16 ФЗ о транспортной безопасности

Бесплатная консультация юриста по телефону:

В России «транспортная безопасность» подразумевает проведение мер, направленных на защиту жизненно важных интересов граждан, населения и государства в области транспорта от внешних и внутренних угроз. Все нюансы проведения подобных мер заключены в 16 ФЗ Минтранса.

Описание закона

Федеральный Закон № 16 «О транспортной безопасности» был принят членами Государственной Думы 19 января 2007 года. Совет Федерации одобрил законопроект второго февраля того же года. Принят законопроект был для обеспечения гражданской безопасности в различного рода ТС. Данный закон официально вступил в силу через 180 дней после опубликования.

Цель ФЗ № 16 осуществить устойчивое и безопасное действие транспортного комплекса, также защитить отдельных граждан и население в целом от актов незаконного вмешательства.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнение нескольких задач. Задачи по 2 ст. настоящего закона «О транспортной безопасности»:

  • обеспечить нормативно правовое регулирование в сфере транспорта;
  • заранее определять потенциальные угрозы акта незаконного вмешательства;
  • проводить оценку уязвимости средств передвижения;
  • присуждать определенные категории различным видам средств передвижения;
  • разрабатывать и приводить в действие меры для устранения потенциальной опасности;
  • проводить подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности;
  • проводить контроль и надзор на государственном уровне;
  • создавать и приводить в действие информационное, материально-техническое и научное обеспечение;
  • проводить периодическую сертификацию технических средств.

16 ФЗ «О транспортной безопасности» в последней редакции был оформлен 23 июня 2016 года. Краткое содержание и название закона целиком, после внесения изменений, вступили в законную силу 21 декабря 2016 года. В дополнение к этому вопросу, следует знать устав автомобильного транспорта РФ (с последней редакцией ФЗ 257 можно ознакомиться ). Так же в РФ есть ФЗ 390 о безопасности, в котором рассмотрены не только дорожные нормы, но и такие вопросы, как противодействие терроризму и обеспечение национальной безопасности.

Основные положения ФЗ 16 «О транспортной безопасности»

Состоит законопроект о транспорте из 13 статей, которые описывают процедуры и меры, направленные на устранение опасностей при передвижении на технических средствах. Согласно 1 статье, под действие закона попадают транспортные средства, предназначенные для транспортировки:

  • физических лиц;
  • груза;
  • багажа;
  • личных вещей граждан;
  • животных;
  • оборудования.

По вышеуказанным характеристикам, подходят транспортные средства:

  • автомобили, осуществляющие перевозки по специальному разрешению;
  • воздушные суда;
  • морские торговые суда;
  • морские суда, предназначенные для перевозки пассажиров;
  • ТС наземного электрического транспорта;
  • железнодорожные составы (17 ФЗ о железнодорожном транспорте в Российской Федерации ).

По настоящему Федеральному Закону «О транспортной безопасности», под объектами транспортной инфраструктуры подразумеваются:

  • железнодорожные вокзалы;
  • автомобильные вокзалы;
  • метрополитены;
  • тоннели;
  • эскады;
  • мосты;
  • терминалы морских судов.

Федеральный Закон «О транспортной безопасности» содержит некоторые основные принципы, которые обуславливает 3 статья. В качестве принципов настоящего закона выступают:

  • законность;
  • взаимная ответственность граждан, населения и государства;
  • непрерывность;
  • проведение мер, направленных на интеграцию в международные системы безопасности;
  • взаимопонимание и содействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов гос. власти и органов местного самоуправления.

Скачать

Положения ФЗ № 16 направлены на обеспечение безопасности для жизни и здоровья пассажиров. Также они направлены осуществлять перевозку грузов, без угрозы их порчи или потери. При ограждении от угрозы граждан и их имущества, по закону, необходимо соблюдать безопасность — пожарную, санитарную, химическую и т. д.

Для более детального изучения всех нюансов нормативного акта, необходимо рассмотрение всех его статей. Скачать Закон «О транспортной безопасности» в редакции на 2017 год можно, перейдя по ссылке.

Последние изменения в законе о транспортной безопасности

Члены Государственной Думы вносят в законопроекты изменения, дополнения и поправки. Новшества необходимы для усовершенствования закона и для приведения его в соответствие со временем. Например, закон изданный в 1997 году, не может быть актуальным в 2017 из-за происходящих изменений в обществе.

В ФЗ № 16 были внесены изменения 23 июня 2016 года. Оформленные нововведения вступили в законную силу спустя 180 дней после опубликования новой редакции, т.е. 21 декабря того же года. Дополнениям подверглась 12 статья.

Ст 12 Закона № 16

Данная статья содержит положения, касающиеся прав и обязанностей субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков. Внесенные дополнения в пункты:

2.1 — в случае, когда собственники объектов инфраструктуры не определены, то застройщики обязаны послать им уведомление о предстоящем этапе строительства или реконструкции;

2.2. — устанавливает правила, по которым государственные органы обязаны предоставлять на безвозмездной основе подсобные помещения на объектах инфраструктуры.

2.3 — указывает на требования, которым должно соответствовать предоставленное подсобное помещение.

2.4. — содержит информацию о том, что требования к подсобным помещениям устанавливают государственные органы.

Ст 8 ФЗ «О транспортной безопасности»

Положения этой статьи указывают на требования, предъявляемые к обеспечению транспортной безопасности. Обозначены требования к видам технических средств. Все требования к ТС на определенное соответствие устанавливаются Правительством России. Каждое ТС должно соответствовать определенным уровням безопасности, которые указаны в 7 статье настоящего закона. Ст 10 16 ФЗ Для некоторых категорий граждан существуют ограничения при работе с транспортной безопасностью по 16 ФЗ. К данной категории относятся лица:

  • граждане, ранее судимые;
  • у которые есть психические болезни;
  • ранее служили в государственных органах, но уволены за совершение дисциплинарного проступка;
  • подозреваемые в принятии участия в экстремистской деятельности;
  • сообщившие о ложной информации о себе при устройстве на работу;
  • у которых есть медицинское противопоказание на выполнение подобной работы;
  • которые употребляли запрещенные вещества и подвергнуты административному наказанию.

В последней редакции законопроекта не были внесены изменения в 8 и 10 статьи.

Комментарии к 16 ФЗ «О транспортной безопасности»

Комментарии к законам пишут опытные юридические специалисты. Нужны подобные услуги юристов для более подробного понимания всех аспектов Закона. Скачать комментарии к настоящему законопроекту можно по .

Написанные комментарии поясняют основные и важные моменты Федерального Закона № 16 «О транспортной безопасности». Экспертные высказывания помогают лучше понять положения документа и необходимость его создания. Важно знать, что написанные пояснения не имеют никакой юридической значимости, поэтому при возникновении каких-либо споров, стоит обращаться непосредственно к самому акту.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

22 января 2020, 16:53

Федеральным законом от 02.08.2019 № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности» (далее – Федеральный закон № 270-ФЗ) были внесены изменения, в том числе в Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Федеральный закон № 16-ФЗ) и Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ).

На основании Федерального закона № 270-ФЗ из положений Федерального закона № 16-ФЗ исключена обязанность проведения процедур категорирования, оценки уязвимости и разработки планов обеспечения транспортной безопасности транспортных средств.

При этом, в соответствии с пунктом 6 статьи 1 Федерального закона № 270-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, и транспортного средства разрабатывают и утверждают соответственно паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства.

Паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства разрабатываются и утверждаются субъектом транспортной инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств по видам транспорта, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8 Федерального закона № 16-ФЗ.

Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон № 257-ФЗ, с 30.01.2020 для получения специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, требуется наличие уведомления о приеме паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства.

Отмечаем, что до вступления в силу изменений в Федеральный закон № 257-ФЗ для получения специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, необходимо наличие уведомления о включении транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории, а также уведомления о соответствии субъекта транспортной инфраструктуры или перевозчика требованиям в области транспортной безопасности.

Вместе с тем, исходя из положений части 3 статьи 4 Федерального закона № 270-ФЗ, требования по обеспечению транспортной безопасности, установленные в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 16-ФЗ до дня вступления в силу Федерального закона № 270-ФЗ, применяются до дня вступления в силу требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных статьей 8 Федерального закона № 16-ФЗ (в редакции Федерального закона № 270-ФЗ), с учетом категорий, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности.

Учитывая изложенное считаем, что до вступления в силу разрабатываемых Минтрансом России во исполнение положений Федерального закона № 270-ФЗ новых требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств следует руководствоваться положениями Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 № 924, и представлять для получения специальных разрешений на перевозку опасных грузов уведомление о включении транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории, а также утвержденный план обеспечения транспортной безопасности транспортного средства.

Одновременно информируем, что планируемый срок внесения в Правительство Российской Федерации нормативного правового акта, устанавливающего новые требования по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств, а также порядок утверждения типового паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства – июнь 2020 г.

Федеральный закон принят Государственной Думой 23 июля 2019 года и одобрен Советом Федерации 26 июля 2019 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом предусматривается комплексное совершенствование нормативного правового регулирования в области обеспечения транспортной безопасности, включая уточнение понятийного аппарата Федерального закона «О транспортной безопасности».

Так, в новой редакции излагаются определения терминов «зона транспортной безопасности», «категорирование объектов транспортной инфраструктуры», «объекты транспортной инфраструктуры», «оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» и других, а также вводится новый термин – «зона безопасности».

Федеральным законом устанавливается, что в число основных задач обеспечения транспортной безопасности входит категорирование объектов транспортной инфраструктуры, а также оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, подлежащих категорированию, и судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации. Уточняются механизмы и порядок их проведения.

Федеральным законом также предусматривается, что субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, и транспортного средства, за исключением объектов транспортной инфраструктуры морского порта и вышеуказанных судов, разрабатывают и утверждают соответственно паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства.

Федеральным законом уточняются перечень лиц, которые не вправе выполнять работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, и порядок обработки персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности.

В целях обеспечения транспортной безопасности Федеральным законом определяется порядок проведения досмотра, повторного досмотра и дополнительного досмотра, в том числе в отношении физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, а также устанавливаются особенности защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Корреспондирующие изменения вносятся в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищенности объектов».

В связи с необходимостью в том числе оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств предусматривается поэтапное вступление в силу Федерального закона.

Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности»

  • Оглавление — ФЗ «О транспортной безопасности»
  • Статья 1 — Основные понятия
  • Статья 2 — Цели и задачи обеспечения транспортной безопасности
  • Статья 3 — Принципы обеспечения транспортной безопасности
  • Статья 4 — Обеспечение транспортной безопасности
  • Статья 5 — Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства
  • Статья 6 — Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств
  • Статья 7 — Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств
  • Статья 8 — Требования по обеспечению транспортной безопасности
  • Статья 9 — Планирование и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств
  • Статья 10 — Ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности
  • Статья 11 — Информационное обеспечение в области транспортной безопасности
  • Статья 11.1 — Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности
  • Статья 12 — Права и обязанности субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков в области обеспечения транспортной безопасности
  • Статья 12.1 — Подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности, аккредитация подразделений транспортной безопасности
  • Статья 12.2 — Досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности
  • Статья 12.3 — Особенности защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства
  • Статья 13 — Вступление в силу настоящего Федерального закона

Зачем нужен Закон «О транспортной безопасности»?

Принятие Федерального Закона «О транспортной безопасности» в 2007 году, было обусловлено необходимостью комплексного, системного решения проблем, возникающих в этой сфере по мере развития транспортного комплекса, увеличения пассажирских и грузовых перевозок, а также в связи ростом террористической опасности.
На сегодняшний день понятие транспортной безопасности преимущественно рассматривается как предупреждение терроризма на транспорте, что обусловлено значительным ростом террористических актов как во всем мире так и в России, а также степенью его опасности непосредственно для транспорта. Всем известные драматические события, происшедшие в московском метрополитене, в очередной раз доказали, что транспорт является одной из сфер, наиболее подверженной угрозе терактов. Вместе с тем следует иметь в виду, что предотвращение и противодействие террористическим актам — лишь часть проблемы обеспечения транспортной безопасности страны в целом. Не менее важными составляющими транспортной безопасности являются защита транспортной сферы от иных, в том числе — криминальных форм незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса, а также от различного рода чрезвычайных ситуаций (происшествий).
Федеральный Закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности», в совокупности с нормативной правовыми актами Правительства РФ, Минтранса, МВД и др., создаёт правовую базу для предотвращения широкого спектра угроз природного, техногенногого и социального характера, ослабляющих транспортную безопасность страны.