Музей в черноусово

Музей ретроавтомобилей «Авто-СССР» находится в крохотной, на несколько домов, деревне Черноусово, примерно в 9 км от поселка Чернь, что на трассе М2 «Крым». Короткий маршрут до музея Красинца проходит через Уготь: сначала дорога представляет собой потрепанные бетонные плиты, а потом превращается в обычную грунтовку, местами с глубокой колеей.

Реклама

Проехать в сухую погоду здесь получится и на моноприводном автомобиле с клиренсом от 150 мм, но если пойдет дождь, то можно крепко засесть на спуске к мосту через речку. Есть сюда и более простой, но чуть более длинный путь через деревни Донок и Бредихино.

Значительная часть коллекции появилась в 1993 году, когда автомеханик гоночной команды АЗЛК Михаил Красинец продал квартиру и вместе с женой переехал в Черноусово.

«Деньги от московской квартиры разлетелись за три месяца. Тогда мы активно по 150–200 долларов скупали автомобили из снесенных гаражей, которые оказались на месте строительства Третьего транспортного кольца», — говорит Михаил.

Музей условно разделен на две неравные части: большинство автомобилей находится на поле, а меньшая, но самая ценная часть расположена на внутренней территории дома Красинца. «Вот, новое приобретение, — с нескрываемой радостью сообщает Михаил, показывая на синюю «копейку», — купили ВАЗ-21011 1976 года выпуска за 11 тыс. руб.».

Автомобили приобретаются исключительно на пожертвования посетителей музея, и все до последнего рубля идет на пополнение коллекции. Красинец признается, что был период, когда вообще есть было нечего. Хорошо, друзья помогли. Но Михаил выше этих бытовых и социальных проблем: «Я хочу, чтобы музей был сохранен, как Ясная Поляна Льва Толстого».

Очевидно, что на поддержание огромной коллекции не хватает ни сил, ни времени, а хранение под открытым небом плохо сказывается на состоянии автомобилей. «Два года я уже не работаю, после увольнения из соседнего музея. С нетерпением жду, когда начнут начислять московскую пенсию, тогда возможностей заниматься автомобилями будет больше», — рассказывает Михаил.

Один из самых заметных автомобилей из музея «Авто-СССР» в фотоотчетах путешественников — «милицейский» ГАЗ М-20. Но на самом деле эта машина гражданская и ранее не принадлежала госструктурам:

«Вот эту «Победу» мы с партнерами нашли в одном из московских дворов в 1998 году. Надпись «ОРУД Милиция» уже сделал сам, кисточкой. Так же поступил и с одной из «21-х Волг», раскрасив ее под раллийный автомобиль. Из некоторых других экспонатов я тоже делал копии известных автомобилей».

Особая гордость Красинца — две «Чайки»: ГАЗ-13 и ГАЗ-14. Первый представительский автомобиль, дизайн которого выполнен в стиле «детройтского барокко», выпускался в СССР с 1959 по 1979 год, а всего было произведено 3189 автомобилей. Роскошный седан с двигателем V8 под капотом и автоматической коробкой передач. Лимузин, конечно, просел, да и краска облупилась, но даже в таком состоянии «Чайка» выглядит впечатляюще. В салоне вообще красота: интерьер сохранился не в самом плохом состоянии. Красинец предлагает посидеть за рулем.

Вторая «Чайка» — ГАЗ-14. Лимузин, конечно, не такой изящный, как «тринадцатая», но выпущено их было меньше: с 1977 по 1988 год произведено примерно 1120 автомобилей. Естественно, Михаил сразу же называет порядковый номер этого автомобиля. Про каждый экспонат в своей коллекции Красинец может рассказывать часами. «Вот, посмотрите, — открывая капот, говорит Михаил, — прекрасный 8-цилиндровый двигатель с двумя карбюраторами — в советской машине».

За «Чайками» ровным рядом, по дате производства, выстроены «Победы» и «Волги». Есть несколько редких «двадцать первых» из начальной серии со звездой на решетке радиатора. Здесь же неподалеку лежит уникальный полноприводный ГАЗ-21 с передним мостом и рессорами. А рядом — кабриолет Москвич-420А с рулевым колесом от «Опеля». Такие ставили на «Москвичи» до 1953 года.

А вот и единственный оставшийся в мире Москвич 3-5-5. Модель была построена в количестве трех экземпляров для государственных испытаний.

Достаточно широкий автомобиль, пружинная подвеска, 1,7-литровый мотор и оригинальная коробка передач с подобранными под более мощный двигатель передаточными числами. Этот прототип, по идее, должен был превратиться в Москвич 2140, но не случилось.

Интересна история появления у Красинца этого уникального автомобиля. Машина стояла на задворках музея АЗЛК, и в 1994 году его уже хотели порезать на металл. Однако тогда удалось договориться с директором музея о передаче седана Михаилу в обмен на подержанный мотор от «Волги». У Михаила Красинца, конечно, был такой двигатель, и через некоторое время обмен состоялся. Но это скорее исключение из правил: хозяин музея крайне редко что-то выменивает, а тем более ничего не продает из своей коллекции. «Все, что попало в музей, остается в музее. Здесь еще есть что продать, но этого делать я никогда не буду», — подытоживает Михаил.

Уникальная принципиальность Красинца вылилась в то, что многие автомобили, находящиеся за пределами его внутреннего двора, на поле, попросту заросли травой. Как можно одному, ну, может, с одним помощником, следить за таким огромным автопарком? Многие экспонаты подверглись разграблению (фары, элементы кузова и интерьера), отчего все это выглядит грустно, даже пугающе. Закономерность простая: чем дальше от дома Михаила, тем в более плачевном состоянии находятся экспонаты.

Здесь, в поле, есть не менее редкие и значимые экспонаты, чем во внутреннем дворе коллекционера. Например, спортивный автомобиль Москвич-2140SL «Ралли» гонщика Сергея Шипилова, купленный Красинцем в конце девяностых за пару сотен долларов.

Пожалуй, часть экспозиции в отрытом поле больше похожа на грандиозный арт-объект, нежели на музей, вроде знаменитого кладбища старых автомобилей Old Car City в штате Джорджия — весьма популярное у туристов место, куда вход стоит 25 долларов. Что касается музея Михаила Красинца, то система оплаты здесь как в нью-йоркском Метрополитен-музее: сколько считаешь нужным, столько и заплати. Фиксированной платы нет.

Здесь здорово проводить всевозможные фотосессии. Есть под рукой длинноногая блондинка или брюнетка с тяжелым взглядом — выйдет отлично.

Музей «Авто-СССР» и лично Красинца часто критикуют даже его близкие друзья, не говоря о ярых завистниках. Основная претензия — Михаил на своем погосте уничтожает редчайшие автомобили, не восстанавливая их. С другой стороны, многие, если не большинство машин из его коллекции, и так бы канули в небытие в 90-е. Решайте сами, что это: музей, арт-объект или кладбище старинных автомобилей.

Домик в деревне Максим Шелепенков, фото автора

Хорошо иметь домик в деревне… Можно высаживать помидорчики-огурчики, а можно взрастить свой собственный автомузей. Мечта о собственной кунсткамере заставила супругов Красинец перебраться 12 лет назад из столичной квартиры в глухую деревню Черноусово, что в Тульской губернии.

Однажды москвич Михаил задумал собрать наиболее редкие и интересные экземпляры «Москвичей». Он трудился на заводе АЗЛК и был механиком в заводской команде по ралли. В 1991 году он создал исторический автоклуб «Ретро-Москвич», в котором вместе с друзьями по увлечению составил каталог необходимых экспонатов будущего музея. Но уже через пару лет круг интересов значительно расширился, и в коллекцию стали попадать автомобили других марок, преимущественно советских.

Находки складировались возле дома Михаила на Просторной улице и со временем их количество превысило допустимые пределы. Когда во дворе дома скопилось больше трех десятков старых машин, Михаила стали из двора выживать испорченные жилищным вопросом обыватели и праздная шпана, устраивавшая варварские набеги на раритеты. Были скандалы, склоки, анонимки. Пришлось в 1995 году срочно принимать меры и эвакуировать автомобили от новой напасти в деревню Черноусово, где еще в угар перестройки Михаил и Марина приобрели участок под дачу.

Перетащив машины на дачу* Михаил столкнулся с новой проблемой: теперь уже в деревне автомобили нужно было охранять от набегов местных мародеров. В жертву была принесена московская квартира, постоянным местом жительством стало Черноусово. Казалось бы, теперь ничто не мешает воплощению мечты: большая часть коллекции из задуманной к тому времени была собрана, оставалась реставрация и сохранение, которые однако требовали много сил и… финансов.

Когда Михаил начинал музейную деятельность, он свято верил в нужность и полезность своего дела. Казалось, достаточно только начать, а дальше обязательно найдутся сочувствующие и небезразличные люди, а там глядишь и государство заинтересуется… Ведь в том же Черноусове можно проводить автомобильные соревнования по автокроссу или устроить детскую спортивную секцию по ралли. Но усилия были тщетными… Никому это было не интересно. Чай не СССР. Со временем Михаил не только остался без средств к существованию, но и без друзей, потерявших веру в начатое дело. Всё погибало, так и не успев начаться…

*Я чуть было не прикоснулся к этому таинству. В 1996 году Сергей Ионес, узнав, что у меня есть опыт езды «на галстуке», спросил, могу ли я перегнать до Тулы несколько машин на привязи? С сомнением ответил утвердительно. Но там, к счастью, справились и без меня. Но мне до сих пор любопытно, каким образом столько машин туда привезли и спасли! (Ю.П.)

Однажды летом 2004 года к Михаилу приехал глава районного масштаба из Черни – Виктор Данилович Волков. Он порекомендовал местному комитету культуры включить этот «музей» в блок музеев Чернского района. Вот так с 1 августа Михаила официально приняли на работу в Чернский историко-краеведческий музей (ЧИКМ) и стали платить зарплату. Теперь это мотористалище легально, при отсутствии других местных технических достопримечательностей, признали филиалом музея!

Сейчас в коллекции около 300 экспонатов, не только «Москвичи» и ГАЗы. Но финансовой помощи местного музея хватает лишь на пропитание хранителя уникального собрания. Меценаты на горизонте так и не появились. Мечта не сбылась, советский кич соотечественникам пока неинтересен. Но Михаил не унывает и продолжает строить прожекты на будущее, прямодушно принимая у себя всё новых и новых посетителей.

Вечная стоянка Красинца в Черноусово неподготовленного человека вводит в ступор, как фильм Тарковского. Видеть это слишком нереально – под свинцовым или лучезарным небом как на погосте всегда будет покоиться ровными рядами эксклюзив.

Но это будет музей – дом Муз, в котором Красинец для потомков собирает, хранит и экспонирует памятники естественной истории, материальной и духовной культуры. Кладбище забытых вещей минувшей эпохи притягивает и не отпускает. Сюда нужно возвращаться. Не знаю даже, что этому больше способствует: красота русской природы, необъятные просторы, сочная мурава в июне, жёсткая некошеная осенняя трава; ноябрьская речка, сверкающая под холмом холодной саблей; зимние сугробы, из которых торчат крыши изб. А может, пропитанный легкой потравой бензина, ароматами дерматина и прелой резины воздух, или десятки советских ретроавтомобилей, стоящих ровными рядами? В этом музее можно насладиться всем, вместе взятым.

Эвакуатор «Боливар» в разукомплектованном состоянии. Построен на АЗЛК в единственном экземпляре в 1983 г. Сначала таскал разбитые «Москвичи» после краш-тестов, потом долгое время служил спортивной «техничкой» на Раменском ипподроме

Камо грядеши?

Отношение к автомобильным музеям у нас в стране аховое. На это государевых денег не хватало никогда. И если и создавались у нас какие-то автомобильные кунсткамеры, то это были или закрытые ведомственные музеи, или не менее ограниченные в посещении частные собрания. А тем временем в соседних прибалтийских республиках музейное дело очень ценимо и уважаемо. Например, в Эстонии (на снимке экспозиция дорожного музея). Государство на поддержание и развитие частных музеев отпускает специальные денежные транши. В том числе поддерживаются и автомобильные экспозиции, где основу собраний составляют… советские авто, которые в Прибалтике по-прежнему любят. Почему же в России не уважают собственную историю?

Филиал Чернского государственного историко-краеведческого музея имени М.А. Вознесенского «Музей авто СССР в Черноусово»

Адрес:
Тульская область, Чернский р-он, д. Черноусово,
директор музея Красинец Михаил Юрьевич

афиша, события и экскурсии

Полная афиша Музей «Мото-Авто-Арт»

Памятные даты и ежегодные мероприятия:
дата основания — 30.09.2008
дата открытия — 13.09.2014

9 мая — День Победы

Описание:
Тульский Музей «Мото-Авто-Арт» основан Леонидом Павловичем Зякиным более 30 лет назад в качестве частной коллекции, в 2008 году официально зарегистрирован как музей мото-авто техники. Официальное открытие состоялось 13 сентября 2014 года.

Сегодня музей обладает уникальной коллекцией мототехники производства Тульского машиностроительного завода (ТМЗ), а также многими другими редкими экземплярами. В экспозиции можно увидеть мотоциклы с начала ХХ века до наших дней. Кроме мототехники ТМЗ, представлены мотороллеры завода «Вятские Поляны», «Cezeta», мотоциклы, и мопеды «Jawa», ковровские, минские, ижевские мотоциклы, львовские, рижские, пензенские мопеды и др.

Музей обладает собственной ремонтно-восстановительной базой, где ведется реставрация мотоциклов и мотороллеров

Здание(я):
Входная группа построена в виде старинного замка

Основатель: Зякин Леонид Пвлович, 1948 г.р.

Основные экскурсии:
История мотоциклетостроения в СССР и России

Дополнительные услуги:
киоск или магазин, оборудовано для приема инвалидов
Образовательные услуги:
Лекции по истории мотоциклетостроения
Поблизости имеются:
гостиницы и места группового питания
Туристические маршруты:
Новые музеи Тулы
Местные достопримечательности:
Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»
Международный музей пряника

профессионалу

Основные должностные лица:
Директор: Зякин Леонид Павлович, тел. (905) 627-51-15
Тел. дирекции:
(905) 627-51-15
Адрес дирекции:
301138, Тульская область, г. Тула, д. Харино, ул. Ореховая, 1
Даты открытия и основания:
основан: 30.09.2008
открыт: 13.09.2014
Бюджетный статус:
Частная
Организационно-правовая форма:
некоммерческое учреждение
Тип организации:
культурно-массовая
Классификация организации:
историческая , науки, техники и отраслей н.х.
Площади организации:
экспозиционно-выставочная 1000м2
фондохранилищ 100м2
парковая 0,15га
Количество сотрудников:
5, из них 1 научных
В структуре организации имеются:
архив, научная библиотека, экспертная группа, реставрационные мастерские по реставрации мотоциклов и мотороллеров
Единиц хранения:
240, из них 220 предметов основного фонда

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Коллекция тульских мотоциклов и мотороллеров — 51 ед. хр.

Крупные выставочные проекты:
Еще до своего официального открытия музей участвовал в фестивалях, выставках и слетах. Среди них:
I-III фестивали военной техники «Моторы войны», 2011-2013 гг.
Крокус-Экспо «Олд Таймер. Галерея Сорокина», 2013 г.
6-й Международный слет «Ретро Минск», 2013 г.
Фестиваль «Тульская Автострада», «Калужская автострада» (ежегодно с 2008 г.)
Первый открытый фестиваль «Ретро Дубна 2014»

Виртуальные ресурсы:
см. выше сайт(ы) музея
Примечание:
Официальное название организации: Частное учреждение культуры «Музей «Мото-Авто-Арт».
Виды деятельности и первоочередные задачи, в которых нужна помощь сторонних организаций и фондов: реставрационные работы, закупка экспонатов, расширение музейных площадей, благоустройство территории, техническое оснащение музея.

информация от: 11.12.2017

На высоком берегу реки Уготь в деревне Черноусово Тульской области находится необычный автомузей, внешне напоминающий кладбище автомобилей. К сожалению, я и varlamov.ru не смоли присоединиться на все выходные к «Фотошашлыкам», организованным victorborisov и pavel_kosenko, и поехали одним днем в воскресение. Маршрут взяли на сайте www.altertravel.ru и без проблем доехали до музея, благо дождей тут давно не было.
Французский автомобиль «Симка-1501» 68 года выпуска.
Михаил Юрьевич Красинец, бывший автогонщик АЗЛК, ушел из большого спорта и принялся коллекционировать старые автомобили. Первые свои коллекционные легковушки в масштабе 1:1 он ставил прямо под окнами своей московской квартиры в Преображенском районе. Скопище потрепанных колесных «ветеранов» регулярно подвергалось разрушительным набегам окрестных пацанов — били стекла, корежили двери, поджигали, а однажды, в день выборов, власти просто вывезли половину коллекции на свалку. Михаил с супругой продали московскую квартиру, на вырученные деньги купили еще несколько раритетов, и уехали со своими автомобилями в Тульскую область. Сейчас музей «Красинца» насчитывает более 300 автомобилей.
1. Начнем с грузовой части музея. Слева с табличкой — «ЗИЛ-164А», который выпускался в 61—65 годах. Долгое время эти автомобили были верными «рабочими лошадками» практически во всех автохозяйствах Советского Союза. На их базе специализированные заводы выпускали большими сериями фургоны, заправщики, цистерны, пожарные машины, автокраны и многие другие типы специальной техники. Справа — «ЗИЛ-157» в модификации ПАРМ (передвижная авторемонтная мастерская). 157-ЗИЛы производились с 58 до 92 года, а некоторые серии до 94!
2. ЗИЛы и ГАЗы.
3. Грузовой автомобиль «ГАЗ-66А» повышенной проходимости и грузоподъёмностью 2 тонны. Выпускался в 64—68 годах. Легендарная проходимость обусловлена использованием самоблокирующихся дифференциалов, большим дорожным просветом и регулируемым давлением в колёсах.
4. Двухдверный «Форд Гранада» начала 80-х годов.

6. Заросший травой «Москвич-401», на заднем плане семейство Газиков.
7. «Москвич-402».
8. «Москвич-423» — первый в СССР отечественный серийный автомобиль с пятидверным кузовом универсал, выпускался в 57—58 годах. Мощность двигателя первого универсала составляла всего 35 л.с.
9. Одинокая «Победа», ГАЗ-М 20.

11. Еще один «Москвич».
12. Милиция.

14. ЗАЗ-965А «Запорожец» или в экспортном варианте «Ялта». Это первое поколение запорожцев, которое выпускалось c 60 до 69 года. В СССР этот автомобиль пользовался популярностью в значительной степени за счёт относительной дешевизны (в районе трех тысяч советских рублей). Кроме того, «Запорожцы» отличались хорошей проходимостью за счёт большого дорожного просвета, гладкого, ровного днища и повышенной нагрузки на ведущую ось. Интересная особенность — лобовое и заднее стекло «Запорожца» взаимозаменяемы. Максимальная мощность двигателя — 27 л.с. при рабочем объеме — 887 см³.
15. «Москвич-400». Автомобиль представляет собой копию довоенного «Опеля-Кадет К38». После войны часть оснастки была вывезена с завода «Опель» в Рюссельсхайме, а оставшиеся штампы делал завод ЗИС. Задние двери открываются против движения, не по ГОСТу. «Москвич-400» стал первой в СССР по-настоящему массовой народной машиной, рассчитанной в основном на индивидуальных владельцев. В кадре один из автомобилей парка ОРУД (отдел регулирования уличного движения).
16. В послевоенные годы с запуском в производство автомобиля ГАЗ-М20 «Победа» был поднят вопрос о создании нового отечественного комфортабельного вездехода. Внедорожник, получивший название ГАЗ-М72, был создан на базе кузова «Победы» и агрегатов армейского вездехода ГАЗ-69. От «Победы» для этого автомобиля были взяты лишь наружные кузовные панели и несущий каркас кузова, который был видоизменен и дополнительно усилен.
17. ГАЗ М-21, легендарная «Волга».
18. Первым этот ракурс увидел varlamov.ru.

20. Еще один «Запорожец».
21
22. 402 и 407 Москвичи.
Серийное производство «Москвича-402» было начато в апреле 1956 года. Впервые в нашем автомобилестроении были использованы панорамное цельногнутое ветровое стекло, телескопические амортизаторы, кнопочное открывание дверных замков, отпираемая изнутри крышка багажника и двуспицевое рулевое колесо. Передние сиденья раскладывались в удобную постель, а багажник обладал достаточно большим объемом – 0,34 м³. Все автомобили комплектовались ламповым радиоприёмником с диапазоном длинных и средних волн. Мощность двигателя 402-ого была 35 л.с.
407-я модель пошла в серийное производство в мае 1958 года, с 1960 года более мелкой и строгой стала облицовка радиатора. Некоторое количество автомобилей, впервые среди отечественных моделей, получили двухцветную окраску кузова и вследствие этого — неплохие шансы на экспорт. После довольно удачной модернизации двигателя, мощность которого удалось довести до 45 л.с., динамика машины значительно улучшилась, а максимальная скорость увеличилась со 105 до 115 км/ч.
23. Справа в ряд стоят «Москвичи-408» 64—75 годов выпуска. Во второй половине 1960-х автомобиль достаточно широко экспортировали под названием «Москвич-Элита». Автомобиль одним из первых в СССР тщательно прорабатывали с точки зрения пассивной безопасности, и он стал первым советским автомобилем, который на полигоне НАМИ подвергли лобовому удару — крэш-тесту. Небольшое количество «Москвичей-408» сделали в Ижевске, а под маркой «Рила-1400» автомобиль по лицензии выпускали в Болгарии.

25. «Опель Рекорд С» — один из линейки западногерманских автомобилей представительского класса 67—71 годов выпуска.

— Где этот чертов инвалид?
— Не шуми. Я — инвалид.
«С–3А» микролитражный автомобиль или мотоколяска 58—70 годов выпуска. Имеет трубчатую пространственную раму и мотоциклетный одноцилиндровый двухтактный двигатель мощностью 10 л/с.
27. Еще одна мотоколяска — «СЗД». Ее 18-лошадный двигатель был откровенно слабоват для довольно тяжёлой конструкции в 500 кг и издавал при работе крайне неприятный треск.
28. Ни одной педали.
29. Одинокий 401-й.

32. Среди Москвичей стоит единственная в своем роде «Волна-407Ф» — самодельный автомобиль сделанный из стеклопластика на базе «Москвича-407».

35. Помощь на дороге.
36. «ГАЗ-12» или «ЗиМ-12» — советский шести-семиместный легковой автомобиль большого класса с кузовом «шестиоконный длиннобазный седан». Производился c 50 по 60 года. «ЗиМ» — первая представительская модель Горьковского автозавода. Автомобиль предназначался в основном для государственных и партийных чиновников. Частных машин было очень мало, хотя их свободно продавали, но цена приблизительно в 36000 рублей была для подавляющего большинства граждан СССР огромна.

45. Эмблема Горьковского автозавода на «ЗиМ-12».

50. Декоративные элементы «Москвича-407» на крышке багажника…
51. … и на капоте.

57. «ГАЗ-13» 59—81 годов выпуска. Знаменитая «Чайка» была нестандартной как по дизайну, так и по обилию технических новшеств. Большинство конструктивных решений этой машины были новинками в отечественном автомобилестроении. Двигатель объемом 5,5 литра и мощностью 195 л.с. легко разгонял даже полностью нагруженную машину до 160 км/ч и расходовал на сто километров пути всего 21 литр горючего. Впоследствии, в несколько изменённом виде эти моторы устанавливались на бронетранспортеры.

63. Карета скорой помощи на базе универсала «ГАЗ-22».

67. Два «Форда Таунуса» 17М и 12М.
68. «Mercedes Benz W108» 64 года и «Волга-24».

74. Интерьер «Победы». В отделке салона по традиции тех лет использовались мягкие, пастельные тона — бежевый, коричневый, серый. Массивные пластмассовые накладки придавали панели современный, аккуратный внешний вид. Пластик мог быть серым, цвета слоновой кости или коричневым, из такого же пластика были выполнены и руль, различные рукоятки и кнопки. Сама панель содержала весьма полный, по тем временам, набор приборов — спидометр, указатель уровня бензина, манометр, амперметр, термометр, лампы указателя правого и левого поворотов, часы с автоматическим подзаводом. Как дополнительное оборудование можно было заказать: два противосолнечных козырька, две пепельницы, прикуриватель, потолочный плафон, переносную лампу, зеркало заднего вида и двухтональный звуковой электросигнал.
75. Полноприводный универсал «Москвич-411».

78. «Опель Супер 6».
79. Салон «Москвича-407» еще с диваном.
80. А это уже «Москвич-408», у которого стоят раздельные сидения.
81. Интерьер «ЗиМа».
82. «ГАЗ-21».
83. «Форд Таунус».

85. Бэтменмобиль «Бьюик Эйт» 39 года.
86. По состоянию салона видно, что машине уже 70 лет.
87. «Чайка». В просторном и комфортабельном салоне могут свободно разместиться семь человек. В нем имеется «Бардачок» рядом с щитком приборов, пепельницы и электроприкуриватели, пяти-диапазонный приёмник с автоматической настройкой и дополнительным динамиком для задних пассажиров, кнопочное управление подъемом антенны и оконными стеклами. На «Чайках» ездили главы министерств и ведомств, первые секретари республиканских компартий, послы СССР в зарубежных странах. Одна «Чайка» даже эксплуатировалась в посольстве США. В подарок от Хрущёва «Чайку» получил революционер Фидель Кастро. Отслужившие свой век в министерствах и прошедшие по два капремонта автомобили передавались в «Интурист», дворцы бракосочетаний и ЗАГСы.
88. Как и у многих посетителей, у меня сложилось двоякое впечатление после знакомства с экспонатами музея. С одной стороны все выглядит удручающе, заросшие травой автомобили гниют в поле и Михаил Красинец не в состоянии, как в финансовом, так и временном, в одиночку уследить за всеми машинами. С другой стороны для ретро автомобиля провести свой остаток дней в музее лучше, чем сгнить во дворах или умереть на свалке. Хочется верить, что Михаил найдет спонсоров и отреставрирует пусть не все, но хотя бы часть автомобилей.
Спасибо varlamov.ru за увлекательную поездку. Посмотреть его репортажи можно и .
При написании текста использовались комментарии Михаила Красинца и сайты:
Музей Авторевю

В селе Черноусово Чернского района расположен музей «Авто СССР». Его основатель — Михаил Красинец, уехавший 23 года назад из Москвы в тульскую глубинку за своей мечтой: коллекционировать советские автомобили. Его музей, так же как и его личность, до сих пор вызывает споры.

Автомобили хранились под окнами многоэтажки

Михаил Красинец — бывший гонщик и механик заводской команды АЗЛК. В свое время выступал исключительно на «Москвичах». Затем в Бауманском районе Москвы руководил секцией автоспорта. Покинув большой спорт, занялся коллекционированием автомобилей.

— Нас выгнали за ворота ДОСААФ после путча в 1991 году. И я решил заниматься только автостариной, — вспоминает Михаил Красинец. — У меня было собрано порядка 30 автомобилей, которые стояли под окнами двухподъездного многоэтажного дома. Мне их дарили, отдавали, что-то покупал сам.

На захламленный легковушками двор регулярно жаловались соседи. В конечном счете было принято решение перевезти автомобили на дачу в село Черноусово Чернского района. А вскоре в тульскую глубинку переехал и сам Михаил Юрьевич с супругой.

— В 1996 году переехали сюда окончательно. Из Москвы я уехал, продав квартиру. Деньги пошли на приобретение «Чайки», «Мерседеса», «Форда», двух военных грузовиков… В 2003 году нас поддержало местное руководство, — рассказывает Михаил Юрьевич. — Нам выделили территорию для музея «Авто СССР».

330 автомобилей

Сегодня под открытым небом в Черноусово собраны 330 автомобилей. В одной Тульской области автолюбитель нашел 90 единиц техники. В Чернском районе — 45 единиц. Остальные 45 машин — из Щекино, Плавска, Новомосковска. Еще часть принадлежит другим городам и даже странам.

Территория в Черноусово вмещает до одной тысячи единиц техники. Однако Красинец не гонится за этой цифрой.

— По каталогу мне не хватает порядка 70 машин. Общее количество автомобилей в музеях европейского уровня – более 400 единиц. Через два-три сезона я должен закончить коллекционировать технику, — говорит Михаил Красинец.

Автомобиль из клипа «Дюны» и опытный «Москвич»

Михаил Юрьевич проводит нам экскурсию по территории музея. Основную часть коллекции составляют «Москвичи». Главенствует среди них редкий «Москвич 3-5-5». В массовое производство опытный образец так и не был запущен.

Также здесь собраны автомобили ГАЗ: от небольших машин грузового класса до внушительных грузовиков; «Победы», «Волги», «ЗИМы», «Чайки». С седаном «ЗИМ» у Михаила Красинца связаны детские воспоминания. Автомобили этой марки использовали в столице в качестве такси.

— Такие ходили до 1966 года включительно. Почему я так точно знаю? Когда я собирался в 1-й класс, отец предложил меня прокатить на «ЗИМе». За 20 копеек вместо 4-х копеек на троллейбусе можно было доехать по маршруту очень быстро и с комфортом, — отмечает автолюбитель. — Впоследствии «ЗИМы» заменили старыми микроавтобусами «РАФ».

Один из «РАФиков» в коллекции Красинца используется под импровизированный офис. В салоне — столик, телевизор, на стеклах грамоты. Раньше транспортное средство принадлежало к классу «ВИП».

— Больших автобусов, к сожалению, «не надергал», — сокрушается Михаил Красинец. — Вы знаете, сегодня модно собирать автобусы: «Икарусы», городские, дальнобойные, «ПАЗики», «ЛАЗики».

А вот еще один экспонат музея под открытым небом. «Чайка» стоит здесь 21 год. По мнению коллекционера, она похожа на американский представительский автомобиль «Паккард Карибиан» 1956 года.

— «Чайка» работала в Ташкенте, обслуживала министерство, какое – не знаю, — поясняет Красинец. — Потом простояла три года во дворе дома «мордой» в подъезд. Я ее пригнал из Москвы 15 лет назад. Машина досталась мне без стекол и салона за 150 американских долларов.

Есть среди раритетов Красинца и автомобили, засветившиеся на съемках.

— В 1994 году старенький автомобильчик вишневого цвета снимался в клипе с группой «Дюна» на песню «Борька-бабник». Мелькает в 4-х эпизодах, — с гордостью говорит коллекционер. — Я его выкрашу заново, повешу выдержки из съемок. Будет как новенький!

Мечтает преобразить Михаил Юрьевич и еще ряд автомобилей. Сейчас он делает «спортсмена» из машины, пригнанной из г. Щекино. По словам коллекционера, на такой же ездила сборная СССР. Дуги, сиденья, «баранка» — все настоящее. Михаил Красинец не исключает, что в будущем будет выезжать на ней на тульские ретро-фестивали.

Пройдя по территории, обнаруживаем американский «Бьюик» 1939 года.

— Нам подарили машину, потому что не знали, что с ней делать. В Москве бы она просто пропала. У Карена Шахназарова точно такая же есть в игровой колонне на «Мосфильме», — не без гордости сообщает владелец автостарины.

Воруют детали

И все же у многих посетителей музея коллекция Михаила Красинца вызывает неоднозначную реакцию. Ее называют не иначе как «кладбищем железок под открытым небом». Со временем автомобили ржавеют под палящим солнцем, снегом и проливными дождями, превращаясь в груду металла.

— Ржавеет то, что было просолено во время зимней эксплуатации. Но эти процессы не остановишь, — парирует Красинец.

Другие благодарны коллекционеру за то, что он сохраняет редкие экземпляры советского автопрома. Ведь они бы уже давно могли быть утилизированы. А значит, увидеть их, пусть даже в таком виде, было бы уже невозможно.

Как бы то ни было, посетители регулярно наведываются в музей в Чернском районе. Бельгия, Республика Беларусь, Санкт-Петербург, Москва, Тула — это лишь небольшой перечень городов и стран, из которых приезжают туристы посмотреть на коллекцию Красинца.

Хотя не все из них с добрыми намерениями. Музей «Авто СССР» временами страдает от недобросовестных посетителей. Отрывают эмблемы, колпаки колес. По словам владельца, в интернете даже объявление есть, в котором предлагают на заказ открутить детали с автомобилей.

Дальнейшая судьба коллекции

Сам московский пенсионер в тульской глубинке живет более чем скромно. Экспонатами не торгует. В магазин в районном центре ездит на том, на чем еще можно доехать. Сейчас передвигается на «Жигулях», которым исполнилось 42 года.

Тем не менее в столицу возвращаться не желает. Да его и не тянет.

— Москва для меня: Арбат, Красная площадь, ВДНХ. Там нечего делать. В Тульской области я корнями врос. Мне в Москву не надо, — заявляет коллекционер. — В Чернском районе очень хорошо. Главное, что есть любимое дело. Жизнь прожил не напрасно. Это меня больше всего греет. Таким образом, чувствую себя востребованным. Пару десятков лет я еще проработаю до 80 лет. А потом буду радоваться тому, что я успел в жизни сделать.

Кто продолжит дело жизни Красинца, покажет время.

— У меня детей нет. Племянникам мои дела не нужны. Учеников я не вырастил фанатами такими же, как я. Надо искать их по всему миру, пускай даже за границей, — решительно говорит Михаил Юрьевич. — Со всех трибун я говорил, что есть готовая коллекция в Тульской области. Не надо ни откуда ничего возить, добывать. Понимаете, как бывает, он бьет себя кулаком в грудь, что он «москвичист» (поклонник марки — прим. ред.), а потом я узнаю, что человек уничтожил 25 машин марки «Москвич» различными обстоятельствами. Поэтому буду проводить жесткий «кастинг» для претендентов возглавить музей.