Сальник коленвала ВАЗ 2109

Как провести замену передней манжеты

Вне зависимости от того, имеет ваш ВАЗ-2109 карбюратор или его в движение приводит инжектор, работа по замене сальников происходит по одному принципу. Наиболее быстро изнашивается передний сальник. Его легче поменять, так как для этого не нужно демонтировать систему сцепления.

Для проведения работ вам потребуется иметь под рукой:

  • стандартные наборы ключей и отверток;
  • чистую емкость;
  • ветошь.

Так как работа проводится на двигателе, отключите его от системы питания – уберите клемму «минус» с аккумуляторной батареи. Если вы не уверены в своих силах, заранее просмотрите видеоинструкцию.

После такой предварительной подготовки можно начинать выполнение работы по замене переднего сальника:

  1. Ослабьте болты крепления генератора.
  2. Демонтируйте ременной привод.
  3. Слейте моторное масло в подготовленную емкость.
  4. Снимите защитный кожух с силовой установки.
  5. Удалите масляный поддон.
  6. Аккуратно и осторожно уберите ремень с распределительного вала. Следите за тем, чтобы коленчатый или распределительный вал не провернулись в процессе демонтажа ремня. В противном случае поршни ударят по клапанам и деформируют их. Это приведет к необходимости установки новых клапанов.
  7. При помощи двух отверток снимите шкив коленвала.
  8. Демонтируйте шпонку.
  9. Найдите 2 болта крепления маслоприемника, выверните их и удалите этот узел.
  10. Масляный насос удерживается 6 болтами, открутите их, прежде чем снять этот агрегат.
  11. Возьмите плоскую отвертку, чтобы удалить старый манжет с коленвала. Важно, чтобы она имела достаточно внушительные размеры и была изготовлена из прочного металла. В противном случае полотно отвертки может обломиться в момент выполнения этой процедуры. Помните, что работу с валами необходимо проводить аккуратно, не допуская проворачивания.
  12. Очистите место расположения сальника и смажьте его.
  13. Поставьте манжету, заправляя ее рабочую часть внутрь.
  14. Опрессовка проводится при помощи оправы нужного диаметра.
  15. Промойте крышку масленого насоса бензином и верните ее на место.
  16. Начиная с масляного насоса, соберите механизм, действуя в обратном порядке.

Заключительным этапом становится возвращение в механизм масла. Если оно достаточно темное, то лучше всего замените смазку на новую. Если у вас нет времени проводить полную разборку, то можно обойтись без очистки крышки масляного насоса. Однако лучше потратить время на обслуживание ее, чтобы потом не разбирать эти узлы снова. Это же можно сказать и о профилактической замене масла. Если вы в ходе ремонта зальете в силовой агрегат новый состав, то работоспособность автомобиля только улучшиться.

Читайте также: Как снять моторчик печки ВАЗ-2109

Как поменять задний сальник

Работа по замене заднего сальника сложнее. Если он неисправен, то может западать сцепление, поэтому не стоит откладывать проведение ремонта. Как и в первом случае, обесточьте двигатель. Далее действуйте по алгоритму:

  1. Снимите маховик сцепления.
  2. Демонтируйте задний щит картера сцепления.
  3. Найдите и выкрутите болты, крепящие держатель заднего сальника.
  4. Удалите его с места вместе с прокладкой.
  5. На ровную поверхность положите держатель так, чтобы у вас был к нему удобный доступ.
  6. Извлеките сальник из обоймы.
  7. Проведите визуальный осмотр держателя. На нем не должно быть сколов, трещин и иных повреждений. Если они присутствуют, то стоит заменить эту обойму. При помощи ветоши тщательно очистите держатель.
  8. На место старого манжета установите новый.
  9. Поверните рабочую кромку внутрь и при помощи специальной оправы запрессуйте деталь. В этом случае вам придется более тщательно подбирать оправу под диаметр, так как он достаточно велик. Лучше всего для этой работы иметь в гараже набор оправ.
  10. Осмотрите уплотнительную прокладку, которую вы изъяли вместе с держателем, если она сильно изношена, то необходимо провести замену этого расходника.
  11. Очистите от загрязнений кромку и фланец коленвала, после чего смажьте его машинным маслом.
  12. Верните на место держатель и проведите сборку механизма сцепления.

Обратите внимание, что сальники изготавливают не только разных диаметров. Их нужно подбирать в зависимости от того, какое моторное масло вы заливаете в свой ВАЗ-2109. Если приобрести сальник для минерального состава, а залить в мотор синтетический, то манжета просто растворится.

Перед установкой любого сальника необходимо смазать посадочное место маслом. Также обязательно примерьте манжету на вал. Иногда даже фирменные варианты не подходят по диаметру вала. В этом случае не стоит прикладывать усилий для установки сальника, а лучше потратить дополнительные средства на новую комплектующую.

Завершите работу проверкой сальников. Для этого необходимо завести мотор и прогреть автомобиль. Потом проехать пару метров (например, выгнать машину из гаража) и оставить на этом месте ВАЗ-2109 на несколько минут. Переместитесь на другое место (например, вернитесь в гараж) и осмотрите место стоянки. Если на нем нет пятен масла, значит сальники надежно держат его в системе.

Какой сальник коленвала ставить на ВАЗ 2109, когда менять?

Оригинальный номер 2108-1005034, средняя цена 62 руб.

Аналоги:

  • Elring 546.968 — 57 руб.
  • Reinz 80-33653-10 — 49 руб.
  • Corteco 12016518B — 83 руб.

Периодичность замены — раз в три года или при каждой замене ремня ГРМ.

1

Ключом «на 17» отворачиваем пробку поддона картера и сливаем масло в емкость объемом не менее 4 л. Продолжительность слива масла – не менее 10 мин. Заворачиваем сливную пробку.

2

Ключом «на 10» отворачиваем два боковых болта передней крышки ГРМ.

3

И ещё один в центре. Снимаем крышку ГРМ. Снимаем ремень привода генератора.

4

Снимаем правое колесо и пластиковый щиток моторного отсека. Головкой «на 19» проворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке за болт крепления шкива.

5

Проворачиваем нижний шкив до совмещения метки на зубчатом шкиве распределительного вала с установочным усиком на задней крышке привода ГРМ.

6

Сняв резиновую заглушку в верхней части картера сцепления убеждаемся, что риска на маховике расположена напротив прорези крышки картера сцепления.

7

Так расположена риска на маховике двигателя при снятой коробке передач и головке блока цилиндров.

8

Фиксируем коленчатый вал от проворачивания, вставив через отверстие в картере сцепления отвертку между зубьями маховика.

9

Отворачиваем болт крепления шкива привода генератора.

10

Снимаем шкив привода генератора.

11

Ключом «на 17» ослабляем гайку крепления натяжного ролика. Поворачиваем натяжной ролик в такое положение, при котором ремень будет максимально ослаблен. Снимаем ремень ГРМ.

Руководство по замене

Перед тем, как начать работу, позаботьтесь, чтобы под рукой были все необходимые материалы. Внимательно прочитайте инструкцию и посмотрите видео.

Передний манжет

Передний манжет находится в более удобном месте, чем задний и быстрее изнашивается, поэтому начнем именно с него.

Инструменты

Чтобы поменять передний сальник коленвала ВАЗ 2109, нужны стандартные инструменты, которые есть практически у любого автовладельца:

  • набор ключей, головок и отверток;
  • ветошь;
  • емкость.

В этом видео показан один из способов замены на ВАЗ 2109. Также рассказывается, и чем вызвана данная неисправность.

Этапы

  1. Как и при других работах связанных с силовым агрегатом, первым делом нужно обесточить автомобиль. Для этого снимаем минусовую клему АКБ.
  2. Теперь нужно ослабить болты, при помощи которых крепится генератор.
  3. Снимаем непосредственно сам ременной привод.
  4. В заранее подготовленную емкость сливаем моторное масло.
  5. Демонтируем защиту силовой установки.
  6. Снимаем масляный поддон.
  7. Убираем ремень распредвала. Здесь действовать нужно аккуратно и осторожно. Коленчатый и распределительный вал, ни в коем случае не должны провернуться. В противном случае могут повредиться клапана вследствие удара по ним поршнями.
  8. Снимаем шкив коленвала. Делается это при помощи двух отверток.
  9. Шпонку также нужно будет снять.
  10. Выкрутив два болта, убираем маслоприемник.
  11. Далее откручиваем шесть болтов и снимаем маслонасос.
  12. Берем большую плоскую отвертку и извлекаем старый манжет.
  13. Теперь нужно как следует промыть крышку насоса при помощи бензина и вытереть ее.
  14. Место, в которое будет устанавливаться новый манжет, нужно смазать.
  15. Ставим новую таким образом, чтобы ее рабочая часть направлялась внутрь.
  16. Запрессовываем манжет при помощи оправки соответственного диаметра.
  17. Возвращаем на место насос.
  18. Теперь осталось в обратной последовательности установить демонтированные узлы и детали.
  19. Слитую смазку заливаем в мотор. Можно конечно воспользовавшись, случаем провести его замену.

Все — на этом процедура завершена.

Снимать маслоносос не обязательно, можно поменять передний сальник на месте, как собственно и задний!

Запрос вернул пустой результат.

Задний манжет

Задний манжет находится несколько в ином месте и для его замены нам придется потрудиться немного больше.

Инструменты для замены заднего сальника нам понадобятся практически те же, что и при замене переднего.

  1. Отсоединяем минусовую клему АКБ.
  2. Первым делом необходимо снять маховик.
  3. Далее снимаем задний щиток картера сцепления.
  4. Откручиваем болты, которыми закреплен держатель заднего манжета.
  5. Демонтируем его вместе с прокладкой.
  6. Положите сам держатель так, чтобы было удобно с ним работать.
  7. Извлекаем старый манжет из обоймы.
  8. Ветошью нужно как следует вычистить держатель. Сразу же осмотрите его состояние, нет ли каких-то повреждений — отколов и трещинок, если подобные имеют место, то его нужно обязательно заменить.
  9. Устанавливаем в гнездо новый.
  10. При помощи соответствующего диаметра оправки, запрессовываем его. Проследите, чтобы рабочая кромка была повернута внутрь.
  11. Вне зависимости от того, в каком состоянии находится уплотнительная прокладка держателя, ее нужно сменить.
  12. Машинной смазкой смазываем кромку и фланец коленчатого вала.
  13. Ставим держатель.
  14. Устанавливаем снятые узлы и детали.

Запрос вернул пустой результат.

Все на этом работу по смене заднего сальника на автомобиле ВАЗ 2109 можно считать оконченной.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.>Видео «Правильная замена заднего манжета»

В этом видео пошагово показано, как правильно происходит замена заднего сальника коленчатого вала.

Диагностика

Причины выхода из строя сальников коленчатого вала

Так как масляные потеки являются первым и главным признаком износа сальников коленвала, они говорят нам еще том, что герметичность системы смазки двигателя нарушена.
Поэтому в начале выявления неисправности нам придется убедиться в том, что именно уплотняющие манжеты являются причиной утечки масла:

  • Вначале проверяем уровень масла в двигателе (не надо полностью полагаться на датчики), при необходимости доливаем и поверяем каждый день до тех пор, пока не выясним причину утечек;
  • Проверяем в двигателе систему вентиляции картера (забитая вентиляция способствует скоплению картерных газов которые, в свою очередь, выталкивают масло через уплотняющие манжеты);
  • Проверить шланги маслопровода, не перегнулись ли;
  • Проверяем давление в системе смазки.

Как правило, замена сальника коленвала на ваз 2109 является достаточно трудоемкой процедурой, тем не менее, которую можно проделать своими руками. Поэтому, прежде чем заменить сальник коленвала ваз 2109 нам необходимо знать те причины, по которым он выходит из строя, дабы оттянуть этот неприятный момент как можно дольше.
Существуют несколько причин разрушения сальников:

  • В первую очередь это, конечно же, его естественный износ и старение (огрубление) резины;
  • Вследствие неправильной установки и, как правило, внутренних напряжений появление трещин на рабочей поверхности манжеты;
  • Повреждения механического типа;
  • Некачественная резина (подделка).

Совет! При покупке новых сальников проверяйте их рабочую поверхность, а именно кромку на наличие ее остроконечности – чем она острее, тем дольше будет работать манжет. При этом кромка должна быть ровной и упругой.

Замена сальников коленвала на ваз 2109

Необходимо отметить, что чаще всего первым выходит из строя передний радиальный манжет коленчатого вала, так как он в большей мере подвержен воздействию внешней среды (попаданию пыли, песка, грязи) и вибрационным нагрузкам от двигателя автомобиля. И хотя задний сальник находится в более благоприятных условиях, менять сальники желательно в комплекте, так как их рабочий ресурс практически одинаков.

Признаки износа уплотняющих манжет коленчатого вала и его последствия

Замена переднего сальника коленвала ваз 2109 актуальна, если на передней крышке блока двигателя, в районе шкива коленчатого вала появились подтеки масла, которые по мере развития «болезни» прогрессируют все сильнее.
Так как начало износа заднего сальника увидеть практически не реально, то замена заднего сальника коленвала ваз 2109 имеет место быть, если при движении автомобиля наблюдается пробуксовка сцепления, которая вызвана тем, что просочившееся масло разбрызгивается на корзину сцепления и на ее выжимной диск в том числе.
Если вы на своем автомобиле заметили хоть один из перечисленных признаков, то я бы не советовал вам затягивать процедуру ремонта, так как цена нового ремонтного комплекта не сопоставима со стоимостью ремонта двигателя. Вы спросите причем здесь двигатель?
Все дело в том, что утечки смазывающих жидкостей ведут к их неравномерному распределению к сопрягающимся поверхностям, что чревато возможным масленым «голоданием» отдельных деталей двигателя. В первой категории риска нехватки масла находится сам коленчатый вал двигателя, что проявляется в задирах на его рабочей поверхности.

Последствия масляного «голодания»

Так же следствием масляных утечек через манжеты коленчатого вала является пропуск внутрь сальника твердых механических частиц, которые как абразив изнашивают рабочую поверхность сальника на коленчатом валу, что уже ведет к более сложному и затратному ремонту.

Рабочее место передней манжеты

Замена передней манжеты

Как уже упоминалось выше замена переднего сальника коленвала на ваз 2109 является наиболее частой и востребованной процедурой, поэтому при проведении ремонтных работ очень важно точно соблюдать все рекомендации завода изготовителя и быть предельно аккуратным, так как свойства резины, из которой выполнен сальник таковы, что ее очень легко повредить при монтаже.
Существуют два способа замены передней манжеты коленвала: быстрый — «самопальный» и рекомендованный заводом изготовителем.

Первый способ

Способ, выдуманный самими автовладельцами, заключается в следующем:

  • Снимаем ремень ГРМ;
  • С помощью двух отверток/мотажек демонтируем с коленчатого вала зубчатый шкив, не забываем про его шпонку;

Демонтаж шкива коленвала и его шпонки

  • Крючком или отверткой выдираем старый манжет;

Вытаскиваем старый манжет

  • Ставим на место новую манжету, при этом для облегчения монтажа смазываем ее поверхность маслом;
  • С помощью оправки забиваем его до упора.

Установка нового сальника

Второй способ

При замене переднего сальника коленвала ваз 2109 нам потребуются следующее:

  • Пара отверток;
  • Накидной ключ на «17»;
  • Накидной и рожковый ключи, а так же головка на «10»;
  • В качестве оправки головка на «27»;
  • Ключ для натяжки ролика ГРМ;
  • Так как при «правильной» замене передней манжеты требуется демонтировать масляный насос, необходимо запастись его новой прокладкой;
  • Ну и, конечно же – новый сальник.

Далее необходимо обеспечить доступ к картеру двигателя для чего ставим автомобиль на эстакаду или подъемник, сливаем масло и как при любом ремонте – отсоединяем аккумуляторную батарею.

  • При наличии снимаем защиту двигателя, а точнее его картера;
  • Ключом на десять откручиваем четыре болта крепящих защитную крышку ГРМ и снимаем ее;
  • Шесть болтов крепления защитной крышки правой половины моторного отсека откручиваем с помощью ключа на «8»;
  • Снимаем ремень привода генератора, ослабив ключом на «17» его натяжку;
  • Снимаем правое переднее колесо;
  • Включив низшую передачу, используя ключ на девятнадцать «срываем» болт крепящий шкив, затем откручиваем его и снимаем сам шкив;
  • Устанавливаем в верхнюю мертвую точку (приходящуюся на такт сжатия) поршень первого цилиндра. При этом установочные метки на заднем защитном кожухе и приводе распределительного вала должны совпадать, а метка на маховике, наблюдаемая через лючок кожуха сцепления, расположена напротив среднего деления установочной шкалы.

Совет! Прокручивать коленчатый вал можно прокручивая вывешенное переднее колесо, и включив пятую передачу.

  • Ключом на «17» ослабляем натяжной ролик и снимаем ремень газораспределительного механизма;
  • Демонтируем в картере сцепления его нижнюю крышку, открутив ключом на «10» четыре крепящих ее болта;
  • Головкой на «10» откручиваем шестнадцать болтов крепящих крышку картера двигателя и снимаем ее вместе с прокладкой;
  • Той же головкой откручиваем болты крепящих маслоприемник к масляному насосу и ко второму коренному подшипнику, снимаем его;

Демонтаж маслоприемника

  • По аналогии с первым способом, двумя отвертками демонтируем зубчатый шкив (так же следим за шпонкой, что бы ни потерять ее);
  • С помощью ключа на «10» откручиваем 6 болтов масляного насоса (крепящих его к блоку двигателя)…

Откручиваем маслонасос

  • …и обстучав корпус насоса, снимаем его вместе с сальником.

Демонтаж масляного насоса

Дальнейший процесс замены мы рассматривали в первом варианте, ну а сам процесс сборки происходит в обратной последовательности. Не забываем поставить новую прокладку под масленый насос, предварительно помазав ее герметиком (облегчает ее установку на блок цилиндров).

Внимание! При монтаже масленого насоса необходимо убедится в том, что его направляющие штифты входят в соответствующие технологические отверстия в блоке цилиндров двигателя и в том, что при установке рабочая кромка сальника не деформировалась.

Под крышку картера так же желательно установить свежую прокладку.

Замена задней манжеты

Как правило, вместе с заменой передней манжеты осуществляется замена задней, что значительно предотвращает вероятность ее внезапного разрушения, тем более степень износа сальников практически одинакова, при этом выявить течь заднего сальника намного сложнее.
Прежде чем заменить сальник коленвала на ваз 2109 необходимо убедиться откуда происходит течь – с коробки переключения передач или с двигателя автомобиля. К сожалению, данная инструкция в этом случае вам не поможет, так как выявить различие между моторным и трансмиссионным масло можно только экспериментальным путем и имея определенный опыт – по запаху.
Да в принципе и не важно – разберем да вычислим «виновника» утечки.

Замена заднего сальника коленвала на ваз 2109 начинается с демонтажа коробки передач и корзины сцепления, затем:

  • Снимаем маховик двигателя, предварительно открутив болты (в количестве шести штук) крепящих его к коленчатому валу, при этом отверткой удерживаем его от прокручивания (для этого вворачиваем болт крепящий КПП);
  • Откручивая последний болт, крепящий маховик, снимаем стопорную пластинку, и затем сам маховик;

Демонтаж маховика

  • Снимаем задний щиток сцепления с его направляющих и откручиваем восемь болтов задней крышки блока двигателя, после чего снимаем ее;

Демонтаж задней крышки

  • Демонтируем корпус сальника, аккуратно поддевая при этом его отверткой от блока цилиндров;
  • Вытаскиваем из посадочного места старый манжет…;

Вытаскиваем задний манжет

  • …на его место с помощью оправки диаметром в 99 миллиметров запрессовываем новую радиальную манжету;

Запрессовка сальника

Внимание! Рабочая кромка нового сальника должна располагаться по направлению внутрь.

Совет! Что бы облегчить запрессовку, желательно на наружной стороне кромки немного сточить ее край под конус, что позволит сальнику ровнее войти в посадочное место.

  • Меняем старую прокладку корпуса манжеты;

Новая прокладка корпуса

  • Нанеся на рабочую кромку и фланец коленвала тонкий слой моторного масла, устанавливаем корпус манжеты коленчатого вала на место поправляя при этом кромку сальника деревянной лопаткой (показано на фото);

Установка корпуса манжеты на место

На этом процедура замены сальников на ваз 2109 считается законченной. Надеюсь, в данной инструкции все описано и проиллюстрировано достаточно понятно и дополнительного видео не требуется.
На это спешу попрощаться, а вам остается лишь собрать все то, что вы разобрали в обратной последовательности и продолжать дальше эксплуатировать своего железного коня.