Автомобиль баз

Вопросы и ответы

Как проходит процесс всей покупки: оплаты и получения баз?

Если у вас есть логин на сайте и вы залогинены, то по нажатию кнопки с выбранным методом оплаты вы перейдете сразу на сайт Robokassa (это наш платежный агрегатор). Если акакунта у вас еще нет, то мы запросим ваш email, создадим аккаунт и отправим вам письмо с паролем.
После того, как вы перешли на сайт Robokassa — идет оплата в обычном режиме, как в любом интернет-магазине. После оплаты (при отдельных видах не очень моментальных платежей — при поступлении денег к Robokassa), когда вы перейдете обратно на наш сайт — вам будут открыты ссылки для скачивания файлов.
Платеж проходит на ваш аккаунт, поэтому скачать базы можно и позднее, в частности — таким же образом скачать апдейты. Ссылки будут активны год, после чего для доступа к обновленным базам нужно будет купить апдейт, конечно же по цене заметно ниже цены полной базы.
На указанный при регистрации email мы будем отправлять письма с информацией об обновлении баз данных.

Бесплатное обновление баз в первый год

Каждый наш покупатель получает бесплатное обновление в течение года. Оно включает все, что входит в купленный вами комплект, в том числе и совсем новые поля с данными, новые дополнительные базы, новые возможности API и т.д.

Если вы купили пакет баз, то обновлять нужно весь пакет. Тем не менее, если нужны только отдельные обновления, пишите в поддержку.

Стоимость дальнейших обновлений баз (подписка на год):

Как купить обновление

Для покупки обновления нужно зайти на TyresAddict под своим логином, который был заведен при первой покупке и перейти на страницу баз, там, где стоят ссылки на скачивание.
Вместо кнопок для покупки баз там будут видны кнопки для покупки обновления. Сам механизм покупки ровно такой же, как и при первой оплате базы.

Скидки при покупке для нескольких сайтов

Продукт продается для одного сайта или проекта. Если Вы профессионально разрабатываете сайты для автомагазинов, то мы готовы предоставить скидки на покупку второго и более комплекта базы от 30%.

Политика возврата товара

Если по каким-то причинам вы оказались недовольны нашими базами данных, то мы готовы вернуть средства. Для этого напишите нам в поддержку причину отказа не позже чем через 14 дней после покупки и мы вернем вам ваши средства.
При возврате средств комиссия платежного сервиса Robokassa не возвращается.

Где можно посмотреть базы в действии?

Базы можно посмотреть и проверить прямо тут, на TyresAddict. К примеру, базу подбора в разделе поиска. Можно также посмотреть на сайты наших клиентов, в соседнем разделе. Базы практически полностью совпадают с тем что представлено на сайте, за исключением моделей авто, шин и дисков, добавленных или дополненных между обновлениями базы.

Что поставляется в бесплатных базах к основным продуктам?

В бесплатных добавлениях находятся логотипы автомобилей, брендов шин и дисков. В первую очередь те бренды, которые есть у нас на сайте и в основных базах.
Разрешение наиболее большое из имеющихся у нас, скорее всего его не хватит для полиграфии, но мы старались подбирать максимально возможные, ориентируясь на разрешение в 1000px по одной стороне.
Тем не менее, далеко не все вендоры (в частности, производителей дисков) имеют в открытом доступе свои логотипы хорошего качества, поэтому их мы либо не включали в набор, либо включали небольшие логотипы, единственные из найденных. Поэтому даже на нашем сайте есть вендоры, у которых логотипы хорошего качества просто отсутствуют и их в бесплатных добавлениях просто нет.

Интеграция баз — основное

Базы не привязаны к какой-либо системе управления сайтами и могут быть установлены куда угодно, вне зависимости от используемой системы управления (WordPress, OpenCart, ModX, Битрикс и т.д.).

Скрипт подбора по авто должен легко встраиваться в дизайн магазина.
Для баз шин и дисков мы рекомендуем в любом случае при интеграции брать Ваш прайс-лист с конкретными позициями на складе как основной источник данных (артикул, размеры и прочее, что относится к идентификации модели на складе) и уже к нему привязывать данные из наших баз данных. Основной, потому, что данные со сканера штрихкода на складе точнее, чем данные любой базы.

Следующий шаг после получения базы данных шин это связать эти с данными от Вашего поставщика (цены, артикулы). На сегодняшний день есть единственный вариант это сделать — по названиям моделей шин или дисков. Вы это можете сделать самостоятельно, но мы для удобства также сделали сервис «Подключение поставщиков», ссылку на который можно найти в меню этого раздела. Сервис бесплатный для всех, не только для тех, кто уже купил базы.

— сервис бесплатный, базы покупать не нужно, нужна только регистрация на TyresAddict

Интеграция баз — импорт в магазин

Любой современный интернет-магазин должен иметь возможность импорта продуктов из CSV. Мы добавили такой файл в поставку, где в отличие от обычного решения, к каждому продукту добавлено описание от всей модели, а также сгенерированные пути и ссылки как на продукт, так и на картинку. Скорее всего вам все равно придется так или иначе модифицировать данные перед импортом в конкретный магазин, но такой вариант поставки сильно сократит время на подготовку данных перед импортом.

В любом случае мы рекомендуем воспользоваться помощью специалистов по вашей конкретно CMS (система управления сайтом\магазином), а мы со своей стороны можем еще до покупки проконсультировать или помочь вам с импортом товаров через нашу обратную связь.

Интеграция баз — другие вопросы

Артикулы это один из часто задаваемых вопросов. У нас в базе они не присутствуют по двум причинам:
— во-первых, артикулы это номер конкретного поставщика, даже на официальных сайтах производителей шин одни и те же модели имеют разные артикулы в разных странах!
— во-вторых, нет никаких открытых источников для таких более менее (!) универсальных артикулов, как EAN и ASIN (если вы найдете такой — дайте нам знать). а учитывая то, что даже на сайтах производителей шин такие универсальные идентификаторы не применяются (!), то вопрос необходимости наличия артикулов практически снимается. итак, стоит повториться:
при интеграции вам важно знать и обрабатывать как первичные, данные с вашего склада, от вашего конкретного поставщика: артикулы, данные каждой позиции. и уже к ним подключайте наши (или любые другие аналогичные базы) данные как вторичный источник.
И, конечно же, как только данные по артикулам будут общеупотребимы и общедоступны, они у нас конечно же будут. Мы следим за этим!

API

Мы сейчас потихоньку развиваем API к нашим данным, к системе интеграции и прочему. Документацию можно найти здесь, на сайте.
Если вы купили базу и вам нужна какая-то функциональность для своего проекта, то мы можем попробовать это организовать, пишите!

Почему бы не спарсить контент и не платить при этом?

Есть несколько очень весомых причин брать базы у поставщиков (заметим, не только у нас) за деньги, помимо того, что парсить — не очень хорошо:
1. Выгодно сразу. Парсинг тоже стоит денег, потраченного времени. Помимо этого, парсинг бывает разного качества. Мы живем не в вакууме и видели базы подбора вообще без разношироких шин, базы шин с первыми попавшимися фотками и еще много чего. Достаточно оглядеться и увидеть просто коммерчески убогие подборки, которые выставлять на свою витрину мы бы постеснялись.
2. Выгодно в перспективе. Хорошо, спарсили вы контент, а вы уверены в его надежности? Достоверности? Отсутствии ошибок? Мы (и некоторые наши настоящие конкуренты, которые могут свободно этот пункт QA целиком взять к себе на сайты) находим ошибки в своих базах, правим их для большего удобства и выпускаем апдейты, а парсеры? Сколько вам будет стоить ошибка в названии модели диска, который не найдет покупатель? Потому, что в базе оказалось плохо спарсенное кривое название, а из прайс-листа он попал в Яндекс.Маркет и не подцепился? А вы про эту ошибку и недополученную прибыль никогда даже не узнаете!
3. Выгоднее с точки зрения юзабилити пользователям и вам же, в перспективе. Потому, что наши базы достаточно заметно отличаются от того, что было Н лет назад. Они стали удобнее, в них появились новые фишки. Парсится же что-то как правило разово, а сколько раз интегрируется? А сколько это стоит _каждый_ раз? А удобно ли, дорого ли — обновляться часто в таком формате? А у нас апдейты идут постоянно.
4. Выгодно рынку в целом. Те, кто парсят сайты — зачастую просто квалификационно неспособны, поэтому грузят парсингом сервера. Именно поэтому мы (не знаю как другие) ставим на фотки ватермарки, потому, что они они мешают нам, мешают пользователям, но зато пользователи реже встречают плохо летающий сайт. Не было бы этих лишних нагрузок — и мы бы легко открыли чистые картинки. И часть фото у нас уже сейчас без ватермарок именно поэтому. И мы не понимаем — как можно Так заниматься бизнесом и вообще любым делом.

Именно поэтому стоимость пакета наших баз практически сопоставима со стоимостью колеса, причем даже не всего, а только шины или диска. А стоимость годового апдейта — вообще с точки зрения автоиндустрии околонулевая. И именно поэтому наша база де-факто выложена в открытую, в отличие от конкурентов. Мы сами ею пользуемся. Можно даже парсить, только аккуратно, вобщем, никаких секретов. И наших клиентов мы не едим, не бросаем, не сдаем всех поголовно в рабство, а выпускаем для них обновления с фичами, которых до сих пор на рынке нет ни у кого. И очередные новые сервисы. В рамках обычных апдейтов по той же цене. Или вообще бесплатно. Потому, что это — нам выгодно!

Последние обновления баз

Date Tyre Database Wheel Database Search by Vehicle / Fitment Database
2020-09-26 обновлено обновлено
2020-09-17 обновлено обновлено
2020-09-10 обновлено
2020-08-30 обновлено обновлено
2020-08-15 обновлено

Военные проблемы Максим Шелепенков, фото автора

Брянский автомобильный завод, несмотря на полную загрузку своего производства, переживает сегодня сложные времена. Проблемы, которые одолевают руководство завода, стали настолько явными, что ими сочли нужным поделиться с журналистами, пригласив на завод.

Брянский автомобильный завод – единственное предприятие в России, которое серийно выпускает специальные колёсные шасси и колёсные тягачи (СКШТ) – особый вид транспортной техники для наиболее важных образцов вооружения и военной техники (ВВТ), способных решить исход любой боевой операции. И производственные мощности БАЗа по выпуску 170–180 СКШТ в год сегодня выбраны полностью, причём 99% продукции идёт военным.

При этом завод давно находится в частных руках и приобретался Независимой ассоциацией машиностроителей (НАМС) как производственная база по производству крановых шасси, под собственные нужды. Причём в тот момент дела у БАЗа были в плачевном состоянии – огромное машиностроительное предприятие в первой половине 2000-х годов было доведено до банкротства.

НАМС приложил все усилия, чтобы завод остался «на плаву», при этом в 2005–2006 гг. было реконструировано производство под определённые задачи и объёмы выпускаемой продукции. Наиболее ценное оборудование было собрано со всего завода и сосредоточено в трёх корпусах, и разработана новая производственная программа, в которую входили различные крановые шасси и шасси под монтаж тяжёлого специального оборудования для нефтегазового комплекса. Впереди замаячили если не радужные, то вполне определённые перспективы.

Но тут к машинам семейства «Вощина-1» проявило повышенный интерес Министерство обороны. Напомню, что машины этого семейства разрабатывались на заводе в 1990-е годы как техника двойного назначения, по жёстким требованиям МО, но с ориентацией и на гражданских потребителей. Отсюда и некоторые компромиссные решения, например габаритная ширина «Вощины-1» ограничилась 2,5 метрами – так удобнее именно гражданским потребителям, чтобы брянские машины могли ходить по тем же дорогам и колее, что и остальная техника.

В Брянске, естественно, рассчитывали на военные заказы на «Вощину-1» – её со второй половины 1990-х годов регулярно показывали на различных выставках, посвящённых военной технике, и параллельно сотрудничали с производителями и разработчиками современного вооружения, создавая под определённые требования специальные армейские модификации «Вощины».

Эта деятельность принесла свои плоды, и военные заказы на «Вощину-1» во второй половине 2000-х годов, что называется, пошли. Причём в таком объёме, что в данный момент практически полностью исчерпали возможности реконструированного в своё время производства, рассчитанного, как мы помним, больше на собственные нужды и не предполагавшего такого резкого роста оборонных заказов.

Военные заказы – это престижно, но сейчас на предприятии сложилась парадоксальная ситуация: военные модификации практически полностью вытеснили с конвейера машины для гражданских заказчиков. Причём это не кратковременная ситуация – она продолжается уже с 2011 года и по самым скромным подсчётам сохранится без изменений до 2015 года включительно.

В этом месте многие могут удивиться, чем конкретно недовольно руководство завода? Многие руководители предприятий не смеют и мечтать о таких крупных и долговременных оборонных заказах, которые не зависят от сиюминутных конъюнктурных колебаний рынка. Живи и радуйся.

Но, напомню, что Брянский автозавод приобретала НАМС для собственных целей, реализовывать которые сегодня у ассоциации просто нет возможностей. От этого страдают весьма уважаемые организации, с которыми работает НАМС, прежде всего в нефтегазовой отрасли, которые бы с удовольствием приобретали автокраны, буровые установки и прочие специальные машины на шасси БАЗов.

На первый взгляд решение выхода из сложившейся ситуации лежит на поверхности – расширяй производство, чтобы его хватило и для выпуска военной и гражданской продукции. Путём вложения определённого капитала теоретически можно расширить производство под выпуск 300–550 СКШТ в год. Только на этом пути есть несколько серьёзных препятствий.

Во-первых, как это ни покажется странным, выпуск продукции военного назначения для завода убыточен. Министерство обороны приобретает продукцию по строго фиксированным ценам, которые практически никак не учитывают уровень инфляции и произвол поставщиков комплектующих, которые как раз не связаны никакими обязательствами перед государственными структурами и активно этим пользуются. В результате себестоимость продукции Брянского автозавода постоянно растёт, а закупочные цены практически не меняются.

Во-вторых, автозаводу никто не даёт никаких гарантий, что его продукция будет также востребована через два-три года. Семейство «Вощина-1» создавалось в своё время как техника двойного назначения, и военных она устраивает не в полной мере, а государственное финансирование создания перспективного семейства «Вощина-2», которое разрабатывалось специально для военных, приостановлено. Дальнейшую работу над этим семейством МО предлагает заводу вести исключительно за свой счёт (и это при убыточности основного производства?!).

И это на фоне того, что государство продолжает финансирование разработки аналогичных СКШТ в рамках темы «Платформа» для Камского автозавода. Не исключено, что после 2015 года объёмы закупок БАЗов могут быть вообще серьёзно снижены, так как предпочтение будет отдано КАМАЗу.

Вот и получается, что без каких-либо гарантий со стороны государства развивать производство на Брянском автозаводе в настоящее время не имеет никакого смысла, но и «сидеть» дальше на заводе НАМСу тоже не выгодно. Выход из создавшейся ситуации виден только один. Если завод на 99% загружен государственными заказами, то, возможно, ему лучше быть государственным, а не частным? Пусть тогда государство само решает, что и в каком количестве выпускать на Брянском автозаводе, не перекладывая эти проблемы на частный капитал.

Основной продукцией Брянского автомобильного завода являются СКШТ семейства «Вощина-1»: седельный тягач БАЗ-6402 в составе пусковой установки зенитно-ракетной системы С-400, специальные колёсные шасси БАЗ-6909 и БАЗ-69092, балластный тягач БАЗ-6306 и новейшая разработка – «широкий» седельный тягач БАЗ-6403.01, с которым увеличилось семейство «Вощина-1». Машины в семействе унифицированы между собой на 85% и состоят из четырёх основных модулей: рама, кабина, опорно-ходовая часть и моторный отсек (с системами питания, охлаждения и т. д.).

Сегодня завод работает над тем, чтобы поставлять заказчикам (в том числе и военным) не «голое» шасси, а укомплектованное под монтаж строго определённого оборудования.

Дело в том, что при монтаже на машину сложного оборудования на заводах-смежниках её приходится частично разбирать (для прокладки новых жгутов проводки, установки дополнительных кронштейнов и т. д.), что увеличивает не только себестоимость конечной продукции, но и увеличивает время монтажа. Проще все доработки по шасси запланировать заранее и проводить сборку на самом автозаводе. Заводу-смежнику лишь останется смонтировать на раму свою установку на заранее подготовленные места крепления и подключиться к уже имеющимся разъёмам коммуникаций. Первый образец такого подготовленного шасси Н90М на заводе уже смогли продемонстрировать журналистам.

Кроме выпуска СКШТ на заводе занимаются темой самопогрузчиков типа «Мультилифт». В своё время в Брянске разработали семейство армейских самопогрузчиков для различных отечественных шасси (КАМАЗ, «Урал»), отличающихся грузоподъёмностью крюковых захватов и размерами загружаемых платформ.

Не секрет, что эти системы позволяют значительно сократить время погрузки, выгрузки, доставки военного имущества непосредственно на боевые позиции войск и не требуют никаких дополнительных устройств или приспособлений, но они до сих пор не нашли широкого применения в российской армии. Более того, по наблюдениям заводчан, эта система вызывает какое-то отторжение у специалистов МО, хотя на словах все отмечают её преимущества.

БАЗу – 55 лет

История Брянского автомобильного завода ведётся с 4 июня 1958 г., когда из Бежицкого сталелитейного завода выделилось машиностроительное предприятие по производству промышленных гусеничных тракторов. Но уже тогда существовало решение об организации на новом предприятии производства специальных колёсных шасси по проекту ЗИЛа и из его комплектующих. Позже кооперация заработала в другую сторону – в Брянске был налажен выпуск агрегатов для полноприводного автомобиля ЗИЛ-131 (ведущие мосты, раздаточные коробки, лебёдки).

С 1959 г. на заводе организовано Специальное конструкторское бюро, где за всё время было разработано более 70 образцов техники.

Брянский автомобильный завод всегда являлся одним из основных разработчиков и изготовителей специальной военной автомобильной техники для нужд Министерства обороны РФ. На шасси БАЗ были смонтированы такие известные системы вооружения, как тактические ракетные комплексы «Луна» и «Точка» (шасси 135ЛМ и БАЗ-5921/22), зенитно-ракетный комплекс «Оса» (шасси БАЗ-5937/39), реактивная система залпового огня «Ураган» (шасси 135ЛМП), оперативно-тактический ракетный комплекс «Ока» (шасси БАЗ-6944) и многие другие. Под монтаж различных комплексов вооружения за всю историю предприятия было поставлено свыше 25 000 единиц техники. Многие из этих машин ещё находятся в эксплуатации, в том числе и в других государствах (Алжир, Сирия, Китай, Вьетнам, Индия и др.).

Сегодня СКШТ БАЗ используются для монтажа самого современного ЗРС С-400 «Триумф» (шасси БАЗ-69092, тягачи БАЗ-6402). Разрабатываются опытные образцы базовых шасси для размещения средств перспективного развития ЗРС «Триумфатор». Продукция завода находит широкое применение при монтаже крановой техники (автокраны «Ивановец») и оборудования для нефтегазовой отрасли. Мобильные буровые установки и агрегаты для ремонта скважин, смонтированные на шасси БАЗ, активно используют крупнейшие нефтегазовые компании, такие как «Газпром», «Сургутнефтегаз», «Транснефть», «Роснефть» и др.

С целью упрощения эксплуатации многочисленной техники армия заказывает сборку требуемых образцов на базе унифицированных шасси. В настоящее время в войсках имеется парк разнообразных боевых и специальных машин, построенных с использованием нескольких основных специальных колесных шасси. Заметная часть такой техники, как уже давно переданной войскам, так и находящейся в серийном производстве, строится с использованием многоцелевого шасси БАЗ-69092.

История специального автомобиля БАЗ-69092 восходит к началу девяностых годов прошлого века. По результатам распада Советского Союза основные производители специальных шасси – Минский и Кременчугский автомобильные заводы – остались за пределами России, что могло ударить по поставкам необходимой техники. Для решения этой проблемы было предложено создать собственные специальные колесные шасси с требуемыми характеристиками. Соответствующий проект стартовал в 1992 году.

Опытный образец шасси БАЗ-69092. Фото Русская-сила.рф
Реализация опытно-конструкторской работы с шифром «Вощина-1» была поручена Брянскому автомобильному заводу (БАЗ), уже имевшему определенный опыт в деле строительства специальной колесной техники. Конструкторы завода во главе с В.П. Трусовым и Ю.А. Шпаком решили поставленные задачи и создали целое семейство автомобилей, способных выполнять разные функции. Из-за известных проблем девяностых годов проектирование затянулось, но к концу десятилетия новую технику удалось вывести на испытания.
Семейство «Вощина-1» включало в себя несколько образцов техники, имеющих определенные отличия и предназначенных для решения разных задач. Так, были созданы четырехосные машины БАЗ-6909, БАЗ-69091, БАЗ-6403 и БАЗ-6306, способные перевозить груз на платформе или буксировать его. Кроме того, ОКР привела к появлению шестиколесных шасси БАЗ-6402 и БАЗ-69092. В дальнейшем некоторые представители семейства были доработаны и выведены на гражданский рынок.
После проведения всех необходимых испытаний и доводки было принято решение о принятии новых шасси на снабжение, а также о запуске серийного производства. Соответствующие приказы появились в середине прошлого десятилетия. В дальнейшем Брянский автомобильный завод освоил полномасштабный выпуск всех новых шасси. Подобная продукция отгружается различным предприятиям оборонной промышленности, занимающимся строительством той или иной техники. В зависимости от сути имеющихся заказов, шасси, в том числе БАЗ-69092, получают то или иное специальное оснащение, превращающее его в специальную машину из состава заказанного комплекса.

Использование специального шасси при строительстве средств ПВО. Фото Концерн ВКО «Алмаз-Антей» / Русская-сила.рф
Техника семейства «Вощина-1» имеет максимально возможную степень унификации и строится на базе одинаковых технических решений. Одновременно с этим специфические требования к отдельным его представителям привели к появлению заметных отличий. Рассматриваемое специальное шасси БАЗ-69092 представляет собой трехосную полноприводную машину с кабиной бескапотной компоновки. В зависимости от модификации, грузовая платформа может оснащаться тем или иным оборудованием.
Основой конструкции БАЗ-69092, равно как и других специальных машин, является сварная рама лестничного типа, имеющая в своем составе лонжероны Z-образного профиля. В передней части рамы устанавливается кабина экипажа, позади которой располагается объем для установки двигателя. Задняя часть рамы служит основанием для монтажа грузовой платформы или иного целевого оборудования. Компоновка ходовой части определяется с учетом имеющихся нагрузок. Так, передняя ось располагается под моторным отсеком, а две задние находятся непосредственно под центром грузовой платформы.
Трехместная кабина экипажа имеет корпус, построенный по каркасно-панельной схеме. В исходной конфигурации она выполняется из металла и не имеет защиты. При строительстве определенных модификаций шасси возможна установка дополнительных бронепанелей, прикрывающих часть проекций. Кабина имеет развитое лобовое и боковое остекление. Доступ в кабину обеспечивается бортовыми дверями. Предусматривается использование фильтровентиляционной установки ФВУА-100А-24. Также машина может комплектоваться противорадиационными экранами, светозащитными шторками и т.д.
Непосредственно за кабиной в отсеке уменьшенной высоты размещается многотопливный турбированный дизельный двигатель ЯМЗ-8491.10-032 мощностью 450 л.с. Через коробку передач ЯМЗ-2393-10 и другие агрегаты механической трансмиссии мощность распределяется на все шесть колес. Используется двухступенчатая раздаточная коробка с двумя пониженными передачами и дифференциалом с принудительной блокировкой. Вторая и третья оси оснащены блокируемыми межколесными дифференциалами.

Шасси БАЗ-69092-015. Фото Russianarms.ru
С определенное времени в испытаниях участвовало опытное шасси БАЗ-69092-011, предназначавшееся для отработки альтернативной силовой установки. Его оснастили 450-сильным двигателем ТМЗ-8424.10-032, построенным в г. Тутаев. После завершения испытаний единственный прототип машины «011» передали в Рязанское автомобильное училище. Проект был одобрен и в дальнейшем получил развитие. Часть машин на основе шасси БАЗ-69092 комплектуются именно двигателями марки «ТМЗ».
Трехосная ходовая часть шасси БАЗ-69092 имеет независимую подвеску всех колес. В качестве упругих элементов на каждой полуоси применены два торсиона и гидравлический амортизатор. Использованы колеса с шинами типа ИД-370 размером 1350х550-533Р. Для правильного распределения массы машины оси расположены с разными промежутками: расстояние между двумя задними осями, поддерживающими грузовую платформу, минимально. На случай поломки машина имеет запасное колесо. Его предлагается перевозить на креплениях позади кабины, справа от двигателя. При этом некоторые машины на основе БАЗ-69092 не имеют таких креплений из-за габаритов установленных корпусов.
Ходовая часть укомплектована тормозной системой пневмогидравлического типа. Передняя ось выполнена управляемой. В связи с большими нагрузками рулевое управление имеет гидроусилитель. Подача жидкости к последнему осуществляется основным и резервным насосами.

БАЗ-69092-015, вид на правый борт. Фото Russianarms.ru
Задняя часть рамы предназначается для установки того или иного оснащения. Разные модификации специальной машины БАЗ-69092 получают различное оборудование, соответствующее требованиям заказчика. Это может быть грузовая платформа, закрытая кабина и т.д., вплоть до пусковых установок для ракетного вооружения. Также для работы с полезной нагрузкой имеется заднее сцепное устройство. С его помощью автомобиль может буксировать прицеп допустимой массы.
Собственная длина специального колесного шасси БАЗ-69092 не превышает 11 м. Ширина – 2,75 м, высота – не более 2,9 м. Снаряженная масса находится в пределах 15,5 т. Грузоподъемность – 13 т, за счет чего полный вес машины не должен превышать 28,7 т. При помощи сравнительно мощного двигателя машина способна развивать скорость до 80 км/ч на шоссе. Запас хода – 1000 км. Возможно пересечение рва шириной 0,9 м, подъем на 30-градусный склон или преодоление брода глубиной до 1,4 м.

Первый опытный образец машины БАЗ-69092, предназначавшийся для испытаний, получил сравнительно простое целевое оборудование. Для перевозки балласта он получил бортовой кузов. В такой конфигурации шасси подтвердило расчетные характеристики, что позволило разработать и поставить в серию несколько специализированных модификаций разного назначения. Следует отметить, что все подобные машины имеют собственные обозначения, позволяющие однозначно определять их.
Модификации шасси БАЗ-69092-013, БАЗ-69092-015 и БАЗ-69092-017 предназначаются для установки аппаратуры радиолокационной станции 64Л6 «Гамма-С1». На грузовых площадках таких машин устанавливаются крупные корпуса со специальной аппаратурой, в том числе антенные устройства РЛС. В составе станции типа 64Л6 и ее модификаций используются три специальных шасси, несущих разное оснащение.

Антенное устройство РЛС 64Л6М, монтируемой на шасси БАЗ-69092-013. Фото автора
Специальные колесные шасси БАЗ-69092 также широко используются при строительстве современных комплексов противовоздушной обороны. Такая техника применяется в качестве основы для самоходных пусковых установок, транспортно-заряжающих машин и других средств из состава комплексов С-300 и С-400. При этом, в связи с габаритами используемых изделий, часть подобных машин используется в конфигурации тягача, работающего вместе со специальными прицепами.
В модификации БАЗ-69092-021 шасси выполняет функции грузового автомобиля или тягача. Этот вариант проекта предусматривает установку бортового кузова с задней погрузкой. Полезная нагрузка может защищаться текстильным тентом, закрепляемым на поддерживающих дугах. В конфигурации грузовика-тягача машина может перевозить или буксировать груз массой до 15 т.
По имеющимся данным, в определенный период шасси БАЗ-69092 рассматривались в качестве перспективных носителей специальной аппаратуры для инженерных войск. С использованием такой техники можно было строить инженерные и строительные машины разного назначения. Тем не менее, ни один из подобных проектов так и не смог дойти до полноценной реализации. Все новые инженерные машины на основе колесных автомобильных шасси в дальнейшем строились с использованием техники других заводов.

БАЗ-69092-021 во время недавнего пробега. Фото ИА «Оружие России» / http://arms-expo.ru/
Коммерческим организациям предлагается специальное шасси БАЗ-69095, являющееся гражданской версией машины БАЗ-69092. Этот образец предлагается для использования при строительстве автокранов, машин нефтегазового комплекса и т.д. От базового шасси военного назначения БАЗ-69095 отличается менее мощным двигателем, немного сниженной грузоподъемностью и упрощенной комплектацией кабины. По очевидным причинам, коммерческий образец не нуждается в средствах защиты от оружия массового поражения и т.д.
Специальные колесные шасси, созданные в рамках ОКР «Вощина-1», были приняты на снабжение в середине прошлого десятилетия. Вместе с другими образцами в серийное производство поступили машины БАЗ-69092 нескольких модификаций. Эта техника, в основном, предназначается для строительства широкой номенклатуры специальных машин и получает разнообразное дополнительное оборудование.

В соответствии с изначальным техническим заданием, шасси БАЗ-69092 должно было отличаться не только грузоподъемностью, но и высокой подвижностью на всех ландшафтах. За счет использования сравнительно мощного двигателя и удачной ходовой части все машины семейства способны перемещаться с полной нагрузкой по разным грунтам. Это в известной мере повышает мобильность как войск в целом, так и отдельных их комплексов различного назначения.
Высокая проходимость и подвижность шасси БАЗ-69092 не так давно была в очередной раз подтверждена на практике. В сентябре 2017 года Главное автобронетанковое управление организовало пробег перспективных образцов военной и специальной техники из подмосковных Бронниц к горе Эльбрус. Вместе с прочими автомобилями разных классов в этом мероприятии участвовала машина БАЗ-69092-021. Перед выходом на маршрут в кузов такого грузовика поместили полезную нагрузку, соответствующую его максимальным характеристикам.

Специальное шасси на горной дороге. Фото ИА «Оружие России» / http://arms-expo.ru/
Колонна армейской техники прошла вдоль волги, после чего пересекла пустынные районы Астраханской области и Калмыкии. Затем экипажи направились к подножью Эльбруса. Протяженность маршрута (в одну сторону) превысила 2200 км. Машины находились в пути более двух недель. Во время пробега было сделано несколько остановок для проведения различных испытаний в особых условиях. Кроме того, некоторые остановки были вынужденными.
Как и другие образцы современной отечественной техники, машина БАЗ-69092-021 успешно справилась с возложенными задачами. Тяжелое шасси добралось до конечной точки маршрута, а затем своим ходом вернулось в Бронницы. За время пробега эта машина решила все поставленные задачи. Кроме того, ей пришлось участвовать в «спасательной операции». Во время одного из исследований в песке пустыни застрял броневик, и специальная машина, отличающаяся высокими характеристиками, взяла на себя роль буксира.
Целью опытно-конструкторской работы «Вощина-1» было создание семейства унифицированных специальных колесных шасси, способных заменить аналогичную технику зарубежного производства. С технической точки зрения такие задачи были успешно решены, и на вооружение поступило значительное число специальной техники на отечественных шасси. Следует отметить, что развертывание производства ряда машин марки «БАЗ» не привело к полному отказу от импортных образцов. Однако и в этом случае армия смогла получить достаточное количество необходимых машин с требуемыми характеристиками и возможностями.
По материалам сайтов: