13 сентября 2019

Баркас 1000 технические характеристики: barkas автомобиль

Коммерческий автомобиль Barkas B1000 начали выпускать в ГДР, на заводе VEB Barkas-Werke в Карл-Маркс-Штадте (сейчас Хемниц) в 1961 году. Машина грузоподъемностью одна тонна имела прогрессивную для тех лет конструкцию: расположенный спереди мотор, передний привод, несущий кузов, независимая торсионная подвеска всех колес. В гамме модификаций были восьмиместный микроавтобус, фургон, фургон-комби, грузовик, также выпускались автомобили специального назначения.

Вопреки общей современной конструкции, силовой агрегат «Баркаса» был устаревшим — трехцицилиндровый двухтактный двигатель DKW объемом 0,9 литра развивал всего 28 л. с. Однако уже в 1962 году на машину начали ставить литровый мотор мощностью 42–46 л. с. Коробка передач была механической, четырехступенчатой.

Грузовик Barkas B1000, 1965–1991

Barkas B1000 неоднократно модернизировался: в 1963 году усовершенствована тормозная система, в 1967 году появился омыватель стекла, в 1978 году — ремни безопасности, в 1979 году изменена конструкция рулевого управления, а в 1985 году на машину начали ставить новую панель приборов.

Незадолго до объединения Германии, в 1989 году дебютировал модернизированный Barkas B1000/1 с лицензионным четырехцилиндровым дизелем Volkswagen 1.3 мощностью 58 л. с. и измененным оформлением передка. Однако таких машин сделали совсем немного: устаревший «Баркас» не мог выдержать конкуренцию с западногерманскими аналогами, и в апреле 1991 года выпуск модели был прекращен.

Любопытно, что производство автомобиля планировалось продолжить в России — на Кировском заводе или в Сосновом Бору под Петербургом, а инженеры ВАЗа даже разработали проект оснащения «Баркаса» тольяттинским двигателем. К 1993 году оборудование завода было демонировано и отправлено в Россию, однако затем его следы затерялись.

Этот любопытный автомобиль встречался на наших дорогах, хоть в СССР он массово не завозился. Такой, «рафик» из страны, которой ныне нет, в своё время входившей в соцлагерь. В разные годы мне довелось видеть эту машину в совершенно разных модификациях, это и грузовичок грузоподъемность в 1 тонну (примерно) и микроавтобус, правда, уже переделанный в овощевозку, и закрытый цельнометаллический фурон, и даже, однажды, трёхосную модификацию – эвакуатор.

Часто они встречались в начале 90-х, когда «Газель» еще не получила широкого распространения, а разные «Форды» и всякие японские микроавтобусы были слишком дороги для использования их в качестве подвоза овощей на рынок, как и польские «Жук» и Nysa, машина была востребована в этой отрасли коммерции.

Началось производство «Баркаса» на «народном предприятии» VEB Barkas-Werke в далёком 1961 году в городе Хемниц (тогда он назвался Карл-Маркс-Штадт) и продлилось до 1991 года, без значительных модернизаций. Как говорят, совершенство в изменениях не нуждается, хотя назвать «Баркас» совершенством, ну как минимум – трудно. Впрочем, машина была любопытная с технической точки зрения, а в чём-то и удивительной.

«Баркас» был переднеприводный, что уже само по себе удивительно. Грузовик, микроавтобус, передний привод в 60-х. Круто! Вот только мотор был слабоват.

Поначалу на «Баркас» ставили двигатель от Wartburg, двухтактный воздушного охлаждения мощностью всего лишь в 37 л.с. Мотор был двухтактный. Вскоре мощность двигателя выросла до 42 л.с., а затем до 45 л.с., появилась жидкостная система охлаждения, но тип двигателя был всё такой же – двухтактный, заправлялась машина смесью бензина и двухтактного моторного масла, такая смесь продавалась на обычных заправках.

В 1969 году была предпринята попытка устанавливать на «Баркас» советский четырёхтактный бензиновый мотор от «Москвича 412», но из-за дефицита этих моторов, которых и для «Москвичей» едва хватало, сотрудничества не получилось. Были и эксперименты с дизелем, впрочем, без особого успеха.

Так и продолжил «Баркас» оставлять за собой сизый дым, и лишь в 1989 году, за пару лет до остановки производства, стали устанавливать карбюраторный четырёхтактный двигатель VW объемом 1.3 литра.

Наверное в это трудно поверить, но среди многочисленных модификаций этого автомобиля был даже… седельный тягач. Я уж молчу про всякую спецтехнику вроде пожарных машин, автолестниц и т.д.

Вообще, саксонскому инженерному гению удалось сделать машину, которая могла перевозить груз весом чуть меньше, чем был собственный вес грузовика, при этом технически машина была очень простая и неприхотливая.

У фургонов и микроавтобусов рама была интегрирована в кузов, как у современных «паркетников», а у грузовичков была своя собственная, хребтовая рама. Подвеса была независимой, торсионной, у пустых грузовиков задние колёса слегка «косолапили». Расход топлива в среднем составлял 10 литров, а вот максимальная скорость небольшой, более 90 км/час микроавтобус разгонять крайне не рекомендовалось, двухтактный мотор не любит высоких оборотов.

Тормозная система была прогрессивной, двухконтурной, в то время еще даже легковые автомобили часто выпускали с одноконтурной.

Дизайн «Баркаса» можно назвать самобытным, и каким-то неустаревающим, что ли. В 60-х и 70-х он был вполне актуальным, в 80-х конечно стал уже старомодным, да и двухтактный мотор был морально устаревшим. Установка лицензионного двигателя VW в конце 80-х уже не могла повлиять на ситуацию и спасти машину.

Падение Берлинской стены принесло на вторичный рынок бывшей ГДР огромное количество микроавтобусов, хоть и не новых, наибольшим спросом пользовался VW T2, но превосходивших «Баркас» по ряду параметров.

Падение «железного занавеса» в свою очередь принесло на дороги бывшего СССР некоторое количество «Баркасов». Стоили они дёшево, ведь ставшие вмиг ненужными в Германии, машины представяли собой определенную проблему в условиях нехватки свободного пространства, как и «Трабант», немцы недорого продавали «Баркас» всем, кто готов был его купить, содействовали и муниципалитеты, при условии, что машина навсегда покинет страну.

А вот у жителей бывшего СССР, где микроавтобусы и грузовики частному лицу не продавались в принципе, «Баркас» стал популярен на небольшой промежуток времени. Машина была «привычной» нам, в плане простоты технического устройства, смущал советских автовладельцев передний привод, который они только-только увидели на новых «Тавриях», переднеприводных «ВАЗ-08, 09» и «Москвич 2141», а тут, немецкий грузовик 60-х годов и уже с передним приводом, но в то же время с архаичным двухтактным мотором. Разрыв шаблона тот еще. Но это еще мелочи.

«Баркасы» чуть было не сменили страну производства с Германии на Россию. В начале 90-х планировалось купить ставшую ненужной немцам производственную линию, смонтировать её в Ленинградской области на Кировском заводе. Немцы охотно соглашались продать оборудование, ставшее им ненужным хоть кому-то, кто его купит. В России собирались выпускать «Баркас» с мотором от вазовской классики.

В 1993 году всё было готово, немцы педантично разобрали производственную линию и упаковали её, подготовив к отправке. От российской стороны требовалась лишь оплата, но из-за финансовых трудностей она так и не поступила. Год спустя немцы сдали производственную линию в металлолом. Так и закончилась история «народного» восточногерманского микроавтобуса, и грузовика, выпускавшегося 30 лет без смены модели. Впрочем, в Восточной Германии помнят эту машину, и «Баркас» на ходу, в хорошем состоянии там можно встретить.

На вторичном рынке «Баркасы» еще встречаются, особенно на Украине, ценовой диапазон от $400 до $2400, но сейчас вряд ли они интересуют кого-то, кроме реставраторов и различных автомобильных энтузиастов – ценителей олдтаймеров.

Отзывы владельцев Barkas B1000

Barkas B1000, 1984 г

Уникальный автомобиль эпохи социализма. Специально созданная машина для поднятия народного хозяйства ГДР. Передний привод, 3-х цилиндровый 2-х тактный двигатель мощностью 45 л.с. Торсионная подвеска, коробка передач с обгонной муфтой, типа полуавтомат, сбрасываешь газ — машина катится на нейтральной передаче, давишь газ — Barkas B1000 плавно подхватывает. Грузоподъемность 900 кг. Экономайзер электронный, уровень топлива и температура светодиодные, катушка на каждую свечу. По тем временам передовые технологии. В то время когда наш Жигули стоил в ГДР 15 тыс. марок и на него были очереди, Barkas B1000 стоил 150 тыс. марок и мог продаваться в частные руки только с личного разрешения Эрика Хонеккера. Машина предназначалась только для использования в организациях и выпускалась на более чем 13-и различных шасси. Теперь этот экспонат бережно эксплуатируется для выездных прогулок и тусовок на природе. Машину продал, Barkas B1000 поехал в Тюмень, но теплое отношение к этой марке осталось, в нашем городе таких еще много катается и может быть я еще буду иметь Баркаса в рядах своих раритетов.
Достоинства: это просто уникальный в своем роде автомобиль.
Недостатки: на них можно закрыть глаза.

Алексей, Кострома

Barkas B1000, 1986 г

Barkas B1000 достался мне от дедушки. Он был уже в очень хорошем состоянии, но пришлось, конечно, немного в нем поковыряться: ремонт помпы регулировали зажигание приводили в рабочее состояние двигатель. Этот автомобиль 1986 года выпуска, производство ГДР. Объем двигателя 0.992 л 46 Hp, двигатель 2-тактный 3-цилиндровый, бензин перемешивается с маслом 1/50. Передний привод, есть блокировка ведущих колес, коробка механическая 4-ступенчатая, позволяющая двигаться в накат не выключая передачу. Независимая торсионная подвеска, в Barkas B1000 7 пассажирских мест, есть люк для проветривания и машина оснащена независимым отопителем салона, работающем на бензине (там отдельный бак на 5 литров — греет так, что зимой не замерзнешь). Предусмотрен электроподогрев заднего стекла. Все детали этого автомобиля кроме покрышек и аккумулятора оригинальные. Даже аптечка, огнетушитель и домкрат заводские. На дороге Barkas B1000 ведет себя довольно устойчиво, за счет массы и торсионной подвески, мелкие ямки и гравийная дорога для него не ощутимы. Скорость он набирает медленно, но после 60 км/ч довольно приемистый, оптимальная скорость 80. Автомобиль находится в достойном состоянии. В данный момент Баркас является незаменимым помощником в хозяйстве и активном отдыхе. Наши планы — сохранить Barkas B1000 в первозданном оригинальном виде.
Достоинства: отличный автомобиль своей эпохи.
Недостатки: требует внимания. Возраст.

Дмитрий, Смоленск

Barkas B1000, 1970 г

Итак, имеем Barkas B1000 1970 года с убитым родным мотором и неплохим кузовом. Комфортабельный микроавтобус с надёжным силовым агрегатом, хорошими тормозами, достаточно вместительный. Буду восстанавливать, так как состояние сего агрегата оставляет желать лучшего. Выбор был сделан в пользу двигателя 1,8 л и КПП от VW Passat B2. Сей агрегат, весьма распространённый в наших краях, отличается непревзойдённой надёжностью, простотой, низкой ценой и доступностью запчастей. Да и работать с ним одно удовольствие — разбирается и собирается как автомат Калашникова. А по габаритам и весу он ненамного больше родного 2-т и, тем более 4-т.
Достоинства: автомобиль для ценителей.
Недостатки: требует внимания.

Александр, Брест

Barkas B1000, 1982 г

Машинка неплохая. Больше всего в Barkas B1000 нравится то, что он переднеприводный. Живу возле леса и мне к трассе 1 км практически по бездорожью ехать. Выезжаю, когда хочу, погоду не выбираю. Зимой, как на БТР. Что касается мощности, то 1 тонну груза тянет легко (правда колеса R14-15 не помешали бы). Ещё одно преимущество — это торсионы вместо рессор.
Достоинства: простой. Трудяга. Хорошая проходимость. Рама. Шкворня. Вместительный салон.
Недостатки: маленькие колёса (13). Неманёвренный. Мотор открывается в салоне. Бензиновая печка на пассажирский (грузовой) салон.

Александр, Хмельницкий