Провода для прикуривания автомобиля

Каждый водитель должен владеть алгоритмом того, как правильно прикуривать автомобиль от аккумулятора другой машины и не навредить транспорту водителя, который решил вам помочь. Cогласитесь, на трассе легче найти желающего «прикурить» ваш автомобиль, чем отыскать любителей толкать машину. Тем более, если вы ездите на микроавтобусе или большом внедорожнике. Перед тем, как прикуривать аккумулятор автомобиля, необходимо точно удостовериться в том, что автомобиль не заводится именно по причине его разрядки. В этом случае не будет работать ни одно электронное устройство, включая сигнализацию, а при повороте ключа зажигания стартер будет издавать лишь щелчок. На следующем этапе потребуется найти автомобиль-донор, чей аккумулятор заряжен достаточно хорошо для проведения «реанимационных» мероприятий. Перед началом процесса соединения аккумуляторов оба транспортных средства должны быть заглушены и поставлены на ручник. Вся электроника должна быть выключена. Перед тем, как прикурить аккумулятор, следует убедиться в том, что они примерно одинаковой мощности. Надо правильно выбирать автомобиль, от которого вы будете прикуривать. Потребление тока мощного внедорожника в момент запуска двигателя способно разрядить аккумулятор маленького автомобиля, да он и не сможет обеспечить нужный пусковой ток. Также нельзя использовать бензиновый двигатель для завода дизельного мотора, так как в данном случае силы тоже неравные. Автомобили ставятся капотами друг к другу на максимально близкое расстояние, двигатель у работающей машины затем нужно заглушить. Затем надо размотать соединительные провода и подсоединить крокодилы к клеммам аккумуляторов, соблюдая полярность и определенную последовательность. Подключая провода, нужно действовать максимально осторожно, ни в коем случае нельзя зацепить минусом плюс – в этом случае произойдет короткое замыкание и можно получить другие неприятности вплоть до пожара. Положительная клемма, она имеет красный цвет и обозначена знаком «+», ее нужно подсоединить к «плюсу» на разряженном аккумуляторе, а второй конец провода подсоединить к положительной клемме заряженного аккумулятора. Черный провод вначале подсоединяется к отрицательной клемме заряженного аккумулятора, которая обозначена знаком «-«. Обратите внимание, что второй конец черного провода не рекомендуется подсоединять к отрицательной клемме разряженного аккумулятора, его надо подсоединить к любой неокрашенной части двигателя автомобиля с разряженным аккумулятором. В противном случае быстро разрядится батарея автомобиля-донора. Затем нужно завести автомобиль с заряженным аккумулятором, иначе аккумуляторная батарея быстро разрядится, и у вас будет два автомобиля, которые нуждаются в помощи. После этого подождать несколько минут. Если вы последуете «мудрым» советам знатоков и подождете минут 25 после соединения всех проводов, не запуская двигатель, то разрядите аккумулятор автомобиля-донора. Дело в том, что разряженная батарея сразу после подключения начинает заряжаться от рабочего аккумулятора, вызывая быструю разрядку. Это приводит к тому, что согласившийся помочь вам водитель останется без средства передвижения. После этого заглушите двигатель, выключите зажигание и попробуйте завести двигатель с разряженным аккумулятором. Если батарея недостаточно зарядилась, надо сделать паузу не менее полутора минут, после чего дать автомобилю-донору поработать еще в течение десяти минут. Если прикуривание прошло успешно, следует отсоединиться в обратном порядке. Существует еще один способ прикуривания автомобиля от другого аккумулятора, который можно применить в том случае, если под рукой нет соединительных проводов и если двигатель карбюраторный. Для этого подсоедините заряженный аккумулятор к автомобилю, заведите его и, не выключая двигатель, поменяйте заряженную батарею на разряженную. Если машина с инжектором, такой способ может вызвать проблемы с электроникой, за что его и прозвали в народе «убийством инжекторного автомобиля». Так как прикуривание автомобиля — дело тонкое, не стоит доверять эту операцию другому водителю.

В данной статье мы подробно рассмотрим: как выбрать провода для прикуривания, какие технические характеристики наиболее важны при выборе, а также узнаем можно ли изготовить пусковые провода своими руками.

Советы при выборе пусковых проводов

Рассмотрим несколько полезных советов касательно наиболее важных технических характеристик стартовых проводов.

Возможно, вас заинтересует статья нашего эксперта, в которой рассказывается о том, как сделать пусковое устройство для автомобиля своими руками.

Диаметр проводов. Максимальная нагрузка по току

От площади сечения провода для прикуривания автомобиля, а именно от его металлической составляющей, напрямую зависит — какую максимальную силу тока сможет выдержать провод. По-русски говоря — чем провод толще, тем более высоким может быть пусковой ток. Так же от диаметра медной жилы зависит величина электрического сопротивления. Чем площадь сечения больше — тем сопротивление меньше. А чем меньше сопротивление — тем ниже величина падения напряжения на выходе.

Общепринято, что на 1 мм2 жилы максимальная нагрузка по току должна составлять не более 8 Ампер. Соответственно, при токе запуска автомобиля в 200 А площадь сечения металлического сердечника провода должна составлять не менее 25 мм. Из школьного курса вспоминаем формулу площади круга — 3.14*R2. Путем несложных вычислений получаем, что диаметр жилы не должен быть меньше 8 мм.

Идеальным считается диаметр металлической части провода 9.5 мм. Минимально допустимая величина площади сечения — 5 мм.

Материал металлической жилы провода

Второе место по токопроводимости после серебра занимает медь. Вряд ли кто-то из производителей будет делать серебряные провода, поэтому в идеале найти провода для прикуривания с медным сердечником. Чаще всего изготовители экономят — используют менее токопроводящий алюминий, в простом или омедненном варианте.

Материал оплетки проводов

Стартовые провода часто используются в экстремально минусовые температуры, поэтому материал оплетки проводов не должен трескаться, растекаться и приходить в негодность на холоде. Самый распространенный материал изоляции– мягкий поливинилхлорид. Внешне очень сложно оценить качество такой оплетки, поэтому стоит поискать рекомендованный рабочий диапазон температур. Его добросовестный производитель обязательно укажет на упаковке.

Реже встречаются провода, изолированные морозостойкой резиной. Минуc такого материала в активном окислении проводов под слоем покрытия, а при сильном морозе резина все таки частенько дубеет и крошится.

Идеальным материалом для оплетки провода является мягкий силикон. Он не застывает даже при сильном морозе, не трескается и не растекается. Найти такие провода сложно, но реально.

Зажимы для проводов

Зажимы на концах пусковых проводов попросту называются «крокодилами». От их качественного исполнения во многом зависит результат прикуривания авто.

Идеальный «крокодил» — медный. Очень важно, что бы при запуске автомобиля поверхность контакта наконечника с клеммой была максимальной. Именно на «крокодилах» происходят основные потери напряжения, поэтому подойти к выбору креплений следует очень ответственно.

Следует обратить особое внимание на крепление самих «крокодилов» к проводам — в идеале они должны быть припаяны, а не прикручены или присоединены с помощью зажимов, фиксаторов и т.п.

Длина провода

Длина провода важна не только из соображений удобства «дотягивания» его от машины-донора к прикуриваемому автомобилю. На каждые полтора метра провода происходит падение напряжения примерно в 1.5 вольта. Оптимальной длиной проводов считается величина от 2 до 4 м.

Как изготовить провода для прикуривания своими руками?

Разочаровавшись в ассортименте магазинов, автолюбитель задумывается о возможности изготовления проводов своими руками. Рассмотрим необходимые составляющие для успеха этого процесса.

Где взять подходящие провода?

Оптимальным материалом для изготовления проводов своими руками является сварочный многожильный провод, медный, в изоляции из селиконосодержащей резины. Морозостойкая резина маркируется буквами «ХЛ». Вполне подойдет гибкий кабель для проведения сварочных работ (маркировка «КГ»). Для получения проводов длиной 3 м, понадобиться 6 метров провода. Приобрести его можно в любом магазине электротоваров. Диаметр металлического сердечника провода должен быть не менее 9 мм.

Как изготовить или где взять зажимы для клемм?

Зажимы для клемм («крокодилы»), чисто теоретически, можно изготовить своими руками. Для этого понадобятся медные сварочные держатели. Поверхность их необходимо обязательно заизолировать, придумав наконечники к ручкам из резины или пластмассы.

Оптимальным решением при изготовлении пусковых проводов для автомобиля своими руками будет все же приобретение готовых «крокодилов». Стоят они недорого и приобрести их можно в любом автомагазине. «Крокодилов» понадобиться 4 штуки. При покупке следует обратить особое внимание на зубчики – они должны соприкасаться друг с другом без смещения. В идеале — замаркировать их с помощью термоусадочной ленты, для обозначения плюсового и минусового проводов. Для снижения потерь напряжения зажимы лучше всего подкорректировать под форму клеммы — таким образом площадь соприкосновения увеличится и потеря напряжения уменьшится.

При выборе комплектующих обращайте внимание на величину номинального тока. Обычно она указывается на АКБ (ток холодного пуска). Идеальны компоненты, рассчитанные на величину тока в 500 Ампер, а если ваш автомобиль габаритный, то лучше исходить из величины в 850 Ампер.

Меры предосторожности при прикуривании автомобиля

Прикуривание — это небезопасный процесс, потому нужно строго придерживаться основных правил:

  1. Никогда не прикуривайте от автомобиля с заведенным двигателем! Это самая распространенная ошибка многих автомобилистов, которая в итоге может привести к выходу из строя электрики на обоих авто. Дайте двигателю машины-донора поработать оборотах в 2 — 3 тысячи 5 — 10 минут перед процессом — это обеспечит дополнительный перезаряд аккумулятора.
  2. Выключите все электроприборы.
  3. Самое важное – строго соблюдайте полярность! Один провод соединяет плюсовые клеммы, второй — минусовые. При нарушении полярности возникнет короткое замывание, что может привести к выходу из строя всех электронных систем авто, а в худшем случае к пожару!
  4. Всегда имейте наготове огнетушитель! Лучше перестраховаться, чем разбираться с печальными последствиями.

Провода для прикуривания — вещь несомненно нужная, особенно в условиях наших суровых зим. Выбирая готовые провода в магазине — не экономьте! Пусть покупка будет дорогой, зато приобретение проводов с указанными в нашей статье параметрами точно не станет одноразовой покупкой. Здесь как нельзя работает пословица «скупой платит дважды».

Если же вы решили изготовить провода самостоятельно — выбирайте качественные составляющие и максимально соблюдайте технику безопасности.

И пусть ваши дороги всегда будут ровными, а провода для прикуривания не пригодятся!

Пожалуйста, оцените этот материал!

Прикуриваем машину

В первую очередь следует убедиться, что проблема заключается действительно в севшей аккумуляторной батарее. Если стартер не вращается, но при этом все электроприборы, включая радио, фары и прочие, работают нормально, то дело не в разрядке батареи. А если автомобиль ведет себя так, как было описано выше, можно смело приступать к прикуриванию автомобиля.

Подсоединение аккумулятора другого автомобиля к разряженному

В первую очередь нужно найти другой автомобиль с заряженным аккумулятором, к примеру, обратиться за помощью к соседу по гаражу. Затем следует расположить автомобили таким образом, чтобы провода для прикуривания могли достать от одной батареи до другой, при этом важно, чтобы машины не касались друг друга. Оба транспортных средства надо поставить на ручник и выключить двигатель. Затем следует выключить зажигание и все электроприборы, так как в результате скачка напряжения они могут выйти из строя.
Прежде чем соединить провода, убедитесь, что оба аккумулятора одинаковой мощности. Затем надо размотать соединительные провода и подсоединить крокодилы к клеммам аккумуляторов, соблюдая полярность и определенную последовательность. Положительная клемма обычно немного крупнее отрицательной, она имеет красный цвет и обозначена знаком «+», ее нужно подсоединить к «плюсу» на разряженном аккумуляторе, а второй конец провода подсоединить к положительной клемме заряженного аккумулятора. Черный провод вначале подсоединяется к отрицательной клемме заряженного аккумулятора, которая обозначена знаком «-«.

Обратите внимание, что второй конец черного провода не рекомендуется подсоединять к отрицательной клемме разряженного аккумулятора, поэтому его надо подсоединить к любой неокрашенной части двигателя автомобиля с разряженным аккумулятором. В противном случае быстро разрядится батарея автомобиля-донора. Также следует убедиться, что соединительные провода находятся вдали от подвижных элементов двигателя. Затем нужно завести автомобиль с заряженным аккумулятором и подождать несколько минут, желательно, чтобы на тахометре было около 2 тысяч оборотов в минуту. После этого заглушите двигатель, выключите зажигание и попробуйте завести двигатель с разряженным аккумулятором. Если батарея недостаточно зарядилась, надо сделать паузу не менее полутора минут, после чего дать автомобилю-донору поработать еще в течение десяти минут.

Если прикуривание прошло успешно, нужно в течение нескольких минут прогреть двигатель, не нажимая при этом педаль газа, так как увеличение оборотов генератора может привести к скачку напряжения и выходу из строя электроники. Затем следует отсоединить провода для прикуривания в обратном порядке, в первую очередь отсоедините черный провод от двигателя. Затем надо снять «крокодилы» с заряженной батареи. Перед отсоединением проводов желательно в обеих машинах включить обогрев заднего стекла и вентиляторы салона, это поможет сгладить скачок напряжения. Не включайте фары, так как они могут перегореть.

Существует также вариант прикуривания автомобиля при работающем двигателе запускающего автомобиля, однако в таком случае возможны нежелательные последствия. В частности, не исключена перегрузка генератора или выход из строя электроники.

Существует еще один способ прикуривания автомобиля от другой АКБ, который можно применить в том случае, если под рукой нет соединительных проводов и если двигатель карбюраторный. Для этого подсоедините заряженный аккумулятор к автомобилю, заведите его и, не выключая двигатель, поменяйте заряженную батарею на разряженную. Если машина с инжектором, такой способ может вызвать проблемы с электроникой, за что его и прозвали в народе «убийством инжекторного автомобиля».

После успешного старта желательно совершить активную и длительную поездку, чтобы аккумулятор успел подзарядиться от генератора. Под словом «активная» подразумевается поездка на умеренно высоких оборотах мотора (не менее двух тысяч в минуту) по тахометру. При этом необходимо выключить все лишнее электрооборудование.

Меры предосторожности

Итак, мы рассмотрели, как зарядить аккумулятор от другой машины, но следует понимать, что аккумуляторная батарея является взрывоопасным предметом. В случае взрыва разлетаться в разные стороны будут не только осколки, но и капли серной кислоты.Во избежание неприятностей следует строго соблюдать определенные правила.

В первую очередь убедитесь, что разряженный аккумулятор имеет нормальный уровень жидкости, и что она не замерзла. Определить состояние электролита не составит труда. Для этого надо открутить пробки и заглянуть внутрь. В нормальном состоянии электролит по консистенции напоминает воду. Если он замерз, вы увидите лед или что-то, напоминающее желе. Кроме того, банки аккумулятора с замерзшим электролитом будут слегка вздуты. Прежде чем трогать аккумулятор, желательно надеть перчатки и очки, так как серная кислота, которая находится внутри, разъедает кожу, а вокруг батареи находится водород, который взрывоопасен.

Не следует прикуривать двигатель большого объема от малолитражки или дизельного автомобиля. Дело в том, что запускаемый двигатель требует больше энергии, чем донор. В результате велики шансы посадить заряженный аккумулятор и при этом не зарядить севшую батарею.

Во время выполнения операции следите, чтобы контакты черного и красного проводов не соприкасались друг с другом. При этом всегда нужно соблюдать порядок подключения крокодилов, так как вырабатываемый разряженным аккумулятором водород может взорваться от искры. Обратите внимание! Если разряженный аккумулятор имеет трещину, или вы заметили, что подтекает жидкость, то прикуривать автомобиль нельзя, а батарея подлежит замене.

Так как прикуривание автомобиля — дело тонкое, не стоит доверять эту операцию другому водителю. В любом случае от неправильных действий может пострадать ваш автомобиль или даже вы сами.

Вот, собственно, и все премудрости запуска двигателя от внешнего аккумулятора. Чтобы избежать этой процедуры, возьмите себе за правило всегда проверять, не включены ли какие-либо источники энергопотребления. Делать это нужно, даже если вы покидаете автомобиль ненадолго. Банальная невнимательность может доставить вам массу хлопот.

В каких случаях требуется прикуривание

Для упрощения, автомобиль принимающий энергию назовём акцептор, отдающий – донор.

При отсутствии проводов иногда поступают так: снимают севший АКБ с машины, вместо него устанавливают заряженную АКБ с донора, запускают двигатель, после чего устанавливают разряженную батарею обратно на своё место. Такой способ опасен тем, что в процессе замены батареи, при работающем генераторе, в бортовой сети возможны провалы и всплески напряжения, способные вывести из строя электронные модули. Обилие электроники в современных автомобилях делает подобную процедуру рискованной, применять её стоит только в крайнем случае. Аккумулятор, даже севший, является буферным элементом в энергосистеме. Он сглаживает резкие переходные процессы, стабилизирует сеть, поэтому прикуривание без снятия АКБ, является предпочтительным способом оживления.

Некоторые водители постоянно возят с собой провода для прикуривания, наличие проводов особенно актуально при:

  • затрудненном пуске двигателя;
  • эксплуатации автомобиля в условиях низких температур;
  • низкой ёмкости аккумулятора.

Поддержание автомобиля в исправном техническом состоянии, при нормальных условиях, позволяет без проблем производить пуск мотора. Но обстоятельства бывают разные, даже абсолютно исправный мотор в сильный мороз может испытывать затруднения с пуском, связанные со снижением емкости АКБ, ухудшением смесеобразования, увеличением вязкости моторного масла и т. д.

Выбор необходимого оборудования

Для прикуривания нужно иметь комплект из двух токопроводящих жил, длиной не менее 2-3 метров, снабженных пружинными зажимами типа «крокодил» на концах. Чем короче провод, тем меньше в нём потерь, однако слишком короткий провод может не дотянуться до точек подключения под капотом. Подъехать вплотную к автомобилю, застрявшему в сугробе, удаётся не всегда.

Важно иметь ввиду, что токи в цепи прикуривания при заряде достигают десятков, а при пуске двигателя и сотен ампер. Соответственно, следует правильно выбирать сечение проводов, из расчёта 10 А на 1мм2. Для пусковых кабелей сечение по меди должно быть не менее 16, а лучше 20-30 мм2 . Недостаточное сечение проводника не позволит завести двигатель. Тонкий провод будет нагреваться, вплоть до оплавления и даже возгорания изоляции.

Крокодилы должны быть изготовлены из массивной металлической пластины, предпочтительно медной, с надежным винтовым зажимом для закрепления жилы.

Желательно чтобы положительные и отрицательные зажимы и провода имели разную окраску для снижения риска переполюсовки. Как правило, изготовители выбирают красный цвет для положительных и черный для отрицательных полюсов.

При выборе готового изделия обязательно следует проверить сечение токопроводящих жил. Нередко производители идут на хитрость, предлагая с виду толстые провода, у которых основную массу занимает слой изоляции с тоненькой медной жилой. Данный параметр должен быть указан в прилагаемых к изделию документах, паспорте.

Провода несложно изготовить самостоятельно. Достаточно купить жилы подходящего сечения и клеммы типа «крокодил», рассчитанные на нужный ток. В качестве проводников хорошо подходят электросварочные кабели. Хорошим вариантом считаются кабели в резиновой изоляции. Стоит избегать использования жестких оболочек, так как на морозе велик шанс растрескивания изоляции.

Последовательность операций

Часто возникает вопрос, нужно ли заводить мотор донора во время прикуривания. Можно, но только для зарядки севшего аккумулятора донора или акцептора, без попыток включения стартера последнего.

В остальных случаях оставлять включенным зажигание или работающий двигатель донора нельзя. Дело в том, что при включенном зажигании все потребители, включая дорогостоящие электронные блоки, оказываются подключенными к электросети. Колебания напряжения при включении стартера могут оказать негативное воздействие на них. Для минимизации рисков желательно снять минусовую клемму с аккумулятора донора при пуске.

Таким образом, последовательность запуска выглядит так:

  • Двигатель донора работает или заводится на 5-10 минут для подзарядки АКБ, после чего глушится и выключается зажигание (опционально отключается минусовая клемма).
  • Клеммы аккумуляторов соединяются в последовательности, указанной выше.
  • Производятся попытки пуска мотора акцептора.
  • После удачного запуска клеммы снимаются в обратной последовательности.

После нескольких неудачных попыток можно, не рассоединяя провода, завести мотор донора, подзарядить аккумулятор 10-15 минут, после чего выключить зажигание и сделать ещё несколько попыток старта акцептора.

В процессе прикуривания крайне важно выполнение следующих условий:

  • напряжения бортсети донора и акцептора должны совпадать, 12 или 24В;
  • соединительные провода должны быть достаточного сечения, не менее 16 мм2;
  • должна соблюдаться полярность подключения;
  • при включении стартера акцептора, зажигание на автомобиле доноре должно быть выключено.

Выполнение этих несложных правил обеспечит правильное и безопасное прикуривание автомобиля от другого аккумулятора.

Как прикурить аккумулятор: видео

Как правильно выбрать провода для прикуривания

Для того, чтобы выбрать качественные провода для прикуривания, они должны соответствовать определенным критериям и техническим характеристикам. Прежде всего внимание следует обратить на следующие моменты:

  1. Сечение проводов (их диаметр);
  2. Материал, из которого они изготовлены;
  3. Качество изготовления.

Теперь обо всем по порядку. Известно, что чем больше сечение провода, тем меньшим сопротивлением он обладает, и, соответственно, в нем происходит меньше потерь тока и напряжения.

Сечение проводов для прикуривания должно соответствовать объему двигателя автомобиля: чем больше литраж, тем мощнее стартер и, соответственно, больше потребление тока. Чем провода для прикуривания толще, тем большую силу тока они способны выдержать.

Минимальная площадь сечения проводов для прикуривания автомобилей с объемом двигателя до 1,5 л должна составлять 16 мм2 (диаметр примерно 4,5 мм), а оптимальная – в пределах 70 мм2 (диаметр 9,5 мм). Последних достаточно для большинства моделей легковых автомобилей и кроссоверов.

Лучший материал для изготовления проводов – это, безусловно, медь, так как она обладает наименьшим сопротивлением среди прочих материалов. Поэтому выбирать следует провода для прикуривания изготовленные из многожильного медного провода.

Качество изготовления пусковых проводов косвенно можно определить по местам соединения зажимов с проводами. Концы проводов обычно заделываются в мощные зажимы типа «крокодил» – это по праву считается самым «больным» узлом во всей конструкции.

Соединение концов пусковых проводов с зажимами обязательно должно быть выполнено на пайке, чтобы в местах соединения из-за повышенного сопротивления не было потерь напряжения (обычного обжима для этого не достаточно).

Допустимыми показателями потери напряжения в проводах для прикуривания длиной 1,5 метра составляют:

  • 1,2 В при токе до 100 А;
  • 2,3 В при силе тока 200 А.

Чем провода короче, тем будет меньше их сопротивление. Оптимальная длина проводов для прикуривания составляет от 1,5 до 2,5 метров.

Лучше всего выбирать провода, на «крокодилы» которых нанесена изоляция. В таком случае они будут меньше греться и искрить. Наличие острых «зубов» на зажимах также желательно для наилучшего контакта с клеммами аккумулятора.

Изоляция пусковых проводов должна быть сделана из морозостойкой резины или силикона (она должна быть прочная, но мягкая, чтобы не «дубела» и не крошилась на морозе). Поскольку под резиновой оплеткой активно идет процесс окисления, то лучше выбирать пусковые провода с силиконосодержащей изоляцией, однако найти их в магазинах достаточно проблематично.

В целях безопасности (дабы избежать ошибки при подключении) провода для прикуривания обычно выпускают двухцветными. Для соединения плюсовых клемм принято использовать красный провод, а для минусовых – черный.

Как не купить «левые» провода для прикуривания

Сегодня рынок наполнен готовыми комплектами проводов для прикуривания, большинство из которых не имеют названия или подробной маркировки, по которой возможно определить качественные характеристики изделия. Не всегда удается даже определить производителя комплекта.

Отсутствие подобной информации, а также излишне низкая цена товара должны насторожить покупателя, так как недобросовестные производители грешат тем, что уменьшают толщину медной жилы и неестественно увеличивают толщину изоляции. Если вам «повезло» приобрести именно такие провода, то запуск двигателя от «донора» нужно производить не сразу, а только после того, как ваш аккумулятор немного подзарядится. При попытке запустить двигатель сразу такие провода попросту могут загореться.

И в заключение можно сделать простой вывод: провода для прикуривания стоят не так уж дорого, купите их и возите с собой. Пусть вашей машине они и не понадобятся, но с их помощью вы сможете помочь кому-то другому в сложной ситуации.