конечно, он будет выходить на маршрут снова и снова — но отследить его вылазки «в люди» в этой локации будет уже очень, очень непросто. Похоже, срок действия этого новогоднего чуда успел выйти — но, как говорится, спасибо, что живой!

И на этом у меня на сегодня всё. Традиционно: до встречи на следующей остановке, и — с праздниками, друзья!

P.S.: напоминаю, что у нас есть специальный Телеграм-канал, где старых и не только автобусов ещё больше, чем я позволяю себе здесь (=