Подиумы своими руками

Зачем устанавливать динамики на подиумы

Первое и очевидное обоснование необходимости использования подиумов — с их помощью можно выдвинуть динамическую головку из штатного посадочного места, если она туда не входит по глубине. Однако это не единственная причина.

Чтобы любой динамик зазвучал, ему необходимо правильно рассчитанное акустическое оформление и жёсткое основание, призванное гасить паразитные вибрации.

В домашних и сценических системах используют тяжёлые, жёсткие корпуса, выполняющие сразу обе функции. Для автомобильных систем подобным образом изготавливают сабвуферы.

Акустическое оформление среднечастотных динамиков и «мидбасов» образуют элементы конструкции автомобиля. В этом случае в роли внутреннего пространства звуковой колонки выступают полости за обшивкой.

Во время работы автомобильная акустика испытывает значительные вибрационные нагрузки. Если их не гасить, они передаются на панели обшивки и другие конструктивные элементы, выполненные, как правило, из довольно тонких материалов. Эти колебания искажают звук.

Задача подиумов — принять вибрации на себя и погасить их. Не допустить распространения паразитных колебаний.

Каким должен быть подиум

Как следует из изложенного выше, подиум для среднечастотника или мидбаса не простой декоративный элемент, а необходимый компонент аудиосистемы, влияющий на качество звучания. Чтобы эффективно выполнять возложенную на него задачу — гашение ненужных вибраций — подиум должен быть тяжёлым. Чем тяжелее, тем лучше.

Чтобы деталь была тяжёлой, её следует изготовить из соответствующего материала. Но на практике чаще всего используют фанеру, так как её несложно обрабатывать в домашних условиях.

Известно ли вам, что первый археологический артефакт из напоминающего современную фанеру материала археологи обнаружили на территории Древнего Египта. Фанерный ларец датируют XV—XVI веком до н. э.

Фанера — относительно лёгкий материал. Для увеличения веса подиумы делают по возможности большими. Конечно, учитывая особенности салона автомобиля.

Определяя размеры, ориентируются не только на качество звука, но и следят, чтобы дополнительный элемент не препятствовал работе основных устройств. Например, установленный в дверь динамик не должен мешать использованию ручек.

Подиум для динамика не следует крепить к обшивке, только к жёстким металлическим элементам. Во-первых, слабое основание не способствует гашению вибраций. Во-вторых, тяжёлый подиум с динамиком оно не выдержит.

Внутренний подиум

Различают внутренние и наружные подиумы. Первые устанавливают, когда хотят сохранить заводской внешний вид без изменения. Например, когда меняют штатный динамик на близкий по диаметру диффузора.

Внутренний подиум целиком скрыт во внутренней полости двери или потолка под обшивкой, которая должна плотно прилегать к динамику. В противном случае возможны искажения, так как динамик будет «играть под обшивку».

Внешняя обшивка должна плотно прилегать к динамику, установленному на внутренний подиум

Таблица: достоинства и недостатки внутренних подиумов

Достоинства Недостатки
  1. Минимальное влияние на внешний вид салона.
  2. Низкие требования к внешнему оформлению.
  3. Простота изготовления.
  4. Отсутствие помех эксплуатации автомобиля.
  5. Динамик защищён от внешних повреждений.
  1. Лёгкость конструкции, что может отрицательно влиять на воспроизведение низких частот.
  2. Жёсткое положение динамика, которое невозможно изменить, что затрудняет правильную пространственную ориентацию источника звука относительно слушателя.

Внешний подиум

Наружный или внешний подиум позволяет установить любой динамик больше или меньше штатного. Кроме того, головку можно разместить как параллельно плоскости двери, так и под наклоном, направив в сторону слушателя. Дополнительный плюс внешнего подиума — он плотно прижимает обшивку, уменьшая вибрацию.

Таблица: достоинства и недостатки внешних подиумов

Достоинства Недостатки
  1. Уникальный дизайн.
  2. Регулируемые размеры и вес.
  3. Возможность пространственной ориентации положения источника звука.
  1. Сложное изготовление.
  2. Неизбежное влияние на заводской дизайн салона.

Внешний подиум не просто подставка, а единая конструкция. Его составные части необходимо подгонять и крепить плотно, без зазоров и щелей. Это обеспечивает максимальную жёсткость конструкции и предотвращает «уход» звука под обшивку.

Компоненты подиума должны быть подогнаны без щелей и зазоров

Элементы акустического оформления, в том числе подиум, не должны препятствовать свободному движению воздуха через окна корзины динамика. Помехи могут ухудшить воспроизведение низких частот.

Компоненты подиума не должны создавать препятствий движению воздуха через окна корзины динамика

Когда динамик сильно утоплен в подиум, диффузор работает через тоннель, что заметно влияет на качество звука при глубине всего 1 см.

Детали подиума не должны образовывать туннель перед диффузором

Ухудшает качество звука и слишком длинный тоннель со стороны магнита динамика. Лучше избегать подобной конструкции, но если она необходима, проём делают как можно шире.

Тоннель с тыльной стороны динамика ухудшает качество звука

Особенность внешних подиумов — необходимость декоративной отделки. Если внутренний спрятан под обшивкой, то наружный всегда на глазах. Он не должен портить внешний вид.

Эту проблему обычно решают обтяжкой и оклейкой готового подиума натуральной или искусственной кожей. В некоторых случаях, когда подиум довольно высокий, перед обтяжкой приходится сшивать чехол по форме основания, так как материал допускает натяжение лишь в определённых пределах.

Ещё один способ декоративной отделки — окраска в подходящий цвет после шпаклёвки и тщательной зачистки поверхности.

Твиттеры не развивают большой мощности и в меньшей степени подвержены вибрациям. Поэтому подиумы для них в большей степени декоративные подставки, чем элементы акустического оформления. Их изготавливают в виде накладок на боковые стойки либо встраивают в панели обшивки стоек, ориентируя по субъективным ощущениям слушателей примерно в центр салона.

Подиумы-переходники с круглых посадочных мест на овальные динамики принципиально не отличаются от обычных внешних. Трудность состоит лишь в разработке чертежа и установке головки с соблюдением изложенных выше требований.

Как сделать и установить своими руками

Для самостоятельного изготовления любого подиума понадобятся следующие материалы:

  • фанера или другой аналогичный материал для вырезки кольцевых деталей;
  • вибропоглощающий листовой материал для обработки элементов автомобильного кузова в местах установки подиумов;
  • стекломат (стеклоткань) для изготовления деталей сложной формы;
  • эпоксидная смола с отвердителем;
  • капрон или другая аналогичная синтетическая ткань для изготовления деталей по «чулочной технологии»;
  • искусственная (натуральная) кожа или краска для декоративной отделки внешнего подиума;
  • акустическая ткань для отделки решётки динамика;
  • эластичный клей;
  • шпаклёвка;
  • монтажная лента;
  • наждачная бумага;
  • монтажная пена;
  • метизы.

Для работы необходим инструмент:

  • набор ключей и отвёрток,
  • нож,
  • шпатель,
  • ножницы,
  • дрель,
  • лобзик,
  • фен,
  • кисточки.

Изготовление и монтаж внутреннего подиума в дверь

  1. Снимите обивку (карту) двери. Определите оптимальное место установки подиума.

    Выбор места для подиума

  2. Подготовьте место к установке. Оклейте выбранный для монтажа участок и внутреннюю поверхность двери за динамиком вибропоглощающим материалом.

    Оклейка двери вибропоглощающим материалом

  3. Разработайте форму подиума с учётом изложенных выше рекомендаций. Вырежьте из картона установочный шаблон, примерьте его на месте, определите точки крепления.
  4. Перенесите шаблон на фанеру или другой выбранный для изготовления материал. Вырежьте заготовку. Просверлите в ней отверстия для крепежа.

    Фанерная заготовка для подиума

  5. Примерьте заготовку на месте. Наметьте, а затем просверлите крепёжные отверстия в металле двери.

    Примерка к посадочному месту заготовки для подиума

  6. Обработайте фанерную заготовку несколькими слоями лака или другого защитного состава и просушите.
  7. Закрепите подиум на двери нержавеющими болтами с контргайками и шайбами.

    Крепление подиума к двери

  8. Подключите, установите и закрепите динамик.

    Установка динамика в подиум

  9. Примерьте положение панели обшивки двери.

    Примерка обшивки двери после установки динамика в подиум

  10. При необходимости, если карта частично перекрывает диффузор, наметьте расширенное отверстие под динамик.

    Разметка отверстия в панели обшивки двери под динамик

  11. Расширьте отверстие по разметке. Установите панель обшивки на место.

    Расширенное по размеру динамика отверстие в карте двери

  12. При необходимости доработайте штатную решётку динамика. Расширьте отверстия.

    Решетка динамика с расширенными отверстиями

  13. Используя клей, обтяните решётку акустической тканью и установите на панель.

    Декорированная акустической тканью решетка динамика

  14. Соберите дверь. Проверьте качество звука.

    Дверь в сборе с установленным на подиум динамиком

Видео: подиум из стекломата

Изготовление и установка в стойку внешних подиумов для твиттеров

  1. Продумайте место установки твиттеров.
  2. Вырежьте из фанеры кольца по размеру динамиков.

    Фанерные кольца для подиумов под твиттеры

  3. Снимите обшивку стоек и закрепите кольца примерно в намеченном месте с помощью шурупов-саморезов и монтажных пластин.

    Кольца для подиумов, закреплённые на деталях обшивки стоек

  4. Верните обшивку на место, установите в кольца твиттеры, включите аудиосистему и откорректируйте положение подиумов по качеству звука, ориентируя динамики на слушателя.
  5. Снимите панели обшивки стоек. Обтяните их вместе с кольцами капроновой тканью. Подойдут толстые прочные колготки.

    Панели обшивки стоек, подготовленные к нанесению эпоксидной смолы

  6. Пропитайте ткань несколькими слоями эпоксидного клея, просушивая каждый слой.

    Заготовки, пропитанные эпоксидной смолой

  7. После набора конструкцией достаточной прочности и полного отвердевания смолы нанесите на заготовки два слоя эпоксидной шпаклёвки со стекловолокном, придавая желаемую форму.

    Нанесение на заготовки эпоксидной шпаклёвки со стекловолокном

  8. Отвердевшие заготовки обработайте наждачной бумагой, доведя форму до совершенства.

    Заготовки, обработанные наждачной бумагой

  9. Заполните внутренние полости подиумов монтажной пеной. После отвердения вырежьте в ней посадочные места под твиттеры.

    Заполненные монтажной пеной заготовки

  10. Используя фен и клей, аккуратно обтяните подиумы искусственной кожей.
  11. Оклейте поверхность стоек окна и внутреннюю полость накладок с подиумами вибропоглощающим материалом. Проложите по стойкам провода.
  12. Установите твиттеры в подиумы. Подключите провода. Проверьте работоспособность твиттеров. Установите накладки стоек на посадочные места.

    Стойка с установленным на подиум твиттером

Галерея: оклейка подиума искусственной кожей

Оклеенная кожей стойка с подиумомОклеенная кожей заготовкаОбтяжка заготовки кожейИспользование фена для нагрева кожиПодготовка заготовок к оклейке кожей

Видео: изготовление подиума для твиттера

Изготовление и установка подиума в потолок

Малая высота потолка легкового автомобиля — главная помеха для установки подиумов и динамиков. Обычно их монтируют в двери, полки и стойки. Если места достаточно, подиумы устанавливают в потолок, соблюдая изложенные выше общие рекомендации.

  1. Снимите обшивку потолка. Определите оптимальное место установки подиумов. Продумайте трассу прокладки акустических проводов для подключения динамиков.
  2. Определите размеры подиумов, учитывая рекомендации, наличие свободного места и высоту креплений обшивки потолка.
  3. Выпилите из фанеры подходящей толщины заготовки, вырежьте в них отверстия под динамики.
  4. Оклейте потолок вблизи места установки подиумов вибропоглощающим материалом.

    Оклейка потолка вокруг подиумов вибропоглощающим материалом уменьшает искажения и улучшает звук

  5. Примерьте подиумы на месте, наметьте и просверлите крепёжные отверстия.
  6. Установите их, закрепите их болтами с шайбами и контргайками.

    Для крепления подиумов используют болты с шайбами и контргайками

  7. При необходимости снимите мешающие детали обшивки салона, проложите и прозвоните акустические провода к магнитоле, установите клеммы для подключения динамиков.
  8. Примерьте обшивку потолка. Наметьте и вырежьте отверстия под динамики.

    Отверстия под динамики вырезают в обшивке после установки подиумов и примерки

  9. Восстановите обшивку салона и потолка. Подключите и закрепите на подиумах динамики.

    Динамики устанавливают в подиум плотно и без щелей

  10. Проверьте работоспособность аудиосистемы и качество звука.

Видео: установка тыловой акустики под потолок

Аккуратные подиумы для автомобильных динамиков не только улучшают качество звука в салоне, но и хорошо смотрятся. Самостоятельное изготовление их дело хотя и хлопотное, но вполне посильное аккуратному энтузиасту «с руками». Затраченные усилия стоят полученного результата.

  • Алексей Норкин

Всем любителям автотюнинга, здравствуйте! После увеличения мощности в своем автомобиле мне пришлось докупать различные датчики, что бы мониторить состояние двигателя. А куда их лепить? Я решил импровизировать и сделать подиум именно в левую стойку, хоть машина и праворульная. (В правой стойке уже делал раньше).

Итак, была взята обшивка (донор) левой стойки. Сидя в машине примерно прикинул, как мне будет удобно расположение датчиков и принялся за дело.
Думал, чем же сделать ровный макет для выреза под датчики — в голову пришла мысль обтянуть волокном крышки от баллончиков диаметром примерно 64 мм (диаметр датчиков Defi BF 60 мм). А вот под датчик AEM (диаметр 52 мм) на глаза попался граненый стакан!)

Необходимый инструмент
Взял стекловолокно, нитки и обмотал «макеты». Нанес несколько слоев с полиэфирной смолой и извлек уже готовые формы, которые примерил на стойку:

Следующим шагом была поездка в гараж для точного подбора угла положения датчиков, что бы они были направлены на водителя. Замеры сделал, закрепил скотчем и нанес еще слои волокна с полиэфиркой.

Данный этап, наверное, решающий. Дальше все проще — приблизительный макет есть, нужно только вырезать отверстия под датчики и усилить всю конструкцию.

В усилении подиума решил поступить так — взял никелированную тонкую очень прочную проволоку и пришил ей стаканы к обшивке, предварительно насверлив тоненьких отверстий. Получилось плотно, но подвижно.

Далее, заклеил скотчем мелкие щели по кругу, взял шприц и залил полиэфирку внутрь по кругу стаканов. Подиум стал жестким и неподвижным.

Для придания формы подиуму купил обычную шпаклевку со стекловолокном, финишку и самый дешевый шпатель. Нанес первую на стойку и, начиная с крупной наждачки снял ненужные слои. Получилось вот так:

Стала очень неподвижной!

Уже что то похожее на подиум)
Ну и по случаю в гараже оказался грунт Motip, которым я успешно воспользовался, что бы увидеть все косячки, которые впоследствии убрал финишной шпаклей и наждачкой с зернистостью 1200.=)
Получилось вот так
Еще раз загрунтовал и отдал на покрытие флоком.

Готов к флокированию. На выходе получился вот такой подиум. Все читабельно, удобно и необычно! Как говорится вложил частичку души в авто!=)

Подиум на месте…

Всем привет с Ачинска 🙂

Подиумы для динамиков своими руками

Всем времени суток доброго! Решил немного рассказать о том, как я сделал (почти, осталось только оклеить кожей) подиумы под мидбасы. Делать записи о каждом этапе уж очень нудно, да и кому это надо, все хотят результат. Итак скоро будет и результат — поехали!

Напилил кольца из искуственного камня расфрезеровав под угол 60* внутренние стенки.

Одно — поменьше к динамику, второе к двери
Выставил при помощи китайских палочек и термоклея направление

Самое оно
Второе основание абсолютно зеркальное

Братья блин
Внутреннюю часть залепил в два слоя малярным скотчем

ждут продолжения
Пространство между кольцами с наружной стороны залил полиэфиркой со стекловолокном, подождал высыхония обрезал лишнее

Красота
Оставшееся пространство заполнил шпатлевкой со стекловолокном, отшлифовал. Затем устранил мелкие изъяны финишной шпатлевкой

Предварительный результат
Внутреннюю стенку так же покрыл финишной шпатлевкой, хотя после отделения скотча она и так почти ровная была, но все же, и так же все вышкурил. После всех «Шкурных» процедур покрыл основы подиумов тремя слоями грунта по пластику и двумя черной эмали.

Красота
Следующий этап изготовление наружной части подиума

При помощи предварительно изготовленного металлического кольца и срезания стандартных гаек креплений динамиков, разметки и высверливания отверстий под крепежные болты

Примерка по посадочным отверстиям
и нарезку резьбы под них в основаниях подиумов закрепляем их, предварительно оклеив малярным скотчем к двери.

На месте
Т.к. я решил делать накладки на внешнюю часть двери, то дверную карту тоже необходимо подготовить, предварительно оклеив тем же скотчем Ставим на место.

С кольцом- основанием декоративной части выпиленной при помощи ручного фрезера и преклеенного на термоклей
Наносим стекловолокно с полиэфиркой предварительно вымачивая волокно на стекле до момента, пока оно станет пластичным и податливым секунд 30-40 не больше, а то оно начинает потом на слои распадаться, и часть волокна остается на стекле. Накидал я где- то слоев 5 и оставил все это дело сушиться на сутки.

Ждем 24 часа
На следующий день все это дело отделяем аккуратненько и придаем дремелем предварительную форму.

Как то так
Примерив на двери, порадовавшись результату, обтягиваем заготовку лайкрой и пропитываем полиэфирной смолой

Ждем сутки
После высыхания накладываем 3 слоя стекловолокна, ждем час — полтора

В процессе
После затвердения обрезаем все тем же дремелем все лишнее, наносим толстый слой скекловолоконной шпатлевки, ждем высыхания минут 20 и потом долго и упорно все это дело выводим до необходимой нам формы

Почти готово
Ну а потом все, как всегда, 3 слоя грунта, 2 слоя краски и вуаля!

Сохнем
После высыхания естественно надо посмотреть, что же там вышло, и как это смотрится в сборе.
Приклеил на двухсторонний скотч, дабы полюбоваться предварительным результатом)

Нравится)))
Пока только покрашены, еще жду ткань для обтяжки, которая один в один повторяет текстуру дверной карты, там может еще немного что то поднивелирую, ну а пока…

Как то так, следующий этап — Подготовка дверей. Тоже интересное и трудоемкое мероприятие, но одно могу сказать точно: Каждая вложенная в проект частичка души, сил, и времени, непременно ведет к результату, который с каждым шагом все больше и больше нравится!

Всем спасибо! До новых Встреч!

Александр Марчуков

Акустические подиумы своими руками

Акустические стойки под высокочастотные и среднечастотные динамики являются лицом любой автомобильной аудиосистемы. По их исполнению можно определить степень квалификации установщика, его аккуратность, и компетентность в области установки авто звука.

В личной почте меня часто спрашивают о процессе изготовления стоек, как сделать акустические подиумы своими руками, такие же как делаю я. Поэтому я решил показать вам процесс изготовления акустических стоек на примере народного серийного автомобиля среднего класса VW Touareg .

В качестве динамиков были выбраны также среднестатистические динамики с отличными характеристиками качества звучания и высоким соотношением цена/качество – Трёх-полосная система Audison Voce, в состав которой входят :

Низкочастотный динамик Audison Voce AV 6.5

Среднечастотный динамик Audison Voce AV 3.0

Высокочастотный динамик Audison Voce AV 1.1

Для более точной настройки всех динамиков нужен процессор, позволяющий грамотно организовать управление всеми полосами, а также усилитель, с помощью которого можно было бы реализовать идею поканального усиления. Обычно такие устройства физически находятся в разных корпусах, но, исходя из эстетических соображений и соображений компактности, выбор пал на девятиканальный звуковой процессор со встроенным восьмиканальным усилителем мощности

Audison Prima 8.9 bit

В качестве НЧ Динамика был выбран прямой родственник фронтальной акустики — Audison Voce AV 10 и усилитель Alpine mrp-m1000.

Проектирование акустических стоек начинается с выставления динамиков – для этого мы вырезаем лобзиком опорные колечки из фанеры (8-10мм) и далее работаем с ними.

Вырезаем колечки

Здесь избыточная аккуратность диктуется исключительно степенью перфекционизма и, по большому счету, не столь критична: важно, чтоб динамик не проваливался в кольцо и при этом кольцо сильно не торчало. Крайне желательно чтобы наружный диаметр совпадал с диаметром динамика. Для изготовления кольца я использовал электролобзик с тонкой пилкой.

После того, как 4 колечка вырезаны – начинаем выставлять.

Это один из самых ответственных моментов. В туареге мы решили установить обе полосы в накладки стоек лобового стекла, хотя есть еще варианты установки среднечастотников или твиттеров в уголки на дверях, чтобы разгрузить конструкцию, и повлиять на геометрические параметры сцены. Однако, в туареге СЧ динамику было бы тесно, трудно набрать объём, поэтому выставляем в стойки:

Выставляем правую сторону

Итак. Куда выставлять? Куда направлять? Наверняка это самые частые вопросы, волнующие начинающего любителя, желающего самостоятельно изготовить подиумы. Ответ одновременно прост и сложен: чтобы понять, как разместить динамик, необходимо понять рамки технических ограничений, диктуемые конструктивными особенностями и, исходя из них, выбрать оптимальное расположение динамикок, основываясь на ряде критериев, о которых мы сейчас и поговорим.

Первое, что нужно уяснить – это место расположения. Рассмотрим вариант, предложенный на фото. СЧ-динамик приподнимаем от панели на несколько сантиметров и, поскольку нам нужно больше места под объём, плоскость установки динамика можно практически не утапливать. С высокочастотным динамиком дела обстоят иначе: его необходимо расположить как можно выше (в рамках разумного), шире и глубже. Итого у нас определилось три вектора, исходя из которых необходимо выбрать оптимальную точку, не игнорируя к тому же как играющую далеко не последнюю роль эстетику, так и возможность последующей обтяжки.

Если установить твитер слишком высоко – он расположится близко к нам и слишком далеко от СЧ-динамика. Такое расположение даст большие осложнения в настройке, ближний твитер будет иметь сильную привязку на себя, будет крайне сложно сделать правильную стыковку с СЧ-динамиком. Такие ошибки лучше пресечь на корню!

С другой стороны, если твитер установить очень глубоко, он расположится очень низко. Обтягивать такую конструкция будет не легко. Хотя, варианты «мониторного» расположения вполне приемлемые по звуку, но кмк, они громоздки и менее эстетичны чем тоn вариант, что представлен на фото…)

Для того чтобы установить твитеры максимально широко нужно просто вырезать пластик стойки и прислонить колечко к металлу — это и будет самое широкое место… лишний пластик потом срежется, чтоб не загораживать твитер, и образуется эстетичная канавка.

Второй важный вопрос: «Куда направлять?». Правило, которого я придерживаюсь, по сути одно – нужно чтобы ОБА динамика смотрели на слушателя под одинаковым углом! Характеристики динамика не линейны, и дисперсия, особенно что касается высоких частот, очень сильно меняется в зависимости от частоты. То есть, если мы направим правый динамик на себя, а левый на пассажира, то правый будет излучать верхние частоты без завала, (если он это может) а левый будет сильно завален (смотреть даташит динамика на иллюстарции, график АЧХ на оси и под углом). Эквалайзером такую ошибку практически не исправить – корректировки зачастую только усугубляют ситуацию.

График АЧХ и импеданса Audison Voce

АЧХ Красная линия – на оси излучения, зеленая под углом 45*

Таким образом, у нас остаётся два варианта: направить оба динамика на себя, но это не симметрично, а, значит, теряется так важная нам эстетика, либо отклонить каждый динамик от себя на одинаковый градус: левый вправо на 15*, правый влево. Умники скажут: «так бы и говорил: на пересечение в центре салона». Но, если разобраться, на центр они будут направлены в любом случае, если они симметричны.

Важно! Следите чтобы дальний динамик не был направлен на вас, когда вы принимаете позицию прослушивания, откинувшись на подголовник. ( примерно такая позиция будет у судьи на судействе)

Ок. Выставив на 1 стойку 2 колечка, снимаем стойку, и на столе выставляем симметрично вторую, используя линейки, отвесы, транспортиры, Коляна – в общем всё что вам принесет пользу.

Вторая стойка

Намечаем маркером , чтобы отверстия были такие же как на первой стойке.

Разметка второй стойки

Вырезаем пластик ножом, лобзиком — чем не страшно…

Режем вторую стойку

Выставляем колечко под второй твиттер:

Выставляем второй твиттер

Выставляем колечко под второй среднечастотник:

Выставляем второй среднечастотник

Садимся в салон автомобиля – меряем, проверяем, смотрим, сидим на месте водителя, потом на месте пассажира…

Примеряем вторую стойку

Запениваем обильным количеством полиуретановой пены. Запенивать необходимо с обеих сторон!

Запениваем

После высыхания подрезаем пену:

Снаружи всё просто . отрезаем перпендикулярно краю кольца. Ровно вниз.

Подрезаем пену

Изнутри должно быть много пены, чтобы стойку не увело, когда от заводского пластика уже мало что останется.

Пена

Вырезаем пластик, делаем подобия углубления, вырезаем всё, что будет впоследствии мешаться.

Вырезаем пластик

Наносим алюминиевый скотч в качестве разделителя для полиэфирной смолы, чтобы она не съела пену и чтобы после всех операций пену можно было легко удалить. Алюминиевый скотч можно дополнительно смазать воском, солидолом, любым маслом.

Заматываем скотчем

Готовим полиэфирную смолу и стекломат (стеклоткань).

Готовим стеклоткань

Наносим стекломат (стеклоткань) и пропитываем смолой – готово. Ждём 15 минут.

Наносим стеклопластик

Подрезаем острые края ножиком, пока они окончательно не затвердели чтобы не поймать занозу (крайне неприятно)

Подрезаем стеклопастик

Зашкуриваем стеклопластик для лучшей адгезии шпатлевки (проще говоря, чтоб она хорошо прилипла и не отпадала).

Шкурим стеклопластик

Сейчас поднимаем бортики для того чтобы утопить динамик. Заматываем любую болванку с диаметром как у твитера и СЧ. Если не боитесь – можно замотать и сами компоненты в толстый слой скотча (важно: учитывайте, что нужен зазор под обтяжку около 1…1.5мм (+2…3мм к диаметру), в зависимости от материала). Главное — вовремя достать!

Поднимаем борты

Закидываем стеклопластиком. И снова главное правило: вовремя достать!

Достаём

С обратной стороны стойки убираем скотч и зашкуриваем поверхность стеклопластика и пластика.

Шкурим с обратной стороны

Закидываем стеклопластиком, чтобы укрепить конструкцию. После этого в конструкции не появится никаких трещин в процессе дальнейшей подготовки.

Закидываем с обратной стороны

Теперь наносим полиэфирную шпатлёвку на основе стекловолокна.

Шпатлюем

Подрезаем ножом, пока не встала: потом убрать лишнее будет несравнимо сложнее

Подрезаем шпатлю

Шкурим крупной шкуркой с зернистостью P80. при подготовке стоек используется только такая зернистость.

Шкурим

Запениваем объёмы, заблаговременно хотя бы примерно рассчитав необходимый СЧ-динамику объём. Если уложиться в заветные цифры не получается, то проблему частично можно решить заполнением объема материалами типа синтепона, изготовлением ПАС или повышением частоты ФВЧ на кроссовере. Но, конечно, лучше достичь расчетного объема.

Пеним объём

Закидываем объёмы: слой необходимо сделать потолще так как поверхность получается достаточно плоской, отчего возможны появления резонансов корпуса, что будет придавать окрас средним частотам, изрядно добавляющий проблем в общую картину. Если по каким-то причинам вы не хотите утолщать стенки, необходимо сделать дополнительные ребра жесткости и проклеить стенки мастичной виброй, для снижения резонансной частоты за пределы воспроизводимого среднечастотным динамиком диапазона.

Закидываем объём

Вклеиваем объёмы на полиуретановый герметик:

Вклеиваем объём

Наносим клей на стойку и на алькантару.

Наносим клей

Обтягиваем.

А дальше фотосессия, установка и настройка:

Красота!

Левая стойка в машине

Правая стойка в машине

фото на фоне

Всем удачных инсталлов! Надеюсь моя статья поможет сделать вам акустические подиумы своими руками, в противном случае вы всегда можете обратиться ко мне за советом, вопросом, изготовлением, и конечно настройкой.

С уважением, Автор статьи и стоек: Дробышевский Артём.

Благодарность за помощь в редакции текста Константину Неживенко

Вопросы по доработке статьи задавайте мне в личную почту, буду рад ответить на вопросы, и приклеить их сюда

Пермь, 2015

Лада 2112 drive sound ›
Бортжурнал ›
Делаем подиумы. Мастеркласс криворукого мастера :).

Всем привет! В общем то такая запись уже была в моем бж и повторная аналогичная работа не была достаточным основанием для новой записи…если бы я в процессе не накосячил :):):) Это дало мне возможность рассказать вам на личном косячном примере о том что изготовление подиумов вовсе не страшное занятие даже если ваши руки растут из того же заднего места что и мои.:D

Сразу оговорюсь. Если для вас главное в любом деле слепить побыстрее и забыть то можете дальше не читать. Делать подиумы абсолютно не сложно но достаточно долго.И дело это не терпит спешки. Этот факт наверное самый важный по тексту.
Еще хотелось бы отметить что изготовление подиумов это процесс настолько творческий, что все написаное ниже стоит воспринимать лишь как вектор для мысли, любое конструктивное решение в пределах данной технологии можно реализовать миллиардом способов и описаные ниже вовсе не идеал практичности и надежности. Просто вектор для фантазии. благо чулочная технология категорически преветствует всякого рода ноу хау с вашей стороны и при этом не требует особых навыков.
Начнем с того чего делать НЕ надо. Не надо лепить подиумы из пены или из кусков фанеры. Людей с хорошо развитым пространственным мышлением единицы. А из них профессионалов по работе с ножом еще меньше. ПО этому не надо этого делать. У вас будут получатся такие сиськоподобные конструкции и вас будут считать извращенцем. 😀



Первое что нужно сделать это определить где будет подиум, его общие параметры (диаметр, направленность, доворот и т.д.). Самое главное это еще до работы определить не будет ли подиум мешать чему нибудь или создавать неудобства. Потом уже будет поздно.
Если подиум делается на какой то части пластикового декора как мой то в идеале конечно разыскать вторые панельки б.у. и из них уже делать. А ваши оставить на тот случай если концепция поменяется. Тогда вы оперативно все сможете вернуть к исходному виду.
С расположением и направлением определились. Дальше нужно зашкурить певерхность основы на которой будем строить подиум грубой наждачкой. Особо в тех местах где подиум будет переходить в основу. Далее нужно организовать опорное кольцо. Для сч и мидов колечки можно выпилить с фанеры. Для пищалок можно использовать и двп и даже куски пластиковых труб подходящего диаметра. Главное стоит помнить что отрез по внешнему диаметру доложен быть как можно более ровным и аккуратным. он будет задавать форму подиума. После запила колечек я поехал в магазин крепежа и затарился горой саморезов разной длины. Тыкал по коробкам и набирал по 10 саморезов каждой длины начиная от маленьких и закачивая длиннющими. Кроме них закупил 70гаек на 8 которые свободно насаживались на саморезы. Отдал за все чтото около 100р. Этот металлолом нужен для подбора необходимого угла доворота динамика. Я делал 3 точки опоры подиума потому что по трем точкам удобнее всего выставлять динамик, но никто не мешает использовать и больше точек. Засверлил в пластике 3 дырки в примерно выбраных местах и в колечке сделал отверстия тонким сверлом с примерным наклоном под которым зайдут саморезы. Приставив по месту колечки подобрал необходимую примерную длину самореза для каждой точки. Вставил саморезы в пластик и сверху накидал на них гайки так, чтобы миллиметров 5 самореза осталось снаружи и выставил предварительно подиум. закидываем в кольцо динамик и смотрим вмещается ли он там, не упирается ли в гайки и т.д. при необходимости переносим саморез либо берем все 3 подлинее и отодвигаем кольцо от основания. Ну на край если чуть чуть то можно основу и пропилить.короче прикидываем.

Если все норм то ставим основу с кольцом в машину и смотрим направление дина. При необходимости откидываем и докидываем гаек на нужных саморезах подбирая нужное направление.

В принципе эту процедуру можно делать абсолютно разными способами. Скобками, трубками, брусками и т.д. Тут уже ваша фантазия. Главное тут помнить что выставленное колечко это каркас вашего подиума. На нем будет вся наргузка Колечко должно стоять надежно и прочно. Никаких соплей тут допускать нельзя. Но и перетягивать саморезы тоже не нужно. Они могут деформировать пластиковую основу и готовый подиум просто не станет на место либо станет с зазорами. Это тоже лучше проверить примеркой.Также по месту смотрим не мешает ли кольцо чему либо. Проверяем все чтоб потом не оказалось что подиум заклинит ручку стеклоподъемники и т.д.
Теперь бросаем все эти дела. Идем в клуб, знакомимся с девушкой, тащим к себе. Романтика свечи там, все дела. Стаскиваем под видом секса с нее чулки или колготки и пока она не опомнилась летим с ними стремглав в гараж. Предпочтение лучше отдать девушке в класических чулках или колготках.С мелким плетением и без узоров. Кроме чулков можно использовать любой хорошо тянущийся материал. Лайкру например. Но вариант с девушкой мне лично нравится больше! 😀
Запихиваем в колошину чулка подиум аккуратно чтоб не порвать чулок и натягиваем подиум со всех сторон таким образом чтоб нигде не осталось складок и завязываем колошину с обратной стороны основания.(в принципе можно и прищепками зажать. на ваше усмотрение.

Если часть основания подиума в стоке у вас заходило под резинку как в моем случае или за панель то необходимо сразу отметить по месту границы перекрыва маркером. Вообще не стесняйтесь им пользоваться при изготовлении повсеместно. наделайте пометок где динамик подходит близко к опорам кольца, где для клеммы мало места останется и т.д. Это все уменьшит гемора в процессе. После того как отметили перекрыв, линейкой постепенно отдавливая к основанию чулок фиксируйте его суперклеем.

Таким макаром можно сделать необходимую форму будущего подиума что не хило сэкономит время вышкуривания.Также рекомендую пролить суперклеем колечко подиума чтобы чулок схватился и там хорошо.
Итак у нас заготовки готовы. Можно их контрольно приложить к местам установки чтоб убедиться на всякий случай что подиум не мешает ничему. Вообще чем чаще вы все перепроверяете тем меньше шансов лохонуться.
На этом этапе нужно заготовить смолу и армирующий материал. Все достаточно просто найти в магазинах с автоэмалями. Самые распространенные материалы для работы это полиэфирная смола, эпоксидная смола, стекломат и стеклоткань. Посмотреть что каждый из себя представляет можно забив поиск в яндексе. Я использовал стекломат потому как в наличии он у меня уже был и полиэфирную смолу, которая оказалась не шибко качественной и изза которой я собсна и накосячил. Качественная же полиэфирка отличается тем что сохнет гдето за час. Эпоксидке на это надо около суток. Но для первого опыта я очень советую использовать эпоксидку. Все таки на устранение косяков будут целые сутки да и небольшой промах с отвердителем в случае с эпоксидкой не критичен. Перед работой с подиумом советую налить на кусочек доски немного разведенной с отвердителем смолы и посмтреть через сутки нормально ли она схватилась.Смола должна превратиться в подобие жесткого плотного пластика, не должна липнуть и т.д. если она не схватилась то можно поиграться с отвердителем либо если не поможет лучше купить другую.Лучше пусть она на пробе окажется косячной чем на подиуме.
В общем запасаемся 3мя-4мя кисточками недорогими и начинаем творить проходим сверху тщательно чулок эпоксидкой, стараясь нанести эпоксидку равномерно. Если она будет капать через чулок вовнутрь ничего страшного. отсавляем в таком виде на сутки до полного высыхания.

Вырезаем отверстие внутри кольца. Чулок к этому времени должен стать жестким но не каменным. Большего нам в общем то и не надо. Через отверстие в колечке укладываем изнутри по всем стенкам кроме дна небольшой слой стекломата или стеклоткани и промазываем эпоксидкой. Когда стекломат пропитается он становится податливым и достаточно легко укладывается на стенки. Обратите внимание чтобы эпоксидка протекла в каждый уголок подиума изнутри. Если этого не сделать то останутся раковины и мягкие участки подиума которые будут от легкого нажатия проваливаться. Набивать стекломат не стоит слишком плотно чтобы не деформировать форму чулка. Под своей натяжкой чулок как правило дает эстетичную оптимальную форму. не стоит ее уродовать. Также желательно в несколько слоев можно пройти эпоксидкой основу подиума внутри. Это придаст дополнительную жесткость всей конструкции.

После высыхания первого слоя можно уложить еще один аналогичным способом. только в этот раз еще можно тонким слоем эпоксидки пройтись и сверху подиума. Если необходимо придать какую то форму снаружи то укладывайте необходимое количество стекломата или стеклоткани сверху и пропитывайте смолой. Единственное что нужно учесть: при вышкуривании стекломата жутко чешутся руки как после стекловаты.Лучше их защитить. Да и при укладке слоев обратите внимание на отметки которые вы делали в местах где динамик подходил близко к опорам кольца или стенкам подиума. Там усердствовать со слоями не стоит. изнутри вышкуривать достаточно запарно. Короче когда досыхает второй слой получается не шибко красивая заготовка которую уже можно приводить в порядок.Срезаем остатки чулка завязаные снизу основы, снимаем напильниками с кромок основы капли смолы, остатки чулка и т.д. приводя тыльную сторону основы в исходное состояние. Теперь запасаемся разными водостойкими наждачными бумагами и начинаем вышкуривать подиум от капель и неровностей. Наждачку обязательно мочить в воде периодически. Так и вышкуривается лучше и наждачка не забивается и мы не дышим пылью смолы которая здоровья явно не прибавляет. Вот подойдя к этому процессу я и накосячил. Мне попалась не особо качественная полиэфирка которая схватившись внутри оставалась липкой снаружи, чем меня сбила с толку. Я добавив больше отвердителя промазал оба внутренних слоя. Смола быстро схватившись оставила обилие капель снаружи а внутри схватилась оставив много раковин и пустых полостей под чулком.

Короче я получил образец косячной заготовки подиума какую рискует получить каждый кто занялся этим в первый раз. В процессе вышкуривания вскрыл все полости, расколупав тонкий слой отвертками и плоскогубцами. Доведя форму подиума до приемлимого чернового вида я взял автошпатлевку двухкомпонентную. Она достаточно липкая для заделывания таких дыр и достаточно быстро схватывается до состояния обработки. Поэкспериментировал с отвердителем чтобы шпатлевка не схватывалась очень быстро и забил ею полости с запасом. Крупные полости забил предварительно стекломатом и потом уже шпатлевал. Наносить шпатлевку можно достаточно грубо, она вполне хорошо вышкуривается мокрой наждачкой.

В принципе этот процесс устранения косячков не сложен не трудозатратен и достаточно быстро набиваешь руку. Длительность этого процесса будет зависеть от вашей дотошности и количества косяков. Тут тоже спешить не стоит. Чем меньше косяков будет на подиумах тем лучше. Когда с косяками и неровностями покончено и вы довольны результатом, обработайте отверстие кольца для динамика. уберите неровности с него и т.д. ну и примерьте динамик при необходимости удалив изнутри излишки стекломата если динамик не помещается. Если в основе есть отверстия то необходимо их восстановить с помощью дрели и напильников. Ну и можем прикинуть подиумы по местам.

Посмотреть что он ничему не мешает и что больше снимать слои нигде на подиуме не нужно. Вышкуриваем мелкой наждачкой подиумы начисто чтоб поверхность была на ощупь похожа на куриное яйцо. Достаточно гладкое но шероховатое.

Если в процессе вышкуривания начисто кое где оказались на поверхности нитки чулка то не трите их особенно. пока вышкурить вам их не удастся. Промойте подиумы хорошенько, высушите, потом обезжирьте спиртом и прогрунтуйте балончиком черного матового грунта по пластику. Он даст основу цвета выявит косячки которые вы проглядели и загрубит нитки чулка там где они вышли наружу.

Когда грунтовка схватится их можно будет быстро вышкурить а вышкуреные места снова обезжирить и грунтануть.
К тем серединкам что я ставил рекомендуется демпфировать подиум изнутри мягким материалом. Учитывая что подиумы у меня получились объемом немного меньше оптимального для динамиков (около 350грамм), пришлось депфировать внутреннюю поверхность подиума выкройкой из махрового полотенца 🙂 Сажал материал на клей дракон который остался от обтяжки короба.

Дальше для придания фактуры схожей с фактурой пластика я наносил тонким слоем краску антигравийку. Вид получается достаточно эстетичный а главное очень прочный. Тут могу посоветовать подержать минут 10 при комнатной температуре чтобы он не плевался и наносить слой с достаточного расстояния чтобы капли резины не падали крупными. Можно потренироваться на чем то перед покраской подиумов. Меняя расстояние и количество слоев можно добиваться разной фактуры.

Мне кстати и с антигравийкой повезло. После пары нажатий на кнопку она улетела в сторону и балончик стал поливать все вокруг антигравийкой. Хорошо я находился от машины далеко и вовремя убрал балончик от подиумов. В панике побегав зигзагами по двору изобразив на асфальте воинствующие иероглифы и превратив свои руки в резиновые перчатки я наконец таки воткнул балон башкой в землю где он и шипел еще минут 20. Благо был в заначке еще один наполовину пустой балон повоевав с которым я всетаки закончил покраску и оставил подиумы сохнуть. как раз появилось время оттереть руки растворителем и откопать балон с куском схватившейся земли. 🙂 Дальше установил подиумы на место, просверлил внутри 2 отверстия под шурупы и засверлил метал под подиума под них же.

Штатные клипсы крепления пластикового декора конечно не держат вес подиума с динамиком. Теперь оставалось высверлить в колечке отверстия под крепления динамиков и собрать все в кучу.На все про все ушло 4 дня по 2 часа работы в день. При работе с эпоксидкой уходит дней 5 но времени в день занимает не больше часа.
Фоток готовых подиков не много. Времени уже особо не было, да и пыльные они еще. Стараюсь сразу не мыть их после установки а выждать еще сутки.

Как это все поет пока сложно сказать, я вчера только успел собрать все и проверить на работоспособность. А потом обмыл с батей все это дело вкусным пивком с шикарной рыбкой. По этому отзыв-сравнения серединок напишу на днях после настройки новых сч.

Ну что еще можно сказать на эту тему. Разве что напомнить что нюансы воплощения этой технологии чисто творческий процесс. Таким образом можно изготовить подиумы любой немыслимой формы. Можно вклейками чулка и распорками внутри него организовать любую нужную обтекаемую форму, нанося стекломат или стеклоткань снаружи можно срастить подиум с элементами декора авто.Можно колечки отфрезеровать и утопить в них динамики что добавит эстетичности.При чистовом оформлении вовсе не обязательно колхозить антигравийку. Можно запросто отдать подиумы на обтяжку алькантарой или кожзамом, либо же отдать на покраску автоэмалями например в цвет авто и т.д. и т.п. Все ограничивается только вашим воображением. Цель же этой записи была отбить страх у начинающих запильщиков перед этой на первый взгляд заумной технологией и расписать буквально пошагово что и как делать. Пробуйте, косячте, исправляйте косяки, экспериментируйте сколько угодно, все равно в итоге вы получите хороший эстетичный подиум для вашей акустики. Тем более как правила даже первый опыт позволяет сделать более эстетичный, прочный и акустически грамотный подиум чем те что продают в автомагазинах.
Еще хотелось бы чтоб вы делились своими вариантами развития этой технологии, предложениями, поправками и т.д. Все толковые советы внесу в текст.

З.Ы. А вообще это все фигня и меркнет перед моим гениальным ноу хау! Теперь и в моем погребке есть всет и могу настраивать систему даже в сумерках 🙂 Работает на 3х батарейках, и при необходимости легко снимается. 8) 8) Теперь звук системы гораздо светлее а сцена более ясная :D:D

Всем удачи, ровных дорог и отличного звука 🙂