24 марта 2023

Бендикс не входит в зацепление с маховиком, стартер как выглядит

Содержание

Стартер экскаватора. Виды и принцип работы

Любой стартер, будь то стартер для экскаватора или же стартер обычного автомобиля, выполняет одну и ту же роль. Он служит для запуска двигателя. Отличие одного от другого — в размерах, мощности и напряжении. Так, например, стартер обычного легкового автомобиля способен запуститься от аккумулятора мощностью всего в 12В, тогда как для экскаватора/бульдозера или другой тяжелой техники требуется мощность в 24В.

Различают 3 вида стартеров всего: редукторный, без редукторный и с инерционным приводом.

Редукторный – наиболее популярный. Благодаря наличию магнитов уменьшает шансы на поломку и эффективно работает даже при низком заряде аккумулятора.

Стартер без редуктора хорош своей простой конструкцией и быстрым зажиганием. Единственный минус – перебои в работе при низких температурах.

В стартере с инерционным приводом основную работу по запуску двигателя осуществляют винт шестеренки и якорный вал. Соединяясь с маховиком через резьбу, шестеренка заставляет его начать движение, благодаря увеличению скорости оборотов, а сама, под воздействием этой же самой скорости увлекает за собой якорь, отсоединяясь от маховика. Основным недостатком является недолгий срок службы данного вида стартера.

УСТРОЙСТВО СТАРТЕРА (на примере редукторного стартера)

Сам по себе стартер состоит из огромного количества различных деталей:

1 – передняя втулка скольжения,

2 — передняя крышка,

3 – приводная шестерня,

4 – обгонная муфта (бендикс),

5 – редуктор,

6 – ротор (якорь),

7 – статор (обмотка),

8 – блок щеток с щеткодержателем,

9 – задняя крышка,

10 – вилка включения,

11 – втягивающее реле (соленоид),

12 – маска (голова).

Однако, основную роль играют всего несколько: редуктор, якорь (ротор), втягивающее реле, бендикс (обгонная муфта) и щеткодержатель с блоком щеток.

Редуктор выполняет роль увеличителя крутящего момента ротора за счет уменьшения его частоты вращения. В производстве техники используется в основном планетарный, который имеет три сателлита.

Якорь (ротор) создает электромагнитный импульс за счет магнитной обмотки статора, приводя тем самым сам себя в движение.

Втягивающее реле подает ток на редуктор и выталкивает обгонную муфту.

Бендикс передает крутящий момент маховику мотора. Внутри этой самой обгонной муфты есть ролики с пружинками, заставляющие ее крутиться только в ОДНУ сторону.

Щеткодержатель отвечает за подачу тока на ротор стартера.

ПРИНЦИП РАБОТЫ СТАРТЕРА

Условно всю работу стартера можно разделить на три этапа:

1. Соединение приводной шестерни и маховика двигателя.

2. Запуск стартера.

3. Отсоединение приводной шестерни от маховика.

Получается, что в момент, когда оператор экскаватора поворачивает ключ зажигания и включает машину, ток с аккумулятора, благодаря щеткам (щеткодержателю) поступает в якорь (ротор), приводя тем самым его в движение. Крутящий момент от последнего поступает в редуктор стартера, который в свою очередь передает силу тока втягивающему реле, выталкивая обгонную муфту. Бендикс (та самая обгонная муфта) тут же подсоединяется к маховику мотора, запуская уже его механизм в движение, после чего благополучно отсоединяется, прекращая работу всего стартера до следующего запуска двигателя экскаватора.

И бендикс, и реле, и ротор, и редуктор – в общем все детали любого вида стартера имеют свойство ломаться из-за того, что срок годности закончился или же неправильно эксплуатировался сам агрегат.

О причинах неисправностей и способах их устранения Вы можете посмотреть статью «Возможные неисправности стартера».

Купить запчасть для всех типов стартера (редукторного, инерционного или без редукторного) можно в разделе «запчасти двигателя» сайта ГК «Ридком».

Заказать диагностику или ремонт стартера двигателя можно, позвонив по бесплатному телефону 8 (800) 500-87-93 или оставив заявку на [email protected].

>Какой стартер лучше

Устройство редукторного стартера

Часто размер стартера является критическим показателем для его применения в автомобиле. Одним из путей уменьшения габаритных размеров устройства является включение в его строение редуктора.

Фото редуктора стартера Бош со следами износа и трещинами.

Устройство редукторного стартера мало чем отличается от такового у стартера традиционного, однако все же есть важные отличия.

Редуктор представляет собой механизм, который преобразует крутящий момент. Он может повышать его или снижать. Если высокая угловая скорость преобразуется в низкую, редуктор называется демультипликатором. Если наоборот – тогда это мультипликатор. Обычно в стартерах применяют первый вариант, с целью уменьшения габаритов стартера. Ведь маленький высокооборотистый стартер легче поместить под капот, чем массивный низкооборотистый.

Устройство стартера с редуктором подразумевает использование почти такого же электродвигателя постоянного тока, как и в традиционном варианте. Но использование редуктора упрощает и сам двигатель, и помимо его уменьшенного размера снижается также материалозатратность его изготовления. Главное же отличие редукторного стартера заключается в использовании двух валов вместо одного.

Если в традиционном устройстве бендикс закреплен прямо на валу стартерного двигателя, то в этом варианте он расположен уже на своем собственном валу,

Фото бендикса стартера.

который как раз и сообщается с двигателем посредством редуктора. Таким образом, вал двигателя уже не имеет шлицов, и шестерня на нем закреплена жестко.

Обычно применяются два вида редукторов, различающихся по строению. Первый подразумевает внешнее зацепление шестеренок, и такая конструкция имеет большие размеры. Понятно, что это не очень хорошо, ведь редуктор как раз и был введен в строение устройства с целью уменьшения его габаритов. Но эту проблему можно решить другим вариантом – использованием планетарной передачи.

В таком стартере усилие от двигателя передается на 3 шестерни, которые располагаются на осях водилы вала привода. С обратной стороны шестерни контактируют со статичной шестернёй внутреннего контакта. При передаче усилия от двигателя, шестерня вала начинает крутить шестерни-спутники, которые крутятся вокруг своей оси и двигаются по внутренним зубьям статичной шестеренки, оборачивая водило с валом.

Устройство редукторного стартера подразумевает использование высокооборотистого двигателя, наибольшая нагрузка в котором приходится на якорь и щетки. Поэтому такой двигатель изготавливается с некоторым запасом прочности в этих частях, а также в нем используются, как правило, постоянные магниты, что позволяет еще больше уменьшить его размеры.

Планетарная передача имеет компактные размеры, обеспечивает при этом передаточное число около 4. Редуктор с такой передачей не создаёт радиальных нагрузок, что позволяет использовать подшипники с меньшей износостойкостью.

Фото планетарного редуктора стартера из автомобиля Тойота.

С другой стороны, планетарная передача имеет усложненное устроение, и в случае поломки её бывает сложнее починить. Сложность строения передачи также говорит о её потенциально меньшей износоустойчивости в целом.

Не смотря на применение передачи, редукторный стартер работает по тому же принципу, что и традиционный стартер. Устройство стартера с редуктором также опирается на три самые важный составляющие – двигатель стартера, втягивающее реле и бендикс (обгонная муфта).

Включая зажигание автомобиля, водитель подает тем самым ток на реле стартера.

Какой стартер лучше — редукторный или обычный? Отличия, принцип работы и устройство

Якорь, расположенный в сердечнике реле, втягивается из-за возникшего магнитного поля в обмотке устройства. Якорь соединен с рычагом, посредством которого при втягивании выбрасывается бендикс. Выброшенный вперед бендикс входит в зацепление с маховиком двигателя автомобиля.

Когда якорь реле доходит до своего крайнего положения, он замыкает пятачковые контакты с другой стороны корпуса реле. Тогда через эти контакты начинает подаваться напряжение напрямую от аккумуляторной батареи, минуя замок зажигания. Магнитное поле возникает уже в обмотке самого двигателя стартера, и он начинает вращать свой якорь. Крутящий момент подается на редуктор, который преобразует его и подает на бендикс, который начинает вращать маховик ДВС.

При достижении 50-100 оборотов в минуту, двигатель автомобиля заводится, и бендикс выходит из шлицов на своем валу. И тогда стартер начинает работать вхолостую. Когда водитель поворачивает ключ в замке обратно, контакты в реле размыкаются, стартер останавливается. Якорь выходит из сердечника реле, и бендикс возвращается в исходное положение.

Читайте так-же, другие обзоры

Какой стартер лучше, редукторный или обычный? Выбираем для себя подходящий вывод

Часто можно услышать вопрос, какой стартер лучше редукторный или обычный. Чаще всего, таким вопросом задаются люди, владеющие довольно старыми автомобилями. Ведь еще до начала 2000 большая часть моделей комплектовалась стартерами старого образца. Сейчас такой тип пускового устройства практически не встретишь на новых моделях, хотя они еще встречаются. Но, все же вопрос стоит в основном не о новых автомашинах, а о поездивших по просторам нашей страны.

Автомобилисты народ консервативный поэтому, к более современным запчастям они относятся обычно очень настороженно. Из этой статьи вы сможете узнать обо всех нюансах обоих видов стартеров.

Технические особенности

Какой стартер лучше редукторный или обычный, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо более внимательно рассмотреть оба типа приспособлений для запуска двигателя.

В обычном стартере усилие от якоря на маховик передается напрямую. При этом срабатывает тяговое реле, которое продвигает вперед обгонную муфту (бендикс), что позволяет ему войти в зацепление с зубьями маховика. Конструкция такого типа позволяет заводить двигатель без особых проблем. В свое время такой вид стартеров казался передовым, особенно по сравнению с кривым.

Редукторный стартер имеет схожее строение с простым вариантом. Но, у него есть ряд различий. Основное отличие в передаче усилия. Для этого используется редуктор, что позволило снизить мощность электродвигателя. Также важной особенностью подобного типа стартеров является наличие постоянных магнитов в обмотке, это позволило сделать электродвигатель более надежным.

Сравнительные характеристики

В целом редукторный стартер более надежен. Единственное его слабое место это обгонная муфта. На ней расположена шестерня, которая изнашивается довольно быстро. Поэтому, многие столкнувшись один раз с такой разновидностью приспособления для запуска двигателя, отказываются от них в дальнейшем. Но, в остальном они более надежны. Обычные стартера славятся проблемами со щетками и втягивающими устройствами. Из-за этого ремонт стартера приходится производить регулярно.

Также нужно сравнить ремонтопригодность обоих стартеров. Проще всего восстановить работоспособность простого стартера. Его конструкция максимально проста. И не вызывает затруднений даже у неопытного автолюбителя.

Отличие редукторного стартера от обычного

Редукторный стартер несколько сложнее. Для правильной сборки его основной части (редуктора) необходим немалый навык в ремонте подобных конструкций. Спасает в этой ситуации, что все элементы (кроме бендикса) на таких стартерах служат в 2 раза дольше.

Энергопотребление у редукторного стартера намного меньше. Это объясняется наличием дополнительного механизма, который усиливает крутящий момент электродвигателя. Именно поэтому, эти стартера значительно меньше, по сравнению с обычными. Такой стартер спокойно работает даже при слегка посаженном аккумуляторе, чего обычный сделать не сможет. Для сравнения посмотрим средние мощности двух типов стартеров:

  • Обычные – 3 кВт;
  • Редукторные – 1,8 кВт.

Эти данные весьма условны, все зависит от объема двигателя, а также от типа топлива. На дизелях стартера требуются помощнее. Но, в целом можно сделать вывод, что редукторные детали намного экономичнее, это позволяет продлить ресурс аккумулятора.

Зимняя эксплуатация. Отдельно следует рассмотреть особенности эксплуатации в зимний период. Ведь это сложный период для автомобиля. Чаще всего, сложности проявляются именно при запуске двигателя. В этом случае в выигрыше оказывается опять редукторный стартер. Он может прокрутить, даже слегка загустевшее масло. Чего не может сделать обычный стартер.

Сказывается наличие редукторной передачи, которая позволяет без особого напряжения для электродвигателя прокручивать двигатель, с застывшим в нем маслом.

Замена

Многие автомобилисты интересуются, можно ли установить вместо обычного стартера редукторный. Это вполне возможно. Практически все производители поставляют на рынок не только обычные стартера, но и редукторные. Для замены вам не придется изменять конструкцию своего автомобиля. Достаточно просто снять старый стартер и поставить новый. Редукторные стартера обладают особыми креплениями для проводов. Они исключают риск замыкания.

Заключение. Современное автомобилестроение не стоит на месте. Все компоненты конструкции постоянно совершенствуются. Поэтому, часто возникают вопросы, какой стартер лучше редукторный или обычный? В данном случае можно ответить, что лучше редукторный стартер. Он более современен. Обладает меньшим энергопотреблением. Срок его службы значительно выше. Если вам вскоре предстоит поменять стартер, то лучше отдать предпочтение более эффективному редукторному варианту.

Редукторный стартер: отличия, плюсы и минусы

Этот агрегат получает энергию из автомобильного аккумулятора. Стартер имеет рабочую шестерню, закреплённую на роторе и служащую для сцепления с маховиком коленчатого вала. Сначала происходит соединение с маховиком, потом пуск стартера и наконец пуск автомобильного мотора.

Системы запуска двигателя всех автомобилей имеют схожее внутреннее устройство, так как основным их элементами являются стартер и тяговое реле.

В устройстве стартера есть несколько важных составляющих:

  • Корпус с обмоткой возбуждения и ротором;
  • Якорь;
  • Втягивающее реле;
  • Бендикс (обгонная муфта);
  • Приводная шестерня и щётки.

Сам процесс работы подобных систем довольно прост и состоит всего и несколько этапов. Сначала, при повороте ключа, ток передается от АКБ к тяговому реле, за счет чего происходит втягивание якоря. Он, в свою очередь, приводит в движение рычаг приводного механизма, в следствие чего шестерня зацепляет маховик. В процессе движения якорь обеспечивает полное замыкание контактов реле, а стартер начинает вращаться, раскручивая коленчатый вал. Когда запуск двигателя совершен, его обороты в значительной степени увеличиваются. Чтобы предотвратить поломку стартера, существует такой элемент, как обгонная муфта, отсоединяющая его от маховика двигателя.

Редукторный стартер на ВАЗ

При всей простоте стартера он может иногда подкинуть водителю неприятный сюрприз в виде спонтанно возникшей неисправности, вычислить которую бывает не так уж просто. Например:

  • Повреждение в электрической цепи приводит к тому, что не срабатывает втягивающее реле;
  • Не вращается якорь;
  • Отсутствует сцепление с маховиком;
  • Бендикс не разъединяет стартер и маховик.

В силу этих причин современные автомобили оснащаются так называемым редукторным стартером. От стандартного он отличается тем, что между якорем и бендиксом находится ещё одна деталь — редуктор. Редуктор представляет собой набор зубчатых колёс, осуществляющих передачу вращающего момента от якоря стартера на маховик мотора. Это даёт следующие преимущества:

  • Быстрый старт двигателя даже при низкой температуре атмосферного воздуха;
  • Меньший износ рабочих деталей стартера, более долгий срок службы агрегата;
  • Меньший вес и габариты редукторного стартера в сравнении с обычным.

Редукторный стартер может иметь внутреннее или внешнее зацепление шестерён. Принцип действия такого стартера заключается в том, что шестерня редуктора стартера принимает вращающий момент от якоря и передаёт его на бендикс, то есть между якорем и бендиксом есть посредник. Приобрести подобное устройство можно здесь. В некоторых машинах можно увидеть более сложный агрегат — стартер, имеющий планетарный редуктор. В таком стартере крутящий момент от ротора передаётся на три зубчатых колеса или сателлита, сделанных из композитного материала. Редуктор такого типа достаточно сложен в изготовлении и увеличивает размеры самого стартерного механизма, что может создать затруднения при попытке внедрить его под капот ВАЗовской “классики”, с одним исключением: на автомобилях ВАЗ 2109, ВАЗ2110 и модификациях 2106 и 2107 с инжекторным двигателем редукторный стартер установлен по умолчанию.

Планетарная шестерня редуктора стартера вращает сателлиты, которые соединены с водилом бендикса. Дальше всё происходит как было описано выше: сцепление с маховиком и запуск двигателя.

Узнать о признаках неисправности стартера можно здесь.

Бендикс стартера (или обгонная муфта) — деталь автомобильного двигателя, которая передает вращение от стартера коленвалу. Бендикс устроен достаточно надежно. Если он и выходит из строя, то в основном из-за естественного износа металлических частей. Чтобы понять возможные причины поломки, разберем подробно, как он устроен и работает, а также, как поменять бендикс.

Конструкция обгонной муфты

Когда водитель поворачивает ключ зажигания, втягивающее реле подает бендикс вперед, его шестеренка зацепляет маховик коленвала и начинает его раскручивать. В камерах сгорания воспламеняется горючее, заводится двигатель. Как только коленвал станет вращаться быстрее, чем якорь стартера, обгонная муфта немедленно разъединит шестеренку и маховик.

Как устроен бендикс?

Он состоит из:

    • внутренней обоймы с шестерней;
    • корпуса с внешней обоймой;
    • роликов с пружинами;
    • уплотнительной шайбы;
    • стопорного кольца.

Шестерня может иметь 9 зубьев, 10 или 11 зубьев. Встречается более сложный редукторный бендикс.

Внешняя (ведущая) обойма бендикса плотно закреплена на якоре и передает вращение от него на внутреннюю (ведомую) обойму. Сцепление происходит за счет подпружиненных роликов. Шестерня на ведомой обойме цепляет маховик коленвала и раскручивает его, происходит воспламенение горючего в камерах сгорания, и автомобиль заводится.

Для этого маховик и коленчатый вал должны вращаться с частотой не меньше 100 об. в мин. Поскольку шестеренка бендикса в 10 раз меньше маховика, ей нужно крутиться в 10 раз быстрее, то есть со скоростью 1000 об. в мин. Когда двигатель завелся, он начинает работать с частотой 1000 об. в мин. Получается, что теперь уже маховик должен крутить якорь стартера, причем тоже в 10 раз быстрее (10 000 об. в мин).

Но этому препятствует бендикс. Когда скорость вращения коленвала, превысит число оборотов электромотора, пружины перестают давить на ролики, сцепление между внутренней и внешней обоймами пропадает, они начинают вращаться с разной скоростью это и спасает стартер от заклинивания.

Как узнать, исправен ли бендикс стартера?

Проверить это можно двумя способами: предварительно сняв его с автомобиля или на слух. Второй способ проще. Если при запуске двигателя стартер вращается, но мотор не заводится, при этом отчетливо слышен металлический лязг, то бендикс стартера неисправен.

Если все же пришлось снимать стартер, то нужно внимательно осмотреть обгонную муфту. Признаки поломки, на которые стоит обратить внимание:

  • вращается ли она, как предусмотрено, только в одну сторону;
  • не стерлись ли зубья у шестеренки;
  • плотно ли бендикс сидит на шлицах якоря;
  • нет ли выработки у ведущей обоймы и роликов;
  • не потеряли ли упругость пружины.

Можно поменять отдельные детали муфты, но обычно узлы бендикса изнашиваются одновременно. Мастера в автосервисе советуют не экономить и купить новое устройство.

Как заменить бендикс на стартере?

Можно провести ремонт бендикса стартера своими руками. Для этого понадобятся слесарный инструмент: торцевые и накидные ключи, отвертки, раздвижные пассатижи, зубило, молоток.

Как снять бендикс со стартера?

Откручиваем стартер, если нет редуктора, то аккуратно сбиваем шайбу с якоря и убираем стопорное кольцо. Снимаем бендикс с оси. Меняем его на новый, который устанавливаем в обратной последовательности. Больше всего сложностей доставляет установка шайбы и стопорного кольца.

Для этого мастера применяют струбцины, специальные ключи, раздвижные пассатижи. Замена бендикса на стартере требует определенной практики.

Иногда неисправность возникает из-за попавшей в механизм грязи и разбирать стартер не придется, можно попробовать его реанимировать. Для этого якорь с обгонной муфтой окунают на 5–7 часов в емкость с бензином и периодически прокручивают шестеренку. После стартер нужно хорошо просушить и попробовать в деле. Если он не заработал, то разборки агрегата все-таки не избежать.

Подводим итог

Бендикс важная деталь стартера. Он передает вращение от него маховику двигателя. Если опорная муфта вышла из строя, то машина не заведется. Определить поломку можно на слух. Если стартер крутит, но шестерня начинает проскакивать и не вращает двигатель, то вышла из строя именно обгонная муфта.

Снять и отремонтировать ее можно своими руками. Но если появилась выработка на поверхности роликов, внешней обойме или шестеренке, то лучше поставить новый бендикс.