Выставить зажигание ВАЗ 2101

Содержание

Установке зажигания на ВАЗ 2101 по искре

Чтобы правильно поставить установленный прерыватель, необходимо в первую очередь проверить работоспособность свечей зажигания. Если на них есть сильный налет и нагар, производить установку и регулировку момента бессмысленно. Подробнее о причинах образования нагара и способах удаления налета вы сможете узнать в этой . Как известно, регулировка является одним из основных нюансов в техническом обслуживании автомобиля.

Этапы

Устройство для настройки СЗ — стробоскоп

Чтобы отрегулировать бесконтактное зажигание БСЗ или контактное, для этого потребуется стробоскоп — благодаря ему вы сможете получить наиболее точный результат. Если стробоскопа у вас нет, то регулировка осуществляется по искре. Итак, как установить СЗ?

Установка осуществляется следующим образом:

  1. В первую очередь, перед тем, как выставить зажигание на ВАЗ 2101, транспортное средство необходимо прогреть до рабочей температуры. Заведите двигатель и подождите около 10 минут, после чего силовой агрегат можно заглушить.
  2. Следующим этапом установки будет ослабление фиксации трамблера. После того, как узел будет ослабнут, из него следует извлечь центральный кабель.
  3. Чтобы настроить зажигание ВАЗ, первый цилиндр двигателя необходимо поставить в верхнюю мертвую точку.
  4. Далее, нужно включить зажигание авто, при этом кабель от катушки держите в левой руке. Правой рукой, в свою очередь, следует несильно покрутить трамблер по часовой стрелке. Поворот должен составлять около 10-15 градусов, но не больше. Сам кабель при этом держите над металлом.
  5. Затем, трамблер нужно очень медленно начать проворачивать против часовой стрелки. Эта процедура осуществляется до того момента, пока вы не заметите, как между кабелем и металлом проскочила искра. Когда искра проскочит, можно считать, что устройство настроенное. На этом установку можно считать завершенной. Если искра так и не появилась, возможно, требуется ремонт трамблера, но точный диагноз позволит поставить только диагностика.
    Иногда проблема заключается в работе катушки зажигания. Все дальнейшие действия, в том числе подключение трамблера ВАЗ, подключение проводов осуществляются в обратном порядке (автор видеоинструкции по регулировке — Наиль Порошин).

Установка момента опережения с помощью лампочки

Необходимость настроить схему замка зажигания, в частности, момент опережения, возникает у владельцев «копеек» довольно часто. Выполнение настройки распределителя зажигания необходимо в случае увеличенного расхода топлива, снижения мощности силового агрегата, а также при его детонации и появлении стука колец. Чтобы выставленный параметр ваш больше не беспокоил, узел необходимо отремонтировать, то есть правильно настроить. Учтите, что перед тем, как устанавливать соединение и отрегулировать распределитель зажигания, нужно удостовериться в работоспособности свечей, а при необходимости — демонтировать их и почистить, о чем мы сообщали выше.

Перед тем, как приступить к работе, необходимо найти метки на шкиве цепной передачи и коленвале, эти метки следует очистить. В помещении, где вы работаете, должно быть хорошее освещение, в противном случае используйте фонарик. Если у вас есть сомнения по поводу того, сможете ли вы все сделать правильно, то лучше обратитесь на СТО.

  1. В первую очередь, от вас требуется провернуть коленвал таким образом, чтобы метка на нем была совмещена с меткой, расположенной на кожухе цепной передачи. В том случае, если на нашей «копейке» установлен силовой агрегат, диаметр цилиндров в котором составляет 79 мм, метка коленвала должна быть совмещена со средней меткой цепной передачи. Если же диаметр цилиндров составляет 76 мм, то риска на коленвале должна быть совмещена с самой крайней риской на крышке. Эта метка позволяет установить коленвал в МТ.
  2. Когда все метки на валах будут совмещены, вам необходимо отсоединить кабель, который идет от катушки к устройству прерывателя-распределителя. Провод отсоединяется с самой клеммы на трамблере, затем к нему необходимо будет подключить кабель от контрольной лампы, которую мы будем использовать для регулировки.
  3. Второй кабель лампы необходимо будет подключить к плюсовой клемме аккумуляторной батареи.
  4. Используя гаечный ключ на 13, ослабьте винт фиксации устройства прерывателя-распределителя.
  5. Затем немного проверните корпус данного узла против часовой стрелки. Сделав это, начните медленно проворачивать его в другом направлении. Как видите, в целом принцип регулировки достаточно схож с описанным выше.
  6. Корпус механизма проворачивается до того момента, когда лампочка будет гаснуть. Добившись этого, гайку фиксации узла следует затянуть. Вам остается только установить кабель от трамблера на место.

Схема подключения для контактной и бесконтактной СЗ

В принципе, подключить лампу и настроить узел — не проблема. Система зажигания ВАЗ 2101 выполнена таким образом, что она в любом случае будет нуждаться в периодической настройке, особенно часто эта необходимость возникает у водителей при наступлении нового сезона. Если вы столкнулись с проблемой неисправности самого замка, то схема подключения замка зажигания ВАЗ 2101 поможет вам произвести замену устройства и подключить его.

При установке нового замка зажигания ВАЗ необходимо правильно выполнить распиновку проводов. После регулировки проверьте качество выполненных работ — если двигатель немного детонирует при разгоне до 50 км/ч и переключении на четвертую передачу, то это говорит о том, что процедура была выполнена правильно.

Каждый автовладелец сам выбирает, какой способ регулировки ему нравится больше!

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Видео «Как правильно отрегулировать зажигание»

Пошаговая и подробная инструкция по установке момента с учетом всех нюансов приведена на видео ниже (автор ролика — Наиль Порошин).

В статье рассмотрен вопрос как выставить зажигание на ВАЗ 2101: приведена инструкция выполнения всех необходимых операций и предоставлены соответствующие рекомендации.

Известно, что неверно выставленный момент зажигания приводит к нарушению правильной работы силового агрегата автомобиля. В большинстве случаев именно это является причиной нестабильности работы двигателя на холостых оборотах, существенного снижения его мощности и повышения расхода топлива. В этой статье мы и рассмотрим вопрос, как выставить зажигание на ВАЗ 2101 самостоятельно, то есть без обращения в автосервис.

Прежде всего отметим: описываемая нами инструкция как выставить зажигание ВАЗ 2101 абсолютно справедлива и по отношению к другим моделям «классических» моделей ВАЗ. Так, например, аналогичным описанному ниже процессу, является процесс настройки на моделях ВАЗ 2102, 03, 04, 05, 06, 07, 2121 («Нива»), оснащенных контактной системой зажигания.

Как настроить зажигание на ВАЗ 2101 – детальная инструкция

Перед тем как приступить к работе ставим автомобиль на стояночный тормоз, а под задние колеса устанавливаем противокатные упоры. Помните, что при любых ремонтных работах данные подготовительные операции являются обязательными с точки зрении обеспечения техники безопасности, игнорировать которую недопустимо.

Далее установка зажигания ВАЗ 2101 выглядит следующим образом:

1. С помощью свечного ключа выкручиваем свечу первого цилиндра силового агрегата, после чего затыкаем отверстие подходящей пробкой или пальцем.

2. Используя специальный ключ на 38мм, прокручиваем коленвал до того момента, пока в первом цилиндре не начнет происходить такт сжатия. Свидетельством этого будет являться выскочившая из свечного отверстия пробка. Если отверстие вы закрыли пальцем, то вы должны ощутить достаточно сильное давление.

3. Проворачиваем коленвал двигателя до того момента, пока метка на шкиве не будет совпадать с соответствующей риской на крышке ГРМ. Если чаще всего вы используете топливо марки АИ 92, следует добиться совпадения со второй риской; если же вы используете бензин с более низким октановым числом – с третьей (длинной) риской.

4. Аккуратно отстегиваем фиксаторы пластиковой крышки трамблера и снимаем ее:

Снимаем крышку трамблера

5. После прокручивания коленвала ротор трамблера должен располагаться таким образом, чтобы его наружный контакт находился в направлении первого цилиндра двигателя. В том случае, если направление неверно:

  • откручиваем крепление трамблера и, вращая постепенно ось ротора, выставляем его так, чтобы его направление было параллельно двигателю;
  • закручиваем крепежную гайку (полностью не зажимаем).

6. Подключаем лампу 12 В (вольтметр): один провод подсоединяем к клемме катушки зажигания (вывод низкого напряжения), а второй – к «массе».

7. Включаем зажигание и постепенно проворачиваем распределитель вправо. Проворачивать распределитель следует до того момента, пока подключенная лампа не перестанет светиться. Если после включения зажигания лампа не светится, то в описываемой операции нет необходимости.

8. Вращаем, распределитель в правую сторону и в тот момент, при котором начинает светиться лампа, затягиваем крепежную гайку полностью.

9. Производим установку крышки трамблера.

Как правильно выставить зажигание на ВАЗ 2101 — проверка

После выполнения всех операций, описанных выше, необходимо произвести проверку правильности настройки зажигания. Проверка выглядит следующим образом:

  1. Заводим автомобиль и трогаемся с места.
  2. Разгоняем автомобиль примерно до скорости 50км/ч, включаем 4-ю передачу и быстро нажимаем на педаль акселератора. После этого должна возникнуть детонация двигателя, которая должна исчезать по мере набора автомобилем скорости.

В ситуации, если детонация двигателя появилась, но по мере разгона машины не исчезла, можно придти к выводу, что установлено раннее зажигание. Если же детонация и вовсе не появилась – зажигание позднее. Решение таких проблем выглядит следующим образом:

  • в первой ситуации необходимо в правую сторону провернуть распределитель примерно на 0,5-1 деление;
  • во второй ситуации необходимо в левую сторону провернуть распределитель на 0,5-1 деление.

На этом вопрос как выставить зажигание на ВАЗ 21011 и прародителе всех классических моделей ВАЗ – модели 2101, можно считать полностью рассмотренным.

Как можно заметить, каких-либо особых сложностей в установке зажигания нет, и с данной работой справится любой, даже начинающий, автолюбитель.

На автомобилях ВАЗ 2101 устанавливается контактная батарейная система зажигания. В задачу данной системы входит своевременная подача искры в цилиндры двигателя для воспламенения топливной смеси.

Далее рассмотрим общую конструкцию и по отдельности элементы, из которых состоит система зажигания ВАЗ 2101.

Она включает в себя катушку зажигания, в которой формируется высоковольтный импульс, распределитель-прерыватель (он же трамблер), распределяющий импульс по цилиндрам, свечей зажигания, обеспечивающих искру в цилиндрах, замка зажигания, включающего и выключающего подачу энергии на катушку, АКБ – источника электроэнергии, обычной проводки и проводов высокого напряжения.

1-Выключатель зажигания, 2-Катушка зажигания, 3-Распределитель зажигания, 4-Провода высокого напряжения, 5-Свеча, 6-Конденсатор, 7-АКБ, 8-Генератор напряжения, 9-Ротор распределителя, 10-Кулачковый мех., 11-Контакты прерывателя

Катушка зажигания

Катушка — герметичная с магнитопроводом разомкнутого типа, внутри наполнена маслом для трансформаторов. Модель ее — Б.117А. Корпус данного элемента – алюминиевый, сверху герметично закрыт пластиковой крышкой.

Наименования обозначений

1. Керамический изолятор 10. Корпус
2. Корпус 11. Клемма подключения питания
3. Изоляционная специальная бумага 12. Пружина контактная
4. Первичная обмотка 13. Корпус первичной обмотки
5. Вторичная обмотка 14. Наружная изоляция первич. обмотки
6. Изоляция 15. Монтажный хомут
7. Клемма первич. обмотки 16. Магнитопровод внешний
8. Винт контактный 17. Сердечник
9. Клемма для центрального провода

Катушка зажигания ВАЗ-2101 – это по сути двухобмоточный трансформатор:

  • первичная обмотка на 300-400 витков (сечение провода — 0.7-0.8 мм.),
  • вторичная обмотка — на 20-30 тысяч витков (сечение провода — 0.1-0.7 мм).

Принцип действия катушки

При размыкании контактов трамблера магнитный поток, создаваемый АКБ, резко снижается. Проходя магнитопровод и обмотки электромагнитный поток создает ЭДС самоиндукции в 200-300 В на первичной обмотке и свыше 10 кВ — на вторичной. Напряжение вторичной обмотки и подается на свечи для создания искры.

Распределитель

На моделях ВАЗ 2101 до 1980 года использовался распределитель (трамблер) модели Р-125Б. Особенностью его являлось отсутствие вакуумного регулятора, имелся только октан-корректор механического типа, позволяющим незначительно менять угол опережения зажигания (ОЗ).

Начиная с 1986 г. совместно с установкой карбюратора «Озон» на ВАЗовские двигатели начали устанавливать трамблер, оснащенный вакуумным регулятором ОЗ (модель 30.3706), конструкция которого описана ниже.

Модель 30.3706 состоит из распределителя, прерывателя и двух регуляторов – центробежного, а также вакуумного.

Распределитель обеспечивает распределение импульсов катушки по свечам в соответствии с порядком работы силовой установки.

Состоит он из вращающегося ротора и неподвижных сегментов, располагающихся в пластиковой крышке. На роторе имеются два контакта – центральный и боковой, между ними закреплен помехоподавляющий резистор. Сверху к центральному контакту прижимается графитовый электрод, для лучшего контакта поджимание осуществляется пружинкой.

Работает распределитель так:

напряжение от вторичной обмотки подается на ротор, далее через искровой промежуток примерно в 0,5 мм попадает в один из сегментов крышки трамблера, затем по проводам высокого напряжения к свече, которая и обеспечивает появление искры.

Прерыватель обеспечивает размыкание электрической цепи в нужный момент. В конструкцию его входит кулачковая шайба с гранями и контактная стойка. Грани кулачковой шайбы имеют особую форму, чтобы достигалось быстрое размыкание контактов, плавное их замыкание и отсутствие дребезжания.

Кулачек вращаясь, попеременно замыкает и размыкает контакты, тем самым прерывает подачу напряжения на первичную цепь катушки.

Прерыватель и распределитель должны работать синхронно с кривошипно-шатунным механизмом. Для обеспечения синхронизации кулачковая шайба и ротор располагаются на одном валу, и получают привод от распределительного вала.

Центробежный регулятор – обеспечивает изменение угла ОЗ в соответствии с оборотами колен. вала.

К верхней части втулки кулачка приварена пластина с подвижными грузками. При увеличении оборотов колен. вала грузы за счет центробежной силы раздвигаются, проворачивая пластину вместе с кулачком в сторону вращения вала. Это обеспечивает более раннее размыкание контактов (увеличение угла ОЗ).

Вакуумный регулятор – производит корректировку угла ОЗ в зависимости от нагруженности силового агрегата и положения дроссельной заслонки.

Прикреплен он к распределителю, и включает корпус и крышку. Корпус разделён пластичной мембраной на две полости, одна из полостей соединена с задроссельным пространством в карбюраторе, а вторая — с атмосферой. Мембрана посредством тяги может воздействовать на прерыватель.

При снижении нагрузки уменьшается наполнение цилиндров горючей смесью и давление при воспламенении, а это требует увеличения угла ОЗ. Для этого мембрана изгибается (под воздействием разности давления) и проворачивает прерыватель на нужный угол.

Прерыватель-распределитель ВАЗ 2101

Само название «трамблёр» происходит от французского слова trembler, которое переводится как вибратор, прерыватель или переключатель. Учитывая, что рассматриваемая нами деталь является составной частью системы зажигания, уже отсюда можно сделать вывод о применении её для прерывания постоянной подачи тока, точнее, для создания электрического импульса. В функции трамблёра также входит раздача тока по свечам и автоматическая настройка угла опережения зажигания (УОЗ).

Трамблёр служит для создания электрического импульса в низковольтной цепи системы зажигания, а также для распределения высокого напряжения по свечам

Какие прерыватели-распределители применялись на ВАЗ 2101

Существует два вида трамблёров: контактные и бесконтактные. До начала 1980-х годов «копейки» комплектовались контактными устройствами типа Р-125Б. Особенностью этой модели был кулачковый механизм прерывания тока, а также отсутствие привычного для нас вакуумного регулятора угла опережения зажигания. Его функцию выполнял ручной октан-корректор. Позже на ВАЗ 2101 начали устанавливать контактные трамблёры, оснащённые вакуумным регулятором. Такие модели выпускали и выпускают по сегодняшний день под каталожным номером 30.3706.

Трамблёры Р-125Б оснащались ручным октан-корректором

В девяностых на смену контактным устройствам пришли бесконтактные. Их конструкция не отличалась ничем, кроме механизма формирования импульса. Кулачковый механизм в силу своей ненадёжности был заменён на датчик Холла — устройство, принцип действия которого основан на эффекте возникновения разности потенциалов на проводнике, помещённом в электромагнитное поле. Аналогичные датчики и сегодня применяются в различных системах автомобильных двигателей.

У бесконтактного трамблёра нет низкочастотного провода для управления прерывателем, потому что для формирования электрического импульса используется электромагнитный датчик

Контактный трамблёр ВАЗ 2101

Рассмотрим конструкцию распределителя-прерывателя «копейки» на примере модели 30.3706.

Устройство

Конструктивно трамблёр 30.3706 состоит из множества деталей, собранных в компактный корпус, закрытый крышкой с контактами для высоковольтных проводов.

Контактный трамблёр состоит из следующих элементов: 1 — валик датчика-распределителя зажигания, 2 — маслоотражательная муфта валика, 3 — корпус датчика–распределителя, 4 — штепсельный разъем, 5 — корпус вакуумного регулятора, 6 — диафрагма, 7 — крышка вакуумного регулятора, 8 — тяга вакуумного регулятора, 9 — опорная (ведомая) пластина регулятора опережения зажигания, 10 —ротор распределителя зажигания, 11 — боковой электрод с клеммой для провода к свече зажигания, 12 — крышка распределителя зажигания, 13 — центральный электрод с клеммой для провода от катушки зажигания, 14 — уголёк центрального электрода, 15 — центральный контакт ротора, 16 — резистор 1000 Ом для подавления радиопомех, 17 — наружный контакт ротора, 18 — ведущая пластина центробежного регулятора, 19 — грузик регулятора опережения зажигания, 20 — экран, 21 — подвижная (опорная) пластина бесконтактного датчика, 22 — бесконтактный датчик, 23 — корпус масленки, 24 — стопорная пластина подшипника, 25 — подшипник подвижной пластины бесконтактного датчика

Рассмотрим основные из них:

  • корпус. Он изготовлен из алюминиевого сплава. В его верхней части размещён механизм прерывателя, а также вакуумный и центробежный регуляторы. В центре корпуса имеется металлокерамическая втулка, выполняющая функцию опорного подшипника. В боковине предусмотрена маслёнка, через которую смазывается втулка; Корпус трамблёра изготовлен из алюминиевого сплава
  • вал. Ротор трамблёра отливается из стали. В нижней части он имеет шлицы, благодаря которым приводится в движение от шестерни привода вспомогательных механизмов силовой установки. Основная задача вала заключается в передаче вращающего момента к регуляторам угла зажигания и бегунку; Нижняя часть вала трамблёра имеет шлицы
  • подвижный контакт (бегунок). Установлен на верхнем торце вала. Вращаясь, он передаёт напряжение к боковым электродам, расположенным внутри крышки. Бегунок изготовлен в виде пластикового круга с двумя контактами, между которыми установлен резистор. Задача последнего — подавление радиопомех, возникающих при замыкании-размыкании контактов; Резистор бегунка служит для предупреждения радиопомех
  • диэлектрическая контактная крышка. Крышка прерывателя-распределителя изготовлена из прочного пластика. Она имеет пять контактов: один центральный и четыре боковых. Центральный контакт выполнен из графита. По этой причине его часто называют «угольком». Боковые контакты — медно-графитовые; На внутренней стороне крышки расположены контакты
  • прерыватель. Основным элементом конструкции прерывателя является контактный механизм. Его задача заключается в кратковременном размыкании низковольтной цепи системы зажигания. Именно он формирует электрический импульс. Контакты размыкаются при помощи вращающегося вокруг своей оси четырёхгранного кулачка, который является фигурным утолщением вала. Механизм прерывателя состоит из двух контактов: стационарного и подвижного. Последний установлен на подпружиненном рычаге. В спокойном положении контакты замкнуты. Но когда вал устройства начинает вращаться, кулачок одной из своих граней воздействует на колодку подвижного контакта, отталкивая его в сторону. В этот момент цепь размыкается. Таким образом, за один оборот вала контакты размыкаются и замыкаются четыре раза. Элементы прерывателя размещены на подвижной пластине, вращающейся вокруг вала и соединяющейся посредством штока с вакуумным регулятором УОЗ. Это даёт возможность изменять величину угла в зависимости от нагрузки на двигатель;
    Контакты прерывателя размыкают электрическую цепь
  • конденсатор. Служит для предотвращения искрообразования между контактами. Он подключён параллельно к контактам и закреплён на корпусе трамблёра; Конденсатор предупреждает искрообразование на контактах
  • вакуумный регулятор УОЗ. Увеличивает или уменьшает угол, ориентируясь на нагрузку, которую испытывает двигатель, обеспечивая автоматическую настройку УОЗ. «Вакуумник» вынесен за корпус трамблёра и прикреплён к нему при помощи винтов. Его конструкцию составляют резервуар с мембраной и вакуумный шланг, соединяющий устройство с первой камерой карбюратора. Когда в ней создаётся разрежение, вызванное движением поршней, оно по шлангу передаётся к резервуару и создаёт там вакуум. Он заставляет изгибаться мембрану, а она, в свою очередь, толкает шток, который сдвигает по часовой стрелке вращающуюся пластину прерывателя. Так угол зажигания увеличивается при повышении нагрузки. Когда нагрузка снижается, пластина под воздействием пружины возвращается назад;
    Основным элементом вакуумного регулятора является мембрана, расположенная внутри резервуара
  • центробежный регулятор УОЗ. Изменяет угол опережения зажигания в соответствии с количеством оборотов коленчатого вала. Конструкцию центробежного регулятора составляют опорная и ведущая пластины, движущаяся втулка, небольшие грузы и пружины. Опорная пластина напаяна на подвижную втулку, которая установлена на вале трамблёра. На её верхней плоскости есть две оси, на которых установлены грузы. Ведущая пластина надета на конец вала. Пластины соединены пружинами разной жёсткости. В момент повышения оборотов мотора возрастает и скорость вращения вала трамблёра. При этом возникает центробежная сила, которая преодолевает сопротивление пружин. Грузы прокручиваются вокруг осей и упираются своими выступающими боками в опорную пластину, вращая её по часовой стрелке, опять же, увеличивая УОЗ; Центробежный регулятор служит для изменения УОЗ в зависимости от количества оборотов коленвала
  • октан-корректор. Нелишним будет рассмотреть и конструкцию трамблёра с октан-корректором. Подобные устройства давно сняты с производства, но в классических ВАЗах они ещё встречаются. Как мы уже говорили, в трамблёре Р-125Б не было вакуумного регулятора. Его роль играл так называемый октан-корректор. Принцип действия этого механизма, в принципе, ничем не отличается от «вакуумника», однако здесь функцию резервуара, мембраны и шланга, приводящих посредством штока в движение подвижную пластину, выполнял эксцентрик, который необходимо было вращать вручную. Потребность такой регулировки возникала каждый раз, когда в бак автомобиля заливался бензин с отличающимся октановым числом. Октан-корректор служит для изменения УОЗ вручную

Как работает контактный трамблёр «копейки»

При включении зажигания ток от аккумулятора начинает поступать на контакты прерывателя. Стартер, проворачивая коленчатый вал, заставляет двигатель работать. Вместе с коленвалом вращается и вал трамблёра, своим кулачком разрывая и замыкая цепь низкого напряжения. Сформированный прерывателем импульс тока идёт на катушку зажигания, где его напряжение увеличивается в тысячи раз и подаётся на главный электрод крышки распределителя. Оттуда он при помощи бегунка «разносится» по боковым контактам, а с них поступает на свечи по проводам высокого напряжения. Так происходит искрообразование на электродах свечей.

С момента запуска силового агрегата генератор сменяет АКБ, вырабатывая электрический ток вместо него. Но в процессе искрообразования всё остаётся по-прежнему.

Неисправности трамблёра, их признаки и причины

С учётом того, что конструкции трамблёров контактного и бесконтактного типа почти не отличаются, их неисправности также идентичны. К наиболее распространённым поломкам прерывателя-распределителя можно отнести:

  • выход из строя контактов крышки;
  • подгорание или износ бегунка;
  • изменение расстояния между контактами прерывателя (только для контактных трамблёров);
  • поломка датчика Холла (только для бесконтактных устройств);
  • выход из строя конденсатора;
  • повреждение или износ подшипника подвижной пластины.

Рассмотрим неисправности более детально в контексте их признаков и причин.

Выход из строя контактов крышки

Учитывая, что контакты крышки изготовлены из сравнительно мягких материалов, их износ неизбежен. Кроме этого, они нередко подгорают, ведь через них проходит ток в несколько десятков тысяч вольт.

Чем больше износ контактов, тем больше вероятность их подгорания

Признаками износа или подгорания контактов крышки являются:

  • «троение» силовой установки;
  • усложнённый запуск двигателя;
  • снижение мощностных характеристик;
  • нестабильный холостой ход.

Подгорание или износ контакта бегунка

С бегунком ситуация аналогична. И хотя его раздающий контакт выполнен из металла, со временем изнашивается и он. Износ приводит к увеличению зазора между контактами бегунка и крышки, что, в свою очередь, провоцирует образование электрической искры. В итоге мы наблюдаем те же симптомы нарушения работы двигателя.

Бегунок также подвергается износу с течением времени

Изменение величины зазора между контактами

Межконтактный зазор в прерывателе трамблёра ВАЗ 2101 должен составлять 0,35–0,45 мм. Если он выходит из этого диапазона, возникают сбои в системе зажигания, что сказывается на работе силового агрегата: двигатель не развивает необходимой мощности, автомобиль дёргается, расход горючего увеличивается. Проблемы с зазором в прерывателе возникают довольно часто. Владельцам автомобилей с контактной системой зажигания приходится регулировать контакты как минимум раз в месяц. Основная причина подобных неполадок — постоянные механические нагрузки, которым подвержен прерыватель.

При изменении установленного зазора нарушается процесс искрообразования

Поломка датчика Холла

При возникновении проблем с электромагнитным датчиком в работе мотора также начинаются перебои: он запускается с трудом, периодически глохнет, автомобиль дёргается при разгоне, обороты плавают. Если же датчик вообще сломается, запустить двигатель вам вряд ли удастся. Из строя он выходит нечасто. Основным признаком его «смерти» является отсутствие напряжения на центральном проводе высокого напряжения, выходящем из катушки зажигания.

Если датчик выйдет из строя, двигатель не запустится

Неисправность конденсатора

Что касается конденсатора, то он также выходит из строя редко. Но когда это происходит, начинают подгорать контакты прерывателя. Чем это заканчивается, вы уже знаете.

При «пробитом» конденсаторе контакты прерывателя подгорают

Поломка подшипника

Подшипник служит для обеспечения равномерного вращения подвижной пластины вокруг вала. В случае его неисправности (закусывания, заклинивания, возникновения люфта) регуляторы угла опережения зажигания работать не будут. Это может стать причиной детонации, увеличения расхода топлива, перегрева силовой установки. Определить, исправен ли подшипник подвижной пластины, можно только после разборки трамблёра.

При неисправности подшипника возникают перебои в регулировании УОЗ

Ремонт контактного трамблёра

Ремонт прерывателя-распределителя или его диагностику лучше проводить, предварительно сняв устройство с двигателя. Во-первых, так будет намного удобнее, а во-вторых, вы получите возможность оценить общее состояние трамблёра.

Демонтаж прерывателя-распределителя ВАЗ 2101

Чтобы снять трамблёр с двигателя, потребуются два гаечных ключа: на 7 и 13 мм. Порядок демонтажных работ следующий:

  1. Отсоединяем минусовую клемму от АКБ.
  2. Находим трамблёр. Он расположен на блоке цилиндров силовой установки с левой стороны. Трамблёр установлен с левой стороны двигателя
  3. Рукой аккуратно снимаем высоковольтные провода с контактов крышки.
  4. Отсоединяем резиновую трубку от резервуара вакуумного регулятора. Шланг легко снимается рукой
  5. Ключом на 7 мм откручиваем гайку, которая крепит клемму низковольтного провода. Клемма провода крепится при помощи гайки
  6. Используя ключ на 13 мм, отпускаем гайку, удерживающую прерыватель-распределитель. Чтобы открутить гайку, потребуется ключ на 13 мм
  7. Извлекаем трамблёр из его посадочного отверстия вместе с уплотнительным кольцом, выполняющим функцию сальника. При демонтаже трамблёра не потеряйте уплотнительное кольцо
  8. Протираем нижнюю часть вала чистой тряпкой, удаляя с неё следы масла.

Разборка трамблёра, дефектовка и замена вышедших из строя узлов

На этом этапе нам потребуются следующие инструменты и материалы:

  • молоток;
  • тонкая выколотка или шило;
  • гаечный ключ на 7 мм;
  • шлицевая отвёртка;
  • мелкая наждачная шкурка;
  • мультиметр;
  • медицинский шприц на 20 кубиков (необязательно);
  • жидкость против ржавчины (WD-40 или аналог);
  • карандаш и лист бумаги (для составления перечня деталей, которые нужно будет заменить).

Порядок работ по разборке и ремонту трамблёра следующий:

  1. Отсоединяем крышку устройства от корпуса. Для этого необходимо отогнуть две металлические защёлки рукой или при помощи отвёртки.
  2. Осматриваем крышку снаружи и внутри. Никаких трещин и сколов на ней быть не должно. Уделяем особое внимание состоянию электродов. В случае обнаружения незначительных следов подгорания устраняем их при помощи наждачной бумаги. Если же контакты подгорели сильно, или крышка имеет механические повреждения, заносим её в список деталей на замену. Если контакты сильно пригорели или износились, крышку нужно заменить
  3. Оцениваем состояние бегунка. Если он имеет признаки износа, заносим в список и его. В ином случае чистим бегунок шкуркой.
  4. Включаем мультиметр, переводим его в режим омметра (до 20 кОм). Измеряем величину сопротивления резистора бегунка. Если оно выходит за рамки 4–6 кОм, вносим резистор в список будущих покупок. Сопротивление должно быть в пределах 4–6 кОм
  5. Отвёрткой выкручиваем два винта фиксации бегунка. Снимаем его. Откручиваем винты крепления бегунка
  6. Осматриваем грузики механизма центробежного регулятора. Проверяем состояние пружин, отводя грузики в разные стороны. Пружины ни в коем случае не должны быть растянутыми и болтаться. Если же они болтаются, делаем соответствующую запись в нашем списке. Растянутые пружины необходимо заменить
  7. Используя молоток и тонкую выколотку (можно шило), выбиваем штифт, который крепит муфту вала. Снимаем муфту. Чтобы снять вал, нужно выбить штифт
  8. Осматриваем шлицы вала трамблёра. При обнаружении следов износа или механических повреждений вал однозначно нужно заменить, поэтому «берём на карандаш» и его.
  9. При помощи ключа на 7 мм отпускаем гайку крепления провода конденсатора. Отсоединяем провод.
  10. Выкручиваем винт, которым крепится конденсатор. Снимаем его. Конденсатор крепится к корпусу винтом, провод — гайкой
  11. Производим диагностику вакуумного регулятора УОЗ. Для этого отсоединяем от штуцера карбюратора второй конец шланга, который идёт от «вакуумника». Один из концов шланга опять надеваем на штуцер резервуара вакуумного регулятора. Другой конец насаживаем на кончик шприца и, вытягивая его поршень, создаём в шланге и резервуаре вакуум. Если под рукой шприца нет, разрежение можно создать ртом, предварительно очистив конец шланга от грязи. При создании разрежения подвижная пластина трамблёра должна проворачиваться. Если этого не происходит, скорее всего, вышла из строя мембрана в резервуаре. В этом случае вносим резервуар в свой список. При создании разрежения в шланге подвижная пластина должна вращаться
  12. Снимаем стопорную шайбу тяги с оси. Отсоединяем тягу. Пластину необходимо сдвинуть с оси
  13. Выкручиваем винты крепления резервуара (2 шт.) плоской отвёрткой. Вакуумный регулятор крепится к корпусу трамблёра двумя винтами
  14. Отсоединяем резервуар. Когда винты будут откручены, резервуар легко отсоединится
  15. Откручиваем гайки (2 шт.), крепящие контакты прерывателя. Для этого используем ключ на 7 мм и отвёртку, которой придерживаем винты с обратной стороны. Демонтируем контакты. Осматриваем их и оцениваем состояние. Если они сильно пригорели, вносим контакты в список.
    Открутив две гайки, снимаем блок контактов
  16. Шлицевой отвёрткой выкручиваем винты, которые фиксируют пластину. Снимаем её. Пластина зафиксирована двумя винтами
  17. Извлекаем подвижную пластину в сборе с подшипником из корпуса. Подшипник снимается вместе с удерживающей пружиной
  18. Проверяем подшипник на предмет люфта и заеданий путём пошатывания и проворачивания внутреннего кольца. При выявлении этих дефектов готовим его под замену.
  19. Приобретаем детали согласно нашему списку. Осуществляем сборку трамблёра в обратной последовательности, меняя вышедшие из строя элементы на новые. Крышку и бегунок пока устанавливать не нужно, так как нам придётся ещё выставлять зазор между контактами.

Видео: разборка трамблёра

Ремонт бесконтактного трамблёра

Диагностика и ремонт трамблёра бесконтактного типа производится по аналогии с приведённой выше инструкцией. Исключение составляет только процесс проверки и замены датчика Холла.

Диагностировать датчик необходимо, не снимая трамблёр с двигателя. Если у вас возникли подозрения в неработоспособности датчика Холла, произведите его проверку, а при необходимости и замену в следующем порядке:

  1. Отключите центральный бронепровод от соответствующего электрода на крышке трамблёра.
  2. В колпак провода вставьте заведомо исправную свечу зажигания и расположите её на двигателе (кузове) автомобиля таким образом, чтобы её юбка имела надёжный контакт с «массой».
  3. Попросите помощника включить зажигание и прокрутить несколько секунд стартером. При исправном датчике Холла на электродах свечи будет возникать искра. Если искры нет, продолжайте диагностику.
  4. Отсоедините разъём датчика от корпуса устройства.
  5. Включите зажигание и замкните в разъёме выводы 2 и 3. В момент замыкания на электродах свечи должна появиться искра. Если этого не произошло, продолжите диагностику.
  6. Переведите переключатель мультиметра в режим измерения напряжения в диапазоне до 20 В. При выключенном моторе подключите выводы прибора к контактам 2 и 3 датчика. Щупы мультиметра необходимо подключить к выводам 2 и 3 разъёма датчика Холла
  7. Включите зажигание и снимите показания прибора. Они должны быть в пределах 0,4–11 В. Если напряжения нет, датчик однозначно неисправен и подлежит замене.
  8. Выполните работы, предусмотренные п.п. 1–8 инструкции по демонтажу трамблёра, а также п.п. 1–14 инструкции по разборке устройства.
  9. Плоской отвёрткой открутите винты крепления датчика Холла. Датчик Холла закреплён двумя винтами
  10. Извлеките датчик из корпуса. Когда винты будут выкручены, датчик необходимо поддеть отверткой
  11. Произведите замену датчика и сборку устройства в обратном порядке.

Установка трамблёра и настройка межконтактного зазора

При монтаже прерывателя-распределителя важно установить его так, чтобы УОЗ был близким к идеальному.

Монтаж прерывателя-распределителя

Процесс установки идентичен для контактных и бесконтактных трамблёров.

Необходимые инструменты и средства:

  • ключ на 38 мм;
  • ключ на 13 мм;
  • контрольная лампа.

Порядок монтажных работ следующий:

  1. Используя ключ на 38 мм, прокручиваем коленвал за гайку крепления шкива вправо до совпадения метки на шкиве со средней меткой на крышке газораспределительного механизма. Метка на шкиве должна совпасть с центральной риской на крышке ГРМ
  2. Устанавливаем трамблёр в блок цилиндров. Бегунок выставляем так, чтобы его боковой контакт был направлен чётко на первый цилиндр. Бегунок должен располагаться так, чтобы его контактный болт (2) располагался точно под контактом бронепровода первого цилиндра (а)
  3. К трамблёру подключаем все отсоединённые ранее провода за исключением высоковольтных.
  4. Подсоединяем к резервуару вакуумного регулятора шланг.
  5. Включаем зажигание.
  6. Один щуп контрольной лампы подключаем к контактному болту трамблёра, а второй — к «массе» автомобиля.
  7. Прокручиваем руками корпус трамблёра влево до момента, когда контрольная лампа загорится. Трамблёр нужно проворачивать против часовой стрелки, пока не загорится лампа
  8. Закрепляем устройство в этом положении при помощи ключа на 13 мм и гайки.

Регулировка контактов прерывателя

От того, насколько точно будет выставлен межконтактный зазор, зависит стабильность работы силового агрегата, его мощностные характеристики и расход горючего.

Для регулировки зазора потребуются:

  • гаечный ключ на 38 мм;
  • шлицевая отвёртка;
  • плоский щуп толщиной 0,4 мм.

Регулировка контактов выполняется в следующем порядке:

  1. Если крышка и бегунок трамблёра не сняты, снимаем их в соответствии с приведённой выше инструкцией.
  2. При помощи ключа на 38 мм проворачиваем коленчатый вал двигателя до того момента, пока кулачок на вале трамблёра не разомкнёт контакты на максимальное расстояние.
  3. Используя щуп на 0,4 мм, измеряем величину зазора. Как уже упоминалось, он должен составлять 0,35–0,45 мм. Зазор должен составлять 0,35–0,45 мм
  4. Если зазор не соответствует указанным параметрам, при помощи шлицевой отвёртки немного отпускаем винты крепления стойки контактной группы. Для выставления зазора нужно сдвинуть стойку в нужную сторону
  5. Сдвигаем стойку отвёрткой в сторону увеличения или уменьшения зазора. Повторно производим замеры. Если всё правильно, фиксируем стойку, затянув винты.
  6. Производим сборку прерывателя-распределителя. Подключаем к нему высоковольтные провода.

Если вы имеете дело с бесконтактным трамблёром, никакой регулировки контактов производить не нужно.

Смазка трамблёра

Для того чтобы прерыватель-распределитель служил как можно дольше и не подводил в самый неподходящий момент, за ним необходимо ухаживать. Рекомендуется хотя бы раз в квартал производить его визуальный осмотр, удалять с устройства грязь, а также смазывать.

В начале статьи мы говорили о том, что в корпусе трамблёра имеется специальная маслёнка. Она нужна для того, чтобы смазывать опорную втулку вала. Без смазки она быстро выйдет из строя и будет способствовать износу вала.

Для смазки используется чистое моторное масло

Для смазки втулки необходимо снять крышку трамблёра, повернуть маслёнку так, чтобы её отверстие открылось, и капнуть внутрь неё 5–6 капель чистого моторного масла. Сделать это можно при помощи специальной пластиковой маслёнки или медицинского шприца без иглы.

Видео: смазка трамблёра

Систематически обслуживайте трамблёр вашей «копейки», вовремя его ремонтируйте, и он будет служить ещё очень долго.