Шланг вентиляции картера

Система вентиляции картера двигателя 2111 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 с впрыском топлива предназначена для эффективного удаления газов из его картера и дожигания их в камерах сгорания. В результате снижается выброс в атмосферу вредных веществ.

Устройство системы вентиляции картера двигателя 2111 (схема)

1. Картер двигателя.

2. Сапун.

3. Шланг от сапуна к патрубку клапанной крышки.

4. Маслоотделитель под клапанной крышкой.

5. Тонкий шланг от клапанной крышки к штуцеру с жиклером блока дроссельной заслонки.

6. Штуцер с жиклером на блоке дроссельной заслонки.

7. Толстый шланг от клапанной крышки к впускной трубе.

Порядок работы системы вентиляции двигателя 2111

— На холостом ходу, при закрытой дроссельной заслонке картерные газы под действием высокого разрежения засасываются через сапун, его шланг под клапанную крышку на маслоотделитель. Далее, под действием того же разрежения, через тонкий шланг от клапанной крышки на штуцер с жиклером в дроссельный узел, под дроссельную заслонку и далее в камеры сгорания. Жиклер ограничивает количество картерных газов, поступающих на холостом ходу, так как может нарушиться нормальная работа на этом режиме.

— На рабочих и мощностных режимах, когда дроссельная заслонка приоткрыта и требуется более эффективная вентиляция картера, картерные газы поступают также через сапун, его шланг, на маслоотделитель под клапанной крышкой двигателя. И далее уже засасываются через толстый шланг от клапанной крышки во впускную трубу до дроссельного узла. Через тонкий шланг картерные газы практически не идут, так как при открытой дроссельной заслонке разрежение за ней сильно падает.

Неисправности системы вентиляции картера двигателя 2111

— Основная и наиболее распространенная неисправность системы вентиляции – это засорение. Засорение системы вентиляции картера может привести к негативным последствиям в работе двигателя автомобиля. Засориться могут шланги или маслоотделитель или жиклер в дроссельном узле.

Последствия могут быть следующие:

— нарушение нормальной работы двигателя на холостом ходу (увеличение шагов регулятора холостого хода больше нормального – обороты растут);

— течь моторного масла из-под сальников двигателя (так как в картере создается избыточное давление);

— загрязнение маслом воздушного фильтра двигателя и соответственно падение мощности плюс повышение топливного аппетита;

— загрязнение самого двигателя смолистыми отложениями.
Примечания и дополнения

— Как очистить систему вентиляции картера см. «Прочистка системы вентиляции картера двигателя автомобиля».

Еще статьи по двигателю 2111

— Особенности измерения компрессии в цилиндрах инжекторного двигателя

— Схема системы управления двигателем 2111 (Евро-2)

— Сравнение параметров двигателей 2111 и 21083

Маслоотделитель и шланг системы вентиляции картера

Устройство автомобиля — это сложная система, в которой каждая деталь должна работать как часы. Сегодня пойдёт речь про вентиляцию картера. От того, насколько правильно она сделана, зависит эффективность удаления газов, которые поступают в устройство.

Внимание! Отработанные газы поступают в систему посредством зазоров, которые существуют между поршнями и цилиндрами.

Без удаления отработанных газов через систему вентиляции не получится обеспечить нормальное давление в картере. Это необходимо для того, чтобы понизить вредоносное влияние газов на качество масла.

По своему составу газы в системе вентиляции представляют результат сгорания топлива, его паров и испарения воды. Всё это образуется в результате сгорания горючего. Каждый из вышеперечисленных элементов способен принести серьёзный вред двигателю.

Возьмём, к примеру, водяной пар. Благодаря ему образовывается эмульсия, что приводит к появлению в масле пены. Результат более чем предсказуемый из-за неудовлетворительной работы системы вентиляции картера ухудшаются эксплуатационные качества транспортного средства.

Важно! Из-за пены доступ масла к трущимся друг о друга элементам затрудняется. Неудивительно, что их срок эксплуатации значительно снижается.

В свою очередь, пары, которые попадают в масло из системы вентиляции картера, способствуют его разжижжению. Но это далеко не самое плохое. Из-за неудовлетворительной работы каналов в масле под воздействием всех этих факторов появляются дополнительные примеси, вред от которых просто колоссальный. Больше всего разрушений приносят:

  • кислоты,
  • осадки,
  • примеси.

О разнообразных примесях, которые попадают в масло из системы вентиляции картера, наибольший вред наносят именно примеси. Они в значительной степени понижают сопротивляемость каждого элемента конструкции, тем самым сокращая его срок эксплуатации.

Важно! Из-за разнообразных примесей в масле, попадающих в него через систему вентиляции картера двигатель стареет в разы быстрее.

Открытые и закрытые системы

Все системы вентиляции картера можно условно поделить на две категории: открытые и закрытые. Стоит признать, что у каждого из этих решений есть свои достоинства и недостатки.

Открытая система вентиляции картера выводит отработанные газы прямо в атмосферу. Закрытая структура работает по совершенно иному принципу. Все попадает в трубопровод.

Внимание! Открытая система наносит огромный ущерб окружающей среде. Выброс вредных веществ, попадающих в атмосферу с выхлопами, разрушает озоновый слой.

Неудивительно, что многие ведущие автомобильные производители стремятся устанавливать на свои автомобили именно закрытые системы. Пионерами в данной области по праву считаются японцы. Достаточно вспомнить хотя бы киотский договор, согласно которому, каждая подписавшая его страна, обязуется следить за количеством выбросов вредных веществ на своей территории.

Как страна, которая приняла непосредственное участие в создании данного проекта, правительство Страны восходящего солнца делает всё возможное, чтобы мотивировать производителей выпускать безопасные для экологии товары.

Как результат в японских автомобилях применяется закрытая система вентиляции картера. По ней отработанные газы через трубопровод попадают в цилиндры. Пожалуй, самую важную роль в данной конструкции играет клапан. Он открывается, когда происходит разряжение. Благодаря этому газы доходят до воздушного фильтра.

В воздушном фильтре, отработанные ранее в картере газы смешиваются с воздухом. Уже в таком виде они доходят до цилиндров. Когда двигатель работает с большой частотой, клапан системы вентиляции постоянно открыт. Его задача на данном этапе обеспечение максимально плотного потока газов, попадающих во впускной коллектор.

Важно! Когда двигатель работает на холостом ходу, клапан практически закрывается. Как результат поток газов значительно уменьшается.

Важно помнить, что картерные газы имеют примеси масла. К счастью, проходя через специальный маслоуловитель, они остаются на нём. Данное устройство устанавливается перед клапаном вентиляции.

Достоинства н недостатки открытой и закрытой системы

Как было сказано выше открытая система вентиляции картера сильно вредит экологии. Но на этом её недостатки не заканчиваются, к дополнительным минусам такой конструкции можно причислить:

  1. система не способна работать, когда автомобиль движется на малой скорости;
  2. функционирование на холостом ходу невозможно;
  3. на высоких оборотах открытая система также показывает себя крайне малоэффективно;
  4. не исключена возможность засасывания атмосферного воздуха — подобное может произойти тогда, когда двигатель медленно остывает;
  5. закрытая конструкция значительно увеличивает расход масла.

Ещё одним весомым недостатком именно этой системы является замасливание мотора. Тем не менее не стоит думать, что открытая конструкция — это полный провал. Это вовсе не так, несмотря на свои недостатки, она обладает одним важным преимуществом, а именно низкой стоимостью.

Теперь рассмотрим все достоинства закрытой системы вентиляции картера. Первое, это, конечно же, её полная экологичность. Исходя из современных тенденций, именно такой подход к созданию товаров будет практиковаться в ближайшее десятилетие.

К сожалению, несмотря на свою экологичность, закрытая система вентиляции картера имеет некоторые недостатки, среди них:

  • высокая степень загрязнения карбюратора,
  • образование пробок во входных воздуховодах,
  • повышенный риск окисления масла.

О последнем пункте нужно рассказать немного подробнее. Риск окисления масла значительно возрастает из-за того, что на высоких оборотах образуется сильная тяга. К счастью, недостатки закрытой системы вентиляции с лихвой компенсируются её достоинствами:

  1. низкий расход масла,
  2. беспроблемная работа всей конструкции даже в самый сильный мороз,
  3. повышение детонационной стойкости мотора.

Как видите, достоинства более чем весомые. Именно поэтому большинство современных автомобильных компаний устанавливают именно закрытые системы.

Маслоотделитель, шланг, патрубок

Всё это элементы конструкции вентиляции картера. Маслоотделитель не даёт попасть маслу в камеру сгорания, ведь это может вызвать образование сажи. Конструкция может быть создана на базе лабиринтного и циклического метода отделения масла от газа.

Важно! В большинстве современных автомобилей используется гибрид, который включает в себя достоинства обеих технологий.

Если отделение происходит в лабиринтном маслоотделителе картера, то вначале происходит замедление движения всех газов. Результатом подобного процесса является оседание капель масла на стенках двигателя.

Центробежный маслоотделитель работает совершенно на другом принципе. Любой газ, проходящий сквозь данную конструкцию, начинает вращаться. Собственно, от этого и такое название.

Важно! Под действием центробежной силы капли масла оседают на стенках и стекают вниз.

Особую роль в работе маслоотделителя играют патрубки. Именно через них газы попадают во впускной корректор. Там они уже смешиваются с воздухом. В результате полученная смесь сжигается в камере сгорания.

Шланги картера нужны для того, чтобы отработанные газы, проделав весь путь от маслоотделителя и до клапана, в конце всей процедуры после очистки снова попали в двигатель.

Как проверяется система

Обычно проверка заключается в тестировании клапана. Он должен обеспечивать прохождение воздушного потока в нужном направлении в необходимом для стабильной работы устройства количестве. Но на этом его роль не ограничивается, он препятствует возвратному движению отработанных газов.

Важно! Если ваш клапан вентиляции картера пропускает поток в обе стороны. Срочно замените его. Подобный дефект может серьёзно навредить внутренней системе транспортного средства.

Вы, наверное, уже привыкли, что любую деталь машины для проверки нужно сначала демонтировать и только потом проверять. К счастью, клапан является приятным исключением из этого правила. Его можно протестировать не снимая.

Вначале тестирования вам нужно запустить двигатель. При этом мотор должен работать на холостых оборотах. Теперь нужно снять шланг. Он отвечает за вентиляцию в клапане.

Нормальная работа клапана в системе вентиляции картера сопровождается характерным писком. Точнее, это свист, входящего в систему воздуха. Закройте входное отверстие пальцем. Вы должны чувствовать силу втягивания.

Чаще всего утечки обнаруживаются в местах стыков и соединений. Подобные дефекты сильно мешают свободному прохождению воздуха. Поэтому нужно провести замену комплектующих для достижения полной герметичности. Без неё система нормально работать не будет.

Система вентиляции внутри картера может нормально работать только тогда, когда все остальные элементы двигателя связаны с ней герметичными переходами. В противном случае вы получите ровно противоположный результат.

Внимание! Утечка через крышку коробки, головку цилиндра, патрубок, горловину или вакуумные шлаки приводит к значительной потере эффективности всей системы, в том числе и двигателя.

Принцип работы

При сгорании смеси из топлива и воздуха происходит резкое и сильное увеличение ее объемов. Это приводит к тому, что в камере внутреннего сгорания создается высокое давление, которое заставляет двигаться поршень к его нижней мертвой точке. Движение же поршня приводит в движение коленвал двигателя.

Некоторая часть образованных при этом газов, проникая через просвет между кольцами и цилиндрическим зеркалом, попадает в полость под картерной крышкой. Здесь происходит их смешивание с масляными парами, что приводит к образованию давления.

Давление оказывает агрессивное влияние на уплотнительные кольца коленчатого вала, а также на прокладку, расположенную между крышкой поддона и каналом щупа масла.

Расширительный такт периодически повторяется в каждом из цилиндров. Это приводит к нагнетанию повторной порции газов. При недостаточно интенсивной вентиляции картера происходит накопление отработанных газов и постепенное выдавливание сальников коленвала.

Если не провести чистку системы вентиляции картера, не исключена возможность того, что газы выдавят масляный щуп и вытеканию масла из картера. Кроме этого, в картере происходит накопление таких элементов:

  • небольшая часть топлива, которое не успело сгореть;
  • мелкие частицы нагара;
  • влага.

Все элементы смешиваются с моторным маслом, которое попало в поддон. В результате этого со временем масло окисляется, засоряя его и понижая показатель эксплуатационного ресурса.

Возможные нарушения работы системы

К сожалению, на первых этапах выявить проблемы, связанные с засорением КСВ, практически невозможно. Выявить их можно только после того, как система засорится практически полностью.

Это может привести к нарушению работы двигателя или выдавливанию масла через прокладки между поддоном картера и крышкой клапана. В этом случае необходима тщательная чистка вентиляции картерных газов.

Даже при использовании очень качественных поршневых колец, невозможно обеспечит максимальную герметизацию поршня. Это неизменно приведет к постепенному засорению картерного пространства продуктами сгорания топливной смеси, а также ее небольшому сжатию.

Для того чтобы обеспечить нормальное функционирование системы вентиляции картера, необходимо обеспечить подвод воздуха в пространство картера. В противном случае в картере будет образовываться большое разряжение.

Это приводит к потере подвижности клапанов и их заклиниванию в определенном положении. В картерные газы входят частички сажи и нагара. При плохом состоянии мотора частичек скапливается большое количество. Они постепенно скапливаются не только на самом клапане, но и на калибровочных отверстиях и патрубках вентиляции.

В зимнее время при перемещении пара по системе картерной вентиляции он может постепенно скапливаться в ее узких местах, превращаясь в лед. Этот процесс известен как обмерзание. Если льда накапливается большое количество, масляный щуп может выдавить или погнать масло из-под картерной крышки.

Если продукты сгорания топливной смеси могут накапливаться на протяжении длительного периода, процесс обмерзания развивается очень стремительно. Во избежание развития этой проблемы разработчики двигателей используют в системе вентиляции обогревы.

В инструкциях по эксплуатации транспортного средства обязательно указывается то, что необходимо периодически проводить чистку картерных газов, которая должна проводиться параллельно с заменой моторного масла

Этапы чистки

При полном засорении системы продува картера можно заметит очень неприятные симптомы. К таковым относятся:

  • понижается мощность мотора;
  • рост уровня расхода топлива, который особенно заметен при городском режиме передвижения;
  • периодическое пропадание педали акселератора;
  • заметны небольшие выделения капель масла на прокладке и манжетах корпуса картера мотора.

Устранить засоры и почистить систему вентиляции можно посредством использования нескольких методов.

Например, в первую очередь, рекомендуется проверить состояние всех рабочих элементов маслоотделителя и клапана на наличие разнообразных отложения продуктов сгорания. Даже в том случае, если незаметно никаких накоплений, провести небольшую чистку не помешает.

Если после этого симптомы засорения не исчезнут, придется промыть шток заслонки. Специалисты обращают внимание на то, что после промывки заслонку необходимо тщательно насухо вытереть. Ее ни в коем случае нельзя смазывать.

Чистка системы вентиляции картера проводится такой последовательно действий:

  1. Снять крышку головки блока.
  2. Изъять все сетки, расположенные в крышке головка блока цилиндров.
  3. Промыть все сетки, корпус маслоотделителя и крышку головки БЦ. Для этого можно использовать керосин. Необходимо следить за тем, чтобы керосин не остался в картере. Если этого не удалось избежать, придется провести полную замену масла картера.
  4. Установить сетки посредством их аккуратного проворачивания в крышке. С одной стороны сетки должны упираться в выступ на крышке картера, а с другой — было видно отверстие на корпусе маслоотделителя.
  5. Закрутить крепежные болты.
  6. Проверить, в каком состоянии находятся прокладки крышки СВК. Если заметен их износ или засорение, прокладки необходимо заменить.
  7. Установить крышку на головку блока цилиндров.

Для самостоятельного выполнения этой работы необходимо иметь подходящие инструменты. К ним относятся:

  1. Ядро. С его помощью проводится проверка каналов на присутствие на их стенках отложений или засоров.
  2. Штанга с высоким показателем гибкости. Посредством ее использования облегчается доступ в труднодоступные участки системы, расположенные горизонтально.
  3. Машина щеточная. Если ее нет в наличии, для удаления отложений и засоров не менее результативно можно использовать ручную щетку.
  4. Канальный пробойник. С его помощью можно упростить удаление засоров. Для создания пробойников можно применять кирпич или любой строительный мусор.

Если говорить о периодичности очистки системы картерной вентиляции, она зависит от системы двигателя. Оптимальный срок очистки составляет 1 раз на протяжении 6 — 7 месяцев. При частой эксплуатации транспортного средства, срок необходимо уменьшить до 4 — 5 месяцев.

Ориентиром на необходимость проведения чистки служат в первую очередь фильтры тонкой очистки топлива. Как только на их стенках станут заметны загрязнения или отложения, пора приступать к проведению чистки СВК.

Лада 2115 ›
Бортжурнал ›
Чистка системы вентиляции картерных газов

Вообщем начну с причины, ради чего я стал этим заниматься.

Причины:
1.Давно начал замечать что в местах где клаппанная крышка соединяется с башкой (ГБЦ) начало сочиться масло
2.Увеличился расход масла (частенько начал гореть датчик масла)

Ну и понял я что пришёл конец прокладке и засорилась вентиляции картерных газов.

Начну с начала как прошел день ремонта.

Поехал в магазин купил:

— прокладку
— герметик ABRO MASTERS ( хоьел красный но небыло, а что касаясь этого впринципе нормальный, но плохо давиться)

Радотсный поехал в гараж (почему радостный, да потомучто отпустили с пар =) )

Приезжаю и вижу такую картину =(

Какие то дебилы больше их не как не назовешь, бросали в ворота бутылки из под вина

Ну ладо инцидент и принялся за ремонт

1. Снял клаппанную крышку ( откручиваем 2 болта на 10, и отсоединяем 3 шланга и трос газовый)

2. Откручиваем 2 болта ключом на 10

и я увидел вот это тужас =(



3.Берм средство и моем ,(что лучше смывает масло там и мойте, я замочил зту сеточку в бензине АИ-80)

И вот что получилось:



4. Вставляем правиль не перепутайте сеточку и закручиваем 2 болта


5. Дальше идем к двигателю счищаем старый герметик и наносим новый

6.Одеваем крыжку и, прикручиваем 2 болта и одеваем шланги и трос

КОНЕЦ
Итог:

Проехал 1000 км не намека на подтекания масла нет, да и лампочку горит реже

Так же отступлюсь от темы, начал ремонт кузовщины о чем в следущем бж ===>


Чистка вентиляции картерных газов необходима для двигателя автомобиля, поскольку если её не провести вовремя, во время запуска мотора будет происходить утечка масла. Как известно, ни одно транспортное средство не сможет работать без этой важной для двигателя жидкости, которая смазывает его детали, тем самым позволяя без проблем функционировать. Для чего требуется проводить чистку вентиляции картерных газов, как это правильно сделать для того, чтобы автомобиль снова стал работать без сбоев?

Зачем требуется проводить чистку вентиляции, в которой скапливаются картерные газы

Проведение чистки системы вентиляции картерных газов необходимо для каждого автомобиля, ведь если этого не сделать, транспортное средство не сможет нормально работать. Наверняка многие водители с наступлением зимы заметили, что во время запуска мотора при минусовой температуре происходит выдавливание сальников, что ведёт за собой вытекание масла из многих частей двигателя.

Это:

  • уплотнители шлангов;
  • сами шланги;
  • маслозаливная горловина;
  • масломерный щуп.

В каждом случае данное явление вызывает серьёзное нарушение работы мотора, поскольку отсутствие масла или его сильное вытекание во время работы автомобиля сильно усугубляет и без того неприятную ситуацию. Чтобы не вызвать поломку машины, важно знать причину вытекания механической жидкости.

Специалисты утверждают, что вытекание масла в большинстве случаев происходит в результате полного отсутствия или несвоевременной очистки вентиляции, где скапливаются картерные газы. Если чистка проводилась давно, в вентиляции скопилось большое количество грязи, отложений смолы и так далее.

Хотя этот вид чистки относится к операциям регламентных работ, проводимых в результате технического обслуживания транспортного средства, некоторые водители пренебрегают такой процедурой.

Несвоевременное очищение вентиляции, где происходит скопление картерных газов, ведёт к забиванию маслоотделителя и самой вентиляции. В итоге хозяина автомобиля ждут неприятные поломки, а также вытекание большого количества масла при минусовой температуре, ведь в холодное время года смазка замерзает, значит, вырабатываемые машиной газы не могут попасть в окружающую среду через вентиляцию.

Чтобы не усугубить работу собственного транспортного средства, рекомендуется регулярно чистить вентиляцию картера. Но как это правильно делать?

Процедура очистки вентиляции

Чистка же вентиляции картера проводится следующим образом:

  • открываем капот и отсоединяем АБК-клеммы (это необходимо для того, чтобы работа по читке прошла безопасно);
  • аккуратно снимаем патрубок, который идёт к воздухосборнику;
  • теперь требуется открутить саморез, после чего удалить кожух от дроссельной заслонки (саморез после снятия патрубка будет на виду, поэтому его открутить не составит труда);
  • отсоединяем форсунки, а затем отодвигаем кабель, где находятся разъёмы, в сторону;
  • откручиваем болты, крепления, которые держат щуп и верхнюю часть кронштейна, отвечающего за нахождение впускного коллектора;
  • вынимаем трубку, расположенную в масломерном щупе, из мотора – делать это необходимо строго из положения «вверх»;
  • теперь следует удалить рамповую крышку, которая закрывает форсунки и их разъёмы (чтобы не возникло трудностей, манипуляция проводится резким движением).

Первая часть «процедуры» выполнена.

Теперь приступаем ко второй:

  • отсоединяем от рампы топливопровод (важно заметить, что на разных марках автомобилей его соединение различно);
  • делаем хомут от заслонки чуть слабее, после чего аккуратно его удаляем;
  • таким же способом требуется снять патрубок со штуцера (так как штуцер пластмассовый, это делается крайне аккуратно);
  • отсоединяем все ХХ-разъёмы;
  • снимаем дроссельный трос от заслонки, который будет препятствовать чистке;
  • проводим разъединение байонетного соединения от вытащенного из двигателя «хобота»;
  • удаляем крышку от колодцев, предназначенных для свечей;
  • снимаем клапанный шланг, после чего выкручиваем 4 болта, расположенных на верхней части коллектора;
  • теперь следует чуть ослабить, но не полностью снять нижние болты (их 5 штук), а затем вынимаем коллектор;
  • слегка отсоединяем хомуты, после чего удаляем вентиляционные шланги от маслоотделительной коробки;
  • выкручиваем оставшиеся болты, а затем разъединяем блок мотора и маслоотделитель.

Всё – подготовительный этап работ полностью завершён. Теперь можно приступать к удалению замазки, а также чистке и мойке полости маслоотделителя. Мыть его следует до тех пор, пока смолы полностью не пропадут с его основания.

Если загрязнение слишком сильное, необходимо полностью заменить маслоотделитель, поскольку отмывать его достаточно трудно. Кроме того, некачественно очищенная деталь может провоцировать быстрый рост нового загрязнения.

После очистки проверяем шланги, расположенные на пламегасителе и картерной вентиляции. Если дроссельная заслонка грязная, её также следует промыть.

Как провести сборку двигателя по этапам

Чтобы автомобиль смог нормально работать, важно правильно собрать двигатель.

Для этого следует ознакомиться с инструкцией по сборке:

  1. Заменяем все непригодные уплотнители и кольца маслоотделителя, после чего промазываем их маслом.
  2. Закрепляем маслоотделитель на двигательный блок, после чего затягиваем его при помощи болтов. Нижний болт закручивается руками, а не отвёрткой. При этом важно помнить, что во время закрепления уплотнения могут соскочить.
  3. Надеваем на маслоотделитель шланги, не забыв обязательно закрепить их новыми хомутами. Затем прокладываем их так, чтобы они были без изломов.
  4. На штуцерах затягиваем хомуты.
  5. Теперь требуется закрепить 5 болтов – если необходимо, прокладки на коллекторе заменяются.
  6. Вставляем назад все клапаны, после чего закручиваем их болтами. Теперь требуется аккуратно надеть коллектор на нижние болты, а затем затянуть их.
  7. Следующий шаг – сборка топливной магистрали. На место устанавливаются трубки щупа, прикручивается кронштейн.
  8. Соединяем патрубки, после чего проверяем все крепежи. Затем подключаем форсунки и систему ХХ.

Теперь можно подключать АКБ, а затем проверять работу мотора.

Если автомобиль не будет работать, скорее всего, произошла ошибка в сборке ХХ.

Таким образом, чистка системы же вентиляции картерных газов — обязательное условие нормального и безопасного функционирования вашего «железного друга».