Регламентное техническое обслуживание

Техническое обслуживание автомобиля – это необходимость, благодаря которой автомобиль находится в исправном техническом состоянии. Ремонт автомобиля и техническое обслуживание автомобиля являются разными понятиями. Ремонт производится в случае поломки транспортного средства, которая легко может случиться по причине не выполнения профилактических мер, которые описаны в регламентах технического обслуживания.

Если не проводить техническое обслуживание автомобиля, он гарантированно выйдет из строя в сравнительно короткий промежуток времени, ремонт может оказаться дорогостоящим.

Все работы по техническому обслуживанию автомобиля можно разделить на виды производимых работ, к ним относятся: смазочные работы, регулировочные работы, диагностические работы (контроль узлов, агрегатов и элементов автомобиля), крепёжные работы, заправочные работы, электротехнические работы, работы по замене и другие.

Существует 4 вида технического обслуживания автомобиля, они выполняются с определённой периодичностью. Количество и сложность производимых действий при каждом ТО, являются разными. Выделяют сезонное техническое обслуживание (СО), ежедневное техническое обслуживание (ЕО), первое техническое обслуживание (ТО-1), второе техническое обслуживание (ТО-2).

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО), выполняется для поддержания автомобиля в надлежащем виде, контроля рабочих жидкостей (масла, топлива, тормозной жидкости и т.д.) и обеспечения безопасности движения при поездке на автомобиле.

Перед поездкой на автомобиле, водителю нужно проверить следующие моменты:

  • Укомплектованность автомобиля (наличие и сохранность боковых зеркал, номерных знаков, колёс и т.д.);
  • Состояние кузова автомобиля (наличие механических повреждений на кузове, состояние ЛКП);
  • Читаемость номерных знаков, чистоту зеркал и стекол автомобиля;
  • Работоспособность дверей, багажника, капота и замков;
  • Исправность электрического оборудования (очиститель стёкол, световых приборов, авто сигнализации);
  • Герметичность системы охлаждения, топливной системы, тормозной системы, системы смазки двигателя;
  • Проверить наличие рабочих жидкостей и уровень рабочих жидкостей (масла, тормозной жидкости, охлаждающей жидкости, жидкости усилителя руля, бензина);
  • Проверить исправность тормозной системы (педаль тормоза не должна «проваливаться»);
  • Оценить свободный ход руля;
  • Проверить достоверность информации контрольно измерительных приборов автомобиля;
  • Оценить давление воздуха в шинах автомобиля;
  • Проверить место парковки автомобиля (не должно быть следов масла, бензина или охлаждающей жидкости);

После поездки на автомобиле, стоит проверить 3 вещи: уровень масла двигателя, уровень охлаждающей жидкости, наличие топлива в баке автомобиля.

Не следует воспринимать ежедневное обслуживание как шутку или не обязательную часть обслуживания автомобиля. Ежедневное обслуживание помогает выявить важные неисправности и недочеты, которые могут привести к аварии, неисправности автомобиля на дороге и другим, неприятным и не желательным последствия. Давление воздуха в шинах сильно влияет на управляемость автомобиля при динамичной езде. Отсутствие тормозной жидкости или не герметичность тормозной системы делают тормозную систему неисправной. Виновником ДТП при отказе тормозов является водитель неисправного транспортного средства. За нечитаемые номерные знаки выписывается штраф, а плохой обзор дороги по причине загрязнения стекол и зеркал увеличивает возможность автомобильной аварии.

Первое и второе ТО

Первое и второе техническое обслуживание (ТО-1, ТО-2) проводиться по достижению автомобилем определенного пробега (километража). Километраж, после которого проводят ТО, отображен в инструкции, которая прилагается к автомобилю. В ТО-1 и 2 включены крепежные, очистительные, смазочные, диагностические и регулировочные работы. Так же периоды и проведения ТО и частота проведения определенных операций может зависеть от условий эксплуатации автомобиля. Воздушный фильтр при езде по пыльным дорогам и в условиях бездорожья меняется чаще, частота замена масла сильно разниться в зависимости от условий эксплуатации автомобиля (можно прочитать здесь).

Два раза в год, водители производят подготовку машины для езды в холодное и теплое время года. Комплекс мероприятий называют сезонным техническим обслуживанием (СО). Яркий пример СО – замена автомобильных шин. В районах с суровым зимним климатом, может меняться моторное масло, летнее на зимнее и наоборот. Некоторые водители могут производить антикоррозийную обработку кузова.

Техническое обслуживание автомобиля проводиться регулярно. Оно должно включать в себя регулярные проверки, ежегодные проверки, сезонные проверки. Возраст автомобиля, его техническое состояние и пробег влияет на регулярность проведения обслуживаний.

Далее опишем регламенты технического обслуживания исходя из пройдённого километража и возраста автомобиля. Технические обслуживания включают в себя не только визуальный осмотр, контроль систем и элементов автомобиля. Производятся работы по смазке, регулировке и замене деталей. Следует так же учитывать индивидуальные особенности автомобиля и рекомендации завода изготовителя, некоторые операции могут производиться чаще или реже. В целом если соблюдать данные регламенты, проблем у абсолютного большинства автомобилей возникнуть не должно.

Пробег 10 – 15 тысяч километров

  • Замена масла двигателя, вместе с масляным фильтром;
  • Проверить уровень трансмиссионного масла в коробке передач;
  • Проверить ремень дополнительного оборудования (привод генератора), визуально оценить состояние и натяжение ремня;
  • Проверить состояние аккумулятора;
  • Проверить световые приборы (фары, габариты, поворотники), проверить исправность индикаторов на панели приборов;
  • Проверить установку момента зажигания (неправильный момент зажигания увеличивает расход топлива);
  • Заменить щетки стеклоочистителя, если имеется необходимость;
  • Проверить работоспособность свечей зажигания, при неисправности заменить свечи;
  • Оценить состояние ЛКП (сколы, коррозия, царапины, трещины);
  • Проверить состояние днища, порогов, колёсных арок;
  • При необходимости смазать замок багажника, петли дверей, крышку капота;
  • Проверить состояние подвески автомобиля (сайлент блоков, втулок, подушек, подшипников, рычагов и т.д.). Провести диагностику подвески;
  • Оценить состояние покрышек. При необходимости произвести их замену;
  • Оценить на слух работу двигателя, коробки переключения передач, системы сцепления. Должны отсутствовать посторонние шумы при работе узлов;
  • Проверить работу тормозной системы, оценить её эффективность. Проверить тормозные колодки на предмет износа;
  • Проверить ручник, оценить ход педали тормоза;
  • Проверить уровень тормозной жидкости;
  • Проверить состояние ремня ГРМ (зубчатый ремень механизма газораспределения). Может стоять цепь ГРМ;
  • Произвести замену воздушного фильтра;
  • Проверить топливную систему, на герметичность;
  • Убрать воду из фильтра топлива (у дизельного двигателя);

Пробег 20 – 30 тысяч километров

  • Произвести замену свечей зажигания. Свечи могли меняться ранее. Иридиевые свечи зажигания меняются в 2-3 раза реже;
  • Проверить герметичность узлов и агрегатов, уплотнений, сальников;
  • Зачистить зажимы и выводы аккумулятора;
  • Заменить топливный фильтр;
  • Замерить токсичность выхлопных газов, при необходимости отрегулировать холостые обороты двигателя;
  • Проверить герметичность узлов и агрегатов, уплотнений, сальников;
  • Зачистить зажимы и выводы аккумулятора;
  • Заменить топливный фильтр;
  • Замерить токсичность выхлопных газов, при необходимости отрегулировать холостые обороты двигателя;
  • Проверить систему впрыска топлива
  • Оценить ход педали сцепления
  • Отрегулировать клапана
  • Обработать кузов антикоррозийным составом
  • На дизельном двигателе заменить топливный фильтр
  • Проверить состояние тормозных колодок

Пробег 30 – 45 тысяч километров

  • Заменить масло в АКПП;
  • Произвести диагностику и обслуживание стартера;
  • Промыть систему смазки двигателя;
  • Проверить работу вакуумного усилителя тормозов;
  • Произвести регулировку фар (направление света);

Пробег 50 – 60 тысяч километров

  • Заменить охлаждающую жидкость
  • Произвести диагностику и обслуживание генератора
  • Произвести замену тормозной жидкости (Особенно с системой ABS)

Пробег 60 – 75 тысяч километров

  • Заменить масло в МКПП;
  • Заменить ремень ГРМ (вместе с роликом натяжителя);

При дальнейшем увеличении пробега или возраста автомобиля, скорей всего машине потребуется ремонт. Перечисленные выше виды работ по техническому обслуживанию не делаются по порядку, а выполняются регулярно после прохождения заявленного пробега или срока эксплуатации. К примеру, моторное масло меняется каждые 10 000 – 15 000 км. пробега, трансмиссионное масло в автоматической коробке передач меняется каждые 30 000 – 45 000 км., ремень ГРМ меняется каждые 60 000 – 75 000 км., пробега. Все остальные работы так же проводятся исходя из регулярности отмеренной пробегом или сроком эксплуатации.

В данном материале перечислены все основные работы, которые должны периодически выполняться при техническом обслуживании исходя из общего регламента. Периоды проведения работ по тех. обслуживанию могут меняться в большую или меньшую сторону в зависимости от марки автомобиля и рекомендаций завода изготовителя. Список выполняемых работ и время их проведения может меняться в зависимости от тех. регламента конкретного автомобиля. Многие работы по техническому обслуживанию выполняются специалистами, которые имеют необходимые навыки и оборудование.

Система, виды и периодичность технического обслуживания автомобилей

В процессе эксплуатации автомобиля его детали изнашиваются, и это главная причина, вызывающая неисправности и сокращающая срок службы автомобиля.

На поверхности любой детали, даже хорошо обработанной, всегда имеются незаметные для глаза неровности, а с неровных поверхностей трущихся деталей выкрашиваются частицы металла. Между трущимися деталями попадают твердые частицы (нагар, пыль, продукты износа); кроме того, на детали воздействуют отработавшие газы, влага, кислоты и щелочи. Все это и ведет к изнашиванию деталей.

Величина износа деталей зависит от чистоты обработки поверхностей, материала и формы деталей, зазоров между ними, качества смазки, величины нагрузки на детали и соблюдения правил эксплуатации автомобиля.

Во время работы сопряженных деталей зазор между ними возрастает неравномерно: в период приработки деталей (например, в период обкатки автомобилей) зазоры увеличиваются очень быстро; по окончании приработки зазор возрастает медленнее, сопряженные детали в этот период работают нормально, без ударных нагрузок и стуков. Если зазор между деталями слишком большой, начинается их ускоренный (аварийный) износ. Поэтому во избежание аварии или поломки, если детали работают со стуком, следует своевременно восстановить нормальный зазор, отрегулировав или заменив детали.

Износоустойчивость современных автомобилей значительно увеличивается вследствие их конструктивного и технологического усовершенствования: в цилиндры двигателей ставятся гильзы из износостойкого легированного чугуна, поршневые кольца хромируются, детали закаливаются токами высокой частоты, совершенствуются воздушные и масляные фильтры, улучшается грязе-защита, повышается точность изготовления шестерен, постоянно смазываются отдельные точки и др.

Срок службы автомобиля зависит также от качества применяемых горючего и смазочных материалов, условий эксплуатации, мастерства вождения и своевременного технического обслуживания агрегатов, механизмов и систем.

В Вооруженных Силах СССР применяется планово-предупредительная система технического обслуживания автотракторной техники, предусматривающая выполнение в установленные сроки в зависимости от фактического пробега обязательного перечня работ по уходу за машинами.

Постановка машин на техническое обслуживание через заранее намеченные сроки предупреждает возникновение неисправностей и повышает надежность их работы.

Техническое обслуживание включает: заправку автомобилей горючим и смазочными материалами, охлаждающей, тормозной и амортизаторной жидкостями; уборку, чистку и мойку; проверку укомплектованности, крепления и состояния агрегатов, механизмов и приборов и их регулировку.

Заправочные и регулировочные работы, а также устранение неисправностей выполняются по потребности, т. е. в том случае, если при проверке выявляется необходимость в этом. Остальные работы выполняются в обязательном порядке.

Водитель обязан строго следить за техническим состоянием автомобиля и выполнением всех видов технического обслуживания в установленные сроки.

Сокращать объем работ по техническому обслуживанию автомобилей, а также уменьшать отведенное для обслуживания время в ущерб качеству запрещается.

Большинство работ, входящих в объем технических обслуживаний, может быть выполнено самим водителем при наличии исправного комплекта водительского инструмента и принадлежностей.

Техническое обслуживание армейских автомобилей в зависимости от периодичности и объема работ включает контрольные осмотры и технические обслуживания (ежедневное, № 1, № 2 и сезонное).

Таблица 4. Виды и периодичность технического обслуживания автомобилей

При эксплуатации автомобилей в сложных условиях сроки их обслуживания могут сокращаться.

Контрольный осмотр перед выходом из парка проводит водитель на месте стоянки автомобиля с целью проверки его готовности к выполнению задания.

При этом водитель проверяет: внешний вид автомобиля, заправку эксплуатационными материалами и отсутствие подтеканий, работу двигателя на различных оборотах коленчатого вала, состояние механизмов управления, приборов освещения и сигнализации, состояние шин и давление воздуха в них, наличие и укладку индивидуального комплекта инструмента, принадлежностей и запасных частей. Особое внимание водитель обращает на исправность узлов, механизмов и приборов, обеспечивающих безопасность движения.

По окончании осмотра он прослушивает работу двигателя; работа агрегатов силовой передачи и тормозов проверяется на ходу автомобиля. Обнаруженные неисправности устраняются. Для осмотра требуется 15 — 20 мин.

Контрольный осмотр автомобиля в пути водитель выполняет во время остановок.

Немедленно после остановки автомобиля проверить степень нагрева ступиц колес, шин, тормозных барабанов, промежуточной опоры карданного вала, картеров коробки передач, раздаточной коробки и ведущих мостов (нагрев считается нормальным, если не вызывает ожога ладони); убедиться в отсутствии подтеканий горючего, масла и эксплуатационных жидкостей; проверить состояние рессор, карданной передачи, крепление колес, давление воздуха в шинах, состояние ходовой части прицепа, тягово-сцепного прибора, укладку и крепление груза. Неисправности, обнаруженные в пути и во время движения, устраняются.

Ежедневное техническое обслуживание выполняется водителем по возвращении в парк с целью подготовки автомобиля к выполнению очередного задания и имеет особо важное значение для поддержания его постоянной технической исправности и продления срока службы.

К обслуживанию следует приступать немедленно, пока агрегаты и механизмы автомобиля теплые. Для обслуживания автомобиля водителю предоставляется 1 — 2 час.

Проверив степень нагрева ступиц колес, тормозных барабанов и агрегатов силовой передачи автомобиля, водитель заправляет его горючим, очищает от грязи, моет и протирает. До мойки следует проверить, нет ли подтеканий горючего, масла, охлаждающей, тормозной и амортизаторной жидкости (после мойки подтекания обнаружить труднее). Уровень масла в картере двигателя и охлаждающей жидкости в радиаторе надо довести до нормы; затем проверить исправность и надежность крепления дополнительных бидонов для масла и горючего.

Из отстойников и фильтров сливают отстой горючего и масла; рукоятку фильтра грубой очистки провертывают на три-четыре оборота.

Если автомобиль работал в условиях большой запыленности воздуха, обязательно снять и разобрать воздушный фильтр; детали фильтра промыть, а масло заменить. Аккумуляторную батарею очистить от пыли и грязи; уровень и плотность электролита довести до нормы; прочистить вентиляционные отверстия в пробках.

Проверяют и при необходимости регулируют натяжение ремней привода вентилятора, генератора и компрессора, люфт рулевого колеса, крепление тяг рулевого управления, привода тормозов и педали сцепления.

Водитель должен убедиться в отсутствии утечки воздуха из систем пневматического привода тормозов и регулировки давления воздуха в шинах, спустить конденсат из воздушных баллонов и продуть трубопроводы системы централизованной накачки шин.

При обслуживании силовой передачи и ходовой части нужно тщательно проверить крепление всех агрегатов, состояние рессор, амортизаторов и реактивных штанг, состояние покрышек, давление воздуха в них и затяжку гаек крепления колес.

Обязательно проверяют состояние и действие приборов освещения, сигнализации и светомаскировки.

При осмотре кабины и кузова одновременно проверяют состояние и надежность крепления крыльев, подножек, брызговиков и капота, а также исправность стеклоочистителей, стеклоподъемников, ручек и замков дверей.

В зимнее время необходимо проверить состояние средств утепления двигателя, облегчения запуска и обогрева кабины.

Водитель должен обратить внимание на состояние тягово-сцепного прибора, а при наличии на автомобиле лебедки — на состояние и укладку троса.

Устранив неисправности, обнаруженные в пути и во время обслуживания, все узлы и механизмы автомобиля смазывают в соответствии с картой смазки. После движения по заболоченной местности, воде, песку и пыльным дорогам следует смазать (независимо от сроков, указанных в картах смазки) пальцы рессор, шарниры рулевых тяг, шкворни поворотных цапф и карданные шарниры.

В заключение обслуживания надо проверить состояние и крепление номерных и опознавательных знаков, состояние и укладку инструмента, принадлежностей, запасных частей и дополнительного оборудования.

Прицеп, если он использовался, должен быть обслужен вместе с автомобилем.

О неисправностях, которые водитель не может устранить своими силами, следует доложить командиру.

При эксплуатации автомобилей в северных, пустынно-песчаных и горных районах, кроме работ, предусмотренных ежедневным техническим обслуживанием, необходимо выполнить следующее:

в северных районах:

— при безгаражном хранении автомобилей зимой (на Крайнем Севере — зимой и летом) слить воду из системы охлаждения двигателя, снять аккумуляторные батареи и сдать их на хранение в утепленное помещение;

— установить и закрепить все имеющиеся на автомобиле средства герметизации и утепления агрегатов, узлов и деталей;

в пустынно-песчаных районах:

— проверить состояние и надежность крепления пылезащитных чехлов и манжет, а также пробок, прокладок, уплотняющих

и вентиляционных устройств;

в горных районах:

— после установки автомобиля на открытую площадку стоянки независимо от сезона эксплуатации слить воду из системы охлаждения двигателя и проверить состояние пробки радиатора;

— проверить состояние и крепление дополнительных тормозных устройств (горного рельса, горного упора, колодок и др.),

Техническое обслуживание № 1 включает все работы ежедневного технического обслуживания, а также дополнительные смазочные, контрольно-осмотровые, крепежные и регулировочные операции, которые выполняются, как правило, без разборки агрегатов и приборов или снятия их с автомобиля.

Техническое обслуживание № 2 полностью включает все операции технического обслуживания № 1. Но, кроме того, выполняется ряд работ, связанных с частичной разборкой агрегатов, и снимаются приборы для проверки на специальных стендах.

Сезонное техническое обслуживание выполняется при подготовке автомобиля к эксплуатации в зимних или в летних условиях.

Подробный перечень операций, предусмотренных всеми видами технических обслуживаний, их последовательность и трудоемкость, а также технические условия на обслуживание изложены в соответствующих руководствах.

Текущий ремонт автомобиля (агрегата) заключается в устранении неисправностей, выявленных во время его использования ли технического обслуживания. При этом могут быть заменены отдельные неисправные детали, узлы, механизмы и приборы, а также производятся регулировочные, крепежные и другие ремонтные работы.

При текущем ремонте автомобиля допускается замена отдельных агрегатов, в том числе одного основного (за исключением рамы и кузова автомобилей безрамной конструкции). К основным агрегатам грузовых автомобилей относятся: двигатель, коробка передач, раздаточная коробка, передний ведущий мост, средний мост, задний мост и рама. Для легковых автомобилей и автобусов основным агрегатом является, кроме того, и кузов.

На время выполнения номерных технических обслуживаний и текущего ремонта водитель поступает в распоряжение начальника пункта технического обслуживания (НТО) или ремонтной мастерской и выполняет работы по его указанию.

До начала технического обслуживания (текущего ремонта) водитель обязан ознакомиться с объемом и последовательностью выполнения положенных работ, тщательно вымыть автомобиль, установить его на указанное рабочее место, подготовить водительский инструмент и доложить начальнику ПТО (мастерской) о замеченных неисправностях автомобиля.

В ходе технического обслуживания водитель выполняет большинство работ. Специалисты (механик, слесарь, электрик) выполняют только наиболее ответственные работы: проверку и регулировку систем питания и зажигания, распределительного механизма, электрооборудования, механизмов управления и др.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, ВИДЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПЕРЕЧНИ ОПЕРАЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

⇐ ПредыдущаяСтр 28 из 37

Техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, проводимым в плановом порядке и предназначено для поддержания двигателя в исправном состоянии.

Виды, периодичность и перечни операций технического обслуживания двигателей, установленных на изделия ОАО «КАМАЗ», оговорены в «Сервисных книжках» изделий.

Виды, периодичность и перечни операций технического обслуживания двигателей, установленных на изделия сторонних предприятий, на которые отсутствуют специально разработанные сервисные книжки и руководства по эксплуатации, приведены в таблице 3.2.

Периодичность технического обслуживания двигателей, установленных на изделия не указанные в таблице, согласовывается с ОАО «КАМАЗ»

Виды, периодичность и перечни операций определенны в зависимости от области применения и типа изделий для первой категории условий эксплуатации по ГОСТ 21624 . Действительная категория эксплуатации определяется с учетом качества дорог, скорости движения, рельефа местности и других факторов региональным предприятием сервиса и гарантийного обслуживания в соответствии с ГОСТ 21624-81.

Коэффициенты пересчета периодичности технического обслуживания в зависимости от категории условий эксплуатации приведены в таблице 3-1.

Таблица 3-1

Категория условий эксплуатации первая вторая третья четвертая пятая
Коэффициент пересчета периодичности технического обслуживания 1,0 0,9 0,8 0,7 0,6

Техническое обслуживание двигателей всех типов изделий подразделяется на обслуживание в начальный (первые 4000…5500 км пробега изделия или 60…150 часов работы двигателя) и основной периоды эксплуатации.

В начальный период эксплуатации происходит интенсивная приработка деталей двигателя и взаимоустановка элементов конструкций, поэтому техническое обслуживание в этот период должно выполняться с особой тщательностью, что обеспечит надежность и экономичность работы двигателя, а также длительный срок его службы.

Основным назначением технического обслуживания, проводимого в начальный период эксплуатации, является предупреждение появления неисправностей путем выполнения профилактических крепежных, смазочно-очистительных и регулировочных работ на новом двигателе.

В начальный период эксплуатации проводятся:

— ежедневные обслуживания ЕТО, выполняемые два раза в сутки: перед началом работы (выездом) изделия (часть работ) и по ее окончании (возвращению);

— первое и второе технические обслуживания, выполняемые один раз за весь срок эксплуатации двигателя.

В основной период эксплуатации проводятся:

— ежедневные обслуживания ЕТО, выполняемые два раза в сутки: перед началом работы (выездом) изделия (часть работ) и по ее окончании (возвращению);

— технические обслуживания ТО-1 и ТО-2, выполняемые c периодичностью в зависимости от области применения и типа изделия;

— технические обслуживания СТО (сезонные), выполняемые два раза в год – весной (при подготовке к летнему сезону) и осенью (при подготовке к зимнему сезону) или с указанной в таблице 10 периодичностью.

Каждый вид технического обслуживания в основной период эксплуатации имеет определенный графиком технического обслуживания (таблица 3-3) и содержанием соответствующих разделов настоящего руководства индивидуальный перечень операций. Допускается выполнять несколько видов технического обслуживания одновременно, например: ТО-1 и ТО-2, ТО-1 и СТО, ТО-2 и СТО или ТО-1, ТО-2 и СТО.

Дополнительные данные необходимые при техническом обслуживании и мелком ремонте приведены в приложениях А, Б, В, Г, Д и Е.

Таблица 3-2 – Периодичность технического обслуживания

Группа транспортных средств, область применения Тип изделия Начальный период эксплуатации Основной период эксплуатации Сезонное техническое обслуживание (СТО)
Первое техническое обслуживание Второе техническое обслуживание Техническое обслуживание, ТО-1 Техническое обслуживание, ТО-2
Пробег изделия, км Наработка двигателя, моточас Срок эксплуатации, месяцев Пробег изделия, км Наработка двигателя, моточас Срок эксплуатации, месяцев Пробег изделия, км Наработка двигателя, моточас Срок эксплуатации, месяцев Пробег изделия, км Наработка двигателя, моточас Срок эксплуатации, месяцев
А Магистральные тягачи и автобусы с годовым пробегом более 120000 км 500 …1000 4000 … 5000
Б Бортовые автомобили и тягачи с годовым пробегом до 120000 км
В Полноприводные автомобили 4500 … 5500 Два раза в год, весной и осенью
Пригородные и городские автобусы
Самосвалы
Спецнастройки на базе шасси автомобилей группы А 10 … 25 4000 … 5000 100 … 125 60000 км или 1500 часов
Спецнастройки на базе шасси автомобилей группы Б 40000 км или 1000 часов
Спецнастройки на базе шасси автомобилей группы В 4500 … 5500 Два раза в год, весной и осенью

Таблица 3-3 — ГРАФИК ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Виды обслуживания Наименование работ, проверяемые параметры и узлы См. пункт настоящего руководства
ЕТО Начальный период эксплуатации Основной период эксплуатации очистить
проверить и (или) подтянуть, долить
слить
Первое ТО Второе ТО ТО-1 ТО-2 СТО отрегулировать
сменить
Пыль и грязь
Уровень масла в картере масляном 1.4.3
Уровень масла в бачке насоса рулевого усилителя 1.4.9
Герметичность систем, состояние шланговых соединений (зажимы), трубопроводов 1.4.4, 1.4.5, 1.4.6, 1.4.7
Отстой из фильтра грубой очистки топлива 1.4.6
Отстой из фильтра тонкой очистки топлива 1.4.6
Уровень охлаждающей жидкости в системе 1.4.5
Ремни привода агрегатов и их натяжение 1.4.5
Состояние и крепление жгутов проводов и штекерных разъемов ЭСУД 1.4.8
Гайки крепления скоб форсунок 1.4.6
Тепловые зазоры в клапанном механизме газораспределения 1.4.2
Фильтрующий элемент насоса ГУР 1.4.9

Продолжение таблицы 3-3

Виды обслуживания Наименование работ, проверяемые параметры и узлы См. пункт настоящего руководства
ЕТО Начальный период эксплуатации Основной период эксплуатации очистить
проверить и (или) подтянуть, долить
слить
Первое ТО Второе ТО ТО-1 ТО-2 СТО отрегулировать
сменить
Фильтрующие элементы масляного фильтра 1.4.3
Масло в смазочной системе двигателя 1.4.3
●* Охлаждающая жидкость 1.4.5
Фильтрующий элемент ФГОТ 1.4.6
Фильтрующие элементы ФТОТ (2ТО-1) 1.4.6
●** ТКР 1.4.4
В сервисном центре один раз в два года Техническое обслуживание ТНВД 1.4.6
Угол опережения впрыскивания топлива 1.4.6
Свечи ЭФУ 1.4.7
По плану обслуживания изделия Масло в бачке насоса рулевого усилителя 1.4.9
Топливо в системе топливоподачи и ЭФУ 1.4.6
Стартер (крепление) 1.4.9
Генератор (крепление) 1.4.9

Что нужно регулярно менять в автомобиле

Необходимо постоянно следить за состоянием автомашины.

Рассмотрим периодичность замены компонентов, которые нужно менять регулярно.

1. Жидкости эксплуатационные.
Регулярной замене в автомашине подлежат масла моторные, а также другие жидкости. Это тормозная жидкость, антифриз, жидкость гидроусилителя, трансмиссионное масло. Данные компоненты меняют реже, чем масло. Рассчитано, что эксплуатационные жидкости должны быть заменены через два года. Масло трансмиссионное в АКПП необходимо сменить после 60 тыс. километров. Эти параметры указаны в сервисной книжке авто. Понятно, что есть факторы, о которых производитель не учел, они могут существенно сократить срок годности масла: это сезон, качество расходных материалов, используемого топлива, характер эксплуатации. Периодичность замены моторного масла сказывается на фоне сервисного интервала, который рекомендован производителем, прочих факторов, сокращающих срок службы масла.

2. Вентили для камер, шин.


Именно вентиль на диске обеспечивает герметичность колеса. Во время превышения скоростного режима 100 км/ч, действует на вентиль сила, она эквивалентна массе 1,7 килограмма. В результате, под влиянием температур, любая резина разрушается, а данный вентиль окисляется, изнашивается. Может ослабнуть пружина, выйти из строя уплотнительная втулка золотника. В вентиль входит золотник, который не позволяет воздуху «покидать» покрышку. Получается, что резиновые вентили надо менять регулярно, при смене покрышек.

3. Зимние покрышки.

Как утверждают специалисты-шиномонтажники, колеса для зимы на некоторых авто становятся летними. Можно визуально определить состояние колеса, есть признаки:
— за сезон потеря шипов составляет 10 процентов, зимние покрышки не более четырех лет используются;
— остаются гнезда, из которых шипы вылетают, у них ровная и круглая форма, иногда отверстие на звездочку похоже – необходимо стиль вождения менять.
Чтобы увеличить срок службы автошин, следует менять местами колеса ведущие и ведомые (через 10 тыс.). Тогда износ станет равномернее, изделия дольше прослужат.
4. Свечи.
Данные компонент меняют через сорок тысяч км. Периодически снимаем их с двигателя, регулируем зазор, очищаем нагар.

5. Гидроусилитель.
Ежемесячно в автомашине надо менять гидравлическую жидкость, тогда установка будет демонстрировать стабильную работу.
6. Дворники.

Чтобы элементы нормально функционировали, резину на дворниках менять надо ежегодно.

7. Ремень ГРМ.
Срок эксплуатации этого ремня составляет 60 тыс. километров (пять лет), в процессе замены меняют ремень и ролики.

>Техническое обслуживание автомобиля

1) Руководство пользователя на автомобиль

Ознакомьтесь с руководством пользователя, который идет к Вашему автомобилю. К сожалению, большое количество людей пренебрегают ознакомлением с книгой на свой автомобиль. В руководстве, как правило, указаны сроки планового технического обслуживания, которые рекомендовал завод-производитель транспортного средства.

Прочитав внимательно руководство на автомобиль, Вы избавите себя от гадания на кофейной гуще, чтобы узнать ответ на вопрос: «Когда необходимо менять масло в автомобиле?». Также ознакомившись с книгой на автомобиль, Вы избавите себя от лишних трат при замене масла в мотор раньше времени, на основании распространенного мифа о том, что масло необходимо менять каждые 7,000-8,000 километров.

Также руководство поможет Вам узнать, когда необходимо менять на Вашем автомобиле воздушный и топливный фильтр, тормозные диски, колодки, приводные ремни, ремень ГРМ (или цепь) и многое другое. В том числе прочитав руководство к автомобилю, Вы можете узнать тип масла, которое необходимо заливать в двигатель. Если Вы самостоятельно обслуживаете автомашину, то это поможет узнать, правильную ли марку масла Вы заливаете.

Кто-то может сказать, что читать руководство на автомобиль нет смысла. Но так почему же Вы, покупая какую-либо цифровую или бытовую технику домой, не включаете ее пока, хотя бы поверхностно, не ознакомитесь с инструкцией?

К счастью большинство водителей знают, насколько важно регулярно обслуживать свой автомобиль. Но есть такие водители, которые даже не задумываются о том, как работает автомобиль, считая, что в нем все вечное. Другие же понимая, что обслуживание автомашины все таки необходимо, все равно пренебрегают этим, пытаясь сэкономить на плановом ТО свои деньги.

Но в итоге эта экономия в будущем может привести к серьезному дорогому ремонту по причине поломки дорогостоящего узла автомобиля, из-за не регулярного планового обслуживания ТС.

В том числе некоторые водители не соблюдают предписанные автопроизводителем рекомендации, указанные в инструкции на машину. К примеру, заливают топливо с более низким октановым числом, чем рекомендовано производителем или заливают масло в двигатель, которое не соответствует марки, указанной в руководстве пользователя.

Помимо риска снятия автомобиля с дилерской гарантии владелец автомобиля обретает себя на огромный риск большого ущерба в результате серьезной поломки, которая благодаря мнимой «экономии» на обслуживании обойдется в итоге в круглую сумму.

2) Плановое обслуживание автомобиля

Проверяя свой автомобиль на регулярной основе и меняя во время расходные части автомобиля, Вы делаете основу на его долгую безупречную работу, что спасет Вас от дорогостоящего ремонта в дальнейшим.

К счастью многое Вы можете сделать сами, даже если не являетесь знатоком устройства автомобиля. Многие элементы автомашины Вы можете проверить самостоятельно, что сэкономит Ваши деньги, которые Вы отдали бы за диагностику своего автомобиля.

Если Вы регулярно будете осматривать свой автомобиль, Вы со временем поймете, что при очередном осмотре выглядит необычно.

— Убедитесь, что все фары Вашего автомобиля находятся в рабочем состоянии.

— Проверяйте давление воздуха в шинах хотя бы 1 раз в месяц. Это позволит Вам вовремя заметить прокол или другое повреждение шины. Также контролируя необходимое давление в шинах, Вы сэкономите денежные средства на топливо, расход которого вырастает в случае несоответствия давления, рекомендованное производителем.

— Регулярно проверяйте резину на износ, контролируя индикатор износа или замеряя высоту протектора с помощью любой монеты. В случае чрезмерного износа шин обязательно поменяйте шины на новые, так как шины с большим износом могут способствовать ДТП.

Даже если Вы не знаете, как менять масло в двигателе, коробке, как заменить антифриз, поменять масло в гидроусилителе, заменить тормозную жидкость и даже не знаете, как залить жидкость стеклоочистителя, Вы в любом случае должны обязательно знать, как проверить уровень всех названных жидкостей в автомобиле.

В зависимости от марок и моделей автомобилей в некоторых уровень различных жидкостей Вы можете узнать, напрямую посмотрев риски бачка, которые соответствуют минимальному или максимальному значению уровня. Но во многих автомобилях также есть различные датчики и индикаторы (риски мин. и макс.) по которым можно узнать соответствует ли уровень жидкости оптимальному уровню или нет.

Даже если в руководстве пользователя на автомобиль мало информации о том, как можно проверить уровень различных жидкостей, Вы все равно с легкостью сможете проверить большинство из них. Не бойтесь открыть капот и внимательно все осмотреть. Если Вы обнаружите, какой-то уровень жидкости низким, то не бойтесь самостоятельно долить ее до оптимального уровня.

4) Проверьте уровень масла в двигателе и не забывайте его регулярно менять

Не зависимо от того, имеет ли Ваша автомашина щуп для проверки уровня масла или он был заменен на электронный датчик, выводящий информацию на приборную панель, Вы обязательно должны знать, как проверить уровень масла в моторе Вашего автомобиля.

Также Вы должны знать, как выглядит разница между чистым маслом и маслом, которое уже загрязнено. Это сэкономит Вам немалые средства, которые Вы можете потратить, заменив масло, раньше времени или наоборот поздно. Отметим, что для точного определения, срока замена масла в двигателе Вы можете купить специальный прибор, умеющий определять загрязнённые масла.

Помните, что глупо следовать определенной теории, которая, к примеру, говорит о том, что масло нужно менять каждые 7,000-8,000 километров. Обратите внимание, что на некоторых моделях автомобилей, масло меняется каждые 12,000 км и даже каждые 15,000-20,000. Но в случае если Вы купили не качественное масло двигателя, то очередность масла может сократиться до минимума. О периодичности замены масла в двигателе Вы можете, также узнать из руководства на Ваш автомобиль.

7) Замените воздушный фильтр

В зависимости от марки и модели автомашины замена воздушного фильтра двигателя различается различной сложностью. В каких-то машинах заменить фильтр можно очень быстро. В других наоборот это может занять некоторое время.

Так, что для некоторых водителей самостоятельно заменить воздушный фильтр может быть проблематично. Тем не менее, регулярная замена воздушного фильтра играет очень важное значение для автомобиля. Инструкция к Вашему автомобилю, даст Вам информацию о сроках плановой замены фильтра. Если Вы знаете, как проверить воздушный фильтр, то регулярно проверяйте состояние фильтра.

В случае если фильтр имеет большие загрязнения, то его необходимо обязательно заменить. Помните, что, не смотря на рекомендованные сроки плановой замены воздушного фильтра заводом производителем, замена фильтра должна осуществляться по необходимости.

Так есть разница, в каком режиме Вы эксплуатируете свой автомобиль. Если Вы каждый день отправляетесь на работу и долгое время стоите в городских пробках, то Ваш фильтр может быть сильно загрязнен гораздо раньше срока указанного в руководстве на автомобиль. И, наоборот, в случае если Вы используете автомобиль только в выходные для поездок за город, то Ваш воздушный фильтр прослужит гораздо больше, чем указано в инструкции.