18 августа 2019

Альтернатива газели из иномарок

Содержание

Вот уже почти четверть века продукция Горьковского автомобильного завода, известная нам как ГАЗели, исправно служит в сфере грузоперевозок. Но за последнее десятилетие значительно возросла популярность автомобилей иностранных марок, а отечественные производители столкнулись с серьезной конкуренцией. Это касается и грузовых автомобилей. В 2010 году была выпущена ГАЗель Бизнес, которую производитель постарался сделать максимально удобной и приспособленной к нуждам перевозчика. Этот малотоннажный автомобиль отличается сбалансированными характеристиками, современным дизайном салона и грузового отсека, а также удобным водительским сидением. Модель соответствует нормам безопасности, надежна в эксплуатации и экономична в потреблении топлива. А в 2013 году завод выпустил еще более модернизированную и комфортабельную ГАЗель Некст, представленную в трех вариациях: фургон, пассажирский микроавтобус и модель с цельнометаллическим кузовом. Достаточно ли этого, чтобы противостоять зарубежным конкурентам? В данной статье мы рассмотрим аналоги и конкурентов ГАЗели и выясним их преимущества и недостатки.

Автомобили российской сборки

Ford Transit

Название автомобильного марки Ford звучит громко благодаря репутации, создаваемой не одно десятилетие. Богата история этих автомобилей и в России, из-за чего спрос на модели данной фирмы только растет. Ford Transit – это мощный и надежный коммерческий автомобиль, обладающий целым рядом преимуществ. Самым подкупающим является его высокая проходимость, что особо важно на наших дорогах. Грузовой автомобиль вместительный и при этом безопасный. Последнее неоднократно подтверждали специальные тесты. Салон оснащен подушками безопасности для водителя и пассажиров, модернизированными ремнями и надежными креплениями. Уникальное строение салона позволяет трансформировать фургон в микроавтобус. Внутреннее оснащение салона отвечает всем потребностям водителя и пассажиров в поездках на различные расстояния. Сидения удобные и мягкие, есть кондиционер, печка и подсветка для каждого пассажира.

При всех этих преимуществах стоимость нового Форда составляет 1,4 млн. руб. Автомобиль также является одним из самых экономичных в плане обслуживания. Владельцы отзываются о нем, как об автомобиле, способном служить долго и исправно.

Mercedes-Benz Sprinter Classic

Этот автомобиль в несколько раз популярнее, чем Ford Transit. Его можно встретить на дороге почти также часто, как и ГАЗель. Отчасти это объясняется местом сборки и, следовательно, низкой ценой (от 1,6 млн. руб.). При этом сервис автомобиля обходится намного дороже, чем у Ford. Несмотря на то, что модель собирается в России, и автомобильные салоны располагают всеми деталями в необходимом количестве, закупка всех элементов все равно происходит за границей, что совсем не дешево.

Почему же перевозчики часто отдают предпочтение Mercedes? Контроль качества осуществляется на всех этапах производства. В салоне предусмотрены все меры безопасности, а новые модели оснащены более мощным двигателем, который также производится в России. Дизайн салона и комплектующие в духе последних достижений. Это современный, удобный и долговечный коммерческий автомобиль.

Автомобили азиатской сборки

Foton Aumark

Автомобили Foton Aumark выпускаются в Китае с конца прошлого века. Модели отличаются удивительно низкой ценой (от 1,2 млн. руб.) и качеством. Дело в том, что в производстве применяются технологии японской фирмы Toyota, а детали покупаются у европейских производителей, в частности, у Mercedes-Benz.

Foton обладает всем, что есть у среднестатистического коммерческого автомобиля: надежные тормоза, мощный двигатель, просторный грузовой отсек. Способен перевозить груз весом до 1500 кг. Эта характеристика немного меньше, чем у авто, рассмотренных выше. Автомобиль потребляет сравнительно мало топлива и оснащен базовыми средствами комфорта: мягкими сиденьями, устойчивыми к износу, кондиционером, аудиосистемой, противотуманными фарами. Обычно это фургон, но на шасси можно установить платформу для перевозки и все, что угодно покупателю. Также это грузовик легковой категории и может свободно перемещаться по городу, что делает Foton Aumark уникальным. Кабина небольшая, способна вместить трех человек, включая водителя, но пассажирам будет тесновато. К минусами также относится маленький бензобак: водитель не должен забывать регулярно пополнять запасы топлива. Из-за того, что родиной авто является Китай, для европейца за панелью управления будет тесновато. Гарантия у Foton скромная, а аккумулятор не имеет защиты от погодных условий.

BAW

Еще одним автомобилем китайского производства является BAW – общепризнанный аналог ГАЗели, который обгоняет российскую ласточку как по экономичности, так и по комфортабельности и качеству. У кабины нет капота, благодаря чему увеличен грузовой отсек и вместительность. Производители оснащают модели дизельными двигателями новейшего образца, которые работают мощно и долго, но экономно. Все детали высокого качества, поэтому BAW служит своим владельцам долго. Пневматическая тормозная система делает авто безопасным и надежным, значительно уменьшая риск аварии. Автомобиль принимает любую аудиосистему, так что к ней не нужно подбирать адаптер. Аналог ГАЗели может ездить на обычном топливе в сильный мороз (до -20) за счет автоматической регуляции прогрева воздуха в двигателе. Благодаря гидроусилителям на руле и противотуманным фарам и звукоизоляции, машина отличается своей маневренностью на дорогах. Особенностью BAW является бортовой компьютер, который во время езды анализирует исправность всех систем. При всех особенностях BAW легко поддаются ремонту, а детали находятся в широком доступе.

С целью повышения комфорта водителя и пассажиров двери снабжены вторыми поручнями, в креслах есть минибар, а ремни регулируются в зависимости от роста человека. Стоит такой автомобиль от 900 000 руб.

Китайский BAW скоро также будет собираться в России. Ульяновский завод планирует выпускать 70 000 грузовых машин в год с грузоподъемностью до десяти тонн. На данный момент это самый серьезный конкурент ГАЗели, который, по прогнозам, вполне способен вытеснить отечественный автомобиль с российского рынка.

Грузовик модели JBC 1041 производства завода JBC–RUS (Самарская обл.,г.Сызрань)-это новый, запущенный в 2014 г. в производство на территории России и адаптированный к российским условиям автомобиль со следующими основными характеристиками.
— Грузоподъёмность: по ПТС-1100 кг, фактическая до 2500 кг;
— кабина на три человека;
— регулировка водительского сидения в двух положениях;
— регулировка руля по высоте;
— встроенный люк с регулировкой забора воздуха;
— кондиционер с регулировкой момента выбора режима;
— тормозная система двухконтурная пневматическая;
— резина R-16 Кама-Евро;
— передние тормоза дисковые, задние тормоза барабанные;
-бортовая сеть 24V;
-электрическая система EDC17- новая система полного электрического управления впрыском дизельного топлива, соответствующая стандарту Евро IV (позволяет легко заводить автомобиль даже в сильные морозы);
-средний расход топлива 14 л на 100 км пробега;
-размер бортовой платформы: длинна-3,65м(удлиненная 4,25м), ширина-2м
Грузовой автомобиль марки JBC 1041 оснащен дизельным двигателем CA4DC2-10E4 (103 л.с.) с ресурсом 500 тыс.км.Тип коробки передач ZF 5-ти ступенчатая, механическая, с большим запасом грузоподъемности(до 3 тонн),усиленные задние рессоры (по девять листов с каждой стороны). Права категории B и разрешенный въезд в центр любого города. На автомобильJBC 1041 предоставляется гарантийный срок 24 месяца или 100 тыс.км.пробега.Продажа официальным дилером-компанией»Лидер-Снаб»,г.Ульяновск,Урицкого 104. Также в наличии автомобили BAW различных моделей и грузоподъёмностью от 1 до 8 тонн

Российский автомобильный рынок можно назвать очень насыщенным — покупатели могут выбирать продукцию десятков производителей — как отечественных, так и зарубежных. И именно разнообразие зачастую становится помехой при выборе — невозможно найти транспортное средство, которое было бы идеальным во всех аспектах. Приходится долго сравнивать различные варианты по множеству параметров, сомневаться и тратить немало времени.

Если идеал недостижим, то при покупке лучше всего ориентироваться на автомобиль со сбалансированными характеристиками. Именно такой, по задумке её создателей должна была стать Газель-Некст — её разрабатывали, как коммерческий транспорт, в точности соответствующий потребностям российского рынка. Для того чтобы выяснить, так ли это, стоит знать, с какими автомобилями может конкурировать отечественный продукт, подобрав альтернативные варианты по различным характеристикам.

№1. IVECO Daily

Итальянский автомобиль и Газель-Некст — одни из немногих фургонов, которые могут похвастаться очень большой вместительностью грузового отсека. У российского транспортного средства она равняется 13,5 кубическим метрам, а у IVECO в модификации с самой высокой крышей, средней колёсной базой и удлинённым задним свесом — 13,4 кубометра.

Такие показатели позволяют автомобилям легко справляться с транспортировкой объёмных грузов, которые имеют относительно малую удельную массу. такие характеристики делают их оптимальным вариантом для использования в продуктовом ритейле, а также для работы в службах доставки. Кроме того, наибольшие модификации фургонов часто приобретают строительно-монтажные бригады, занимающиеся отделочными работами, утеплением домов и прочими операциями. Перечислять преимущества кузова увеличенного объёма можно практически бесконечно, но в целом можно сделать вывод о том, что он делает машину универсальной и подходящей для использования сразу в нескольких десятках отраслей.

Итальянский конкурент с похожим объёмом кузова имеет свои преимущества, но перед его выбором стоит учитывать стоимость такого транспорта — около 2 миллионов рублей в базовой комплектации. В то же время цельнометаллический фургон Газель-Некст обходится покупателю почти в 2 раза дешевле. Стоит отметить и тот факт, что большинство поставляющихся в нашу страну IVECO Daily с таким кузовом имеет полную массу 5,2 тонны — это автоматически накладывает ограничение на въезд в центр крупных городов, а также требует получения прав класса C.

№2. Mercedes Sprinter

В практике строительства часто приходится перевозить очень длинные, но лёгкие предметы — например, карнизы, металлические профили и направляющие, а также элементы отделочных конструкций. Если речь идёт о грузах с длиной около 5 метров, то большинство стандартных фургонов оказываются бессильными — их владельцам приходится брать в аренду более крупные транспортные средства, либо оставлять открытыми дверцы кузова, нарушая Правила и подвергая опасности окружающих.

Но эта проблема не относится к Mercedes Sprinter и Газели-Некст — они легко способны справиться с этими задачами. Немецкий автомобиль в версии с максимальной длиной колёсной базы и с увеличенным задним свесом способен вместить конструкции до 4,7 метров. Но Газель превзошла и этого признанного лидера европейского рынка — откидной лючок в перегородке с кабиной позволяет ей перевозить 5-метровые грузы! А это означает, что нет нужды нанимать тяжёлый транспорт, расходуя огромные суммы на его аренду, на топливо и на погрузочно-разгрузочные работы.

Такая особенность делает автомобили пригодными не только для строителей, но и для сервисных предприятий либо рекламных агентств — в длинных кузовах удобно перевозить многосекционные лестницы и стремянки, а также подлежащие монтажу конструкции. Кроме того, большая предельная длина груза наверняка заинтересует специализированные предприятия, выполняющие продажу и доставку крупногабаритной продукции.

Mercedes набрал популярность в Европе благодаря оригинальному дизайну и премиальному оснащению. Однако для российского рынка коммерческого транспорта эта машина выглядит чересчур роскошной — стоимость рассмотренной версии начинается от 2,8 миллионов рублей и достигает 3,4 миллионов! В то же время базовая версия цельнометаллической Газели Некст обходится в 1,1 миллиона. Стоит отметить, что российский автомобиль соответствует современным стандартам комфорта и безопасности, а также имеет отличное оснащение.

№3. Renault Master

Современные коммерческие автомобили почти всегда оснащаются экономичными дизельными двигателями с высоким КПД. Это позволяет удерживать на невысоком уровне эксплуатационные затраты, сохраняя при этом отличные динамические характеристики транспортного средства. Газель-Некст и Renault Master не стали исключением — их средний расход топлива на 100 километров пути колеблется около 10 литров.

Однако стоит обратить внимание на грузоподъёмность обоих участников сравнения. Газель может вместить до 1,5 тонн — причём это не создаст повышенной нагрузки на её узлы, поскольку цельнометаллический фургон получил ряд конструктивных изменений, повышающих его надёжность и выносливость. Французский конкурент берёт на борт всего 1,1 тонны — это ограничивает его применение в таких сферах, как строительство, доставка промышленных товаров и работа в курьерских службах. Кроме того, это означает, что владелец такой техники будет вынужден тратить больше средств на перемещение одной тонны груза. Конечно, в модельном ряду Renault есть Master с большей грузоподъёмностью —, но речь идёт о переднеприводных автомобилях с малым объёмом кузова, либо о фургонах с полной массой более 3,5 тонн, относящихся к классу С.

Французский коммерческий транспорт часто называют одним из наиболее доступных на европейском рынке —, но в сравнении с Газелью даже он требует намного больших капиталовложений. Базовая стоимость Renault Master H3L3 равняется 1,7 миллионов рублей — причём начальная комплектация даже уступает российскому аналогу по уровню оснащённости.

№4. Ford Transit

Немаловажный параметр для грузового фургона — это погрузочная высота. При её небольшом значении поместить внутрь груз или извлечь его можно без применения специальной техники. В противном случае придётся пользоваться вилочным погрузчиком — тогда как подобное оборудование присутствует далеко не на каждом предприятии.

Как Газель-Некст, так и Ford Transit обеспечивают лёгкое выполнение погрузочно-разгрузочных работ — пол кузова в обоих автомобиля расположен на высоте немногим более 700 мм. Этот показатель можно назвать идеально сбалансированным. Он позволяет выполнять ручную разгрузку материалов на строительных площадках и в малых предприятиях, а также обеспечивает удобство использования рампы на крупном складе либо производственном объекте.

Среди преимуществ фургона Ford, собираемого в Германии, можно назвать малый расход топлива, а также отличное оснащение. Однако некоторая экономия при его эксплуатации полностью нивелируется более высокой стоимостью начальной комплектации. Приобрести такую машину можно за 1,8 миллионов рублей — причём она не будет иметь обивки кузова и такелажных петель, которые доступны всем покупателям цельнометаллического фургона от ГАЗ.

№5. FIAT Ducato

Показатель радиуса поворота фактически отображает манёвренность машины и её пригодность к использованию в городских условиях. При большом его значении автомобиль будет очень сложно эксплуатировать в службе доставки или в перевозке сервисного оборудования. Он не сможет заезжать в тесные дворы и разворачиваться на нешироких дорогах, а также сделает процесс парковки невероятно сложным.

Для владельцев FIAT Ducato и Газели Некст такая проблема неактуальна — радиус разворота в 6,5 метра делает управление коммерческим транспортом очень лёгким и удобным в любых условиях. Кроме прочих преимуществ, это значительно облегчает подъезд к погрузочной рампе крупного производственного предприятия или логистического центра. Соответственно, высокая манёвренность делает автомобиль универсальным, позволяя использовать его в самых разных сферах.

Таким же радиусом разворота, как у Газели-Некст, обладает FIAT со средней колёсной базой, который имеет намного меньшую вместимость кузова — от 10 до 11,5 кубометров. При этом покупателю стоит рассчитывать на большую стоимость транспортного средства в начальной комплектации — не менее 1,65 миллионов рублей.

№6. Volkswagen Crafter

Дорожный просвет в 170 мм — это оптимальный показатель для коммерческого фургона, который будет эксплуатироваться в пределах дорог. Такой показатель делает днище практически неуязвимым для камней, «лежачих полицейских» и других дорожных препятствий. Вместе с тем, он не вынуждает чрезмерно повышать погрузочную высоту, снижая удобство эксплуатации машины.

Именно такой показатель предлагают Газель-Некст и её немецкий конкурент Volkswagen Crafter в версии L3H3, приблизительно соответствующей габаритам российского коммерческого транспорта. Эти машины могут эксплуатироваться даже в условиях плохого качества дорожного покрытия — даже глубокие ямы и различные препятствия не станут причиной повреждения жизненно важных агрегатов. Кроме того, таким автомобилям под силу въехать на бордюр, преодолеть особенно высокого «лежачего полицейского» или плохо организованный железнодорожный переезд. Стоит также отметить, что усиленная подвеска обоих фургонов позволяет обойтись без существенного проседания даже при большой нагрузке.

Volkswagen Crafter построен на той же платформе, что и Mercedes Sprinter, хотя и имеет более простое оснащение. Но использование общих технических решений сказывается на его стоимости — купить длиннобазную версию дешевле 2,2 миллионов рублей не представляется возможным.

№7. Mercedes Sprinter

Использование альтернативного топлива позволяет получить немалую экономию — стоимость метана в 2 раза меньше, чем у бензина или дизеля. При этом в России достаточно хорошо развита инфраструктура для газомоторных автомобилей — вблизи любого крупного города можно встретить компрессорную заправочную станцию. Именно поэтому предприятия, желающие снизить свои эксплуатационные расходы, часто приобретают такую технику.

Газель-Некст может поставляться в газобаллонной версии или с дизельным двигателем, позволяющим легко оснастить машину дополнительным оборудованием для работы на альтернативном топливе. Среди зарубежных конкурентов одним из немногих такую опцию предлагает Mercedes Sprinter. В модельном ряду немецкого производителя присутствует машина с 1,8-литровым двухтопливным мотором, развивающим на бензине мощность в 156 лошадиных сил.

Такие машины не требуют дорогостоящего специфического обслуживания. При использовании установленного на заводе оборудования они могут ремонтироваться на фирменных сервисных станциях без каких-либо ограничений. При этом себестоимость их эксплуатации, а, соответственно и каждой перевезённой тонны снижается почти в 2 раза.

Нужно заметить, что Mercedes Sprinter, способный работать на метане, выпускается только в малогабаритной версии — с объёмом кузова до 11 метров кубических и с грузоподъёмностью 1,1 тонны. При этом стоимость такой машины достаточно велика — не менее 2,1 миллионов рублей. Вместе с тем, переоборудованную Газель с двухтопливным двигателем можно купить за 1,3–1,4 миллиона рублей.

Лидер по множеству характеристик — Газель-Некст

Рассмотрев зарубежных конкурентов Газели-Некст, мы можем убедиться, что отечественный автомобиль не уступает им в большинстве параметров. Он действительно имеет очень сбалансированные характеристики, соответствующие запросам российского рынка, как это заявлено его создателями. При этом машина имеет современную отделку салона и грузового отсека, оснащается комфортабельным рабочим местом водителя и соответствует всем стандартам безопасности. Кроме того, выполненные в ходе очередного обновления доработки сделали автомобиль очень надёжным — при использовании он не будет доставлять существенных проблем и огорчать владельца высокими расходами.

К. Закурдаев, фото автора

Часть 1. Легкая кавалерия

Миграция коммерческих автомобилей из Китая в Россию набирает обороты. При этом ничего о китайских грузовиках и автобусах мы по большому счету не знаем – скудный опыт реальной эксплуатации пока не позволяет сделать качественный анализ их надежности и ресурса. Конечно, пройдет год-другой, и можно будет набрать для этого достаточно данных.

Продукцию китайского автопрома российские перевозчики пока больше изучают, чем покупают

А пока попробуем определить, конкурентоспособны ли малотоннажные автомобили из Поднебесной, сравнив основные предлагаемые на нашем рынке модели между собой, с российскими и соизмеримыми по ценам аналогами из других стран.

«Блицкрига» быть не может

Помимо таких конкурентных характеристик автомобильной техники, как надежность, экономичность и долговечность, в современном мире все большую роль начинает играть еще один важнейший фактор ее конкуренто­способности – условия реализации и последующей эксплуатации автомобиля. Они зависят от нескольких факторов, важнейший среди которых – заинтересованность компании-производителя в рынке той страны, где этот автомобиль планируют продавать. Если такая заинтересованность есть, то компания-производитель непременно найдет ресурсы для модернизации его конструкции в соответствии с местными особенностями эксплуатации, наладит бесперебойное обеспечение запчастями, организует разветвленную и качественную сервисную и рекламную поддержку, предложит выгодные гарантийные условия и условия продажи. Если же сколько-нибудь значительной заинтересованности в стране нет, то дело будет пущено на самотек, а проблемы взвалены на плечи местных дилеров. Поэтому понять реальный интерес китайских автопроизводителей к российскому рынку для нас не менее важно, чем оценить конкурентоспособность характеристик выпускаемых ими грузовиков и автобусов. Именно от этого интереса будет зависеть, на каких условиях перевозчик сможет приобрести автомобиль и впоследствии его обслуживать.

В Китае больше внимания обращают на наличие вставок «под дерево», чем на качество материалов

Выражается заинтересованность в рынке той или иной страны, как правило, в активности продвижения автотехники. Поэтому, во-первых, мы рассмотрим не сами китайские грузовики, а то, как идет их продвижение в России.

Автоперевозчики со стажем хорошо помнят, сколько ходило мифов в отношении европей­ских грузовиков и автобусов лет десять назад. Говорили, что они не выдерживают наших климатических условий, что российское топливо моментально «гробит» их двигатели, что эту автотехнику невозможно починить и она никогда не окупится… Но прошло некоторое время, и европейские грузовые автомобили стали воспринимать абсолютно спокойно, словно их продавали у нас всегда. Получилось это, конечно, не само собой – западные компании приложили титанические усилия, чтобы переломить негативно-настороженное отношение к себе и своей технике. Причем положительный имидж в глазах россиян они начали «ковать» задолго до того момента, как экспорт в нашу страну этой техники существенно вырос. Что европейцы для этого делали? Возили на свои заводы потенциальных заказчиков и представителей СМИ. Заваливали редакции автомобильных газет и журналов горами технической информации. Регулярно устраивали шумные презентации новинок и новых сервисных центров. Разрабатывали комплектации грузовиков, адаптированные для наших условий, и создавали специальные программы для ознакомления с ними потенциальных клиентов. Одним словом, на деле убеждали, убеждали и еще раз убеждали российских автоперевозчиков в качестве и долговечности выпускаемых автомобилей, в серьезности своих намерений относительно нашей страны.

Ничем не защищенные, установленные на раме аккумуляторы – отличительная черта практически всех китайских грузовиков

Теперь посмотрим, как обстоит дело с продвижением в России китайских грузовиков и автобусов, в отношении которых скепсиса у российских автоперевозчиков сегодня намного больше, чем было в отношении европейской техники в начале 1990-х годов.

Заявляя о начале широкомасштабных по­ставок в нашу страну очередной модели грузовика, китайцы в большинстве случаев не удосуживаются реально доработать его конструкцию для эксплуатации в российских условиях, чем вынуждены заниматься их российские парт­неры. Яркое свидетельство тому – незащищенность почти у всех грузовых автомобилей размещенных на раме аккумуляторов и отсут­ствие в базовой комплектации тента бортовой платформы, без которого перевозчику в наших криминально-климатических условиях просто никак не обойтись. О том, кто, где и как производит поставляемые к нам из Китая автомобили, нашим перевозчикам тоже узнать неоткуда: в российских средствах массовой информации практически нет репортажей о китайских автомобильных заводах. Почему – сказать трудно: то ли денег на ознакомительные поездки нет, то ли хвастаться нечем. Если же китайцы устраивают презентацию автомобиля в России, то можно не сомневаться, что презентационные материалы будут не самые качественные, а технические параметры, опубликованные в разных источниках, вполне могут не соответ­ствовать друг другу. Кроме того, если какие-то параметры оказываются хуже, чем у конкурентов, не считается зазорным просто их не публиковать. Берете в руки одинаково изданные и оформленные проспекты двух автомобилей одной компании: один исписан характеристиками сверху донизу, на другом же их раз-два и обчелся. Сами догадайтесь, почему. А переводчик… Обычно этот человек не может толком связать и двух слов на русском языке! Не подумайте, что это придирки.

Раскрученная марка, большая гарантия, развитая сервисная сеть плюс невысокая цена – и однотон-ный Hyundai Porter мигом стал бестселлером в своем классе!

Просто есть масса совершенно противоположных примеров, демон­стрируемых компаниями из других стран. Например, чуть больше года назад на автомобильную выставку в Питер из Японии прибыл не кто иной, как президент компании Toyota Motor собственной персоной и, к удивлению всех присутствующих на его пресс-конференции, произнес большую речь на почти чистом русском языке! Заметьте, это был не менеджер по связям с прессой и не представитель компании в нашей стране, а президент крупнейшей в мире автомобильной корпорации, который, быть может, больше никогда не приедет в Россию.

Но ради одного-единственного визита он подготовился так, будто ему предстояло проработать у нас всю оставшуюся жизнь, а благополучие всей его компании зависело исключительно от этой единственной поездки. Данный эпизод ярчайшим образом иллюстрирует, на что идут те, кто на самом деле видит в сотрудничестве с нашей страной перспективу. Китайцы же не прикладывают и десятой части этих усилий! Работают за них в основном дилеры. Наконец, европейцы или японцы с корейцами продают не просто автомобили. Они предлагают пакет услуг, куда входят различные финансовые варианты приобретения техники, высокий уровень послепродажного сервиса и гарантированное снабжение запчастями. Дилеры китайских автомобилей, конечно, тоже говорят красивые слова о гарантийном обслуживании, о налаженных поставках запчастей, о быстром и недорогом ремонте. Но все эти уверения, к сожалению, не подкреплены делами компаний-производителей, поэтому большин­ство автоперевозчиков воспринимают их с изрядной долей скепсиса, который усиливается, когда всплывает информация, что Одобрение типа транспортного средства того или иного китайского автомобиля не трехгодичное, как у всех всерьез «прописавшихся» в России зарубежных конкурентов, а годичное, чаще называемое «временным», и выдается по упрощенной схеме.

Концептуально FAW-1041 – классический китайский малотоннажник

Такое «урезанное» Одобрение типа, для получения которого не надо тратиться на адаптацию конструкции машины к россий­ским техническим требованиям (которые, естественно, не высосаны из пальца), пусть косвенно, но свидетельствует о том, что ни у производителя, ни у его российских партнеров нет желания вкладывать в продвижение своей техники лишней копейки. А из этого уже можно сделать определенные выводы.

Если ко всему перечисленному добавить тесноту кабин большинства китайских грузовичков, их недостаточную эргономику, иногда просто ужасные материалы отделки интерьера и никем не проверявшуюся коррозионную стойкость, то становится ясно, что никакого «блицкрига» грузовых автомобилей из Поднебесной на российском рынке ждать и опасаться не стоит. Да, эти машины имеют объективно сильные козыри: сравнительно низкую цену, компактность, дизельные двигатели и лицензионную конструкцию, которую, глядя на отечественные аналоги, в некоторых случаях можно даже признать прогрессивной. Но все эти «плюсы» позволят китайцам занять в России свою рыночную нишу, совсем не гигантскую, как боялись многие. А настоящий прорыв будет возможен лишь при пересмотре подхода к продвижению автомобилей со стороны китайских производителей.

С бортовым кузовом

Маневренный и очень дешевый FAW 1010. По конструкции – типичный «азиат»!

Это только кажется, что предлагаемых в нашей стране всевозможных моделей китайских грузовиков полной массой до 3,5 т чуть ли не столько же, сколько самих китайцев. Реально продаваемые в России китайские малотоннажники, управлять которыми можно по «легковым правам», можно пересчитать буквально по пальцам.

Сегодня уже можно сказать, что грузовики компании FAW, благодаря усилиям со стороны ее российских партнеров, сумели прочно закрепиться на российском рынке коммерческой автотехники. Из выпускаемых под этой маркой малотоннажников на отечественном рынке предложены две модели: 1010 и 1041, которые благодаря значительной разнице в размерах, грузоподъемности и цене не перебивают покупателей друг друга. Первый, FAW 1010, – типичный «азиат», которых в огромных количествах можно увидеть на улицах любого восточного города. Главное преимущество этого грузовичка – сверхкомпактные габариты (ширина более чем на полметра меньше, чему у «ГАЗели»), позволяющие ему буквально «протискиваться» между застрявшими в пробках автомобилями и парковаться там, куда поместится далеко не каждая легковушка. Кроме того, у этого автомобильчика самая низкая цена из прочих продаваемых у нас малотоннажных «китайцев», всего около 185 тыс. рублей! Для сравнения: бортовой «Соболь» продают на 37 тыс. дороже. Еще один несомненный «плюс» китайского «малыша» – гарантия, составляющая три года или 60 тыс. км пробега. Если сравнивать с «газовскими» малотоннажниками, то по продолжительности она больше в три раза, а по пробегу – в два. Но есть у FAW 1010 и свои «минусы». В том числе и вытекающие из его габаритов: много ли поместится груза в бортовую платформу шириной всего 1,4 м? Кстати, если по длине кузова FAW 1010 держится наравне с бортовым «Соболем», то по грузоподъ­емности он в проигрыше. Все-таки существенная разница между 635 кг и одной тонной.

Необычно богатая для китайских грузовиков базовая комплектация – большой «плюс» Yuejin NJ1041, выпускаемого на «Автоторе»

Впрочем, неофициально дилеры называют допустимую массу перевозимого FAW 1010 груза 900 кг. Здесь стоит отметить, что на подобные «сверхнормативные» особенности китайских грузовичков указывают практически все их продавцы, в чем мы еще убедимся. Но при покупке все-таки лучше ориентироваться на данные, прописанные в паспорте транспорт­ного средства.

Переходя от знакомства с техническими характеристиками к непосредственному знаком­ству с машиной, нельзя не заметить еще один явный недостаток FAW 1010. Садясь за его руль, оказываешься словно в кабине ульяновской «буханки» – настолько архаично и топорно выглядит интерьер! Эргономика и материалы – середина прошлого века! Похоже, китайцы и сами стесняются устаревшей конструкции своего автомобиля – на фирменном сайте о нем даже нет упоминания. А зря: апгрейд оформления кабины и приборной панели грузовичка дал бы ему второе дыхание – ведь конкурентов-то у машины в России меньше, чем пальцев на одной руке!

FAW 1041 полной массой 3,5 т в сравнении с FAW 1010 и внешне, и по интерьеру кабины выглядит куда более современным автомобилем. Хотя, конечно, и не последним словом в автомобильной технике. При первом же его сопоставлении с главным российским конкурентом – бортовой нижегородской «полуторкой» – можно отметить, что кабина «китайца» рассчитана всего на двоих. Это «минус». Но его вполне компенсируют дизельный двигатель и более вместительная бортовая платформа. Хотя первое преимущество относительно: в Москве «ГАЗель» с дизелем ГАЗ-560 в отличие от прежних лет теперь продается свободно и по цене она не очень отличается от FAW 1041. Второе преимущество – более длинная платформа – тоже не однозначно. Ведь «китаец» выигрывает у «ГАЗели» не столько за счет рациональной бескапотной компоновки, сколько за счет большей общей длины. А это совсем другое дело: у ГАЗа теперь есть собственная длиннобазная модификация малотоннажника, по размерам бортовой платформы запросто затыкающая за пояс китай­ского конкурента.

Специально для России малотоннажники BAW нарекли собственным именем Фenix

Но еще одному преимуществу FAW 1041 Горьковскому автозаводу пока противопоставить нечего. Речь идет о трехлетней гарантии на автомобиль, которая крайне выигрышна по сравнению с откровенно скудными одногодичными гарантийными обязательствами на «ГАЗели» и «Соболи».

К пробной сборке грузовичков китай­ской марки Yuejin калининградский «Автотор» приступил в январе этого года. Сейчас там посте­пенно наращивают выпуск относящихся к легкому классу NJ1020 (грузоподъемностью около 1 т) и NJ1041 (грузоподъемность около 1,5 т), а в перспективе наладят сборку более тяжелого пятитонного NJ1080 полной массой около 8,5 т. Нас интересуют первые две модели, близко познакомиться с которыми можно было на прошедшей в апреле московской выставке коммерческого транспорта «Комтранс-2006». На первый взгляд в кабине NJ1041 все очень даже неплохо: рулевая колонка регулируется по углу наклона, на дверях кабины – удобные подлокотники, в панель приборов встроены магнитола и подстаканник. Но тут же и явные «минусы»: правую ногу нельзя перенести с педали «газа» на педаль тормоза, не оторвав пятку от пола, «бардачок» отсутствует, а материалы приборной панели и покрытия кожуха двигателя слишком уж непритязательны. Но внешне машина смотрится очень неплохо, в ее базовую комплектацию включены гидроусилитель руля и отопитель салона, а вместимость грузовой платформы почти такая же, как у удлиненной «ГАЗели». Кроме того, по уверениям продавцов, реальная грузоподъемность NJ1020 и NJ1041 как минимум на полтонны больше, чем указано в ПТС. Но цена на автомобили высоковата: NJ1020 и NJ1041 дороже бортовых «Соболя» и «ГАЗели», причем не только в бензиновом, но и в считающихся у перевозчиков совсем не дешевыми дизельных вариантах. При этом за NJ1041 просят более чем на $2000 больше, чем за аналогичный по характеристикам FAW 1041, что не объяснишь покупателю никакой разницей в комплектации. Да и гарантийные условия последнего более привлекательны.

Foton Alpha Minivan по габаритам занимает промежуточное положение между «Соболем» и «ГАЗелью»

Еще один конкурент нижегородской «полу­торки» из Китая – Foton Ollin BJ1039. Но этот внешне симпатичный 3,5-тонный грузовик, по компоновке и характеристикам чрезвычайно близкий FAW 1041 и NJ1041, в России почти неизвестен, так как его поставки должны начаться только во второй половине лета. Стоимость и срок гарантии на автомобиль к моменту написания данного материала еще не были точно определены, поэтому дилеры согласились сообщить только предварительную информацию. Согласно ей Foton будут продавать не дешевле FAW 1041.

Самая «свежая» на российском рынке марка китайских малотоннажников – BAW. За ее продвижение взялась одна из ульянов­ских компаний. Причем взялась основательно: разработала единый фирменный стиль для оформления дилерских центров и всей рекламной продукции, придумала собственное имя для этих грузовиков – Фenix. (В написании нет никакой ошибки: первая буква действительно русская, остальные – латинские.) Продажи в России начаты с модели 1041, но в дальнейшем ставка будет сделана на ее модернизированную, более вместительную версию 1044. Если сравнивать эти автомобили с FAW 1041 и Foton Ollin BJ1039, можно отметить, что они чуть легче и чуть мощнее, хотя концептуально все четыре выглядят сделанными как по единому лекалу. И неудивительно: в основе китайских малотоннажников лежат японские грузовички середины 1970-х. Например, для грузовых 3,5-тонных моделей BAW донором послужила одна из моделей Isuzu, выпуск которой в Китае организовали еще в 1985 году и которая после нескольких модернизаций теперь предстала перед нами как Фenix. По цене BAW 1041 и BAW 1044 на фоне конкурентов тоже выглядят неплохо: в долларах она начинается от $11 200, что в переводе на наши родные рубли примерно 302 тыс.

Этот китайский фургон с длинным именем Golden Dragon City Line Cargo Van – точная копия Toyota HiAce

В базовую комплектацию поставляемых в Россию автомобилей включены предпусковой подогреватель, печка повышенной производительности, дополнительная шумоизоляция кабины и магнитола. Но тент и гидроусилитель – за доплату, как и кондиционер. В конструкции – свои странности. Очень трудно представить, из какого по форме сосуда можно заливать жидкость в расположенный в ногах пассажира бачок омывателя ветрового стекла, доступ к крышке которого ограничен нависающей над ним передней панелью. Размещенный в ней «бардачок» не имеет никакого практического значения – положить в него что-то больше авторучки или пачки сигарет нельзя. Аккумуляторы установлены на раме. Одним словом, всё, как и у большинства других «китайцев»… Тем не менее российский партнер BAW строит по поводу этих автомобилей большие планы: в следующем году намечено начало их сборки в России, а еще через год общегодовые продажи должны будут составить 30 тыс. штук! Пока же ждем открытия первых дилерских центров и получения трехлетнего Одобрения типа транспортного средства – компания планирует закончить сертификационные испытания этим летом. А там уж посмотрим, какие плоды принесет данный проект.

Тяжкая доля фургонов

Китайские цельнометаллические фургоны на наших улицах пока редкость. И это не удивительно: в отличие от полукапотных «европейцев», к которым относятся и нижегородские малотоннажники, сделанные в Китае бескапотные грузовички из-за откидываемых вперед кабин можно превратить в фургоны исключительно путем установки на их шасси соответствующих надстроек. А это далеко не то же самое, что цельнометаллический фургон.

Конкуренты FAW 6350 скорее не другие цельнометаллические фургоны, а ижевский «каблучок» и подобные ему грузовые «легковушки»

Один из немногих реально продаваемых на нашем рынке китайских цельнометалличес­ких фургонов – Foton Alpha Minivan. Он унифицирован с микроавтобусом, от которого отличается главным образом отсутствием окон и сидений в задней части салона и изоляцией от кабины с помощью глухой перегородки. По габаритам этот автомобиль занимает промежуточное положение между «Соболем» и «ГАЗелью». При этом конкурировать с ними в отсутствие таких традиционных для «китайцев» преимуществ, как дизельный двигатель, меньшая цена и больший полезный объем грузового отсека, ему явно не просто. Из существенных преимуществ Foton Alpha Minivan по сравнению с отечественными аналогами можно назвать лишь более привлекательные гарантийные условия, составляющие 2 года или 50 тыс. км пробега.

Ищет российских покупателей еще один фургон, очень близкий с Foton Alpha Minivan как по внешнему виду, так и по конструкции. Называется он Golden Dragon City Line Cargo Van. Но существенных успехов в этом деле пока не наблюдается: слишком высокая цена, а компания-производитель более известна своими автобусами среднего и большого классов.

Еще один продаваемый в России цельнометаллический китайский фургончик – кроха FAW 6350 CargoVan. Он широко унифицирован с упомянутым бортовым грузовичком FAW 1010, которого на полметра короче. Поэтому у него абсолютно аналогичные с ним сильные и слабые стороны. К первым относятся сверхкомпактные габариты, позволяющих успешно работать в тесноте городских улиц, ко вторым – архаичность интерьера и небольшая грузовместимость. Полезный объем грузового отсека этого «малыша» выглядит совсем небольшим даже на фоне грузового отсека «Соболя», а грузоподъемность 600 кг подталкивает к мысли сравнивать FAW 6350 не с нижегородскими малотоннажниками, а с ижев­ским «каблучком» (вместимость кузова – 3,5 м3, грузоподъемность – 650 кг), который продают за 165 тыс. руб.

Кабина BAW-1044: интересно, с какой «посудой» удастся подлезть к горловине бачка стеклоомывателя? А в «бардачок» войдет разве что пачка сигарет

Можно назвать еще одну немаловажную причину малочисленного импорта цельнометаллических фургончиков китайского производства в нашу страну. Речь идет о широком предложении в России малотоннажного европейского «секонд-хэнда», главным образом в «лице» Volkswagen Transporter, Ford Transit и Mercedes-Benz Sprinter. Эти фургончики возрастом семь–десять, а то и двенадцать–пятнадцать лет с точки зрения ресурса и надежности еще очень неплохие, а по цене – те же самые «китайцы». Вот и получается, что сделанным в Китае фургонам приходится жестко конкурировать с устаревшими, бывшими в эксплуатации, но вполне исправно коптящими небо европейскими аналогами. Говорить же о конкуренции «китайцев» с новыми «европейцами» или «японцами» нет смысла: ценовая разница между ними двукратная, а уровень сервиса и эксплуатационный ресурс не поддаются сравнению, так что покупательская аудитория тех и других совершенно различна.

Одним словом, рынок цельнометаллических фургонов не столь гостеприимен для китайской экспансии, как рынок бортовых грузовичков и шасси, где, как мы убедились, китайцы имеют в своем арсенале действительно сильные козыри.

Личное мнение

В завершение многих материалов, анализирующих «китайскую автомобильную угрозу», якобы дамокловым мечом нависшую над несчастным отечественным автопромом, их авторы, как правило, в лучшем случае делают вывод о неоднозначности сложившейся ситуации и непрогнозируемости ее дальнейшего развития. А в худшем – подобные материалы преподносятся в духе «враг у ворот». Автор этих строк не склонен драматизировать ситуацию, во всяком случае складывающуюся на рынке малотоннажных автомобилей.

Рынок среднетоннажных грузовиков, который сам по себе существенно меньше рынка грузовиков легкого класса, фатальных для отечественных производителей объемов прироста импорта дать не может – не те объемы продаж. То же и на рынке тяжелой автотехники. Единственный сектор российского рынка коммерческого транспорта, на котором импортеры в принципе могут совершить сколько-нибудь заметный рывок, измеряемый десятками тысяч ежегодно продаваемых машин, это сектор автомобилей полной массой до 3,5 т – самый емкий, динамичный и быстро обновляющийся. Было бы логично именно в этом секторе сосредоточить львиную часть импорта. Но китай­ские производители выходят на него вовсе не с «лавиной» разнообразных моделей, как кажется на первый взгляд. Причем среди них число реально продаваемых еще меньше! Кроме того, любому автоимпортеру для совершения существенного рывка в продажах своей техники и сколько-нибудь быстрого занятия значительной рыночной ниши просто необходимо выполнить несколько обязательных условий. Как с этим обстоят дела у китайцев?

Во-первых, явных преимуществ в соотношении цена–качество у китайских грузовиков в сравнении с российскими аналогами нет. Другое дело, что китайцы пытаются объединить низкую цену и гарантийные условия на уровне производителей из других стран. На фоне убогой гарантии на нижегородские малотоннажники этот фактор действительно впечатляет! Но для достижения подавляющего превосходства гарантийный срок китайской коммерческой техники должен быть увеличен хотя бы до 5 лет, а пробег – до 100 тыс. км. Это не только сделало бы более привлекательными условия приобретения, но и добавило лишний вес утверждениям о высоком качестве автомобилей из Поднебесной.

Во-вторых, у китайских производителей нет достаточно развитой сервисной сети. А она обязательно нужна! Фирменная. С профессиональными сервис-мэнами и западноевропейской организацией, с наличием полного спектра запчастей. Расчет на покупателей, ремонтирующих грузовик исключительно собственными руками или обращающихся к «гаражным» мастерам-ремонтникам, успеха принести не может – данная ниша перевозчиков прочно «повязана» российским автопромом. Подавляющее большинство этих людей не согласится «менять шило на мыло». Пытаться переубедить их можно, но это очень долгое и неблагодарное занятие. Остаются те, кто хочет приобрести импортный автомобиль в расчете на цивилизованное сервисное обслуживание. Но ни у одного из китайских производителей сети сервисных станций, обеспечивающих подобное обслуживание, на территории России нет.

И в-третьих, китайцы и их российские партнеры пока не предложили нашим покупателям привлекательных финансовых условий приобретения своих грузовиков. Их, конечно, можно купить в кредит, но на общих с автомобилями из других стран условиях. Тогда как даже отечественные производители стали создавать собственные финансовые отделения, которые иногда самостоятельно, иногда с партнерскими банками предлагают весьма привлекательные лизинговые или кредитные программы. Без разработки и предоставления подобных программ о рывке в продажах коммерческой автотехники китайцам можно и не мечтать.

Что можно посоветовать потенциальным покупателям китайских малотоннажных грузовиков исходя из всего сказанного? На мой взгляд, целесообразнее всего занять выжидательную позицию. Глядишь, и цена в результате все нарастающей конкуренции между ними снизится, и входящая в нее базовая комплектация расширится, и выгодные программы финансирования появятся. Кроме того, среди китайских производителей и их российских партнеров выявятся лидеры, которые и трехлетнее Одобрение типа транспортного сред­ства на свои автомобили получат, и полностью подготовят их конструкцию к особенностям эксплуатации в нашей стране, и сеть сервисных центров построят. Вот к ним-то можно будет обращаться за грузовиками.

Долго ли ждать? Думаю, что нет, потому что без всего этого на реальный прорыв в продажах китайской коммерческой автотехники китайцы могут и не надеяться. А им ох как нужен успех на российском рынке, без которого сам по себе выход на него не будет иметь сколько-нибудь серьезного значения!

В следующем номере журнала мы сравним сделанные в Китае и представленные в нашей стране грузовые автомобили среднего класса.