Регулировка клапанов ВАЗ 2104

Особенности ГРМ

К примеру, газораспределительный механизм – с верхним положением клапанов и распред. вала. Привод ГРМ у мотора осуществлялся посредством цепи, и это на всех моделях.

Особенность клапанного механизма заключается в использовании нажимных рычагов, второе название – рокеры. Они располагаются между распределительным валом и торцом штока клапана. То есть, воздействие кулачка на клапан производится не напрямую, а посредством рокера. Также благодаря нажимному рычагу обеспечивается возможность регулировки теплового зазора.

Этот зазор нужен для того, чтобы компенсировать изменение геометрических параметров составных элементов клапанного механизма, происходящее в результате нагрева, при котором металл расширяется. Если бы этого зазора не было, то после нагрева силовой установки происходило бы нарушение фаз газораспределения. Если проще, то при нагреве из-за расширения металла клапана полностью не закрываются, что приводит к потере компрессии, и как следствие – падение мощности.

Перечень работ по техническому обслуживанию силовых установок этих моделей включал в себя такую операцию, как регулировка клапанов. Обусловлено это особенностями конструкции клапанного механизма. В процессе эксплуатации рабочие поверхности торца клапана, рокера и кулачков распределительного вала стираются, что приводит к нарушению теплового зазора.

Благо та же конструкция является достаточно простой, поэтому регулировочные работы достаточно просты и выполнить их можно своими руками. Важно только знать порядок проведения работ и последовательность регулировки клапанов на «Классике». Примечательно, что операция идентична практически для всех моделей, поэтому порядок регулировки клапанов ВАЗ-2101 и, к примеру, ВАЗ-2105 – одинаковы, только в ВАЗ-2107 она несколько отличается.

Поскольку для большинства моделей операция делается идентично, то далее будут фигурировать все модели Жигулей, относящихся к «Классике».

Первое и основное правило проведения операции – выполняется она только на остывшем моторе. Обусловлено это все тем же расширением металла. Если регулировка клапанов на ВАЗ-2102 или любой другой модели будет делаться на прогретом агрегате, то положительного результата операция не даст, потому что при остывании металл вернется к первоначальной форме и зазор не будет соответствовать норме, он просто увеличиться.

Также обязательно нужно знать, когда должна проводиться регулировка клапанов ВАЗ-2105. Верным признаком того, что клапанный механизм разрегулирован является звонкий металлический стук из подкапотного пространства при работающем моторе. Причем интенсивность его меняется пропорционально увеличению или уменьшению оборотов.

Регулировка клапанов на ВАЗ-2104 также должна проводиться каждый раз, когда выполняются ремонтные работы с головкой блока, связанные со снятием распределительного вала.

Подготовительные работы

Итак, двигатель – остывший, а сам автомобиль поставлен на ровную площадку и обездвижен. Можно приступать к работам:

  1. Снимаем крышку воздушного фильтра карбюратора и извлекаем фильтр;
  2. Откручиваем болты крепления фильтра и снимаем его, предварительно отсоединив патрубки, идущие к нему;
  3. Убираем трос ручного управления воздушной заслонкой (подсос) и отсоединяем тягу дроссельной заслонки;
  4. Откручиваем болты крепления клапанной крышки и демонтируем ее;
  5. Проверяем натяжение цепи (оно должно быть в норме, иначе сначала придется провести регулировку натяжки);
  6. Снимаем крышку распределителя (трамблера).

Теперь необходимо установить в 4-м цилиндре ВМТ поршня и помогут в этом метки, нанесенные на колен. валу и крышке привода распред. вала, а также на шестерне распределительного вали и его крышке.

Для этого можно воспользоваться соответствующим по размеру ключом, которым необходимо вращать колен. вал за болт приводного шкива. Или же воспользоваться одним из приводных колес. Для этого его нужно вывесить при помощи домкрата, включить 4-ю передачу и медленно прокручивать поднятое колесо. При этом трансмиссия обеспечит вращение коленчатого вала. Но при втором способе потребуется помощник, поскольку проконтролировать совпадение меток будет сложно.

kolya-block ›
Блог ›
Настройка клапанов с помощью часового индикатора ВАЗ 2104

Всем добрый день. Данную процедуру проводят на холодном двигателе, и желательно по утру.
Ставим на ручник, поднимаем капот, откручиваем корпус воздушного фильтра, снимаем его, чистой тряпочкой затыкаем отверстие в карбюраторе, отсоединяем гибкий привод педали газа от клапанной крышки, отсоединяем тросик подсоса от карбюратора, снимаем бачёк омывателя стекла, снимаем крышку трамблёра, выкручиваем свечи, откручиваем и снимаем клапанную крышку.

Ключ-трещётка колечатого вала

Устанавливаем на коленчатый вал

Откручиваем стопорную крышку натяжителя цепи ключом на 13

Натягиваем цепь: прокручиваем коленчатый вал по ходу работы двигателя, одновременно держа пальцем выпирающий шток, перестаём крутить коленчатый вал в тот момент когда вы ощутите, что шток максимально утопиться в двигатель. Закручиваем стопорную крышку ключом 13 желательно накидным.

Звёздочку распредвала, желательно снять, опираясь на заводскую отметку отметить ещё 3 точки через 90 градусов, делать данную процедуру желательно как можно точно, от неё зависит дальнейшая точность настроёки клапанов. При снятии звёздочки зафиксируйте цепь проволокой в верхнем положении, чтоб не закусило нижнюю звёздочку. Также при снятии зделайте отметену на цепи в месте в соответсвии с меткой на звёздочке.
Выставляем верхнюю мёртвую точку.

Отметку на шкиве желательно пометить белой краской для дальнейшего удобства её обнаружения.

Устанавливаем штатив, на штативе пронумерован порядок клапанов в зависимости угла поворота коленчатого вала. Установил отвёртку для более точного соответсвия метки звёздочки по отношению к метке на корпусе распредвала.
При 0 градусе т.е. верхней мёртвой точке настраиваем 8 и 6 клапан: ставим лапку Часового Индикатора на рокер и выставляем 0 положения шкалы к стрелке. Проверяем зазор: ключём на 13-14 или рожковой лопаткой в комплекте с ЧИ. Подымаем рокер до упора, хождение стрелки должно происходить от 0 и строго до 52 градусов не больше и не меньше. Тогда зазор кламана идиален. Если >52 то клапан ослаблен(зазор большой), если <52 то клапан зажат(зазор маленький).

Проводи туже процедуру на 8-м клапане.

На 7-м клапане, прокручиваем коленчатый вал до тех пор пока следующая метка на звёздочке распредвала через 90 градусов не станет в соответствии с меткой на корпусе распредвала. И Проводим туже процедуру настройки клапана 7 и 4.

4-ый клапан

На 3-м клапане, прокручиваем коленчатый вал до тех пор пока следующая метка на звёздочке распредвала через 90 градусов не станет в соответствии с меткой на корпусе распредвала. И Проводим туже процедуру настройки клапана 3 и 1.

1-ый клапан

На 2-м клапане, прокручиваем коленчатый вал до тех пор пока следующая метка на звёздочке распредвала через 90 градусов не станет в соответствии с меткой на корпусе распредвала. И Проводим туже процедуру настройки клапана 2 и 5.

После настройки клапанов, прокручиваем клучём колен вал на пару полных оборота двигателя, затем выставив верхнюю мертвую точку проводим проверку крапанов, чтоб каждый клапан соответствовал 52 градусам.

Собираем и ставим всё на место, прикручиваем, монтируем, показываем машинке ключики, пускаете дым, и приятной вам Езды. Не Гвоздя не Жезла товарищи.