Модель ЗИЛ 157
Содержание
- Три поколения ЗИЛ-157
- Военная техника на шасси ЗИЛ-157
- Типичный корпус коробки
- Радиотехнические коммуникации и контроль
- Инструменты для обслуживания и ремонта автомобилей
- Авто Сервис Топлива
- Средства обеспечения ракетных систем
- Машины сил химической защиты
- Автомобилестроение
- Мобильные средства транспортировки и погрузки ракет
Полноприводный 2,5-тонный трехосный ЗИЛ-157 с популярными прозвищами «Захар Захарыч», «Крокодил» и «Колун» был создан как слегка модернизированная версия предшественника, в которой можно было реализовать самые передовые решения, которые не нашли поддержки у военных заказчиков в середине 40-х годов. Прежде всего, это были все одноколесные шины с одинаковой колеей, а также система регулирования внутреннего давления воздуха в шинах, позаимствованная у амфибии ZIS-485.
Серийное производство автомобиля ЗИЛ-157 началось в сентябре 1958 года, и вскоре он получил главный приз на Всемирной выставке в Брюсселе, где был представлен как грузовик для сельского хозяйства. Со временем оно превратилось в высшее достижение отечественного автопрома, долгожителя советского автопрома, производимого в трех поколениях, и основного транспортного средства советской армии и многих зарубежных стран.
Три поколения ЗИЛ-157
В первом поколении 1958-1961 гг. Практически не изменилась концепция и параметры всего семейства ЗИЛ-157 с двигателем, увеличенным до 104, увеличенной трехместной цельнометаллической кабиной с откидными ветровыми стеклами, старой боковой платформой и новым капотом. и прокладки радиатора были заложены. Наличие лебедки в маркировке не упоминалось.
Военный грузовик ЗИЛ-157 первого поколения с тентом и лебедкой. 1958 год
На машинах второго поколения ЗИЛ-157К (1961-1978) использовались узлы грузовиков ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131, которые устанавливались на соседних конвейерах. Они установили новое однодисковое сцепление, синхронизированную коробку передач и упрощенную систему регулирования давления в шинах.
Автомобиль ЗИЛ-157К второго поколения с передними гидравлическими амортизаторами. 1961 год
Выпуск трехтонных автомобилей третьего поколения ЗИЛ-157КД (1977-1992) был развернут на Уральском автомобильном заводе (УАМЗ). Ее продукция отличалась установкой 110-сильного двигателя, усиленного шасси, новых осветительных приборов и кузова от ЗИЛ-131.
ЗИЛ-157КД третьего поколения из коллекции завода ЗИЛ (фото автора, 2011)
Эти автомобили приобрели обширный кабель небольших вариантов, включая тягачи для одного грузовика, шасси для монтажа различных кузовов и надстроек с коробками отбора мощности для их привода, а также экспортные версии для эксплуатации в странах с другими климатическими условиями.
Базовые версии грузовых автомобилей с экранированным электрооборудованием трех поколений были проиндексированы ЗИЛ-157EG, 157KG и 157KDG соответственно.
Экспортный грузовик ЗИЛ-157КЭ с 4,5-тонной лебедкой в вооруженных силах Финляндии
Военная техника на шасси ЗИЛ-157
Серийные бортовые грузовики перевозили 16–18 человек и военные грузы в кузовах, а также служили тракторами прицепной артиллерийской и ракетной систем. В их кабинах были предусмотрены приспособления для личного оружия членов экипажа, комплект для дегазации, аптечка и огнетушитель, а на некоторых автомобилях на крыше был установлен легкий «багажник».
ЗИЛ-157КД с поперечными скамьями сзади для личного состава на параде в Москве 9 мая 1985 года
Грузовик ЗИЛ-157К с солдатами Советской армии у памятника советскому танку в Праге. 1968 год
От ЗИС-151 новые автомобили унаследовали многие предыдущие профессии, а также впервые получили до 100 вариантов специальных надстроек, в том числе первые советские средства для транспортировки, погрузки и обеспечения боевой эффективности баллистических ракет. Мы уже говорили о знаменитых катюшах в ЗИЛах.
Типичный корпус коробки
В конце 50-х годов советская военная промышленность освоила серийное производство целой гаммы жилых корпусов различных конструкций, составляющих единую стандартную серию. На грузовых автомобилях ЗИЛ-157 впервые были установлены каркасы из дерева и металла КУНГ-1М, которые впоследствии были заменены легкими бескаркасными конструкциями К-66 и каркасно-металлическими КМ-66, предназначенными для установки на автомобили ГАЗ-66. Для специальных целей служили раздвижные фургоны К-44 и служебные фургоны К-35.
Серийный фургон КУНГ-1М на шасси ЗИЛ-157. 1961 (архив 21 научно-исследовательского института)
Безрамный корпус KM-66U1D с панелями из армированного полистирола. 1964 (архив 21 научно-исследовательского института)
ЗИЛ-157К с раздвижными стенками кузова К-44 для размещения штаб-квартиры и столовых. 1964 (архив 21 научно-исследовательского института)
Радиотехнические коммуникации и контроль
Многочисленные типы военных радиостанций, радиолокационных станций, командных приборов штаб-квартиры, радиопеленгаторов и даже тропосферных (космических) систем связи были размещены в фургонах KUNG или K-66, которые были основаны на шасси ЗИЛ-157 второго и третьего поколений с экранированное электрооборудование.
Радиостанция Р-140 «Полоска” в кузове К-66У1Д на шасси ЗИЛ-157КЕГ в венгерской армии Станция П-15М «След» в кузове КУНГ-1М. 1959 годАэродромная радиолокационная станция РСП-7
Инструменты для обслуживания и ремонта автомобилей
Узкая специализация авторемонтных инструментов для обслуживания и ремонта различной военной техники на местах привела к созданию в 50-х годах двух основных комплексов мобильных авторемонтных мастерских (ПАРМ) и военных авторемонтных мастерских (ВАРЕМ). , который использовал шасси ЗИЛ -157 с кузовами СН, КУНГ-1М и КМ-66 с ремонтным оборудованием.
Авторемонтная мастерская ВАРЕМ-3D в кузове СН с колесными нишамиПолевая мастерская МТО-60 по обслуживанию транспортных средств и вооружения в финской армии
Авто Сервис Топлива
Военные машины этой категории на шасси ЗИЛ-157 / 157К были разработкой автомобилей на базе ЗИС-151. На новом механизированном танкере ACM-4-157 появился новый насос, что позволило ему выполнять функции танкеров. АТЗ-3-157 был оснащен резервуаром, увеличенным на 200 литров, что позволило обслуживать одновременно четырех потребителей, но конструкция нового нефтегазового танкера ВМЗ-157 практически не изменилась.
Модернизированная заправка танкера ACM-4-157. 1958 годАвтоцистерна АТЗ-3-157 с баком на 3500 литров топлива. 1959 год
Средства обеспечения ракетных систем
С запуском экранированных грузовиков ЗИЛ-157КГ и 157КДЭ они начали устанавливать различные типы средств для обеспечения подвижных ракетных систем и подготовки к ним наземной подготовки баллистического оружия малой и средней дальности. Из-за особой секретности никто о них ничего не знал, а фотографии тех лет не сохранились.
В их число входили заправочные системы для ракетных систем с окислителями и компрессорные станции для заправки сжатым воздухом или кислородом, специальные кузова KUNG для сборки ракетных боеголовок, транспортные средства для хранения с глухими корпусами и контейнеры для транспортировки ракетных боеголовок, предпусковые машины для испытания кабельной аппаратуры и транспортировки запасных частей, аксессуаров и т. д.
Заправщик 8Г17М1 в машине ЗИЛ-157ЭГ в польской армии. 1962 годМобильная компрессорная станция УКС-400В на шасси ЗИЛ-157КДЭ. 1986 годАвтомобиль 2U657 с замаскированным фургоном КУНГ-1М, в котором были собраны ракетные боеголовки. 1959 год
Машины сил химической защиты
С появлением автомобиля ЗИЛ-157 завод «Пожтехника» выпустил наиболее распространенный автомобиль 8Т311 для мытья и нейтрализации ракетных систем, различного оборудования, оружия и ближайшего ландшафта со специальными жидкостями. АЗС ARS-12D была заменена модифицированной моделью ARS-12U. В химических отрядах также служили станция дегазации ADM-48D и комплекс дегазации воздуха AGV-3M.
Машина 8Т311 для очистки и обезвреживания военной техники. 1959 годМодернизированная автозаправочная станция ARS-12U на шасси ЗИЛ-157 в армии ГДР. 1958 год
Автомобилестроение
В 1958 году комплект мостовых механизированных мостов КММ мигрировал с ЗИС-151А на шасси ЗИЛ-157 с лебедкой, а затем на ЗИЛ-157К. С помощью перегрузочных устройств семиметровый мост каждого из пяти вагонов был опрокинут и уложен на желаемом участке местности, блокируя узкие канавы и канавы.
Базовая машина механизированной колеи моста КММ на шасси ЗИЛ-157. 1959 годМодифицированный ЗИЛ-157К парка ТПП в экспозиции Музея артиллерийских и инженерных войск (фото автора)
Такая же ситуация повторилась с тяжелым понтонным флотом CCI, который перешел на новый ЗИЛ с платформами для транспортировки и сброса понтонов в воду. Новинкой стала мобильная мачтовая буровая установка полка ПБУ-50 с глубиной бурения до 50 метров.
Средний понтон парка CCI с набором деревянных полов в Музее артиллерии в Санкт-Петербурге (фото автора)Мобильная мачтовая буровая установка ПБУ-50 на шасси ЗИЛ-157К (фото К. Дунаева)
Мобильные средства транспортировки и погрузки ракет
Дальнейшее развитие принципиально новых мобильных зенитных, тактических и оперативно-тактических ракетных систем в 1950-х и 1960-х годах привело к появлению принципиально новых автомобилей для перегрузки и транспортно-погрузочной техники (ТЗМ).
В 1961 году TZM PR-14A был принят для использования на одном шасси автомобиля ЗИЛ-157, который был частью зенитного комплекса С-125 с двумя твердотопливными ракетами весом около одной тонны каждая.
Транспортно-погрузочная машина ПР-14А с ракетами комплекса Невы, напоминающая обычную катюшу. 1962 год
Между тем большие габариты и увеличенная масса крупных ракет, а также требования к их безопасности на пути и поддержанию постоянной боевой готовности привели к преобладающему использованию для этой цели автопоездов с тягачами ЗИЛ-157В / КВ и специальные одноосные полуприцепы для перевозки одной ракеты.
Впервые опытные образцы ЗИЛ-157В заменили предыдущие тракторы ЗИС-151 в 1957 году и работали в составе Т-ПРМ-11А комплекса С-75 «Двина”. Впоследствии они были выпущены в нескольких версиях для разных версий ракетного оружия. С 1958 года модернизированная установка ПР-11АМ, которая поставляла зенитные ракеты комплекса «Двина” СА-75М, была первой в вооруженных силах социалистических стран. В дальнейшем эта система пережила еще несколько вариантов, пока ее не заменили тракторы ЗИЛ-131В.
Автомобили ПР-11АМ с ракетами комплекса ДВИНА СА-75М и тракторами ЗИЛ-157КВ. 1967 год
В 1965 г. модернизированный полуприцепной транспортно-установочный аппарат ПР-3М3 был введен в эксплуатацию в московских полках противоракетной обороны для доставки и установки новых зенитных ракет комплекса С-25М «Беркут” на стационарные стартовые позиции. Масса заправленной ракеты составила 3,5 тонны, граница пораженного участка – 45 километров.
Установка машины ПР-3М3 с 12-метровой ракетой системы ПРО С-25М «Беркут”
Другие военные автопоезда 60-х годов с тракторами ЗИЛ-157КВ включали в себя полуприцепы-транспортники или грязные тележки с автомобильными компонентами, которые использовались для доставки оружия на колесные и гусеничные оперативно-тактические комплексы с взрывоопасной фрагментацией или ядерными боеголовками. Их длина немного превышала 15 метров, максимально допустимая скорость составляет 40 км / ч.
Транспортная машина 2У663У с теплозащитным экраном для доставки ядерных ракет комплекса «Луна”. 1964 годГрунтовая тележка 2Т3М для перевозки тактических ракет с системой подогрева боеголовки. 1965 год
На титульном фото изображен армейский грузовик ЗИЛ-157КД Уральского автомобильного завода в экспозиции Музея военного автомобилестроения в Рязани.
К исходу Великой Отечественной войны командование Автобронетанковых войск поставило перед советскими автозаводами задачу создания трехосного полноприводного грузовика грузоподъемностью около 4 тонн — советского аналога заслуженной американской машины Studebaker US6, массово поступавшей в Красную армию по Ленд-Лизу. Работы над трехосными полноприводными грузовиками развернулись на ГАЗе и ЗИСе еще в конце 30-х годов, а подробное изучение американских «лендлизовских» машин дало им новый толчок. Из разных вариантов опытных трехосных грузовиков выбрали некий гибрид с двигателем от будущего гражданского грузовика ЗИС-150 и мостами, по ряду деталей (картеры, конструкция редукторов главных передач, посадочный размер колес) унифицированными с горьковским ГАЗ-63 и его опытным трехосным аналогом ГАЗ-33. Конструкторы московского Автозавода имени Сталина после войны построили два варианта грузовика ЗИС-151 — того самого сочетания «зисовского» мотора и «газовских» мостов. Один автомобиль был оснащен колесами того же типа, что ГАЗ-63 и двухскатными задними шинами, второй грузовик получил колеса с дисками от ЗИС-150 и односкатные шины сзади. Все испытания показывали, что машина с односкатными колесами обладает однозначно лучшей проходимостью — ей не надо прокладывать в рыхлом грунте или снегу лишнии колеи вторыми парами задних колес. Но военные настояли на том, чтобы «сделать как у «Студебеккера». В результате, серийный ЗИС-151 1948 года выкатился с конвейера на «газовских» колесах с парой лишних скатов на задних мостах. По проходимости он уступал «Студебеккеру», так как получился более тяжелым.
В то же время появились серийные внедорожные машины на агрегатах ЗИСов с односкатными задними колесами. На самом Заводе имени Сталина под руководством Б.М.Фиттермана был создан бронетранспортер БТР-152. В Днепропетровске знаменитый конструктор В.А.Грачев и его коллеги разработали плавающий БАВ, после закрытия Днепропетровского автозавода тоже освоенный на ЗИСе. На БАВ (ЗИС-485) Грачев впервые опробовал централизованную подкачку шин. Аналогичную систему на протяжении 50-х годов пытались приспособить к БТР-152. Грачеву пришлось демонстрировать преимущества машин с подкачкой лично маршалу Г.К. Жукову, занимавшему пост Министра обороны. Наконец, определенное время ушло на совершенствование системы подкачки — замену торчавших сбоку от машины внешних трубопроводов на шланги, проложенные через картеры мостов и ступицы колес. Когда централизованная подкачка в окончательном виде была внедрена на БТР-152 и БАВ, встал вопрос о создании грузовика с односкатными шинами низкого давления и такой же системой подкачки шин. К тому времени уже накопился опыт эксплуатации ЗИС-151 со всеми его недостатками, а новое поколение командующих уже не оглядывалось на ушедший в историю Studebaker. Так в 1958 году появился новый трехосный грузовик ЗИЛ-157 с мостами, аналогичными БТР-152В1 на односкатных колесах с «пузатыми» шинами 12,00-18. Его рождение совпало с заменой базовой модели гражданского грузовика с ЗИС-150 на ЗИЛ-164. Поэтому новая трехосная модель получила те же изменения в конструкцию двигателя, по сравнению с машинами прежних выпусков. Осталась также схема трансмиссии с раздельным приводом колес среднего и заднего мостов, отдельными карданными валами. Цельнометаллическая кабина, как и прежде, осталась внешне очень похожей на кабину американского International времен войны, а капот и передние крылья остались от ЗИС-151.
Как и прочие военные машины, ЗИЛ-157 выпустили в двух вариантах: с лебедкой спереди, или без нее. Сразу же появились седельный тягач ЗИЛ-157В и машина с экранированным электрооборудованием ЗИЛ-157Г. Накапливая опыт эксплуатации нового грузовика, и анализируя отзывы потребителей, конструкторы ЗИЛа пришли к выводу, что изменение передаточных чисел трансмиссии заметно улучшит проходимость машины. Поэтому в 1961 году появился модернизированный ЗИЛ-157К, отличавшийся новым набором передаточных чисел.
ЗИЛ-157 послужил базой для многочисленных кузовов специального назначения и носителем вооружений. На его шасси устанавливали фургоны- КУНГи радиостанций, ремонтных мастерских, цистерны топливозаправщиков, пожарные автоцистерны и лестницы, оборудование снегоуборочных машин, установки залпового огня, ракетные комплексы. Большое количество ЗИЛов шло с конвейера с бортовыми кузовами, имевшими лавки для личного состава. В 60-е годы шло активное освоение отдаленных районов страны, поэтому помимо армии, ЗИЛ-157 и некоторые его модификации стали поступать гражданским заказчикам — геологам, нефтяникам, строителям газопроводов и линий электропередач, лесникам и работникам сельского хозяйства.
С освоением трехосного грузовика нового поколения ЗИЛ-131, старую модель ЗИЛ-157К с производства решили не снимать — военные считали этот грузовик более дешевым и простым в эксплуатации. Но мощности московского Автозавода имени Лихачева оказались перегруженными производством нескольких семейств грузовых машин. 10 мая 1967 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве филиала ЗИЛа в закрытом уральском городе Свердловск-44. Так зародилось предприятие, известное теперь как Уральский автомоторный завод. В 1968 году оно освоило выпуск мостов ЗИЛ-157 и запчастей для снятого с производства ЗИЛ-164. В 1972 году туда передали производство 6-цилиндровых двигателей для ЗИЛ-157. Наконец, в 1977-м, к 60-й Годовщине Великой Октябрьской социалистической революции уральский завод освоил полный производственный цикл по выпуску комплектных грузовиков ЗИЛ-157КД. Но полностью производство машин этого семейства на головном заводе в Москве прекратилось только в 1982 году.
Грузовики ЗИЛ-157КД выпуска 70-80-х годов отличались модернизированным двигателем и электрооборудованием, усиленными карданными валами и мостами, новым карбюратором. В кабине отказались от приоткрывающегося лобового стекла, а двигатель по-современному стал заводиться не от педали стартера, а от ключа зажигания. За годы выпуска несколько раз менялась модель шин: И-111, К-12А, К-70. В 1972 году разъемные диски колес заменили на неразъемные с запорным кольцом. При этом до самого конца выпуска оставалось рулевое управление без гидроусилителя, требовавшее от водителя хорошей физической подготовки. На шасси ЗИЛ-157КД в 70-х стали серийно устанавливать гражданские платформы с откидными бортами от ЗИЛ-130, а на Мытищинском машиностроительном заводе в 80-х был создан строительный самосвал.
Производство грузовиков семейства ЗИЛ-157 прекратилось только 8 февраля 1991 года, а их 6-цилиндровые нижнеклапанные двигатели в Свердловске-44 выпускали до июля того же года. После этого Уральский автомоторный завод выпускал автомобили семейств ЗИЛ-131 и ЗИЛ-130, а в результате приватизации стал самостоятельным, независимым от ЗИЛа предприятием.
В Военно-техническом музее представлены разные модификации ЗИЛ-157К: бортовой грузовик с лебедкой, пожарный автомобиль ПМЗ-27А, система залпового огня БМ-13 — послевоенный вариант знаменитой «Катюши». А так как в экспозиции присутствуют БТР-152К и БАВ ЗИС-485, получается целая коллекция трехосных машин на общей агрегатной базе
Техническая характеристика
Грузоподъемность | 4500 кг |
Габаритные размеры | 6922х2315х2360 мм |
Колесная база | 4225 мм (до среднего моста) 1120 мм (задняя тележка) |
Дорожный просвет | 310 мм |
Двигатель | бензиновый, карбюраторный, рядный, шестицилиндровый, нижнеклапанный ЗИЛ-157К |
Рабочий объем | 5555 см3 |
Мощность | 109 л.с. при 2800 об/мин |
Снаряженная масса | 5540 кг |
Полная масса | 10190 кг |
Максимальная скорость | 65 км/ч |
Расход топлива | до 40 л/100 км |
Добавить комментарий