Оборудование для диагностики автомобиля

Газоанализатор

То, что у двигателя вылетает из выхлопной трубы – это тоже источник диагностической информации. К примеру, вы приходите к врачу, говорите – у меня болит то-то и то-то, он дает вам направление на анализы, потому что ему нужна информация о том, что у вас там в крови и сколько там сахара, сколько того и того.

То, что у двигателя в выхлопной трубе – это то, что произвел двигатель в результате своей работы, в результате своей жизнедеятельности. Он выполняет механическую работу и производит отработанные газы. Вот как доктор по анализу видит, что происходит, так и мы по составам отработанных газов видим, что происходит в двигателе.

Здесь еще нужно добавить, что газоанализатор нужен только четырехкомпонентный.

Нужно обязательно CO2, нужно обязательно O2, расчетные параметры лямбды (датчик кислорода).

Естественно, характер информации, которую мы получаем с помощью этих приборов, он разный. Газоанализатор выдает одно, мотортестер другое, сканер выдает третью информацию.

Условные области информации о двигателе, которая доступна основным диагностическим приборам и дополнительным приборам.

Дополнительное оборудование

Даже основными диагностическими приборами мы не может полностью собрать информацию о некорректной работе двигателя. Остаются небольшие области, в которых все три прибора бессильны. Здесь используется дополнительное диагностическое оборудование.

Топливные монометры

В первую очередь, это набор топливных манометров. Набор переходников под разные системы, разные модели автомобилей.

Компрессометр служит для оценки состояния цилиндров. Но более серьезно их можно оценить пневмотестером. Им можно определить досконально работу цилиндра, железа цилиндра.

Пример из практики

Приезжает автомобиль, троит, подтраивает. Меряем компрессию – все хорошо, но по газоанализу видно, что не все хорошо, а компрессия вроде бы нормальная. Берем пневмотестер, смотрим – а в одном цилиндре утечка. И уже знаем: какая утечка и куда (через клапан, через кольцо или в систему охлаждения).

Этот прибор очень желательно иметь. Он, конечно, стоит порядка 6 тысяч, но прибор очень полезный, сколько дефектов можно найти с его помощью – не пересчитать.

Разрядники

Если вы сняли для какого-либо измерения наконечник с высоковольтного провода, его ни в коем случае нельзя просто оставить где-то.

Какой более безболезненный вариант в этом случае?

  1. Снять с катушки провод, положить его рядом и пытаться завести двигатель или компрессию померить;
  2. Снять с катушки провод, положить его на массу, накоротко (сделать короткое замыкание), и делать то же самое.

Если мы снимем провод и просто положим — мы убьем катушку. Поэтому разрядники обязательно потребуются.

Не запускается автомобиль. Просто посмотреть наличие искры. Одеваем разрядник и смотрим.

Почему на разрядники нужно смотреть?

Дело в том, что, искровой зазор большой на разряднике, и на свежем воздухе мы катушку нагружаем, даем ей, как говорится, пинка.

А если мы вытащим свечку, оденем высоковольтный провод на свечу, положим, так искра будет.

Зазора нет, давления нет, здесь нужно понимать – в цилиндрах есть давление, а на воздухе давление – одна атмосфера, и пробивается гораздо легче.

Пример из практики:

Машина не заводится — искра есть, все есть. Одели провод, положили свечу на двигатель, крутим двигатель — искра есть.

Цепляем мотортестер, смотрим осцилограмму — искры нет. Катушку поменяли, машина завелась. Искра была, на воздухе, на свечке она была.

Если бы нацепили свечу на разрядник, мы бы увидели, что искры нет. На разряднике зазор большой, искры бы там не было. Такая вещь тоже полезна.

Тестер утечек

Попросту говоря — это генератор дыма. Туда заливается специальный состав, он там нагревается, дымится со страшной силой, и дым подается во впускной коллектор. Это делается для того, чтобы найти утечки во впускном коллекторе.

Какие места утечек могут быть:

  • Ось дроссельной заслонки. Куда дроссельная заслонка одевается, из этих втулочек дымит регулярно. Если дроссельный узел походил лет пять — уже будет дымить оттуда.
  • Регуляторы холостого хода.

Конечно, это не основной прибор, нет крайней необходимости в нем, но очень полезная вещь, очень удобная и значительно облегчает поиск подсоса воздуха.

Стетоскоп технический

Тоже очень полезная штука, стоит копейки. Этим прибором можно прослушать двигатель на пример каких-то механических стуков, где-то там поршня постукивают, клапана постукивают, побрякивают, используют для прослушивания форсунок.

Эндоскоп

Очень удобная штука, одно дело, когда вы что-то померяли, посмотрели. А если предполагать, что детонация происходит из-за нагара в камере сгорания, потому что других причин нет?

Как это увидеть не разбирая двигатель? – Эндоскопом. Выворачиваем свечку, заглядываем, смотрим.

Эндоскопы бывают как самостоятельные приборы и как камеры с подключением к компьютеру (такие будут дешевле).

Существует большая проблема – не заводится двигатель в морозы. На впускных клапанах, вследствие подачи топлива на клапан – впрысковые моторы подают топливо на клапан, и он обрастает смолой, покрывается ей как губкой.

Топливо брызнуло на клапан, клапан горячий, что могло испариться – испарилось, а смола осталась.

И в итоге впрысковые моторы вот этим страдали. Форсунка брызнула на клапан, бензин впитался, образовавшейся смолой, и машина не завелась. Тоже, это очень легко обнаружить эндоскопом.

Пример образования смолы (нагара)

Тестер цепей

Для работы потребуется набор тестеров и всевозможных пробников . В основном, лучше покупать тестеры, заточенные именно под автомобильную тематику, чтобы он мог и померить то, что интересует.

Базы данных

Помимо оборудования необходимы базы данных. Без базы данных на современном диагностическом участке попросту никуда.

Что такое база данных?

Естественно, автодилер получает от производителя какую — то компьютерную программу, в ней заложена вся информация по ремонту, сроки обслуживания, все моменты затяжки, все геометрические размеры, заправочные объемы, все электросхемы, в общем, все необходимое для работы специалиста на станции. Такая база данных называется дилерская.

Пример из базы данных Chevrolet:

В статье мы рассмотрели диагностическое оборудование для диагноста бензиновых двигателей. Это, конечно, список в идеале.

На практике же не всегда будет возможность приобрести тот или иной прибор, да и специфика работы может не потребовать часть упомянутых приборов.

Просмотры: 3 788

Сканеры для автомобилей

Если нужна диагностика электронного блока управления (ЭБУ), то с этим отлично справятся автомобильные сканеры. Рядовая модель прибора не оснащается датчиками. При помощи соединительных проводов сканер подключается прямо к ЭБУ, откуда и получает всю необходимую информацию. Отсутствие такого прибора под рукой может серьезно усложнить диагностику современного автомобиля, а его наличие даст возможность быстро найти неисправности и ликвидировать их на ранней стадии.

Автомобильный сканер позволяет:
  • провести активацию оборудования;
  • сменить программную «начинку» блока;
  • открыть доступ к паспортным данным;
  • просмотреть ошибки и избавиться от них;
  • сменить режим отображения данных на приборной панели;
  • и многое другое.

Некоторые разновидности сканеров для автомобилей способны считывать дополнительные данные. В их число входят параметры с кодом ошибки, которые были автоматически занесены в память ЭБУ после возникновения. Дополнительная функция помогает выявить причины неисправности, а не только факт ее наличия.

Среди сканеров присутствуют и такие модели, в которых присутствует дополнительный функционал за счет встроенных датчиков осциллографа и мультиметра. Они открывают доступ к широкому спектру данных, что делает их незаменимыми при профилактическом использовании.

Разновидности автомобильных сканеров

Приборы для считывания информации могут быть в виде автономного устройства с собственным программным обеспечением и техническим оснащением или специального комплекса для ПК. В состав комплекса входит не только программное оснащение для ОС, но и набор адаптеров.

Различают 2 типа автомобильных сканеров:
  • мультимарочный;
  • дилерский.

Мультимарочный автосканер LAUNCH

Дилерский сканер VAG vas

Для мультимарочных сканеров характерна возможность работы с множеством автомобилей. Их преимуществом является установка нескольких протоколов для обмена данными с ЭБУ. В комплекте с такими приборами поставляется набор кабелей-адаптеров. Он позволяет работать с разной конфигурацией диагностических разъемов. К сожалению, большинство мультимарочных сканеров имеют ограниченный функционал.

Что касается дилерского типа сканеров, то они предназначены для работы с одной или несколькими моделями автомобилей. Они поддерживают определенный протокол, а значит – могут работать только с «родственными» марками. Среди особенностей дилерских автомобильных сканеров стоит выделить: набор всевозможных функций и ведомую диагностику. Она позволяет анализировать данные ЭБУ и использует специальный алгоритм для выявления возможных причин ошибки и определения способов их устранения.

В мультимарочных сканерах не предусмотрена ведомая диагностика. Для того чтобы расшифровать код необходимо прибегнуть к использованию справочников.

Мотор-тестеры и их функции

Мотор-тестер используется для получения данных о работе электрооборудования двигателя, а также имеет в своем распоряжении функции осциллографа. Основной отличительной чертой от автомобильного сканера является способ получения информации. Прибор оснащен собственными датчиками, что позволяет ему обходить ЭБУ и получать данные напрямую.

Осциллограф — прибор считывающий данные с датчиков, который способен выводить ее в графическом или числовом виде, а затем анализировать. Для сравнения используются стандартные показатели, имеющиеся для каждой модели. Иногда осциллограф используют отдельно от мотор-тестера.

Функции мотор-тестера:

  1. Режим тестера
  • диагностика систем двигателя и сравнительный анализ с номинальными значениями (например, тестирование по пусковому току).
  • Режим осциллографа
    • анализ работы датчиков ЭБУ;
    • считывание параметров управляющих сигналов, которые идут от электронного блока управления к различным исполнительным устройствам;
    • сбор и проверка данных о работе цепей системы зажигания;
    • и т.д.

  • Дополнительные функции
    • диагностика параметров не связанных с электроникой (к примеру, получение данных о давлении масла и топлива).

    Оборудование, использующиеся при диагностике

    Диагностическое оборудование можно поделить на группы. К первой группе относятся сканеры, которые могут диагностировать практически все системы автомобиля. Вторая группа – это мотор-тестеры, назначение которых заключается в основном в диагностике ЭБУ двигателя и автомобильных осциллографов. Третья группа представляет собой приборы, которые тестируют определённую систему.

    Автомобильный сканер

    Данное устройство предназначено для диагностики электронной «начинки». Его главной особенностью является то, что у него отсутствуют собственные датчики, он подключается прямо к ЭБУ и считывает всю информацию из системы. Так как современные автомобили (особенно американские) содержат в себе довольно много ЭБУ, очень часто найти и ликвидировать различные виды неисправностей бывает практически невозможно без сканера. И именно эта главная причина того, что популярность таких приборов постоянно растёт.

    Некоторые сканеры могут даже считывать параметры ЭБУ вместе с кодом ошибки, что даёт возможность для диагноста не только узнать о неполадке, но и выявить, каковы были причины её возникновения. Помимо всего прочего, многие приборы могут снимать и текущие параметры не только со стандартных датчиков, но также и при помощи дополнительных функциональных возможностей, к примеру, осциллографа, мультиметра и других.

    Важно! Автомобильные сканеры могут быть выполнены как в виде самостоятельного прибора, так и в виде комплекса ПК, который состоит из набора адаптеров и программного обеспечения.

    Обычно функционал и тех и других является одинаковым, но они отличаются удобством в эксплуатации. Выбор одного или другого типа обуславливается личными предпочтениями и необходимостью. Очевидно, что и у того и у другого оборудования присутствуют свои достоинства. Автономный прибор отличается большей мобильностью, однако, у программного комплекса более удобный интерфейс, который выполнен на базе уже давно знакомой операционной системы.

    Выделяют несколько типов сканеров:

    1. Дилерские сканеры. Способны работать с определённой маркой автомобиля или даже с некоторым количеством «родственных» марок. Имеют самый большой набор функций и так называемую ведомую диагностику. Это говорит о том, что сканер может не только выдавать код ошибки и место её присутствия. Он будет вести диагноста по определённому алгоритму, при этом сообщая возможные причины появления ошибки и варианты устранения проблемы.
    2. Мультимарочные сканеры. Эти устройства работают с самым настоящим «автопарком», что считается их главным преимуществом. Производители автомобилей применяют различные протоколы обмена данными и разную конфигурацию диагностических разъёмов. Отличие мультимарочных автомобильных сканеров состоит в том, что они могут работать сразу с несколькими протоколами и оснащаются набором кабелей-адаптеров.

    Однако функциональные возможности подобных сканеров по каждой марке являются ограниченными. К примеру, мультимарочные сканеры практически не могут перепрограммировать ЭБУ и не предназначены для адаптации механизмов исполнения. Они не оснащены опциями ведомой диагностики, поэтому они просто выдают код ошибки и место её возникновения. Для того чтобы решить проблему, техникам придётся воспользоваться специальными справочниками, которые могут расшифровывать код, и потом самостоятельно искать выход. Одними из наиболее популярных марок мультимарочных сканеров на сегодняшний день являются Launch X-431и AutoBoss, которые способны работать с большим рядом автомобилей иностранного производства.

    Осциллографы и мотор-тестеры

    Осциллограф – это прибор, который даёт возможность в числовом или в графическом виде получать данные, касающиеся работы той или иной системы, а также узнавать виды её исправности путём сравнения полученных сведений со значениями стандартными. Современные осциллографы для автомобиля оснащаются целым рядом дополнительных датчиков, которые позволяют прибору частично выполнять работу мотор-тестера.

    Мотор-тестер сочетает в себе функции автомобильного осциллографа и самого устройства, которое тестирует работу электрооборудования двигателя. В отличие от сканера мотор-тестер может получать информацию со своих собственных датчиков, а не из общей базы. При режиме осциллографа устройство выдаёт информацию о корректной работе датчиков ЭСУ. Мотор-тестер проверяет параметры цепей системы зажигания и другое. В режиме тестера он диагностирует, как правильно работают различные составляющие систем двигателя.

    Они могут использоваться не только для тестирования двигателя, но также и для диагностики других систем. Так некоторые могут быть оснащены имитаторами сигналов – устройствами, которые создают аналог стандартных сигналов датчиков систем управления автомобилем

    В дополнительные опции может включаться функция тестирования неэлектрических параметров, к примеру, давление топлива и масла.

    Другое оборудование для диагностики

    Корректоры одометров. Основной функцией этих приборов считается изменение показаний спидометров. Однако кроме изменения имеющихся данных прибор волне может применяться как программатор. К примеру, при смене покрышек меньшего диаметра на покрышки большего диаметра для правильной работы спидометра требуется внести изменения в ЭБУ.

    Важно! Большинство современные корректоры оснащаются комплексом дополнительных функций, и могутприменяться как программаторы и тестеры других систем автомобиля. К примеру, тестирование ЭБУ подушек безопасности и прочее.

    Диагностическое оборудование, предназначенное для иммобилайзеров

    Иммобилайзеры применяются для предотвращения угона автомобиля, однако они не гарантируют избежание сбоев работы, ошибок в действии брелоков и так далее. Для того чтобы считывать информацию, удалять ошибки и перепрограммировать и предназначен данный тип устройств.

    В зависимости от того, какой модели и производителя является устройство, различаются функциональные возможности оборудования для работы с иммобилайзерами. Одни из них используются только для создания копий кодов, другие способны отыскивать причины появления неполадок, стирать коды ошибок, которые могут привести к трудностям с использованием автомобиля.

    Так же, как и сканеры, программаторы, корректоры одометров и оборудование для работы с иммобилайзерами выпускается как для тестирования систем определённых марок автомобилей, так и универсальные, которые способны работать практически с каждым автомобилем.

    • Ремонтируем обогреватель заднего автомобильного стекла
    • Ремонт автомобильного стекла самостоятельно
    • Оборудование для шиномонтажа
    • Самостоятельная диагностика авто