28 февраля 2022

Датчик детонации ВАЗ 2110 16 клапанов

Содержание

Drewpatch68 ›
Блог ›
Признаки неисправности датчика детонации ВАЗ 2110.

Признаки неисправности датчика детонации ВАЗ 2110. В ВАЗе всегда что-то ломается Если автовладелец знает признаки неисправности датчика детонации ВАЗ 2110 (и, конечно же, других контроллеров) и умеет считывать ошибки, показанные ЭБУ, это может сильно облегчить ему жизнь. Ни один датчик не встроен в машину просто так, каждый предназначен конструкторами для поддержания и проверки штатной работы разных узлов. С этой точки зрения устройство, отображающее уровень детонации, особо примечательно. Пока движок работает нормально и взрывов в нем не происходит, ДД, можно сказать, спит. Система управления автомобилем пользуется табличными, оптимальными параметрами, давая указания мотору. Однако в случае возникновения детонации, датчик моментально замеряет ее силу, передает данные бортовому компьютеру, и тот уменьшает угол опережения. Коррекция происходит до тех пор, пока совместными усилиями ДД и ЭБУ детонация не прекращается, после чего датчик снова, как бы, затаивается и засыпает. Благодаря таким действиям предотвращаются все неприятности и опасности, которыми грозит детонирующая топливно-воздушная смесь. А их не так уж и мало, и они, порой, могут причинить существенный ущерб моторному узлу в частности и автомобилю в целом. Признаки неисправности датчика детонации ВАЗ 2110 помогут его владельцу понять, что происходит с его машиной и своевременно принять соответствующие меры. О том, на какие визуальные моменты следует обратить внимание, прежде всего, чтобы вовремя обнаружить неисправность ДД, и как ее предотвратить.


Что можно заметить в первую очередь Сам по себе датчик детонации довольно надежен и из строя выходит не так уж часто. Однако проверить его работоспособность следует в случае нехарактерного поведения движка: явственное падение мощности мотора; «тупость» движка, повышение оборотов на низких скоростях; ухудшение разгона машины; повышение потребления топлива. Оно может достигать +10%; более дымный, чем обычно, выхлоп. Может также наблюдаться стук пальцев и резкие рывки в движении, но это уже более индивидуальные реакции. Дополнительная проверка Что касается электронных предупреждений. К сожалению, система управления нередко ошибается. Так что прежде, чем довериться ее сведениям, стоит провести дополнительную проверку. Код 34 обозначает выход из строя ДД. Однако чтобы убедиться в этом, нужно обнулить результаты самодиагностики, сделать кружок в пару километров вокруг дома и снова глянуть на показания. Если сигнала об ошибке нет, значит, либо заблуждался бортовой компьютер, либо датчик работает с перебоями из-за отошедших или окисленных контактов. Код 325 сообщает про обрыв ДД. Но нередко блок заносит в свою память под этими цифрами неисправности датчика положения дроссельной заслонки. Для проверки предположения нужно залезть в меню и посмотреть данные напряжения на подозреваемом датчике: если барахлит ДПДЗ, оно будет прыгать, в то время как показания по детонации остаются в норме.


Поиски причины Как уже было сказано, ДД является на удивление крепким устройством. В большинстве случаев достаточно поискать разрыв цепи, и в первую очередь проверить клеммы. Провода прозваниваются, если самодиагностика загорается не сразу, а при раскрутке движка выше 3000 об/мин. Если электрика в порядке, проверяется сам датчик детонации. Он находится слева по ходу движения, там, где стоит воздушный фильтр. Добраться до него тяжеловато, поскольку ДД расположен между цилиндрами – это позволяет ему снимать показания со всего блока. Датчик демонтируется. Для этого потребуется ключ-торец на 13, если на вашей машине установлен одноконтактный ДД, и на 22, если стоит двухконтактный. Берется вольтметр с хорошей чувствительностью и настраивается на режим до 200 Мв. При наличии 2 контактов разъемы датчика подсоединяются к прибору. На другой разновидности датчика один щуп кидается на контакт, второй – на корпус. Отверткой, болтом или тяжелой ручкой производятся постукивания по корпусу с разной силой (но без усердия). Показания вольтметра должны колебаться: чем ощутимее удар, тем больше скачок.
Если прибор не реагирует на воздействия – нужно менять датчик. Иногда люди пытаются сэкономить на нем, покупая б/у, но делать этого не стоит: новый стоит 200-300 рублей, что можно считать вполне доступным, а побывавший в употреблении может оказаться в еще более плохом состоянии, чем снятый. Если все проверки проведены и даже ДД заменен, а признаки неисправности датчика детонации ВАЗ 2110 сохраняются, значит, дело совсем не в нем. Детонацию вызывают другие факторы, среди которых на первом месте – залитый в непроверенном месте бензин. Однако могут сказываться и другие факторы: проблемы с компрессией, залитые или перегоревшие свечи и т.д. Если вы уверены в целостности датчика детонации, копаться во внутренностях автомобиля придется гораздо глубже.

Где находится датчик детонации и за что он отвечает

Детонация является одним из главных пороков двигателя внутреннего сгорания, силу имеет немалую и пренебрегать ее невозможно. Среди десятка разнообразных датчиков, применяемых для оптимизации работы ДВС, датчик детонации непосредственно используется для предупреждения детонационного горения топлива. Процесс детонации топлива можно хорошо контролировать благодаря его основному признаку – появлению высоких и звонких металлических звуков, которые по симптомам иногда принимают за цокающие пальцы цилиндро-поршневой группы. Сила детонации огромна, при неисправности систем предупреждения детонации двигатель выйдет из строя через 5-6 тыс. км пробега.

При отклонении параметров угла зажигания или качества топливно-воздушной смеси от оптимальных значений развивается детонация, резко падает мощность и возрастает температура двигателя. Первое, за что отвечает датчик детонации – своевременно реагировать на признаки нерасчетного сгорания, тем самым дать возможность электронному блоку управления внести коррективы в работу ДВС.

Проверить датчик можно:

  • с помощью мультиметра;
  • испытание режима ЭБУ на работающем двигателе;
  • эквивалентной заменой исправным датчиком.

Наблюдение! Конструкция датчика проста и надежна, поэтому особой необходимости в регулярном обслуживании и проверке, как правило, не возникает, за исключением откровенного брака или очевидных признаков неисправности.

Первым из признаков неисправности датчика детонации является индикация ошибки на приборной панели. Работоспособность датчика или его неисправность проверяется ЭБУ, и в случае отсутствия контрольного сигнала нужной формы и уровня, микрокомпьютер переходит в режим проверки признака неисправности датчика. Если подстройка не помогает, ЭБУ повышает уровень обогащения топливной смеси, с одновременным уменьшением угла опережения зажигания. Подобный алгоритм продиктован необходимостью предупредить, в первую очередь, неисправность ГРМ и дальнейшее разрушение деталей цилиндро-поршневой группы.

Почему так важен исправный сенсор детонации

Датчик детонации, в случае его неисправности, не может блокировать работу двигателя, поэтому рано или поздно возникает вопрос так на что влияет датчик детонации, если работоспособность двигательной установки сохраняется, зачем в двигателе нужен датчик детонации?

Неисправность делает работу мотора неоптимизированной. Для обеспечения высокой эффективности и экономичности двигателя, основной режим его работы выбран в диапазоне минимального обогащения смеси, при максимальном угле зажигания. Эти, максимально выгодные условия граничат с режимом возникновения и развития детонационного горения. Благодаря контролю детонации, удается максимально близко подойти к отметке, за которой эффективное сжигание топлива перейдет в детонационное горение, с быстрым выходом из строя поршней и колец двигателя. Самая выгодная в плане экономии смесь – та, которая сгорает с небольшим признаком появления детонации. Улавливание детонации датчиком позволяет тонко балансировать состав топливной смеси.

По принципу работы датчик детонации идентичен обычному пьезоэлектрическому микрофону, настроенному на определенную, свойственную только детонации, частоту звуковых колебаний. В работающем двигателе множество деталей, шумящих с конкретной собственной частотой колебаний. Для устранения ошибочной реакции на «чужие» звуки сенсор, как камертон, настраивается на определенную длину звуковой волны детонации. Признак детонации – звук частотой 25-75 Гц. Остальные звуки могут говорить о неисправности пальцев, поршней вкладышей ДВС. Мощные «металлические» стуки, возникающие при первых признаках детонирования воздушно-бензиновой смеси, распространяясь в алюминиевом блоке двигателя, достигают пьезокристалла, вмонтированного в корпус, и заставляют его резонировать в унисон и вырабатывать на контактах слабый электрический потенциал.

Как работает датчик детонации – получая от ЭБУ сигнал несущей частоты и определенного уровня, прибор практически его не изменяет, тем самым подтверждает свою исправность. При срабатывании пьезокристалла уровень сигнала и частота возрастают, что дает микрокомпьютеру основания для изменения параметров работы ДВС. При этом интенсивность сигнала на контактах прямо пропорциональна силе звуковых колебаний.

По конструкции различают два основных типа датчиков детонации: широкополосные и резонансные.

Первый тип воспринимает несколько основных частот сигналов, по которым выдает определенный уровень и частоту сигнала для ЭБУ. Второй тип настроен на определенную конкретную частоту и вырабатывает только в случае совпадения или возникновения резонанса с звуковыми волнами, генерируемыми детонацией в горящей смеси.

Несколько советов как проверить датчик детонации

В случае появления на информационной панели световой индикации неисправности или признака выхода из строя датчика автолюбители зачастую игнорируют проблему, сняв на короткое время клеммы с аккумулятора, пытаются таким образом перезагрузить ЭБУ и убрать сообщение, даже не пытаясь проанализировать его содержание. Сообщение дает основания сопоставить возможные признаки неисправности симптомам, появляющимся на работающем двигателе.

Если есть возможность, расшифруйте код для идентификации сообщения. Возможно это признак серьезной неисправности, способной вывести из строя весь двигатель.

Можно проверить симптомы вероятной неисправности на работающем двигателе, но прежде заливают нормальный бензин и прогревают до рабочей температуры. Проверяем характер работы мотора – не появятся ли новые симптомы неисправности. На небольшой скорости до 30-35км/ч, переходим на повышенную передачу, одновременно резко добавляя обороты двигателя педалью газа. При исправном сенсоре на несколько секунд будут слышны звон детонационных стуков, и мгновенно электроника исправит детонационное горение изменением качества топливной смеси. Если признаков детонации не появилось – признак неисправности сенсора детонации косвенно подтверждается.

Для дополнительной проверки возможной неисправности воспользуемся особенностью работы электронного блока управления. В этом случае ЭБУ перейдет на аварийные алгоритмы работы, с меньшим углом зажигания и богатой топливной смесью, позволяющие сохранить возможность работы двигателя при неисправности прибора.

Косвенными симптомами неисправности служат:

  • быстрый перегрев двигателя, даже при относительно низкой температуре воздуха;
  • появление калильного зажигания и так называемое «троение» двигателя;
  • забивание нагаром свечей зажигания, из-за переобогащения топливной смеси;
  • значительное увеличение расхода бензина при явно выраженном падении мощности и приемистости двигателя.

Эксплуатировать двигатель с подобными симптомами категорически нельзя, необходимо провести проверку и, в случае необходимости, замену датчика.

Снимаем и проверяем работоспособность датчика детонации

Находим место установки датчика, обычно это центральная часть блока двигателя, между вторым и третьим цилиндрами, но лучше уточнить по руководству по эксплуатации автомобиля тип датчика, его маркировку и внутреннее сопротивление. Крепление легко увидеть по проводу с разъемом. Сначала откручиваем на шпильке гайку на 22 мм или на 13 мм, в зависимости от исполнения сенсора, осторожно отключаем и убираем электрический разъем, снимаем «бублик» датчика со шпильки крепления. Для проверки нам доступны два контакта – масса и сигнальный провод. Помним, что внутри «бублика» находится пьезоэлектрический кристалл, даже с учетом наличия в конструкции специальных компенсаторов, он остается чувствительным к ударам и падениям на бетонный пол. Также не стоит разбирать датчик. Если целостность корпуса нарушена – это тоже признак возможной неисправности.

Для проверки работоспособности датчика необходимо использовать мультиметр с диапазоном измерения в тысячные доли вольта. Постарайтесь не использовать в качестве щупов-проводов старые или имеющие скрутки проводники. Их собственное сопротивление может не соответствовать прибору. Подключив к центральному отверстию датчика минусовый щуп прибора и плюсовый к управляющему разъему, если есть возможность, используйте максимально короткие провода измерительных щупов.

Осторожно, с небольшим усилием «цокаем» металлическим предметом по центральной металлической части датчика. На клеммах исправного датчика мультиметр покажет скачек электрического потенциала в 40-150 мВ. Неисправное устройство всплесков потенциала не выдаст. Если есть возможность, проведите измерения показаний потенциала на других датчиках, желательно бывших в употреблении и обязательно исправных. Таким образом, вы убедитесь, что проводите проверку правильно.

Одним из признаков «проблемного здоровья» будет отсутствие сопротивление или очень высокое внутреннее сопротивление. Для того, чтобы проверить наличие внутреннего контакта цепи измеряем величину сопротивления между клеммами и сравниваем с характеристикой, указанной в описании.

Информация! Самым надежным способом проверки неисправного датчика, является его замена на автомобиле с заведомо исправным сенсором.

Появление признака легкой детонации подтвердит симптом, старый датчик детонации не работал в схеме. Дополнительно можно установить проблемный сенсор на другой двигатель и провести проверку на появление детонации при резком нажатии педали газа. В итоге нужно сравнить признаки работы исправного и неисправного датчика. Если симптомы проявятся и на втором моторе, в таком случае датчик подлежит окончательной замене.

Заменять датчик можно аналогичной моделью, только при совпадении каталожного номера. Это требование обязательно для обеспечения правильной и безопасной работы ЭБУ. Но есть опасность попасть впросак, если это контрафактное изделие китайского автопрома, по какому признаку можно подтвердить его пригодность – сказать сложно.

Видео о датчике детонации:

  • Устройство двигателя ВАЗ – карбюратор
  • Причина утечки масла из двигателя
  • Как промыть топливную систему бензинового и дизельного двигателя
  • Как сделать шумоизоляцию двигателя и моторного отсека самостоятельно

Устройство и принцип работы

Принцип работы

Как нам известно, а некоторые только догадываются, на максимальную эффективность работы двигателя (динамика, мощность, расход топлива) в очень большой степени влияет правильно выставленный угол опережения зажигания, который, к тому же, должен оптимально приспосабливаться под разные режимы работы двигателя.
Отклонения от оптимальных параметров угла опережения зажигания выглядят следующим образом:

  • Поздний угол опережения зажигания чреват ухудшением динамики автомобиля, перегреванием двигателя и повышенным расходом топлива;
  • Ранний угол опережения зажигания, в свою очередь, проявляет себя в виде микровзрывов в камере сгорания (детонация) что влечет за собой падение мощности и повышенный износ клапанов (прогорание клапана).

И для того чтобы исключить данные отклонения электронный блок управления автомобиля стремится задавать по возможности больший угол опережения зажигания, но в тоже время не дает ему уйти в зону детонации, о которой и сообщает контроллеру датчик детонации.
Принцип работы данного устройства основан на пьезоэффекте. Детонационный датчик монтируется на блоке цилиндров двигателя.

Замена датчика детонации ваз 2110

А так как детонация это, по сути, микровзрыв, то при ее наличии появляется вибрация на корпусе двигателя, которая и сжимает пьезоэлектрическую пластину, в результате чего на ее контактах появляется разница потенциалов.

Устройство

На данный момент современная автомобильная промышленность выпускает два вида датчиков детонаций – резонансного и широкополосного типа.

Датчик детонации ваз взаимозаменяемость

Как можно видеть на вышеизложенном фото у каждого типа датчиков совершенно разный принцип работы:

  • Датчик широкополосного типа фиксирует и передает весь спектр шумов электронному блоку управления, который, в свою очередь, обрабатывает полученный сигнал и самостоятельно выявляет соответствующий детонации шум.
  • Датчик же резонансного типа настроен на частоту микровзрывов, соответственно посылает сигнал контролеру только в случае его обнаружения.

Внимание! Замена датчика детонации ваз 2110, 2112, 2114, 2115 не приемлет замену датчика одного типа на другой.

Далее можно подвести некоторый итог:

  • При условиях, когда эксплуатация автомобиля проходит в нормальных условиях (качественный бензин, исправные свечи зажигания и т. д.) электронный блок управления не использует цепь дотационного датчика и переводит двигатель в работу в режиме оптимальных параметров.
  • Когда же, по каким либо причинам, начинается детонация, импульс от датчика детонации говорит блоку управления что угол опережения зажигания необходимо сместить в какую либо сторону до тех пор, пока детонация не исчезнет. Данным способом ЭБУ создает для двигателя оптимальные условия работы при любых условиях эксплуатации.
  • Этот способ корректировки работы двигателя носит название «closed loop» и используется электронным блоком управления не только при работе с детонационным датчиком, но и в регулировках других важных параметров.

Диагностика и замена детонационного датчика

Признаки неисправности

Если вы начали замечать что двигатель вашего автомобиля работает неравномерно (троит), или ухудшилась его динамика и на щитке приборов во время начала движения на подъем или при разгоне автомобиля загорается сигнализатор «СHECK ENGINE», то следует проверить детонационный датчик на наличие его возможной неисправности. Следующая инструкция поможет вам своими руками провести диагностику и замену детонационного датчика.

Проверка

Итак, на ваз 2110, 2112, 214, 2115 замена датчика детонации начинается со считывания кодов неисправностей двигателя:

  • Ошибка с кодом 0325 говорит о том, что в электрической цепи контура датчика произошел обрыв.

Необходимо внимательно осмотреть и при необходимости «прозвонить» весь контур и зачистить контакты в разъемах датчика, так как основной причиной данной ошибки являются окислившиеся контакты. Помимо этого необходимо проверить ремень ГРМ, а именно правильность его установки по меткам, возможно, он ослаб и перескочил на несколько зубьев.

  • Ошибка под номером 0328 говорит о высоком уровне сигнала детонационного датчика.

В данном случае необходимо обратить внимание на высоковольтные провода. Данная ошибка выдается при «пробое» питания и пьезоэлемента, а так же при повышенном зазоре клапанов.
Опять же перепроверьте ремень ГРМ.

  • Ошибки с кодом 0326 и 0327 говорят о том, что уровень сигнала от датчика слишком низок.

Как и в предыдущих случаях – проверяем контур электрической цепи, при снятом датчике обрабатываем специальными антикоррозийными средствами датчик и его контакты.Особое внимание уделите моменту затяжки датчика, который должен равняться 10-24 Н*м.
Если же щиток приборов вам не сигнализирует контрольной лампочкой «CHECK ENGINE», то замена датчика детонации ваз 2114, 2110, 2115 сопровождается его проверкой с помощью вольтметра, для чего:

  • В мультиметре устанавливаем режим вольтметра и вводим предел считываемых измерений 200 Мв;
  • На двух контактном датчике (широкополосного типа) подсоединяем щупы мультиметра к контактам, а на одно контактном (резонансного типа) – один к контакту, второй на корпус датчика;
  • Слегка с последующим возрастанием силы удара постукиваем металлическим предметом (отверткой или болтом) по корпусу датчика и наблюдаем за показаниями вольтметра;
  • При ударе должен наблюдаться скачок напряжения: сильнее удар – выше скачок, в противном случае — датчик определенно на замену.

Так же замена датчика детонации ваз 2115 может сопровождаться его проверкой омметром, при которой показания сопротивления должна находиться в шкале 1-10 МОм.

Проверка мультиметром

Замена

Замена датчика детонации ваз 2112, 2110, 2114, 2115 не представляет собой ни чего сложного, так что данная инструкция каких либо дополнительных видео материалов содержать не будет.Как говорилось выше, датчики обоих типов исполнения устанавливаются на блоке цилиндров двигателя.
Весь процесс замены состоит в следующем:

  • При выключенном зажигании отсоединяем от датчика разъем проводов или одного провода при резонансном типе датчика;
  • В первом случае ключом на «13» откручиваем крепящий к двигателю болт…

Замена датчик детонации ваз 2115

Ваз 2110 замена датчика детонации

…а во втором с помощью ключа на «22» выкручиваем из корпуса блока и демонтируем само устройство;

  • Устанавливаем в обратной последовательности.

Совет! При установке уделите особое внимание чистоте посадочного места датчика и моменту его затяжки (10-25 Н*м)

Приобретая новый детонационный датчик, остерегайтесь подделок, так как по своеобразной статистике собранной в одном из гаражных кооперативов из десяти отечественных датчиков всего пара рабочих, остальные являются откровенными муляжами, которые легко проверить вышеописанными способами.Лучше переплатить, чем тратить деньги на ветер, благо цена качественного датчика не так уж и велика, в среднем около пятисот рублей.

Проверка муляжей

Муляж в разрезе

В конце концов, благодаря универсальности отечественного автопрома, на ваз спокойно подходит датчик детонации от волговского четыреста шестого мотора, который и внешне и по параметрам практически идентичен «родному».