Электробус в Москве


С электробусами сегодня экспериментируют многие города: Минск, Прага, Гётеборг и другие. В России первые электробусы появились в Новосибирске и Туле, а затем уже пошли московские эксперименты и петербургские маршруты электробусов. Электробусы сегодня – это что-то типа последнего Айфона: все хотят, даже если не очень-то и нужно. При этом, как и любой инструмент, электробусы могут дать хороший толчок для развития города, а могут остаться простой дорогой игрушкой.
Вчера в Москве показали первые серийные модели электробусов. Ходят упорные слухи, что приехало значительно меньшее число машин, чем планировалось, да и те решили сломаться перед торжественным запуском – чинили буквально в ночь перед пуском, но единственный работающий электробус всё равно сломался во время заезда с мэром. Всё ли было именно так – вопрос открытый, хотя обкатка новой техники замечена не была. Первые машины пустили на 73 маршрут троллейбуса, затем электробусы планируют пустить по 25, 36, 42 и 83 маршрутам.
Всего Москва заказала 200 электробусов, часть тендера выиграл Камаз и теперь поставит городу 100 штук. Аккумуляторы стоят от Драйв Электро, а для климат-контроля здесь таки поставили небольшой дизель-генератор.

Электробусы получили распространение как инструмент замены дизельных автобусов без серьёзных вложений в инфраструктуру города: не надо прокладывать контактную сеть по всем улицам, строить вдоль всего маршрута подстанции и так далее.

В основном такой техникой интересуются города без разветвлённой сети троллейбусов или трамваев – проще развить уже имеющийся зелёный транспорт, чем придумывать колесо. С другой стороны, в будущем грань между автобусом и троллейбусом сотрётся и останутся электробусы – городам с инфраструктурой для электротранспорта будет намного проще внедрять новую технику.

Сегодня в мире существует три вида электробусов, они различаются принципами зарядки:

  • Ночная зарядка: нужны огромные мощности в депо для одновременной зарядки большого числа машин, а сами электробусы тяжёлые (меньше может взять пассажиров). Зато не надо тянуть коммуникации, выкупать землю и устанавливать что-либо на улицах.
  • Динамическая подзарядка во время езды. Это троллейбус 2.0 – часть маршрута он едет с поднятыми рогами и заряжает батареи, а часть – на аккумуляторах. Этот вариант считается идеальным для городов с троллейбусной инфраструктурой – никаких дополнительных вложений в инфраструктуру не требуется. Именно такие электробусы закупает Петербург.
  • Быстрые зарядки на остановках и конечных: электробус подъехал, поднял пантограф, быстро подзарядился и поехал дальше. Для этого нужны подстанции в городе и подвод энергии к остановкам. Если из-за неправильной парковки или сломанного электробуса нет доступа к подзарядке, то может случиться беда. Также есть проблема с длинными маршрутами – электробусы будут долго стоять на конечных для зарядки, поэтому придётся покупать больше техники и нанимать дополнительных водителей для поддержания коротких интервалов. Москва выбрала этот тип электробусов.


С электробусными планами Москвы есть две фундаментальные проблемы: необходимость увеличивать выпуск для поддержания прежних интервалов и замена троллейбусных маршрутов электробусами. Первая значительно увеличивает капитальные и операционные затраты. Второе не решает проблемы экологии и выхлопов от автобусов. При этом городские власти идут на разного рода ухищрения и пытается обманом заставить думать людей, что новые электробусы чище, выгоднее и эффективнее троллейбусов.

Дизайн электробусов и зарядок понравился. Салон получился большим, ведь здесь нет двигателя, а все аккумуляторы на крыше.

Особо радуют большие окна. Ещё в наличии USB-зарядки на поручнях:

Салон получился прямо отличный, я совершенно серьёзно:
Брендированные покрышки:
Самый большой провал в плане дизайна – электронный маршрутоуказатель:
Кому могло придти в голову ставить такое – вопрос. Блики не дают прочитать информацию с разных углов, то есть в большинстве случаев табло оказывается совершенно бесполезным. Вангую кучу жалоб от пассажиров и картонки с маршрутом поверх экранов на второй неделе езды по городу.
Сам факт появления и развития электробусов – скорее плюс для промышленности и города, но инструментом нужно уметь пользоваться правильно. В Москве здорового человека сначала бы довели до ума существующую троллейбусную сеть: натянуть, а где-то переложить контактную сеть, но главное – сделать автоматические стрелки и плавные повороты для скоростного проезда. На основе существующей сети можно было бы развить сеть троллейбусов-электробусов вместо дизельных автобусов и даже убрать провода из исторического центра и у важных точек города – эти места проезжались бы на аккумуляторах, а дальше под контактной сетью. Но решение было принято иначе: убираем вообще все провода без проверенной и надёжной альтернативы.
Будем наблюдать за развитием событий, но пока пессимизм преобладает.
Поделиться записью:
А ещё можно подписаться в…

В столице запустят производство электробусов и электрокомпонентов к ним, а также построят центр инновационных разработок для пассажирского электрического транспорта. Соответствующее Соглашение подписали Мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор ПАО «КамАЗ» Сергей Когогин на Московском урбанистическом форуме.

Документ предусматривает, что ПАО «КамАЗ» при поддержке Правительства Москвы создаст инженерно-производственный центр на территории Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода (филиал ГУП «Мосгортранс»). Здесь запустят сборочное производство электробусов и электрокомпонентов к ним, которое оснастят современным технологическим оборудованием — станками, инструментами и другими необходимыми приспособлениями. Проектная мощность производства составит не менее 500 электробусов в год.

Также на территории завода откроют центр компетенций (инновационных разработок). Здесь будут разрабатывать технологии, которые помогут в развитии и повышении качества пассажирского электрического транспорта. Например, создадут устройства электронной и электросиловой архитектуры, батареи, зарядные станции и многое другое.

На новом предприятии будет создано около 3,5 тысячи высокотехнологичных рабочих мест, в том числе для молодых конструкторов, технологов и ИТ-специалистов — выпускников московских средних и высших учебных заведений.

Для размещения инженерно-производственного центра ПАО «КамАЗ» реконструирует и построит производственные объекты общей площадью около 75 тысяч квадратных метров. Также на территории завода создадут комфортную среду для сотрудников. Здесь появятся спортивный клуб, кафе, магазины, парковка и зона отдыха.

Инвестиции в реализацию проекта от ПАО «КамАЗ» составят порядка одного миллиарда рублей.

Создание в Москве производства электробусов и электрокомпонентов к ним позволит повысить качество и скорость сервисного обслуживания пассажирского электротранспорта, а также создать новые высокотехнологичные рабочие места.

Производственная площадка ПАО «КамАЗ» планирует получить статус технопарка. Правительство Москвы предоставит предприятию налоговые льготы и поможет с подключением к электрическим и инженерным коммуникациям.

В 2018–2019 годах ПАО «КамАЗ» победил на столичных аукционах на поставку 200 городских электробусов и установку 67 ультрабыстрых зарядных станций. Также компания будет оказывать услуги по их сервисному обслуживанию и ремонту в течение 15 лет. Сейчас ПАО «КамАЗ» уже поставил в парк Мосгортранса 101 электробус и установил в столице 32 зарядные станции.

Кроме того, компания поставляет в столицу традиционные дизельные автобусы. С января 2019 года на столичные маршруты вышли более 180 автобусов. До конца года ожидается поставка еще более 420 транспортных средств.

За последние восемь месяцев Правительство Москвы заключило контракты с ПАО «КамАЗ» на общую сумму почти 20 миллиардов рублей.

Московский электробус: инновационный и эффективный

Москва лидирует среди мегаполисов Европы и Америки по числу электробусов в парке общественного транспорта. По состоянию на 1 июля 2019 года в парке Мосгортранса числится 166 электробусов, а для их эксплуатации установлено 63 зарядные станции.

В 2020 году Москва планирует закупить еще 300 машин. А с 2021 года город будет приобретать только электробусы (по 800–1000 штук в год), полностью отказавшись от закупок дизельных автобусов.

«Мы стоим на пороге новой революции — перехода на электрический транспорт. Мы сделали шаг вперед даже быстрее, чем владельцы частных автомобилей. Приняли решение с 2021 года отказаться от закупок автобусов на моторном топливе. И не только продекларировали, но и приступили к закупкам самого современного российского экологического транспорта — электрического транспорта», — рассказал Мэр Москвы, выступая на пленарном заседании Московского урбанистического форума.

По условиям контрактов производители обеспечивают эксплуатацию электробусов и зарядных станций в течение 15 лет, берут на себя все риски и расходы по ремонту и закупке комплектующих. Это делает московские электробусы на 30 процентов дешевле, чем их аналоги в других странах.

Электробус вмещает 85 пассажиров, в нем есть 30 мест для сидения. Благодаря низкому уровню пола, накопительной площадке и наличию пандуса им удобно пользоваться и маломобильным пассажирам. В салоне есть системы климат-контроля, USB-разъемы для зарядки мобильных устройств, информационные медиаэкраны и бесплатный Wi-Fi. Электробус двигается практически бесшумно. Заряжать его нужно с помощью пантографа на ультрабыстрых зарядных станциях, которые размещены по маршруту автобуса и на конечных остановках.

Первые электробусы начали курсировать по улицам города осенью 2018 года. Сейчас транспорт обслуживает девять маршрутов. На пяти из них ездят только электробусы.

Маршруты, полностью обслуживаемые электробусами:

— Т73 («6-й микрорайон Бибирева» — «ВДНХ»);

— Т25 («Проспект Буденного» — «Станция метро «Лубянка”»);

— Т36 («Дмитровское шоссе, 155» — «ВДНХ»);

— Т80 («6-й микрорайон Бибирева» — «Осташковская улица»);

— № 649 («Ясный проезд» — «Осташковская улица»).

Маршруты, частично обслуживаемые электробусами:

— Т83 («Уссурийская улица» — «Станция метро «Преображенская площадь”»);

— Т42 («Рижский вокзал» — «Станция метро «Петровский парк”»);

— Т76 («Холмогорская улица» — «Станция метро «ВДНХ”»);

— Т47 («Бескудниковский переулок» — «Самотечная площадь»).

«Я уверен, что в течение пяти — семи лет ситуация в области транспорта и его экологичности будет меняться кардинально. И это будет огромный вклад в развитие и улучшение экологии наших городов», — отметил Сергей Собянин.

Транспортные эксперты высоко оценили запуск электробусов в Москве. В 2018 году инновационный транспорт стал лауреатом премии «Формула движения» в номинации «Лучшее решение в области пассажирского транспорта». Кроме того, московский электробус получил национальную премию «Автомобиль года в России — 2019».

Завод Мосгортранса с вековой историей

Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод Мосгортранса основан в 1905 году. Это одно из ведущих российских предприятий по ремонту подвижного состава городского транспорта, его узлов и агрегатов.

Завод находится в районе Сокольники по адресу: улица Матросская Тишина, дом 15/17. Площадь территории — свыше шести гектаров.

Сейчас на территории завода работает многофункциональный сервисный центр по ремонту, гарантийному и сервисному обслуживанию автобусов и их агрегатов. Также завод предоставляет предприятиям-перевозчикам услуги по сервисному обслуживанию транспортных средств. С помощью современного диагностического оборудования специалисты в короткие сроки выявляют и устраняют возникшие неполадки.

Кроме того, здесь занимаются производством современных остановочных павильонов, реставрацией и восстановлением ретротранспорта, который участвует в парадах старинной техники. На территории завода находится центральный склад для хранения запасных частей для подвижного состава Мосгортранса.

На Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе работают около 550 человек. Завод сертифицирован по международным стандартам качества ISO-9000.

Фото: портал мэра и правительства Москвы/Максим Денисов

В Москве появится новый низкопольный электробус-гармошка. Об этом сообщает пресс-служба столичного департамента транспорта.

«Мы формируем технические требования для производителей, чтобы парк Мосгортранса соответствовал всем пожеланиям москвичей. Одна из наших основных задач – сделать поездки максимально комфортными и безопасными, чтобы люди больше пользовались городским транспортом», – отметил заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

Электробус будет оснащен системой климат-контроля, камерами видеонаблюдения и спутниковой навигацией, также в транспорте оборудуют USB-разъемы для зарядки телефонов.

Отмечается, что каждый желающий сможет высказать свои пожелания и предложения по реализации проекта, прислав их на почту electrobus@mosgortrans.ru. В ближайшее время Мосгортранс опубликует на сайте технические требования. Предложения принимаются до 20 июля.

Ранее сообщалось, что электробусы запустили на 28-м маршруте в столице. Маршрут связывает три района – Можайский, Фили-Давыдково и Филевский Парк. Электробусы проследуют от улицы Беловежской через Сколковское шоссе (в обратном направлении – через Вяземскую улицу) и Можайское шоссе.

Электробусы вмещают 85 пассажиров, в салонах – по 30 сидячих мест. Кроме того, данный вид транспорта адаптирован для маломобильных пассажиров и предоставляет дополнительные услуги в виде зарядки для гаджетов и медиаэкранов.

Мэр Москвы Сергей Собянин в субботу, 1 сентября, запустил первые в России электробусы на городские маршруты.

Церемония запуска прошла в Москве у главного входа ВДНХ. Первый электробус начал курсировать по маршруту № 73 «6-й мкр. Бибирева — ВДНХ». В сентябре новый транспорт будет осуществлять перевозки бесплатно, сообщает «РИА Новости».

В 2018 году электробусы запустят по маршрутам троллейбуса № 83 («Уссурийская улица — метро «Преображенская площадь»), троллейбуса № 42 («Рижский вокзал — метро «Петровский парк»), троллейбуса № 76 («Холмогорская улица — метро «ВДНХ»), троллейбуса № 36 («Бескудниковский переулок — 1-я Останкинская улица»). Также новый транспорт заменит автобус Т25, перевозящий пассажиров от проспекта Буденного до Политехнического музея.

В электробусах 30 сидячих мест и низкий уровень пола. В них установили пандусы (аппарели) и накопительную площадку, которые обеспечивают высокий уровень комфорта для всех пассажиров, включая маломобильных. Зарядка таких машин осуществляется с помощью пантографа на ультрабыстрых зарядных станциях, расположенных на конечных остановках. Кроме того, новый транспорт расходует на 18% меньше электроэнергии, чем троллейбус.

Салон электробуса вмещает не менее 85 пассажиров, он оснащен системами климат-контроля, спутниковой навигации, USB-разъемами для зарядки мобильных устройств, информационными медиаэкранами и бесплатным Wi-Fi. В целях обеспечения высокого уровня безопасности пассажиров в машинах установлены автоматическая система информирования, датчики задымления и температуры, тревожные кнопки и система видеонаблюдения.

Электробусами могут управлять водители троллейбусов, а также автобусов, прошедшие переобучение и сдавшие экзамен на категорию D. В пресс-службе «Мосгортранса» уточнили, что уже 565 водителей троллейбусов официально допущены к управлению новой машиной.

Собянин отметил, что внедрение электронных транспортных средств значительно улучшит экологию города. Планируется, что к 2019 году Москва займет первое место среди европейских городов по доле экологичного электрического и газового подвижного состава в парке общественного транспорта. В настоящее время на электротяге в Москве работают порядка 900 трамваев и свыше тысячи троллейбусов. С 2021 года в столице рассчитывают отказаться от покупки дизельных автобусов и использовать только электробусы.

В мае 2018 года победителями аукционов на поставку нового транспорта в Москву стали российские автопроизводители — КамАЗ и группа ГАЗ, с каждым из которых заключен контракт на поставку 100 электробусов и установку 31 ультрабыстрой зарядной станции. В декабре 2018 года будет разыгран еще один лот на 100 подобных транспортных средств для Москвы, а в 2019–2020 годах планируется ежегодно закупать по 300 машин.