Москвич 441

1991-й год памятен в основном Павловской реформой денег да путчем ГКЧП. Но что творилось в магазинах и кошельках в тот год?

Покупательская истерия и ажиотаж были привычной моделью поведения советского гражданина. Но в 1991-м было слишком много стимулирующих факторов: и денежная реформа, и слухи о либерализации цен, которые ещё регулировались государством, и введение 5% налога с продаж — поводов для беспокойства было немало. Даже в относительно благополучной Москве, после введения Моссоветом ограничений цен, прилавки опустели, а оставшиеся товары и продукты стали сильно хуже. При этом введение таможенных ограничений в Прибалтике привело к замещению традиционных качественных товаров — трикотажа и верхней одежды — менее добротными изделиями из других республик СССР.

В начале года импортные телевизоры стоили 12-15 тысяч рублей, видеомагнитофон можно было купить за 8-10, видеокассеты продавали за 75 рублей. Цены на автомобили оставались более-менее стабильными, но купить их было непросто — даже на чёрном рынке машин в свободной продаже не было. ВАЗ-21063 стоил 35-38 тысяч, за ВАЗ-2109 просили до 60 тысяч рублей, Москвич-2141 оценивали в 50-60 тысяч. При этом формальные цены госторговли, которые ещё не отменили, были раз в 10 ниже. Даже из государственных валютных магазинов исчезли доступные товары — на прилавках остались только самые дорогие изделия.

По состоянию на январь 1991 года «элитная» потребительская корзина (обычный набор товаров среднестатистического жителя страны в 2017 году) оценивалась в 1700 рублей, обычный набор продуктов и товаров стоил около 400, а минимальная корзина оценивалась в 150 рублей. Зарплаты в то время продолжали оставаться советскими: сборщик на заводе АЗЛК получал около 400 рублей. Килограмм мяса стоил 15-20 рублей, а десяток яиц — 8-10. Но это было лишь начало.

Минимальная заработная плата, установленная в СССР с 1972 года, вплоть до октября 1991 года составляла 70 рублей. С 1 октября 1991 года её подняли до 180, с 1 декабря до 200, а с 1 января 1992 года она составляла уже 342 рубля (в апреле того же года её поднимут до 900 рублей, минимальную пенсию назначат в 800). Динамика официальной минимальной зарплаты лишь в малой мере отражает происходящее в стране.

В октябре 1991 года председатель правления ЦБ России заявил о готовности к переводу союзных денег в российские. И началось: доллар подорожал до 55 рублей, а потом и до 65. Хотя ещё в начале месяца обменный курс был 44-50 рублей за доллар, а в начале 1991 года — 25-30. Но при этом зачаточная коммерческая торговля, в основном в комиссионных и валютных магазинах, держала на прилавках товары, закупленные ещё по 20-30 рублей — народ кинулся выгодно сбрасывать советские рубли, магазины опустели.

Тот же самый видеомагнитофон Panasonic формально имел цену в 747 инвалютных рублей (1 доллар равнялся 1,75 инв. рубля) и продавался за 15 500 рублей деревянных. То есть реально он продавался по курсу около 36 рублей за доллар, но можно было найти технику и по курсу в 20-25 рублей.

Биржевые цены октября 1991 года (в рознице это всё стоило ещё дороже, разумеется):

Ажиотажный спрос на дорогие товары в первую очередь привёл к исчезновению из продажи автомобилей и к резкому росту их долларовых цен. Причём цены в долларах на советские автомобили в СССР превысили розничные цены на эти же машины в странах Восточной Европы — раньше это был потолок цены для совавтопрома. ВАЗ-21093 продавали в СССР за 4300 долларов, а в Польше цена на него не превышала 3500, ГАЗ-24-10 «Волга» стоила 7 200 долларов, хотя в Европе за неё просили 3 500, а то и меньше. Золото в СССР стоило порядка 15 долларов за грамм, что превышало мировые цены на 30%!

Единственным островком стабильности оставались валютные магазины: цены на импортные товары, которые западные производители продавали за свободно конвертируемую валюту, оставались прежними. В октябре 1991, например, в ГУМе открылся магазин OWEC, в котором продавали импортную бытовую технику за инвалюту — несмотря на космические по меркам советского инженера цены, в этот салон стояли огромные очереди. Телевизор JVC с диагональю 72 см стоил 1350 долларов (без малого 90 000,- рублей по курсу 65 руб. за доллар), видеомагнитофоны — от 450 до 800 (от 30 до 52 тысяч рублей). ЛуАЗ-969М стоил тогда 32 тысячи.

28 октября 1991 года Борис Ельцин заявил о намерениях Правительства провести в январе 1992 года либерализацию цен, оставив государственное регулирование только на хлеб, молоко, соль, водку и лекарства. Цены на продукты тоже незамедлительно подскочили: мясо подорожало в Москве до 70-80 рублей, хотя месяц назад его можно было купить за 50-60.

Хорошие сигареты, Marlboro и Camel подорожали с 30 до 80 рублей к концу 1991 года, импортное курево попроще стоило 40 рублей вместо 25, но потом ситуация странным образом нормализовалась и цены на сигареты вернулись на прежний уровень.

На фоне этих скачков и инфляции, даже пенсионеры со своей невеликой пенсией научились пересчитывать цены в доллары, а торговля востребованными товарами — автомобилями, компьютерами и квартирами — стала не просто номинироваться в долларах: купить их за рубли, даже по коммерческому курсу, было практически невозможно.

Актуальная модель IBM PC/AT стоила 850 долларов, а однокомнатная квартира в спальных районах Москвы — 20 000 (за двушку просили около 30 тысяч), недвижимость в центре стоила раза в два дороже, но при этом в областных центрах СССР квартиры продавались по ценам раз в десять ниже.

При этом прожиточный минимум оценивался в 350-370 рублей в месяц, потребительская корзина москвича была в районе 1800 рублей, а нормальный уровень жизни, который тогда называли стандартом потребления высшего уровня к концу года достиг 17 тысяч рублей, хотя ещё в сентябре его оценивали в 11 000.

В конце года более-менее стабилизировались цены на автомобили: ВАЗ-21063 стоил 3000 долларов, ВАЗ-2109 — 4000, за ВАЗ-21093 просили 4500. Но при этом, на фоне стихийного роста цен на все товары, безумно подорожали компьютеры — за IBM PC/AT 286 просили 200 000 рублей, а за AT 486 — 2 миллиона!

В целом за 1991 год потребительские цены выросли в 8 раз.

В 1992-м году курс доллара пойдёт вниз, но при этом рублёвые цены продолжат расти: тот же IBM PC/AT 286 будет стоить около 4000 долларов, хотя на Западе цена компьютера составляла примерно 1000 долларов.

Но 1992-й год — это отдельная история.

По материалам советской печати 1991 года.

Поделиться ссылкой:

История создания

«Москвич 2141» — автомобиль производства завода АЗЛК, выпускавшийся с 1986 по 2003 год. По сути, последняя разработанная модель завода АЗЛК. В середине 1970-х правительство СССР решило, что советский автопром должен постепенно переходить на выпуск переднеприводных автомобилей. С этой целью заводу АЗЛК была поручена разработка переднеприводной модели, взяв за основу модель SIMCA 1308. Этот автомобиль в 1976 году был признан автомобилем года в Европе и казался руководству очень перспективным. В коллективе завода подобное решение встретило если не негодование, то неприятие. По сути работникам было поручено заниматься копированием, в то время как уже существовали опытные автомобили серии «С», имевшие весьма самобытный дизайн.
Тем не менее, многие наработки не пропали даром. Например, дизайн передней части прототипа С3 нашел свое отражение в модели 2141. Стоит отметить, что ходовые образцы М-2141 имели внутренний индекс С7, что подтверждает их принадлежность к «С» серии. Первые серийные автомобили появились в 1986 году. Модель пережила несколько модернизаций. Существовали планы по выпуску версий с кузовом «седан» и «минивэн» на базе М-2141, но ни одна из этих моделей не дошла до серийного производства.
В середине 1990-х завод выпустил «люксовые» версии кузовов седан и хэтчбэк с увеличенной базой. Кроме того были выпущены купе на базе М-2141, получившие название «Дуэт». Существовала версия «пикап». Стоит отметить, что все вышеперечисленные версии не пользовались спросом, а купе «Дуэт» производились в основном на заказ. Версия универсала на базе М-2141 разрабатывалась на заводе в середине 1990-х, но в серийное производство не пошла. Сохранился лишь ходовой образец. В 2003 году все работы по производству М-2141 и его многочисленных модификаций были окончательно прекращены в связи с банкротством завода АЗЛК.

Дизайн

Несмотря на то, что базовым автомобилем для разработки была выбрана модель SIMCA 1308, заимствований в плане дизайна было мало. В связи с особенностями конструкции SIMCA, для установки двигателей производства АЗЛК был полностью переработан дизайн передней части автомобиля. Светотехника и общий стиль достался модели от прототипа С3. В целом автомобиль напоминал свой прообраз SIMCA 1308 только общими линиями кузова. Модель прошла тесты в аэродинамической трубе и имела прекрасные аэродинамические характеристики. Например, заднее стекло не загрязнялось при езде, поэтому в базовой комплектации автомобиль был лишен заднего стеклоочистителя. «Москвич 2141» соответствовал требованиям пассивной безопасности тех времен – низкорасположенные лонжероны сложной формы способствовали поглощению лобового удара.
В 1997 году модель пережила рестайлинг и получила новое имя — «Святогор». Изменился дизайн передней части автомобиля, в производстве были использованы иностранные комплектующие.

Двигатель

Гамма устанавливаемых на модель двигателей сильно разнилась. Первые автомобили 1980-х годов комплектовались силовыми агрегатами ВАЗ 2106 и модернизированными УЗАМ-331.10.
Изначально на заводе планировалась разработка собственных двигателей объемом 1.8 с 8 или 16 клапанами. Моторы были разработаны, а для их производства было закуплено оборудование и начато строительство специального отдельного цеха. К началу 1990 строительство было практически завершено (разные источники оценивают готовность цеха в 85-95%), но из-за экономического кризиса и неспособности завода вернуть долг в 800млн долларов за оборудование, строительство так и не было закончено. Цех был опечатан, а оборудование вывезено и утрачено.
В результате, «временный» двигатель от ВАЗ 2106 еще долгое время ставился на М-2141. Кроме него на серийные автомобили ставились силовые агрегаты Уфимского завода разного объема. Экспортные модификации некоторое время комплектовались двигателем FORD RTF. С середины 1990-х было решено использовать двигатель Renault объемом 2 литра. В основном этим двигателем комплектовались «люксовые» версии М-2141 и рестайлинговые «Святогоры».

Модификации

Не секрет, что 80-е и 90-е годы были пиком продаж советской автомобильной техники в Западной Европе, причем помимо хорошо раскрученной за рубежом продукции АвтоВАЗа популярностью пользовались также украинские «Таврии» и продукция АЗЛК.

В частности, с 1990 по 1993 год французский дилер Poch активно реализовывал в своей стране «Москвич-2141» под экспортным названием Aleko 141 и Aleko SL (латинская калька с АЛЕКО — Автозавод Ленинского Комсомола).

«Москвич-2141» выпускался с 1986 по 1998 годы. Между тем во Франции такие хэтчбеки предлагались исключительно в люксовом варианте, дополнительно адаптированном специалистами фирмы Poch с учетом пожеланий местной клиентуры.

Такие автомобили отличались прежде всего доработанными бамперами — ради оптимизации аэродинамики были установлены юбки, с которыми, к слову, несколько уменьшился дорожный просвет. У Aleko 141 были также особые накладки на крыльях и дверях, оригинальная решетка радиатора, спойлер на пятой двери и оригинальные пластиковые колпаки на колесах. Кроме того, в базовое оснащение была включена в том числе и ABS.

Увы, с 1990 по 1993 год во Франции удалось реализовать лишь порядка 400 экземпляров Aleko 141 в комплектации SL. Причем не слишком высокую популярность «Москвича» в стране шампанского и круассанов объясняют в том числе и сходством Aleko 141/Aleko SL c французской моделью Simca 1307, на тот момент уже порядком устаревшей.

Напомним, что семейство Simca-Chrysler 1307 / 1308 / 1309 выпускалось французским производителем Simca, входившим в те годы в американскую корпорацию Chrysler с 1975 по 1980 год. В 1978 Simca отошла в собственность к PSA Peugeot Citroen, а с 1980 года автомобиль, претерпевший рестайлинг, выпускали под маркой Talbot.