Почему не работает спидометр

На ВАЗ 2112 не работает спидометр. Проводим диагностику


Очень часто на ВАЗ 2112 не работает спидометр. Это не так уж и серьезно, но и приятного мало в случившемся. Столкнувшимся с этой проблемой, водителям обязательно нужно ознакомиться с данной статьей. Кто не знает, спидометром является устройство, находящееся на панели приборов, которое позволяет отслеживать скорость движения и преодоленный километраж. Но эти функции выполняются двумя разными приборами. Пробег фиксируется при помощи одометра, а спидометр определяет непосредственно скорость. Машины первого поколения ВАЗ были оборудованы одометром механического образца. Его работа осуществлялась за счет передачи вращения с вала, расположенного в коробке переключения передач на прибор. Владельцы такой машинки знают, что тросик частенько обрывается. Подобная «болезнь» никуда не исчезла и сегодня. Выявить поломку не составит труда. Когда начинается процесс разрыва троса, водитель слышит характерный звук. Это проволока цепляет «рубашку» с внутренней стороны. Причиной скорого износа является тот факт, что во время монтажа трос на отдельных участках переламывается.
На ВАЗ 2112 не работает спидометр по причинам, которые являются более сложными. Механики помнят, что после того как транспортное средство было обновлено, счетчик километража, как и спидометр, были заменены на электронные. Они работают иначе. Смысл в считывании и дальнейшей отправке информации датчиком определения скорости, расположенного в коробке передач, на приборную панель.
Становится понятно, что вероятную поломку следует искать именно в этой области. Но не обошлось и без нюансов. Компания АвтоВАЗ не выпускает комплектующие для панели приборов. Это значит, придется искать совершенно новенькую панель. Стоить это будет дорого, но есть вариант, как сэкономить. Нужно отправиться на разборку, где занимаются такими автомобилями.

Диагностика
На приборке неправильная работа спидометра может показываться по-разному. Бывает, что стрелка стоит на одном месте, словно силовой агрегат не заведен. Но может также случится, что скорость показывается слишком высокой. Наиболее вероятно причиной поломки принято считать проблемы с контактами — они окисляются. Визуально такую проблему определить очень просто, ибо окись бросается в глаза. В качестве ремонта, стоит просто качественно зачистить их и вернуть на исходное место.
Когда с контактами полный порядок, стоит выяснить, а подается ли напряжение непосредственно на датчик. Здесь придется воспользоваться тестером. Если его нет, тогда взять классическую лампу с примыкающими к ней парой проводов.
Дело может быть и в изношенности провода, направленного к самому датчику. Это не всегда можно заметить путем внешнего осмотра, ибо снаружи находится изоляционная лента, но внутренние жиры разрываются.
Стоит напомнить, от каждого датчика и до приборки провода идут непосредственно через блок монтажный. Значит, дело может быть и в нем. Если учесть, что преимущественное большинство автомобилистов не сильно хорошо разбирается в электрике, нужно подумать о том, чтобы отправиться на станцию технического обслуживания. Ну и когда не идет электричество на контакты, вывод вполне логичен — осуществить замену датчика скорости.


Как менять датчик?
В этом нет абсолютно ничего трудного. Более того, нет нужды обладать специализированными знаниями и навыками. Понадобится только ключ двадцать второго диаметра. Для надежности стоит запастись и ключом на 10. Даже яма не понадобится, ибо добраться до датчика можно из под капота.
Всегда нужно помнить о правилах техники безопасности. Работы нельзя начинать, если с аккумуляторной батареи не снята минусовая клемма. Когда она отсоединена, следует демонтировать разъем непосредственно с самого датчика. Используя подготовленный ключ на двадцать два, осуществить его демонтаж.
Ко всему вышесказанному нужно обязательно добавить, что спидометр может перестать функционировать из-за отломленного штока. В такой ситуации, вероятно, не придется осуществлять снятие привода самого спидометра. Вот именно тогда понадобится «десятый» ключ, но все равно, его извлекать с максимальной осторожностью. Есть риск уронить его в поддон коробки переключения передач. Тогда все будет намного хуже. Самое ужасное, что может произойти — шток застрянет между шестернями. Естественно, это просто выведет коробку передач из строя на длительный промежуток времени.

Возвращая приводной шток на свое место, обязательно промазать кольцо, использованное в качестве уплотнителя. Осталось только присоединить все провода и проверить, работает ли спидометр. Если да, тогда предельно понятно, почему на ВАЗ 2112 не работает спидометр. Ну а если же нет, лучше все-таки отправиться к хорошему мастеру.

Комбинация приборов ВАЗ 2110 2111 2112

Комбинация приборов ВАЗ 2110-11-12 : Все контрольные приборы автомобиля объединены в комбинацию приборов. Она включает в себя: электронные спидометр и тахометр, указатель температуры охлаждающей жидкости, указатель уровня топлива и 12 контрольных ламп. Комбинация приборов закреплена в гнезде панели приборов двумя винтами. Комбинации панели приборов выпускаются производителями счетмаш г. Курск и VDO. Кроме того на ВАЗ 2110 можно установить панель приборов от ВАЗ 2115 ( с двумя окошками) комбинация панели приборов будет отоброжать корректную информацию. Кроме того есть комбинации панели приборов с механическим одометром.

Схема соединений комбинации приборов ВАЗ 2110 2111 2112 (вид с обратной стороны комбинации приборов)

Рис 1 распиновка комбинации панели приборов ВАЗ 2110
1 – контрольная лампа резерва топлива;
2 – лампы освещения комбинации приборов;
3 – контрольная лампа правого поворота;
4 – контрольная лампа левого поворота;
5 – колодка штекеров;
6 – указатель температуры охлаждающей жидкости;
7 – контрольная лампа наружного освещения;
8 – контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора;
9 – контрольная лампа давления масла;
10 – контрольная лампа стояночного тормоза;
11 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи;
12 – тахометр;
13 – контрольная лампа «CHECK ENGINE»;
14 – спидометр;
15 – контрольная лампа уровня тормозной жидкости;
16 – контрольная лампа аварийной сигнализации;
17 – контрольная лампа дальнего света фар;
18 – указатель уровня топлива.
Штекеры 2, 3, 8, 9 в колодке Х2 являются выводами спидометра 14

Комбинация приборов. Все контрольные приборы автомобиля объединены в комбинацию приборов. Она включает в себя: электронные спидометр и тахометр, указатель температуры охлаждающей жидкости, указатель уровня топлива и 12 контрольных ламп. Комбинация приборов закреплена в гнезде панели приборов двумя винтами.

Соединения комбинации приборов выполнены печатным монтажом на плате из фольгированного гетинакса. Плата закреплена на задней стороне корпуса. Схема соединений комбинации приборов дана на рис. Схема соединений комбинации приборов (вид с обратной стороны), адреса штекеров – в таблице «Адреса выводных штекеров комбинации приборов»

Спидометр имеет два счетчика пройденного пути: один итоговый, а второй «суточный». Показания суточного счетчика можно устанавливать на ноль кнопкой, расположенной на самой комбинации приборов. Сбрасывать показания суточного счетчика можно только на стоящем автомобиле.

На части выпускаемых автомобилей может быть установлена электронная комбинация приборов. Она содержит те же приборы и контрольные лампы, что и обычная комбинация приборов. Проверить комбинацию приборов можно только на стенде в специализированной мастерской. Комбинация приборов неремонтопригодна.

Блок индикации бортовой системы контроля. Блок содержит электронную схему управления со звуковым сигнализатором и 10 светодиодных сигнализаторов: недостаточного уровня масла, недостаточного уровня охлаждающей жидкости, недостаточного уровня омывающей жидкости, неисправных ламп наружного освещения, непристегнутых ремней безопасности, износа тормозных колодок передних тормозов и четыре сигнализатора незакрытых дверей. Адреса штекеров блока даны в таблице «Адреса выводных штекеров блока индикации бортовой системы контроля» Порядок условной нумерации штекеров блока аналогичен порядку нумерации штекеров в колодках комбинации приборов (см. рис. Схема соединений комбинации приборов (вид с обратной стороны)).
Адреса выводных штекеров комбинации приборов

Штекер Адрес колодки
белого цвета (Х1) красного цвета (Х2)
1 Корпус («масса») К клемме «W» датчика указателя уровня топлива
2 Низковольтный вход тахометра К предохранителю F19 («+» питания)
3 Высоковольтный вход тахометра Корпус («масса»)
4 Резервный К выключателю освещения приборов
5 К датчику температуры охлаждающей жидкости К переключателю указателей поворота (правый борт)
6 К предохранителю F1 монтажного блока К переключателю указателей поворота (левый борт)
7 К датчику уровня тормозной жидкости
8 К контроллеру управления двигателем К бортовому компьютеру
9 К предохранителю F19 («+» питания) К датчику скорости
10 К предохранителю F19 («+» питания) К клемме «Т» датчика указателя уровня топлива
11 К выключателю стояночного тормоза К предохранителю F3 монтажного блока
12 К выводу «D» генератора К выключателю аварийной сигнализации
13 К датчику контрольной лампы давления масла К клемме «50» выключателя зажигания

Адреса выводных штекеров блока индикации бортовой системы контроля

Штекер Адрес (назначение) штекерам
1 К предохранителю F19 («+» питания)
2
3 Корпус («масса»)
4 К реле контроля исправности ламп
5 К микровыключателю выключателя зажигания
6 К плафону
7 К датчику задней левой двери
8 К датчику задней правой двери
9 К датчику уровня масла
10 К датчику уровня охлаждающей жидкости
11 К датчику уровня омывающей жидкости
12 К датчику непристегнутых ремней
13 К датчику износа тормозных колодок
14 К датчику передней левой двери
15 К датчику передней правой двери

* На автомобилях с правым расположением рулевого управления штекер 2 соединяется с «массой».

Корректировка одометра на комбинации панели приборов ВАЗ 2110 2111 2112 2113 2114 2115

Для корректировки одометра можно использовать специальные приборы, но зачастую они специализированы и не доступны большинству. Как альтернативу данным приборам можно реализовать корректировку показаний пробега следуя следующим рекомендациям.

Одометр фактически является счетчиком импульсов работающим от датчика скорости. При соблюдении определенной частоты и подаче ее на выводы комбинации панели приборов можно скоректировать показания одометра.

В частности импульс частотой 200Hz соответсвует скорости автомобиля в 120км/ч. Нарастание частоты импульсов имеет не линейный характер, так при частоте в 2500 Hz скорость составит 1120 км, при этом стрелка спидометра просто будет показывать максимум скорости.

Импульсы подаваемые на вывод (контакт 9 красной колодки см рис ниже) комбинации панели приборов для корректировки пробега должен быть прямоуголный. Проще всего реализовать генерацию импульсов посредством звуковой карты компьютера, то есть фактически подавая звук с выхода компьютера на комбинацию приборов, при этом ограничте звук до миниума и не используйте усилители, для того чтобы предотвратить появление высокого уровеня сигнала. В последствии поднимайте уровень звука до тех пор пока панель приборов не начнет отсчет киллометража, то есть не начнется корректировка одометра. Для формирования импульсов лучше использовать программу, ее можно скачать на каком либо радиосайте в интернете. Кроме того необходимым требованием является и питание во время корректировки пробега одометра и самой комбинации приборов. В итоге соблюдая все выше указанные требования произведите подключения по следующей схеме.

Рисунок 2 Схема для корректировки одометра на комбинации панели приборов ВАЗ 2110 2111 2112 2113 2114 2115

Транзистор КТ3102 можно заменить на любой высокочастотный транзистор с аналогичным строением, например КТ315.

Теперь корректировку пробега, киллометража одометра можно производить и дома!

Будьте внимательны при подключении, не перепутайте контакты и полярность, что бы исключить повреждение электрической части комбинации панели приборов.

Разъёмы приборной панели и контакты спидометра

Приборка, а также спидометр на ВАЗ-2112 могут не работать, когда они отключены от «массы» или от питания. Знайте, что спидометр получает питание отдельно от панели приборов. К «массе» это относится тоже. Распайка:

  • Х2-2: +12V на спидометр;
  • Х2-3: «масса» спидометра;
  • Х1-9, Х1-10: питание приборки;
  • Х1-1: «масса» приборки.

Разъём Х2 окрашен в красный цвет, Х1 – в белый. Клеммы 8 и 9 в разъёме Х2 – это выход и вход спидометра. Выход подключают к бортовому компьютеру.

Схема бортсети

Обе клеммы (Х1-9 и Х2-2) соединены с одним проводом – оранжевым. Эта линия защищена предохранителем, установленным в главном монтажном блоке (F19).

Как снять приборку

Сначала отключаем минусовую клемму АКБ. Затем отвёрткой откручиваем 4 самореза (фото 1 и 2), чтобы снять рамку со стеклом.

Демонтаж приборной панели

На втором шаге откручивают два самореза, удерживающих приборную панель на месте (фото 3). Дальше сжимают кронштейны-лепестки, чтобы снять приборку полностью.

Небольшой тест:

  1. Если подключить АКБ и включить зажигание, оранжевый шнур (разъёмы X1 и X2) должен получать напряжение «+12»;
  2. Наличие «массы» на клемме Х2-2 – тоже очень важный показатель;
  3. Серый шнур (клемма Х2-9) обычно звонится, как «+12», и в редких случаях – как «масса». При движении на этой клемме должны появляться импульсы.

Иногда поступают так: делают отвод от клеммы 9, и, не включая передачу, перемещают (толкают) авто. Мотор при этом остаётся заглушен. На отводе появятся импульсы, выявляемые даже вольтметром. Сам вольтметр должен быть стрелочным.

Наличие импульсов указывает на неисправность спидометра, а отсутствие – на неисправность датчика. Впрочем, к датчику скорости может не поступать питание или «масса» (см. выше).

Починить неисправный спидометр не получится – проще будет заменить его. Но сначала нужно точно выяснить, что проблема была именно в нём.