18 ноября 2019

Куда смотреть при покупке подержанного автомобиля?

Содержание

Изучите историю автомобиля

Перед покупкой необходимо внимательно ознакомиться с документами на автомобиль. Можно попросить продавца заранее прислать необходимые данные и узнать часть информации, не выходя из дома. Проверить машину в режиме онлайн можно по регистрационному знаку, СТС, ПТС, VIN, номеру кузова или шасси. Для этого предусмотрены специальные сервисы, в том числе на официальном сайте ГИБДД.

Проблемы с документами могут стать поводом для отказа от покупки — слишком велик риск лишиться техники и безвозвратно потерять свои деньги. Приобретаемый автомобиль может оказаться угнанным, арестованным или заложенным. Наличие дубликата ПТС на относительно новую машину должно насторожить покупателя. Вполне вероятно, что ее приобрели в кредит и оригинал хранится у банка. Если в ПТС закончилось свободное место, а продавец не переоформил документ заранее — у покупателя появятся сложности при постановке машины на учет.

Внимательно осмотрите кузов

Некоторые дефекты можно найти невооруженным глазом: небольшие вмятины, сколы, царапины, ржавчину, несовпадения оттенков. Если смотреть под острым углом, проще заметить шпаклевку или грунт. А заглянуть в труднодоступные места помогут зеркало и фонарик. При этом грамотно выполненный косметический ремонт не влияет на функциональность автомобиля. Однако не исключено, что кузов перекрасили после того, как он пострадал в аварии или просто проржавел.

Выявить скрытые дефекты ЛКП призван толщиномер. Также следует обратить внимание на стыки между деталями кузова и состояние соединительных болтов. Зазоры разной толщины и искривления могли появиться в результате ударов или некачественного кузовного ремонта. Если соединительные болты не демонтировались, они будут без царапин и сколов. Кроме того, все двери, капот, лючок бензобака и багажник должны открываться и закрываться без значительных усилий.

Проверьте двигатель

Под капотом автомобиля должно быть сухо, но вычищенный до блеска моторный отсек — плохой показатель. Вероятнее всего, так хозяин пытался скрыть протечку масла. При осмотре необходимо также проверить шланги на наличие трещин и разрывов. Нестабильная работа двигателя, посторонние звуки, сизый или черный дым из выхлопной трубы — это как минимум причины для серьезной уступки в цене.

Независимо от типа трансмиссии, переключение передач не должно сопровождаться рывками, стуками и хрустом. При проверке двигателя и автоматической коробки передач полагаться только на собственные силы не стоит. К диагностике лучше привлечь профессионалов. Они внимательно осмотрят машину и расскажут о том, какие механизмы пора заменить, а также проконсультируют по ценам.

Самое главное правило при покупке бу автомобиля — заключать сделку только после детальной диагностики. Здесь есть два варианта — или обратиться в специализированный центр, или взять с собой опытного автослесаря. Приведём 10 шагов, которые в обязательном порядке должны быть выполнены при покупке подержанной машины.

Кузов, вмятины, ржавчина

Визуальный осмотр — первое, что нужно сделать перед покупкой. Если вы не специалист, будет очень сложно определить был ли автомобиль в аварии. Что можно порекомендовать. Загляните в подкапотное пространство, если есть возможность — осмотрите лонжероны, внутреннюю часть крыльев, внутреннюю часть багажника (пол и боковые панели). Также проверьте дверные проёмы и стёкла по кругу автомобиля на предмет их оригинальности и даты производства. Рекомендуется заглянуть под днище автомобиля, нелишним будет использование прибора для измерения лакокрасочного покрытия. Это тот необходимый минимум, который вы можете сделать сами, но лучше доверить процедуры осмотра профессионалам — у них набит глаз и есть большой опыт в этом вопросе.

Подвеска и шины

Необходимо проверить подвеску, проехав несколько километров по разному дорожному полотну (асфальт, гравийка, грунтовка и так далее). При наличии серьезных неисправностей, вы обязательно это услышите. Но лучше не скупиться, заплатить за диагностику и доверить проверку профессионалам на СТО, где есть специальное оборудование.

Шины должны быть равномерно изношены и соответствовать сезону. Одинаковые шины на всех колесах автомобиля могут говорить о том, что владелец хорошо относился к автомобилю. Не допускаются разные шины на одной оси.

Фары

Фары должны быть чистыми, без следов запотевания и трещин, иметь целый корпус. Рекомендуется проверить работоспособность всех лампочек.

Продиагностировать нужно не только передние и задние фары, но и не забыть про поворотники, стоп-сигналы, свет в салоне и противотуманки.

Приборная панель и индикация

Необходимо проверить все индикаторы на панели приборов:

  • спидометр;
  • одометр;
  • тахометр;
  • температура двигателя;
  • датчик бензобака;

… и прочие сигналы (не должно быть красных и жёлтых значков). Стоит сравнить пробег с общим состоянием машины. Если имеются потёртости на рулевом колесе и рычаге переключения передач, но при этом пробег совсем мизерный, вполне возможно, что его «скрутили».

Печка и кондиционер

Неисправный кондиционер может стать причиной дорогостоящего ремонта, а потому его проверка обязательна. Холодный воздух должен поступать через все воздуховоды, при этом работа оборудования не должна быть слишком громкой. Таким же способом проверяется и печка.

Радиатор и патрубки

Нужно проверить радиатор на утечку антифриза, а также на уровень и цвет охлаждающей жидкости. Если в жидкости содержится ржавчина или уровень антифриза ниже минимума — скорее всего предыдущий владелец не ухаживал за авто должным образом. Также не забудьте проверить патрубки на герметичность.

Масло в двигателе

Обычно автослесарь должен заглянуть под кузов машины — это поможет определить факт утечки масла. Дополнительно рекомендуется проверить цвет и запах масла, если присутствует жжёный запах, а цвет слишком чёрный — это явные признаки того, что его долгое время не меняли.

Компрессия

Движок можно проверить на слух — при его запуске не должно быть посторонних шумов, стуков и треска. Также необходимо замерить уровень компрессии в каждом цилиндре, сделать это сможет только опытный механик, плюс ко всему будет необходим измерительный прибор (компрессометр).

Дым из выхлопной трубы

Белый, чёрный или синий дым говорит о проблемах с двигателем. Не рекомендуется приобретать такой автомобиль, так как может потребоваться дорогой ремонт мотора.

Трансмиссия и тормозная система

Тормоза — один из наиболее важных узлов машины, от которого зависит безопасность водителя и пассажиров. Не забудьте дополнительно проверить работу ручного тормоза и коробки передач.

Покупка подержанного автомобиля в салоне

При выборе, где купить автомобиль – в салоне или напрямую у автовладельца, следует учитывать преимущества и недостатки каждого из вариантов. Покупка автомобиля в салоне привлекательна, прежде всего, удобством в плане экономии времени, а также наличием страховки и гарантий насчет отсутствия сомнительного прошлого у предлагаемого авто (криминального или кредитного). Автосалону важна репутация, и, как правило, автомобили там предлагаются проверенные по полицейским и таможенным базам. Главный недостаток – высокая цена. Ведь салон выступает в продаже посредником, чей обычный доход – 7-15% от сделки. Обычно официальные дилеры продают автомобили либо выкупленные у клиентов по системе trade-in, либо выставленные бывшими владельцами на комиссию. Следует непременно узнать у менеджера по продажам, каким путем машина попала на витрину. Если это схема выкупа или trade-in, продавец скорей всего накинет на этот товар по максимуму. В этом случае салон может решиться на скидку, и у вас есть шанс поторговаться. Если товар сдан на комиссию, процент посредника, как правило, меньше, и возможность торга скорей всего не предвидится.

Чаще всего машину с пробегом автосалон страхует от ряда технических неполадок на определенный срок (на полгода или 15 000 км пробега в зависимости от того, что наступит раньше). Гарантия обычно распространяется только на основные узлы и агрегаты, то есть машина в течение заявленного срока сохранит способность передвигаться. Так что, покупая машину, проверьте в приложении к страховому полюсу список узлов и агрегатов, которые покрывает гарантия.

Покупка напрямую у владельца авто

Этот вариант выгоден тем, что покупатель в большей степени может рассчитывать на гибкую ценовую политика частника и возможность торга. Кроме того, в руках частных владельцев сосредоточено большинство предложений на вторичном рынке, что гарантирует более широкий выбор подходящего автомобиля. С другой стороны, потребуется больше сил и времени досконально проверить наличие сомнительного прошлого автомобиля, поскольку при покупке машины у частника вероятность такого сюрприза больше. Еще один риск – возможность нарваться в лице «липового» продавца на разного рода мошенников или грабителей. Лучшая категория продавцов-частников – семейные педантичные мужчины среднего возраста.

Главное для покупателя подержанного авто – это техническое состояние машины, правильность оформления и подлинность документов. Прежде чем брать на вооружение общедоступные рекомендации по общей диагностике автомобиля, имейте в виду: если вы не специалист в области автомобильной техники, то техническую экспертизу лучше доверить профессионалу, причем лучше обратиться в автосервис, специализирующийся на ремонте именно той марки, которую вы выбрали.

Не забудьте установить подлинность номерных агрегатов и проверить машину по базе угнанных авто. Услугами эксперта-криминалиста можно воспользоваться на любой торговой площадке вторичного рынка.

Говорим с продавцом по телефону

Прежде чем звонить продавцу-частнику, заранее составьте список вопросов, с помощью которых вы должны подробнейшим образом заочно «протестировать» состояние автомобиля. Как минимум, в этом списке должны быть следующие пункты:

  1. Причина продажи.
  2. Год выпуска.
  3. Пробег.
  4. Регион, где эксплуатировалась машина.
  5. Количество владельцев.
  6. Наличие коррозии.
  7. Наличие текущих технических неисправностей.
  8. Информация об аварийном прошлом.
  9. Информация о наличии капремонта мотора.
  10. Информация о ремонте или замене крупных узлов или агрегатов (КПП, амортизаторы, генератор и т.д.).
  11. Попросите, чтобы перед встречей не подвергали мойке и чистке подкапотное пространство, чтобы не смыть ряд любопытных признаков, о которых речь пойдет ниже.

Предварительный доскональный допрос существенно сэкономит время. При встрече и проверке автомобиля, вам останется только сверить сведения, полученные по телефону с реальным положением вещей. Не следует «покупаться» на информацию о гаражном хранении автомобиля или о том, что он зимой никогда не эксплуатировался. Вряд ли уместно воспринимать серьезно и фотоснимки при объявлениях, ведь там нередко изображено далеко не то, что продают в действительности. Будьте готовы, что, связавшись по телефону с продавцом-частником, вы наткнетесь на автодилера, который экономит на рекламе, или профессионального «перегонщика».

Едем на встречу

Идеально, если встречу для первичного осмотра вы назначите в проверенном автосервисе, где «свои» автомеханики, которым вы доверяете, смогут объективно по всем параметрам произвести диагностику автомобиля. Еще раз напоминаем: проверять машину лучше в автосервисе по ремонту именно той марки, которую вы выбрали. Ни в коем случае не соглашайтесь на первичный осмотр машины в автосервисе, рекомендованном продавцом. Если вы собираетесь произвести диагностику своими силами на нейтральной территории, то ни в коем случае не берите с собой деньги, а отправляйтесь на встречу в сопровождении пары приятелей. Если продавец вам предъявит сервисную книжку, то будьте бдительны – это совсем не гарантия «прозрачности» машины, так как такую книжку можно легко подделать.

Оценка технического состояния

Не лишним будет еще раз напомнить, что к тем общедоступным рекомендациям по технической диагностике, которые чаще всего дают на вооружение простому обывателю, серьезно относиться не стоит. Доверьтесь профессионалу.

Среди самых популярных подобных советов — послушать звук работающего двигателя, который должен быть ровным и бесперебойным. Еще один способ: в исправном автомобиле при запущенном моторе в сухую теплую погоду дым из выхлопной трубы не виден. При манипуляции педалью газа дым уже заметен и имеет светло-сизый цвет. Черный цвет дыма говорит о неполадках в топливной системе, синий — наличие моторного масла в камере сгорания цилиндров, белый — в камере сгорания вода или антифриз. Этот способ не будет «работать» в условиях мороза или повышенной влажности.

Еще один общедоступный способ – заглянуть в подкапотное пространство. Главное, чтоб его не мыли накануне. Наличие налета сухой и нежирной пыли в области мотора говорит о том, что он продолжительное время не подвергался вмешательству. О неисправностях его работы будут свидетельствовать масляные потеки и копоть.

Кузов – одна из самых дорогих деталей автомобиля, поэтому проверке состояния этого элемента стоит уделить особое внимание. Опять же, лучше всего это сделает специалист.

Прежде всего, при первичном осмотре машины следует обратить внимание на зазоры между кузовными деталями. Если они неровные или неодинаковые, то это говорит о нарушенной геометрии несущего кузова.

О том, что кузов авто скорей всего собрали из нескольких частей, говорит полная перекраска машины. Обнаружить это можно проверив наличие характерных ступенчатых наплывов краски в местах примыкания к кузову уплотнителей стекол, крепления ручек дверей, навесных элементов и оптики.

Окраска кузова должна быть однородной и одинаковой по цвету, блеску и износу на всех элементах. Неоднородность цвета краски на соседних деталях кузова можно выявить, рассматривая поверхность под разным углом зрения. Таким же образом обнаруживаются характерные оптические искажения, свидетельствующие о деформации детали.

Все двери в машине должны закрываться свободно и с одинаковым усилием.

ПТС

Основной документ, на который стоит обратить внимание при покупке авто с пробегом — паспорт транспортного средства (ПТС). Хорошо, если раздел «особые отметки» в нем будет пуст. Если же вы там увидите запись, что данный ПТС является дубликатом, имейте в виду: либо документ был утерян, либо пришел в негодность, либо в нем закончилось место для прочих отметок в связи с частой сменой владельцев.

Надпись «взамен утерянного» может означать, что ПТС менялся владельцем с целью скрыть некие компрометирующие товар изменения, которые туда вносились. Другой возможный вариант – оригинал ПТС находится у банка-кредитора, а следовательно сам автомобиль в залоге. В этом случае банка вправе изъять машину даже у нового владельца, несмотря даже на всевозможные расписки. У вас будет один только путь, чтобы вернуть деньги – подать на продавца в суд.

Поскольку базы на сегодняшний день, содержащие информацию о залоговых авто, охватывают лишь 20% вторичного рынка, то гарантировать юридическую чистоту машины с дубликатом ПТС не возьмётся никто. В этой связи, отметка «взамен утерянного» свидетельствует о большом риске покупки такой машины. Поэтому покупка авто с «утерянным» паспортом – мероприятие рискованное. Если в самом деле дубликат выдан взамен истекшего срока или испорченного документа, то продавец всегда может продемонстрировать его – многие автовладельцы сохраняют старые ПТС.

Пробег

Скрученный счетчик – явление распространенное. Проверить это несложно с помощью профессионального автомеханика.

Браться рассчитывать средний километраж пробега своими силами, если вы не специалист в этой области, не стоит. Даже профессионал сможет это сделать только по второстепенным факторам: год выпуска, состояние кузова, тестовые показатели ходовой части и эксплуатационные характеристики двигателя. В любом случае это будет лишь поверхностная информация.

О внушительном рабочем стаже автомобиля скажет обод руля, который блестит и вместо матового покрытия имеет гладкую протертую поверхность, а также промятые подушки сидений, потертая обшивка дверей, царапины и деформации на пластиковых панелях, пятна и разводы на ткани, ремни безопасности со слабой фиксацией и недостаточной инерцией.

Если вам повстречается автомобиль, где отсутствует, так называемая, «фишка» — группа электрических разъемов на кулисе коробки передач для подключения диагностического оборудования, имейте в виду, что скорей всего ее срезали специально. Значит, было, что скрывать.

Крышка бензобака обычно меняется очень редко, а следовательно ее внешнее состояние может рассказать правду о реальном пробеге машины.

Принято считать, что более «честный» автомобиль тот, который куплен на аукционе.

Как правило, не следует сомневаться в реальности пробега, который отмечен в подлинном аукционном листе.

Торг

Существует статистика: в течение первого года эксплуатации автомобиль теряет около 20% от стоимости, за второй год – еще в районе 15%, за каждый следующий – по 10%. То, что в силу различных обстоятельств продавцы могут произвольно снижать цену – главное преимущество покупки авто у продавца-частника. Как показывает практика, в восьми из десяти случаев от объявленной цены можно сразу отнимать десять процентов.

Приобретение автомобиля – событие, вне сомнения, со знаком плюс, но оно кроет в себе массу хлопот. Покупателю стоит быть предельно внимательным. Во главе угла любой продавец ставит реализацию товара, поэтому если клиент выдаст в себе «начинающего» автолюбителя, ему вряд ли расскажут о минусах продаваемого авто.

Избежать подобной ситуации можно, если взять с собой компетентного в таких вопросах товарища. Кстати, человеку, который собрался приобретать автомобиль, не лишним будет изучить основные вопросы, касательно этой темы. Данная публикация содержит в себе наиболее важные моменты, которые будут очень полезны будущему автолюбителю.

1-е впечатление

Вполне естественно, что товар должен нравиться покупателю. Машина не должна быть поцарапанной и содержать на себе какие-либо вмятины. 1-е впечатление, которое должен производить на клиента автомобиль, должно быть приятным. Сразу после этого следует приступить к визуальному осмотру машины. Начать лучше всего с кузова, сосредоточив внимание на поиске подгнивших мест и ржавчины: она может быть в багажном отделении, порогах, колесных арках. Ржавчины не должно быть слишком много, в противном случае от покупки авто лучше отказаться.
Беглому осмотру следует подвергнуть слой краски, которым покрыт автомобиль.

Прежние хозяева могли замазывать вмятины и царапины, причем, делать это неоднократно. Попытки такого рода, как правило, несложно разглядеть. Следует насторожиться в случае, если кузов машины перекрашивали полностью – это могли предпринять с целью спрятать серьезные внешние повреждения. Если продавец уверенно рассказывает о том, что машина «чиста», а на ней имеются волнистости и вздутия, то владелец попросту что-то недоговаривает и доверять ему не следует.

2-й этап осмотра следует проводить под машиной

Надо обратить внимание на наличие протечек, чаще всего, капает тосол и масло, в некоторых случаях это может быть тормозная жидкость, которая имеет зеленый или красный цвет. Покупку авто следует отложить, если машина имеет множественные протечки, а разобраться в их причине не представляется возможным. Самым лучшим в такой ситуации будет заручиться поддержкой специалисты и просто компетентного в подобных вопросах человека. К сведению, небольшая утечка масла для подержанных автомобилей является нормой.

Колеса автомобиля, у которого нет проблем со сход-развалом, стоят без перекоса относительно друг друга. Износ протекторов шин должен быть равномерным, на них также следует обратить внимание.

Этап №3: осмотр того, что находится под капотом выбираемого автомобиля

Внешний вид двигателя скажет покупателю очень много, причем, не только о состоянии авто, но и об искренности его хозяина. Важно осмотреть мотор дважды, один из них должен предварять пробную поездку, 2-й следует сделать после. Надо обратить внимание на чистоту двигателя, он не должен быть грязным. Подтеки масла должны насторожить, точно такое же ощущение должно возникнуть, если мотор чересчур чист, это говорит о том, что его мыли. Подозрения со стороны покупателя обязаны вызвать наличие изоленты или проволоки, а также тех элементов, которых там быть не должно.

Об утечках масла скажет поверхность капота с внутренней стороны, если это имеет место быть, то она будет черной.

Осмотру надо подвергнуть ремни, осуществляющие передачи. Об их износе говорит тот факт, что они смотрятся беловато и проглядываемые в местах потертостей нити арматуры.

4-й этап проводится при включенном двигателе

Не закрывая капот машины, следует повернуть ключ зажигания до включения приборов, не больше (заводить мотор пока не требуется). Лампочки, отражающие состояние аккумулятора и давления масла, должны загореться. Очень плохо, если этого не произошло. Они же должны перестать гореть сразу после запуска мотора. Если этого не случилось, то закономерными будут несколько вопросов владельцу автомобиля. Звук работающего двигателя должен быть равномерным и негромким. При нажатии педали газа не должно быть стуков и перепадов.

После того, как педаль акселератора будет отпущена, надо посмотреть на индикатор, отражающий обороты, слишком большой показатель говорит о проблемах с регулировкой. Сама по себе данная проблема сложностей не представляет и вовсе не означает, что с мотором что-то не то. Хозяин должен был произвести регулировку перед тем, как представлять авто покупателю, а тот факт, что он не сделал этого говорит о серьезных недостатках машины. Снова появился повод для того, чтобы задать владельцу товара один или несколько вопросов.

Цвет выхлопа – момент, которым не стоит пренебрегать при осмотре авто. Белый цвет должен исчезнуть, когда мотор разогреется, если этого не произошло, на лицо износ головки блока цилиндров. Проблема критичной не является – все детали двигателя взаимозаменяемы, но пусть это сделает хозяин автомобиля, так будет справедливее.

Черный дым, идущий из выхлопной трубы, говорит о том, что мотор не отрегулирован. И самый худший из вариантов – дым голубоватого цвета. Сам факт его наличия говорит о том, что двигателю необходимо вмешательство специалиста, которое может быть дорогостоящим.

Крайний этап осмотра авто – это поездка на нем. Следует быть очень аккуратным, ведь автомобиль незнакомый. В 1-ю очередь на данном этапе следует проверить тормоза. Резкое торможение не должно стать причиной киданий авто в стороны.

При этом также не должно возникать посторонних звуков. Проблемы с колодками вскрывает прерывистое поведение автомобиля при торможении. Если машину ведет, то причиной этого может быть неотрегулированный сход-развал, его покупателю должен был выявить на этапе визуального осмотра машины.

Выявить недостатки подвески авто также очень важно. Для этого надо направить авто по кочкам, выбоинами и прочим неровностям. Подозрения должны выявить громкие стуки. Переключение передач не должно сопровождаться трудностями и звуками тоже.

Покупка авто – дело хлопотное. Дабы товар не выглядел «котом в мешке» надо взять на встречу специалиста или лично изучить данный вопрос.