Промывка для двигателя

В каких случаях нужна промывка двигателя при замене масла?

Как ни странно, но дать однозначный ответ на вопрос: «нужно ли промывать двигатель при замене масла», нельзя. Дело в том, что каждая ситуация индивидуальна, и из этого и нужно исходить. Ниже мы рассмотрим случаи, когда нужно промывать двигатель при замене масла, а когда нет.

  1. Промывка нужна – обязательно промывать двигатель нужно в следующих случаях:
    • Переход на новую марку масла – в некоторых случаях масла разных производителей недопустимо смешивать между собой, так как технология производства у них может быть разной;
    • Изменение вязкости масла – это крайне важно. К примеру, при переходе с синтетики на полусинтетику промывка двигателя производится в обязательном порядке (подробнее о вязкости масла и его свойствах);
    • «Темная» история обслуживания – часто никакой сервисной книжки у купленного с рук авто и в помине нет. Это не критично, ведь все зависит от человека, который ранее эксплуатировал машину. Но перестраховаться стоит;
    • После капремонта мотора, так как в этом случае демонтируется головка блока цилиндров, поэтому промывка двигателя обязательна;
    • «Посторонний мусор» в движке – иногда, в силу ряда причин, в силовой агрегат попадает низкокачественное масло, антифриз, некачественное топливо и тому подобные загрязнения.
  2. Промывка не нужна – в тех случаях, когда автомобиль приобретался в автосалоне и до сих пор эксплуатируется первым хозяином, при условии качественного и своевременного обслуживания, разумеется. У машины прозрачная история и опасаться чего-либо не нужно.

Некоторые автовладельцы тратят немало времени в поисках удивительного средства, которое решит все их проблемы за каких-то 15-20 минут. Это справедливо и в отношении промывочного масла, хотя оно и не пользуется такой популярностью, как всевозможные промывочные жидкости. Давайте рассмотрим недостатки промывки двигателя, которые могут возникнуть у рядового автолюбителя.

Недостатки промывки двигателя при замене масла

Современные масла уже содержат в своем составе всё необходимое: моющие присадки в моторном масле сами обмывают внутренние поверхности двигателя, так что никакие дополнительные промывки при грамотном обслуживании машины не нужны.

Следует помнить, что слить все масло из двигателя без остатка при обычной замене невозможно – порядка 10% его оседает в картере, поддоне, на деталях и т.д. Это значит, что новое масло перемешивается с остатками старого. Следовательно, при использовании жидкости для промывки, часть ее останется в двигателе – это и есть главный недостаток промывочных составов.

Так как в промывочных жидкостях находятся едкие вещества (за счет которых они и разъедает загрязнения), то они обязательно попадут в новое масло, существенно ухудшив его характеристики и свойства, что неминуемо скажется на состоянии мотора.

Примерно то же самое относится и к промывочному маслу, но оно не такое агрессивное, поэтому его влияние на двигатель скажется немного позже. Так что ничего, кроме головной боли, испорченного мотора и выброшенных на ветер денег, эта процедура в большинстве случаев не даст.

От промывки двигателя лучше отказаться, если автовладелец приобрел машину в автосалоне и грамотно её обслуживал. Это значит, что он проходил все ТО вовремя (у дилера либо на сертифицированной станции), покупал только качественное моторное масло, фильтры, ремни, свечи и другие расходники.

Промывка двигателя перед заменой масла оправдана лишь тогда, когда автомобиль приобретался на вторичном рынке. Естественно, если покупка осуществляется у друзей, родственников или знакомых – ничего выдумывать не нужно, так как история авто всем известна. Но при покупке у незнакомых лиц промывка жизненно необходима.

Способы и средства промывки двигателя

Рассмотрим четыре основных способа промывки двигателя, применяемых как при замене масла, так и при сложном техническом ремонте:

  1. Промывочное масло – после слива старого отработанного масла в двигатель заливают промывочное масло. На нем нужно немного поездить (порядка 1-3-х дней) в щадящем для мотора режиме. Но такой вариант не очень востребован и популярен, так как приходится в течение 3-х дней несколько раз посещать СТО, платить за работу мастеров, да и ездить нужно крайне аккуратно.
  2. Промывочная жидкость – этот способ похож на промывку маслом, но временные затраты на него сокращены, благодаря более агрессивному и едкому моющему составу. Для выполнения промывки необходимо залить жидкость в мотор, непосредственно в старое масло, и дать ему поработать на холостых оборотах 10-15 минут. По истечении этого срока масло вместе с промывочной жидкостью сливается (со всеми отлипшими загрязнениями) и в двигатель заливается новое.
  3. Частая замена масла – это самый «нежный» способ промывки двигателя. При нём старое масло вместе с масляным фильтром заменяют на новое, после чего автомобиль эксплуатируют в режиме обкатки в течении 2000 км. Затем производят повторную замену масла и фильтра, и ещё 4000 км ездят в щадящем режиме. После того, как одометр намотает очередные 4 000 км, потребуется вновь заменить масло и фильтр. После этой замены можно передвигаться в обычном режиме и с обычным интервалом ТО.
  4. Промывка разобранного двигателя – в этом случае все делается вручную. То есть, механики снимают двигатель, разбирают его и вручную, при помощи бензина или керосина, промывают, вычищая все детали. Кроме того, попутно оценивается состояние мотора. Конечно, данный способ промывки требует серьезных финансовых вложений, а также значительного количества времени, но при проведении серьезного ремонта такая процедура себя оправдывает.

Как следует из вышеизложенного, промывка двигателя бывает оправдана не всегда (недаром же официальные станции категорически запрещают использование промывочных средств). В случае необходимости такого мероприятия лучше доверится профессионалам и отогнать машину на СТО.

На наш взгляд, оптимальным решением для поддержания мотора в норме является регулярная и своевременная замена моторного масла и фильтров.

Промывка двигателя – когда нужна, а когда нет

Забавную трансформацию в сознании водителей претерпело отношение к такой простой процедуре как промывка двигателя при замене масла. Исторический опыт отцов однозначно говорил, что промывать нужно. В эпоху минеральных масел сомнительного качества (когда кроме них, во всяком случае в СССР, другого не было) иначе было просто нельзя. Однако химическая промышленность на месте не стоит, и вот мы пользуемся крутой синтетикой, которая, по обещаниям производителей, сама все сделает в моторе. Промывку двигателя подвергли обструкции и уже собирались выбросить на свалку автомобильной истории, но пока это делать рано. Промывка двигателя процедура, конечно, устаревшая, но в некоторых ситуациях она может оказаться кстати.

Заливка промывочного средства в двигатель

Когда мыть не нужно

Сторонники технического прогресса, в общем, правы, если вы используете качественное синтетическое масло (в крайнем случае, полусинтетику) и меняете его в срок, установленный производителем, или чаще, то промывка вам не нужна. Конечно, хуже двигателю не будет, но и лучше тоже. Зато вы заплатите за промывку и за двойную замену (либо потратите свое время, если обслуживаете авто самостоятельно). Хотите побаловать мотор и продлить срок его службы – чуть сократите интервал замены масла – пользы от этого будет больше чем от промывки.

Многих беспокоит вопрос – промывать ли если меняешь бренд масла? Если оно одного уровня с тем, что было залито раньше, например, синтетика меняется на синтетику, то не нужно.

Поэтому в обычных ситуациях промывка не нужна. Это как с лекарствами – никто же не будет принимать сильнодействующие препараты только потому, что хочется, для такого шага нужны причины.

Когда мыть нужно

Впрочем, есть ситуации, когда промывка двигателя очень желательна.

1. Вы купили машину с рук и не знаете ее историю. Б/у автомобиль это всегда кот в мешке, но если состояние кузова, салона и ходовой хотя бы можно оценить визуально, то технические жидкости большая загадка. Соблюдал ли владелец интервал замены, покупал ли хорошее масло – этого вы знать не можете. Бывают машины с сервисными книгами или чеками из магазинов, но это редкость и все равно не дает гарантии (подделываются такие вещи очень просто). Так что для собственного спокойствия первую замену масла после покупки лучше сделать с промывкой. Если все пройдет нормально, то потом можно будет уже не промывать.

Грязный двигатель изнутри. Стоит промыть.

2. При переходе на менее качественное масло. Если вы побаловали свой мотор дорогим маслом, но потом решили, что это избыточно (для старых двигателей, разработанных и произведенных еще в прошлом веке, дорогая синтетика вовсе не обязательна), то при понижении в классе масла двигатель нужно промывать. Причина в том, что старое масло из двигателя не сливается полностью – если откручивать пробку, то в системе остается процентов 15% отработки, если «отсасывать» вакуумным насосом – 5-7%, но оно все равно есть. А разбавлять минералку синтетикой не очень хорошая идея.

3. В масло попал антифриз. Это нештатная ситуация и вот тут без промывки никуда. Нужно полностью вымыть остатки антифриза из масляной системы, не забыв разобраться с причиной перемешивания жидкостей. Возможно, промыть нужно будет два раза, чтобы полностью очистить поддон и масляные каналы.

На фото: эмульсия в двигателе

Чем и как промывать

Есть несколько вариантов промывки двигателя.

1. Составы типа «пятиминутка». Это специальные флаконы (подобные выпускают компании Liqui Moly, ER, Hi-Gear, Comma, Лавр и другие, стоимость от 200 до 500 рублей), которые содержат органические растворители. Их нужно залить в мотор до смены масла и дать поработать на холостом ходу минут 5-10. Составы довольно агрессивны, смывают масляную пленку, поэтому, во-первых, не стоит их заливать надолго, во-вторых, давать мотору большую нагрузку. Моющий эффект есть, хотя если у мотора много отложений, есть вероятность, что часть «бодяги» останется в поддоне, а не сольется вместе с маслом. В запущенных случаях, после использования таких составов, лучше поменять масло два раза, с уменьшенным интервалом. Составы работают, хотя при серьезных загрязнениях мотора думать скорее нужно не о промывке, а о раскоксовке.

На фото: средство для раскоксовки

2. Промывочное масло. Почти у каждого производителя масел есть в ассортименте так называемые промывочные масла. Фактически это банальная минералка с комплектом моющих присадок. Ее нужно залить в двигатель и дать поработать на холостом ходу. Метод менее агрессивный, вреда мотору не приносит, зато может вымыть небольшие старые отложения. Кроме того, промывочное масло относительно недорого, так что по соотношению цена/качество вариант разумный.

На фото: моторное масло GM Dexos 2 5W30 и промывочное Лукойл

3. Новое масло. Можно промыть и тем же маслом, что вы собираетесь залить. Это очень хороший вариант, потому что новая порция масла будет смешиваться не с непонятной субстанцией, не слившейся после чистки, и не с промывочным маслом, а с точно таким же составом, путь и немного поработанным. Маслом обычно промывают в два захода, сначала заливают первую партию (можно на минимальный уровень) с заменой фильтра, ездят 2-3 дня, потом производят финальную замену масла и еще раз фильтра. Способ отлично позволяет перейти с сомнительной «бодяги» на качественное масло без вреда для мотора, но дороговат, получается поменять масло и фильтр нужно два раза подряд.

Несмотря на все споры и противоречия, ситуация с промывкой кажется вполне очевидной. Владельцам новых авто, которые регулярно проходят ТО, она не нужна, это деньги на ветер, но вот при покупке подержанного авто есть смысл при первой замене масла промыть, кто его знает, что заливали в мотор до вас. Но потом, перейдя на заведомо хорошее масло, о промывке снова можно забыть. Если с мотором уже все плохо, то никакая промывка не поможет.

Когда необходима промывка силового агрегата


Наверняка, каждого автовладелеца интересует, какое промывочное масло лучше для бензинового двигателя, но не всегда он задумывается – когда его нужно применять и зачем. Поэтому коротко остановимся на основных тезисах.

Первопричины зашлаковывания мотора

Главная цель чистки ДВС изнутри – удаление различных загрязнений и отложений, ухудшающих его эксплуатационные характеристики. Природа зашлаковывания состоит в следующих моментах:

  • Высокая эксплуатационная температура жидкости. Нагар черного цвета чаще всего образуется на рабочих поверхностях, нагрев которых достигает пределов от 400 до 950°C.
  • Масляный состав в процессе работы ДВС контактирует с продуктами горения топлива и воздухом. Это приводит к образованию углеродистых отложений. Даже самое лучшее моторное масло не гарантирует отсутствие нагара.
  • Формирование тонкого углеродистого слоя на поверхностях с умеренным нагревом. В основном от этого страдают стержни клапанов, нижняя область цилиндров, внутренняя плоскость поршней и юбки, а также поршневые шатуны и пальцы.
  • Образование шлама. Нерастворимые смолистые и твердые вещества, присутствующие в масляной смеси, при взаимодействии с газами, водой и топливом образуют эмульсию. В последующем она превращается в шлам, что приводит к повышению вязкости.

Ситуации, когда промывка обязательна


Прежде, как думать, чем лучше промыть двигатель перед заменой масла, важно уяснить моменты, при которых эта операция необходима:

  • При смене марки смазочного состава. Неизвестно, насколько остатки предыдущей жидкости будут совместимы с новой смазкой, поэтому лучше использовать очищающие смеси.
  • В случае, когда автовладелец выбирает продукцию даже одного производителя, но с другой вязкостью (например, ранее он использовал синтетику, а теперь решил залить полусинтетику) – также стоит обработать мотор моющим составом изнутри.
  • После выполнения капитального ремонта ДВС.
  • Если есть подозрение, что в мотор попало горючее или охлаждающая жидкость.
  • Если купленный автомобиль имеет солидный эксплуатационный стаж, при этом вся информация о его сервисном обслуживании отсутствует.

Своевременная очистка системы смазки автомотора – эффективный технологический процесс, который способен увеличить ресурс силового агрегата. Процедура традиционно включает не только промывку, но и замену фильтров. Некоторые автомобилисты покупают кроме воздушного, два масляных фильтра – с одним промывают, а другой ставится перед тем, как заливать свежее масло.

Доступные методы: чем лучше промыть двигатель перед заменой отработанного масла на свежее

Как уже упоминалось, в особо запущенных случаях мотор разбирают и чистят вручную. При менее сложных обстоятельствах существуют специальные средства для удаления отложений в ДВС:

  • Пятиминутная промывка – заливается в систему перед заменой смазывающей жидкости и смешивается с отработкой. После этого дают мотору поработать 5-10 минут и сливают весь объем смазки.
  • Препараты, с которыми следует проехать определенное расстояние – за 80-100 км до момента замены его заливают в агрегат. Во время пробега рекомендуется передвигаться в умеренном режиме. Далее – классическая процедура смены фильтра и смазывающей жидкости.
  • Масло для промывки – представляет собой стандартный минеральный состав, в котором присутствуют моющие и противоизносные присадки. Этот продукт является ответом на вопрос, чем лучше промыть двигатель перед заменой моторного масла на автомобиле. Технология применения – завести авто и дать ему поработать 15-20 минут на холостом ходу, слить отработку и залить препарат в заправочном объеме. Затем еще раз запустить мотор и дать ему поработать 10-20 минут, после чего слить промывку и заправить ДВС свежим смазывающим составом.

Последний способ наиболее популярен среди отечественных автолюбителей. Ассортимент такой продукции представлен в достаточном количестве, даже именитые компании не считают зазорным выпускать препараты для чистки силового агрегата.

Узнаем, какое промывочное масло лучше использовать для бензинового двигателя: пользовательский рейтинг

Lukoil

Продукция от отечественного производителя завоевала авторитет среди автолюбителей благодаря своей доступной цене и высокому качеству. Низкая вязкость смеси позволяет эффективно удалять шлам, грязь и зольные отложения из самых труднодоступных мест.

Несмотря на стоимость всего в 300 рублей, препарат обладает несколькими преимуществами:

  • В составе присутствуют фосфор, цинк и кальций, предотвращающие процессы окисления в ДВС.
  • Остатки рабочего масла при смешивании с промывкой не теряют своей вязкости.
  • Предохраняет детали системы от перегрева.
  • Наличие присадок, обеспечивающих приличные антикоррозионные и моющие параметры.

ТНК Промо Стандарт

Эффективная минеральная смесь с противопенными и моющими присадками, что позволяет избавиться от продуктов окисления в любых климатических условиях. Содержание кальция больше, чем у конкурирующей продукции Лукойл. Низкая цена в 300 рублей может оказать заметное влияние на решение вопроса, какое промывочное масло лучше использовать для бензинового двигателя вашей автомашины.

Однако без недостатков не обошлось. Анализы показывают повышенное содержание серы, что говорит о несложной структуре чистящего средства. Собственно, постоянно на нем ездить вы не будете, а за короткий промежуток очистки смесь не успеет состариться.

Shell Helix

Основное отличие этого продукта – основа из органических растворителей. Однако заплатить за такую опцию придется около 600 рублей за литр. Впрочем, такая сумма оправдывается эффективной и быстрой очисткой мотора от нагара и грязи.

Особенно важно то, что от воздействия состава резиновые уплотнители абсолютно не страдают, чего не скажешь о некоторых аналогах.

ХАДО Verylube

Минеральная промывочная смесь работает как в маслосистеме ДВС, так и в трансмиссии. В своем составе она имеет не только комплекс специальных присадок, но и ревитализант, который осуществляет компенсацию текущего износа узлов. Цена двухлитровой упаковки составляет 570 рублей.

В числе присадок присутствуют противоизносные, моюще-диспергирующие и противозадирные элементы, способствующие доведению системы до уровня технической чистоты:

  • Маловязкая основа гарантирует беспрепятственную циркуляцию жидкости по системе, а также быстрое растворение сгустков загрязнений.
  • Противозадирные компоненты обеспечивают мягкую очистку даже при промывке 30-40 минут.
  • Моющие присадки активно чистят рабочие поверхности от высокотемпературных и шламовых отложений.

Роснефть Express

Один из самых доступных минеральных составов, его стоимость находится на уровне 300-400 рублей за четырехлитровую канистру. Если вы еще не решили, чем лучше и эффективнее промыть двигатель перед заменой масла, то стоит обратить на этот продукт внимание. Он, конечно, не показывает рекордные результаты, но имеет ряд преимуществ:

  • В основе лежит композиция из высокоэффективных моющих присадок как отечественного, так и импортного производства.
  • Смесь показывает хорошие результаты при очистке как дизельных, так и бензиновых агрегатов.
  • В составе присутствуют диспергирующие компоненты, удерживающие нерастворимые частицы продукта старения масла во взвешенном состоянии. Это исключает блокировку каналов маслосистемы даже при сильном уровне загрязнения.

ZIC Flush

Хорошее масло для промывки, которое производится на базовой основе Yubase для всех смазочных материалов фирмы Зик. Четырехлитровая канистра обойдется в 700 рублей. Положительные стороны состава выражены следующими параметрами:

  1. Смесь безопасна для полимерных уплотнительных деталей.
  2. Удаляет шлам и способствует снижению рабочей температуры в высокотемпературных зонах ДВС.
  3. Устраняет возможность окисления новой смазки, которое вызывается остатками отработки.

Выводы

Если прислушаться к отзывам и рекомендациям специалистов, то напрашивается важное умозаключение: лучше всего менять моторное масло через 7500-8000 км пробега. Это практически в два раза чаще, чем советуют автопроизводители. Но именно таким образом получится избежать ускоренного износа мотора. Простое правило должны соблюдать владельцы всех новых автомобилей.

Для подержаных машин процедура промывки необходима. В дальнейшем следует соблюдать те же рекомендации. Ассортимент средств для очистки весьма широк как в ценовом диапазоне, так и в качественном. Среди отечественной продукции хорошие результаты продемонстрировали Lukoil и ХАДО Verylube, из зарубежной — Shell Helix.

Касательно промывки двигателя при замене масла, у автовладельцев имеется масса вопросов, которые требуют точных ответов. Это связано с тем, что в регламенте технического обслуживания транспортного средства, замена масла является, чуть ли не самым главным действием.

Отметим, что среди автовладельцев бытуют абсолютно противоположные мнения касательно промывки двигателя. В связи с этим, мы попробуй максимально простым языком разъяснить данный момент. Прочитав эту статью вы, не вникая в особые подробности технического обслуживания, сможете самостоятельно принять решение о том, нужна ли промывка мотора в вашем случае.

Нужна ли промывка двигателя при замене масла?

Однозначного ответа на вопрос, который поставлен в заголовке раздела нет. Это связано с тем, что каждая ситуация индивидуально и нужно ее оценивать комплексно. Единственное, что мы можем с уверенностью сказать, так это то, что вам следует обратить внимание не только на специальные промывочные растворы для мотора, но и на промывочное масло, которое хоть и не пользуется большой популярностью, но очень эффективно.

Теперь, давайте разберемся, в каких случаях нужно промывать мотора перед заменой масла а в каких не нужно.

Итак, мотору требуется промывка при следующих обстоятельствах:

1. Переход на масло другого производителя. Масла нельзя смешивать, это негативно отразиться на работе мотора и повысит скорость его износа.
2. Переход между маслами одного производителя разной вязкости. Например, примером такого перехода может являться замена синтетического масла на полусинтетическое.
3. Если вы только что купили поддержанную машину, и масло в ней менялось не в фирменном автосервисе, а водителем самостоятельно.
4. Первая заливка масла после того, как двигатель пережил процедуру капитального ремонта.
5. В случаях, когда вы явно видите, что в старое масло попали любого рода загрязнения.

Если же говорить, в каких случаях промывка двигателя не требуется, тот все гораздо проще. Если вы только что купили новый автомобиль или уже давно являетесь его владельцем и проводите технического обслуживание машины согласно регламенту, то вам нет никакой необходимости заниматься промывкой мотора.

Достоинства и недостатки процедуры промывки мотора при замене масла

Для начала, вы должны уяснить, что в случаях того, когда автомобиль проходил процедуры облуживания согласно технического регламента, все расходники менялись во время, а масло всегда заливалось только высокого качества, нет никакой необходимости промывать мотор. Более того, это может серьезно ему навредить.

Все дело в том, что когда вы меняете масло, то слить весь старый раствор вам не удастся. Около 10 процентов вещества оседает в различных узлах автомобиля. Плюс к этому, все современные автомобильные масла уже имеют в составе некоторую концентрацию промывочных веществ, тем самым проводят незаметную для водителя, но постоянную профилактическую работу. А теперь представьте, вы промываете специальным раствором двигатель, который этого не требует. Десять процентов вещества оседает в узлах мотора. После заливки нового масла остатки чистящего вещества с ним смешивают, и получается смесь с высоким содержанием едких веществ. Это точно не пойдет на пользу вашему двигателю и сильно ухудшит качественные характеристики моторного масла.

В целом, выполнять промывку нужно только при явно указывающих на необходимости этого процесса обстоятельствах и то, вам лучше потратить чуть-чуть больше денег и купить промывочное масло – оно менее агрессивное, а значит, мотор меньше пострадает.

Напомним, что в предыдущей статье мы рассказывали про ремонт карбюратора солекс своими руками.

Какие существуют способы промывки двигателя?

Существует несколько основных способов прочистки двигателя транспортного средства.

Ниже мы кратко опишем основные из них:

1. Полный съем мотора. Это способ весьма затратный по времени и финансам. Мастера вытаскивают двигатель из авто, разбирают его на самые мелкие запчасти и в ручном режиме, при помощи керосина и бензина вычищают каждый его элемент. Единственным достоинством этого метода, является полное отсутствие вреда для мотора, плюс возможность провести осмотр каждого его узла.

2. Заливка специального масла для промыва мотора. Смысл данного метода заключается в том, что вначале сливается старое масло, вместо него заливается промывочное, после этого водитель ездит на чистящей смеси в течение трех дней, в щадящем для двигателям режиме. Далее следует слить промывочное масло и залить уже обычное. Данный метод не популярен, ввиду высокой стоимости и больших временных затрат.

3. Заливка специального промывочного раствора. Данный метод идентичен методу промывки при помощи специального масла. Разница заключается в том, что ездить несколько дней на машине не нужно, достаточно просто прогнать двигатель на холостом ходу в течение 15 минут.

4. Частая замена машинного масла. Это самый щадящий и безопасный для мотора метод. Суть его заключается в том, что вы сливаете старое масло, меняете масляный фильтр и заливаете новое. После этого ездите на машины в аккуратном режиме 2000 километров. Далее сливаете масло, заменяете фильтры и заливаете свежее масло. На этот раз в щадящем режиме нужно кататься 4000 километров. После этого, снова сливаете старое масло, заливаете новое и меняете масляный фильтр. Далее можете обслуживать мотор согласно техническому регламенту.