Автомобиль zastava

В 1955 году завод «Црвена Застава» в югославском городе Крагуевац начал выпуск автомобиля Zastava 750 — лицензионной копии модели Fiat 600.

Машина практически ничем не отличалась от итальянской версии: компактный кузов длиной 3,3 метра, две двери, открывающиеся против хода движения, расположенный сзади двигатель с водным охлаждением, задний привод.

Хэтчбек Zastava 750, 1955­-1985

На «Заставу 750» устанавливался четырехцилиндровый мотор объемом 767 куб. см., развивающий 25–30 л. с., в сочетании с четырехступенчатой коробкой передач. Впоследствии машина неоднократно дорабатывалась: у нее были модернизированы тормозная система, светотехника, появились ремни безопасности и так далее, но в целом конструкция и внешний облик автомобиля оставались неизменными.

В 1980 году на конвейер встала модель Zastava 850 — тот же автомобиль, но с двигателем увеличенного объема.

Zastava 750 стала по-настоящему «народным автомобилем» в Югославии. Производство модели продолжалось до 1985 года, за все время было сделано 923 тысяч автомобилей всех версий.

Не следует путать с FCA Srbija .

Застава Автомобили

Родное имя

Застава Аутомобили

Романизированное имя

Застава Автомобили

Акционерная компания

Промышленность

Автомобильная промышленность

Судьба

Процедура банкротства

Основан

11 сентября 2000 г . ; 20 лет назад (Текущая форма) Основана в 1853 г.

Штаб-квартира

Kosovska 4, Крагуевац , Сербия

Обслуживаемая площадь

по всему миру

Продукты

Легковые и грузовые автомобили

Владелец

Правительство Сербии

Количество работников

0 (2016)

Родитель

Группа автомобилей Застава

Интернет сайт

www .zastavanacionale .com /

Zastava Automobiles ( сербский : Застава Аутомобили , латинизированный : Zastava Automobili ) — сербский производитель автомобилей, дочерняя компания Group Zastava Vehicles, которая обанкротилась в мае 2017 года.

После многих десятилетий производства различных моделей легковых и грузовых автомобилей под маркой Zastava компания прекратила производство автомобилей в 2008 году. С тех пор новое предприятие, Fiat Automobili Srbija , после обширной реконструкции и ремонта перешло во владение компании Zastava Automobiles.

Автомобиль Zastava – машина, по сути обеспечившая массовую (по меркам восточноевропейской страны) автомобилизацию граждан СФРЮ. Недаром этот небольшой и простенький автомобиль, представлявший собой лицензионную копию итальянского Fiat 600, был признан в Югославии «Автомобилем тысячелетия».
До 1962 года Заставы 600 собирали из машинокомплектов из Италии, но в итоге, в целях обеспечения значительного спроса, было организовано производство микролитражек по полному циклу. Такие автомобили чисто югославского производства получили обозначение Zastava 750.
Несмотря на скромные размеры и невысокую динамику, «Заставы» ценились за надёжность и неприхотливость, недорогое обслуживание и запчасти; доступной была и цена машины.





«Народные» микролитражки социалистических Югославии и Польши, выпускавшиеся по итальянской лицензии: Zastava 750 и Polski Fiat 126p.


«Запорожец» ЗАЗ-965, хоть и имевший некоторое сходство с «Фиатом» и его югославской копией, всё же представлял собой самостоятельную отечественную разработку.

Прототип модели — фото с польской Википедии.
• Базовая модель: Zastava
• Предприятие-изготовитель: ZCZ, Zavodi Crvena Zastava, СФРЮ
• Годы выпуска: 1955–1985
• Модификация: Zastava 750 (1962–1968 годы)
• Число мест: 4
• Мощность двигателя: 25 л. с.
• Максимальная скорость: 110 км/ч
• Общее количество выпущенных автомобилей Zastava: 923 487
• Модель 1/43: Автолегенды СССР и соцстран № 178. Zastava 750

Застава — когда-то самый популярный автомобиль в Югославии 🚙 Она стала любимицей благодаря культовому комедийному фильму «Национальный класс»📽️ В народе Заставу 750 называли Фичей, просто искажая название Фиата, по чьей лицензии сербы выпускают итальянские машины по сей день. А еще похожий дизайн имел Запорожец 965.

️Производство модели Zastava 750 началось в 1955 г в городе Крагуевац в Сербии на заводе «Црвена Застава». А закончилось через 30 лет. Изначально на заводе выпускали первые автозапчасти, потом грузовики. Лишь через полвека завод купил лицензию у Италии и стал производить Фиаты.

Изначально Застава была копией Fiat 600, сначала с мотором 600, а позже 750 кубиков.

В народе машинку называли Фича.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Я прихожу в восторг, когда встречаю по разным деревням Черногории «мимишные» Фичи

️После Второй Мировой войны для социалистической страны Югославии купить лицензию у капиталистической европейской соседки было чем-то невероятным… Когда первая Фича была показана на выставке в чешском Брно в 1961 году, ее высмеяли из-за плохого качества, хотя она была с технологиями Западной Европы. Даже краска кирпично-красного цвета была неравномерно нанесена на ту выставочную машину. Правая фара была плохо вмонтирована, что можно было просунуть палец. Тогда это был провал на западном рынке… 😀

Но своя версия итальянского «горбатого» даже была названа «автомобилем тысячелетия Югославии», став для граждан СФРЮ родной, любимой и культовой малолитражкой социалистической эпохи.

За 30 лет в Югославии было выпущено 923587 таких машинки в 9 разных моделях

Итого Застав или Фиатов, вместе с родной для нее Италией, Аргентиной, Испанией и Австрией, которые с Сербией купили лицензию, было выпущено итого 2.695.197

Этот автомобиль был на 3-м месте по продажам в Европе, его обгоняли лишь Фольцваген Буба и Ситроен 2CV

Интересно, что Фича использовалась в Полиции, Скорой помощи и Армии. Даже в автошколах новички постигали азы вождения на ней


Правитель Югославии, Йосип Броз Тито тоже был владельцем Заставы. Она служила ему с 1964 до начала 70-х. Тито на ней ездил по Белградской выставке. Чтобы ему было комфортно, убрали из авто передние сидения

Один пример Фичи Тито выставлен в музее ретроавто в Белграде.
Обратите внимание, какая стильная реклама была, пропагандируя путешествия по курортам.

В 1980 году на базе Фиатов моделей 127 и 128 югославы создали собственный автомобиль под названием Zastava Koral, который больше известен под брендом Yugo. Здесь можно проследить полную аналогию с тольяттинским ВАЗом, который выпускал на внутренний рынок свою продукцию под названием «Жигули».

У югославов Zastava, а в Италии машина и вовсе называлась Innocenti.

Последняя модель «Юго» была запущена в производство в 1990 году, но Югославская война и распад страны разрушили планы. В 1999 году завод пострадал из-за бомбардировок НАТО во время Косовской войны.

В нашей врем в городе Крагуевац возобновлена автомобильная промышленность. По итальянской лицензии здесь вновь выпускают Фиаты.

Балканы и Черногория в частности — кладезь ретро авто! И они еще ездят! И существуют клубы Заставы, встречи, выставки по экс-Югославии

В боснийских новостях узнала от председателя «Олдтаймер клуба» в Сараево, что сейчас многие хотят купить Фичу, просто для кайфа, как вторую машину.

За реставрированную модель выкладывают в среднем 2,500 — 3,000 евро. А некоторые Фичи продают и по 10 000 евро. Чтобы вернуть жизнь в ретроавто, ее выкупают за 500-1000 евро и мастера тратят минимум полгода, чтоб вернуть в прежнее состояние.
Подписывайтесь на инстаграм Югославских олдтаймеров ➡️ @autoslavia

Полезные ссылки для путешествий

🚘 Аренда авто в Черногории ⏩
✈️Поиск авиабилетов ⏩
🏡 Скидка $25 на первую бронь на ARNBNB ⏩
💉Покупка страховки в путешествие ⏩
⛵️Морская прогулка на нашей яхте ⏩
🚖Трансфер из аэропортов Черногории ⏩