Модель ЗИЛ 157

Полноприводный 2,5-тонный трехосный ЗИЛ-157 с популярными прозвищами «Захар Захарыч», «Крокодил» и «Колун» был создан как слегка модернизированная версия предшественника, в которой можно было реализовать самые передовые решения, которые не нашли поддержки у военных заказчиков в середине 40-х годов. Прежде всего, это были все одноколесные шины с одинаковой колеей, а также система регулирования внутреннего давления воздуха в шинах, позаимствованная у амфибии ZIS-485.

Серийное производство автомобиля ЗИЛ-157 началось в сентябре 1958 года, и вскоре он получил главный приз на Всемирной выставке в Брюсселе, где был представлен как грузовик для сельского хозяйства. Со временем оно превратилось в высшее достижение отечественного автопрома, долгожителя советского автопрома, производимого в трех поколениях, и основного транспортного средства советской армии и многих зарубежных стран.

Три поколения ЗИЛ-157

В первом поколении 1958-1961 гг. Практически не изменилась концепция и параметры всего семейства ЗИЛ-157 с двигателем, увеличенным до 104, увеличенной трехместной цельнометаллической кабиной с откидными ветровыми стеклами, старой боковой платформой и новым капотом. и прокладки радиатора были заложены. Наличие лебедки в маркировке не упоминалось.

Военный грузовик ЗИЛ-157 первого поколения с тентом и лебедкой. 1958 год

На машинах второго поколения ЗИЛ-157К (1961-1978) использовались узлы грузовиков ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131, которые устанавливались на соседних конвейерах. Они установили новое однодисковое сцепление, синхронизированную коробку передач и упрощенную систему регулирования давления в шинах.

Автомобиль ЗИЛ-157К второго поколения с передними гидравлическими амортизаторами. 1961 год

Выпуск трехтонных автомобилей третьего поколения ЗИЛ-157КД (1977-1992) был развернут на Уральском автомобильном заводе (УАМЗ). Ее продукция отличалась установкой 110-сильного двигателя, усиленного шасси, новых осветительных приборов и кузова от ЗИЛ-131.

ЗИЛ-157КД третьего поколения из коллекции завода ЗИЛ (фото автора, 2011)

Эти автомобили приобрели обширный кабель небольших вариантов, включая тягачи для одного грузовика, шасси для монтажа различных кузовов и надстроек с коробками отбора мощности для их привода, а также экспортные версии для эксплуатации в странах с другими климатическими условиями.

Базовые версии грузовых автомобилей с экранированным электрооборудованием трех поколений были проиндексированы ЗИЛ-157EG, 157KG и 157KDG соответственно.

Экспортный грузовик ЗИЛ-157КЭ с 4,5-тонной лебедкой в ​​вооруженных силах Финляндии

Военная техника на шасси ЗИЛ-157

Серийные бортовые грузовики перевозили 16–18 человек и военные грузы в кузовах, а также служили тракторами прицепной артиллерийской и ракетной систем. В их кабинах были предусмотрены приспособления для личного оружия членов экипажа, комплект для дегазации, аптечка и огнетушитель, а на некоторых автомобилях на крыше был установлен легкий «багажник».

ЗИЛ-157КД с поперечными скамьями сзади для личного состава на параде в Москве 9 мая 1985 годаГрузовик ЗИЛ-157К с солдатами Советской армии у памятника советскому танку в Праге. 1968 год

От ЗИС-151 новые автомобили унаследовали многие предыдущие профессии, а также впервые получили до 100 вариантов специальных надстроек, в том числе первые советские средства для транспортировки, погрузки и обеспечения боевой эффективности баллистических ракет. Мы уже говорили о знаменитых катюшах в ЗИЛах.

Типичный корпус коробки

В конце 50-х годов советская военная промышленность освоила серийное производство целой гаммы жилых корпусов различных конструкций, составляющих единую стандартную серию. На грузовых автомобилях ЗИЛ-157 впервые были установлены каркасы из дерева и металла КУНГ-1М, которые впоследствии были заменены легкими бескаркасными конструкциями К-66 и каркасно-металлическими КМ-66, предназначенными для установки на автомобили ГАЗ-66. Для специальных целей служили раздвижные фургоны К-44 и служебные фургоны К-35.

Серийный фургон КУНГ-1М на шасси ЗИЛ-157. 1961 (архив 21 научно-исследовательского института)Безрамный корпус KM-66U1D с панелями из армированного полистирола. 1964 (архив 21 научно-исследовательского института)ЗИЛ-157К с раздвижными стенками кузова К-44 для размещения штаб-квартиры и столовых. 1964 (архив 21 научно-исследовательского института)

Радиотехнические коммуникации и контроль

Многочисленные типы военных радиостанций, радиолокационных станций, командных приборов штаб-квартиры, радиопеленгаторов и даже тропосферных (космических) систем связи были размещены в фургонах KUNG или K-66, которые были основаны на шасси ЗИЛ-157 второго и третьего поколений с экранированное электрооборудование.

Радиостанция Р-140 «Полоска” в кузове К-66У1Д на шасси ЗИЛ-157КЕГ в венгерской армии Станция П-15М «След» в кузове КУНГ-1М. 1959 годАэродромная радиолокационная станция РСП-7

Инструменты для обслуживания и ремонта автомобилей

Узкая специализация авторемонтных инструментов для обслуживания и ремонта различной военной техники на местах привела к созданию в 50-х годах двух основных комплексов мобильных авторемонтных мастерских (ПАРМ) и военных авторемонтных мастерских (ВАРЕМ). , который использовал шасси ЗИЛ -157 с кузовами СН, КУНГ-1М и КМ-66 с ремонтным оборудованием.

Авторемонтная мастерская ВАРЕМ-3D в кузове СН с колесными нишамиПолевая мастерская МТО-60 по обслуживанию транспортных средств и вооружения в финской армии

Авто Сервис Топлива

Военные машины этой категории на шасси ЗИЛ-157 / 157К были разработкой автомобилей на базе ЗИС-151. На новом механизированном танкере ACM-4-157 появился новый насос, что позволило ему выполнять функции танкеров. АТЗ-3-157 был оснащен резервуаром, увеличенным на 200 литров, что позволило обслуживать одновременно четырех потребителей, но конструкция нового нефтегазового танкера ВМЗ-157 практически не изменилась.

Модернизированная заправка танкера ACM-4-157. 1958 годАвтоцистерна АТЗ-3-157 с баком на 3500 литров топлива. 1959 год

Средства обеспечения ракетных систем

С запуском экранированных грузовиков ЗИЛ-157КГ и 157КДЭ они начали устанавливать различные типы средств для обеспечения подвижных ракетных систем и подготовки к ним наземной подготовки баллистического оружия малой и средней дальности. Из-за особой секретности никто о них ничего не знал, а фотографии тех лет не сохранились.

В их число входили заправочные системы для ракетных систем с окислителями и компрессорные станции для заправки сжатым воздухом или кислородом, специальные кузова KUNG для сборки ракетных боеголовок, транспортные средства для хранения с глухими корпусами и контейнеры для транспортировки ракетных боеголовок, предпусковые машины для испытания кабельной аппаратуры и транспортировки запасных частей, аксессуаров и т. д.

Заправщик 8Г17М1 в машине ЗИЛ-157ЭГ в польской армии. 1962 годМобильная компрессорная станция УКС-400В на шасси ЗИЛ-157КДЭ. 1986 годАвтомобиль 2U657 с замаскированным фургоном КУНГ-1М, в котором были собраны ракетные боеголовки. 1959 год

Машины сил химической защиты

С появлением автомобиля ЗИЛ-157 завод «Пожтехника» выпустил наиболее распространенный автомобиль 8Т311 для мытья и нейтрализации ракетных систем, различного оборудования, оружия и ближайшего ландшафта со специальными жидкостями. АЗС ARS-12D была заменена модифицированной моделью ARS-12U. В химических отрядах также служили станция дегазации ADM-48D и комплекс дегазации воздуха AGV-3M.

Машина 8Т311 для очистки и обезвреживания военной техники. 1959 годМодернизированная автозаправочная станция ARS-12U на шасси ЗИЛ-157 в армии ГДР. 1958 год

Автомобилестроение

В 1958 году комплект мостовых механизированных мостов КММ мигрировал с ЗИС-151А на шасси ЗИЛ-157 с лебедкой, а затем на ЗИЛ-157К. С помощью перегрузочных устройств семиметровый мост каждого из пяти вагонов был опрокинут и уложен на желаемом участке местности, блокируя узкие канавы и канавы.

Базовая машина механизированной колеи моста КММ на шасси ЗИЛ-157. 1959 годМодифицированный ЗИЛ-157К парка ТПП в экспозиции Музея артиллерийских и инженерных войск (фото автора)

Такая же ситуация повторилась с тяжелым понтонным флотом CCI, который перешел на новый ЗИЛ с платформами для транспортировки и сброса понтонов в воду. Новинкой стала мобильная мачтовая буровая установка полка ПБУ-50 с глубиной бурения до 50 метров.

Средний понтон парка CCI с набором деревянных полов в Музее артиллерии в Санкт-Петербурге (фото автора)Мобильная мачтовая буровая установка ПБУ-50 на шасси ЗИЛ-157К (фото К. Дунаева)

Мобильные средства транспортировки и погрузки ракет

Дальнейшее развитие принципиально новых мобильных зенитных, тактических и оперативно-тактических ракетных систем в 1950-х и 1960-х годах привело к появлению принципиально новых автомобилей для перегрузки и транспортно-погрузочной техники (ТЗМ).

В 1961 году TZM PR-14A был принят для использования на одном шасси автомобиля ЗИЛ-157, который был частью зенитного комплекса С-125 с двумя твердотопливными ракетами весом около одной тонны каждая.

Транспортно-погрузочная машина ПР-14А с ракетами комплекса Невы, напоминающая обычную катюшу. 1962 год

Между тем большие габариты и увеличенная масса крупных ракет, а также требования к их безопасности на пути и поддержанию постоянной боевой готовности привели к преобладающему использованию для этой цели автопоездов с тягачами ЗИЛ-157В / КВ и специальные одноосные полуприцепы для перевозки одной ракеты.

Впервые опытные образцы ЗИЛ-157В заменили предыдущие тракторы ЗИС-151 в 1957 году и работали в составе Т-ПРМ-11А комплекса С-75 «Двина”. Впоследствии они были выпущены в нескольких версиях для разных версий ракетного оружия. С 1958 года модернизированная установка ПР-11АМ, которая поставляла зенитные ракеты комплекса «Двина” СА-75М, была первой в вооруженных силах социалистических стран. В дальнейшем эта система пережила еще несколько вариантов, пока ее не заменили тракторы ЗИЛ-131В.

Автомобили ПР-11АМ с ракетами комплекса ДВИНА СА-75М и тракторами ЗИЛ-157КВ. 1967 год

В 1965 г. модернизированный полуприцепной транспортно-установочный аппарат ПР-3М3 был введен в эксплуатацию в московских полках противоракетной обороны для доставки и установки новых зенитных ракет комплекса С-25М «Беркут” на стационарные стартовые позиции. Масса заправленной ракеты составила 3,5 тонны, граница пораженного участка – 45 километров.

Установка машины ПР-3М3 с 12-метровой ракетой системы ПРО С-25М «Беркут”

Другие военные автопоезда 60-х годов с тракторами ЗИЛ-157КВ включали в себя полуприцепы-транспортники или грязные тележки с автомобильными компонентами, которые использовались для доставки оружия на колесные и гусеничные оперативно-тактические комплексы с взрывоопасной фрагментацией или ядерными боеголовками. Их длина немного превышала 15 метров, максимально допустимая скорость составляет 40 км / ч.

Транспортная машина 2У663У с теплозащитным экраном для доставки ядерных ракет комплекса «Луна”. 1964 годГрунтовая тележка 2Т3М для перевозки тактических ракет с системой подогрева боеголовки. 1965 год

На титульном фото изображен армейский грузовик ЗИЛ-157КД Уральского автомобильного завода в экспозиции Музея военного автомобилестроения в Рязани.

К исходу Великой Отечественной войны командование Автобронетанковых войск поставило перед советскими автозаводами задачу создания трехосного полноприводного грузовика грузоподъемностью около 4 тонн — советского аналога заслуженной американской машины Studebaker US6, массово поступавшей в Красную армию по Ленд-Лизу. Работы над трехосными полноприводными грузовиками развернулись на ГАЗе и ЗИСе еще в конце 30-х годов, а подробное изучение американских «лендлизовских» машин дало им новый толчок. Из разных вариантов опытных трехосных грузовиков выбрали некий гибрид с двигателем от будущего гражданского грузовика ЗИС-150 и мостами, по ряду деталей (картеры, конструкция редукторов главных передач, посадочный размер колес) унифицированными с горьковским ГАЗ-63 и его опытным трехосным аналогом ГАЗ-33. Конструкторы московского Автозавода имени Сталина после войны построили два варианта грузовика ЗИС-151 — того самого сочетания «зисовского» мотора и «газовских» мостов. Один автомобиль был оснащен колесами того же типа, что ГАЗ-63 и двухскатными задними шинами, второй грузовик получил колеса с дисками от ЗИС-150 и односкатные шины сзади. Все испытания показывали, что машина с односкатными колесами обладает однозначно лучшей проходимостью — ей не надо прокладывать в рыхлом грунте или снегу лишнии колеи вторыми парами задних колес. Но военные настояли на том, чтобы «сделать как у «Студебеккера». В результате, серийный ЗИС-151 1948 года выкатился с конвейера на «газовских» колесах с парой лишних скатов на задних мостах. По проходимости он уступал «Студебеккеру», так как получился более тяжелым.
В то же время появились серийные внедорожные машины на агрегатах ЗИСов с односкатными задними колесами. На самом Заводе имени Сталина под руководством Б.М.Фиттермана был создан бронетранспортер БТР-152. В Днепропетровске знаменитый конструктор В.А.Грачев и его коллеги разработали плавающий БАВ, после закрытия Днепропетровского автозавода тоже освоенный на ЗИСе. На БАВ (ЗИС-485) Грачев впервые опробовал централизованную подкачку шин. Аналогичную систему на протяжении 50-х годов пытались приспособить к БТР-152. Грачеву пришлось демонстрировать преимущества машин с подкачкой лично маршалу Г.К. Жукову, занимавшему пост Министра обороны. Наконец, определенное время ушло на совершенствование системы подкачки — замену торчавших сбоку от машины внешних трубопроводов на шланги, проложенные через картеры мостов и ступицы колес. Когда централизованная подкачка в окончательном виде была внедрена на БТР-152 и БАВ, встал вопрос о создании грузовика с односкатными шинами низкого давления и такой же системой подкачки шин. К тому времени уже накопился опыт эксплуатации ЗИС-151 со всеми его недостатками, а новое поколение командующих уже не оглядывалось на ушедший в историю Studebaker. Так в 1958 году появился новый трехосный грузовик ЗИЛ-157 с мостами, аналогичными БТР-152В1 на односкатных колесах с «пузатыми» шинами 12,00-18. Его рождение совпало с заменой базовой модели гражданского грузовика с ЗИС-150 на ЗИЛ-164. Поэтому новая трехосная модель получила те же изменения в конструкцию двигателя, по сравнению с машинами прежних выпусков. Осталась также схема трансмиссии с раздельным приводом колес среднего и заднего мостов, отдельными карданными валами. Цельнометаллическая кабина, как и прежде, осталась внешне очень похожей на кабину американского International времен войны, а капот и передние крылья остались от ЗИС-151.

Как и прочие военные машины, ЗИЛ-157 выпустили в двух вариантах: с лебедкой спереди, или без нее. Сразу же появились седельный тягач ЗИЛ-157В и машина с экранированным электрооборудованием ЗИЛ-157Г. Накапливая опыт эксплуатации нового грузовика, и анализируя отзывы потребителей, конструкторы ЗИЛа пришли к выводу, что изменение передаточных чисел трансмиссии заметно улучшит проходимость машины. Поэтому в 1961 году появился модернизированный ЗИЛ-157К, отличавшийся новым набором передаточных чисел.
ЗИЛ-157 послужил базой для многочисленных кузовов специального назначения и носителем вооружений. На его шасси устанавливали фургоны- КУНГи радиостанций, ремонтных мастерских, цистерны топливозаправщиков, пожарные автоцистерны и лестницы, оборудование снегоуборочных машин, установки залпового огня, ракетные комплексы. Большое количество ЗИЛов шло с конвейера с бортовыми кузовами, имевшими лавки для личного состава. В 60-е годы шло активное освоение отдаленных районов страны, поэтому помимо армии, ЗИЛ-157 и некоторые его модификации стали поступать гражданским заказчикам — геологам, нефтяникам, строителям газопроводов и линий электропередач, лесникам и работникам сельского хозяйства.

С освоением трехосного грузовика нового поколения ЗИЛ-131, старую модель ЗИЛ-157К с производства решили не снимать — военные считали этот грузовик более дешевым и простым в эксплуатации. Но мощности московского Автозавода имени Лихачева оказались перегруженными производством нескольких семейств грузовых машин. 10 мая 1967 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве филиала ЗИЛа в закрытом уральском городе Свердловск-44. Так зародилось предприятие, известное теперь как Уральский автомоторный завод. В 1968 году оно освоило выпуск мостов ЗИЛ-157 и запчастей для снятого с производства ЗИЛ-164. В 1972 году туда передали производство 6-цилиндровых двигателей для ЗИЛ-157. Наконец, в 1977-м, к 60-й Годовщине Великой Октябрьской социалистической революции уральский завод освоил полный производственный цикл по выпуску комплектных грузовиков ЗИЛ-157КД. Но полностью производство машин этого семейства на головном заводе в Москве прекратилось только в 1982 году.

Грузовики ЗИЛ-157КД выпуска 70-80-х годов отличались модернизированным двигателем и электрооборудованием, усиленными карданными валами и мостами, новым карбюратором. В кабине отказались от приоткрывающегося лобового стекла, а двигатель по-современному стал заводиться не от педали стартера, а от ключа зажигания. За годы выпуска несколько раз менялась модель шин: И-111, К-12А, К-70. В 1972 году разъемные диски колес заменили на неразъемные с запорным кольцом. При этом до самого конца выпуска оставалось рулевое управление без гидроусилителя, требовавшее от водителя хорошей физической подготовки. На шасси ЗИЛ-157КД в 70-х стали серийно устанавливать гражданские платформы с откидными бортами от ЗИЛ-130, а на Мытищинском машиностроительном заводе в 80-х был создан строительный самосвал.
Производство грузовиков семейства ЗИЛ-157 прекратилось только 8 февраля 1991 года, а их 6-цилиндровые нижнеклапанные двигатели в Свердловске-44 выпускали до июля того же года. После этого Уральский автомоторный завод выпускал автомобили семейств ЗИЛ-131 и ЗИЛ-130, а в результате приватизации стал самостоятельным, независимым от ЗИЛа предприятием.
В Военно-техническом музее представлены разные модификации ЗИЛ-157К: бортовой грузовик с лебедкой, пожарный автомобиль ПМЗ-27А, система залпового огня БМ-13 — послевоенный вариант знаменитой «Катюши». А так как в экспозиции присутствуют БТР-152К и БАВ ЗИС-485, получается целая коллекция трехосных машин на общей агрегатной базе

Техническая характеристика

Грузоподъемность 4500 кг
Габаритные размеры 6922х2315х2360 мм
Колесная база 4225 мм (до среднего моста) 1120 мм (задняя тележка)
Дорожный просвет 310 мм
Двигатель бензиновый, карбюраторный, рядный, шестицилиндровый, нижнеклапанный ЗИЛ-157К
Рабочий объем 5555 см3
Мощность 109 л.с. при 2800 об/мин
Снаряженная масса 5540 кг
Полная масса 10190 кг
Максимальная скорость 65 км/ч
Расход топлива до 40 л/100 км