14 апреля 2022

Включение ближнего света при запуске двигателя – автоматический дальний свет

Содержание

Lada 2107 ›
Logbook ›
Автоматическое включение ближнего света фар после запуска двигателя.

После прошлой машины ( Subaru Forester SF5), у которой фары включались и выключались вместе с запуском двигателя, пришлось заново привыкать каждый раз, перед началом движения, тыкать на кнопку.
За чуть больше месяца владения семёркой, уже несколько раз были моменты, когда включать фары я забывал, благо на штраф не попал.
Решено было внести небольшие доработки в машину, чтобы автоматизировать включение ближнего света фар.
В интернете достаточно много разных вариантов получения такого эффекта, и самодельные, и заводские плюшки. Так как интереснее сделать всё самому, решил с помощью релюшек собрать простую цепь, для себя я решил, что свет у меня должен включаться только после запуска двигателя, не нарушать работу штатной цепи и чтобы при включении света через штатную кнопку моя «схемка» разбиралась.
Для реализации данной задачи было приобретено:
1) реле 4х контактное — 1шт
2) реле 5ти контактное — 2шт
3) колодка реле 4х конт. — 1шт
4) колодка реле 5ти конт. — 2шт.
5) держатель для вилочного предохранителя
6) провода, гофра, изолента
Скорее всего найдутся те, кто скажет, что можно было сделать проще, что три реле это много и подключить можно было по другому, но для меня мною придуманная схемка проще и удобнее. На то, что именно так надо выполнять эту доработку, я, естественно, не претендую )

Принцип работы и роль каждого реле.
1) Первое реле подключено 30 контактом через предохранитель к акб. Одним контактом катушки на землю, другим к 15му контакту замка зажигания, 87 контакт подключен к 30му контакту второго реле.
2) Второе реле 30м контактом, как уже написано выше к первому реле, одним контактом катушки на 15ый контакт замка зажигания, вторым концом катушки к датчику давления масла. Контакт 87А соединён с 30ым контактом третьего реле. 87 Контакт второго реле ни с чем не соединён.
3) Третье реле 30ым контактом к контакту 87А второго реле, один контакт катушки — на землю, второй к 12в от габарита. Контакт 87А подключен к штатному реле включения ближнего света фар, а именно к контакту 85( если не ошибаюсь).

В результате после поворота ключа в положение «зажигание» первое реле передаёт напряжение от акб ко второму реле.
Второе реле, пока не заведён двигатель и на датчике давления масла есть масса, размыкает контакты 30 и 87А, тем самым не пропуская 12в на 30й контакт третьего реле. После запуска двигателя и повышения давления масла, масса на датчике давления масла пропадает и контакты 30 и 87А второго реле снова замыкаются.
Третье реле передаёт напряжение на штатное реле ближнего света фар, пока не происходит включение ближнего света фар штатной кнопкой, у которой в первом положении происходит подача 12в на габариты, в результате чего третье реле размыкает контакты 30 и 87А.

При подключении к штатному реле, я решил поставить диод в разрыв штатного провода, которое я взял из старого блока питания ПК. Возможно это было лишним, но мне так спокойнее =D

Точки подключения.
1) 15ый контакт замка зажигания, на котором появляется 12в при повороте ключа в положение «зажигание».
Провод Голубого цвета ( сдвоенный потолще и потоньше ).
2) Датчик давления масла. Подключение к нему было сделано в подкапотном пространстве.
3) Подключение к 12в габариты. Для левой фары это провод жёлтого цвета идущий к блок фаре в подкапотном
пространстве, непосредственно возле самой блок фары.
4) Подключение к штатному реле ближнего света фар. Серый провод с красной полосой Колодки Ш1 ( чёрного
цвета) идущей к блоку предохранителей и реле подкапотом. Получить доступ к этому проводу можно только
из салона, разобрав бордачёк.

Система управления дальним светом

Система управления дальним светом предназначена для улучшения видимости в темное время суток за счет автоматического включения дальнего света фар. При этом система позволяет двигаться с дальним светом фар максимально возможное время, предотвращает ослепление других участников движения, облегчает управление автомобилем, и тем самым, повышает безопасность движения.

Система управления дальним светом реализована в зависимости от типа фар:

  • галогеновые фары – за счет автоматического включения (выключения) дальнего света фар (например, система Light Assist);
  • ксеноновые фары – за счет автоматического поворота модуля лампы в вертикальной и горизонтальной плоскости, при этом дальний свет фар не выключается (например, система Dynamic Light Assist).

Система автоматического дальнего света включает переключатель освещения, видеокамеру, блок управления, лампу дальнего света (модуль лампы), а также контрольную лампу на панели приборов.

Система управления дальним светом активируется переключателем освещения, при переводе его в определенное положение.

В работе системы используется черно-белая видеокамера, которая фиксирует обстановку перед автомобилем. Зона охвата видеокамеры составляет порядка 1000 м. Видеокамера вместе с блоком управления располагаются в корпусе зеркала заднего вида.

Наряду с информацией от видеокамеры в работе системы используются входные сигналы датчиков частоты вращения колес (для оценки скорости движения автомобиля), датчика освещенности (для оценки уровня освещенности).

Блок управления производит обработку изображения видеокамеры и сигналов датчиков, на основании которых оценивается ситуация на дороге:

  • условия видимости:
  • траектория движения;
  • уровень освещенности;
  • мощность встречного потока света.

В зависимости от конкретной ситуации производится включение-выключение (поворот модуля лампы) дальнего света фар.

Контрольная лампа на панели приборов сообщает о включении системы и характере ее работы.

Принцип работы системы

Система управления дальним светом автоматически включает дальний свет фар при одновременном выполнении следующих условий:

  • низкий уровень освещенности;
  • работа ближнего света фар;
  • движение автомобиля с определенной скоростью;
  • отсутствие впереди идущих или встречных транспортных средств (автомобили, мотоциклы);
  • движение за пределами населенных пунктов.

С целью предотвращения ослепления других участников движения дальний свет фар автоматически выключается при наличии встречных или впереди идущих транспортных средств. Переключение производится при нахождении транспортного средства в зоне охвата системы и на определенном расстоянии от автомобиля (пучок дальнего света не должен доходить до транспортного средства). При разъезде (обгоне) с транспортным средством дальний свет автоматически включается.

При движении по населенному пункту система срабатывает в зависимости от оценки уровня освещенности. Если внешнее освещение оценивается как достаточное, то происходит автоматическое переключение на ближний свет фар. В противном случае движение автомобиля через населенный пункт осуществляется с дальним светом фар.

Автоматическое включение фар

Подавляющее большинство современных автомобилей иностранного производства, особенно престижных вариантов комплектации, оснащаются устройством, автоматически включающим фары при создании определенных или заданных условий.

Нередко это устройство объединено с датчиком дождя или срабатывает при понижении уровня освещенности, контролируемого чувствительными фотоэлементами. Однако применения вышеназванных опций становится недостаточно тогда, когда речь идет об автомобиле, эксплуатируемом в Российской Федерации. «Правила Дорожного Движения» (далее по тексту ПДД), действующие на ее территории требуют включения ближнего света фар во время движения транспортного средства независимо от времени суток и степени освещенности.

Появление данного требования в ПДД вызвало потребность в существенной доработке системы электрообеспечения не только автомобилей отечественного производства, но и иномарок старшей возрастной категории.

Основными требованиями, предъявляемыми к устройству или системе, обеспечивающим автоматическое включение фар ближнего света, являются:

  • Гарантированное автоматическое включение света фар при начале движения транспортного средства.
  • Отключение ближнего света при постановке транспортного средства на стоянку.
  • Экономное расходование электрической энергии на всех режимах работы силового агрегата.

Заполняя создавшуюся нишу на рынке автомобильных запчастей, разработкой данных устройств занялись не только предприятия, специализирующиеся на электрооборудовании автомобилей, но и, так называемые «народные умельцы». Предлагаемых ими приборов, как готовых, так и на уровне принципиальных схем, великое множество. Устройства отличаются не только принципом функционирования, но и сложностью исполнения.

1.Схемы устройств автоматического включения фар

Рассмотрим несколько возможных вариантов, обеспечивающих автоматическое включение света фар транспортного средства.

1.1 Одной из наиболее простых и действенных схем защиты от включения фар на неработающем автомобиле является схема, предусматривающая подачу питающего напряжения на кнопку (реле) включения фар через контакты замка зажигания. Выключение двигателя (стартера) размыкает цепь питания фар. Опасения некоторых автолюбителей в увеличении нагрузки на цепь безосновательны при условии правильного подключения устройств.

1.2 Описываемый ниже способ организации автоматического включения ближнего света предусматривает подключение дополнительного реле или электромагнита реле, включающего фары, в цепь сигнальной лампы «зарядка аккумулятора». Практическая реализация выглядит следующим образом (смотри схему на рис.№1):

  • добавляем в схему пятиконтактное реле (тип 90.3747);
  • контакты «30» и «85» соединяем с замком зажигания;
  • контакт «86» подключаем к выводу генератора, соединенного с контрольной лампой заряда;
  • контакт «88» соединяем с реле, включающим фары (или предохранителем цепи фар);
  • включение зажигания обеспечивает подачу тока на обмотки катушки электромагнита реле и его поступление (через обмотку генератора) на отрицательную клемму;
  • срабатывание реле способствует размыканию контактов «88» и «30»;
  • вследствие запуска двигателя и последующего начала работы генератора плюсовой ток приходит на вывод контрольной лампы генератора;
  • отключение реле приводит к замыканию контактов «88» и «30», то есть происходит автоматическое включение ближнего света фар.

Использование диода, последовательно включенного с катушкой реле и направленного к генератору, поможет предотвратить возникновение «вредного» контура. Свет фар будет гореть лишь при условии неразрывности цепи, контроль которой осуществляется лампой «зарядка аккумулятора».

Рисунок №1

1.3 Третий способ подключения основан на задействовании в схеме автоматического включения света фар датчика аварийного давления масла в силовой установке. По сути, данный метод является разновидностью описанного выше. Разница заключается в подсоединении катушки реле к датчику давления, а не к генератору. Включение фар происходит непосредственно после того, как в системе смазки давление поднимется до необходимого уровня.

Существенным недостатком данной схемы является промигивание света фар при снижении давления масла в системе и, как следствие, срабатывания датчика (движение накатом, режим «холостого хода» и т.д.).

Рассмотренные выше схемы и способы, обеспечивающие автоматическое включение света фар, просты в техническом исполнении и не требуют существенных материальных затрат на реализацию. В этом их несомненное преимущество. Однако довольно большая группа отечественных автолюбителей в силу отсутствия свободного времени, технической неграмотности и иных объективных причин, предпочитают использовать устройства, изготовленные заводским способом.

2.Устройство «АвтоСвет AS», как альтернатива кустарным схемам

Функциональное назначение устройства «АвтоСвет AS» заключается в плавном включении ближнего света фар в момент:

а) начала движения транспортного средства;

б) запуска двигателя и достижения им 10-100% номинальной мощности.

Это позволяет существенно продлить эксплуатационный срок ламп накаливания.

Ближний свет фар автоматически гаснет при включении габаритных огней (напряжение сети < 12,7 Вольт), зажигания. Схема подключения контроллера предполагает коммутацию «+», то есть включение в цепь «+» выключателя или реле.

Рисук №2

  1. Функционирование устройства возможно в нескольких вариантах:

— контрольный провод контроллера подключен к цепи форсунки или датчика холла;

— подключение в цепь датчика скорости

2.2 Установка контроллера «АвтоСвет AS» на автомобиль осуществляется следующим образом:

  • отключаем «-» клемма аккумулятора;
  • провод красного цвета (D=1,5 мм) подключается через 15-ти амперный предохранитель к источнику питания (12 Вольт);
  • провод черного цвета (D=1,5 мм) подключается к клемме «╧» («масса»);
  • провод синего цвета (D=1,5 мм) соединяется с цепью фар ближнего света («+» вывод ≤ 9 Ампер) после реле;
  • провод коричневого цвета (D=0,35 мм) соединяется с входным контактом датчика скорости;
  • провод синего цвета (D=0,35 мм) соединяется с входным контактом габаритных огней или подключается через тумблер к «+» клемме 12 Вольт.

Условия, определяющие автоматическое включение ближнего света фар, зависит от состояния петли контроллера:

— разрезанная петля обеспечивает включение света при начале движения транспортного средства;

— целая петля гарантирует включение фар при пуске силовой установки.

Внимание! Подключение провода коричневого цвета непосредственно к контактам катушки категорически запрещено, поскольку высокие значения напряжения приведут к потере работоспособности контроллера.

Разработчиком устройства «АвтоСвет AS» рекомендовано соблюдать следующие эксплуатационные ограничения:

  • избегать попадания влаги внутрь устройства;
  • не допускать деформаций контроллера вследствие воздействия механических и температурных нагрузок;
  • не использовать в системе электрооборудования автомобиля газоразрядных ламп.