18 июля 2023

ЗИЛ 4331 технические характеристики, газ 4331

Оглавление

Содержание

ЗИЛ-4331 – один из самых распространённых в России и СНГ среднетоннажных (грузоподъёмностью от 6 до 8 тонн, в зависимости от модификации) грузовых автомобилей. В общей сложности с 1987 года Завод имени Лихачёва выпустил 1 600 931 автомашину данной модели. Немалая часть этих надёжных и неприхотливых грузовиков, несмотря на серьёзные нагрузки и солидный пробег, и теперь остаются в строю, продолжая выполнять грузоперевозки, трудиться в коммунальном хозяйстве, в пожарной охране, и т.д.

Об истории Завода имени Лихачёва

Московский автозавод имени Лихачёва являлся старейшей в нашей стране автомобилестроительной компанией. Всего несколько лет «не дожил» он до своего 100-летнего юбилея. «Завод АМО (Автомобильного Московского Общества) был заложен 2 августа 1916 года.

К началу революционных потрясений завод ещё не был достроен, но уже находился в высокой степени готовности. До всеобщей разрухи и коллапса экономики вследствие гражданской войны завод АМО успел выпустить более 1300 1,5-тонных грузовиков «Фиат-15 Тер», из итальянских машино-комплектов.

Первый ЗИЛовский грузовик АМО-Ф15, на базе «Фиат-15 Тер»

Этот автомобиль и послужил основой для создания собственной модели, к серийному производству которой удалось приступить только в 1925 году. Возрождение и развитие первого в России и СССР автомобильного производства неразрывно связано с именем Ивана Лихачёва, который был директором завода в 1926-1940 годах.

После кончины этого выдающегося деятеля, в 1956 году (тогда уже – министра автотранспорта и автодорог СССР), его имя получил и сам завод, и каждый автомобиль, сходящий с конвейера. С 1931-го по 1956-й предприятие называлось «Заводом имени Сталина», а выпускаемые им автомашины – «ЗИСами».

Миллионный ЗИЛ-130 был сделан в 1974 году.

Самыми массовыми моделями в истории завода стали грузовики ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131; ЗИЛ-151 и ЗИЛ-156. Кроме того, Завод имени Лихачёва стал «донором» моделей для кутаисского автозавода (построен в 1951 году) и завода «КамАЗ» (построен в 1976 году). Всем хорошо известные классические КамАЗы-5320 – это разработка ЗИЛовского конструкторского бюро.

В 2003-м поставлена точка в производстве ЗИЛ-4331.

В настоящее время Завод имени Лихачёва ликвидирован, его территория активно застраивается новыми жилыми комплексами, в которых, по словам мэра Москвы Сергея Собянина, вскоре будут проживать свыше тридцати тысяч человек, а также офисными и торговыми зданиями. Почти все цеха и старые здания на площадях ЗИЛа снесены. В том числе и мемориальный музей завода, вместе с кабинетом Ивана Лихачёва.

Функционирует лишь цех №6, по сборке правительственных лимузинов ЗИЛ-4112Р – наследников специальных машин для высшего руководства, прозванных в народе «членовозами».

«ЗИЛ вскоре станет инновационной площадкой, где будет концентрироваться высокотехнологичное производство конкурентоспособных автомобилей», – мэр Москвы Сергей Собянин, 2013 год, накануне раздачи земли завода под тотальную застройку недвижимостью.

Отчасти, крах производства грузовиков ЗИЛ-4331 и всего завода в целом был закономерным в новых экономических реалиях. Несмотря на свои очевидные достоинства, ЗИЛ-4331 явно опоздал с выходом в свет – средне-тоннажный грузовик с солидным расходом топлива в новых условиях хозяйствования уже не пользовался большим спросом. Что касается завода, то его территория – это ведь 300 гектар земли чуть ли не в центре столицы, на берегу Москва-реки! Нет нужды утверждать, что земля эта, по её стоимости, стала в наше время практически бесценной.

Год 2014-й: На месте снесённых цехов ударными темпами растёт жилой комплекс «ЗИЛ-Арт».

Место ЗИЛ-4331 в модельном ряду завода: его предшественник и преемник

«Предком» ЗИЛ-4331 был самый массовый грузовик предприятия – ЗИЛ-130, растиражированный за годы своего производства в количестве около 3,5 млн единиц. Уже к середине 70-х годов стало очевидно, что эта модель разработки конца 50-х значительно устарела как в моральном плане, так и в экономическом. Прежде всего, это касалось большого (более 30-ти литров на 100 км) расхода бензина, при относительно небольшой (до 6-ти тонн) грузоподъёмности.

Начало 90-х: тогда ЗИЛ-4331 и ЗИЛ-130 сходили с конвейера вместе.

ЗИЛ-4331 был призван, взяв всё лучшее от ЗИЛ-130, стать гораздо более мощным и при этом экономичным в использовании автомобилем. Так как уже в те годы была признана несостоятельность бензиновых двигателей в их применении на средних и тяжёлых грузовиках, ЗИЛ-4331 задумывался также как родоначальник нового большого семейства отечественных грузовых автомашин с дизельными двигателями.

Разработка и внедрение в серийное производство данной модели заняла неоправданно долгие годы. Во-первых, потому, что немало времени и сил ушло у конструкторов ЗИЛа на разработку совершенно новых для СССР бескапотных дизельных грузовиков (будущих КАЗ-«Колхид» и КамАЗов). Во-вторых, потому что автомобиль предполагалось оснащать созданным «с нуля», совершенно новым дизельным двигателем собственной разработки и производства.

Опытные образцы машины создавались в больших количествах с 1977 по 1985 годы. Но в целом работа над новыми автомобилем и двигателем проходила очень долго и мучительно.

ЗИЛ-4331 на территории завода. Фото 90-х гг. ХХ века.

Как бы то ни было, ЗИЛ-4331 был запущен в серийное производство лишь в 1987 году. И то, первое время с конвейера сходили грузовики с бензиновыми моторами ЗИЛ-508.10 (позже – ЗИЛ-508300), вскоре всё же заменённые на собственный дизель ЗИЛ-645. Последний в истории «предок» 4331-го – легендарный ЗИЛ-130 сошёл с конвейера завода 30 декабря 1994 года.

А история производства самого ЗИЛ-4331 закончилась уже в годах двухтысячных. В 2003 году его производство было остановлено и, несмотря на регулярно вбрасываемые в прессу заявления о запуске производства совместно с DAF, Renault, Foton, МАЗ… и т.д., так и не было возобновлено в сколько-нибудь существенном объёме.

Самосвал «ЗИЛ-432940», «последний из могикан».

Кстати, преемником ЗИЛ-4331 предполагалось сделать новую прогрессивную разработку – ЗИЛ-432940, с дизелями минского производства ММЗ Д-245.9Е4-4014 (Евро-4) и ярославского (обновлённые ЯМЗ-236). Этой, во всех отношениях, более современной и возможно, конкурентоспособной модели, разработанной в 2011 году, так и не суждено было добраться до конвейера. Завод успел выпустить всего пару сотен таких новых машин до своего окончательного закрытия. Таким образом, преемник ЗИЛ-4331 – ЗИЛ-432940 является последним в истории представителем славного семейства грузовых автомобилей АМО-ЗИЛ.

Некоторые особенности и сферы применения ЗИЛ-4331

В соответствии с автомобильной модой конца 70-х/начала 80-х годов, кабина ЗИЛ-4331 приобрела не плавные и обтекаемые, как у ЗИЛ-130, а угловатые, чёткие очертания. Капот, облицовка радиатора и крылья были совмещены в единый узел, откидывающийся вверх-вперёд при необходимости доступа к двигателю. По замыслу конструкторов, это значительно облегчало любые работы по ремонту и обслуживанию всех узлов и агрегатов мотора. Фары и поворотники при этом интегрировали в передний бампер.

ЗИЛ-4331 с прицепом.

Данная идея с доступом к двигателю была здравой, только вот в процессе эксплуатации выяснилось, что при малейшем перекашивании рамы, а также в условиях экстремальных морозо нормально закрыть двигатель по этой системе уже почти не представлялось возможным. Поэтому с середины 90-х годов на ЗИЛ-4331 стали устанавливать обычный капот с открывающейся кверху крышкой.

По своей сфере применения, ЗИЛ-4331, как и его предшественник, является «супер-универсалом». На коротко- и длиннобазных шасси данных автомобилей изготавливали бортовые и тентованные грузовики; промышленные и сельскохозяйственные самосвалы; обычные, изотермические и рефрижераторные фургоны; цистерны и топливозаправщики; пожарные и коммунальные спецмашины; седельные тягачи; погрузчики и краны-манипуляторы; автомобили повышенной проходимости.

Краткий обзор всех модификаций ЗИЛ-4331

  • ЗИЛ-433100 и ЗИЛ-433102 – основной автомобиль, с колёсной базой 4,5 м и основным для данной модели дизельным мотором ЗИЛ-645;
  • ЗИЛ-433104 – специальная версия данного шасси, со сдвоенной кабиной, для использования в качестве пожарной машины;

Пожарная машина на базе «ЗИЛ-4331».

  • ЗИЛ-433110 – бензиновая модификация автомашины, с карбюраторным двигателем ЗИЛ-508.10;
  • ЗИЛ-433116 – редкая экспортная версия бензиновой модификации, с также «раритетным» мотором ЗИЛ-509.10;
  • ЗИЛ-43314Б – удлинённая до базы 6,1м модификация, на которой также устанавливалась увеличенная назад кабина с 2-мя спальными местами. Двигатель – дизель ЗИЛ-645;
  • ЗИЛ-4332А – ещё одна длиннобазная модификация (с длиной колёсной базы 5,6 м), также с дизельным силовым агрегатом, в «серию» запущена не была;
  • ЗИЛ-4333 и ЗИЛ-433302 – короткобазные (3,8 м) автомобили с двигателем ЗИЛ-645, тоже серийно не выпускались;

ЗИЛ-4331 самосвал.

  • ЗИЛ-433360 и ЗИЛ-433362 – также не получившие широкого распространения короткобазные (3,8 м) версии с бензиновым мотором ЗИЛ-508.10;
  • ЗИЛ-4335 – таких автомашин было выпущено всего 135 штук – автомобиль с базой 4,5 м и 170-сильным импортным дизелем Cat-3116 от «Катерпиллер».
  • ЗИЛ-442100 – седельный тягач с колёсной базой 3,8 м и дизельным двигателем ЗИЛ-645;

Седельный тягач на базе ЗИЛ-4331

  • ЗИЛ-442160 – также достаточно редкий бензиновый седельный тягач с базой 3,3 м и карбюраторным силовым агрегатом ЗИЛ-508.10;
  • ЗИЛ-442300 – седельный тягач с 4,5-м базой, оснащённый дизельным двигателем ЗИЛ-645 и увеличенной кабиной со спальным местом;
  • ЗИЛ-432900 – короткобазная (3,8 м) версия машины с 105-сильным минским дизельным мотором Д–245.29;

Тентованный ЗИЛ-4331 с удлинённой кабиной.

При производстве всех модификаций ЗИЛ-4331 применялась передне-моторная и задне-приводная (колёсная формула 4х2) компоновка.

Технические характеристики ЗИЛ-4331

Хотя изначально ЗИЛ-4331 задумывался как именно дизельный грузовой автомобиль нового поколения, «в историю» он вошёл с тремя серийными типами моторов, два из которых – бензиновые карбюраторные. Минские и катерпилларовские двигатели – не в счёт, они, конечно, пробовались на «ЗИЛах», но это – раритет и экзотика.

Дизель собственной разработки завода «ЗИЛ-645», так сказать, «запоздал на премьеру» машины и внедрялся в серийное производство позже. Да так и остался, по мнению многих имеющих опыт работы на ЗИЛ-4331, довольно сырым и не до конца доработанным двигателем. Но об этом позже, в разделе «Отзывы владельцев», а сейчас – кратко о технических характеристиках каждого из серийных моторов данной модели.

Двигатель ЗИЛ-508.10

Восьмицилиндровый, 16-ти клапанный карбюраторный бензиновый двигатель собственного производства Завода имени Лихачёва.

  • Конфигурация цилиндров – V-образная.
  • Рабочий объём камеры сгорания 6 литров.
  • Диаметр цилиндра 100 мм.
  • Ход поршня – 95 мм.
  • Максимальная мощность, при 3 200 об/мин – 150 л. с.
  • Степень сжатия: 7,1.
  • Максимальный крутящий момент: 402 Н·м, при 1800—2000 об/мин.
  • Расход топлива при смешанном цикле: 36 литров бензина А-76 на 100 км.

Двигатель ЗИЛ-508300

  • Также 8 цилиндров, 16 клапанов, 6-ти литровый,
  • V-образная компоновка.
  • Отличие – в установке на этот мотор карбюратора К-96 с электронным управлением и соответствие двигателя экологическому стандарту «Евро3».
  • Есть также отличия в максимальной мощности: при 3 200 об/мин она составляла 134 л.с.
  • Максимальный крутящий момент: 377 Н·м, при 2000 об/мин.
  • Расход бензина меньший, но незначительно, по сравнению с ЗИЛ-508.10, также превышающий 30 л. на 100 км пути.

Двигатель ЗИЛ-645

Коробка передач ЗИЛ-4331

Большинство ЗИЛ-4331 комплектовались механической 9-ти ступенчатой коробкой передач, оснащённой планетарным демультипликатором, синхронизированной (кроме 1й передачи и «задней скорости»). В отдельных модификациях использовались пяти- и восьми ступенчатые МКПП.

Механизм сцепления – однодисковый, с периферийными пружинами и пневмо-гидроусилителем в приводе.

Подвеска, ходовая часть

На ЗИЛ-4331 устанавливались колёса размером R20, с обычным или вездеходным рисунком протектора. Рекомендованное производителем давление в колёсах составляет 6 кгс. на квадратный сантиметр. Тормозная система построена по двухконтурной системе с пневмо-приводом, оснащена тормозами барабанного типа.

Радиус тормозных барабанов – 210 мм, ширина передних тормозных накладок – 100 мм, задних – 140 мм. Дополнительный тормозной контур является совмещённым с контуром стояночного тормоза, который воздействует на задний мост посредством механических энерго-аккумуляторов.

Габаритно-массовые характеристики ЗИЛ-4331:

  • Длина х Ширина х Высота: 6,37 х 2,422 х 2.81 метров;
  • Стандартная колёсная база – 4,5 м;
  • Дорожный просвет: 330 мм;
  • Расстояние между передними колесами – 1,93 м; между задними – 1,85 м;
  • Масса автомобиля «безо всего» – 4,82 тонны; снаряжённой машины – 5,3 тонны.
  • Суммарная масса с полной загрузкой – 11,7 тонн.
  • В качестве седельного тягача или в составе автопоезда дизельный ЗИЛ-4331 может тянуть груз до 25-ти тонн.
  • На ЗИЛ-4331 установлен 170-литровый топливный бак;
  • ёмкость для охлаждающей жидкости на 27 литров.
  • Ёмкость системы смазки двигателя – 18 л; гидроусилителя – 3 л.; системы смазки МКПП – 10,5 литров.

Кабина ЗИЛ-4331: обзор рабочего места

Кабина грузовика стала заметно просторнее предшественника, но особенным комфортом и современностью по-прежнему похвастать не может. Предусмотрено три посадочных места: отдельное – для водителя, сдвоенный «диван» – для пассажиров.

Кабина установлена на двух парах амортизаторов. Площадь остекления кабины по сравнению с ЗИЛ-130 увеличилась, обзор также стал лучше, однако впереди машины он всё же недостаточный, из-за массивного капота. Печка – очень хороша, шумоизоляция – на «троечку».

В кабине ЗИЛ-43314Б

Особенности эксплуатации, отзывы владельцев ЗИЛ-4331

Опытные водители отмечают, что, по сравнению с ЗИЛ-130, ЗИЛ-4331 обладает рядом несомненных плюсов. Таких, как бесконтактная система зажигания, более комфортное отдельное кресло водителя (по сравнению с архаичным единым «диваном»), удобный доступ к двигателю и прочим узлам и агрегатам для ремонта. Ремонтопригодность такая же хорошая, как и у предшественника.

Как выразился один из водителей, имеющий солидный опыт работы на ЗИЛах, «несмотря на грозный угловатый вид, ЗИЛ-4331 по начинке оказался почти полностью ЗИЛом-130. Таким же округлым и привычным. У меня сложилось ощущение, что проще по конструкции нет машины. Надёжный и простой автомобиль. Простой, как велосипед».

Представитель транспортной компании, которая с 1993-го года эксплуатировала 10 ЗИЛ-4331, не сомневается, что для того времени это был и надёжный, и рентабельный автомобиль. В многократных дальних рейсах (до 3-х тысяч километров!) не было ни одной поломки в дороге. Если речь идёт о грузе порядка 6-ти тонн, то эксплуатировать ЗИЛ-4331 однозначно рентабельнее, чем КамАЗ.

Рабочее место водителя, мягкость хода, точность управления, устойчивость в занос – всё это в ЗИЛ-4331 на очень хорошем уровне. Оставляло желать много лучшего качество сборки. Но, с другой стороны, в пресловутые 90-е годы годы всех «лихорадило», и, к примеру, КамАЗы тех лет тоже отнюдь не могли похвастать качественной сборкой.

Есть ещё такая тонкость. «Родные» заводские фургоны тех лет делали узкими, как правило – 2,38 или 2,4 два паллета не встают в них по ширине. Поэтому только если установить другой фургон, на 12 стандартных европаллет, то только тогда получается конкурентоспособный в своём классе автомобиль, за совсем небольшие деньги.

Немало нареканий вызвал штатный дизель ЗИЛ-645. Многими отмечается его меньшая, по сравнению с ЯМЗ-236, надёжность и большая «прожорливость». По свидетельству владельцев, ЗИЛ-645 нужно всю дорогу «крутить, чтоб он ехал, со всеми вытекающими последствиями». А вскоре, по мере затихания производства на заводе имени Лихачёва, начались и проблемы с запчастями для этих моторов. Зато в интернете немало хвалебных отзывов от тех «умельцев», кто установил на шасси ЗИЛ-4331 ярославский дизель ЯМЗ-236.

Цены на ЗИЛ-4331 на вторичном рынке

В интернете нет недостатка в предложениях ЗИЛ-4331 на вторичном рынке. Практически в любом регионе России найдётся от 5 до 10 предложений о продаже подержанных грузовиков данной марки. Цена колеблется от 100 тысяч рублей за обычный бортовой автомобиль в изрядно «потрёпанном» состоянии, до 600 тысяч рублей за ЗИЛ-4331 с просторным фургоном и МАЗовским прицепом «впридачу». Немаловажно, что в огромном наличии и ассортименте на сайтах объявлений можно найти б/у-шные запчасти на ЗИЛ-4331.

Автобусы ПАЗ с АКПП: новые машины для современных городов

Павловский Автобусный Завод выпускает свои автобусы с 1952 года, и все эти шестьдесят лет ПАЗы верой и правдой служат в российских городах и сёлах. В последние годы ПАЗ взял курс на модернизацию и создание по-настоящему современных машин. Среди новой продукции завода — городские автобусы ПАЗ, укомплектованные автоматической коробкой передач. Об этих машинах пойдет речь в данной статье. сводится, фактически, только к периодической замене масла и фильтра, что снижает общие расходы на содержание автобуса. С другой стороны, применение АКПП на автомобиле несколько повышает расход топлива. Однако, как показали испытания Павловских автобусов, расход топлива у моделей с АКПП превышает расход топлива у моделей с МКПП не более чем на 10-15%, что компенсируется описанными выше преимуществами. Модели АКПП на ПАЗ На сегодняшний день Павловский завод использует автоматические коробки передач американской компании Allison Transmission, которые хорошо зарекомендовали себя на грузовых автомобилях и отечественных автобусах других марок — ЛиАЗ и «Волжанин». ПАЗы комплектуются коробками Allison 2000 Series (в первую очередь агрегатом — Allison 2100). Эти коробки — далеко не новинка, однако они отвечают современным требованиям, отличаются высокой надежностью и высокими техническими характеристиками. АКПП Allison 2100 предназначены для

КрАЗ: легендарные автомобили для самых трудных задач

Тяжелые грузовики КрАЗ более полувека служат для решения самых сложных задач, неизменно оправдывая оказанное им доверие. Что сейчас готов предложить КрАЗ покупателям? Какие автомобили выпускает Кременчугский завод? В чем преимущество этих грузовиков перед другими? Ответы на вопросы — в этой статье. дорог, включая грунтовые во время бездорожья. Грузоподъемность 18 тонн, объем кузова 12 м3. КрАЗ-6230С4. Для перевозки объемных и относительно легких (с удельным весом 0,5-0,8 т/м3) сыпучих и навалочных грузов по дорогам с твердым покрытием. Грузоподъемность до 18 тонн, объем кузова 20 м3. КрАЗ-7133С4. Четырехосный самосвал для перевозки сыпучих и навалочных грузов по дорогам с твердым покрытием, включая грунтовые. Две модификации с грузоподъемностью 21 и 22 т и объемом кузова 14 и 20 м3. Модификация КрАЗ-7133С4-021 предназначена для транспортировки грузов с удельным весом до 1,13 т/м3. Шасси КрАЗ КрАЗ-65101. Шасси с рамой длиной 5,8 м для установки различных надстроек, использующихся в сфере ЖКХ, строительстве, нефтегазовой отрасли и т.д. Грузоподъемность — 16 тонн. Может эксплуатироваться по всем видам дорог, включая грунтовые. КрАЗ-65053. Универсальное шасси для монтажа надстроек различного назначения. Дл Все статьи

Современная замена для легендарного грузовика «ЗИЛ-130». Разработанные по специальному заказу модели «4331» обладают широкими возможностями, но и не без минусов, которые есть у всех. Завод имели Лихачева в данной версии представил первый дизельный грузовик, производимый Россией. Весь модельный ряд ЗИЛ.

Блок: 1/9 | Кол-во символов: 304

Технические характеристики мотора

Автомобиль ЗИЛ-4331 вошел в историю, как основоположник первых грузовиков, имеющих дизельную силовую установку. Он выпускался с тремя серийными типами двигателей: два бензиновых карбюраторных и один — дизельный.

Мотор ЗИЛ-4331

ЗИЛ-645

Это дизельный 8-цилиндровый 4-хтактный и 16-клапанный мотор. Чаще всего встречается в грузовике ЗИЛ-4331. Затраты горючего на 100 км — от 18 л, у автопоезда – свыше 25 л. На расход дизеля влияет нагрузка и скорость передвижения.

Технические характеристики двигателя впечатляют максимальной скоростью оборотов в минуту (2800), камерой сгорания (8,74 л), лошадиными силами (185) и максимально крутящим моментом – 510 Н*м.

Двигатель ЗИЛ 645

ЗИЛ-508.10

Модификация бензинового карбюраторного 8-цилиндрового, 16-клапанного мотора. Его технические характеристики включают максимальную скорость оборотов в минуту (2800), 150 лошадиных сил, 6-литровую камеру сгорания и максимальный крутящий момент – 402 Н*м.

Двигатель ЗИЛ-508.10

ЗИЛ-508.300

Среди автомобилей ЗИЛ-4331 это самая маломощная бензиновая карбюраторная 8-цилиндровая, 16-клапанная силовая установка. Технические характеристики предполагают максимальную скорость оборотов в минуту (2000), 6-литровый объем камеры сгорания, 135 лошадиных сил и максимальный крутящий момент – 377 Н*м.

Двигатель ЗИЛ-508

Вышеперечисленные силовые установки уже не сходят с конвейера, но на них еще можно найти, купить детали и рабочие узлы.

Бензиновые моторы ЗИЛ-508.10, 508.300 имеют расход топлива до 36 литров на 100 км (если ехать со скоростью 95 км/ч). Указанные показатели могут колебаться в зависимости от степени нагрузки и скорости движения.

Без нагрузки расход бензина составляет 23 литра при движении 80 км/ч, 18 литров – 60 км/ч. С прицепом при аналогичных скоростях — 32 литра и 25 литров соответственно.

Редко встречаются грузовики ЗИЛ-4331, оснащенные другими моделями силовых агрегатов.

Расход Топлива

Для бензиновых модификаций расход топлива на скорости 90-95 км/час составляет 26-30 л/100 км. При этом в зависимости от нагрузки он может варьироваться.

Без груза при скорости 60 км/час на 100 км ЗИЛ-4331 требуется около 18 л бензина. При увеличении скорости до 80 км/час показатель возрастает до 23 л. В составе автопоезда на каждые 100 км пути грузовик расходует 25 л при скорости 60 км/час, 32 л – при скорости 80 км/час.

Топливный бак ЗИЛ-4331 вмещает 170 л.

  • длина — 6370 мм;
  • ширина — 2500 мм;
  • высота по крыше кабины — 2660 мм;
  • дорожный просвет — 330 мм;
  • колесная база — 3800 мм;
  • передний и задний свес — 1153 мм;
  • радиус разворота — 8 м;
  • колея переднего хода — 1930 мм;
  • колея заднего хода — 1850 мм;
  • габаритные размеры грузовой платформы — 4692//2326/575 мм;
  • снаряженная масса — 4820 кг;
  • полная масса — 11 700 кг;
  • грузоподъемность — 6000 кг.

Габаритно-весовые характеристики самосвала ЗИЛ-4331 с дизельным двигателем позволяют успешно использовать автомобиль в городской черте.

Сегодня производство ЗИЛ-4331 остановлено. Однако Лихачевский завод планирует возобновить выпуск автомобилей в ближайшее время.

Получите выгодное предложение от прямых поставщиков:

Это интересно: Эксплуатация и ремонт экономичного грузового автомобиля зил-433360

Видео

Модель получила кабину с прямоугольными очертаниями. Капот, крылья и радиаторная решетка уместились в одной панели, легко открывающейся вперед благодаря шарнирам.

В 80-х годах проект обзавелся новым названием. Кроме того, дизайн автомобиля претерпел изменения. ЗИЛ-4331 приобрел расширенный бампер оригинальной формы, облицовку радиатора из легкого пластика, цельнометаллическую грузовую платформу и облегченную лицевую часть. Некоторые изменения произошли в кабине автомобиля. Водительское кресло получило дополнительные опции.

Радовали и технические параметры модели. Автомобиль разгонялся до 100 км/час и имел высокие показатели грузоподъемности.

Вскоре после запуска проекта была представлена дебютная версия ЗИЛ-4331 со сдвоенной кабиной, а также шасси, предназначенное для специального транспорта. Позднее специалисты завода имени Лихачева создали гоночную версию грузовика, напоминавшего оригинал лишь внешностью.

Одной из наиболее популярных стала модификация со спальным местом, появившаяся в начале 90-х годов. Модель получила универсальную «юбку» бампера, обтекатели по бокам кузова и драгфойлер, установленный на крыше. ЗИЛ-4331 в сравнении с иностранными аналогами выделялся значительно меньшей стоимостью.

Последующие изменения касались кабины и перевода на шасси следующего поколения. Последняя версия с названием ЗИЛ-4331А обзавелась новым генераторным устройством и капотом «аллигаторного» типа, облегчающим открытие-закрытие при повреждениях и в морозы.

Модификации ЗИЛ-4331:

  • ЗИЛ-433100 – базовая модель с базой в 4500 мм и мотором «ЗИЛ-645»;
  • ЗИЛ-433102 – стандартное шасси;
  • ЗИЛ-433104 – шасси для пожарных автомобилей;
  • ЗИЛ-433110 – базовая модификация с агрегатом «ЗИЛ-508.10»;
  • ЗИЛ-433116 – базовая версия с силовой установкой «ЗИЛ-509.10»;
  • ЗИЛ-43314Б – длиннобазный бортовой вариант с мотором «ЗИЛ-6454» с колесной базой в 6100 мм;
  • ЗИЛ-4332А – специальная версия с удлиненной базой (5600 мм) и двигателем «ЗИЛ-645»;
  • ЗИЛ-4333 – короткобазная модификация с мотором «ЗИЛ-645» и колесной базой в 3800 мм;
  • ЗИЛ-433302 – короткобазное шасси;
  • ЗИЛ-433360 – модель с укороченной базой и силовой установкой «ЗИЛ-508.10»;
  • ЗИЛ-433362 – короткобазное шасси, оборудованное мотором «ЗИЛ-508.10»;
  • ЗИЛ-442100 – седельный тягач с базой в 3800 мм и агрегатом «ЗИЛ-645»;
  • ЗИЛ-442160 – седельный тягач с базой в 3300 мм и мотором «ЗИЛ-508.10»;
  • ЗИЛ-442300 – седельный тягач со спальным местом и удлиненной базой (4500 мм).

Для всех версий модели была характерна заднеприводная переднемоторная компоновка.

Плюсы и минусы

  1. Основными преимущества автомобиля «ЗИЛ-4331» называют великолепную проходимость, впечатляющую грузоподъемность.
  2. Уменьшенное количество точек смазки шасси и автоматическая регулировка тормозов способствуют сокращению временных и денежных затрат на сервисные работы.
  3. На сегодняшний день моторы «ЗИЛ-645» уже не производятся, но приобрести запчасти для ремонта двигателя вполне реально по довольно сносным ценам.
  4. Оперение первых экземпляров «ЗИЛ-4331» было интегральным. По этой причине в случае возникновения перекоса рамы грузовика появлялись проблемы с закрытием капота.
  5. Хорошая герметичность салона.
  6. Наличие ремней безопасности на всех сидениях.

Несмотря на отличные отзывы и массу положительных сторон, данная модель не пользуется популярностью на территории России. Таким образом, данный грузовик не может составить серьезную конкуренцию заграничным аналогам из-за довольно большого расхода топлива и малой грузоподъемности. Но простота ремонта и дешевизна делают рассматриваемый автомобиль чрезвычайно востребованным в некоторых сферах промышленности.

Цена в России

К сожалению, так как ЗИЛ 4331 официально не выпускается уже более десяти лет, купить новый грузовик на сегодняшний день невозможно. Но в то же время продажи этой марки демонстрируют высокие показатели, и, возможно, в скором времени производители даже выпустят обновлённую версию грузовика. Подержанную модель фургона можно купить на avito.ru или любом другом сайте, где есть возможность публиковать объявления частным лицам. Купить ЗИЛ 4331 бу также можно на вторичном автомобильном рынке в любом городе и в хорошем состоянии. Стоимость подержанной машины последних выпусков будет составлять примерно 200-250 тыс. рублей, что является наиболее привлекательным вариантом для многих перевозчиков.

Завершая данную статью, хочется отметить, что ЗИЛ 4331 очень прост в использовании, легко ремонтируется и имеет ряд дополнительных возможностей. Да, глядя на фото автомобиля в начале девяностых, понимаешь, что он во многом уступает современным машинам, но зато отличается выносливостью и относительно низкой стоимостью. Возможно, в ближайшем будущем на автомобильном рынке появится фургон новой модификации с улучшенными характеристиками, и тогда легендарный грузовик обретёт второе дыхание.

Подводим итоги

Закончив производство «ЗИЛ-4331» в 2004 году, производитель не оставил автомобиль без средств существования. Благодаря этому грузовик остается популярным за счет простоты своего обслуживания. Конечно, силовые агрегаты довольно неэкономичны и грузоподъемность сравнительно мала, но это не мешает машине до сих пор оставаться популярной во многих сферах.

Бензовоз ЗИЛ-4331

При покупке этой модели придется раскошелится на сумму от 200 до 2500 тысяч рублей. При этом покупатель получает версию производства годов 1995-2004 с небольшим пробегом и в отличном состоянии. Все что остается — это следить за качественным уходом и использовать все положительные стороны этого автомобиля.

Советуем Вам прочитать статью: ЗиЛ – история автогиганта

Аналоги

Аналогов у модели ЗИЛ-4331 не так много. К ним можно отнести автомобиль ГАЗ-3307, а также представителей линейки завода имени Лихачевского – ЗИЛ-130 и ЗИЛ-4334.

Современная замена для легендарного грузовика «ЗИЛ-130». Разработанные по специальному заказу модели «4331» обладают широкими возможностями, но и не без минусов, которые есть у всех. Завод имели Лихачева в данной версии представил первый дизельный грузовик, производимый Россией. Весь модельный ряд ЗИЛ.

История автомобиля

Начиная с 1962 года «Завод имени Лихачева» в Москве выпускал для народного хозяйства грузовой автомобиль под маркой «ЗИЛ-130». Грузовик был крайне популярен и практичен, но уступал своим собратьям по классу из-за высокого расхода топлива. В конце семидесятых годов на заводе началась разработка более экономичной модели с дизельным мотором. А именно, в 70-е годы конструкторы завода имени Лихачева получили задание на разработку двух передовых грузовиков, имеющих различную грузоподъемность.

Модели должны были работать на дизельном топливе. Изначально автомобиль проектировали специалисты ЗИЛ, но после создания конструкции документацию передали в Набережные челны. В 1986 году с конвейера начали сходить первые «ЗИЛ-4331». Именно эта модель была призвана заменить «ЗИЛ-130». Вскоре после запуска проекта была представлена дебютная версия данной модели со сдвоенной кабиной, а также шасси, предназначенное для специального транспорта. Позднее специалисты завода имени Лихачева создали гоночную версию грузовика, напоминавшего оригинал лишь внешностью.

Назначение

Основной областью применения ЗИЛ-4331 стали региональные перевозки на небольшие расстояния. Автомобиль отличает надежность, простота обслуживания и ремонта, а также низкие эксплуатационные расходы. Его можно с уверенностью назвать «рабочей лошадкой» для различных отраслей промышленности, сельского хозяйства, лесозаготовительной отрасли и жилищно-коммунальных хозяйств. Машина уверенно чувствует себя на вязких грунтах и крутых подъемах. Автомобиль отлично показал себя не только в различных климатических зонах России, но и условиях субтропического и тропического климата. ЗИЛ-4331 одинаково надежен как на равнинной местности, так и высокогорных районах. В России и странах ближнего и дальнего зарубежья эксплуатируется около полутора миллионов единиц ЗИЛ-4331.

Технические характеристики

Двигатель ЗИЛ-645 ЗИЛ-508.10 ЗИЛ-508.300 Количество цилиндров 8 8 8 Количество клапанов 16 16 16 Расположение цилиндров Продольно V-образно под углом 90о Продольно V-образно под углом 90о Продольно V-образно под углом 90о Объем 8,74 литра 6 литров 6 литров Мощность 185 л. с. 150 л. с. 135 л. с. Максимальная скорость оборотов 2 800 об./мин. 2 800 об./мин. 2 000 об./мин. Максимальный крутящий момент 510 Ньютон метров 402 Ньютон метров 377 Ньютон метров Габариты Длина 6 370 мм Ширина 2 500 мм Высота 2 655 мм Колесная база 4 500 мм Передняя колея 1 930 мм Задняя колея 1 850 мм Клиренс 330 мм Габаритные размеры колес 7.0-20 Тип колес 9.00R20; И-Н142Б-1 Весовые характеристики Масса грузовика 4 820 кг Максимальная грузоподъемность 6 тонн Вес в полном снаряжении и максимальной загрузке 11 700 кг Вес одного полностью укомплектованного колеса 93 кг Вес двигателя 720 кг Вес двигателя со всем оборудованием 960 кг Вес всей конструкции кабины 550 кг Максимальная нагрузка На передний мост 3 735 кг На задний мост 8 005 кг При использовании автопоезда на всю подвеску 23 000 кг Трансмиссия Тип Механика Количество ступеней КПП 5

Двигатель

Именно «ЗИЛ-4331» считается родоначальником первой российской линейки грузовиков с дизельными силовыми установками. Расход топлива ЗИЛ 4331 составляет от 18 л/100 километров пробега. Если же говорить об автопоезде, то его расход уже начинается от 25 литров на сотню. Крайне редко, но все-таки, можно встретить бензиновые моторы на грузовиках модели «4331». При эксплуатации автомобиля с бензиновыми двигателями расход составляет приблизительно 30-36 л на каждые 100 км при скорости 90-95 км/ч и может варьироваться в зависимости от нагрузки.

Трансмиссия

Грузовик оснащен приводом на заднюю ось. На нем установлено однодисковое сцепление с периферийными пружинами. Отметим также, что привод выключения сцепления оснащен пневмогидравлическим усилителем.

Колесная формула

  • 4×2
  • 4×4
  • 6х2
  • 6×4
  • 6×6
  • 8х2
  • 8х4
  • 8х6
  • 8х8

Грузоподъемность

  • 1-2 тонны
  • 2-5 тонн
  • 5-10 тонн
  • свыше 10 тонн

Ходовая

В передней части ЗИЛ 4331 установлена пара полуэллиптических рессор с двумя амортизаторами и скользящими задними концами. А вот сзади используются по две главных и дополнительных рессоры аналогичного типа.

Кабина и кузов

В первую очередь, изменился внешний вид кабины. Она приобрела угловатые, четко обозначенные, без плавных переходов очертания. Корпус полностью выполнен из металла, имеет общую основу. Однако, компоновка его не совсем стандартна. Главное отличие заключается в том, что крылья, капот и передняя решетка изготовлены единой жесткой деталью. Доступ к двигателю обеспечивается подъемом этой конструкции вверх и вперед на шарнирах, которые закреплены за передним бампером на силовой раме автомобиля. При этом ремонтировать двигатель стало очень удобно, доступ открывается ко всем системам двигателя. Со временем такой способ был упразднён из-за некоторых неудобств в эксплуатации.

В последующих версиях модели капот открывается обычным «аллигаторным» способом. На фронтовой части грузовика «ЗИЛ-4331» установлен новый передний бампер, в который вмонтированы передние фары и поворотники. Причем, конструктивно они расположены таким образом, чтобы была наименьшая опасность их повреждения при случайном столкновении. Внутри салон стал более комфортабельным. Удобное сиденье водителя подрессорено и имеет регулировки во всех направлениях. Рядом могут располагаться два пассажира. Среднее сиденье поднимается, и образуется столик. Большая площадь остекления кабины и боковые зеркала позволяют полностью контролировать дорожную обстановку. Кабина ЗИЛ модели «4331» оснащается отличной тепло- и звукоизоляцией, что позволяет разговаривать внутри грузовика, не повышая голоса, а также не испытывать неудобств из-за холодной погоды. Имеется три посадочных места, одно из них – водительское. Одной из наиболее популярных стала модификация со спальным местом, появившаяся в начале 90-х годов.

Модель получила универсальную «юбку» бампера, обтекатели по бокам кузова и драгфойлер, установленный на крыше. ЗИЛ-4331, в сравнении с иностранными аналогами, выделялся значительно меньшей стоимостью. Помимо кабины, рассчитанной на трех человек, производилась и версии с 2-рядным вариантом кабины с 7 посадочными местами. Кузов ЗИЛ-4331 бортовой представляет собой деревянную платформу с металлическими поперечными брусьями основания, с откидными задним и боковыми бортами. В конструкции кузова предусмотрена возможность установки надставных бортов и тента с каркасом.

Модификации

  • ЗИЛ-433100 – базовая модель с базой в 4500 мм и мотором «ЗИЛ-645»;
  • ЗИЛ-433102 – стандартное шасси;
  • ЗИЛ-433104 – шасси для пожарных автомобилей;
  • АЦ-3-40(433104) и АЦ-40(433362)-63Б.01 – пожарные автоцистерны;
  • ЗИЛ-433110 – базовая модификация с агрегатом «ЗИЛ-508.10»;
  • ЗИЛ-433116 – базовая версия с силовой установкой «ЗИЛ-509.10»;
  • ЗИЛ-43314Б – длиннобазный бортовой вариант с мотором «ЗИЛ-6454» с колесной базой в 6100 мм;
  • ЗИЛ-4332А – специальная версия с удлиненной базой (5600 мм) и двигателем «ЗИЛ-645»;
  • ЗИЛ-4333 – короткобазная модификация с мотором «ЗИЛ-645» и колесной базой в 3800 мм;
  • ЗИЛ-433302 – короткобазное шасси;
  • ЗИЛ-433360 – модель с укороченной базой и силовой установкой «ЗИЛ-508.10»;
  • ЗИЛ-433362 — короткобазное шасси, оборудованное мотором «ЗИЛ-508.300»;
  • ЗИЛ-442100 – седельный тягач с базой в 3800 мм и агрегатом «ЗИЛ-645»;
  • ЗИЛ-442160 – седельный тягач с базой в 3300 мм и мотором «ЗИЛ-508.10»;
  • ЗИЛ-442300 – седельный тягач со спальным местом и удлиненной базой (4500 мм).

Для всех версий модели была характерна заднеприводная переднемоторная компоновка.

Самая популярная модификация

Речь идет о «ЗИЛ-4333». Укороченная база выпускалась в виде грузовика и комплектовалась тремя различными двигателями: ЗИЛ-645; ЗИЛ-508.10 и ЗИЛ-508.300. Определенные изменения добавляли префикс к основному индексу.

Внешний вид и устройство было аналогично базовой вариации, только длина была не 6 370 мм, а 3 800 мм. Данные модели обрели свою популярность за счет практичности размеров. Маневрировать в городском трафике удобнее на более короткой машине, а груз доставлять быстрее. Благодаря этому дизельные вариации 433302, 433360, 433362 выпускаются до сих пор.

Особенности и эксплуатация

Популярности ЗИЛ-4331 во многом способствует высокая надежность и простота конструкции. Еще в первых моделях автомобиль получил просторную подрессоренную кабину с хорошим обзором. Изначально радиаторная решетка, крылья и капот поднимались одновременно, обеспечивая доступ к узлам и системам двигателя. Однако в случае перекоса рамы или аварии открыть капот становилось не возможным. Это вынудило конструкторов поменять расположение навесного оборудования двигателя, и вернутся к более привычной схеме так называемого «аллигаторного» открытия капота.

Отличительной чертой ЗИЛ-4331 смонтированные в бампере фары, габаритные огни и указатели поворотов. Фронтальная часть кабины получила радиаторную решетку, изготовленную из пластика, что для грузовых автомобилей ЗИЛ было новым решением. Отделка кабины далеко не выдающаяся, однако в целом при движении внутри создается невысокий уровень шума, позволяющий водителю и пассажиру общаться, не повышая голоса.

Автомобиль рассчитан на эксплуатацию в отечественных условиях, поэтому проблем с ГСМ и расходными материалами не возникает. Кроме того, можно использовать как отечественную резину, так и шины иностранного производства соответствующих размеров.

  1. Основными преимущества автомобиля «ЗИЛ-4331» называют великолепную проходимость, впечатляющую грузоподъемность.
  2. Уменьшенное количество точек смазки шасси и автоматическая регулировка тормозов способствуют сокращению временных и денежных затрат на сервисные работы.
  3. На сегодняшний день моторы «ЗИЛ-645» уже не производятся, но приобрести запчасти для ремонта двигателя вполне реально по довольно сносным ценам.
  4. Оперение первых экземпляров «ЗИЛ-4331» было интегральным. По этой причине в случае возникновения перекоса рамы грузовика появлялись проблемы с закрытием капота.
  5. Хорошая герметичность салона.
  6. Наличие ремней безопасности на всех сидениях.

Несмотря на отличные отзывы и массу положительных сторон, данная модель не пользуется популярностью на территории России. Таким образом, данный грузовик не может составить серьезную конкуренцию заграничным аналогам из-за довольно большого расхода топлива и малой грузоподъемности. Но простота ремонта и дешевизна делают рассматриваемый автомобиль чрезвычайно востребованным в некоторых сферах промышленности.

{{ reviewsOverall }} / 5 Пользователей (0 Оценок) Надежность Удобство и комфорт Ремонтопригодность Ходовые качества Количество отзывов Оставить отзыв Сортировать по:

Будьте первым, чтобы оставить отзыв.

Самосвал ЗИЛ-4331 является одним из самых популярных грузовых автомобилей, которые эксплуатируются на территории России. Его производство было начато в 1986 году и продолжается по настоящее время. Тем не менее, в 2004 году выпуск этого автомобиля был приостановлен, а возобновлён лишь в 2014 году. Всего за годы производства было выпущено более 1.5 миллионов самосвалов, часть из которых экспортирована в страны, преимущественно, ближнего зарубежья.

Дизельный самосвал ЗИЛ-4331

Самосвал ЗИЛ-4331 выпускается московским заводом имени Лихачёва. Он отличается от предшественников модифицированным двигателем, заниженным компрессором и опущенным вниз капотом. Машина характеризуется большой грузоподъёмностью, способна работать на труднопроходимой территории в условиях бездорожья. Самосвал широко применяется для перевозки грузов, в том числе в городских условиях. Это обусловлено компактными размерами машины. Без него не обходится сфера строительства, добывающая отрасль и область грузоперевозок. В сельском хозяйстве ЗИЛ-4331 используется для транспортировки урожая, в том числе зерновых и кормовых культур.

Устройство

Основными элементами машины являются:

  • Двигатель ЗИЛ-645, работающий на дизельном топливе. Объём его составляет 8.74 литра, а максимальная мощность 185 лошадиных сил. Мотор имеет 8 цилиндров и 16 клапанов. Расход топлива зависит от перевозимого груза и составляет в среднем 30 литров на 100 километров. В настоящее время производство самосвалов с таким мотором прекращено, в обиход вошли модификации бензинового двигателя. Они позволяют экономить топливо и обладают более качественными характеристиками экологичности.
  • Кабина самосвала характеризуется достаточным уровнем комфорта. Она имеет хорошую звуковую и тепловую изоляцию, обеспечивая превосходные условия для работы водителя. Кроме водительского места в кабине имеется два пассажирских кресла, каждое из которых оборудовано ремнями безопасности. Дорожные неровности компенсируются надёжными амортизаторами, которые установлены под кабиной. Для проведения ремонтных работ и необходимых диагностических процедур кабина полностью откидывается вперёд. Такой цельный механизм обеспечивает прочность кабины и, как следствие, безопасность водителя.

    Кузов самосвала представляет собой металлическую платформу, по периметру которой расположены откидные борта. Передний борт по высоте больше боковых и заднего. Они имеют специальные крепления, которые позволяют производить тентование в случае необходимости. В случае износа кузов можно заменить целиком или по частям.

  • Фото самосвала ЗИЛ-4331

  • Ходовая часть представлена колесами, радиус которых составляет 20 дюймов. Они имеют одинаковое давление. Подвеска базируется на рессорах и амортизаторах. Передний мост способен выдерживать нагрузку чуть менее 4 тонн, а задний — до 8 тонн. Такая подвеска позволяет самосвалу подниматься на гору с уклоном до 25 % при максимальной загрузке кузова. В самосвале применена тормозная система с барабанами. Специальный предохранитель защищает тормоза от блокировки при низких температурах. Тормозной путь в среднем составляет до 36 метров и зависит от скорости передвижения.

Технические характеристики дизельного самосвала ЗИЛ-4331:

Характеристики Ед. измерерния Показатели Длина м 6,37 Ширина м 2,5 Высота м 2,655 Ширина передней колесной оси м 1,93 Ширина задней колесной оси м 1,85 Ширина колеи м 1,93 Клиренс см 33 Масса т 4,82 Грузоподъемность т 6,0 Бак л 165 Мощность мотора л.с. 185 Крутящий момент Нм 377 Максимальная скорость км/час 95

Видео обзор самосвала ЗИЛ-4331: