Ситроен xantia, ксантия 2
В 1993 году состоялся дебют Xantia – автомобиля среднего класса с поперечным расположением двигателя и передним приводом. Он пришёл на смену Citroen BX. На сегодняшний день принято считать, что дизайн этой модели определил дальнейшее развитие стиля фирмы Citroen, хотя многие и сочли его несколько странным для традиций этой знаменитой французской марки.
Xantia считается одной из самых удачных моделей концерна Citroen, что подтверждают объёмы продаж, которые были достаточно высоки не только во Франции, но и Европе. Удачный дизайн, надёжность, практичность, отличные ходовые качества, вместительный салон, безукоризненная отделка интерьера вкупе с оригинальными техническими особенностями публика оценила по достоинству. Авторство дизайна Xantia принадлежит знаменитой студии Bertone.
Изначально Xantia предлагалась только с кузовом хэтчбек. Пологое заднее стекло, и небольшой выступ крышки багажника зрительно увеличивали габариты автомобиля. Есть у Xantia и свои особенности. Например, необычное среди одноклассников соотношение длины кузова и колесной базы.
Простейшая комплектация включала в себя только центральный замок и гидроусилитель руля. Нечасто можно было встретить на автомобилях первых лет выпуска кондиционер, ABS и подушку безопасности. Зато в дорогих комплектациях присутствовали все современные атрибуты безопасности, в том числе престижный кожаный салон и климат-контроль.
Отдельно несколько слов о дизельных версиях. Выпускалось три одинаковых по объему но отличающихся по конструкции 1,9-литровых дизеля. Первый предлагался в безнаддувном исполнении и развивал 69 л.с. Два других оснащались турбокомпрессорами и имели мощность 75—90 л.с.
Xantia обладает довольно вместительным багажником (480 л), который к тому же имеет ровный пол, а складывающееся по частям сиденье позволяет перевозить крупные предметы, так как объем багажного отсека увеличивается до 878 литров.
В 1995-м были предложены новые бензиновые двигатели 1,8 л (110 л.с.) и 2,0-литровый 147-сильный с турбонаддувом. Тогда же начались продажи универсала Break и появилась модификация Activa, оборудованная усовершенствованной подвеской с системой стабилизации, не получившую, правда, широкого распространения из-за довольно дорогого обслуживания. Для Activa, помимо обычных коробок передач, предлагали автоматическую КП с электронным управлением.
Пятидверный универсал получил такой же изящный и оригинальный внешний вид. Объем его багажного отсека 1690 л (при разложенных задних сиденьях).
Основная изюминка Xantia кроется в ее гидропневматической подвеске. По сути, спереди применен макферсон с нижним треугольным рычагом, в котором роль пружин и амортизаторов выполняют гидросферы, поделенные пополам эластичной мембраной и заполненные с одной стороны сжатым азотом, а с другой — специальной жидкостью LHM.
Оформление интерьера выдержанно в фирменном ситроеновском стиле. Ненавязчивый, слегка консервативный дизайн, приятная на глаз и на ощупь обивка — все достаточно аккуратно и мило.
С эргономикой у Xantia полный порядок, все продумано до мелочей и удобно расположено: широкий дверной проем, регулируемая по высоте рулевая колонка, функциональная и удобно скомпонованная панель управления с множеством опций, в том числе автоматическим климат-контролем.
За безопасность отвечают: защитные балки в дверях, подушка безопасности для водителя, ремни с регулируемыми по высоте верхними креплениями и преднатяжителями.
В 1997-м был проведен рестайлинг. Он коснулся как внешности, так и технической начинки. Незначительно обновилась передняя часть кузова, и поменялись бамперы, а в салоне появилась новая приборная панель. В расширенных колесных арках разместились большие 15-дюймовые колеса. Автомобиль чуть-чуть подрос: хэтчбеки стали длиннее на 80 мм (общая длина 4520 мм), а универсалы на 50 мм (4710 мм).
Радикально изменился интерьер. В первую очередь стала более округлой передняя панель. Исчез мощный поручень над перчаточным ящиком, уступив место подушке безопасности. Обновились руль, центральная консоль, обивка дверей.
Помимо фронтальных подушек безопасности за дополнительную плату можно заказать боковые подушки для передних пассажиров. Появился датчик дождя в приводе стеклоочистителей.
Красивый экстравагантный дизайн и необычные технические решения, создали в совокупности стильный, неповторимый и интересный автомобиль под названием Xantia. Кстати, в переводе с греческого Xanthos означает «свет».
Последние экземпляры Xantia во Франции сошли с конвейера в 2001 году, уступив место модели С5. Согласно заключенному между Citroen и компанией SAIPA пятилетнему соглашению, сборка этих автомобилей налажена в Иране.