Мишка автомобиль

Желание произвести бюджетный малолитражный автомобиль у представителей отечественного автопрома зудело давно. Однако после советской «Оки» все мало-мальски стоящие попытки это сделать оканчивались без особого результата. В конце 90-х за эту задачу взялись специалисты из недавно основанного ОАО «АСМ-холдинг».

  • В 1997 году проект «Мишка» стартовал. Базовая модель малолитражки представляла собой четырехместный хэтчбек (хотя производитель позиционировал его как «универсал», но короткий задний свес характеризует его именно как хэтчбек) исполненный со съемным жестким верхом по принципу «ландо», то есть над задними сиденьями. Каркасно-панельный кузов предполагалось воплотить со сварным каркасом из труб низколегированной стали. Панели по проекту намеревалось произвести из полимерных материалов.
  • В 1998 было изготовлено несколько машин, одну из которых даже выставили на московском автосалоне.
  • В 2001 году о новом проекте писал замечательный журнал «Наука и жизнь».
  • В 2002 году было заявлено о предполагаемой первой партии в 128 «Мишек», но выпуск их так и не начался.

История до боли напоминает проект ЛуАЗ-1301, который проектировали с конца «перестроечных 1980-х». И дизайном, и типом кузова ЛуАЗ-1301 был похож на «Мишку», если не как родной, то, как двоюродный брат. Концепт ЛуАЗа показали в 2002 году, однако с пуском производства что-то затягивали и в итоге (в конце того же года) проект автомобиля был признан устаревшим, а его производство – нерентабельным.

И вот, в июне 2012 года от представителей ОАО «АСМ-холдинг» стало известно, что проекту «Мишка» – быть! В июле-сентябре, на арендованных мощностях одного из цехов «ЗиЛ», в котором ранее шло производство холодильников, будет собрана первая пробная партия: 150 «Мишек» в кузове хэтчбек, еще 100 в кузове пикап/фургон. План производства – 5000 за первый год. За второй его хотят увеличить в два раза.

Согласно заявленным в пресс-релизе характеристикам автомобили «Мишки» будут иметь:

  • Тот же каркасно-панельный кузов, что был заявлен в 1998 году.
  • Бензиновый четырехкамерный двигатель 1,3л с мощностью в 70 л.с. – это равняется 51.48 кВт.
  • Коробка передач – механическая пятиступенчатая.
  • Максимальная развиваемая скорость 155 км/ч.
  • Расчётный расход топлива 5,8 литров на 100 км.
  • Заявленный объём багажника 400(!) литров и 800(!) при сложенных задних сиденьях.

Габаритные размеры (мм) авто «Мишка»:

  • Длина – 3330;
  • Ширина – 1575;
  • Высота – 1442;
  • Колесная база – 2280;
  • Дорожный просвет (клиренс) – 185.

Снаряженная масса малолитражки составит 860 кг, масса – 670 кг.

Также предполагается, что переднеприводной авто «Мишка» по желанию заказчика можно будет оснастить автоматической коробкой передач в четыре ступени, а также установить двигатель от Volkswagen Lupo (1.0), Peugeot-107 (1.0), либо Renault Twingo (1.2).
В будущем автомобиль хотят оборудовать кондиционером, добавить электроусилитель руля, а также несколько усовершенствовать внешний облик и дизайн внутреннего интерьера. Изменения планируется предпринять при участии итальянского дизайнера Франко Сбарро.

На 2012 год заявленные цены на автомобиль «Мишка» составляют 170000 рублей за «пассажирский» и 195000 рублей за «пикап».

Из того, что было заявлено производителем, больше всего впечатляет объём багажного отделения. В качестве сравнения: объём багажника для видавшей виды «Оки» – 210 литров при практически тех же габаритах (3200/ 1420/ 1400).

Немного смущает конструкция кузова, особенно на фоне, что о системах безопасности не сказано ничего, кроме того что АБС, а также электроусилителем руля «Мишка» пока похвастаться не сможет. До официальных краш-драйв-тестов что-то конкретное сказать сложно, однако в душу отечественного автолюбителя невольно закрадываются сомнения и нехорошие ассоциации с бипланом-этажеркой.

Судя по заявленным характеристикам двигателя и расходу топлива, машина должна получиться экономичная. Но все познается в сравнении. Volkswagen Lupo с объемом в 1литр и 50 л.с. выдает 152 км/ч при расходе 4,9 л на сотню. При этом его снаряженная масса составляет 884 кг.

Дорожный просвет небольшой даже для малолитражки, хотя у той же «Оки» он был на полтора сантиметра меньше. Мелочь, но приятно.

Еще немножечко удивляет заявление о том, что в проекте по усовершенствованию дизайна кузова будет участвовать Франко Сбарро. Между тем, итальянцу уже 73 года и разработкой дизайна, скажем так, гражданского автомобилестроения господин Сбарро никогда не занимался. Его работы – гоночные (!) мотоциклы, а именно безосные колеса для мотоциклов.

Самым различимым плюсом, видимо, станет цена данного автомобиля. Нужно понимать, что спрос на такой вид автотранспорта существует немалый. После «Оки» и «Запорожца», которые были машинами пенсионеров, малоимущих, мелких клерков и студентов, российский автопром ничего так и не выдал. А потребность на такие виды авто была и будет. Состоятельные господа немцы отказываются от шика и переходят на класс городских автомобилей – мало- и микролитражек, которые более дешевы и экономичны в пользовании. Для сельской местности, для дачи, для быстрых маневров, как раз подойдет что-то подобное. Плюс: ремонт «на коленке», запчасти, которые, скорее всего, будут унифицированы со старыми советскими.

В общем, глобальную оценку проекту пока давать рановато. Подождем осени, а там поглядим, как себя зарекомендует «Мишка».

Отзывы

У легендарной «Оки», снятой с производства в 2008 году, мог появиться преемник – АСМ-1128 «Мишка». Компактный трехдверный хэтчбек, построенный силами «АСМ-Холдинг» и НАМИ в 1997 году, из-за небезопасной конструкции так и не вышел «в серию».

Базовая модель представляла собой четырехместный хэтчбек (хотя производитель позиционировал его как «универсал», но короткий задний свес характеризует его именно как хэтчбек), исполненный со съемным жестким верхом по принципу «ландо», то есть над задними сиденьями. Каркасно-панельный кузов предполагалось соединить со сварным каркасом из труб низколегированной стали. Стоимость малолитражки была более чем доступной – всего 195 000 рублей за базовую комплектацию.

Posted by Татьяна Рузина on Monday, 29 August 2016

Под капот преемник «Оки» получил четырехцилиндровый 51-сильный «атмосферник» объемом 1,3 литра от Мелитопольского моторного завода (знаком по продукции ЗАЗа), а пару ему составляла такая же простая и надежная 6-ступенчатая «механика».

Впервые «Мишку» показали в 1999 году на Московском автосалоне, а уже в 2000-м дебютировало целое семейство «медвежат»: хэтчбек, фургон, пикап и даже полноприводный электрокар.

Сразу после премьеры машина подверглась критике из-за небезопасной конструкции: хлипкая сварная рама едва ли могла обеспечить даже статическую жесткость кузова, поэтому будущее новой «Оки» было предрешено. В итоге проект «заморозили» и больше о нем не вспоминали.

Как говорится на официальном сайте компании «Мишка-Тула-Москва», уже получено одобрение типа транспортного средства с разрешением на производство 150 автомобилей «Мишка» в кузове универсал и 100 автомобилей пикап-фургон. Все автомобили соответствуют экологическому стандарту Евро-3.

Конструкция машины представляет собой сварную пространственную раму из труб с навешенными на нее пластмассовыми кузовными панелями. Автомобиль, внешним видом напоминающий «Оку», имеет переднеприводную компоновку и оснащается четырехцилиндровым мотором «Заз» объемом 1,3 литра мощностью 70 л.с. В паре с мотором работает пятиступенчатая механическая коробка передач.

Напомним, что учредителем компании «Мишка-Тула-Москва» является известный шахматист Анатолий Карпов. Автомобиль «Мишка» был создан еще в 1997 году и несколько лет подряд показывался на различных российских автосалонах, но до реального начала производства дошло только сейчас.

Ранее именитый шахматист заявлял, что «Мишка» — это предельно дешевый автомобиль для «не очень крепкого среднего класса». Цена на универсал будет начинаться с отметки 195 000 рублей, на фургон и пикап — от 170 000 рублей, на на версию для инвалидов — от 215 000 рублей.

Родился проект, но как часто это бывает, обстоятельства жестоко убили его. Все попытки реанимации, длящиеся без малого десять лет, должны прекратиться этой осенью – либо заказывать поминальную службу, либо праздновать второе рождение. Речь идёт о проекте «Мишка».

Все уже было предали забвению задумку о создании малолитражного автомобиля класса «А», как двумя неделями раньше, «Мишка» разворошил улей СМИ своей небольшой лапой. На московском «ЗиЛе» начались подготовительные работы к производству микролитражек, которым когда-то прочили огромную популярность.

Всё начиналось не так давно. В 1997 году «Автосельхозмаш-холдингом» был разработан компактный, малолитражный автомобиль. Им помогали специалисты из Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института. В принципе, это не так важно. Главное, что создатели очень хорошо просчитали все плюсы и минусы своего проекта. На то время главным и, пожалуй, единственным представителем класса «А» в России была «Ока». Добавьте к этому то, что спрос на ВАЗ-11113 превышал предложение, а значит «Мишке» было где развернуться.

Вспоминаем дальше. В 1999 году на Российском международном автосалоне был представлен первый опытный образец «Мишки». Общественный резонанс был. Поднялась шумиха: «Мишка» — революционная разработка, в основе которой лежит «отвёрточный» принцип сборки, до которого даже японцы не дошли. Вам смешно? Строились наполеоновские планы по выпуску и наращиванию мощностей (на уровне предположений и гипотез, разумеется). Естественно, нужно было выбирать место для производства нового автомобиля. Вариантов было много, в числе которых был «КавКАЗ-М», привлёкший к проекту даже американцев, назвавших нового представителя «А» класса «Michael». Самой реальной перспективой был «Ленинградский северный завод»… Если вы до сих пор не видите «Мишек» на дорогах страны, то значит, что в конце 90-х что-то не заладилось. «Не заладилось, и ладно», — сказали или подумали многие. В такие моменты в «добрых» фильмах появляется герой, спасающий всё на своём пути. В сериале «Мишка» героя зовут Анатолий Карпов.

Анатолий Евгеньевич Карпов тащил проект, как локомотив. Сам он не любит автомобили, крутить «баранку» — не его… Вот такой вот гроссмейстер-альтруист

Свою партию гроссмейстер, двенадцатикратный чемпион мира по шахматам, Карпов начал в 2003 году. В январе обозначенного года учреждается новое открытое акционерное общество «Мишка-Тула-Москва». Под патронажем титулованного шахматиста дело сдвинулось с мёртвой точки. Сначала свои площади под производство «Мишки» планировал выделить Тульский комбайновый завод. Рокировка влиятельных лиц в администрации города препятствовала началу выпуска. Карпов с единомышленниками, надо думать, потратил много сил, средств, а тут – новый хозяин Тульской области, которому даром не нужно было это производство микролитражного автомобиля. Суды, тяжбы и прочее. Позже в губернаторском кресле оказывается более благосклонный к «Мишке» человек… Только вот Тульский комбайновый завод оказался ненужным ОАО «Мишка-Тула-Москва». Выбор пал на «ЗиЛ»… мол, есть там и кадры и условия, а автомобиль нуждается в серьёзной доработке. На заводе им. Лихачёва соберут первую партию автомобилей в количестве 250 штук.

Кратенькая биография «косолапого» набросана. Вы понимаете, что вопрос о производстве малолитражного автомобиля в наше время особенно актуален. Но актуален ли вылезший из берлоги «тульский медведь», от которого веет девяностыми со всеми их прелестями: дефолтом, кризисами, банкротством и жаждой заработать денег. В принципе, всё осталось на своих местах, за исключением некоторых вещей. Пожалуй, только вкусы и претензии на изысканность и комфорт у людей обострились.

Дизайн «Мишки», безусловно, оставляет желать лучшего. Так думают многие, но они во многом ошибаются. Обо всём по порядку. Помните, когда-то в Англии одна фирма изготавливала конструкторы: покупаешь, собираешь, если руки растут из нужного места, и получаешь крохотную машинку. «Мишка» делается примерно по такому же принципу. Скелет сварен из низколегированной стальной трубы квадратного сечения. Толщина стенок – 3 мм. На каркас крепятся пластиковые кузовные панели. На сам кузов производитель даёт десятилетнюю гарантию.

Но нет никаких гарантий по пассивной безопасности. Краш-тестов мы не нашли, но имея хоть какое-то представление об автомобилях, не трудно представить, что произойдёт при лобовом столкновении.

«Мишка» немногим больше своей популярной предшественницы «Оки»: длина – 3 330 мм против 3 200 мм, ширина – 1 575 мм против 1 420 мм, высота – 1 442 мм против 1 400 мм. В клиренсе «Туляк» тоже выигрывает, он у него – 185 мм.

Тип кузова, предусмотренный для «Мишки» изначально, — универсал. «Отвёрточный» тип сборки позволил добавить в линейку и пикап, и фургон. Ранее производители козыряли тем, что возможен и тип кузова «ландо» — универсал, лишённый крыши (верхняя панель легко откручивалась и снималась, и если в конструкции ничего не изменили, то превратить автомобиль в «ландо» не трудно). Первая партия будет состоять из 150 универсалов и 100 фургонов-пикапов.

То самое «ландо»

Вернёмся всё-таки к архаичному дизайну «Мишки». Можно ли его оправдать долгой спячкой? Думаем, что можно. Крайне малая заинтересованность инвесторов в этом автомобиле со всеми вытекающими отсюда последствиями? Принимается. Некоторые додумываются сравнить «Мишку» с прохоровским «Ё-мобилем»… Это не совсем корректно. Во-первых, разные классы автомобилей. Аудитория у них одна: «народ»,- как выражается большинство. Только теперь без обид и всяких огорчений с диким воплем. Народ у нас с разным достатком, если уж говорить открыто – тут ничего нового для вас. Вспомним, сколько должен был стоить «Ё-мобиль», изначально – 360 тысяч рублей. Сколько он стоит теперь?! «Мишка» же сохранил свою стоимость на ранее заявленном уровне – до 200 тысяч рублей. Нас даже не обманули, тульский микролитражный универсал можно заказать по цене от 195 тысяч рублей. Плюс дополнительные опции, но это по желанию клиента. Судьба проекта, как вы могли заметить, не очень лёгкая, даже серийно ничего собрать не успели. Не успели собрать, показать, доказать, что спрос будет – считай, что спонсоров нет. Нет спонсора – нет денег. Нет денег – нет инноваций. Делать такой бизнес исключительно на кровно заработанные нельзя, а то потом придётся лапу сосать на пару с «Мишкой». Да и о каком дизайне может идти речь за такие деньги? Анатолий Карпов очень хорошо сказал: «автомобиль для не очень крепкого среднего класса». По меркам международным, средний класс в России – танец на черте бедности в Европе.

Один из опытных образцов «Мишки» был оснащён комбинированной электроустановкой. Схема примерно та же, что и в «Ё-мобилях»: двигатель заряжает суперконденсаторы через генератор. Даже конструкция у автомобилей похожа – каркас и панели из полимерных материалов

Вообще, проблем с внешностью у «Мишки» быть не должно. Новый дизайн автомобиля будет разрабатываться с Франко Сбарро, человеком, который действительно смыслит в своём ремесле. Менять облик можно каждые 6-8 месяцев, говорит производитель. Успевай только рисовать…

Франко Сбарро — настоящий дизайнер-психопат. Ознакомьтесь с его работами на досуге. «Мишку» он уже видел и в его голове полно идей

Дизайн – только обёртка, с которой можно смириться, если внутри ожидает что-нибудь вкусное. Речь пойдёт о двигателях для «Мишки». Перевернём назад пару страниц истории проекта. Первоначально, тульская микролитражка должна была получить агрегаты от «Оки», но мы уже говорили, что спрос на ВАЗ-11113 был огромным, двигателей не хватало и, как следствие, ничего «косолапый» не получил. Пробовали оснастить «движком» от ВАЗ-21081, но в 90-х автомобильная отрасль переживала не лучшие времена. Тогда решились одолжить на пробу 1.3-литровый 70-сильный мотор у «Таврии» производства Мелитопольского моторного завода. Двигатель сделал модель длиннее, шире и чуть дороже. Этот агрегат до сих пор в строю и «Мишка» катается на нём. На «ЗАЗах», кстати, стоит такой же. Максимальная скорость «Мишки» — 155 км/ч, а расход топлива – около 5.8 литров на 100 км пробега. Коробка передач – механическая «шестиступка».

Поражает, конечно же, универсальность конструкции, которая позволяет оснастить автомобиль любыми двигателями объёмом от 1.1 до 1.4 литра. Так, например, подойдут моторы от Renault Twingo, Peugeot 107, Volkswagen Lupo и ВАЗ-11194.

Коли речь зашла об адаптации. «Мишка» — хороший, но не идеальный вариант для инвалидов и людей с ограниченными возможностями. Сиденья расположены на том же уровне, что и у инвалидных колясок – позволит без проблем пересесть с кресла за руль и наоборот. Проёмы дверей достаточно широкие, если судить по фотографиям и верить словам знакомых с «Мишкой» лично. К тому же на сегодняшний день реально наладить выпуск микролитражек с рычажно-пружинным механизмом; у него три версии: для людей без двух ног и людей без левой или без правой ноги. Гроссмейстер Карпов, позвольте пожать Вам руку за такую заботу. Мы знаем, что ни один производитель не выпускает автомобили (верим, что «Мишку» запустят), предназначенные специально для инвалидов. Вот только пассивная безопасность… улучшить бы.

Втроём усесться на заднем сиденье будет проблематично. Оптимальный вариант — два взрослых человека, да и то тесновато. Объём багажного отделения — 400 литров, если сложить задние сиденья, то он увеличится вдвое

Логично будет сказать, что Анатолий Карпов больше не является учредителем ОАО «Мишка-Тула-Москва». Эту должность в 2011 его заставило сложить место депутата в Государственной думе. Закон обязывает. Теперь предприятием «заведует» американец Максим Длуги (кстати, тоже известный шахматный гроссмейстер!), владелец фирмы ОАО «ПО Вертикаль», вложивший инвестиции в проект «Мишка». Так что теперь судьба микролитражки зависит от максимума сил и возможностей Максима.

Цена на универсал в стандартной комплектации начинается от 195 тысяч рублей. Фургон и пикап стоят дешевле — от 170 тысяч рублей. Самая дорогая начальная версия — для инвалидов. Она оценивается в 215 тысяч рублей

Чего ждать нам от ОАО «Мишка-Тула-Москва» в ближайшее время? План по выпуску – 30 тысяч автомобилей в год. В сентябре-октябре 2012 года мы должны увидеть 250 автомобилей, собранных на «ЗиЛе». Если их не будет, то партия, успешно начатая Карповым и продолженная им в самые трудные годы, будет проиграна. Сможет ли «Мишка» из пешки превратиться в могучего ферзя? Узнаем ли мы, как ходит «Мишка»? Или всё-таки это был просто гамбит… Бессмысленный гамбит.

О планах создания нового русского авто рассказал двенадцатый чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов. Планируется, что «Мишка» будет значительно дешевле нашумевшего «Ё-мобиля».

По словам гроссмейстера, сейчас в его активе несколько проектов, которые не связаны с шахматами. Одним из таких является проект создания бюджетного российского автомобиля, который был бы доступен даже тем, кто считает дорогой «Ладу». «Хочется реализовать бизнес-проект, он связан с народным автомобилем. Его уже сейчас можно производить», — рассказал Карпов в интервью изданию «Деловой Петербург». По данным издания, речь идет об автомобиле «Мишка», который планируется собирать на ОАО «Мишка-Тула-Москва», одним из учредителей которого является Карпов.

«Ё-мобиль» будет стоить много. Мы стоим не в той ценовой нише, наш автомобиль мы сможем продавать ниже 200 тыс. рублей (около 7 тыс. долларов), то есть это в два раза дешевле «Ё-мобиля», это машина для не очень крепкого среднего класса. Потом у нас есть разработка для инвалидов. На сегодняшний день ни в странах СНГ, ни в странах восточной Европы не производят специальных автомобилей для инвалидов. Хотя бы по социальной программе, думаю, правительство могло бы рассмотреть вопрос, например, кредитования. Нам не надо никаких субсидий выделять, как это делает государство по другим направлениям автомобильной промышленности. У нас просто не хватает оборотных средств для старта», — поделился Карпов подробностями о проекте.

По словам гроссмейстера, разрешение на выпуск первых промышленных партий автомобиля уже получено. Для того чтобы получить документ, машина должна пройти 19 тестов, а «численность» первой партии составляет до 150 экземпляров. Следующее разрешение дается только после успешных краш-тестов и действует уже на производство 10 тысяч машин или на один год. Далее снова требуется подтвердить качество машин. После чего можно производить неограниченное число автомобилей.

Сам Карпов принимает участие в проекте «и как инвестор, и как совладелец, и как автор разработок, патентов». По словам собеседника издания, автомобиль может развивать скорость до 170 км/ч и перевозить грузы до 400 кг. По габаритам «Мишка» вписывается в класс «Оки», добавил гроссмейстер.