Система охлаждения Форд фокус 1

Описание конструкции

Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принуди­тельной циркуляцией. Состоит из рубашки охлаждения двигателя, радиатора с одним или двумя электровентиляторами, термоста­та, насоса, расширительного бачка и соединительных шлангов. Насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости через рубашку охлаждения блока и головки блока цилиндров, после чего жидкость проходит через термостат в радиа­тор, где отдает тепло охлаждающему воздуху. Движение жидкости через рубашку охлаждения и ради­атор образует большой круг циркуляции, а движение жидкости по рубашке охлаждения двигателя, минуя радиатор, называется ма­лым кругом циркуляции. Количество жидкости, проходящей через радиатор охлаждения, автомати­чески регулируется термостатом. В систему также включен радиатор отопителя. Жидкость через него циркулирует постоянно и не зави­сит от положения клапанов термостата (подробнее см. «Система отопления, вентиляции и конди­ционирования»).


Насос охлаждающей жидкости:
1 — крыльчатка насоса;
2 — корпус насоса;
3 — ступица.
Насос охлаждающей жидкос­ти — центробежного типа, установлен в блоке цилиндров и приводится в действие ремнем привода вспомогательных агрегатов от шки­ва коленчатого вала. Корпус насоса изготовлен из алюминиевого спла­ва. Валик насоса вращается на подшипнике, не требующем смазки в процессе эксплуатации. На передний конец вала насоса напрессован фланец крепления шкива, а на задний — крыльчатка. При выходе на­соса из строя заменяем его в сборе.


Термостат:
1 — резиновое уплотнительное кольцо;
2 — основной клапан;
3 — байпасный клапан.
Термостат с твердым термочувствительным элементом и двумя кла­панами — перераспределяет потоки охлаждающей жидкости. Он установлен в пластмассовом корпусе, закрепленном на головке блока цилиндров. На холодном двигателе термостат основным (большим) клапаном перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, а байпасным открывает отверстие для циркуля­ции жидкости по малому кругу. При температуре около 80 °С основной клапан термостата начинает откры­ваться, пропуская часть жидкости через радиатор. При этом другая часть жидкости продолжает циркулировать по малому кругу. Когда температура жидкости превышает 90 °С, основной клапан термоста­та полностью открыт, поток жидкости по малому кругу перекрыт байпасным (малым) клапаном. Весь поток жидкости направлен через радиатор.


Радиатор системы охлаждения состоит из двух верти­кальных пластмассовых бачков и двух горизонтальных рядов алюминиевых трубок с напрессован­ными на них охлаждающими пла­стинами. Трубки соединены с бач­ками через резиновые прокладки. Жидкость подается через верхний патрубок левого бачка, а отводится — через нижний правого бачка. В верхней части правого бачка расположен патрубок пароотводящего шланга, а в нижней части левого — сливное отверстие, закрытое резьбовой пробкой. На радиаторе уста­новлен кожух с вентиляторами.


Вентилятор — электрический, с пятилопастной пластмассовой крыльчаткой. Крыльчатка установ­лена на вале ротора электродвига­теля. Вентиляторы включаются по-следовательно по сигналу с ЭБУ в зависимости от температуры двигателя.
На автомобиле с кондиционе­ром установлены два вентилято­ра радиатора в едином кожухе.


Расширительный бачок двига­теля Duratec 1,6i
Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного полиэти­лена, что позволяет визуально кон­тролировать уровень жидкости.
На бачке нанесена метка «MIN», показывающая нижний допусти­мый уровень охлаждающей жидко­сти в бачке. В верхней части бачка выполнены два штуцера для пароотводящих шлангов от радиатора и корпуса термостата. Расшири­тельный бачок закрыт резьбовой крышкой с клапанами.


Крышка расширительного бачка с клапанами
Герметичность системы охлаждения обеспечивают впускной и выпуск­ной клапаны в крышке расшири­тельного бачка. Выпускной клапан поддерживает давление в системе на горячем двигателе (за счет этого повышается температура кипения жидкости, уменьшаются паровые потери). На остывающем двигателе открывается впускной клапан, не допуская падения давления в сис­теме ниже атмосферного.
Тепловой режим двигателя контро­лируется по показанию датчика температуры. На двигателях Zetec-E 1,8i/2,0i установлен датчик темпе­ратуры головки блока цилиндров (см. «Система управления двига­телем»).


Датчик температуры охлажда­ющей жидкости:
1 — уплотнительное резиновое кольцо;
2 — соединитель­ная колодка
На двигателе Duratec 1,6i исполь­зуется датчик температуры охлаж­дающей жидкости, который уста­новлен в корпусе термостата.

Ford Focus Sedan FF1 ›
Бортжурнал ›
Система охлаждения Форд Фокус 1.

Добры вечер Сябры!
С момента покупки авто не давало покоя еще одна ситуация: с расширительным бочком… Он был такой грязный, что уровня жижи практически не было видно.

Полный размерС чего все началось. Уровень видите… и я не вижу, а он есть.
Меня это не устраивало… Я знал что рано или поздно я полезу его мыть.
«Рано или поздно» наступило вместе с холодами.Заметил, машина долго греется,20 мин.езды по городу и мы только входим в рабочую температуру.

Полный размерЭто мы еще греемся.

Полный размерА этот патрубок уже горячий. Греется вместе с двигателем.

А еще заметил, что температура временами опускается ниже рабочей, от середины шкалы откланяется влево, как будто термостат открылся.НО…Начитавшись ресурсов выяснил, что датчика температуры ОЖ(охлаждающей жидкости) у этих двигателей нету, а есть датчик температуры ГБЦ, и как мне кажется, в гбц не может скачкообразно изменятся температура…
На ум приходит мысль о помершем термостате.
Ну что ж, хотел помыть бочек, заодно и проведу комплекс работ по замене термостата и ож.
Купил дисцилированой воды три бутли, термостат на замену и понеслось.

Полный размерВот такая жижа была в системе.Старый хозяин сказал: патрон красный… Кто-нибудь видит красный цвет? Но ареометр кажет плотность равную -30 Градусов.

Полный размерПромывка. Использовал такую просто по тому что она была. Покупал ее для Таунуса, но пригодилась здесь.

Полный размерВот такая жижа слилась.
Промывку разбадяжил на два раза, так как ее хватает на 15 литровую систему охлаждения( у нас около 6 литров).
После второй промывки снял бочек.

Полный размерСнятый бочек.

Полный размерВблизи, чуть поковырял, что бы было видно что за фигня.

В бочек залил просто горячей воды с лимонной кислотой и добавил гаек на 4,чтобы лучше отмылось, так как ржа которая в бочке хорошо поддается механическому воздействию.Но что-то пошло не так… С первого раза отмылось плохо, даже с гайками внутри.Пришлось топать в магазин за второй порцией лимонной кислоты.
Взял, развел, залил и поставил отмокать.
А пока бочек отмокает, пошел снимать термостат.
Снял крышку, термостат на месте(честно, я думал его там вообще нет, нет, стоит).Думал может заклинило в открытом положении, вынул… Нет, закрыт. Начинаю кипятить… рабочий.Открывается и закрывается нормально.
Сам термостат ноунейм, но на 92 градуса.( Я к сожалению промахнулся и заказал термостат фирмы Вернет на 88 градусов)
Термостат как термостат… единственное что заметил что пружинка дополнительная поджата, а сама верхушка термостат немного короче чем у нового.

Полный размерРазница в термостатах, только в высоте.Новый слева.
Ну делать нечего, поставил новый термостат.Со старым потом разберусь.
Начал дальше отмывать бочек. Как только его треханул, так вся муть и отвалилась от стен, только в одном месте пришлось пошкрябать проволочкой.Не идеал, но главное уровень будет видно.

Полный размерОтмыл.
Допромыл систему водой и залил антифриз.Взял Лукоил.По допускам подходит, цвет красный. И если что, на доливку можно взять на любой заправке, а не бегать по магазинам.
Залил новый антифриз.

Полный размерУра! Виден уровень.
За все время, что мыл систему, так и не дождался что б включились вентиляторы.Но они рабочие 100%.
Единственное что заметил, что стрелка температуры пока не двигалась из среднего положения стремясь к нулю.
Вот как-то так.

Система охлаждения двигателя Ford Focus

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости.

Устройство системы охлаждения показано на рис. 1.

Система состоит из рубашки охлаждения, радиатора 11 с электровентилятором 9, расширительного бачка 5, водяного насоса 4, термостата 3, отводящего патрубка 6 водяной рубашки, запорного клапана 8 и шлангов.

Циркуляцию жидкости в системе создает водяной насос 4.

Из насоса жидкость подается в рубашку охлаждения двигателя, омывает цилиндры камеры сгорания и затем поступает к термостату 3.

В зависимости от положения клапана термостата жидкость поступает или в водяной насос (при низкой температуре), или в радиатор 11 (при высокой температуре).

Радиатор 11 с горизонтальным потоком жидкости, с трубчато-ленточной алюминиевой сердцевиной и пластмассовыми бачками.

В нижней части левого бачка радиатора находится сливная пробка.

В бачках выполнены подводящий и отводящий патрубки шлангов к водяной рубашке двигателя, патрубок парового шланга 10, соединяющего радиатор с расширительным бачком.

Расширительный бачок 5 служит для компенсации изменяющегося объема охлаждающей жидкости в зависимости от ее температуры. Он изготовлен из полупрозрачной пластмассы. В пластмассовой пробке бачка, закрывающей его горловину, установлены впускной и выпускной клапаны.

Исправность клапанов пробки расширительного бачка очень важна для нормальной работы системы охлаждения. Однако при возникновении проблем (например, закипание охлаждающей жидкости) автолюбители обращают внимание только на работу термостата и забывают проверить клапаны. Негерметичность выпускного клапана приводит к снижению температуры закипания охлаждающей жидкости, а его заклинивание в закрытом состоянии — к аварийному повышению давлению в системе, что может вызвать повреждение радиатора и шлангов.

Водяной насос 4 центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения. Он расположен на передней поверхности блока цилиндров и приводится во вращение поликлиновым ремнем, общим с генератором и насосом гидроусилителя рулевого управления, от шкива коленчатого вала. В насосе установлены закрытые подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки. Насос ремонту не подлежит, поэтому при отказе (течь жидкости или повреждение подшипников) его заменяют в сборе.

Термостат 3, представляющий собой электромагнитный клапан, поддерживает нормальную рабочую температуру охлаждающей жидкости и сокращает время прогрева двигателя.

Термостатом управляет электронный блок системы управления двигателем, получающий информацию от датчика температуры охлаждающей жидкости, установленного на выпускном патрубке 6 водяной рубашки.

Термостат установлен в корпусе, закрепленном на головке блока цилиндров. При температуре охлаждающей жидкости до 60°С термостат полностью закрыт и жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя.

При температуре около 80°С термостат начинает открываться, а при 98°С открывается полностью, обеспечивая циркуляцию жидкости через радиатор.

Электровентилятор 9 системы охлаждения (с пластмассовой восьмилопастной крыльчаткой) служит для дополнительного обдува радиатора, включается и выключается по сигналу электронного блока управления двигателем.

Причем в зависимости от напряженности теплового режима и алгоритма работы кондиционера электровентилятор может вращаться с малой и большой скоростью.

Изменение скоростного режима вентилятора обеспечивается блоком управления двигателем подключением дополнительного сопротивления.

Электровентилятор в сборе с кожухом закреплен на радиаторе системы охлаждения. Отводящий патрубок 6 водяной рубашки служит для распределения потоков охлаждающей жидкости в зависимости от режимов работы системы охлаждения.

В корпус патрубка ввернут датчик температуры охлаждающей жидкости, по информации которого электронный блок системы управления двигателем управляет тепловым режимом двигателя.

Запорный клапан 8 предназначен для прекращения отвода охлаждающей жидкости в расширительный бачок при пуске холодного двигателя.

Запорный клапан в закрытом состоянии уменьшает циркуляцию охлаждающей жидкости в системе непрогретого двигателя, что позволяет экономить топливо при прогреве двигателя и уменьшает время прогрева.

При температуре охлаждающей жидкости 80°С запорный клапан открывается полностью и жидкость начинает циркулировать через расширительный бачок. В систему охлаждения с помощью шлангов включен и радиатор отопителя салона.

Систему заполняют жидкостью (антифризом), не замерзающей при температуре окружающей среды до –40 °С.

Тип охлаждающей жидкости, залитой в систему охлаждения, – Motorcraft Super Plus 4 (зеленого цвета) или Motorcraft Super Plus 2000 (оранжевого цвета).

Жидкость Motorcraft Super Plus 4 изготовлена на основе несиликатированной органической кислоты (ОАТ), и ее не следует смешивать с другими типами охлаждающей жидкости.

Жидкость Motorcraft Super Plus 2000 изготовлена на основе моноэтиленгликоля, как и большинство современных охлаждающих жидкостей.

Не рекомендуется заполнять систему охлаждения водой, так как в состав антифриза входят антикоррозионные и антивспенивающие присадки, а также присадки, препятствующие отложению накипи.

В электронный блок управления двигателем заложена программа защиты двигателя от перегрева. В самом начале перегрева по информации от датчика температуры охлаждающей жидкости блок управления двигателем подает команду на перемещение стрелки указателя температуры охлаждающей жидкости в красную зону.

Если водитель не останавливает двигатель и его температура продолжает повышаться, блок управления двигателем включает контрольную лампу 1 (см. рис. 4), это указывает водителю на то, что двигатель приближается к критическому пределу и должен быть остановлен.

Если водитель игнорирует показания указателя температуры охлаждающей жидкости и включение лампы, электронный блок управления двигателем отключает подачу топлива в два цилиндра двигателя и ограничивает частоту вращения коленчатого вала 3000 мин-1.

Одновременно загорается сигнальная лампа 2 (см. рис. 4) неисправности двигателя, что указывает на возможность значительного повреждения двигателя и резкого увеличения токсичности отработавших газов.

На этом режиме в отключенные цилиндры всасывается воздух, что позволяет снизить температуру двигателя. Причем отключаемые цилиндры чередуются между собой для более равномерного охлаждения.

Если двигатель перешел на режим работы только двух цилиндров, его можно вернуть на режим работы четырех цилиндров, только выключив и снова включив зажигание. Если температура двигателя и после всех принятых мер продолжает повышаться, блок управления выключает двигатель. Если в это время педаль управления дроссельной заслонкой нажатием ноги переместилась на большой угол (например, водитель выполняет обгон), то двигатель будет остановлен только через 10 с после отпускания педали