13 февраля 2022

Машина руссобалт – russo baltique

Оглавление

Содержание

Автомобиль не российское изобретение, но многое, что сегодня применяется в его конструкции, придумано российскими учеными. Якоби изобрел электродвигатель, Попов – радио, Лодыгин – электрическую лампочку, а Бенардос – дуговую сварку, без которой долгое время было не обойтись при изготовлении автомобильных кузовов. И список этот можно продолжать. Производство автомобилей в стране началось позже, чем в Европе или Америке, зато у нас были надежные и комфортные автомобили, созданные нами и для наших дорог. И «Руссо-Балт» – первый из них во всех отношениях.

День 26 мая 1909 года не стал для Риги — считавшейся в ту пору одним из самых индустриально-развитых городов Российской Империи — каким-то особенным. А появление на ее улицах первого «Руссо-Балта» прошло почти незамеченным. В Риге тогда бушевала холера, газеты требовали распустить Государственную Думу, а на заводах бастовали рабочие с требованием повышения зарплаты. Среди таких новостей сообщение о постройке на РБВЗ первого автомобиля не превратилось в событие дня, но зато теперь его значение трудно переоценить. Это стало точкой отсчета новой автомобильной эпохи в России — эпохи «Руссо-Балта».

Фото: РИА Новости

Газета «Рижская мысль» написала об этом так: «Построенный на Русско-Балтийском вагонном заводе автомобиль на днях совершил пробную поездку, которая дала очень хорошие результаты. Этот автомобиль гоночной системы, имеет 24 лош. силы и будет участвовать в предстоящих автомобильных гонках Петербург — Рига. Это первый случай постройки автомобиля не только в Риге, но и в России».

Автомобиль проехал от заводских корпусов к центру города, объехал вокруг замка и вернулся на завод. На переднем крыле гордо развевался флажок-триколор с вышитым золотыми нитями двуглавым орлом и надписью «Русско-Балтийский вагонный завод». Начало было положено.

Самый первый «Руссо-Балт» во время пробега Петербург – Рига – Петербург в августе 1909 года

Фото: из архива автора

Время первых

Конечно, газета немного «преувеличила» — автомобили в Российской Империи делались и до «Руссо-Балта».

Еще в 1896 году экипажный фабрикант Петр Фрезе и владелец завода по производству двигателей Евгений Яковлев совместно создали первый русский автомобиль. После них разные фабрики, мастерские и заводы строили электромобили, паровые автомобили, грузовики, фургоны, омнибусы, пожарные линейки. Среди них были уникальные конструкции.

Например, инженер Ипполит Романов создал целый модельный ряд электрических автомобилей — открытый и закрытый кэбы, городской омнибус, еще в 1899 году предложив сделать электротягу основной в городе. Но все это делалось не серийно, а поштучно или небольшими партиями. И именно Русско-Балтийский вагонный завод первым начал промышленное производство автомобилей в стране.

Русско-Балтийский вагонный завод в Риге

Фото: из архива автора

«Высочайше повелено»

В мае 1910 года «Руссо-Балты» впервые предстали перед широкой публикой в столице на III Международной автомобильной выставке в Михайловском манеже. Там же первые автомобили нашли своих владельцев. Ими стали бывший премьер-министр граф Сергей Юльевич Витте, которому Россия была обязана финансовой реформой и золотым рублем, и великая княгиня Мария Павловна, она же «третья императрица» — ее так называли за властный и амбициозный характер. Первыми двумя были вдовствующая императрица Мария Федоровна — супруга императора Александра III и царствующая императрица Александра Федоровна, супруга императора Николая II.

К слову, государь ожидался на выставке, но так ее и не посетил, прислав ее организаторам приветственную телеграмму, в которой были и такие слова: «Высочайше повелено Вам поставить в известность Балтийский вагоностроительный завод, что Государю Императору благоугодно поручить Собственному Его Величества гаражу теперь же сделать заказ одного автомобиля». Так «Руссо-Балт» появился в царском гараже.

«Руссо-Балт» Тип К 12/20 – самый маленький автомобиль в модельном ряду завода

Фото: ГА РФ

Небывалый ресурс

На той же выставке состоялось не менее судьбоносное событие — знакомство председателя совета акционеров РБВЗ Михаила Шидловского и издателя журнала «Автомобиль» Андрея Нагеля. Уже в июне Нагель за рулем предоставленного ему «Руссо-Балта» примет участие в пробеге Петербург — Киев — Москва — Петербург, а в августе в компании единомышленников, среди которых будет кинооператор Виктор Булла, отправится в путешествие по Италии, конечным пунктом которого станет восхождение «Руссо-Балта» на Везувий.

Андрей Нагель за рулем своего «Руссо-Балта» перед рекогносцировочной поездкой в Севастополь. Лето 1911 года

Фото: ЦГАКФФД

С тех пор Андрей Платонович Нагель превратится в настоящего приверженца российской автомобильной марки и каждый раз будет доказывать ее прочность, надежность и выносливость. В его послужном списке не только Киевский пробег, но и участие в Севастопольском пробеге в 1911 году, сопровождение Варшавского пробега в 1912 году, путешествие по центральной России летом 1913 года и по Северной Африке зимой 1914 года. К началу войны его «Руссо-Балт» прошел более 80 000 км — это и небывалый для того времени ресурс для автомобиля, и немыслимое для одного автомобилиста пройденное расстояние.

Нагель за рулем «Руссо-Балта» после возвращения из Африки. Кузов как дорожный чемодан обклеен этикетками разных отелей

Фото: ЦГАКФФД

Но главная слава пришла к Нагелю и «Руссо-Балту», уже не его собственному автомобилю, а другому — заводской гоночной машине, в январе 1912 года во время Rallye Automobile Monaco, известном сегодня как ралли Монте-Карло. Стартовав из Петербурга ранним утром, практически в темноте, при температуре -19°С, Нагель и его напарник Вадим Михайлов преодолели маршрут протяженностью 3257 км за 195 часов 23 минуты, финишировали в Монако под дождем, заняли в итоге 9-е место в общей классификации и получили первые призы в категориях маршрутов и туризма. Таким оказался результат самого первого появления автомобиля российского производства в заграничном соревновании. И все это на открытом двухместном автомобиле без отопителя. Стоит ли говорить, что Russo-Baltique вызвал уважение у взыскательной монакской публики.

Не обошлось в том гоночном «Руссо-Балте» и без уникальных технологий — его поршни были сделаны не из привычного тогда чугуна, а из алюминия. Между прочим, это был один из первых в мире опытов применения легких сплавов в автомобильном двигателе.

Перед стартом в Монако на Дворцовой набережной Санкт-Петербурга

Фото: РГАКФД

Дороже иномарок

Впрочем, слава «Руссо-Балтов» и так гремела по всей России. Завод выпускал примерно по сто автомобилей в год, большая часть из которых уходила на службу в Русскую императорскую армию и Российский императорский флот. Было много и частных заказчиков, желавших ездить на «Руссо-Балтах», несмотря на то что они стоили больше «Мерседесов», «Рено» или «Фиатов». Автомобильный рынок тогда не был защищен таможенными пошлинами, но этот факт говорит только в пользу «Руссо-Балта», успешно конкурировавшего с иностранными автомобилями и без государственной поддержки.

Великий князь Константин Константинович в своем «Руссо-Балте». Крым, 1911 год

Фото: ГА РФ

Самая необычная личность среди обладателей автомобилей с двуглавым орлом на пробке радиатора — великий князь Константин Константинович. Генерал, ученый, меценат, филантроп, музыкант, переводчик, поэт, актер — все это ипостаси, где он проявил свой талант.

Другие представители русской аристократии, владевшие «Руссо-Балтами» — князь Голицын, граф Шереметев, граф Бобринский, княгиня Урусова, графиня Мордвинова… Эти автомобили снискали популярность и среди финансовой и промышленной элиты того времени. Несколькими Russo-Baltique владели нефтепромышленники Нобели — родственники учредителя знаменитой премии. Автомобилем этой марки пользовался Алексей Иванович Путилов — один из богатейших промышленников России с состоянием более 10 млн золотых рублей. Для справки, лимузин «Руссо-Балт» в 1913 году стоил 8400 рублей. С точностью до копейки на современные деньги его стоимость, конечно же, не перевести, но по масштабам это примерно от 5 до 7 млн рублей.

Стенд «Руссо-Балта» на IV Международной автомобильной выставке в Михайловском манеже. Май 1913 года

Фото: ЦГАКФФД

Родина танков

«Руссо-Балты» рекламировались как «русские автомобили для русских дорог», что, конечно же, подразумевало и эксплуатацию в зимних условиях. И здесь было не обойтись без особых изобретений. Шофер императора Николая II француз Адольф Кегресс придумал надевать на передние колеса лыжи, а вместо задних ставить гусеничный движитель. Начав опыты с автомобилями иностранных марок, он в 1913 году создал такое же приспособление и для «Руссо-Балта». Именно оно легло в основу патента, полученного Кегрессом — на прилагаемом к описанию чертеже изображен «Руссо-Балт». В 1915 году, уже во время Первой мировой войны, завод построил еще два полугусеничных «Руссо-Балта», на одном из которых Кегресс 22 февраля 1915 года устроил прогулку для императора Николая II по заснеженным окрестностям Царского Села.

«Руссо-Балт» с движителем Кегресса преодолевает сугроб

Фото: РГАКФД

Существовала целая программа оснащения автомобилей Русской императорской армии «движителями Кегресса». Обкатанную на «Руссо-Балтах» систему Кегресс применил и для грузовиков, и для броневиков. Созданный им к лету 1916 года броневик «Остин» на полугусеничном ходу можно смело назвать первым в мире бронетранспортером или даже одним из первых в мире танков! Причем появился он практически одновременно с британским Mark I и даже немногим раньше, чем французский Renault FT.

На испытаниях бронеавтомобиль свободно передвигался по целине, по мягкому травянистому грунту, по канавам, поднимался по склонам с влажной растительностью и даже преодолел кочковатое болото. Расстояние от Могилева до Царского Села — более 700 километров — машина прошла своим ходом за 34 часа 15 минут. Единственное, в чем увяз броневик — бюрократическая машина Военного ведомства. Из-за всяких проволочек и задержек программа оснащения армейских автомобилей «движителями Кегресса» так и не осуществилась.

Император Николай II на испытаниях бронеавтомобиля «Остин» с движителем Кегресса. Могилев, 1916 год

Фото: РГАКФД

Разгонный блок

Война выявила и необходимость создания в стране автомобильной промышленности. В 1916 году РБВЗ оказался в числе предприятий, получивших государственный заказ на поставку 1760 автомобилей с комплектами запасных частей. Для его выполнения правление РБВЗ начало возводить отдельный автомобильный завод в подмосковных Филях у излучины Москва-реки, но до революции он так и не успел вступить в строй. Небольшую партию «Руссо-Балтов» в Филях построили только в 1922 году, а затем завод передали в авиационную промышленность. Сегодня бывший РБВЗ называется ГКНПЦ имени М. В. Хруничева и выпускает ракеты-носители семейства «Протон» и разгонные блоки к ним.

Советский «Руссо-Балт», изготовленный в 1922 году на заводе в Филях

Фото: из архива автора

История «Руссо-Балта» оказалась скоротечной, но имя это успело стать легендарным. Этот автомобиль по праву можно назвать нашей «Царь-машиной». И вовсе не потому, что на нем передвигались представители аристократии и Дома Романовых. Ведь «Царь-колокол» и «Царь-пушка» получили свои имена не по причине того, что экспонируются в Кремле, а потому, что были выдающимися произведениями своего времени.

Иван Баранцев

Золотой фонд

Как пишут в титрах кинофильмов: «все имена вымышлены, а совпадения случайны». Но в случае с автомобилями «Руссо-Балт», чья легенда завершилась сто лет назад, и новым российским брендом в категории люкс AURUS, чья история только начинается, параллели очевидны.

«Руссо-Балты» практически сразу же после своего появления поступили на службу в высшие органы государственной власти. Автомобили марки AURUS впервые были показаны широкой общественности на инаугурации президента РФ в мае 2018 года и также используются представителями государства. Однако уже с 2021 года автомобили бренда будут производиться серийно на мощностях завода Sollers в Елабуге и станут доступны к заказу частными покупателями, которые захотят оценить силу, комфорт, безопасность и дизайн AURUS.

За основу «Руссо-Балта» были взяты наработки бельгийской фирмы Fondu. Однако российские инженеры не просто «подковали блоху». Вооружившись опытом зарубежных коллег, а также собственными знаниями, стремлением к новому и дерзостью это новое воплощать, они за сравнительно короткий срок смогли построить оригинальный отечественный продукт, успешно конкурирующий с импортными образцами.

В разработке двигателя AURUS принимали участие не только российские специалисты, но и эксперты немецкой компании Porsche Engineering. Однако и в целом, и в деталях автомобиль был фактически сконструирован с чистого листа. Его абсолютно новая единая модульная платформа позволяет получить автомобили, различающиеся по типам кузова, колесной базе, дорожному просвету и полной массе. Высокопроизводительная гибридная силовая установка, система полного привода, девятиступенчатая коробка передач — это и многое другое являются полностью своими, российскими разработками.

Участие в автоспортивных состязаниях во все времена были отличным способом проверить машину на прочность, а победы в них — увеличить продажи. Когда-то «Руссо-Балт» успешно выступил на престижном ралли Монте-Карло. А гоночный болид Aurus 01 в прошлом сезоне дебютировал в гонках на выносливость Европейской серии Ле-Ман. В нынешнем сезоне, из-за известных событий, затронувших весь мир, спортивные состязания временно приостановлены. И здесь мы подходим к еще одной, но, пожалуй, самой важной параллели.

Автомобили «Руссо-Балт» появились в сложное для страны время — как писали в учебниках, «на переломе двух эпох». Активная фаза подготовки к серийному производству AURUS совпала с небывалым по силе мировым кризисом. Но для сильного любой вызов — это еще один шанс заявить о себе и подняться на следующую ступень движения к успеху.

Подробнее о бренде AURUS читайте .

Станислав Кирилец (Stanislav Kiriletz, Германия), иллюстрации из коллекции автора, его помощников и из российской и зарубежной прессы 1908–1915 гг.

Во время Первой мировой войны автомобильный отдел Русско-Балтийского вагонного завода работал исключительно на оборону страны, поставляя в армию автомобильные шасси, предназначенные для нужд Военного министерства. Продукция завода нашла применение как для спасения солдат Русской армии, так и для борьбы с противником. Производство санитарных машин и бронированных автомобилей на шасси «Руссо-Балт» – одна из самых ярких страниц в истории предприятия.

Санитарные машины

До начала Первой мировой войны в Русской армии имелось всего две санитарные машины. С началом войны ситуация коренным образом изменилась. Несмотря на отсутствие опыта эксплуатации в армии автомобилей для перевозки раненых, одной из первоочередных задач военного командования стало формирование автомобильных санитарных колонн. Осенью 1914 года Русско-Балтийский завод отгрузил Военному министерству санитарный автомобиль, изготовленный на шасси № 339 модели «С 24/40». Это был единственный санитарный «Руссо-Балт», полностью построенный на заводе в Риге. В дальнейшем было принято решение закупать автомобили этого назначения за границей и изготовлять специальные кузова на различных кузовных фабриках в России, использовав для них как иностранные, так и отечественные шасси.

Отечественные кузова для перевозки раненых с подвесными носилками разработал врач Учебной автомобильной роты, известный автомобилист доктор Е.Ф. Климович. Начиная с лета 1914 года, преимущественно в мастерских Учебной автомобильной роты по его системе было оборудовано 50 автомобилей на шасси, поступивших по военно-автомобильной повинности и купленных у Русско-Балтийского завода, и 300 автомашин – на шасси, приобретённых в Англии и Франции. По прибытии в Россию первых крупных партий английских и французских автомашин к постройке санитарных были подключены различные кузовные и экипажные фабрики и мастерские в Петрограде, Москве и других городах – столичные фирмы «Ив. Брейтигам», «К. Крюммель», «А.Ф. Куранов» и «А.Е. Рогозин», московские «П. Ильин», «Братья Крыловы», «С.И. Субботин» и «А.И. Евсеев». В небольшом количестве санитарные машины строили фирмы «Эмпеде» и «Гекманн» в Одессе, «А. Фризен» в Риге и различные экипажные мастерские.

Для автомобильных санитарных отрядов, формируемых различными общественными организациями, Императорское Российское автомобильное общество (ИРАО) разработало более простой кузов, представлявший грузовую платформу, покрытую мягкими тюфяками и защищённую брезентовым тентом. Санитарные машины «по типу, выработанному ИРАО», строились в Петрограде фабриками «Ив. Брейтигам» и «А.Ф. Куранов». Использовались шасси различных легковых автомобилей, в том числе и «Руссо-Балтов» моделей «С 24/40» и «Е 15/35». Последние 20 шасси модели «Е 15/35» № 457, 460, 461, 463–465, 469, 471, 472–475, 477–484 были сданы Военному ведомству весной 1915 года и использовались в основном для установки санитарных кузовов.

Автомобили санитарной колонны имени Наследника Цесаревича Императорского Российского автомобильного общества при поезде Его Императорского Высочества перед отправкой на фронт во дворе кузовной фабрики «Ив. Брейтигам». Рядом с легковой машиной «Берлие» санитарный автомобиль, изготовленный по проекту ИРАО на шасси «Руссо-Балт С 24/30». Петроград, 06. 09.1914 г.

Во время войны обострилась проблема повышения проходимости автомобилей. Осенью 1915 года Адольф Кегресс представил на рассмотрение Технической комиссии ГВТУ подробное описание модернизированной конструкции гусеничного движителя, на что незамедлительно последовала резолюция: «Крайне желательно испытать приспособление Кегресса на автомобилях разных систем, а особенно возможность их применения для броневых автомобилей, что может иметь большое значение». Тогда же по системе Кегресса был перестроен один штабной автомобиль «Руссо-Балт С 24/40» (шасси № 579 серии XIII-бис) и пять санитарных машин – одна на шасси «Руссо-Балт». По непроверенным сведениям с 1913 по 1915 год всего было изготовлено четыре полугусеничных «Руссо-Балта» разных моделей.

В сентябре 1914 года была сформирована и отправилась на Северный фронт автомобильно-санитарная колонна ИРАО имени Наследника Цесаревича. Её первые машины были изготовлены на Петроградской кузовной фабрике «Ив. Брейтигам» на шасси автомобилей, пожертвованных членами ИРАО, среди которых был один «Руссо-Балт», вероятно, модели «С 24/30». Через год в составе колонны находились уже пять «автосаней» системы Кегресса, из них минимум одна машина на шасси «Руссо-Балт» и две на шасси «Рено». Каждая из них имела грузовые прицепы-сани с медицинским оборудованием и запасом медикаментов.

В октябре 1915 года ГВТУ утвердило представленную прапорщиком Кегрессом «программу работ для дальнейшего развития изобретённых им движителей». В 1916 году начальник Автомобильного отдела ГВТУ полковник А.А. Крживицкий заключил до­говор с Обществом Путиловских заводов на постройку 213 «приспособлений Кегресса». Они предназначались для установки в первую очередь на грузовые и легковые автомобили «Паккард» и на бронеавтомобили «Остин». С середины 1916 года Путиловский завод в Петрограде начал производство небольших партий универсальных «приборов Кегресса», годных для установки на автомобили разных типов. Резиновые гусеницы к «приборам Кегресса» выпускало петербургское Товарищество резиновой мануфактуры «Треугольник». Летом 1916 года на полугусеничный ход в опытном порядке был перестроен один английский бронеавтомобиль «Остин». Планировалось в 1917 году провести перестановку на полугусеничный ход многих имевшихся в войсках бронеавтомобилей. Однако до конца 1917 года удалось построить всего около пятнадцати комплектов «приборов Кегресса». Смена власти в стране помешала полностью воплотить намеченное. Забегая вперёд, отмечу, что в Советской России в 1918–1922 годах эти работы были возобновлены. На Путиловском заводе было построено двенадцать полугусеничных броневиков «Остин-Кегресс», оборудовано несколько легковых и грузовых автомобилей «Паккард» и две легковые машины «Роллс-Ройс».

Боевые «Руссо-Балты»

Уже через несколько дней после начала войны, 17 августа 1914 года, военный министр В.А. Сухомлинов предложил полковнику лейб-гвардии Егерского полка А.Н. Добржанскому сформировать «бронированную пулемётную автомобильную батарею», а через два дня резолюцией военного министра было «положено начало существованию блиндированных автомобилей и формированию 1-й пулемётной автомобильной роты» – первой бронеавтомобильной части в мире. 22 сентября 1914 года Добр­жанский был назначен её командиром. Материальная часть роты включала восемь бронированных пулемётных, один бронированный и два небронированных пушечных, 17 легковых и семь грузовых (из них два были оснащены пушками и использовались как боевые машины) автомобилей, а также один мобильный лазарет (санитарный автомобиль), один автомобиль-прожектор и 14 мотоциклов. Бронемашины были изготовлены в кратчайший срок Ижорским заводом Морского ведомства в Колпино. Эскизы бронированных машин выполнил сам полковник Добржанский, а рабочий проект разработал инженер-механик А.Я. Грауэн. Первыми боевыми машинами Русской армии стали лёгкие броневики, построенные на шасси № 530, 532–535, 538, 539, 542 легковых автомобилей «Руссо-Балт» модели «С 24/40» и вооружённые тремя пулемётами «Максим». По причине недостатка времени на них не были установлены башни, огонь вёлся из амбразур.

В 1915 году в мастерских Военной автомобильной школы в Петрограде был изготовлен бронеавтомобиль подобной конструкции на шасси «Руссо-Балт» № 442 модели «Е 15/35» по заказу 125-го Курского пехотного полка, но вскоре его перестроили по проекту штабс-капитана В.А. Мгеброва, оснастив новой усиленной бронёй и пулемётной башней.

Мастерская Ю.A. Братолюбова в Петрограде собрала в 1915–1916 гг. 10 бронеавтомобилей конструкции штабс-капитана Некрасова. Четыре машины были построены на шасси № 531, 536, 540, 541 «Руссо-Балт С 24/40» и шесть на шасси № 432, 433, 435–438 «Руссо-Балт D 24/40». Автомобили типа «D 24/40» были изготовлены для Государственного банка, пожертвованы им летом 1914 года на военные нужды. Первоначально на них предполагалось поставить осветительное оборудование фирмы «Шуккерт», но в октябре 1914 года их передали под постройку бронеавтомобилей. Шесть броневиков «Руссо-Балт» конструкции Некрасова, изготовленные в 1915 году, не имели башни и были вооружены 37 мм автоматическими пушками и пулемётами, а четыре машины, построенные в 1916 году, оснащены башней с двумя пулемётами. Бронеавтомобили оказались слишком тяжёлыми и негодными к боевой службе. Три из них позже переставили на железнодорожный ход, превратив в бронедрезины, а остальные оставили в составе Запасного бронедивизиона в Петрограде в качестве резервных и учебных машин.

Пушечные бронеавтомобили «Руссо-Балт» производства мастерской Братолюбова образца 1915 г. Слева машина на шасси «С 24/40», справа – на шасси «D 24/40».

Бронированные «Руссо-Балты» работы Братолюбова не приняли участия в войне, зато активно использовались в обеих революциях 1917 года. А вот «Руссо-Балты» Ижорского завода, несмотря на простую конструкцию, с успехом выдержали все тяготы войны, не потеряв ни одной машины этого типа. Первая автомобильная пулемётная рота (впоследствии 1-й броневой дивизион) Добржанского стала одной из знаменитейших воинских частей Русской армии. Героизм её чинов и надёжность броневиков трудно переоценить. Её боевой путь отмечен славными победами. Достаточно сказать, что по количеству кавалеров орденов и крестов Святого Георгия ей не было равных в действующей армии. Впрочем, эта тема достаточно широко раскрыта в военно-исторической литературе, а в наши задачи не входит описание боевых действий.

Летом 1915 года в связи с наступлением германской армии в Прибалтике Автомобильный отдел Русско-Балтийского завода был эвакуирован в Петроград. Производство автомобилей было временно прекращено. Только в 1917 году в Петрограде возобновили сборку из вывезенных из Риги деталей шасси модели «С 24/40». В 1917 году было собрано и оборудовано грузовыми платформами 42 машины, а в 1918 году – последние восемь автомобилей. Их фотографии автор пока ещё не нашёл.

Автор выражает благодарность за оказанную помощь Дмитрию Дашко, Геннадию Канинскому, Максиму Коломийцу, Сергею Суворову, Александру Юрченко.

Литература:

1. IV Международная автомобильная выставка 1913 года. Петроград, 1915.

2. Барятинский М., Коломиец М. Бронеавтомобили Русской армии 1906–1917. М., 2000.

3. Дубовской В.И. Автомобили и мотоциклы в России 1896–1917 гг. М., 1994.

4. Кирилец С.В. Автомобили Российской Империи. М., 2007.

5. Кирилец С.В., Канинский Г.Г. Автомобили Русской Императорской армии. М., 2010.

6. Климович Е.Ф. Санитарные автомобили в войсках. Петроград, 1916.

7. Коломиец М.В. Броня Русской армии. М., 2008.

8. Крживицкий А.А. Механические средства передвижения по снегу. М., 1926.

9. Шугуров Л.М., Ширшов В.П. Автомобили страны Советов. М., 1983.

10. Шугуров Л.М. Автомобили России и СССР. М., 1993.

11. Шугуров Л.М. Погоня за «Руссо-Балтом». М., 2004.

В царской России и СССР всегда были шикарные автомобили для правящей верхушки. До революции 1917 года поставщиком царской семьи этого вида транспорта был Руссо-Балтийский вагонный завод. Сначала он поставлял императорам вагоны для железнодорожных поездок, а потом — легковые и грузовые автомобили.

Машины марки «Руссо-Балт» были, если можно так выразиться, отечественными Роллс-Ройсами. Однако после переворота этой марки не стало. Вожди Советского Союза тоже имели «свои» автомобильные заводы, но уже другие. А верхушка современной России предпочитает импортные автомобили, марки Mercedes-Benz.

В прошлом автомобили марки «Руссо-Балт» возили императора Николая II.

Но сейчас, спустя почти 90 лет после своего исчезновения, марка «Руссо-Балт» возвращается. Как и раньше, она будет строить по индивидуальным проектам шикарные автомобили, носящие тот же самый фирменный герб. Но всё остальное будет другим. Вряд ли купе Russo-Baltique Impression приглянется нашим политическим деятелям — скорее, оно заинтересует богатых коллекционеров эксклюзивных машин. Ведь таких автомобилей будет сделано максимум 10—15 штук.

История возрождения «Руссо-Балт» началась в 2003 году. Тогда ателье A:Level, прославившееся своим Volga V12 coupe, приступило к выполнению нового проекта. Была поставлена задача построить автомобиль в стиле 30-х годов прошлого века. Был объявлен конкурс среди лучших дизайнеров России, который выиграл Звияд Циколия — именно его эскизы больше всего понравились и сотрудникам A:Level, и заказчику. Свой неоценимый вклад в разработку машины внёс и дизайнер компании Toyota Владимир Пирожков. Изначально автомобиль должен был носить эмблему A:Level. Однако чуть позже, уже по ходу его создания, компания A:Level приобрела права на марку «Руссо-Балт», и Impression решили делать под её именем.

Ателье A:Level прославилось созданием уникального автомобиля Volga V12 coupe. Хотя внешне оно напоминало старую «двадцать первую», общих кузовных панелей у них не было. А все агрегаты взяли у BMW 850CSi.

За основу автомобиля были взяты агрегаты от Mercedes-Benz CL65 AMG, однако, при разработке автомобиля инженеры предусмотрели гибкость платформы, поэтому на Impression можно будет поставить узлы и от другого производителя. Работа над машиной велась на базе компании в Подмосковье. Поначалу всё шло хорошо, однако, вскоре стало ясно, что самой построить этот автомобиль A:Level не под силу.

Название у Russo-Baltique Impression «говорящее». Автомобиль действительно впечатляет.

Тогда за помощью она обратилась к немецкой компании GERG, строящей концепты для немецких производителей и компоненты для болидов DTM и Формулы-1. Именно там её довели до ума, и там же она будет производиться. Но сами создатели говорят, что, поскольку Германия относится к числу балтийских стран, то никакого противоречия здесь нет. В конце концов, и Руссо-Балтийский вагонный завод тоже располагался не на территории нынешней России.

Внешне машина получилась очень элегантной. Двухцветный кузов с длинным капотом и закрытыми задними колёсами вызывает ассоциации с такими автомобилями 30-х, как Bugatti Atlantic. Но технически автомобиль очень современен. На него установлен мотор V12 с двумя турбокомпрессорами от 612-сильного купе Mercedes-Benz CL65 AMG. Фары — на светодиодах, а крыша — прозрачная, меняющая степень затемнения по желанию водителя. Практически весь кузов, за исключением силовой структуры, сделан из лёгкого карбона — как у самых дорогих суперкаров. К слову, в планы компании входит и создание настоящего суперкара. А пока она будет производить это четырёхместное купе.

Сзади автомобиль напоминает несравненный Bugatti Atlantic 1927 года.

Автомобиль был готов уже к автосалону в Женеве, который прошёл в марте этого года. Но под стенд «Руссо-Балту» отвели далеко не самое лучшее место, поэтому от участия в выставке решили отказаться. А премьера автомобиля пройдёт в другом месте — на конкурсе элегантности Concorso d’Eleganza Villa d’Este в Италии, где автопроизводители и частные коллекционеры выставляют самые красивые автомобили прошлого и настоящего. Russo-Baltique Impression будет стоять бок о бок с такими красивейшими автомобилями прошлого, как Rollce-Royce Phantom I Springfield Brewster Roadster, Bugatti Type 40A Grand Sport и Isotta-Fraschini 8A SS Castagna Torpedo Sport. Из современных там можно будет встретить уникальную Ferrari 575GTZ работы кузовного ателье Zagato, а также Rollce-Royce 101EX и Renault Altica.

Продажи начнутся чуть позже — в качестве мест в компании пока называют Москву, Монте-Карло и одну из арабских стран. Каждый автомобиль будет собираться около года. Цена не называется. Ведь, как гласит старая поговорка, если вы интересуетесь ценой яхты, значит, вы не можете её себе позволить.