Москвич 402 двигатель

Решил также выложить запись сюда в надежде на помощь и ответы. Оригинал .

Начал потиху заниматься 402. Точнее, подготавливаю недостающие детали. В процессе занятия пришла в голову мысль, что 402 — очень редкая машина. Очень мало информации, сложно найти. А деталей еще меньше. Многие экземпляры уже «заколхожены» запчастями от более поздних 407 и 403. Так что мне еще повезло — степень оригинальности довольно высокая 🙂
Перейдем ближе к делу. Задумался я о салоне. Полез выяснять что же у меня есть, чего нет, и как должно было быть с завода. И тут появилось много вопросов. Обо всем по-порядку.
После ковыряния в интернетах обнаружил несколько вариантов оригинального салона. Первый, вроде как самый ранний. Ткань в полосочку, дермантиновые вставки и декоративные пуговицы. Год 1956.

По словам владельца (Москвич 402 несбывшаяся мечта…), у него даже задние фонари отличались стекляшками. По ним будет вопрос дальше.
Второй вариант. Та же комбинация выкроек, но совсем другие ткани. По фото не понятно, но похоже, что на сиденьях перестали использовать дермантин, он остался только внизу дверных карт и обшивок средних стоек. 1957 год. Два цвета — синий и коричневый.

(Москвич 402 Ностальгия)

(Москвич 402 «Новая жизнь»)

Мой салон оказался полностью комплектным и оригинальным! Но ужасно потрепанным 🙁

Вот вид покрупнее, чтобы был понятен рисунок ткани:

И кусок дверной карты с дермантиновой вставкой:

Как видно, не все сходится. А именно текстура основной ткани обшивок. Та, что у меня отличается от тех, что на фото других машин! Почему? Но и это еще не все! Миша подогнал мне еще один комплект сидений от 402. И они совсем не вяжутся с тем, что я написал выше:

Текстура ближе:

Мало того, что раскрой и узор не такой, как я встречал до этого, так еще и ткань именно такая, как на фото из интернета. А в каталоге ретродетали эта ткань значится как 400/401: retrodetal.ru/detail/722-400/. Означает ли это, что Мишины сиденья — 401? Но разве у 420 и 425 кузовов задние сиденья одинаковы в плане размеров? И почему тогда на моих обшиках ткань не такая?
В любом случае я теперь знаю как должен выглядеть именно мой салон. Остается найти такую же ткань для перетяжки. Где?

Теперь вопрос по стекляшкам, как и обещал. Проскочила инфа, что на ранних 402 секция поворота была посередине, а не сверху, как все привыкли.

(Москвич 402 несбывшаяся мечта…)

Сравним:

(Еще один потенциальный такси) Без пяти минут «Зеленый Огонек»)

Но по ссылке указано, что год 1958-й! Как? Что было — то поставили? До какого года вообще шла такая комбинация? Как должно быть у меня?

Москвич-407 – это советский автомобиль серийного производства, который относился к классу «В» и производился на МЗМА с 1958 вплоть до 1963 года. Его история охватывает также более старую модель М-402 и переходную модель М-403.

«Москвич-402»

Москвич-402 — советский легковой автомобиль малого класса, выпускавшийся на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) с 1956 по 1958 год, выпущено 87658 экземпляров вместе с модификациями. Главный конструктор — Александр Федорович Андронов.

Александр Федорович Андронов

Работа над новой машиной на заводе МЗМА началась в 1950 году. Машина проектировалась в новом «понтонном» кузове, который получил, в соответствии с принятым в те годы на ЗМА порядком номенклатуры моделей, обозначение «402-425» — двигатель и шасси модели «402» в кузове модели «425» Впоследствии для базового седана «Москвич-402» обозначение кузова использовалось только в конструкторской документации, но его модификации — универсал М-423 и полноприводные варианты М-410 и М-411 — именовались именно по обозначениям своих кузовов.

Главным конструктором был Александр Федорович Андронов. Он сумел организовать сравнительно небольшой коллектив завода для создания принципиально новой конструкции автомобиля по сравнению с находившимся в производстве «Москвичом-400/ 401». От предыдущей модели он сохранил, и то в модифицированном виде, только двигатель, коробку передач и редуктор заднего моста. Ввиду отсутствия опыта у коллектива завода, в проектировании автомобиля активно участвовали инженеры других автомобилестроительных предприятий СССР. С Горьковского завода были приглашены Б. Д. Кирсанов, Л. И. Белкин, Ю. М. Немцов, с ЗиСа — И. А. Гладилин, С. Д. Чуразов, А. М. Жерядин, К. И. Файбисович. Кроме того, с Московского мотоциклетного завода на ЗМА перешел конструктор двигателей И. И. Окунев.

Первые опытные образцы нового «Москвича» были готовы в 1951 году. Для ознакомления с образцами зарубежного автомобилестроения и совместных сравнительных испытаний по мере проектирования и доводки были приобретены серийные образцы иностранных автомобилей — итальянские Fiat-1100 (1953-1962) и Lancia Aurelia (1950-1958), французские Simca Aronde (1951-64) и Citroen 2CV (1948-1990), английские Hillman Minx (1948-1956), Ford Consul (1951-1956) и Jovett Javelin (1947-1953), немецкий Ford Taunus 12M (1952-1962). Естественно, ни один из них не был использован в качестве прототипа в «чистом виде», но изучение их конструкции во многом помогло выбрать те или иные технические и стилистические решения для имевшей вполне оригинальные конструкцию и дизайн новой модели «Москвича».

Государственные испытания «Москвича» совместно с образцами зарубежного автомобилестроения. Зима 1955 года, Крым.

Приборная панель опытного образца «Москвич-402»

Один из опытных вариантов «Москвич-402»

По разработанным чертежам на Горьковском автозаводе (едва ли не единственном в стране в те годы, имевшем собственные мощности для производства штампов и пресс-форм) были изготовлены штампы. Из отштампованных по ним пробных панелей в процессе доводки были собраны семь опытных экземпляров «402-425», различавшихся деталями оформления — в частности, формой водосточного жёлоба и технологей изготовления крыши (некоторые имели участок «водостока» над лобовым стеклом, как у ГАЗ-21) и облицовками радиатора (в частности, один из вариантов очень напоминал ту облицовку, с которой пошла в серийное производство «Волга» — «со звездой», с той разницей что у «Москвича» сама звезда отсутствовала, а «ус» над центральным брусом был один вместо двух у ГАЗ-21). Один из трех опытных «Москвичей-402», прошедший государственные испытания в феврале 1955 года, экспонировался на ВДНХ. Первый серийный экземпляр был выпущен 20 апреля 1956 года.

Проработка оформления оперения в скульптурном пластилине. «Москви-402»

Автомобиль получил вполне современный внешне, а конструктивно более жёсткий — а значит и более долговечный, существенно более просторный и комфортабельный внутри по сравнению с предшественником кузов с большой площадью остекления и хорошей обзорностью. Он имел отдельный багажник, доступ к которому осуществлялся снаружи автомобиля, а не изнутри, как на М-400 / 401, открывающимся ручкой, установленной на стенке основания заднего сиденья справа. Впервые нашли применение в советском автомобилестроении гнутые лобовое и заднее стёкла. Автомобиль имел достаточно высокий уровень внутренней отделки, был оборудован отопителем с противообледенителем лобового стекла (прошлая модель отопителя не имела), мигающими сигналами поворота с самовозвратом расположенного сверху на кожухе рулевой колонки переключателя, двухдиапазонным пяти ламповым радиоприемником (нечасто встречался в базовой комплектации даже на иномарках этого класса). Дизайн был достаточно незамысловатым и утилитарным, но на тот момент вполне современным. Новый «Москвич» получил независимую бесшкворневую переднюю подвеску с двойными поперечными рычагами вместо шкворневой независимой подвеки типа «Дюбонне» у М-400 / 401, имевший продольные рычаги, 15-дюймовые обода колёс вместо 16-дюймовых, барабанные тормоза с плавающими колодками, 12-вольтовое электрооборудование вместо устаревшего и капризного 6-вольтового у М-400 / 401. Впервые в стране были применены телескопические амортизаторы. Задний мост с негипоидными шестернями и трёхступенчатая коробка передач на этом этапе были унаследованы от предыдущей модели, но коробка получила удлинитель, позволивший укоротить карданный вал и снизить уровень вибраций.

Модификации «Москвич-402»

  • 402 — Седан. Базовая модель
  • 402 Б — Автомобиль «Москвич-402», переоборудованный на полное ручное управление, предназначенный для использования лицами, у которых ампутированы или парализованы обе нижние конечности, но верхние конечности совершенно здоровы.
  • 402 М. Медицинский автомобиль «Москвич-402М»
  • 402 Т — Автомобиль «Москвич-402» для службы такси. Отличия от базового варианта заключались в установке таксометра и нанесенных обозначениях такси – «шашечках»
  • 423 — Универсал. Его опытный образец имел единственную дверь с водительской стороны. Однако, от необычной идеи отказались. Универсал назвали «Москвич-423», использовав проектное обозначение его кузова. «Москвич-423» выпускали с 1957 по 1958 год. Это был, по сути, первый серийный универсал в нашей стране.

«Москвич-423» универсал

  • 410 (1957-1958) – Легковой автомобиль повышенной проходимости, созданный на базе модели 402. В отличие от 402, он получил усиленный кузов, рулевой механизм от ГАЗ М20В Победа, масляный радиатор системы смазки двигателя, оригинальный передний ведущий мост с шарнирами равных угловых скоростей типа «Бендикс-Вейсс», двухступенчатую раздаточную коробку с ручным включением, зависимую переднюю подвеску на продольных рессорах и гидравлические амортизаторы рычажного типа (лучше переносившие грязь, в отличие от телескопических на базовой модели). Автомобиль имел два ведущих моста и зависимую подвеску всех колес на продольный рессорах.

«Москвич-410»

  • 429 — Опытный фургон с широкой передней дверью был построен на агрегатах Москвич 402 одновременно с опытным трехдверным универсалом аналогичной конструкции. Однако при серийном производстве оригинальные кузовные детали потребовали новых штампов, поэтому впоследствии, в целях унификации с существующими моделями, в производство была запущена модель Москвич 430 с кузовом, идентичным обычному универсалу.

«Москвич-429»

  • 402 Пикап. Опытный. В серию не пошел.

Габаритные размеры «Москвич-402»

Габаритные размеры «Москвич-423»

Технические характеристики «Москвич-402»

КУЗОВ
Тип кузова Седан
Количество дверей 4
Количество мест 4
Длина 4055 мм
Ширина 1540 мм
Высота 1560 мм
Колесная база Колесная база Moskvih 402 — это продольное расстояние между осями передних и задних колёс в автомобиле. Чем больше колёсная база, тем больще места в автомобиле для размещения пассажиров, тем лучше плавность хода и комфортабельность, уменьшаются продольные колебания, что придает автомобилю высокую плавность хода и делает автомобиль более устойчивым на дороге и предсказуем в поворотах. Короткая колесная база — помогает автомобилю лучше вписываться в крутые повороты, улучшается маневренность, повышается проходимость, поэтому применение короткой колесной базы наиболее оправдано на внедорожниках. 2370
Колея передняя Колея передняя — это расстояние между серединами отпечатков шин передней оси на дороге. Колея передней оси может отличаться от колеи задней оси. 1220
Колея задняя 1220
ДВИГАТЕЛЬ
Расположение двигателя Спереди, продольно
Объем двигателя Объем двигателя Moskvih 402 – это суммарный объем его цилиндров. Объем каждого отдельно взятого цилиндра измеряется, как произведение его сечения на длину хода его поршня. Чаще всего объем двигателя измеряют в кубических сантиметрах или в литрах. 1220 см3
Тип цилиндра Рядный
Количество цилиндров В современных автомобилях их количество может быть от 2 до 16. Цилиндры в двигателе и приводят авто в движение, и чем их больше — тем больше мощность двигателя. 4
Ход поршня 75 мм
Диаметр цилиндра 72
Cтепень сжатия 7
Газораспределительный механизм Газораспределительный механизм (ГРМ) — механизм своевременного распределения впуска горючей смеси или воздуха в цилиндры из цилиндров двигателя внутреннего сгорания отработавших газов. Двигатели автомобилей могут иметь газораспределительные механизмы различных типов, что зависит от компоновки двигателя и, главным образом, от взаимного расположения коленчатого вала, распределительного вала и впускных и выпускных клапанов.
Количество клапанов на цилиндр Количество клапанов на цилиндр Moskvih 402 — клапаны подают необходимый для горения топлива воздух и выпускают отработанные газы из рабочей камеры цилиндра. Клапанов на цилиндр может быть 2, 4 или 5. Чем больше клапанов — тем выше мощность и стабильность работы двигателя. Клапаны — это одна из важных систем двигателя, называемая системой газораспределения. 2
Система питания Карбюратор
Мощность Мощность Moskvih 402 — измеряется в киловаттах либо лошадиных силах. Влияет на максимальную скорость, время разгона. Зависит от всех параметров в двигателе внутреннего сгорания. 35/4200 л.с
Крутящий момент Крутящий момент Moskvih 402 — момент силы крутящего колеса для преодоления сопротивления движению. Мощность и крутящий момент — основные характеристики двигателя. Чем больше мощность, тем больший крутящий момент на валу двигателя, передающий его на колеса.
Измеряется в Ньютон-метрах. Влияет на время разгона при малых оборотах двигателя. Самые лучшие параметры крутящего момента у дизельных двигателей.
71/2400 н*м
Топливо АИ-80
ТРАНСМИССИЯ
Передаточное отношение главной пары Передаточное отношение главной пары Moskvih 402, – это отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубцов ведущей шестерни. Уменьшение передаточного числа дает машине увеличенние максимальной скорости на каждой передаче и не требует излишней раскрутки двигателя для достижения результата, но для того чтобы улучшить динамику разгона, автомобиль лучше тянул на всех передачах, нужно наоборот увеличивать передаточное число, максимальная скорость при этом будет ниже. Чем ближе передаточные числа, тем более плавным и быстрым будет разгон при последовательном переключении передач. 5.14
Привод Задний
Кол-во передач (мех коробка) Кол-во передач (мех коробка) Moskvih 402, – Число ступеней переключения передач. Первая передача — самая сильная, она позволяет сдвинуть автомобиль с места при трогании, последняя передача самая скоростная и самая экономичная, на ней бензин потребляется меньше всего. Количество ступеней между первой и последней передачей дает плавность хода и более синхронный (сглаженый) переход с одной на другую. 3
Кол-во передач (автомат коробка)
ПОДВЕСКА
Тип передней подвески Поперечный рычаг
Тип задней подвески Рессора
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Усилитель руля Усилитель руля — это системы и механизмы рулевого управления, предназначенные для снижения усилия, прикладываемого водителем к рулю. Данная опция повышает комфорт вождения и снижает утомляемость в дороге.
Тип рулевого управления Глобоидный червяк с рециркулирующими шариками
Диаметр разворота 9.9 м
ТИП ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ
Передние тормоза Барабанные
Задние тормоза Барабанные
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Объем топливного бака 31
Максимальная скорость 105 км/ч
Расход топлива на шоссе 7 л/100км
Расход топлива в городе 11 л/100км
Расход топлива Смешанный цикл 8
Клиренс Дорожный просвет (клиренс) Moskvih 402, – это расстояние (в миллиметрах) от дороги, на которой находится автомобиль, до самой нижней ее точки. Чем больше дорожный просвет — тем выше проходимость автомобиля. 200 мм
Снаряженная масса автомобиля 900 кг
Допустимая полная масса 1280 кг
Размер шин 5.60-15
Размер дисков 4.5 Кх15

Москвич-402

Первая модель Москвича оказалась более чем успешной и практически сразу снискала всенародное признание. Однако даже с учетом доработок и модернизаций в процессе производства, этот автомобиль уже к концу 40х годов стал уступать зарубежным аналогам. Маломощный двигатель, конструкционные изъяны и прочие моменты требовали радикальных изменений. Устарели и откровенно довоенные формы кузова — ярко выраженные крылья, двустворчатый капот, отсутствие отдельного объема багажника (доступ к нему был из салона). Тем сильнее это бросалось в глаза на фоне куда более прогрессивных форм «Победы» М-20.

1949г. Поисковые варианты модели 401-424. Все три версии имели аллигаторный капот и осовремененное оформление передка. Первый в ряду автомобиль сохранился до наших дней.

Практически сразу после начала выпуска Москвича-400 на ЗМА начали разработку обновленной версии этого автомобиля. Новая модель должна была получить двигатель с индексом 401 и обновленную внешность, однако уже на этапе этой работы стало понятно, что заводу необходим принципиально новый автомобиль. Впрочем, новый двигатель и коробка передач все же попали на базовую модель в 1954г и она получила индекс 401, однако ни капли не изменилась внешне.

Тем временем, уже с начала 50х в Москве бурно шла разработка нового автомобиля с индексом 402-425. Предполагалось сделать его вместительнее, комфортнее, современнее и надежнее. Главному конструктору МЗМА Александру Федоровичу Андронову удалось организовать хотя и небольшой, но плодотворный коллектив, который в дальнейшем был усилен специалистами с Горьковского автозавода, Завода имени Сталина и Московского мотоциклетного завода. От предыдущей модели сохранили, да и то в модифицированном виде, только двигатель, коробку передач и редуктор заднего моста. Полным ходом шла активная проработка внешности, которая породила множество макетов и ходовых прототипов.


Проработка оформления оперения в скульптурном пластилине, предположительно 1950г.

Первый опытный образец. Построен Экспериментальным цехом в мае 1951 г. для проверки конструктивных и компоновочных решений, предусмотренных техническим заданием. Сперва автомобиль оснащался нижнеклапанным двигателем модели 402, но вскоре на него был установлен двигатель модели 403 с верхними впускными клапанами, созданный специально для машин М-402-425. Кузов не имел ничего общего с последующими образцами и серийным автомобилем. Образец проходил дорожные испытания.

Второй опытный образец, построенный после значительного перерыва в июне-июле 1953г. Форма кузова – поисковая. Особенность – выступающие на боковину центральные стойки. Первый и второй макетные образцы уже получили рычажно-пружинную переднюю подвеску вместо подвески типа «Дюбонне», применявшейся на серийном М-400-420

Хотя на пути к серийному производству новая модель МЗМА довольно существенно эволюционировала внешне, участие специалистов с ГАЗа оказало сильное влияние на проектирующийся автомобиль. Учитывая тот факт, что в то же самое время на ГАЗ-е полным ходом шли разработка и подготовка производства новой модели среднего класса, «Волги» М-21 — не выглядит удивительным что новый «Москвич» перенял от неё многие элементы своего дизайна. По сути эти автомобили выглядели как модели разного класса, разработанные одним и тем же предприятием. Эта визуальная схожесть как бы подчёркивала, что на советские дороги выходит новое поколение легковых автомобилей, что подчеркивалось в кинохронике того времени.

Еще один опытный образец, построенный предположительно к 1954г.

К 1955 году было построено 3 опытных экземляра, близких к серийному автомобилю. Зимой того же года они проходили испытания в Крыму наравне с зарубежными образцами. Аналогами будущего 402-го на испытаниях выступали Fiat-1100, Ford Consul, Ford Taunus 12M, Hillman Minx, Consul, Simca Aronde. Правда пропорциями московский автомобиль был ближе всего британскому Ford Anglia, приобрести который к началу государственных испытаний не успели. Естественно, ни один из них не был использован в качестве прототипа, ни в «чистом виде», ни «по частям». Тем не менее, их изучение позволило коллективу МЗМА получить необходимое представление о современном уровне автомобилестроения и общих тенденциях развития автомобилей данного класса за рубежом. Это была жизненно необходимая информация в свете практического отсутствия в самом СССР в те годы внутреннего рынка автомобилей, что не давало применить для планирования продукции обычный маркетинговый подход и требовало привлечения иностранных аналогов для выбора наиболее перспективных направлений дальнейшего развития на основе опыта стран, ушедших далеко вперёд по темпам автомобилизации.


Государственные испытания, зима 1955 года, Крым. У головного автомобиля желобки отвода воды на крыше выполнены по образцу «Волги» М-21.

Варианты оформления опытных образцов, участвовавших в испытаниях. На первом автомобиле можно заметить характерное оформление с горизонтальным брусом, которое очень напоминает будущую отделку передка первой серии М-21 «Волга».
Интерьер одного из прототипов. Сразу обращает на себя богатство оформления и общий высокий уровень исполнения, в наличии встроенный радиоприемник, отопитель салона и переключатель указателя поворотов. Также любопытно, что данный прототип имеет предположительно электропривод стеклоочистителей, а также подвесные педали с гидроприводом механизма сцепления. В серийном производстве автомобили «Москвич» эти новшества получат не скоро.

Первый серийный экземпляр нового автомобиля «Москвич-402» был выпущен 20 апреля 1956 года. Несмотря на обилие технических решений в прототипах, серийная модель получила сдержанное и лаконичное оформление экстерьера и интерьера, а также несколько упрощенное оснащение. Так, все педали остались напольными, сохранился ножной привод стартера, механический привод сцепления, а также привод механизма стеклоочистителей от распредвала двигателя.

Автомобиль имел отдельный багажник, доступ к которому осуществлялся снаружи автомобиля, причём крышка багажника имела дистанционный привод от рычажка в салоне. Появились гнутые лобовое и заднее стёкла, достаточно высокий уровень внутренней отделки, появился отопитель с противообледенителем лобового стекла, мигающие сигналы поворота с самосбросом расположенного сверху на кожухе рулевой колонки переключателя, радиоприёмник (нечасто встречался в базовой комплектации даже на иномарках этого класса). Любопытно, что в те годы стоимость электронной аппаратуры была столь значительна, что в печати серьезно обсуждался вопрос о том, стоит ли комплектовать радиоприемником все автомобили «Москвич», или ставить его лишь по индивидуальному заказу, поскольку радиоприёмник существенно удорожал машину и многие покупатели предпочли бы сэкономить эту сумму.

Серийный «Москвич-402».

Как это нередко бывало с принципиально новыми автомобилями в начале их конвейерного пути, освоение М-402 в производстве происходило не вполне гладко. В сравнении с хорошо отработанным заводом и отличавшимся к тому времени завидной надёжностью «Москвичом-401», первые серийные машины новой модели имели неудовлетворительное качество изготовления, пестрели производственными дефектами и просто недоработками. Так, на испытывавшийся в редакции журнала «За рулём» автомобиль, выпущенный 14 июня 1956 года, только за первые 10 дней эксплуатации заводу было предъявлено 27 рекламаций. Первые автомобили имели повышенный расход топлива, отличались низким качеством сварки, установки кузовных панелей и антикоррозийной обработки, очень плохим уплотнением дверных проёмов, через которые в салон на ходу проникали пыль и вода. Подводили МЗМА и предприятия-смежники, в частности Ленинградский карбюраторный завод долго не мог добиться стабильного качества изготовления карбюраторов разработанной специально для нового автомобиля модели К-44. Неудачными оказались и изначально устанавливавшиеся для него 15-дюймовые шины модели М-45 — полный износ их протектора на передних колёсах нередко наступал уже через 12-15 тыс. км пробега. Тем не менее, обнаруженные недочёты устранялись в рабочем порядке, качество сборки постепенно выправлялось.

Интерьер оказался по-своему уютным и симпатичным. Обращает на себя внимание своеобразный «пухлый» передний диван с обивкой в «ромбик» — характерная черта ранних машин.

По сравнению со своим предшественником новый «Москвич» получил не только более современный экстерьер, но и более совершенный по конструкции кузов. Кузов сваривался из нескольких технологических подсборок, что упрощало сборку автомобиля и кузовной ремонт в процессе эксплуатации. Оперение было выполнено съёмным, на разъёмных болтовых соединениях. Дизайн был достаточно незамысловатым и утилитарным, но на тот момент вполне современным. Внутреннее оформление кузова также было значительно улучшено — салон стал просторнее и комфортнее. Как и на прошлой модели, переднее сиденье представляло собой цельный диван с раздельными спинками и примитивной регулировкой по расстоянию от педалей (за счёт перестановки сиденья на крепёжных шпильках), но теперь оно предусматривало возможность раскладывания в практически ровное спальное место для отдыха в дороге.

Массивные металлические поручни на спинках переднего дивана были сделаны для удобства задних пассажиров. О травмобезопасности в то время еще не думали.
Новый «Москвич» получил независимую бесшкворневую переднюю подвеску с двойными поперечными рычагами, которая обеспечивала комфортабельность и плавность хода даже на плохих дорогах. Появились 15-дюймовые обода колёс вместо 16-дюймовых с шинами более высокого и широкого профиля, барабанные тормоза с плавающими колодками, 12-вольтовое электрооборудование вместо устаревшего и капризного 6-вольтового у М-400/401, впервые в стране — телескопические амортизаторы. Задний мост с еще коническими шестернями и трёхступенчатая коробка передач на этом этапе были унаследованы от предыдущей модели, но коробка получила удлинитель, позволивший укоротить карданный вал и снизить уровень вибраций.

Помимо седана, проектировался также и универсал. Его опытный образец имел единственную дверь с водительской стороны. Однако, от необычной идеи отказались. Универсал получил индекс 423 — проектное обозначение его кузова. Это был, по сути, первый специально разработанный серийный универсал в СССР, хотя в его конструкции использовалась та же боковая панель с изогнутыми водосточными желобками, а также задняя панель с высоким порогом багажной крышки. Заднее сиденье складывалось, образуя грузовой отсек длиной 1473 мм и шириной 1220 мм. При сложенных задних сиденьях машина могла перевозить 250 кг груза и двух человек, включая водителя. Для запасного колеса под полом размещалась горизонтальная ниша.

Серийный Москвич-423.
Плакат издательства ДОСААФ, 1957г.
Полноприводная версия «Москвич-410». Этот автомобиль, по сути, являлся предком современных кроссоверов.

Ранние 402-е «Москвичи» имели нестандартную на сегодняшний день схему световых сигналов. Так, сигналы поворотов были красными (верхняя секция), а стопсигналы — оранжевыми (средняя секция). На тот момент в СССР еще не было единой нормали, которая бы регулировала данные аспекты.

Однако несмотря на все новшества, машина получила крайне уязвимое и слабое место в конструкции — устаревший и откровенной хилый двигатель, доставшийся в наследство от предыдущей модели. Даже несмотря на увеличенный до 1,2л объем, он выдавал всего лишь 35 л.с. В те годы это смотрелось весьма бледно на фоне зарубежных «одноклассников», особенно с учетом начала экспорта нового автомобиля. К тому же двигатель конструктивно был на пределе возможностей дальнейшего форсирования — сказывалась устаревшая нижнеклапанная схема ГРМ. Разумеется, об этом знали на МЗМА — именно для новой модели параллельно разрабатывались двигатели новой конструкции с индексами 403 и 406. Уже в начале 50х в ОКБ московского завода экспериментировали с полусферическими камерами сгорания и алюминиевым блоком цилиндров. Однако заводу банально не хватило финансирования для освоения принципиально нового двигателя. И все же он был жизненно необходим.

Именно «двигательная» проблема и стала причиной столь короткой жизни модели 402. Всего спустя каких-то два года и 87658 машин она уступит место куда более массовому и известному автомобилю с «новым» мотором.

Москвич 402 — советский легковой автомобиль малого класса, выпускавшийся на Московском заводе малолитражных автомобилей с 1956 по 1958 год, сменив модель 401. Кузов Москвич 402 стал более современным и комфортабельным с отдельным багажником объемом 0,34 кубических метра. Передние сидения раскладывались в удобную постель. Все модификации автомобилей комплектовались ламповым радиоприемником с диапазоном длинных и средних волн. За все время было выпущено 87 658 авто, на смену этой модели пришли Москвич 407 и Москвич 403.

Главным недостатком 402-ймодели стал слабый, доставшийся от предшественника мотор, разработка которого велась еще в 30-егоды. Хоть и технические данные Москвич 402 превосходили предшествующую модель, разница была незначительной. Объем двигателя был увеличен до 1,22-литра, его мощность составила 35 лошадиных сил, против 26 у модели 401. Максимальная скорость — 105 километров в час.

Среди прочих недостатков можно отметить тяжелое рулевое управление и жесткий ход. Впрочем, достоинства модели также значительны — автомобиль абсолютно нетребователен к качеству дорожного покрытия и бензина.